Прикоснуться к малышу, приласкать, поиграть, ласково потормошить свое чудо, спеть песенку — раньше все это называли «пестовать». Для этого издревле использовались специальные «потешки» — веселые стишки с ритмичным движением, смешным звуком или стихотворной строчкой с именем ребенка.
Каждая мама по-своему умеет рассказать малышу о своей любви и нежности — объятиями, добрыми словами, колыбельными песнями. Но есть и другой язык общения с младенцем — язык поглаживаний, ласковых движений, простого массажа. Эти прикосновения не похожи на комплекс специальных упражнений, скорее, они напоминают игру, потешающую ребенка. Такое телесное общение лучше сопровождать короткими стишками — пестушками и потешками.
Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
Два пожарника бежали,
(растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь! (дотрагиваемся до носика)
Развеселив малыша и, таким образом, настроив его на веселое общение, можно приступать к более активным упражнениям. Для этого не обязательно знать специальные приемы — просто поглаживайте его, очерчивая контуры тела. Предлагаю начать со всем известных «Потягушечек». Этой игрой хорошо открывать каждое новое утро — она дает заряд бодрости на весь день:
Потягушечки-порастушечки,
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Потягушеньки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ножки — ходунюшки,
В ручки — хватунюшки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
Этой простой пестушкой задается и движение, и ритм, и настроение младенца. После «Потягушечек» настает черед поглаживаний:
Папа-еж, папа-еж,
Ты нам спинку не потрешь?(поглаживаем малыша по спинке ладонями от попки до плечиков)
Родненьким — роднышок,
Стройненьким — стройнишок,
Хорошеньким — хорошок,
А пригоженьким — пригожок! (берем за ручки и, поглаживая, как бы вытягиваем по всему телу)
И здесь все хорошо!
Чем больше вы прикасаетесь к малышу, тем отчетливее он осознает собственное тело и быстрее учится координировать свои движения. Во время веселой игры постарайтесь как бы «увидеть» всего малыша — провести руками по всем частям тела ребенка, заглянуть в каждую складочку, рассмотреть каждую родинку. Вы как бы говорите ножке, коленке, плечику, ручке: «И ты нужна, и здесь все хорошо».
Куй-куй, ковалек,
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку (тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша)
Густой лес — чисто поле, (показываем и трогаем волосы, лобик)
Два окна (глазки)
И две тополи (ручки),
Две подушки (щечки),
Римбабуля (полборолок),
Лепетуля (ротик),
Плюшка (носик).
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки:(круговой массаж пяточки)
Мишке толстопятому, (нажимаем на большой пальчик ноги)
Заиньке усатому, (на второй пальчик)
Лисичке-сестричке, (на третий пальчик)
Воробью, (на четвертый пальчик)
Синичке! (на мизинчик)
Кому — в роток,
Кому — в зобок, (проводим по межпальцевым промежуткам)
Кому — в лапочку! (проводим по подьему ноги)
А вот еще одна старинная забава, которая очень нравится малышам и способствует развитию и укреплению мышц живота. Основной принцип ее построения — массирование животика с помощью прижимания ручек и ножек. В первые три месяца такие занятия очень важны, так как работа желудочно-кишечного тракта только налаживается, и ребенка могут беспокоить проблемы опорожнения кишечника. Во время игры, мягко и плавно мы начинаем проминать животик и помогаем малышу изавиться от назойливых «газиков». Особенно хорошо проводить упражнения после ванны, когда ребенок распаренный и расслабленный. С резкими движениями к такому малышу не подойдешь.
Почему ребенку полезны такие занятия:
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай. (соединяем коленку с противоположным локоточком)
Это мамин холст,
Это папин холст, (теперь выпрямляем ногу и руку в противоположные стороны)
А вот этот холст — Андрюшечке!
Моему сыночку-душечке! (называете имя вашего ребенка)
Толкачики, толкачики, (попеременно прижимаем ножки к животику)
Рогачики, рогачики, (разводим коленочки в стороны)
Перевертышки, перевертышки. (прямыми ногами пытаемся коснуться лба)
И еще одна всем известная детская пестушка с упражнением. Обычно малыши ее очень любят и всегда с удовольствием выполняют.
Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок! (попеременно прижимаем ножки к животику)
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок! (одновременно прижимаем две ножки к животику)
Для младенца очень важны игры с участием ладошек, пальчиков, ручек. Потому что во многом именно через прикосновения ребенок познает окружающий мир и развивается интеллектуально. Для этого нужно, чтоб детская ладошка не была замкнута, зажата — надо «открыть» ее для разнообразной информации. И лучше не пользоваться одеждой с зашитыми рукавами (распашонками, кофточками), специальными «варежками» -антицарапками — ладошка должна быть открыта с рождения!
Птичка, птичка, вот тебе водичка, (пальцем водим по ладошке)
Вот тебе и крошки на моей ладошке. (ласково пощипываем ладошку)
Сорока-белобока кашу варила,
Кашу варила, деток кормила. (круговые движения по ладошке малыша)
Этому — дала,
Этому — дала,
Этому — дала,
Этому — дала. (точечный массаж нажатием на каждый пальчик)
А этому — не дала:
Он в лес не ходил,
Дрова не рубил,
Воду не носил! (легонько постукиваем по тыльной стороне ладошки)
Здесь вода холодная, (гладим ладошку)
Здесь водица теплая, (гладим ручку до локтя)
Здесь водица горячая, (гладим от локтя до плеча)
А здесь — кипяток-щекоток,
Кипяток-щекоток! (ласково щекочем под мышками)
Есть замечательные игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для его психического и эмоционального развития. Вспомним «Козу-дерезу»: мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются — он знает, он ждет — сейчас что-то будет! В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия — например, интуиция. И каждый раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, и при этом настолько они мудры.
Идет коза рогатая
За малыми ребятами. (перебираем указательным и средним пальцами по ножке малыша)
Забодаю-забодаю-забодаю! (щекочем животик малыша)
По ровному полю, (малыш сидит у нас на коленях, не поднимаем их)
Потом по песочку, (поднимаем и опускаем плавно оба колена)
По кочкам, по кочкам,
По синим лесочкам, (колени поднимаем поочередно, резко)
В ямку — бух! («роняем» малыша, раздвинув коленки)
Баран, баран — бум!
Баран, баран — бум! (приближаем свой лоб к лобику малыша, сталкиваемся лбами)
Кудели, кудели,
Пошли-загудели! (поворачиваем голову в разные стороны, малыш повторяет)
Старайтесь охватить игрой всего малыша, окуните его в мир радостных, полезных движений. Можно подбирать свои игры исходя из собственного опыта, настроения и желания. Главное здесь — это радость и положительные эмоции ребенка. И как только вы заметили, что ваш грудничок отвлекается, ему стало интереснее что-то другое, надо сразу прекращать игровые занятия. Ведь хорошее настроение во время гимнастики — это гарантия того, что эти упражнения действительно приносят ему пользу и способствуют развитию.
Прикоснуться к малышу, приласкать, поиграть, ласково потормошить свое чудо, спеть песенку — раньше все это называли «пестовать». Из глубины веков пришло к нам еще одно замечательное, емкое слово «потешки», что значит потешить малыша веселым ритмичным движением, смешным звуком, рифмованной строчкой с именем ребенка.
Каждая мама умеет рассказать малышу о своей любви и нежности — объятиями, добрыми словами, колыбельными песнями…
Каждой маме знаком и иной язык общения с младенцем — язык прикосновений, движений, простого массажика. Здесь нет и быть не может комплексов специальных упражнений с определенным набором одних и тех же движений. Хорошо то, что нравится именно сейчас, что ближе в данный момент дня. Все игры с малышом незаметно, как бы сами собой распределяются по дню — и в мыслях нет, что это «обязательно», «необходимо».
Стенка, стенка, потолок, (касаемся губок,нажимаем «кнопку» носика)
Две ступеньки и звонок. Дзинь!(трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Два пожарника бежали,(растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь!(дотрагиваемся до носика)
Настроившись на веселое общение, начинайте выстраивать малыша «в лад» — я это так называю. В этом возрасте (в младенчестве) мама действительно в силах своими руками «слепить» ребенка. Не обязательно знать специальные приемы — выравнивайте, подтягивайте, «выстраивайте» младенца, начиная со всем известных «Потягушечек»:
Потягушечки-порастушечки,
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Этой игры хорошо открывать каждое новое утро — она дает заряд бодрости на весь день. Считайте «Потягушеньки» вашим материнским напутствием младенцу на предстоящий новый день, полный движений, открытий, радости!
Потягушеньки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ножки — ходунюшки
В ручки — хватунюшки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
Простыми пестушками задаются и движения, и ритм, и настроение малышу. После «Потягушенек» настает черед поглаживаний:
Папа-еж,папа-еж,
Ты нам спинку не потрешь? (поглаживаем малыша по спинке ладонями от попки до плечиков)
Родненьким — роднышок,
Стройненьким — стройнишок,
Хорошеньким — хорошок,
А пригоженьким — пригожок! (берете за ручки и, поглаживая, как бы вытягиваем по всему телу)
Если малыш не возражает, то игровую разминку считайте законченной. Если ребенок «требует продолжение банкета» — играйте дальше, все остальное останется на завтра.
Для младенца очень важны игры «с участием» ладошек, пальчиков, ручек. Потому что человеческая рука — как бы вынесенные вперед мозги: чем больше занимаешься, тем интенсивнее происходит развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное. Нельзя, чтобы детская ладошка была замкнута, зажата, надо «открыть» ее для разнообразной информации. Никогда не пользуйтесь одеждой с зашитыми рукавами (распашонками, кофточками), специальными «варежками»-антицарапками: ладошка должна быть открыта миру с рождения!
Птичка, птичка, вот тебе водичка,(пальцем водим по ладошке)
Вот тебе и крошки на моей ладошке.(ласково пощипываем ладошку)
Сорока-ворона кашу варила,
Кашу варила, деток кормила.
Этому — дала,
Этому — дала,
Этому — дала,
Этому — дала.
А этому — не дала:
Он в лес не ходил,
Дрова не рубил,
Воду не носил! (круговые движения по ладошке малыша), (точечный массаж нажатием на каждый пальчик) (легонько постукиваем по тыльной стороне ладошки )
Здесь вода холодная,(гладим ладошку)
Здесь водица теплая,(гладим ручку до локтя)
Здесь водица горячая,(гладим от локтя до плеча)
А здесь — кипяток-щекоток,
Кипяток-щекоток!(ласково щекочим под мышками)
Чем больше вы прикасаетесь к малышу, тем отчетливее он осознает границы собственного тела, быстрее учиться координировать свои движения. Во время веселой игры постарайтесь «увидеть» всего малыша — заглянуть в каждую складочку, рассмотреть каждую родинку. Вы как бы говорите ножке, коленке, плечику, ручке — «и ты нужна, и здесь все хорошо».
Куй-куй, ковалек,
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку. (тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша)
Густой лес — чисто поле(показываеи и трогаем волосы-лобик)
Два окна(глазки)
И две тополи,(ручки)
Две подушки, (щечки)
Римбабуля,(подбородок)
Лепетуля,(ротик)
Плюшка. (носик)
Сидит белка на тележке, (круговой массаж пяточки)
Раздает она орешки:
Мишке толстопятому (нажимаем на большой пальчик ноги)
Заиньке усатому, (на второй пальчик)
Лисичке-сестричке, (на третий пальчик)
Воробью, (на четвертый пальчик)
Синичке!(на мизинчик)
Кому — в роток,
Кому — в зобок,(проводим по межпальцевым промежуткам)
Кому — в лапочку!(проводим по подъему ноги)
Есть замечательные игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для его психического, эмоционального развития. Вспомним «Козу-дерезу»: мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются — он знает, он ждет — сейчас что-то будет!
В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия — например, интуиция. В который раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, настолько они и мудры.
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Забодаю-забодаю,
Забодаю-забодаю!
По ровному полю,(малыш сидит у вас на коленях,не поднимайте их)
Потом по песочку, (поднимаете и опускаете плавно оба колена)
По кочкам, по кочкам,(колени поднимайте поочередно,резко)
По синим лесочкам,
В ямку — бух!(«уроните» малыша, раздвинув коленки)
Баран, баран — бум!
Баран, баран — бум! (приближаете свой лоб к лобику малыша, «сталкиваетесь» лбами)
Кудели, кудели,
Пошли-загудели! (поворачиваем голову в разные стороны, малыш повторяет)
Старайтесь охватить игрой всего малыша, прямо с головой окуните его в мир радостных, полезных движений. Ведь, где весело и интересно, там и приятно. Когда у младенца «неровная» складочка, он сам чувствует дискомфорт, только сказать не может. Выравнивая эту складочку, «работая» с его ножками вы, сами того не замечая, устраняете дискомфорт. Малышу это в удовольствие — он начинает улыбаться, смеяться, ему весело!
Но как только вы заметили, что ваш грудничок отвлекается, ему стало интереснее что-то другое, надо сразу прекращать игровые занятия. Понаблюдайте внимательно, и через несколько дней вы будете точно знать, в какие моменты дня малышу хочется играть. Больше того: как опытные мамы совершенно точно различают плач младенца («мне грустно без тебя», «я голоден», «мне холодно», «я устал», «у меня болит животик»), точно также можно научиться понимать и другие «запросы» маленького ребенка.
Подбирайте свои игры (их великое множество!), сверяясь с собственным настроением, желанием, опытом. Знаю, что многие мамы недоумевают — «станем мы в 21 веке учить народные песенки…». Согласна, раньше было проще — люди жили в больших семьях, устное народное творчество для детей передавалось из поколения в поколение. Но, возможно, именно сейчас настало самое подходящее время восстановить эти традиции — поверьте, ничего лучшего, чем потешки-пестушки, пока не придумано.
Не считайте время, потраченное на поиски народных потешек, пестушек, песенок, прибауток, колыбельных, напрасным. Вдумайтесь, вчитайтесь в литературную кладовую народной мудрости: возможно, именно здесь спрятана тайна загадочной русской души…
Прикоснуться к малышу, приласкать, поиграть, ласково потормошить свое чудо, спеть песенку — раньше все это называли «пестовать». Из глубины веков пришло к нам еще одно замечательное, емкое слово «потешки», что значит потешить малыша веселым ритмичным движением, смешным звуком, рифмованной строчкой с именем ребенка.
Каждая мама умеет рассказать малышу о своей любви и нежности — объятиями, добрыми словами, колыбельными песнями…
Каждой маме знаком и иной язык общения с младенцем — язык прикосновений, движений, простого массажика. Здесь нет и быть не может комплексов специальных упражнений с определенным набором одних и тех же движений. Хорошо то, что нравится именно сейчас, что ближе в данный момент дня. Все игры с малышом незаметно, как бы сами собой распределяются по дню — и в мыслях нет, что это «обязательно», «необходимо».
Настроившись на веселое общение, начинайте выстраивать малыша «в лад» — я это так называю. В этом возрасте (в младенчестве) мама действительно в силах своими руками «слепить» ребенка. Не обязательно знать специальные приемы — выравнивайте, подтягивайте, «выстраивайте» младенца, начиная со всем известных «Потягушечек»:
Этой игры хорошо открывать каждое новое утро — она дает заряд бодрости на весь день. Считайте «Потягушеньки» вашим материнским напутствием младенцу на предстоящий новый день, полный движений, открытий, радости!
Простыми пестушками задаются и движения, и ритм, и настроение малышу. После «Потягушенек» настает черед поглаживаний:
Если малыш не возражает, то игровую разминку считайте законченной. Если ребенок «требует продолжение банкета» — играйте дальше, все остальное останется на завтра.
Игра на ладошке.
Для младенца очень важны игры «с участием» ладошек, пальчиков, ручек. Потому что человеческая рука — как бы вынесенные вперед мозги: чем больше занимаешься, тем интенсивнее происходит развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное. Нельзя, чтобы детская ладошка была замкнута, зажата, надо «открыть» ее для разнообразной информации. Никогда не пользуйтесь одеждой с зашитыми рукавами (распашонками, кофточками), специальными «варежками»-антицарапками: ладошка должна быть открыта миру с рождения!
Птичка, птичка, вот тебе водичка, Вот тебе и крошки на моей ладошке. |
(пальцем водим по ладошке) (ласково пощипываем ладошку) |
Сорока-ворона кашу варила, |
(круговые движения по ладошке малыша), (точечный массаж нажатием на каждый пальчик) (легонько постукиваем по тыльной стороне ладошки) |
Здесь вода холодная, |
(гладим ладошку) |
И здесь все хорошо.
Чем больше вы прикасаетесь к малышу, тем отчетливее он осознает границы собственного тела, быстрее учиться координировать свои движения. Во время веселой игры постарайтесь «увидеть» всего малыша — заглянуть в каждую складочку, рассмотреть каждую родинку. Вы как бы говорите ножке, коленке, плечику, ручке — «и ты нужна, и здесь все хорошо».
Куй-куй, ковалек, Подкуй сапожок. На маленьку ножку Золоту подковку. |
(тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша) |
Густой лес — чисто поле |
(показываем и трогаем волосы — лобик), |
Сидит белка на тележке, |
(круговой массаж пяточки) (нажимаем на большой пальчик ноги) |
В ямку — бух.
Есть замечательные игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для его психического, эмоционального развития. Вспомним «Козу-дерезу»: мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются — он знает, он ждет — сейчас что-то будет! В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия — например, интуиция. В который раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, настолько они и мудры.
Умейте выбрать свое.
Старайтесь охватить игрой всего малыша, прямо с головой окуните его в мир радостных, полезных движений. Ведь, где весело и интересно, там и приятно. Когда у младенца «неровная» складочка, он сам чувствует дискомфорт, только сказать не может. Выравнивая эту складочку, «работая» с его ножками вы, сами того не замечая, устраняете дискомфорт. Малышу это в удовольствие — он начинает улыбаться, смеяться, ему весело! Но как только вы заметили, что ваш грудничок отвлекается, ему стало интереснее что-то другое, надо сразу прекращать игровые занятия. Понаблюдайте внимательно, и через несколько дней вы будете точно знать, в какие моменты дня малышу хочется играть. Больше того: как опытные мамы совершенно точно различают плач младенца («мне грустно без тебя», «я голоден», «мне холодно», «я устал», «у меня болит животик»), точно также можно научиться понимать и другие «запросы» маленького ребенка. Подбирайте свои игры (их великое множество!), сверяясь с собственным настроением, желанием, опытом. Знаю, что многие мамы недоумевают — «станем мы в 21 веке учить народные песенки…». Согласна, раньше было проще — люди жили в больших семьях, устное народное творчество для детей передавалось из поколения в поколение. Но, возможно, именно сейчас настало самое подходящее время восстановить эти традиции — поверьте, ничего лучшего, чем потешки-пестушки, пока не придумано.
Не считайте время, потраченное на поиски народных потешек, пестушек, песенок, прибауток, колыбельных, напрасным. Вдумайтесь, вчитайтесь в литературную кладовую народной мудрости: возможно, именно здесь спрятана тайна загадочной русской души…
Алена Лебедева —
руководитель программ по подготовке к родам, автор курса «Потягушеньки» , инструктор курса подготовки к родам «Навстречу к малышу» Центра поддержки семьи «Рождество».
Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
Два пожарника бежали, (растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь! (дотрагиваемся до носика)
(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)
Рельсы,рельсы (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии )
Ехал поезд запоздалый («едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладем письмо» за шиворот)
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Катю хвать за плечики.
(подставляйте имя своего ребенка)