Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Секреты и история кулачного боя.
Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».
Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои». Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы.
По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.Самым распространённым видом кулачного боя был « стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые.
Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду.Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей.
У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника.
В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве. При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью. Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников помериться с ним силой.
Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».После 1917 года кулачный бой был отнесён к пережиткам царского режима и, не став спортивным видом борьбы, уходил из жизни. В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.
Секреты кулачного боя
Как и в любом деле, в русском кулачном бою существует множество секретов. Некоторые из них предлагаются вашему вниманию. Разумеется, после того, как они станут известны широкому кругу читателей, они перестанут быть секретами. Думаю, в этом нет ничего страшного. Иногда раскрывать секреты просто необходимо, хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к тому явлению, стороны которого рассекречиваются.
Начнем с особенностей постановки удара. Первым делом вам необходимо овладеть принципом клинообразной концентрации. Без этого начального звена никакое дальнейшее совершенствование невозможно.
Реализация клинообразной концентрации должна происходить параллельно с освоением механики ударов.
Начинать нужно на медленной скорости, для того чтобы правильно научиться выполнять элемент. Но как только механика и траектории удара вами поняты, нужно незамедлительно переходить на среднюю и максимальную скорости выполнения. Описанный принцип применим для любого вида славяно-горицкой борьбы классического стиля, начиная от всех видов ударной техники и заканчивая бросковой.
Из личного опыта самостоятельных занятий могу порекомендовать отработку технических элементов перед зеркалом, для того чтобы научиться соблюдать правильные траектории ударов.
Постановка удара идет в «несколько этапов, первый из которых — выведение удара по воздуху.
С самого начала ваших занятий следите за тем, чтобы полученный навык активно осваивался обеими руками (или обеими ногами, в случае, если это техника драки ногами).
Достижение обоерукости — важный момент в развитии бойца. Это качество не только позволяет уравновесить ваши технические возможности, но и развить двигательную функцию обоих полушарий мозга одновременно.
Хотя во время боя многие все же действуют на основе своего врожденного стереотипа поведения и проявляют себя либо как правша, либо как левша.
Поскольку в нашей стране в советский, да и во многом в постсоветский период левша существовать был не должен, а система советского воспитания диктовала единообразие даже в физиологии, это привело к тому, что в нашей действительности подавляющее большинство людей стало правшами, пускай и переученными. Поэтому левша для большинства боксеров и кулачников России представляет собой серьезную опасность — во многом только потому, что сторонники правого стереотипа не готовы к тем ударам, которые считаются обычными для стереотипа левого.
Хотя это и не означает того, что правша хуже левши, все же левши выигрывают чаще. Вероятнее всего потому, что левша более интуитивен в своей манере боя, а правша рационалистичен. У этих типов разные направления развития. Например, интуитивист-левша неосознанно стремится рационализировать свою боевую подготовку, идя от естественности к рациональности в своем поиске. Рационалист — правша — это, как правило, немного тяжеловесный «технарь», стремящийся достичь естественности, которая приходит к нему после долгих лет «научно построенных» тренировок. Самое уродливое отклонение в воспитании — это переучивание левши в правшу или наоборот. Еще хуже, если человек пытается самостоятельно переучиться.
Подобные отклонения нейтрализуются очень просто и естественно, если вы сделаетесь сторонником обоерукости. Помня о законе обратной связи, с уверенностью можно сказать, что не только мозговая деятельность влияет на физиологию, но и физиология оказывает не меньшее воздействие на развитие мозга.
До тех пор, пока ваш двигательный навык перетянут в какую-либо сторону, вы останетесь уязвимы для своего антипода.
Что касается других принципов постановки удара, то о них я буду рассказывать в порядке очередности.
После того как вы вдоволь навоевались со своим отражением в зеркале или с тенью на стене, целесообразно переходить к постановке удара по тонким прутьям кустарников и веткам деревьев. Если вы занимаетесь в теплое время года, то удары можно отрабатывать по листьям. Такая тренировка создает эффект проваливания цели из-под удара, что тренирует равновесие тела, приучая вас не заваливаться в пустоту в ударе и сразу же возвращаться в устойчивое положение.
В традициях русского Севера известен и еще один способ постановки удара. В землю вкапывается толстый пучок прутьев, перевязанных вместе, после чего по ней наносятся удары до тех пор, пока вязанка не разлетится.
Следующим этапом вашего совершенствования может послужить традиционный для современного бокса способ постановки удара по лапам. При этом способе тренировок ваш партнер должен постоянно передвигаться и убирать лапы из-под удара, чтобы сформировать у бьющего высокую подвижность и умение бить прицельно с учетом движения противника.
Другим традиционным способом постановки удара можно считать следующее упражнение. Выполняется оно зимой, оба бойца одеты в шапки-ушанки и стеганые ватники, на руках плотные зимние рукавицы. Один из бойцов выполняет от ударов противника свилю с элементами защиты стеношного боя, другой наносит удары в полную силу.
Для постановки сильных прямых и боковых ударов, не требующих сложного технического взаимодействия с другими элементами, вполне подойдет мешок с песком, который издревле известен в Европе как основной тренировочный снаряд для кулачников и позднее боксеров.
Однако, для того чтобы овладеть засечным стилем боя, для начала просто необходимо проводить учебные бои, в которых удары наносятся ладонями — для исключения травматизма.
Тем не менее обучаться сече по учебнику чрезвычайно сложно. Для облегчения этой задачи рекомендую обратиться к учебным видеофильмам по славяно-горицкой борьбе.
Начальные формы базовой подготовки и методы тренировок отдельных способов боя ни в коем случае не должны заслонять собой основную цель занятий.
Цель — это выход на овладение всем комплексом русского кулачного боя. В дальнейшем все учебные бои и тем более соревнования должны проводиться только на голый кулак. В принципе не такой уж он и голый, так как обычно всегда защищается эластичным бинтом — во избежание травм кисти. Кроме того, используются и достаточно плотные кожаные или войлочные наручи, закрывающие предплечье. Но эта минимальная защита руки призвана защитить именно вашу руку, а не вашего противника от травм, как это происходит, например, в боксе. Перчатки, используемые в боксе, до такой степени неудобны и неприменимы в реальном бою, что считать их важной частью экипировки просто невозможно.
Ваш противник должен заботиться о своей безопасности сам, для этого и существуют такие разделы, как техника и тактика рукопашного боя.
Затронув теоретические основы русского кулачного боя, нельзя не отметить несколько его особенностей.
Русский кулачный бой максимально эффективен на средней и ближней дистанции, а также на верхнем и среднем ярусе. Остальные дистанции и уровни для кулачного боя не боевые. На других дистанциях и уровнях необходимо применять другую технику. Таким образом, кулачный бой решает свои локальные задачи в пределах тех условий, на которые он запрограммирован нашей биомеханикой.
Отличительной особенностью русского кулачного боя является функциональная возможность перестраивать удары в захваты, тем самым переводя бой из ударной техники в борцовскую. Кроме того, из техники кулачного боя можно моментально перейти в технику ударов ногами, а также в технику, уравновешивающую деятельность верхнего и нижнего пояса рычагов, независимо от того, подчинена ли она ударным или борцовским стереотипам.
Еще одна особенность русского кулачного боя состоит в том, что действия кулачника не просто направлены против технических действий противника, а активно атакуют его реакцию, вызывая именно те действия, которые необходимы бойцу — кулачнику.
В Радогоре существует два вида атак — закрытая и открытая. Открытая атака — это обычная фронтальная атака, когда вы находитесь с противником лицом к лицу. Проводится открытая атака обычно со смещением с линии атаки в диагональ.
Закрытая атака, наоборот, выводит вас спиной на противника. Проводится, как правило, для усиления последующего атакующего воздействия с вращением и стабилизацией ударом.
В ситуации боя один со многими навык смены открытой и закрытой атаки жизненно необходим, так как противники находятся со всех сторон.
Таким образом, Радогора активно ведется не только во фронт, но и за спину, что создает феномен пространственного боя на дистанции Досягаемости рук.
Еще одно правило Радогоры гласит о том, что нельзя передерживать атаку, иначе вы рискуете потерять подвижность.
При бое один со многими потеря скорости и подвижности может стоить вам потери здоровья. Главная цель вашей атаки в данной ситуации — не допустить атаки противника. Как только сопротивление подавлено, вы сразу переходите к следующему противнику через элемент свили и смену позиции.
В Радогоре, как и в драке ногами, удар или серия ударов должны использоваться для перемещения и автоматической смены позиции. Например, если вам необходимо двинуться вперед, то вы выбрасываете в нужном направлении прямой с подтока, а ноги как бы догоняют пущенную вперед руку. Если же вам нужно развернуться за спину с ударом, то для этого как нельзя лучше подойдет распалина. Если нужно пропустить мимо себя противника, атаковав его тылы, то с этой задачей идеально справится скрут грудью с затрещиной.
Разумеется, перечисленные мною возможности — всего лишь приблизительная иллюстрация богатейших возможностей движения, которые открывает для нас Радогора.
В русском кулачном бою, или в Радогоре, существует два основных принципа атаки. Первый принцип гласит, что первый ваш натиск выполняет задачу снятия потенциала сопротивления у вашего противника. Эту тактическую задачу решают с помощью техники выведения из строя конечностей противника. Например, если противник склонен к атакам ногами или хотя бы начал с ноги, то вы должны моментально травмировать его конечности направленными ударами.
То же самое относится и к технике боя в руках. После вашей первой атаки, когда горизонт возможностей вашего противника заметно сузился, необходимо без промедления переходить ко второй атаке, реализовывая второй принцип Радогоры.
Итак, вторая атака подчинена принципу максимального поражения противника. Уничтожив или значительно ослабив потенциал сопротивления своего противника, вы должны постараться вызвать у него потерю ориентации, болевой шок — в общем, привести его в состояние, в котором он не сможет сопротивляться.
При таком построении атаки совершенно не обязательно сильно калечить и тем более убивать противника. В том, как правило, нужды не бывает, за исключением случаев, связанных с военными действиями.
Как первую, так и вторую атаку необходимо проводить из любой позиции. Для того чтобы было удобно драться, необходимо осваивать как можно больше типов движения и технических норм, применяемых в бою.
Отдельные удары, связки и даже комплексные стереотипы боя в целом подчинены принципу клинообразной концентрации, который нашел свое различное формальное выражение в них.
Если взять отдельный удар, выполненный по принципу клинообразной концентрации, то мы получили примерную схематическую последовательность, выраженную через триглав:
набор инерции — максимальная концентрация — сброс напряжения. По принципу этого триглава в славяно-горицкой борьбе выполняются связки из трех элементов: первый элемент — набор инерции; второй элемент — максимальная концентрация в ударе; третий элемент — сброс напряжения, стабилизация. Относительно тактических построений Радогоры эта схема тоже работает безотказно. Первая атака — подготовительная, соответствует набору инерции; вторая атака — основная, проводится в максимальном силовом и скоростном режиме; третья ступень — сброс напряжения через смену позиции или стабилизацию завершающим ударом.
Если рассматривать клинообразную концентрацию с точки зрения состояния энергетических потенциалов атакующего и защищающегося, то получается примерно следующая картина. Первый этап атаки направлен на то, чтобы собрать энергетику противника вокруг него самого при помощи атаки его периферийных зон. После того как энергия противника сконцентрировалась вокруг него, вы своим самым потенциально мощным, основным воздействием уплотняете его объем, прибавив стрессовой концентрации на центральном участке. Третий этап атаки загоняет противника в глубокий энергетический или нервный стресс, формируя энергетическую травму. При этом глубина поражения прямо пропорционально зависит от площади поражения. Проще говоря, энергия противника сжимается, а потом взрывается внутри него самого. Этот эффект на языке физиологии и называется атакой реакции.
Для того чтобы восстановиться после полученной энергетической травмы, вам достаточно посидеть часок, другой у костра, глядя на огонь. Кстати, если у вас есть проблемы с координацией движений, то вы можете избавиться от них, периодически наблюдая горение огня в костре, при этом образно представляя себя находящимся внутри огня, который направляет ваши движения.
Само собой, этот способ не даст никаких результатов, кроме эмоционального равновесия, если ваши упражнения не будут подкрепляться регулярной телесной практикой, организованной на основе творческого отношения к выбранному вами делу.
На начальных этапах освоения техники вы можете пользоваться тактической схемой оборонительного характера, сначала защищаясь свилей, затем нанося свой удар. Комбинировать технику можно самостоятельно, пользуясь принципом максимального удобства выполнения.
1) Старайтесь атаковать противника разнообразно.
2) Не бейте в одно и то же место подряд два раза.
3) Старайтесь атаковать противника минимум по двум уровням.
4) Выполняя свилю, учтите, что в чистом виде она используется только для того, чтобы проваливать первый натиск противника.
5) Старайтесь, выполняя атаку или срывая атаку противника, выйти из коридора движения.
6) При формировании импульса своего движения оттолкнитесь от земли, развивая порыв вперед.
7) Старайтесь задавить или перебить удары противника своими ударами.
8) Движение должно быть постоянным и неостановимым.
Последнее замечание, заканчивающее эту главу, состоит в том, что свои действия вы должны выравнивать, соотносясь с законом Трибожия.
Если вы ведете слишком разбросанный бой и злоупотребляете широко амплитудными ударами, вас неизбежно будут пробивать короткими сжатыми ударами. Если же, наоборот, вы будете слишком ограничивать зону ударов, то неизбежно налетите на сильный удар с периферии.
Таким образом, вы должны удерживать во время ведения боя некую правь, постоянно помня о недостатках и достоинствах ударов: бьешь прямой — открываешься под боковой, а бьешь боковой — открываешься под прямой.
Выйти из этого положения помогает принцип промежуточных защит. Когда вы нанесли удар, то независимо от того, попали вы или нет, не преминете сразу же закрыться защитным элементом или сменить позицию.
Думаю, сказано достаточно, теперь дело за вами!
Под этим названием в настоящее время известна школа русского кулачного боя, практикуемая в славяно-горицкой борьбе.
Для начала уточним смысл, стоящий за этим названием. Первый слог — Pa — символизирует собой стихию Огня, находящегося в непрестанном Движении. Третий слог — Гор — символизирует собой стихию Неба, воплощающего Идею (Смысл). Что касается слога «до», объединяющего первый и последний, то это частица, указывающая на полноту действия, например: вдосталь, достигать, доспеть (отсюда «доспехи») и, наконец, достоинство. Именно полнота действия, которую в русском языке принято обозначать словом Дело, ставит в зависимость друг от друга Движение и Смысл (Идею).
В философском объяснении Радогора — это сочетание Смысла с Движением, порождающее Дело. На языке древнерусского символизма Радогора — это принцип соединения стихий Огня и Воздуха. Огонь не может гореть без воздуха (движение невозможно без организующей идеи), а воздух не может прийти в движение без огня (идею невозможно воплотить без действия). Таким образом, Дело хотя и является внешне самой малозаметной стихией триглава, однако в конечном счете успех зависит от нее.
Зооморфным символом Радогоры является сокол Рарог, известный биологической науке как сокол — балабан. Цветовым и фигурным символом Радогоры можно считать радугу (лук бога Ра), соединяющую в себе все цвета небесного огня. Кстати, Pa — это сакральное имя божественного первопредка славян Даждь-бога — бога, посылающего дождь. После дождя обычно сияет радуга. А как здесь не вспомнить имя священной для русов Ра-реки (Волги), с берегов которой они когда-то вышли! Неудивительно, что боевой клич русских воинов, способствующий сильнейшему выбросу адреналина в кровь, звучит как «Ра!».
В свою очередь Гор — древнеарийский бог небесного пространства — имеет свой графический символ — круг (коло); астральным символом бога был солнечный диск.
Графическим символом Радогоры, таким образом, может стать круг со вписанной в него волной — символом Ра-реки; либо им может стать изображение огненного сокола в круге.
В любом случае у такого емкого понятия не может быть единственной трактовки, и поэтому любой символ или сочетание символов будут являться не более чем указателем на многогранность смыслов, скрывающихся за ними.
Применительно к стезе противоборства Радогора соответствует пространственно организованному наступательному кулачному бою.
Само название школы помогает расшифровать систему ведения боя, стоящего за ним. Например, русский кулачный бой всегда строился по круговым траекториям, только этот способ позволяет контролировать пространство вокруг себя во время боя. Более того, большинство ударов в Радогоре построены по круговым или дугообразным траекториям, а прямые удары бьются в основном при одновременном выходе к противнику в диагональ, что соответствует принципу движения по дуге или в комбинации с круговыми перемещениями.
Радогора делится на три группы технических элементов. Это жесткие удары стеношного боя, которые выводятся по относительно прямым траекториям из устойчивой стабильной позиции, а также удары засечного стиля, строящиеся по четким круговым траекториям. Третья группа элементов — это удары с крыла, то есть удары предплечьями и локтями.
В русской традиции существовали также удары плечами и головой. Кроме того, имеется большое количество защитных элементов, применяемых в Радогоре и пришедших из практики стеношного боя. А если учесть, что вся система основана на различных видах свили, то становится совершенно понятным, почему Радогора так эффективна.
Рассмотрение основ современной русской школы кулачного боя мы начнем с выявления ее характерных отличий от известных читателю школ восточно-азиатского и европейского бокса.
Прежде всего, «русский бокс» — в традиционном своем виде — никогда не существовал в каком-либо одном своем проявлении — например, только как вид состязательной культуры русского народа или только как вид прикладного единоборства. Кроме того, виды русского кулачного боя были насыщены обрядностью, что тоже нельзя не учитывать.
И состязательность, и прикладной навык, и обряд — все вместе составляли то явление, которое называется русским кулачным боем.
По своему опыту преподавания славяно-горицкой борьбы замечу, что практиковать в наше время традиционные русские виды кулачного боя крайне сложно. За примером далеко ходить не надо. Судите сами: чтобы поставить полноценную стенку, хотя бы городским двух шереножным строем, нужно не менее 25–30 человек, а чтобы бои состоялись, нужна еще одна стенка…
Не знаю, как в других местах, а, например, в Саратове даже самая процветающая школа каратэ не имеет в своем составе такого количества боеспособного контингента. Не говоря уже о славяно-горицкой борьбе, которой способны заниматься далеко не все, в отличие от бесконтактного каратэ.
Раз нельзя поставить стенку, то всегда можно набрать народу на сцеплялку — скажет читатель. Можно-то, конечно, можно, только прежде чем у человека появится желание попробовать свои силы в сцеплялке, его нужно обучить.
Вот и получается, что традиционная русская система воспитания воинского навыка разрушена, поэтому и появилась необходимость приспосабливать традиционный кулачный бой для сегодняшнего времени.
Теперь и в России, как когда-то на Востоке, носителями воинских знаний стали одиночки-профессионалы. Сегодня пробелы традиционного воспитания возмещают они. В силу изменившихся обстоятельств в поборчестве прижилась и схема обучения «учитель — ученик», что сильно отразилось на качестве обучения и его направленности. Сегодня занимающиеся стараются в первую очередь осваивать именно прикладную сторону кулачного боя, особо не углубляясь в историю и обрядность. Чисто спортивная сторона «русского стиля» тоже мало кого интересует.
Да и как развивать спортивный кулачный бой? Если вы наденете на кулачника боксерские перчатки и обезопасите поединок «благородными правилами», то и техника, и манера ведения боя ничем не будут отличаться от английского бокса — по крайней мере, такой вывод сделают обыватели. Остается сделать акцент на прикладной стороне кулачного боя и привести систему в соответствие с требованиями времени.
Итак, перечислим отличия русского кулачного боя:
1) Отсутствуют перчатки, бой ведется на голый кулак.
2) Отсутствуют запреты на удары в затылок, в спину, в пах, а также запрет на удары руками по ногам.
3) Отсутствуют запреты на удары локтями и предплечьями, а также на удары плечом и головой.
4) Отсутствуют запреты на проведение захватов с целью усиления удара свободной рукой, а также на проведение рывков и толчков.
Как видите, русский кулачный бой — это не спорт и не единоборство в чистом виде, так как его техника позволяет драться одному со многими. Это больше похоже на военно-прикладную систему, где главное — умение наносить удары руками. Отсюда проистекают и вышеперечисленные свободы, лишившись которых, кулачный бой исчезнет как явление.
Теперь перейдем к техническим отличиям:
1) Отсутствует способ защиты «блоком», — удар либо уводится в скольжение, либо от него уклоняются. Используется также способ вклинивания удара (перебивание своим ударом) и задавливание удара в начальной фазе развития.
2) Отсутствуют фиксированные зажатые стойки, бой ведется на основе высокой подвижности.
3) Отсутствуют концентрированные зажатые удары. Все удары ведутся от плеча, через ход локтя с применением принципа клинообразной концентрации.
4) Отсутствуют формальные технические стереотипы, хотя и существует большое количество различных ударов и технических построений.
Помимо указанных отличий, русский кулачный бой имеет и свои собственные стилистические нормы:
1) Четкая направленность ударов. Удары в основном наносятся по конечностям противника, а затем в голову.
2) Характерны высокая скорость проведения технических элементов и их разнообразие, а также выраженная серийность действий.
3) Отмечается стремление бойцами использовать скоростной и пластический потенциал, а также рефлекторная четкость их действий.
4) Ярко выраженная агрессивность действий при поддержке мощного взрывного потенциала психики.
После того как читатель составил себе представление о традиционных и современных видах кулачного боя, предлагаю перейти к подробному рассмотрению технической базы Радогоры.
В кулачном бою, как и в любой другой дисциплине, целесообразно начинать тренировку с разминки. В данном случае я рекомендую вам упражнения из пластической гимнастики комплекса Русской Здравы.
После того как вы размялись, можно поиграть в различные подвижные игры, чтобы пробудить свой двигательный потенциал. И вообще, чем более благоприятный настрой вы получите, тем меньше вероятность случайных травм на тренировке, тем более эффективно пройдут занятия.
Разбор техники кулачного боя мы начнем с засечных ударов. Традиционно разбор начинается с удара, называемого «пощечина». Удар выполняется плотно собранной ладонью, по направлению снизу вверх, через локтевую петлю, под углом 45° к линии атаки. На фотографиях показаны явь, правь, навь удара (рис. 1, 2,3).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Следующим ударом в процессе обучения следует поставить затрещину:
Фаза 1 — схождение руки в удар через подкрут предплечья в локтевом суставе.
Фаза 2 — момент контакта с телом противника.
Фаза 3 — инерционный выход из удара.
Фаза 4 — распределение инерции в последующий удар.
После выполнения четвертой фазы удар может снова повториться через дополнительный импульс от плеча или перейти в другую форму. Затрещина увеличивает свой разрушительный потенциал, если удар будет наноситься не ладонью, а кулаком (рис. 4, 5, 6).
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Следующий удар засечного стиля называется распалина, которая в отличие от затрещины, выполняемой снаружи внутрь строго по горизонтали, выполняется сверху вниз по вертикали. На рисунках показана механика выведения удара (рис. 7, 8, 9, 10).
Фаза 1 — формирование удара через инерционный ход руки за спину.
Фаза 2 — рука размашисто движется назад — вверх.
Фаза 3 — предплечье, проворачиваясь в локте, устремляется вниз в удар.
Фаза 4 — кулак бьет в лоб или переносицу противника.
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Атаковав противника, рука проваливается вниз и уходит в стабилизацию (рис. 11, 12, 13). На фотографиях показана связка мерцание — распалина, получившая в славяно-горицкой борьбе название перуница. Распалина имеет и свою разновидность — это так называемая косая распалина, которая бьется не строго сверху вниз, а по диагонали.
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Следующим ударом после распалины идет засечный стык. Удар выполняется движением изнутри наружу, по направлению сверху вниз под углом 45° к линии атаки. Засечный стык выполняется как кулаком, так и предплечьем (рис. 14, 15, 16). На фотографиях показано взаимодействие засечного стыка и буздычана. Засечный стык используется для перебивания удара противника или для атак верхнего яруса.
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Другим ударом этого типа является позёмный стык. Выполняется удар в строго горизонтальной плоскости изнутри наружу, являясь полным антиподом затрещины (рис, 17, 18). Выполняется поземный стык предплечьем или кулаком.
Рис. 17
Рис. 18
Следующий за поземным удар называется отножной стык. Название, как водится, отражает суть удара. Бьется отножной снизу от противоположного по отношению к бьющей руке бедра. Удар выполняется в подбородок противника либо сбивает его руки снизу (рис. 19, 20). Отножной стык бьется молотом кулака, называющимся кий.
Последним ударом сечи, замыкающим пространственный круг, является подплужный стык. Выполняется он снизу вверх, почти вертикально. Подплужный стык выводится кулаком с предварительным натаскиванием противника на себя (рис. 21, 22). На фотографиях показан подплужный стык с выходом на колено для усиления удара.
Второй группой технических элементов являются удары, получившие в русской традиции название ударов с крыла.
Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22
Начнем мы разбор этих элементов с удара, имитирующего поперечный толчок древком копья. Этот удар, известный нам по былинам как «удар в полруки да поперек груди», в славяно-горицкой борьбе получил название ратовище (рис. 23). Ратовище объединяет в себе качества толчка и удара, наносится всей поверхностью предплечья полусогнутой руки. Удар готовят для глубокой атаки открытых поверхностей тела противника (рис. 24).
Рис. 23
Рис. 24
Также ударом ближнего боя, использующим всю поверхность предплечья, является рубильня или мзень. Выполняется удар в двух вариантах — в широкой амплитуде (рис. 25) и в закрытом, штурмовом варианте. Удар рассчитан на поражение рук и головы противника, развивается по диагонали сверху вниз.
Рис. 25
К ударам с крыла относятся и удары локтями, которые в русской традиции назывались сколы (рис. 26). На фотографии показан скол в голову. Основное отличие скола от ударов этого типа в других направлениях состоит в том, что скол наносится от плеча, по круговой амплитуде.
Рис. 26
Кроме ударов, о которых говорилось выше, почти любой из засечных ударов может превратиться в удар с крыла. Как показано на фотографиях, затрещину тоже можно бить с крыла, затем переходя на добивание сколом (рис. 27, 28, 29).
Рис. 27
Рис. 28
Рис. 29
Уместно упомянуть и тот факт, что Радогора может строиться и на использовании техники борьбы, например в качестве вспомогательного элемента. На фотографиях показано, как против косой распалины был использован залом, после чего противник был атакован подплужным стыком (рис. 30, 31, 32, 33).
Рис. 30
Рис. 31
Рис. 32
Рис. 33
Таким образом, как из свили, так и из Радогоры можно с успехом переходить в технику силовой или динамической борьбы. И наоборот, из техники борьбы можно сразу перейти в технику нанесения ударов.
Мы переходим к последней группе элементов, входящих в Радогору. Эта группа состоит из элементов стеношного боя.
Первое, с чего мы начнем разбор этой техники, — мерцающее сдерживание (рис. 34). В данном случае перед вами двойное мерцание. Этот элемент незаменим, если необходимо удержать вашего противника от действий или вытолкнуть его с дистанции ведения боя.
Рис. 34
Кроме элементов активной защиты, к которой помимо мерцаний принадлежат греко-римская защита, а также голубец (рис. 35) и створы (сдвоенная греко-римская защита»), в арсенале существует и несколько видов тактических ударов. Два из них я предлагаю вашему вниманию.
Прямой в стяжку (рис. 36, 37). Очень быстрый шокирующий удар, хотя и с ограниченным силовым потенциалом. Траектория выполнения удара такова, что им очень удобно вклинивать удары — при одновременной атаке головы или корпуса противника.
Рис. 36
Рис. 37
Второй, уже гораздо более мощный, удар называется кий (рис. 38), так как выводится сверху вниз молотом кулака. На фото показана связка мерцание-кий. Удар имитирует действия боевым молотом (рис. 39, 40).
Рис. 38
Рис. 39
Рис. 40
Еще одним тактическим ударом является прямой назад. Обычно удар выполняется с предварительным выходом в свилю (скрут с отрывом) (рис. 41).
Рис. 41
Наиболее показательным прямым ударом русского кулачного боя является раскачной стык. Это самый сильный удар русского кулачного боя- независимо от стилей и направлений. Удар выполняется широким амплитудным движением со всего плеча. Цель удара — центральная часть груди (солнечное сплетение). Для достижения цели кулак немного заваливается вниз, что позволяет достигать наибольшего поражающего эффекта (рис. 42).
Рис. 42
Развивается раскачной стык от спины. Локоть ударной руки заводится за спину с прижатием лопатки. Проворачивая Руку в плече, боец выбрасывает ее вперед, выполняя при этом двойное скручивание кулака и корпуса (рис. 43, 44, 45).
Следующий удар стеношного боя получил название прямой с подтока, или подток. Удар выполняется с обязательным выносом веса тела вперед, при этом в удар вкладываются и инерция падения, и вес перемещенного тела одновременно (рис. 46, 47, 48).
Другая особенность прямого с подтока в том, что сначала вперед выдвигается предплечье — для предварительного сбивания руки противника. Не прерывая Движения вперед на этой фазе, кулак перемещается в направлении лица противника, вверх (рис. 49, 50).
Рис. 49
Рис. 50
Следующий удар — растяжной стык (рис. 51, 52). Выбрасывается вперед за счет мягкого, но быстрого скручивания корпуса. Получается, что растяжной стык использует инерцию движения корпуса. Рука в ударе скручивается наружу.
Рис. 51
Рис. 52
Этот удар имитирует фехтовальный прием, который построен на пропускании встречного прямого вдоль груди (рис. 53, 54, 55, 56). Еще одним сильным ударом русского кулачного боя является прямой с косача, или косач.
Косач выполняется в строго горизонтальной плоскости, поэтому наносится в основном в корпус противника. При выигрыше в росте один из противников может с помощью косача успешно атаковать голову соперника. Это, повторяю, один из наиболее сильных ударов. Формируется косач через передачу импульса от одного плеча к другому с последующим усилением его за счет скручивания корпуса. На фотографиях (рис. 57, 58, 59) показана третура (связка из трех элементов): мерцание-пощечина — с косача.
Рис. 57
Рис. 58
Рис. 59
Последним из разбираемых ударов в этой книге станет буздыган. Он также является одним из самых сильных ударов русского кулачного боя. Идеальным образом поставлен буздыган на поражение головы. Удар выполняется из уключного устава, ходом локтя назад — вверх через поворот в плечевом суставе. После посыла руки вперед выполняется скручивание руки в локтевом суставе внутрь с одновременным разгибанием руки в нем, при этом кулак разворачивается так, что большой палец оказывается внизу (рис. 60, 61, 62).
Рис. 60, 61,62
На фотографиях показано стандартное взаимодействие мерцающего сдерживания, переходящего в натаскивание противника на себя, и буздыгана (рис. 63, 64).
Рис. 63
Рис. 64
Кроме классической формы буздыгана существует и его разновидность — падающий буздыган.
Выполняется эта форма при быстром выходе к противнику в перпендикуляр. Выход в перпендикуляр, или, как говорили на Руси, в крест, выполняется с помощью отрыва ног со скрутом, после чего наносится буздыган. Для освоения падающего буздыгана предлагаю волчью связку (двойное мерцание-буздыган) (рис. 65, 66).
Рис. 65
Рис. 66
Для закрепления в Радогоре навыка взаимодействия рук предлагаю вашему вниманию одну из базовых связок стеношного боя, которая в славяно-горицкой борьбе известна как вечная связка.
Она построена по принципу третуры, следовательно, в ее составе имеются три основных элемента, выполняемых поочередно.
Итак, ваше мерцающее сдерживание атакует выдвинутую вперед руку противника, при этом предплечье руки, выполняющей мерцание, перекрывает возможную траекторию движения свободной руки противника. Тем временем ваша свободная рука (в данном случае правая) выполняет буздыган в голову противника. После выполнения удара ваша рука моментально принимает позицию греко-римской защиты, которая продолжает выталкивание тела противника по линии атаки.
Почему связка называется вечной? Потому, что после выполнения ее последнего элемента вы опять можете переходить к ее первому элементу, и так до бесконечности; получается цепочка циклически повторяющихся элементов (рис. 67, 68, 69, 70).
Рис. 67
Рис. 68
Рис. 69
Рис. 70
В завершение этой главы хотелось бы сориентировать читателя на качественное изучение представленного в ней материала. Прежде всего хочу напомнить, что в боевой ситуации скорость выполнения элементов должна соответствовать трем-четырем элементам в секунду. Соответственно на тренировках необходимо планомерно добиваться не только координации и слаженности действий, но и выхода на максимально высокие скоростные показатели.
Еще одним важнейшим фактором успеха ваших действий можно считать овладение принципом клинообразной концентрации. Этот принцип отражен на рис. 71.
Рис. 71
До момента контакта с телом противника ваша рука должна быть полностью расслаблена, но по мере приближения к цели кулак должен сжиматься. Максимальное сжатие кулака должно соответствовать максимальному приложению усилия, после чего рука опять расслабляется. Таким образом клинообразная концентрация построена по закону триглава, отражая все его стадии: явь-правь-навь. Более того, на начальных этапах обучения нужно стараться синхронизировать стадии клинообразной концентрации со стадиями акта дыхания. В результате мы убедимся, что фаза входа руки в удар соответствует выдоху, а фаза сброса концентрации соответствует задержке дыхания.
Русский кулачный бой
Теперь много говорят о том, что русского стиля не существовало. Но это сказано людьми, не обладающими элементарными знаниями и понятиями в истории.
Конечно, многого мы к сожалению об этом не знаем, так как в то далекое время специальный записей на эту тему делалось мало, но кое что, восстановленное по сохранившимся записям мы предлагаем Вашему вниманию. Я не хочу обсуждать, насколько эффективен этот стиль, а просто предлагаю Вам на рассмотрение.
Так бились предки (русский стиль рукопашного боя)
Предлагаем на рассмотрение засечный стиль , или, как еще называли тогда – сечу . Этот стиль в данное время культивируют многие секции и клубы любителей славянских единоборств.
Немного истории. Психология сечи, механика нанесения ударов особые, существенно отличаются от восточных. Эти особенности техники связаны с боевым искусством.
Вспомните, славянам часто приходилось иметь дело с многочисленным противником. Из истории мы знаем, что Русь никогда не знала тяжелых доспехов. Именно поэтому славянские воины полагались больше на собственные силы и искусство воина. И бились они в бешеном темпе, держа оружие в обеих руках.
Что такое бешеный темп, мне наглядно продемонстрировали в конце восьмидесятых в ленинградской школе. Мастера наносили по 7 ударов в секунду. В таком немыслимо бешеном темпе мастер мог работать по минуте – полторы. Ну да, Вам не показалось. 7 ударов в секунду.
Дело в том, что во время боя, при увеличении количества непосредственно атакующих противников должно было расти и число ответных ударов. Но, как ни странно, в таком случае главной помехой становится само оружие. Меч, сабля. Это и есть механика боя. Ведь во время нанесения удара левой рукой главной помехой ему является клинок сабли, зажатой в правой руке. Поэтому, воин должен был бросить оружие, и наносить удары кованым наручем и чревцами , которые защищали руку от кисти до локтя. Но это немного позже. А в более древние времена подобием наруча было плетение сыромятных кожаных ремней, которыми оплетали руку от кисти до локтя.
Некоторые школы славянского кулачного боя до сих пор, отдавая дань традициям используют кожаный наруч. Хотя, удар, нанесенный в наруче, всегда более увесист, несмотря на кажущуюся легкость техники выполнения.
Ноги воина защищали поначалу кожаные, затем кольчужные поножи , а немного позже их изготавливали из металлических кованных пластин – бутурлуков . Часто к поножам крепились всевозможные крюки и щипы. Защищенная и вооруженная таким образом нога являлась грозным оружием.
По русским традициям сеча называлась рукопашным боем, но никогда не объединяла кулачный бой и борьбу, которые теперь именуются рукопашным боем. В переводе со старославянского «опаш» — это размахивание. То есть, рукопашный бой – это бой размахиванием рук, то есть сеча.
Вам приходилось слышать фразу: «удар со всего плеча»? Не нужно воспринимать плечо в буквальном смысле, как часть тела. Плечо в славянских школах боя — это растяжка удара, то есть, его глубина, которая равна половине окружности.
А теперь техника русского стиля
Рассмотрим стойки. Они имеют некоторые особенности, и отличаются от стоек, которые применяются в восточных школах. Одна из основных базовых стоек, можно сказать, главная базовая стойка, называется «уключный сустав». Именно в ней и происходит бой.
Одной из характерных ее особенностей является относительная свобода положения корпуса. Постановка ног так же не требует жестких ограничений. Стойка не является статичной, и боец в ней — это комок энергии, готовый к действию.
Корпус немного наклонен вперед, руки согнуты в локтях перед грудью так, чтобы предплечья были выставлены на одно расстояние. Мышцы шеи слегка напряжены. При положении противника на дальней дистанции, постановка локтей как на рисунке.
Базовая стойка («уключный сустав»)
Это положение рук идеально для раскрута горизонтальной серии ударов. Но следует учесть, что такое положение рук оставляет открытыми ребра и почки, а значит, при малейшей опасности сближения с противником следует принять стойку с опущенными руками, как на рисунке.
Стойка с опущенными руками
На рисунке видно напряжение и готовность бойца. Но это скорее защитная стойка. В ней нельзя застывать надолго и нельзя нанести столь быструю серию ударов. Ноги в этой стойке стоят на глубине устойчивого шага. Такая позиция называется пята . Это устойчивая зона пространства.
Как бились наши предки
В этой статье мы рассмотрим систему передвижения в засечном кулачном бою.
Эта система состоит из 2-х частей: передвижения при защите, это называется «свиль», и передвижении при проведении атаки. Это называется ломание.
Но поговорим о свиле. Основа свиля — это пята. Свиля — это наземные перемещения , опыт защитных перемещений вообще. Нужно помнить, что движения в свиле следует выполнять резко, стремительно, рывками. Это, пожалуй, единственный способ, представляющий действенную защиту.
Рассмотрим несколько традиционных расположений пяты, с освоения которых проще всего начинать освоение свилей. Особое внимание следует обратить на то, что все приведенные здесь позы — это остановленные мгновения. Уходить от них нужно так же стремительно и легко, как и принимать.
Итак, рассмотрим подробнее, что такое свиля? Это не просто наземные перемещения. Кроме всего вышеперечисленного — это систематизированный и расчетливый маневр, который выполняется на уровне первой сигнальной системы, а это значит, без аналитической подготовки.
Проще говоря — это двигательный рефлекс. Анализ движений противника и своих собственных заберет слишком много времени, а иногда выиграв доли секунды, можно выиграть бой. То есть, если рассмотреть подробнее, то древнерусская свиля — это всегда уход от ударов . В этом и есть отличие от восточных единоборств, где применяется встречный блок.
Но свиля присуща не только русскому кулачному бою. Подобные техники присутствуют во многих видах борьбы, например, в греко-римской. На этом базируется и подвижность боксера на ринге. Как известно, в своей практике кулачного боя, греки наносили удары только в голову. Конечно, это замечание не относится к панкратиону.
Если учесть то, что рука бойца была вооружена наручем из тяжелых кожаных ремней с металлическими шипами и бляшками, могло создаться впечатление о том, что греческий кулачный бой зрелище малогуманное. Но это не так. Дело в том, что нанесение удара по ограниченной цели прямопропорционально защитному действию. То есть, при ограничении цели удара, защитный маневр проще, и добраться до противника сложнее.
Традиционно считается, что заимствование традиций из других видов борьбы велось только в одном направлении. То есть рассматриваются походы Олега, Игоря и Святослава на Византию, которые поспособствовали внедрению в среду славянских боевых искусств чужих методов. Но это не совсем так, поскольку в 10 веке к которому относятся эти походы, были известны такие методы борьбы, о которых греки знать не могли. Возможно, свиля в древности являлась для славян прототипом гимнастики.
После того, как Вы освоите приведенные положения пяты, и почувствуете, что противник атакующий целой серией ударов неопасен, можно приступать к изучению передвижения по площадке.
На сегодняшний день известно 3 способа перемещения по площадке. Это характерные для русского кулачного боя вышагивание, с соответственным уклоном корпуса, прыжком, что особенно характерно для русской плясовой и гопака, и кубарем, то есть, специфическим кувырком, в нескольких формах.
Эти способы применяются тогда, когда напор атакующего способен смести Вашу пяту. Проще говоря, защитить себя не сходя с места, Вы не можете. В этом случае, все перемещения по площадке — это только перемещения пяты с места на место. Пята, перемещаясь по площадке должна проваливать все атаки противника. Но уход — это не только движение ног. Движение рождается телом, а ноги только реализуют перемещение в заданном направлении.
кл.слова: техника, история, русский стиль, раскачник, рукопашный бой, накидуха, Белов
Теперь, когда читатель познакомился с принципами телодвижения (с принципами, поскольку разговор о технике этого направления, конечно же, никак не может уложиться в рамки журнальных статей), вполне логично будет перейти к жемчужине русского кулачного боя — раскачному стыку. Раскачник можно назвать самым тяжеловесным ударом кулачного боя, его «тяжелой артиллерией». Это — удар энергоемкий, им бой не пересыпают, его готовят, «ведут», как мы говорим. Но зато он настолько эффективен, что «вытянуть» его можно не только по открытому корпусу, пользуясь ошибкой в обороне противника, но и по самой этой обороне, то есть — через элемент защиты.
Существенной особенностью раскачника является то, что он бьется «от спины», то есть формируют его не столько плечи, сколько мышцы спины. Я бы сказал, что делает его «злая» спина, спина с сокращенными мышцами. Не случайно удар называется раскачным, его действительно нужно раскачать корпусом, подвернуться под него, чтобы достичь максимального приложения силы. Наиболее мощно это приложение при выходе кулака примерно в центр груди равного вам по росту противника. То есть удар получается под небольшим углом сверху вниз.
Посылая локоть назад, в заспинный раскат, боец сжимает лопатку и разворачивает корпус, обеспечивая себе глубокий замах. Далее, начиная раскручивать корпус на удар, боец высоко выводит локоть (как показано на рисунке), направляя кулак вперед-вниз, и незначительно подкручивает удар поворотом кулака по общей схеме развития удара. В момент приложения силы корпус бойца как бы скручивается, выжимая и выкладывая все в удар. При этом скруте следует ослабить мышечное сопротивление разноименной удару коги отрывом пятки от пола, что создает полную свободу на подкруте живота.
В русском раскачнике есть и еще одна особенность, присущая только этому удару, — раскачник не существует как действо только какой-то одной руки. Раскачный стык — это движение обеих рук, при котором одна выполняет «раскачку», закрут корпуса, базу удара, а вторая — пробивает. Раскручивание корпуса, создание сильного заспинного раската можно осуществлять и самой формой раскачника, только уже без приложения силы. Поэтому, если боец начинает легкий атакующий манёвр слева, это, как правило, является началом его последующего основного удара справа.
Раскачник легко выполняется в любом направлении, в том числе и назад. Вообще этот удар словно рожден в куче-мале русского стенного боя, когда боец мечет сносящие противников удары во все стороны от себя. Для выполнения раскачника за спину необходимо выполнить разворот корпуса на 180° с помощью отшага правой ногой назад (стопа начинает разворот под прямым углом) и движения правого локтя по дуге сверху-вниз за спину. Таким образом, вы развернули себя для нанесения вытяжного удара слева, который ведет ваш основной удар справа. Принцип раскачки повторяется при ударе в любом направлении.
Целесообразно, освоив базовую форму раскачника, опробовать удар в серии: вперед-назад-вправо-влево. Поняв механику движения, сделать эту серию будет несложно. Скорость выполнения раскачника и его сила придут, конечно, с опытом, с практикой. Как видите, русский прямой имеет значительные расхождения с восточными аналогами, и в этой связи нельзя не упомянуть мнение, создаваемое в среде поклонников восточных единоборств, что, дескать, любой удар или бросок, каким бы названием или борьбой он ни прикрывался,— это джиу-джитсу (ушу, каратэ…). Думать подобным образом так же примитивно, как любой округлый предмет, например, называть яблоком.
В традициях русского состязательного боя «на кулачках» просматриваются, по меньшей мере, три направления: сеча, стеношный бой и куча-мала, или «свалка», как ее еще называли. Техника боя классифицируется не только по принципу индивидуального и группового состязания, но еще и по способу его ведения.
Индивидуальный поединок получил особые стимулы развития в эпоху судных боев. Тогда же сформировался и термин «сам на сам». В отличие от очень популярного в народе коллективного состязания «сам на сам» всегда носил черты жесткой и даже жестокой схватки. В ней зачастую участвовали, что называется, профессионалы, на которых «заручались», то есть спорили, делали ставки. Правила обговаривались непосредственно перед боем. Бились обычно до первой крови.
Куча-мала — это собственно не стиль в кулачном деле, а положение в стеношном бою, при котором «стенки» смешиваются и бойцы теряют «рядок», то есть нарушается их тактическое взаимодействие в стенке. На первый взгляд подобное обстоятельство трудно определить технически самостоятельным видом боя. Однако куча-мала значительно отличается от стенки. Боец полагается уже только на собственные силы. Вокруг него может оказаться и несколько противников, что, естественно, драматизирует бой. Иногда в куче-мале применяются отдельные приемы борьбы, представляя, скорее, рукопашный бой, чем чисто кулачный.
И индивидуальное ведение боя, и групповое имеют внешние обрядовые формы. В «сам на сам» это знаменитый пляс русских кулачных бойцов «ломание», о котором мы говорили в предыдущих номерах. Пляс часто сопровождался и специальным наигрышем, как правило, на гармошке. Наигрыш назывался незатейливо — «на драку», он постепенно взвинчивал бойца, доводил до состояния повышенной психической возбудимости, увеличивая соответственно и скорость двигательных рефлексов. Стеношному бою предшествовал обряд поэтапного разворачивания действия. Начинался он с заклинаний, которые, как правило, сводились к такому набору слов: «Давай-давай на кулак! Бить-бить, под микитки не садить! Кто под ложку запалит, тому дядька не велит!» Начинали бой подростки. К ним постепенно подтягивались старшие. Мужики и парни бились отдельно. Стенка представляла не простое тактическое построение: «голова», или середина, как правило, состояла из одного или нескольких самых именитых, известных бойцов. Их могли приглашать и со стороны, из другой деревни. «Голова», помимо личного участия в бою, определяла тактическое построение сражения.
Техника стеношного боя в определенном смысле отличалась от сечи. Это было вызвано, во-первых, тем, что сеча формировалась как атрибут дворянского поборческого уклада и имитировала бой рубящим оружием, о чем мы уже говорили. Во-вторых, определенная теснота стеношного боя затрудняла выполнение реверсивных ударов сечи. А боец в ней может представлять опасность для своих же, случайно оказавшихся рядом, ибо в сече, что называется, бьют невзирая на лица, то есть их просто не разбирают.
Собственно сечу никак нельзя причислить к бою «сам на сам» по той причине, что разворачивается она против соперника значительно численно превосходящего. Это обстоятельство главным образом и влияет на техническую и методологическую базу сечи. В предыдущем занятии читатели познакомились с механическим принципом секущего удара. Должен сказать, что таких ударов существует великое множество. Мы применяем около тридцати.
Важнейшей особенностью сечи является обязательное использование реверса или инерции уже нанесенного удара, которая выводит руку по общей с ударом траектории и таким образом формирует следующий удар. Силу в такой удар не вкладывают, а используют лишь естественную тяжесть предплечья + скорость его движения + сокращенные мышцы ладони. Данное обстоятельство наилучшим образом иллюстрирует общерусскую традицию прикладного боя — удар (бросок) не должен быть энергоемким, как это принято на Востоке, «концентрированным». Он выполняется в половину, даже в треть силы. При правильном построении удара его с лихвой хватает на серьезный поражающий эффект. В двух словах это можно выразить так: поражающий эффект удара зависит не только от силы или энергии, в него вкладываемой, но в значительной степени и от самой конструкции удара.
В практике нашего сегодняшнего урока — несколько базовых форм. Еще раз хочу напомнить, что, во-первых, плечо не должно быть закрепощено в момент формирования удара, а во-вторых, нельзя забывать об использовании импульса, идущего в бьющую поверхность от локтевого сустава. Импульс этот выражаем — рывковым движением.
К естественной тяжести в сече прибавляется еще и утяжеление предплечья сыромятными ремнями. И последнее. В сече не существует ортодоксальной базы. В случае освоения вами самого метода, вы можете смело моделировать базу секущих ударов, имитируя такие движения, как подача мяча в волейболе, движение руки при метании диска, движение руки при ударе теннисной ракеткой и т. п. Сеча — это имитация! И еще. Новички все удары пытаются выкладывать в кулак, однако после 2—3 лет занятий кулак, как правило, уступает место ладони. Удары ладонью имеют множество преимуществ перед кулаком, описывать которые я не буду, оставляя возможность самим читателям познать их в практике сечи. И помните, что при правильно сформированной конструкции удара ваши пальцы никогда не пострадают!
НАКИДУХА (распалина). Удар относится к серии вертикальных ударов, то есть его траектория проходит в этой проекции. Выполняется свободным посылом согнутой руки вперед-сверху. Удар имеет большой поражающий эффект (кинограмма 1).
Вариант выполнения удара с наклоном корпуса вперед. Из положения Уключный Устав выполняем наклон корпуса. Удар развивается инерционно, за движением корпуса. С нарастающим ускорением выводим руку в распалину (рис.).
КИЙ — традиционная форма в стеношном бою. Удар выполняется молотом кулака, выбрасываемого вперед в горизонтальной проекции.
Локоть в этом ударе держится постоянно на весу. Предплечье, инерционным вращением в локтевом суставе, возвращается в исходное положение и продолжает кий в серии ударов (рис.).
Русский кулачный бой — картина всегда яркого, азартного состязания. К традиционной атрибутике, о которой я говорил выше, создающей его неповторимый образ, относится и система заговоров, пришедшая из языческой древности. Предлагаю поклонникам пополнить свои коллекции одним из таких заговоров.
«Стану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окиян-море стоит стар мастер-муж, и у того святого Окиян-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер-муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, тако же и от меня (имя) валится на сыру землю борец-боец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь (трижды). И тем моим словом — ключ в море, замок на небе, от ныне и до века» (из собрания М. Забылина. 1880 г.).
Поговорим еще об одной стороне кулачного боя — технике ударов… ногами. Вполне очевидно, что отношение к таким ударам у бойцов было неоднозначным. Так, прославленные казанские суконщики — непревзойденные мастера стеношного боя, считали их «грязной» техникой. Не допускали подобные удары и рязанцы. Почему?
Возможно, в этом сказывалась психология самого стеношного боя. Давайте представим такую картину: зима, на льду реки (а стеношные бои проводились преимущественно на таких площадках) сходятся плотно стоящие ряды бойцов. Все они — в толстых и тяжелых тулупах (одежда прекрасно амортизирует и удерживает удар. В кулачном бою есть даже способы защиты воротом тулупа). Основной тактический прием — удержание стенки строя, что достигается плотным прижатием к плечу товарища.
Уже это предполагает малую надобность использования ног как инструментария боя. Во-первых — скользко. Во-вторых — тесно. В-третьих — трудоемко — большой вес, если считать и тулуп, приходится на опорную ногу и т. д. Безусловно, традиция стеношного боя не могла не сказаться на отношении к бою ногами.
Но ведь помимо стеношного в русской традиции существовали еще бои «сам на себя» и «сцеплялка-свалка». И здесь дело обстоит иначе.
Вот что говорит австрийский дипломат XVI века барон Сигизмунд фон Герберштейн в «Записках о Московских делах»: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре… с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям…» Другой заморский гость два века спустя, то есть в восемнадцатом столетии написал: «Бойцы, когда бьют разом и руками и ногами, готовы, кажется, съесть один другого, так свирепо выражение их лиц. А все-таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено».
Упоминания о кулачном бое, без подробностей, есть в Повести временных лет. Можно утверждать, что в средневековой Руси кулачный бой был не просто потехой, а важным элементом воинского воспитания. История не сохранила ни стилей, ни имён великих бойцов, чему в немалой степени способствовали позиция РПЦ и правящего класса. Кулачный бой был густо «замешан» на языческих традициях. Например, ещё в XIX веке перед состязанием бойцы исполняли «ломание», имитирующее движения медведя (который был предметом культа на селе на протяжении веков). Функционально «ломание» можно сравнить, с большой долей натяжки, с уай-кру из тайского бокса – это танец-разминка, своего рода медитация в движении.
Первые дошедшие до нас сведения о попытке запретить кулачный бой относятся к 1274 году, когда митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, постановивший: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Во времена Фёдора Иоанновича (1584-1598) не зафиксирован ни один эпизод кулачного боя. XVII век стал временем настоящих гонений на «кулачки», чему способствовали бесконечные народные бунты, в которых участвовали кулачные бойцы. Застигнутых при кулачном поединке били батогами, штрафовали, а «рецидивистов» ссылали в пограничные земли. А вот Пётр I, напротив, поощрял кулачный бой. Он даже издал указ в 1727 году, регулирующий правила боёв. Богат на запреты и XIX век, но масленичные кулачные бои стали частью народной культуры, и церкви пришлось смириться с таким положением вещей.
В средние века кулачный бой на Руси был и вариантом ордалии – Божьего суда – когда победитель поединка считался правым, а проигравший – виновным.
Вырождению кулачного боя способствовало и создание массовых армий, вооружённых огнестрелом, когда личная выучка каждого бойца была не столь критична, как в сече на холодном оружии.
Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои. После установления советской власти кулачный бой рассматривался как пережиток царского режима и постепенно уходит из жизни, вытесненный, например, боксом и самбо.
Кулачный бой продержался в уголовных кругах до пятидесятых годов, но потом вошло в обиход пускать ножи или огнестрел и боевое искусство окончательно кануло в Лету.