Татьяна Петрова
Цель : приобщать детей к праздничной культуре русского народа.
Задачи :
Знакомить детей с традициями русской кухни и связанными с ними произведениями малых фольклорных форм
Познакомить с русским народным костюмом,
расширять знания детей о традициях и обычаях проведения календарно-обрядового праздника «Покров», «Капустник»
Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества;
Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;
Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
Предварительная работа. Разучивание с детьми загадок, пословиц, поговорок и потешек, прослушивание русских народных наигрышей, рассматривание русского народного костюма, игрушек народных умельцев, заучивание русских народных игр и хороводов
(дети входят в зал, встают полукругом)
Ведущий :
На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землёй
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала
И снова надела наряд золотой.
1-й ребёнок:
Пролетают паутинки
С паучками в серединке
И высоко от земли
Пролетают журавли
Всё летит, должно быть это
Пролетает наше лето.
Ведущий :
Весёлый маляр наугад
Разбрызгал чудесные краски,
И леса осенний наряд
Нас манит, как добрая сказка.
Ребёнок:
А где же Осень, не поймем,
Что ж к нам она не входит?
Наверное с дождём вдвоем
Всё красоту наводит.
Ребёнок:
Хотелось ей позолотить
Берёзы, липы, клёны.
Чтоб ничего не пропустить
Закрасить цвет зелёный.
Ребёнок :
Наступила осень
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе,
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья
Улетели птицы
В дальние края.
Песня «Кружатся листочки»
Ведущий :
Давайте Осень позовём,
Ей дружно песенку споём.
Дети исполняют песню Осень в конце входит в зал.
Песня «Листик золотой» — упражнение с листьями
Осень :
Вы обо мне? Как рада я!
Поклон вам до земли, друзья.
Ну, здравствуйте! Меня вы звали?
И к вам на праздник я пришла,
Хотя дела не отпускали,
Но время все, же я нашла.
Осень :
Спасибо, милые мои друзья,
Так счастлива и благодарна я.
Ведущий :
Осень, милая, садись.
С нами пой и веселись.
Дети песенку споют,
О тебе стихи прочтут.
Песня «Про осень»
Осень : Молодцы! Петь да плясать вы умеете.
А скажите-ка мне, сколько месяцев у осени? А название этих месяцев знаете?
Ведущий : Давайте расскажем Осени об осенних месяцах.
Дети читают стихи:
Первым сентябрь пришел!
Дождь, листопад за собою привел.
За ним октябрь настал.
Покров праздник заиграл.
Октябрь месяц не простой
Стол осенний не пустой!
Урожай в полях собрали,
Свадьбы весело играли!
А потом ноябрь придет
Он и зиму приведет!
Ведущий :
Осень, рады мы, что ты пришла.
Что же ты нам принесла?
Осень : У меня в руках корзинка,
В ней – осенние дары.
Все, чем только я богата,
Принесла для детворы
Песня – хоровод «Дары осени»
Осень : Ну, а мне пора прощаться,
В лес осенний возвращаться.
Ждет меня ещё дела.
До свиданья, детвора!
Ведущий : На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
Здесь и красные девицы, добры молодцы сидят.
Так давайте веселиться, осень щедрую встречать!
Праздник мы с вами продолжаем
И нас ждет к себе в гости хозяйка
(меняется занавес осени на избу, дети проходят в избу, их встречает Хозяйка)
Ведущий : Принимай, Хозяйка, гостей.
Хозяюшка : Здравствуйте, ребятушки! Приятно видеть вас в добром здравии! Проходите, рассаживайтесь! Будьте как дома!
Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час-
Встречу теплую такую я готовила для вас.
Будут игры, будут пляски, будут песни хороши,
Ведь когда – то посиделки были праздником души.
Хозяюшка : Ребята, недавно 14 октября прошел Великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в память о чудесном явлении Божией матери. Она простирала свой покров над молящимися людьми и спасала от иноземных захватчиков жителей города. Это один из самых любимых в русском народе православных праздников.
Хозяюшка : С Покрова начинались регулярные девичьи посиделки. Собрали последний урожай с полей, срубили и капусту. И начинались на Руси веселые вечеринки в честь капусты — капустницы. Обязательным угощением на столах были блюда из капусты — пироги, пирожки, квашенная капуста.
Посмотрите, какуюкапустку я вырастила. Белую, сладкую! Весной посадила, все лето ухаживала, да приговаривала.
Ты, капуста, родись
И бела, и спела,
И бела, и спела,
И со тыном ровна.
Вот она какая выросла
Ведущий : Да ведь в один день всей капусты не заготовить! Вот и сложилась традиция звать на помощь подруг да соседок.
К нам наехали капустны вечера,
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы кумушки, голубушки мои,
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-ка ее мне усолить.
Выходите мамочки, помогите мне с капустой спрвиться
(мамы подходят к столу и имитируют засолку капусты)
Хозяйка : Солили капусту на Руси и с морковью, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной и красивой получалась, приятно на стол подать!
Ведущий : А хотите, я вас научу капусту солить?
Пальчиковая игра «Капуста»
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Хозяйка . А теперь перемешаем и попробуем. Покажите, вкусная капуста или пересоленная, а я отгадаю.
Играет с детьми. (дети показывают мимикой)
Молодцы! Вот мы и засолили капусту. Капуста вкусная получилась, будем зимой с картошечкой кушать.
Ведущий: Заводите-ка, девицы да добры молодцы, хоровод про капусткунашу белокочанную, чтобы и на тот год она также хорошо уродилась!
Хоровод «Вью, вью, вью я капусточку»
Вью, вью, вью я капусточку, да
Вью, вью, вью я капусточку.
Завивался вилок кочешок,
Завивался вилок кочешок.
Развивался вилок кочешок
Хозяйка : А вы знаете пословицы о капусте, как в народе говорят?
Дети — пословицы:
«Хлеб да капуста голод не подпустят»
«Есть хлеб да капуста — на столе не пусто»
«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой»
«Октябрь — капустник, пропах капустой»
«Капусту любить — про хвори забыть»–
Хозяйка : Да, правильно в народе говорили, что капуста и накормит, и вылечит.
Ведущий : Слышите? Кто -то к нам стучится.
Это кто тут к нам пришел?
Козел – ребенок: Это я – козел Мефодий.
Ведущий : По каким таким делам?
Козел : Помогаю сторожам
Я капусту охраняю
Каждый лист оберегаю
Ведущий : Почему ж капусту вдруг,
А не редьку и не лук?
Козел : Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста хороша
И нужны ей сторожа.
Потому что самый вкусный,
Очень вкусный – лист капустный!
Хозяйка :
Эй, девчонки — хохотушки
Не пора ли спеть частушки.
А мальчишки тоже встанут,
От девчонок не отстанут.
Частушки .
Выходи скорей, подружка,
Мы на публике блеснем
И задорные частушки
Про капусту пропоем.
В огород козу пустила,
Чтоб капусту сторожила.
К ней козел пришел на чай.
Съел капусту невзначай!
Хороша моя капуста,
А я тоже не плоха!
Вместе с ней сижу на грядке –
Поджидаю жениха
Со всего двора мальчишки
На крыльце сидели.
На зубах их кочерыжки
Белые хрустели.
Дома маме помогать –
Хорошенькое дело.
Мама резала капусту,
Я морковку ела.
Ах, подружки дорогие,
Дайте мне капусты.
Я всё лето загорала —
В огороде пусто.
Разудалый я силач –
Гну рукой подковку!
Потому что я жую
Каждый день морковку.
Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Ведущий : А сейчас пора игры
Игра «Колышки» («Я на камушке сижу»р. н. м.)
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Ай ли, ай люли, огород свой горожу.
Девочки-подружки, разбирайте колышки!
Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг.
Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.
Водящий : Кума, кума, продай колышки!
А что стоит?
Кочан капусты, веник да рубль денег.
Ну, по рукам, да в баню!
Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто прибежит первым, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.
Ведущий : Раз, два, раз, два
И закончилась игра!
Хозяйка : Что-то слышен хруст в кустах.
Скрипит капуста на зубах.
Зайцы к грядке прибежали,
И капустку уминали.
Сценка «Сказка о капусте»
(На тихом звучании музыки «Посиделки»)
Действующие лица: Ведущий — ребенок, Зайцы — 4 чел., Капуста, Еж, Дуб.
Ведущий : Как-то осенью, чуть свет
Пригласили на обед
Зайцы модницу Капусту.
Заяц 1: Что сидеть одной и грустной?
Суп готовится у нас,
Стол накроем мы для вас!
Ведущий : Капуста ручками всплеснула,
На приглашенье улыбнулась…
Капуста . Ах, как славно! Хруп-хруп!
Зайцы мне готовят суп!
Ведущий : Капуста долго наряжалась,
В сто одежек одевалась…
Капуста надевает халатик, жилет, пиджак, пальто, все зеленое.
К обеду лишь управилась…
Наконец отправилась!
С настроением хорошим
Шла Капуста по дорожке.
Капуста: Хруп-хруп! Хруп-хруп!
Зайцы мне готовят суп!
Ведущий : А навстречу колюч Ёж.
Еж : Ты куда это идёшь?
Капуста : Здравствуй, Ёжик! Хруп-хруп!
Зайцы мне готовят суп!
Еж :. К Зайцам на обед идешь?
Ой, а в суп не попадешь?
Капуста : Ты колюч, а глуп, глуп!
Зайцы мне готовят суп!
Ведущий : И пошла своей дорожкой,
Своей, хвастаясь одежкой.
Дуб могучий повстречался,
Всё Капусте удивлялся…
Дуб : К Зайцам! Ну, иди, иди.
Сама в суп не попади!
Капуста : Ты могуч, а глуп, глуп!
Зайцы мне готовят суп!
Ведущий : Вот пришла к Зайцам Капуста
И за стол уселась с хрустом.
Капуста : Добрый день вам, хруп-хруп!
Подавайте, Зайцы, суп!
Ведущий : Ну, а Зайцы говорят…
Заяц 1. Покажите свой наряд!
Вы снимайте-ка пальто!
Не возьмет его никто!
Хватает пальто и с ним убегает.
Заяц 2 . У нас тепло, мороза нет.
Вы снимайте и жилет!
Хватает жилет и с ним убегает.
Заяц 3. Нарядились-то вы как! …
Вы снимайте и пиджак!
Хватает пиджак и с ним убегает.
Заяц 4. Располагайтесь, отдыхайте
И халат свой снимайте!
Хватает халат с ним убегает.
Ведущий : Зря Капуста наряжалась!
С кочерыжкой лишь осталась!
Капуста медленно уходит, опустив голову .
Ведущий- взрослый: Но Капуста есть капуста!
Ей ли оставаться грустной?
Вновь Капуста к нам пришла!
Ещё что-то принесла!
Капуста и Хозяйка выходят с подносом, накрытым салфеткой, с пирогами.
Капуста . Капусту любят все на свете:
Зайцы, взрослые и дети!
Всем могу я пригодиться!
Этим буду я гордиться!
Хозяйка : Пока мы пели да плясали, в игры разные играли, испеклись пироги с капустой. С пылу, с жару, враз проглотишь пару!
Ведущий : А наши мамы тоже хозяюшки. Они капусту ценят, уважают и вот какими блюдами сегодня удивляют!
Хозяйка : Спасибо нашим мамам за труд и старание.
Ведущий : Будем пробовать, ребята?
За обе щеки уплетайте
Да Капусту вспоминайте!
(угощение в группе капустными блюдами)
Наши уточки с утра
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
Тень-тень-потетень
Скачать
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
Скучно волку жить в лесу
Скучно волку жить в лесу –
Он заводит песню.
Так неладно, так нескладно –
Хоть беги из лесу.
Перед ним лисица пляшет –
Рыжей лапой машет.
Хоть ни ладу и ни складу –
Пляшет до упаду.
Воробей пищит на ветке
Изо всех силенок.
Пусть нескладно, непонятно–
Все равно приятно.
Как на тоненький ледок
Скачать
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
— Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
Котятки, котятки
Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.
Старый заяц сено косит
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».
Ой ты, заяц косой – вот так!
Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!
Сорока, сорока
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор,
Кашицу на стол.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печки не топил,
Каши не варил.
Как у нашего соседа
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны.
Как у нас-то козёл
Как у нас-то козёл
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.
Свинка Ненила
Скачать
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
— Ты хорошенький,
Ты пригоженький;
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
Вот проснулись
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Настало утро
Настало утро.
Солнышко встало.
Давай, сынок,
Буди друзей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Потягуни-потягушечки
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
За окошком вечер
За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.
Паучок-паучок
Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.
Тихо-тихо-тихо-тихо
Тихо-тихо-тихо-тихо,
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает:
«В этом сне – воздушный шарик,
В этом сне — собака Шарик,
В этом – голуби летят,
В этом – дети спать хотят».
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Сумрак, дрема и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала:
— На-ка, милый пастушок,
Там коровка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет —
Надо кашу варить,
Кашей Сашу кормить.
Ворона, ворона
Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.
Ты умница, разумница
Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады — гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.
Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи.
Предлагаем Вашему внимаю сборник стишков и потешек для пальчиковых игр. Каждая мама может играть со своим малышом в эти игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.
«Дарики — комарики»
– игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!
«Квасим капусту»
Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.
Если я – капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.
Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).
Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
В бочки плотно набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.
И в подвалы составляем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
«Строим стенку»
(на основе разработок Екатерины Бурмистровой)
1.
Строим стенку,
Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
2.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
3.
Чья крыша выше?
Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
4.
Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
«Вьюшки»
Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!
«Дом»
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
«На мельнице»
На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).
«Пальчики»
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
*
Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
*
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней — цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад — цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
(3. Александрова).
«Паучок»
Паучок плетет, плетет паутинку свою,
паутинка хоть тонка, крепко держит мотылька.
Паутинка рвется, мотылек смеется
«Паучок — 2»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
паучок пошел опять,
а за ним пошли все детки, чтобы погулять по ветке.
«Ладушки»
Ладушки, ладушки,
пекла баба оладушки,
маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два, и Дане два. Диме два и маме два.
«Улитка».
Пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.
Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
— Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
— Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
«Гусеница»
1. Гусеница, гусеница, Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
2. Бабочкина дочка, «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
3. По травинкам ползает, То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
4. Кушает листочки: И по другой стороне обратно.
5. Ам!
Ам!
Ам!
Ам! Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
6. Поела – Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются
7. Спать захотела. … одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
8. Проснулась – Постепенно расправляем ладони…
9. Бабочкой обернулась! Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
10. Полетела, полетела, полетела! Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
*
Логопедическая пальчиковая игра.
Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).
Укусил его комарик.
Лопнул шарик не беда —
новый шар надую я.
*
Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
*
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (потираем ладошки)
Получилась каша (потираем ладошки)
То-то горе наше (хватаемся за голову)
Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожах (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)
КИРИЛЛ АВДЕЕНКО. ПОТЕШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-3 ЛЕТ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ
КУРЫ-КУРЫ
Куры-куры: «Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!»
ПОМИДОР
Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
— Хорошо! В порядке!
Весь вспотел — но не устал!
От зарядки красным стал.
МОРКОВКА
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку — ням-ням-ням!
2. ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ПРО ОВОЩИ, ФРУКТЫ И РАЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
ЛУЧОК
Ходит по полю бычок:
«Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется —
Скушаю, раз хочется».
МЯСКО
Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем — поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим.
МАЛИНКА
Раз малинка, два малинка,
Прямо у окошка;
Раз малинка, два малинка —
Целое лукошко!
Только надо рано встать,
Чтоб лукошко то собрать.
РЫБКА-РЫБКА
Рыбка-рыбка, ну дела,
К нам в кастрюльку приплыла!
Чтоб вариться, всех кормить —
Быстро-быстро руки мыть.
3. ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ПРО ОВОЩИ, ФРУКТЫ И РАЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
КЛУБНИЧКА
Высоко кричит синичка:
“Ой, как выросла клубничка!
Нужно быстренько срывать —
Полетела деток звать!”
ЯБЛОЧКО
Что за грохот — бум-бум-бум —
Яблочко упало!
В травке яблочко найдём
Чтобы не пропало.
ЧЕРНИКА
Мы чернику соберём
В папин день рожденья;
Сварим папе поскорей
Вкусное варенье!
Скажет папа: “Молодцы!
Всем подарки — леденцы”.
ЧЕРЕШНЯ
Мы висели под дождём;
Капал дождик ночью, днём,
Чтоб краснели мы и спели,
Чтоб скорей нас детки съели!
Всех помыл нас дождь сейчас —
Мы черешни — ешьте нас!
ЧЕСНОК-ЧЕСНОЧОК
Чесночок наш, чесночок,
Ой, как горько-горько!
Чесночок наш, чесночок
Ест телёнок Борька;
Нам скажи-ка — почему?
-Чтобы сильным быть! Му-му.
4. ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-3 ЛЕТ ПРО ОВОЩИ, ФРУКТЫ И РАЗНЫЕ ПРОДУКТЫ.
ГРУШКА
Грушка-грушка — высоко!
К ней добраться нелегко;
Вся поспела — погляди!
Грушка-грушка — упади.
СУПЧИК
Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!
КОТЛЕТКИ
Ах, котлеточки-котлетки,
Ах, как пахнут! Хороши!
Их пожарим мы, пожарим,
Наедимся от души!
ТЫКВА
Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа — воду грей!
Варим тыкву поскорей.
5. ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-3 ЛЕТ ПРО ОВОЩИ, ФРУКТЫ И РАЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
КАБАЧОК
Деда, баба, внучок
Льют-польют кабачок,
Льют-польют кабачок
Баба, деда, внучок,
Чтоб скорее он зрел!
Чтоб скорее он спел!
Что скорее-скорей
Его ротик наш съел!
СМОРОДИНА
Ай смородина цвела!
Ай да ягодка росла!
Ай как спела день за днём!
Ай да ягодку сорвём.
ГОРОХ
В супермаркете горох
Раскричался: «Ох-ох-ох!
Сколько деток здесь, ребят!
На конфеты всё глядят!
Тут я, детки, посмотрите!
Ну скорей меня купите!
От конфет ведь пользы нет…
Я нужней, чем сто конфет!»
РЕДИСКА
Эй, редиска! Прыгай в миску!
-Нет, не прыгну! Не хочу!
Детки руки не помыли,
Как помоют — заскочу!
Copyright Кирилл Авдеенко, 2012