Как вырастить чемпиона рассказ мамы. Как растут чемпионы. В качестве резюме

19 декабря 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 г. РЫБИНСКА

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

ПО ТЕМЕ:

«ГДЕ И КАК РАСТУТ ЧЕМПИОНЫ?»

Выполнил

Ученик 7 В класса

Черёмухин Олег

Руководитель проекта

Учитель физкультуры

Ямушина Кристина Станиславовна

Рыбинск 2018

План

Введение………………………………………………………………2

Цель проекта…………………………………………………………..3

Биография Олега Блохина……………………………………….……3

Вывод…………………………………………………………………..11

Приложение………..…………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………13

Введение

Проект «Где и как растут чемпионы?» я выбрал неслучайно.

Во всём мире известны имена величайших российских спортсменов, в том числе и моих земляков: Владислава Третьяка, Вечеслава Фетисова, Елены Вяльбе — трёхкратная олимпийская чемпионка,14-кратная чемпионка мира, патикратная обладательница Кубка мира; Алексея Ягудина — олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира, 3-кратный чемпион Европы; Евгения плющенко и других. Они прославили нашу страну и стали символом мужества, силы, терпения и стремления к победе в честной игре.

Имея таких спортсменов, которые являются национальной гордостью России, наша страна заслужила право принимать Олимпийские игры. Это главные спортивные состязания на нашей планете. Например, вы знали что Ярославская область воспитала не мало Олимпийских чемпионов. И тут мы задумалась: а как они стали чемпионами, самыми-самыми на нашей планете?

Любой ли человек способен выиграть золотую медаль, или нужно родиться со сверхспособностями?

Проект «Где и как растут чемпионы» направлен на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни, формирование новой политики здоровья в подростковой среде через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни.

Я определился с целью и задачей:

Цель — привлечь внимание одноклассников к здоровому и активному образу жизни.

Задача — показать значимость спорта в жизни человека;

показать на примере конкретных спортсменов, что чемпионом может стать каждый — стоит только захотеть;

Гипотеза — каждый ребёнок может стать олимпийским чемпионом.

Почти 30 лет Россия, самая большая страна в мире, не принимала у себя ни одной Олимпиады.

Мы с ребятами с удовольствием ходим на уроки физической культуры. Многие наши занятия проходят на свежем воздухе. Занимаясь спортом, мы чувствуем себя здоровыми, крепкими, сильными.

А сможем ли мы достичь олимпийских высот?

Поэтому я задался целью написать проектно-исследовательскую работу для учащихся нашего класса «где и как растут чемпионы?»

Я долго думал о каком чемпионе мне писать, решили что напишу о том, кто для меня является чемпионом.

Я решил писать про легендарного футболиста и тренера СССР — Олега Блохина .

Говорить об Олеге Владимировича Блохине можно бесконечно, еще дольше можно перечислять его заслуги перед советским и украинским футболом. Человек-легенда, профессионал, маэстро — пожалуй, даже таких слов будет недостаточно, чтобы рассказать о выдающемся футболисте и тренере.

Факты из биографии

В ноябре 1952 года в семье офицера МВД и преподавателя Киевского строительного университета на свет появился мальчик по имени Олег Блохин. Биография его началась в городе Киеве, там же юный футболист посещал тренировки молодежного состава клуба своей мечты — киевского «Динамо».

В качестве игрока Олег Блохин отдал киевскому «Динамо» почти двадцать лет. Лишь на закате карьеры он играл за австрийский «Форвертс» и кипрский «Арис». На эпоху Блохина пришлись славные часы, когда киевляне гремели по Европе, не признавая авторитетов. За 19 сезонов атакующий полузащитник сыграл за «Динамо» больше четырехсот матчей, отметился в воротах соперников 215 раз. За сборную СССР провел 116 матчей. Из воспоминаний его коллег и спортивных экспертов, Олег Блохин — футболист универсальный, способный обострить и «взорваться» на любой позиции.

Сам же полузащитник называет своим излюбленным приемом — резкий рывок вперед и молниеносный удар по воротам, особенно ярко продемонстрировал на мюнхенском стадионе в первой встрече за Суперкубок Европы между «Баварией» и киевлянами. Тогда он точно ударил в дальний угол.

О наградах и достижениях Олега Владимировича Блохина можно написать отдельную книгу.

В киевском «Динамо» он семь раз становился чемпионом СССР, еще шесть раз поднимал над головой Кубок страны. Трижды Блохин выигрывал Суперкубок СССР и дважды — Кубок обладателей Кубков. Также в его арсенале есть и Суперкубок УЕФА, выигранный в 1975 году. Из личных регалий Блохина (футболиста) можно выделить девять званий лучшего футболиста СССР, престижную награду «Золотой мяч», полученную по версии журнала France Football, звание мастера спорта СССР международного класса и специальный приз к пятидесятилетнему юбилею УЕФА — награду лучшему футболисту Украины, начиная с 1954 года. В качестве тренера Олег Блохин выигрывал Кубок и Суперкубок Греции, а также становился серебряным призером местного чемпионата.

Самое значимое достижение на международной арене — тот самый четвертьфинал Чемпионата мира 2006 года .

С киевским «Динамо» Олег Владимирович завоевал бронзовые медали чемпионата Украины, однако, как уже было сказано выше, с учетом предыдущих достижений бело-голубых, это, скорее, можно считать антиуспехом. Также у футболиста и тренера есть несколько государственных наград высшего уровня. Еще один интересный факт. Многим знакома и любима песня грузинской исполнительницы Тамары Гвердцители «Виват, король», однако далеко не каждый знает, что композиция была написана специально в честь легендарного Блохина и исполнена во время его прощального матча в 1989 году. Поклонникам Олега Владимировича и киевского «Динамо» лишь остается вторить знаменитой певице: «Виват, король, виват»!

Но как же он смог стать таким выдающимся футболистом?

Олег Блохин не просто вошел, а прямо-таки ворвался в элиту советского футбола. Прежде всего в молодом форварде изумляла фантастическая скорость. «Почему Блохин так быстро бежит?» — этот вопрос задавали многие. Ответ находился сразу: «Одарила природа и… гены».

Отец великого футболиста, Владимир Иванович Блохин, родился в Москве 18 июля 1922 года. Предки его были крестьянами, а родители в начале 1920-х годов переехали в Москву, где работали в Первой градской больнице: мать — медицинской сестрой, а отец — заместителем главного врача по хозяйственной части, он отвечал за транспортировку больных. Основным транспортом в то время были лошади, и дед Олега Блохина занимался конским поголовьем, ремонтом повозок. Жили Блохины в домике для больничной обслуги, семья воспитывала восьмерых детей.

Раннее детство Олега Владимировича прошло на улице Шота Руставели, в районе Республиканского стадиона, на футбольное поле которого он выходил потом много лет. Стадион окружали крутые горки, склоны которых густо покрывали сады и заросли. Летом маленький Олег носился в этих зарослях, а зимой слетал с самых крутых склонов на лыжах. Говорили, что по этому признаку Екатерину Захаровну даже узнавали на улице — это, дескать, мать того малого в кожушке, который с таких горок съезжает, где даже взрослые боятся.

У Блохиных тогда жила немецкая овчарка по кличке Джек, с которой Олег часто гулял. Он вспоминает, как зимой родители запрягали Джека в санки, которые мчали мальчика по первому пушистому снегу.

Олег Владимирович вспоминал, что в семье не принято было говорить об одежде, о вещах.

Ни Олег, ни его старший брат Николай (сын Екатерины Захаровны от первого брака) никогда не злоупотребляли столь обычными для многих детей словами «хочу» или «купи». Родители покупали им только самое необходимое, излишеств в игрушках и вещах они не знали.

Вообще Николай и Олег Блохины, несмотря на 13-летнюю разницу в возрасте, очень дружны с самого детства. По воспоминаниям Олега, в детстве у него не было друга ближе и вернее, чем старший брат, который всегда казался ему самым сильным и ловким. Николай следил за младшим братом, терпел все его шалости и проказы, охотно играл с ним во дворе в футбол, катался на лыжах и на санках, ходил с ним в зоопарк, на стадион.

В одном из семейных альбомов Блохиных есть две фотографии, где Олегу чуть больше четырех лет. На одной из них его левая нога победно поставлена на футбольный мяч, кажущийся чуть ли не больше самого мальчика. Играть с мячом маленький Олег вообще любил — первый раз ударил по нему, когда ему еще не исполнилось трех лет. На втором снимке щупленький Олег отталкивается от стартовых колодок, а старт ему на беговой дорожке дает мама. Как говорил сам Олег Блохин, эти снимки свидетельствуют, что с самого раннего детства в нем боролись легкоатлет и футболист. Но в итоге он принял решение стать футболистом, не смотря на мнение матери выбрать лёгкую атлетику, так как она была спортсменкой.

Спорт! Какое маленькое, но очень важное в жизни человека слово. Наша жизнь немыслима без спорта. Каждый черпает в спорте что-то своё.

Для одних — это красочное зрелище, как спектакль.

Для других — укрепление здоровья.

Третьи избирают спорт своей профессией.

А кто-то становится олимпийским чемпионом.

Заниматься спортом:

Полезно, чтобы не болеть и радоваться жизни во всех её проявлениях;

Выгодно, потому что спорт даёт большие возможности для достижения жизненной цели, более высокую работоспособность, выносливость, повышает физическую привлекательность;

Интересно, потому что создаются неограниченные ресурсы для совершенствования и саморазвития, облегчаются общение, контакты с людьми.

Заниматься спортом — это значит, что путём упорных тренировок и постепенно возрастающих нагрузок добиваться высоких результатов.

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нём имеется обязательная соревновательная часть. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения с успехами других спортсменов в соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование.

К сожалению, в наше время занятия спортом отодвигаются на второе место.

Многие ребята предпочитают всё своё свободное время проводить у компьютера или у телевизора. А для нас, школьников, спорт — это здоровье, физическая закалка, выносливость, отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в себе и своих силах. Именно поэтому мы решили провести анкетирование среди своих одноклассников, выяснить их отношение к спорту и у кого из них есть желание стать олимпийским чемпионом.

Вместе с ребятами мы составили анкету «Спорт в моей жизни».

Вопросы анкеты:

1. Как Вы проводите своё свободное время?

Смотрю телевизор;

Играю в компьютерные игры;

Гуляю;

Занимаюсь спортом.

2. Любите ли Вы спорт?

3. Считаете ли Вы, что спортом может заниматься каждый человек?

4. Занимаетесь ли Вы в спортивных секциях?

5. Хотите ли достичь высоких спортивных результатов?

6. Хотите ли стать Олимпийским чемпионом?

В ходе анкетирования выяснилось, что все мои одноклассники любят спорт, считают, что спортом может заниматься любой заинтересованный человек. Но большинство учащихся предпочитают в свободное время смотреть телевизор или проводить время за компьютером. Лишь 60% моих одноклассников стремятся достичь высоких результатов в спорте и мечтают стать олимпийскими чемпионами. Но многие из нас не занимаются в спортивных секциях. Почему? В ходе обсуждения ребята называли разные причины: одни считают, что они живут в отдалённых местах и не имеют возможности заниматься спортом в секциях, что у них мало свободного времени, другие считают, что это требует больших денежных затрат.

Вывод

Исследование, которое мы провела, показало, что все ребята понимают значимость спорта в жизни, что у многих интерес к занятиям спортом — высокий. Стало ясно, что шансы добиться успехов в спорте у всех практически равны. Остальное зависит уже от нас самих.

А самое главное — это огромное желание трудиться, идти к своей мечте.

Это действительно может сделать каждый ребёнок: надо только много тренироваться, верить своему тренеру и не бояться критики. Олимпийским чемпионом может стать каждый! Главное — очень захотеть и сильно постараться!

Приложение

Опрос моего класса показал что 60% ребят выбирают спорт, 10%гулять, 10% смотреть телевизор и 20% компьютерные игры.

Список литературы:

  1. http://www.sports.ru/tribuna/blogs/peripheralvision/488533.html
  2. http://www.peoples.ru/sport/biatlon/reztsova/
  3. http://www.smsport.ru/expo/katalog/biatlon/reztsova/2.php
  4. http://champion33.ru/
  5. Б. М. Липовецкий. Занимайтесь спортом!!! М., 1985
  6. Киселёв Ю.Я. « Влияние спорта на формирование личности» М.,Знание 1987
  7. Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1987
  8. Журнал «Лыжный спорт», № 57, 2012 год

Большой спорт — большие деньги. Не говоря уже о престиже и удовлетворенном родительском самолюбии. Но просто отвести дитя за руку в спортивную секцию, интересоваться его успехами, болеть на соревнованиях — уже вчерашний советский день. В будущего чемпиона нужно вкладываться по полной программе. Есть такая профессия — родители спортсмена.

Инвестор

А что вы хотите? В любого спортсмена вложены немалые деньги. Особенно в модных видах спорта. Только потом, когда ваш ребенок будет замечен, на него обратят внимание спортивные менеджеры и спортивные чиновники. А пока, как в любом виде бизнеса, надо составить свой бизнес-план лет так на десять вперед. И посчитать все четко и целенаправленно, включая инфляцию, риски травм и политические колебания. Возможно, это будут все ваши деньги и средства.

Вот Николай Круглов-старший, двукратный олимпийский чемпион 1976 года по биатлону продал свои медали, чтобы купить сыну Коле лыжи, экипировку и обеспечить поездки на турниры. За Николая Круглова-младшего теперь болеет вся страна. В 1995 году 11-летней Саше Костенюк пришлось играть в шахматы за деньги на площади Звезды в Париже. Им с отцом не хватило денег на автобус до аэропорта, и будущая шахматная звезда заработала к утру несколько сот франков. А если верить семейной легенде, папа Анны Курниковой когда-то продал телевизор, чтобы купить дочке ракетку.

И если уж мы заговорили о большом теннисе, то вспомним слова Шамиля Тарпищева: «Если у вас нет денег, но вы хотите вырастить из ребенка профессионального игрока, вы можете отдать его в спортивную школу, чтобы он участвовал в детских турнирах внутри страны и набирал очки с целью попасть в юношескую национальную сборную. Но этот путь только для талантливых и упорных. Здесь не будет мам, вытирающих сопли и устраняющих конкурентов, а будет настоящая спортивная борьба».

Но в любом случае есть постоянные расходы: начиная от формы и спортивного снаряжения до оплаты поездок на внутренние и зарубежные турниры. Расходы на занятия в группе неизбежно сменяются расходами на личного тренера. От тысяч рублей совершается переход к тысячам долларов. И это касается всех детей — даже самых способных. «К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что сегодняшние родители хотят получить все малой кровью, — говорит тренер Ирины Слуцкой Жанна Громова. — Многие не понимают того, что, как бы талантлив ребенок ни был, настает момент, когда они тоже должны подключаться к процессу. Не только морально, но и материально».

Можно, конечно, и поторговаться, как Майк Агасси, который умудрился устроить своего Андрэ в самое крутое теннисное заведение в мире — академию Ника Боллетьери во Флориде. Он сумел скостить стоимость обучения с 3000 до 800 долларов в месяц (самый низкий тариф в истории академии!), потребовав исключить из программы все предметы, не относящиеся непосредственно к теннису. Впрочем, о Майке Агасси мы еще скажем.

Тренер и психолог

Ситуация упрощается, если родители сами спортсмены, или имеют опыт тренерской работы. В любом случае они свободно ориентируются в своей сфере и могут найти нужного наставника, когда наследник уже превысил уровень их мастерства. А если нет, то родителям необходимо набирать нужный минимум познаний в выбранном виде спорта. Чтобы не лезть с кулаками на судью во время соревнований, чтобы трезво оценивать успехи чада и самое главное — понимать тренерскую кропотливую работу и делать выверенный шаг, связанный со сменой тренера, секции, клуба, города.

Но это еще полбеды. Ваш «бизнес» связан с двумя абсолютно нерациональными элементами: детство ребенка и родительская любовь. Имейте в виду: вы практически лишаете своего чемпиона нормальных детских радостей. (Тот же Майк Агасси создал для своего сына детскую, которая была выкрашена в зеленый цвет теннисной лужайки, на стенах были огромные портреты великих теннисистов прошлого, а вместо мишек и погремушек лежали мячики и ракетки). Вы не должны давать своему ребенку кукол или солдатиков, не читать на ночь «Аленький цветочек» или «Трех поросят». Вы должны твердить без конца спортивные истории с хэппи-эндом: золотые медали, первые места и счета в европейских банках. Тренировки до школы, после школы и чего греха таить — вместо школы. Вы готовы к этому? И готов ли к этому ваш «бизнес-объект»?

Ведь наступит знаменитый переходный возраст. И ваш будущий чемпион просто откажется быть таковым. Ему, видите ли, надоело, ему неинтересно. И все ваши вложения оказываются просто ничем. Удивительный момент: многие тренеры говорят о том, что будущие звезды и чемпионы выходят из семей с не очень большим достатком. Для них — маленьких мальчиков и девочек — появляется шанс в жизни: стать богатым. И они нередко сами заставляют своих родителей тратить деньги на очередную ступеньку к вершине, будь то поездка на соревнования или покупка новых коньков.

12-летний Женя Плющенко настоял на переезде к Алексею Мишину из Волгограда в Петербург. Его мама Татьяна Плющенко вспоминает: «Мы с отцом не хотели отпускать его в другой город…. И спустя полгода я, бросив работу в Волгограде, поехала к нему туда не потому, что у него пошли успехи, а потому, что он плакал там по ночам в подушку… Родители, которые отдают ребенка в спорт с желанием непременно сделать из него чемпиона, должны понимать: деньгами всех проблем не решить. Гораздо больше потребуется терпения, умения слышать своих детей, вовремя помочь им добрым словом… А первые серьезные призовые Женя заработал лишь два года спустя после переезда».

Толкач и фанатик

А еще вы должны заработать репутацию человека, который не остановится ни перед чем и ни перед кем, лишь сделать из своего ребенка великого спортсмена. На детских турнирах по теннису, куда судей не приглашают, матчи нередко заканчиваются конфликтами родителей. Дело доходит до маминых словесных «дуэлей» и отцовских потасовок. Но это, так сказать, на виду. Есть еще скрытые механизмы: дополнительные занятия, беседы с тренером на стадии отбора кандидатов на матч или соревнования… Опять понадобятся деньги, связи, искусство уговаривания.

Конечно, многое зависит от способностей ребенка. Но многое — и от родительского контроля. Если хотите, фанатизма. Кто готов подписаться под словами Джима Пьерса, отца французской теннисистки Мари Пьерс: «Мари — это прекрасно оттюнингованный спортивный автомобиль. Самый настоящий «Феррари», который построил лично я. Почему же у меня нет права иметь от него ключи?» Добавим только, что сама дочь разорвала все отношения с отцом, а WTA пожизненно запретила ему посещать матчи под эгидой профессионального тура. Поскольку папин крик с трибун «Мари, убей эту суку!» считался самым мягким из того, что он орал в адрес соперниц.

В шахматном мире появилось знаменитое выражение «Гатский папа». Мальчика-вундеркинда, блиставшего лет десять назад на шахматном Олимпе, полностью вылепил отец — бывший боксер, преподаватель физкультуры. По словам Гаты, его папа Рустем стал «товарищем, нянькой, поваром, менеджером и тренером…» Он научил сына читать в два года, в четыре тот уже музицировал на фортепиано. Искусство шахмат Гата освоил в семь. 8-летний Гата обыгрывал мастеров в сеансах одновременной игры, а в 13 победил на юношеском чемпионате страны. Отец забрал 13-летнего сына из школы, чтобы не отвлекаться от шахмат. Разработал специальную систему тренировок, в соответствии с которой мальчик двигал по доске фигурки практически круглые сутки. В 1989 году Рустем, сопровождая сына на турнир в Нью-Йорк, неожиданно попросил политического убежища. В том же 89-м Гата становится международным гроссмейстером.

Спустя два года получает титул чемпиона США. А Рустем Гатский стал самой скандальной фигурой в мире шахмат, выдвигая от лица сына массу требований. Встреча с Анатолием Карповым в битве за мировую шахматную корону в 1996 году в Элисте получила известность в том числе из-за «представлений» Рустема, которые едва не привели к срыву матча. Но Гата проиграл, получил полмиллиона призовых и по требованию отца оставил шахматы, получив образование юриста и врача. Теперь он изредка принимает участие в турнирах и по-прежнему находится под его опекой.

Другой фанатик из мира шахмат — майор Константин Костенюк. После того, как его дочь Александра проиграла в 2001 году в финале чемпионата китаянке Чжу Чэнь, он заявил: «Это даже хорошо, что победила китаянка. Пусть все знают, что успех приходит к шахматистам тех стран, где этой игре уделяют должное внимание. Россия просто недостойна чемпионства. Ради этой цели у нас никто не работает на шахматы. Но Александра станет чемпионкой мира, я вам обещаю». А что вы пообещаете миру, сжимая в руках маленькую ручку своего чада? Или лучше выполнить свои обещания не перед Вселенной, а перед собственным ребенком, который безгранично верит вам?

СКОЛЬКО СТОИТ ЮНЫЙ ТЕННИСИСТ

Ракетка — от $100 Кроссовки (одна пара на два месяца) — от $50 Форма для тренировок — от $80 Форма для соревнований — от $30 Услуги тренера — от $25 в час Личный тренер — $1000 в месяц Аренда корта — от $15 в час Поездки на международные турниры — $3000 в месяц Занятия в спортивной школе (в зависимости от престижа заведения) — от $200 до $1000 в месяц.

СКОЛЬКО СТОИТ ЮНЫЙ ФИГУРИСТ

Ботинки для фигурного катания — $300 — 500 Лезвия коньков — $250 Костюм для выступлений (как минимум три на каждый сезон) — $300 — 700 Тренировочный костюм — $150 — 300 Запись музыки на одну из трех программ — от $30 и выше. Постановка одной программы хореографом — от $100 Индивидуальная консультация тренера — от $20 до $100 за час Занятия в спортшколе (в группе) — от 700 руб. до $200 — 300 в месяц Индивидуальное вознаграждение тренеру — по договоренности, и зависит от категории специалиста. Поездки на соревнования в другие города и проживание в гостиницах родители оплачивают самостоятельно.

Сегодня фигуристы, выступая на этапах коммерческой серии «Гран-при», могут заработать от $2000 до $30 000. Призовые на чемпионате мира еще выше — до $75 000. Есть масса коммерческих турниров, которые не входят в официальный календарь фигуристов-любителей, но пользуются у них популярностью как раз из-за возможности пополнить свой бюджет. Солидные денежные вознаграждения гарантируются и на совместных соревнованиях любителей и профессионалов. Иногда только за одно участие звезд спонсоры готовы выложить до $100 000. Но только «звезде».

Советы родителям

1. Лучший вид спорта тот, который нравится ребенку. Помните, что он — другой человек, и не пытайтесь выбирать за него.

2. Чтобы определить, к какому виду занятий ребенок предрасположен, какому виду спорта соответствует его физическая конституция, есть смысл создать в квартире пространство со спортивными снарядами и проследить личную траекторию ребенка: что он выберет?

3. Профессиональный спорт не отделим от перегрузок, к которым ребенок физически просто не готов. Не рискуйте его здоровьем ради будущих успехов. Они не стоят его боли и страха.

4. Отдавая ребенка в спорт, убедитесь, что рядом с ним будут находиться опытные взрослые, которые не заставят его рисковать здоровьем ради успехов.

5. Не заставляйте его продолжать заниматься спортом любой ценой. Если ребенок не хочет больше ходить в секцию, попробуйте понять, почему и найдите выход вместе.

6. Не пугайтесь, обнаружив у ребенка шишки. Падения и ушибы на тренировках — дело житейское. При условии, что так считает ваш ребенок.

7. Даже любительский спорт требует частого расставания с домом и поездок на соревнования. Готов ли ваш спортсмен к таким жертвам? Решать ему.

8. Дети — народ привязчивый. Постарайтесь, чтобы тренер не использовал это против них и вас самих. Лучший способ — доверительные партнерские отношения между всеми сторонами.

9. Хорошо, когда ваш ребенок занят. Но соблюдайте меру. Чередуйте интеллектуальную и спортивную нагрузку. И не забывайте: свободное время, в том числе и обычное сидение перед телевизором, нужно даже вундеркинду.

10. Нацеленность только на спортивный результат нередко выбрасывает людей на обочину жизни, после того, как они расстаются со спортом. Поэтому старайтесь, чтобы жизнь ребенка не замыкалась на спорте и спортивные цели не были единственными в его жизни.

Свою первую олимпийскую медаль Екатерина Боброва выиграла на домашних Играх в Сочи. Наши фигуристы стали чемпионами в новой для олимпийской программы дисциплине — командных соревнованиях. Годом раньше Боброва и ее партнер Дмитрий Соловьев завоевали золото чемпионата Европы в танцах на льду и бронзовые медали чемпионата мира. Мама Екатерины Наталья до сих пор старается следить за всеми соревнованиями, в которых участвует дочь. Конечно, она не могла пропустить и то, как фигуристке вручали олимпийское золото.

Всегда находила время для того, чтобы поболеть за Катю. Если было нужно, даже отпрашивалась с работы. На международные соревнования тоже ездим — собираем самую настоящую группу поддержки. А если не можем присутствовать на каких-то стартах, всегда смотрим их по телевизору. У нас вообще дома телевизор показывает только спорт.

Фигурным катанием занималась моя старшая дочь Света. А Кате уж очень нравились коньки сестры. Она любила с ними играть и даже прятала под подушку. В какой-то момент я просто взяла Катю за руку и повела на каток. Тренировки начинались рано — в шесть утра мы уже стояли на остановке и ждали первый троллейбус. С некоторых пор нас даже стали узнавать женщины-водители — спрашивали, куда мы так рано ездим с ребенком. А когда узнали, что на каток, стали останавливаться заранее, в метрах десяти от остановки, чтобы мы могли спокойно, не толкаясь, сесть. И только потом забирали остальных пассажиров — в основном рабочих, которые спешили на завод с первой электрички. Когда Катя училась в школе, у нас уже сформировался строгий распорядок дня. В 7:20 утра — ледовая тренировка, потом школа, а потом снова на лед.

Трудно поверить, что маленький ребенок может легко переносить такие нагрузки.

Не было такого, чтобы я силком тащила Катю на каток. Я же понимала, что ничего не смогу сделать, если она не захочет заниматься спортом. Ну возьму я ее в охапку, поставлю на лед, и что дальше? Но я все время старалась как-то подбодрить Катю, когда она, уставшая, приходила с тренировок. Книжки ей давала читать про известных спортсменок. Помню, брошюрки были с фотографиями — про Нелли Ким, Ирину Роднину. Говорила Кате: «Вот чего они смогли добиться. Ты тоже сможешь, если постараешься».

Не учите врача лечить людей

Я сейчас думаю, что если бы моим родителям было все равно, я бы быстро потеряла интерес к спорту и забросила бы все, — Анна Курбанова останавливает секундомер. — Но семья была готова что угодно сделать, лишь бы я занималась. Близкие люди мной гордились. И это, конечно, здорово толкало вперед.

Всю свою жизнь Аня посвятила художественной гимнастике. В прошлом успешная спортсменка, она трижды становилась бронзовым призером чемпионатов мира в командных соревнованиях, участвовала в Олимпийских играх в Афинах. Сейчас девушка работает тренером в московской СДЮШОР №24, занимается с детьми от шести лет и старше.

А теперь 20 прыжков на месте, и меняем ногу, — командует она своим самым маленьким «подопечным». Малыши послушно прыгают на месте, а потом садятся на растяжку. Каждую ногу девочки должны тянуть по полторы минуты.

Школа — это первая ступень в спортивной жизни ребенка. У нас в стране на сегодняшний день функционирует около четырех тысяч спортивных школ, в которых учатся более трех миллионов детей в возрасте от шести до восемнадцати лет. И это только государственные учреждения, а существуют еще частные клубы и секции, где ребенок также может заниматься спортом.

Пока мы разговариваем, на просмотр к Ане приводят девочку. Она стесняется и не хочет расставаться с куклой Барби, но послушно выполняет необходимый минимум тестовых упражнений, который требует тренер: потянуть ногу, встать на мостик, показать, как гнется голеностоп.

Не очень понятно, насколько гибкая спина, — объясняет Аня маме девочки. — Но по возрасту вы подходите как раз на следующий осенний набор. Если спинка будет гнуться хорошо, можем попробовать взять вас в группу. Занятия у нас бесплатные. У начинающей группы три раза в неделю. А девочки постарше занимаются все дни, кроме воскресенья.

Дети тем временем уже окружили новенькую. Самые смелые гладят ее по волосам, а разговорчивые объясняют, какие прически нужно делать и какие купальники лучше покупать. Улучив момент, одна из девочек подходит ко мне и серьезно заявляет:

Многие думают, что гимнастика — это очень легко. А это не так.

Я знаю, — отвечаю. — Как тебя зовут?

И меня тоже Маша.

А меня папа от мультиков отключил, — жалуется тезка. — Потому что гимнастикой занималась плохо.

Родители должны как-то помогать в воспитании детей? Поощрять, наказывать? Или можно полностью положиться на тренера? — спрашиваю у заслуженного тренера России по художественной гимнастике Натальи Викторовны Завгородней.

Мамы и папы должны следить за тем, как питается ребенок, соблюдает ли режим, не пропускает ли занятия. Но важно, чтобы родители доверяли тренеру, не пытались давить на него и рассказывать, как правильно заниматься с ребенком. Я всегда говорю: «Если вы врач, я же не учу вас, как лечить людей. Вот и вы не учите меня, как вашу дочку тренировать».

Это, конечно, хорошо, когда в семье за ребенка переживают. Но иногда излишнее рвение со стороны родителей может пойти во вред. Некоторые мамы и папы, например, заставляют детей дополнительно заниматься дома, самостоятельно. А ведь есть такие упражнения, которые, особенно на первых порах, можно выполнять только под присмотром специалиста.

Разглядеть чемпиона

Вот скажите, разве плохо быть спортсменом? — продолжает Наталья Завгородняя. — Хорошим спортсменом, который регулярно тренируется и стабильно выступает. Не каждому же дано стать чемпионом. Но не все родители это понимают. Бывает, что они хотят от ребенка невозможного. Мучают и себя, и его. Девочки приходят и плачут из-за того, что у них что-то не получается, и за это им перепадает дома от родителей.

Довольно распространенная ситуация. Что с этим можно сделать?

Здесь важно, как поведет себя тренер. Его главная задача — объяснить родителям, что их ребенок, скорее всего, не сможет добиться очень высоких результатов в выбранном виде спорта. Может быть, даже посоветовать им попробовать себя в какой-то другой дисциплине. Было немало случаев, когда дети из одного вида спорта переходили в другой и там добивались значительно бÓльших успехов.

Сколько времени нужно опытному тренеру, чтобы разглядеть в ребенке чемпиона?

В художественной гимнастике для того, чтобы примерно понять, насколько сильная спортсменка вырастет из девочки, требуется около полутора лет занятий.

В легкой атлетике, как и в других видах спорта, куда приходят дети более старшего возраста, определить примерный уровень спортсмена можно гораздо быстрее, — рассказывает тренер СДЮШОР №24 Владимир Кореннов. — По большому счету мы занимаемся этим каждый год. Обычно в сентябре-октябре я иду в общеобразовательные школы, узнаю у преподавателей физкультуры, кто из школьников, по их мнению, мог бы заниматься легкой атлетикой. Потом прошу этих ребят выполнить несколько определенных упражнений. После этого в принципе уже можно сказать, кто из них способен хорошо выступать и сможет при определенных условиях дойти, например, до уровня первого взрослого разряда.

То есть детей в школу вы отбираете самостоятельно? Родители не могут привести ребенка к вам на занятия?

Конечно, могут. Но чтобы поступить к нам в школу, нужно сдать необходимые нормативы. Более того, потом ребятам постоянно необходимо подтверждать свой уровень. Уже в конце ноября начинается зимний легкоатлетический сезон. По результатам внутришкольных соревнований мы отбираем спортсменов для участия в первенстве Москвы. Победители и призеры первенства Москвы получают шанс участвовать во всероссийских соревнованиях. После этого мы практически сразу начинаем подготовку к летнему сезону и уже где-то в середине апреля проводим отборочные на летнее первенство города.

Если родители поставили перед собой задачу вырастить чемпиона, что еще нужно воспитывать и культивировать в ребенке помимо физической подготовки?

Во-первых, трудолюбие. Когда я смотрю на очень талантливого спортсмена, я могу быть уверен только процентов на семьде-сят, что он добьется высоких результатов. Потому что если этот человек не приложит серьезных усилий, у него может вообще ничего не получиться. Потом, конечно, целеустремленность. В спорте очень важно уметь ставить перед собой задачи и постепенно их решать. Ну и ответственность, конечно. Человек должен четко понимать, что обязан посещать тренировки. Это даже прописано в договоре, который заполняет каждый ученик школы.

Как вам кажется, зачем сами ребята ходят на занятия?

В первую очередь им нравится соревноваться. Это заметно даже по тому, что, когда заканчивается летний сезон — а заканчивается он, к сожалению, довольно рано, — многие ребята перестают тренироваться в полную силу, пропускают занятия. Многих привлекает то, что школа дает возможность ездить в спортивные лагеря и на сборы. Причем практически бесплатно — родители оплачивают только десять процентов от стоимости поездки. Есть, конечно, и меркантильный интерес — спортсмены, показывающие высокие результаты и занимающие призовые места на всероссийских соревнованиях, имеют возможность получать стипендии от федераций.

Мяч за четыре тысячи

В холле Детского дворца спорта и в будни, и в субботу оживленно. Недалеко от гардероба родители ждут окончания тренировок.

Татьяна Изучаева, мама семилетней гимнастки Ани, рассказывает, насколько это затратно — отдавать ребенка в спорт.

Зависит, конечно, от вида спорта, — объясняет Татьяна. — А если говорить о гимнастике, то от школы и тренера. До того как прийти сюда, мы занимались в частном клубе. Здесь мы тренируемся бесплатно, а там за каждое занятие платили деньги. Плюс индивидуальные уроки. И там, и тут приходилось тратиться на купальники и инвентарь. Но опять же, здесь от нас никто не требует фирменных снарядов. А там одна скакалка стоила две тысячи, за мячик отдавали четыре.

В свои семь лет Аня уже успела сменить два вида спорта. Сначала девочка занималась спортивными танцами, но потом она вместе с родителями переехала на новое место жительства. Найти тренера и партнера на новом месте не получилось, и девочка стала заниматься гимнастикой.

Четыре раза в неделю у нас тренировки. Сейчас еще добавилась хореография, поэтому во Дворце спорта будем проводить еще больше времени. Утром Аня идет в школу, потом, если успевает, обедает, и сразу сюда. По четвергам еще занятия по английскому.

Видя мое удивленное лицо, Татьяна улыбается.

Многие дети еще и на другие кружки успевают ходить: театральные, в музыкальную школу. Устают, конечно. Но больше устают от переездов, чем от самих занятий. Нам вот, например, нужен час, чтобы добраться до Дворца спорта.

Вы не работаете?

Да, работу пришлось оставить, чтобы заниматься с Аней. Слава богу, папа пока может нас обеспечивать. А иначе кто будет возить ребенка на занятия?

Жертвы родителей, на которые приходится идти ради маленьких спортсменов, довольно редко вознаграждаются олимпийской медалью. Хотя в глубине души они это понимают, но все равно каждый день возят детей через весь город.

Я просто понимаю, что не смогу сейчас все бросить, потому что вижу, как это нравится Ане, — говорит ее мама. Десятки других родителей, ожидающие в холле своих малышей, с ней солидарны. Главное — чтобы ребенок делал то, что ему нравится. В будущем взрослые видят своих детей не олимпийскими чемпионами, а просто здоровыми людьми, у которых есть возможность заниматься любимым делом. А если это приведет к чемпионству — что ж, тем лучше. Может быть, в этом и есть секрет воспитания настоящих спортсменов.

Семья у меня немаленькая, подрастают трое детей. Младшей дочке 5 лет. Она занимается каратэ и театром. Средняя, семилетняя, победитель городских театральных конкурсов. Старшая, ей 13 лет, чемпионка по бальным танцам нескольких европейских стран. Когда знакомые спрашивали меня, как нам удалось добиться таких успехов, я всегда говорила: «Не знаю». У меня никогда не было ощущения, что я как-то особенно воспитываю детей. Но однажды, после очередного такого вопроса, я все же задумалась о том, что именно помогает вырастить чемпионов. И постаралась сформулировать свои мысли.

Выбор

Многие думают, что талант, если он есть, проявится сам собой. Я не сторонница этой теории. На мой взгляд, если ничего не делать, то ничего и не получится. Для того, чтобы Моцарт начал сочинять музыку, надо было, как минимум, сначала усадить его за инструмент. Если сомневаетесь, попробуйте поставить дома пианино и подождите, вдруг кто-то из детей станет великим музыкантом.

Моя старшая дочь танцует с трех лет. Не помню, чтобы она проявляла к танцам особенные склонности. В этом возрасте дети обычно любознательные и пробуют многое. Наблюдайте за ребенком, старайтесь почувствовать его. Наверняка, что-то нравится ему чуть больше. От этого и отталкивайтесь. Даже если вкусы малыша переменчивы, как погода весной.

В выборе секции и тренера я бескомпромиссна — только лучшее из того, что могу себе позволить. Кстати, лучшее не всегда значит более дорогое или более близкое к дому. Знакомьтесь с преподавателями, разговаривайте с родителями и детьми, которые уже занимаются. Ищите неравнодушных, увлеченных людей. Это один из самых важных факторов на пути к победам.

Можно ошибиться. И это не страшно. Нет нужды принимать решение раз и навсегда. Пробуйте разное. В нашем случае это были танцы, английский, рисование и бассейн.

? «А вы хотите, чтобы ваш ребенок стал чемпионом?»

7,1% — Нет, победы тешат родительское тщеславие, но не делают ребенка счастливым.

14,3% — Да, так приятно гордиться своими детьми!

78,6% — Да, если занятия будут нравиться ребенку. Но если тренировки не в радость, ходить на них не будем.

Роль родителей

Однажды наша первая преподавательница балета сказала: «95% успеха ребенка — труд его родителей». Для меня это стало своеобразной мантрой. Любой родитель, мечтающий о чемпионстве для своего ребенка, должен понимать, что придется многим пожертвовать. За 11 лет занятий танцами наша семья ни разу не уезжала из города на все выходные, «потому что тренировки». Ребенка нет на юбилее любимой бабушки? «Потому что тренировки». Отпуск только две недели июля? «Потому что тренировки». Родители должны верить в то, что все жертвы (время, деньги, споры с родными и друзьями, которые спрашивают, зачем вы лишаете ребенка детства) абсолютно обоснованы. Родители создают атмосферу. Атмосфера может вдохновлять или дезориентировать. Это важно.

Иногда мне говорят: «Тебе просто, твоей дочери нравится танцевать. А наша упирается и не хочет идти на занятия». Что ответить? Дети не роботы. Они могут не хотеть, уставать, капризничать. Это нормально. У нас были моменты, когда дочка лежала на полу в раздевалке и орала, что не пойдет на танцы. Это было ужасно. Я чувствовала себя отвратительной матерью. Окружающие смотрели на меня с осуждением. Это прошло. Со временем моя уверенность и мотивация передались дочке. Настал момент, когда уже она нас подгоняла.

Кстати, о пропусках. Хотите добиться результата — приучите себя к дисциплине. Именно себя, дети возьмут пример с вас. Никаких «сегодня слишком холодно», «машина сломалась», «да ладно, всего один разок пропустим». Особенно первые несколько лет. Потому что для результата важна регулярность.

В случаях с «не хочу» оценивайте не текущий момент, а общую ситуацию. Я знаю, например, что дочь в целом любит занятия танцами. Она не готова расстаться с ними навсегда. Значит, идем через «не хочу».

Наблюдайте за своим ребенком, общайтесь с тренером. Объясняйте малышу преимущества его положения «занятого человека». Радуйтесь любым достижениям. Заведите ритуал празднования. Одно время за хороший результат мы предлагали дочке выбрать новое звено для наборного браслета. Или праздновали получение призового места в ее любимом кафе.

Что нужно для побед, кроме титанических усилий родителей? Особый склад характера. И удача. И желание. И амбиции. И много чего еще…

Быт

В большинстве своем дети стремятся к режиму. Просто мы не всегда пользуемся этим стремлением. Режим дарит малышам ощущение стабильности и разделяет на этапы кажущийся бесконечным день.

В условиях плотного графика тренировок четкий распорядок дня выходит на первый план. Но важно включать в расписание и время для отдыха, когда малыш может абсолютно легально валяться на диване или смотреть мультики. Такого времени обычно очень мало, но все-таки оно должно быть. Скучно? Что поделать — оставляем для импровизаций выходной.

Конечно, в режиме дня должно быть прописано хорошее питание. Завтрак, обед, не слишком поздний ужин и пара легких перекусов, которые будут восполнять энергию, но не вызовут сонливость и тяжесть.

Важный момент — полноценный сон. Иногда ради него мы жертвовали выполнением школьного домашнего задания. Или делали его всей семьей.

Главное, что надо понимать — родители тоже будут жить в условия строгого режима. Иначе ничего не получится.

Верного рецепта по воспитанию чемпионов нет. Главное — вырастить счастливых людей, которые знают, чего хотят и умеют радоваться жизни

Команда

Не спорьте с тренером. Спрашивайте, предлагайте. Но не спорьте и не обсуждайте его компетентность в присутствии ребенка. В конце концов, вы сами выбрали именно этого человека. Ошиблись? Найдите другого преподавателя.

Любое движение к результату — это командная работа. Все пребывают во взаимосвязи — тренер, ребенок, родители. Во многом именно от родителей зависит, будет ли эта взаимосвязь крепкой и здоровой. Постарайтесь бережно выстраивать отношения. Важно сойтись в принципиальных вопросах и просто поддерживать человеческие отношения. Покажите преподавателям свою заинтересованность. Без претензий и запросов. Это важно. Это создает рабочую атмосферу.

Спорт состоит не только из побед. Бывают и поражения. Научите ребенка относиться к этому философски. Пусть малыш расстраивается, но не сильно — так, чтобы хотелось сделать больше. Хороший тренер обычно умеет найти правильные слова, чтобы помочь, но и родителям важно не падать духом. Так же как и не задирать нос в случае победы. Настоящие чемпионы и победы, и поражения принимают с достоинством.

! Самые популярные виды спорта среди детей и подростков

По данным министерстве спорта России самые популярные виды спорта среди российских детей — футбол, волейбол, плавание и спортивная борьба . Немного уступают им легкая атлетика, баскетбол и дзюдо.

Фото: Tooga/Stone/Getty Images; Sonulkaster/Fotolia.com; olliethedesigner/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru

— Бывают ли безнадежные случаи, когда чемпиона не получится?

На старте опыта и навыков, которые есть у ребят, может не хватить, чтобы начать работу или обучение. Но однозначно безнадежен только случай, когда человеку неинтересно то, что он делает. Он пока пробует и ищет себя. Это вопрос мотивации, если дизайнер заинтересован, остальное — вопрос багажа.

— Какой должна быть программа развития специалиста, и как встроить его в команду?

Redmadrobot проходили момент активного роста, и нам нужно было набрать большое количество людей, сохраняя планку качества. Тогда мы разработали глобальный план. Он включал несколько частей: теоретическую — книги, статьи, гайды платформ, которые нужно было законспектировать, и практическую — дизайнеры должны придумать и развивать идеи собственных продуктов, а также каждую неделю представляли экспресс-концепты для решения нетривиальных задач: отдельных функций или редизайн существующих приложений. Этот план выматывал и воспринимался как каторга. В какой-то момент мы поняли, что это жесть.

Сейчас от плана осталась только организационная часть: знакомство со структурой компании, методологией ведения проектов и так далее. Помимо этого есть домашняя часть, она более исследовательская. Когда человек изучает материалы и прокачивает свои скиллы в определенном направлении.

Дальше у каждого специалиста своя траектория. Дизайнер может подтянуть навыки в области тестирования приложений или развиваться как арт-директор. Важно, что план не в голове у дизайнера — мы ведем таблицу, где отслеживаем прогресс специалиста и корректируем программу, если нужно. Но обучение всегда должно сочетаться с хорошими результатами по боевым проектам. Если у специалиста хороший опыт, он может сразу стать ведущим дизайнером проекта. Так было, например, с нашим дизайнером Настей Смирновой. С первого дня в компании она получила проект мобильного приложения для стартапа из Лондона.

Ребята с меньшим опытом приходят в команды, где уже есть ведущий дизайнер и, в зависимости от своих компетенций, решают конкретные задачи: доработка экранов, поддержка UI-кита, рефакторинга и так далее.

— Что нужно, чтобы вырастить звездного дизайнера?

Здесь как в спорте. В спортшколах на каждого тренера приходится по 30-50 человек — вырастить олимпийского чемпиона в таких условиях невозможно.

Поэтому я за индивидуальный подход. У каждого, кто приходит в команду Redmadrobot, есть ментор. Раз в неделю мы встречаемся с каждым из новичков, чтобы просто поговорить, причем не только о работе. Ментор и специалист могут работать над разными проектами, и такие беседы помогают подсветить моменты, которые команда проекта не видит. Сейчас у меня четыре дизайнера и один арт-директор, и железно пять часов в неделю на общение с ними. Мне кажется, это оптимальное соотношение. При этом наше общение не исчерпывается часом в неделю — ментор всегда в курсе того, что происходит у дизайнеров. Важно также, что дизайнер может сменить ментора, потому что на конкретном этапе для него важно прокачать другие навыки. Иначе чемпиона не вырастить.

А так за три месяца (в исключительных случаях) или год (в среднем) можно вырастить специалиста.