Название переводится как «кулак формы и намерения/воли» (раньше иногда вместо иероглифа «форма» писали омонимичный иероглиф «двигаться», то есть получался «кулак движения и намерения»). В этом названии «зашифрованы» две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «намерению») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме» или «движению»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.
Согласно легендам история стиля Синъи возводится к самому генералу Юэ Фэю, что вызывает недоверие многих исследователей, так как в Китае существует несколько стилей приписывамых Юэ Фэю, но тем не менее друг на друга совершенно не похожих.
Другая легенда приписывают происхождение стиля первому партиарху Шаолиня — Бодхидхарме, но в эта легенда не имеет убедительных доказательств. Тем более, что легенду о происхождении из монастрыря Шаолинь имеется у сотен совершенно непохожих друг на друга стилей, и большая часть этих стилей (как и Синъицюань) не имеет доказательств подобного происхождения.
Третья легенда приписывает авторство стиля уже не буддийскому патриарху, а святому даосу Чжань Санфэну с гор Удан. Что характерно, ему часто приписывают все внутренние стили, имеющие довольно сходные методы тренировок при кардинально различающейся внешней форме. Так что возможно, что действительно методы тренировок в Синъицюань происходят из даосских монастырей в горах Удан (необязательно от самого Чжань Саньфэна, но из мест, где он жил). Однако внешняя форма, которая в отличие от других внутренних стилей является жёсткой, а не мягкой — явно с Удан не связанна.
Задокументированная история стиля Синъицюань начинается в XVII веке с Цзи Цикэ по прозвищу Лун Фэн — «Вихрь Дракон» (известный также как Цзи Лунфэн), к который по легенде в горах Чжуннань получил от неизвестного мастера книгу Юэ Фэя — «ясную — по мысли, драгоценную — по содержанию». По другой версии стиль был создан самим Цзи Цикэ на основе приёмов с копьём.
Однако и авторство Цзи Цикэ, тоже ставится под сомнение некоторыми критиками. Они указывают как на то, что Цзи Цикэ был известен как «чудесное копьё», а не «чудесный кулак», так и на то, что история, рассказывающая о том, что Цао Цзиу учился Синъицюань у Цзи Цикэ, держится лишь на словах самого Цао Цзиу, называвшего себя — единственным учеником (и преемником) Цзи Цикэ. И уже Цао Цзиу — называется основателем Синъицюань. В качестве учеников Цао Цзиу упоминаются Ма Сюэли, Дай Лубан и Цзи Шоу. Причём, во всех версиях Ма Сюэли упоминается в качестве ученика Цао Цзиу, а вот с Дай Лубан и Цзи Шоу — не всё так ясно. По некоторым версиям Дай Лубан считается учеником не Цао Цзиу, а Ма Сюэли, в то время как Цзи Шоу часто не упоминается вообще. И если Ма Сюэли учил множество учеников, а Цзи Шоу написал книгу, то Дай Лубан развивал стиль в качестве внутреннего стиля семьи Дай и обучил только своего сына — Дай Вэньсюн]. Тем не менее стиль через семью Дай попал к Ли Лубану с прозвищами Фэй Юй — «Летящий Пух» и Нэн Жэнь — «Умелый» (известный также как Ли Фэйюй и Ли Нэнжэнь), сыгравшим очень важную роль в развитии и систематизации Синъицюань, а также обучившему множество прославленных учеников.
Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первоэлементов: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение (ПИ ), дереву — пробивающее движение (БЭН ), воде — буравящее движение снизу вверх (ЦЗУАНЬ ), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (ПАО ), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (ХЭН ).
Пи
Движение может выполняться как на левую, так и на правую стороны, как под левый, так и под правый шаг. В классических текстах это движение называют «главой пяти первостихий, подобным топору, с духом рубки».
Бэн
При этом методе выполняются попеременные мощные удары кулаками прямо вперёд. Используется усилие всего тела, скоординированное с перемещением. В классических текстах говорится: «обрушивающий удар подобен стреле, выстреливаемой в цель».
Цзуань
Ноги работают также, как и при пи, но руки по очереди совершают буравящие движения. Это очень мощная техника — классические тексты гласят: «цзуань подобен удару молнии».
Пао
Ноги шагают по синусоиде. Руки действуют одновременно: одна совершает блокирующее движение, другая наносит удар кулаком.
Хэн
Перемещение похоже на пао, руки наносят удары вперёд с одновременным движением изнутри наружу.
Существует также форма «Пять первоэлементов, выполняемых вместе» — Wu Xihg Lien Huan Quan.
«Ши эр син» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений.Ши Эр Син («Двенадцать животных») — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь.
Long
Лун син («форма дракона»)
От дракона взяты большие поднимания и большие опускания, сгибания и распрямления.
Hu
Ху син («форма тигра»)
От тигра взяты энергия и мастерство, с которыми он набрасывается на добычу.
He
Хоу син («форма обезьяны»)
«Форма обезьяны» служит для тренировки ловкости. Существуют разные способы тренировки формы обезьяны: есть варианты с выполнением движений по прямой линии, есть варианты с более сложными перемещениями; однако везде требуется ловкость и быстрота.
Ma
Ма син («форма лошади»)
Идея формы лошади — неистово мчащийся вперёд табун лошадей, нет такой преграды которую бы они не снесли; она служит для тренировки скорости.
To
То син («форма аллигатора»)
Китайский аллигатор Alligator sinensis обитает в долине реки Янцзы. Идея формы — плывущий в воде аллигатор, извивающийся между волнами.
Ji
Цзи син («форма петуха»)
Форма петуха служит для тренировки храбрости. Идеей формы является бойцовский петух.
Yio
Яо син («форма ястреба»)
Здесь имеется в виду ястреб-перепелятник, который хоть и мал телом, но ловкостью и отвагой превосходит многих.
Yien
Янь син («форма ласточки»)
Форма ласточки тренирует проворство.
She
Шэ син («форма змеи»)
При тренировке формы змеи следует овладевать ловкостью как у змеиного тела, которое может как сгибаться, так и распрямляться, как обвиваться, так и завиваться, быть как мягким, так и твёрдым.
Tai
Тай син («форма птицы Тай»)
Птица Тай — мифическое существо, которое может взмывать в беспредельную высь и оттуда неожиданно обрушиваться на землю.
Ying
Ин син («форма орла»)
Форма орла в синъицюань заимствует ту искусность, с которой орёл хватает добычу.
Xiong
Сюн син («форма медведя»)
Для формы медведя взяты такие особенности поведения этого животного, как сила раскачивания тела и размахивания лапами, усилие вытягивания шеи и упирания макушкой.
Инсюн хэянь («совместная практика форм орла и медведя»)
Вариант тренировки двух последних форм — дело в том, что записанные вместе названия «орёл» и «медведь» звучат точно так же, как слово «герой» («инсюн»), поэтому считается, что такая тренировка демонстрирует истинно богатырский дух. При данном методе тренировки движения из формы орла и формы медведя чередуют друг с другом в непрерывной последовательности.
Tai Ma De
Формы «Тай» и «лошадь», выполняемые вместе
Long Hu De
Формы «дракон» и «тигр», выполняемые вместе
Освоение стиля Синъицюань в нашей школе начинается с базового курса «Работа над основами» . Это не потеря времени, а методическая необходимость. Занятия в новой группе начнутся в ФЕВРАЛЕ и будут проходить по понедельникам (20.30-22.00) и четвергам (19.00-20.30) .
Синъицюань (кит. 形意拳) – «Кулак формы и воли» (вар. Синьицюань – 心意拳 – «Кулак сердца и воли»). История возникновения этого стиля ушу как обычно овеяна легендами и теряется в веках. Одна из версий называет автором Синьицюань «бородатого варвара» Дамо (Бодхидхарма , легендарный индус, первый патриарх буддийской школы Чань, обосновавшийся в Шаолиньском монастыре в VI в.н.э.). В трактатах, приписываемых Дамо (но написанных, естественно, в гораздо более поздние времена), рассматривается тема, которая, разумеется, не могла не подниматься в ходе серьезных рассуждений о боевом искусстве, а именно взаимодействие сердца-синь и воли-и . Под сердцем имеется в виду не физический орган человеческого тела, а эмоциональный ум или душа (хотя такая аналогия терминов подходит с натяжкой), местом которых китайцы традиционно считали область сердца. Воля-и – это та часть сознания, которая отвечает за волевые импульсы, без которых не может быть произведено ни одно действие. Этим же словом обозначается и замысел, идея, мысль. Сердце-синь и воля-и составляют первую пару из фундаментального принципа шести взаимосоответствий (люхэ, кит. 六合), который является центральным теоретическим постулатом в практике Синьицюань. Сторонники версии авторства Дамо подкрепляют ее и тем, что один из базовых шаолиньских стилей называется Синьиба – «связки приемов сердца и мысли», — хотя техника этих связок не похожа даже на самые старые и редкие направления Синьицюань. В целом эта версия не выдерживает никакой критики.
Другая легенда связывает возникновение Синьицюань с именем Юэ Фэя , знаменитого генерала эпохи Южная Сун (XIII в.н.э.). Будучи прекрасным воином, Юэ Фэй оставил потомкам трактат, в котором описывает принципы эффективного боевого искусства, по сути, собственного личного опыта в ушу. Действительно, многое из его слов может быть отнесено к Синьицюань, однако, эти слова успешно могут подойти и к характеристике большинства других стилей ушу.
Наиболее достоверная история происхождения Синьицюань связана с человеком по имени Цзи Цзикэ , жившим в XVII – начале XVIII вв. по прозвищу Лунфэн, «Дракон-феникс». Каким именно ушу занимался Лунфэн достоверно не известно. Истории описывают его как замечательного мастера копья. И действительно, влияние этого инструмента, «короля длинного оружия», как его называли, очень заметно проявлено в рукопашной технике Синьицюань. Лунфэн сформулировал шесть принципов своего искусства – это шаги петуха, поясница дракона, медвежьи плечи и руки, хватка орла, тигриное охватывание головы и громоподобное взрывное усилие удара. При жизни мастера его техника называлась кулак Цзи, а в дальнейшем за ней закрепилось название Синьи люхэ цюань, что переводится как «кулак сердца и воли шести координаций».
К середине XIX века Ли Лонэн, мастер, получивший непосредственную передачу по линии Цзи Лунфэна, систематизировал этот стиль, а также дал ему новое название, в котором иероглиф 心 (синь ) «сердце» был заменен на 形 (син ) «форма». Школа стала называться не Синьицюань, а Синъицюань, «Кулак формы и воли» (в русском языке эти слова практически не отличаются, особенно при произнесении, а в китайском они и звучат по-разному и значение имеют разное). Смысл в это название вкладывается следующий: волевое начало мгновенно переводит практикующего из стадии восприятия и правильной оценки ситуации к действию, воплощающемуся в конкретных формах.
Сейчас существует три основных направления Синъицюань : Шаньсийское и Хэбэйское, очень похожие друг на друга, точно родные братья, и несколько особняком стоящая Хэнаньская ветвь, которая называется Синьи люхэ цюань или просто Люхэ цюань и передается традиционно в мусульманской общине.
В школе боевых искусств «Уцзимэнь» преподается Хэбэйское направление Синъицюань , переданное мастером Чэнь Цзие . Мастер Чэнь – ученик выдающегося мастера Багуачжан и Синъицюань Лю Баочана (1891–1979 гг.), унаследовавшего традиции боевого искусства от легендарного Ли Цуньи. На сегодняшний день, Чэнь Цзие яляется одним из представителей восьмого поколения мастеров стиля Синъи:
Изначально техника Синъицюань, по-видимому, состояла из так называемых «десяти форм» (шисин), которые соответствовали десяти животным. В дальнейшем для удобства освоения материала в школе выкристализовалось то, что теперь считается базой и осваивается на первых этапах практики – раздел Усин цюань , «удары пяти стихий», — а количество «животных» форм выросло до двенадцати (шиэрсин). Усин , пять основных техник – пи (рубящая ладонь или кулак), бэн (пробивающий кулак), цзуань (буравящий), пао (взрывающийся) и хэн (поперечный) – соответствуют металлу, дереву, воде, огню и почве. Эти пять техник в сущности являются пятью разновидностями усилия-цзинь , которые соотносятся друг с другом, подобно стихиям, по принципу взаимопорождения и преодоления.
Принцип люхэ (六合) — принцип «шести взаимосоответствий» — составляет одну из основ техники Синъицюань. Три из этих взаимосоответствий внешние, то есть относятся к правильному выстраиванию формы тела, а три внутренние, подразумевающие правильную работу сознания.
Внешние взаимосоответствия:
Внутренние взаимосоответствия:
Год рождения: 1951 Стаж занятий БИ: с 1961 г. Преподает: с начала 1980 гг Один из самых известных мастеров традиционного ушу в современном Китае. Заниматься ушу начал с детства, сначала изучал кулачное искусство и работу с оружием в чанцюань, затем — кулачное искусство и работу с оружием в синъицюань, тайцзицюань, багуачжан и других стилях «внутренней семьи». Представляет 4 поколение традиции сразу двух крупнейших направлений синъицюань – хэбэйского от Лю Циланя и его учеников Ли Цуньи и Гэн Цзишаня) и шансийского (от Сун Шижуна и его наследника Сун Хученя). Его первым наставником был У Цзычжэнь, вторым – Ли Гуйчан, третьим – Се Куй. Он также получал наставления у учеников знаменитых мастеров, таких как Хань Муся, Шан Юньсян, Сунь Лутан и многих других; дружил со многими выдающимися мастерами синъицюань, среди них – Ша Гочжэн, Хэ Фушэн, Гэн Дэфу, Чжан Шутянь. Ради изучения методики тренировок и принципов синъицюань, преподававшихся в разных школах, он много ездил по Китаю. |
Мастер «внутренних ворот» по стилю У тайцзицюань. Изучал тайцзицюань у У Гунцзао и У Инхуа, детей основателя стиля У Цзяньцюаня.
В 1980-е годы принимал участие в Шестом и Седьмом чемпионате по ушу провинции Шаньси и Всекитайском фестивале мастеров боевых искусств, где трижды занимал первые места. Неоднократный победитель и призер множества соревнований по традиционному ушу.
В 1983–1985 гг. работал в комитете по физкультуре и спорту провинции Шаньси и Комитета по делам ушу Китайской народной республики, занимался издательской и исследовательской деятельностью, изучал опыт выдающих мастеров ушу всего Китая, принимал участие в издании энциклопедических изданий «История развития традиционного китайского ушу» и «Китайское ушу: все приемы кулачного искусства и боя с оружием».
В настоящее время является членом совета Пекинской ассоциации ушу, членом постоянного совета Ассоциации синъицюань провинции Шаньси, председателем ревизионной комиссии Пекинского общества изучения синъицюань, первым заместителем общества изучения четырех традиционных стилей ушу, судьей высшей категории КНР.
Автор 4-томного труда «Искусство синъицюань. Полный курс теории и практики», в котором восстанавливает изначальное учение синъицюань и излагает его именно так, как оно с древних времен передавалось наставниками в устной традиции, впервые публикует методики изучения темного и мягкого типов усилий, которые всегда считались «тайными», «не передаваемыми вовне».
Имеет 25 «внутренних учеников», среди них – М. А. Андреев, Н. В. Григорьева, В. С. Зуйков, Е. С. Язов. Учеником М. А. Андреева является А. А. Федоров (Беларусь).
Мастер Сунь Сюй курирует деятельность «Лиги синъицюань», обучает «личных учеников» и старших инструкторов, а также регулярно проводит общедоступные семинары и стажировки в России и в Китае для всех членов «Лиги синъицюань».
Год рождения: 1970. Ассоциация боевых искусств «Цзиньу» г.Шанхай, КНР, 2003 г. Шаолиньская академия боевых искусств, г. Дэнфен, КНР, 2003 г. Стаж занятий БИ: с 1986 г., традиционное ушу с 1989 г. Преподает: с 1995 г. Степени и звания: 2 степень по шаолиньцюань, 1999 г., присвоена ФШБИ. 3 степень по синъицюань, 2006 г., присвоена ФШБИ. |
Старший инструктор Федерации Шаолиньских боевых искусств, судья традиционного ушу по таолу и саньда. Представитель 5-го поколения мастеров синъицюань по линии Лю Циланя и 5-го поколения мастеров синъицюань по линии Сун Шижуна, ученик «внутренней традиции» мастера Сунь Сюя.
С 1989г. по 1998г. тренировался под руководством Маслова А.А.
Обучался в Шаолиньской академии боевых искусств (г. Дэнфен, КНР). Получил посвящение от одного из самых знаменитых Шаолиньских наставников современности, Ши Дэцяня. В «Шанхайской ассоциации чистых боевых искусств» обучался стилю мицзунцюань.
С 2003 г. – организатор и участник многочисленных исследовательских поездок в Китай для изучения направлений и школ синъицюань.
С 2008 г. является личным учеником мастера Сунь Сюя, имеет официальное разрешение мастера на преподавание ушу, тайцзицюань, цигун.
Перевел на русский язык книги мастера Сунь Сюя «Искусство синъицюань. Пять первостихий. Методика изучения» – М., 2010 и «Искусство синъицюань. Традиционные формы и комплексы» – М., 2013.
Владеет стилями: синъицюань, тайцзицюань стиля У, шаолиньцюань, мицзунцюань, даосские оздоровительные практики. Специализация – синъицюань, тайцзицюань.
Виды оружия: сабля-дао, меч-цзянь, копьё, палка, алебарда «чуньцю да дао», мечи-крюки «шуан гоу».
Участие в соревнованиях:
Многократный победитель и призер Международных, Всекитайских и Российских чемпионатов по традиционному ушу.
1994 г., Международный чемпионат по ушу в г. Путянь (КНР), 3-е место
1994 г., 3-й Чемпионат мира по традиционному ушу Цзинъу, г. Шанхай (КНР), 3-е место
1998 г., 5-й Чемпионат мира по традиционному ушу Цзинъу, г. Ипо (Малайзия), 3-е место
2006 г., 5-й Всекитайский чемпионат по традиционному синъицюань в г. Хэшунь (КНР), 1-е место
2007 г., 24-й Всекитайский и 1 Международный чемпионат по традиционному ушу, саньда и туйшоу провинции Шаньси (Тайюань, КНР), 2-е и 3-е место
В 2006 г., по результатам Всекитайского чемпионата по традиционному ушу, был признан китайскими мастерами как глава российской национальной школы истинного традиционного хэбэйского синъицюань.
Среди учеников – победители и призеры российских, китайских и международных соревнований.
Год рождения: 1961 Образование: высшее, Московский государственный педагогический институт (сейчас – МПГУ), 1984 Институт океанографии РАН, аспирантура, 1988 Шанхайский Университет иностранных языков (SISU), китайский язык, 2005 г. Стаж занятий БИ: с 1998 г., традиционное ушу с 2000 г. Преподает: с 2008 г. Степени и звания: 2 степень по синъицюань, 2005 г., присвоена ФШБИ. Практикует синъицюань с 2000 г., под руководством М.А. Андреева. С 2003 г. — организатор и участник многочисленных исследовательских поездок в Китай. В Китае получала наставления мастеров разных направлений и школ синъицюань и других стилей традиционного ушу. |
Владеет стилями: синъицюань, тайцзицюань стиля У, даосские оздоровительные практики.
Виды оружия: сабля-дао, меч-цзянь, копьё, палка, алебарда «чуньцю да дао».
Представитель 5-го поколения мастеров синъицюань по линии Лю Циланя и 5-го поколения мастеров синъицюань по линии Сун Шижуна, ученик «внутренней традиции» мастера Сунь Сюя. С 2008 г. является личным учеником мастера Сунь Сюя, имеет официальное разрешение мастера на преподавание ушу, тайцзицюань, цигун.
Перевела на русский язык книги мастера Сунь Сюя «Искусство синъицюань. Пять первостихий. Методика изучения» – М., 2010 и «Искусство синъицюань. Традиционные формы и комплексы» – М., 2013.
Спортивные результаты:
2006 г., 5-й Всекитайский чемпионат по традиционному синъицюань в г. Хэшунь (КНР), 1-е место, 2 вторых места, третье место
2007 г., 24-й Всекитайский и 1 Международный чемпионат по традиционному ушу, саньда и туйшоу провинции Шаньси (Тайюань, КНР), два 1-х места, 2-е место
2007 г., 7-й Международный чемпионат по ушу в г. Пекин (КНР), два 1-х места
2011 г., 9-й Международный чемпионат по ушу, Гонконг (КНР), два 2-х места
2013 г. 28-й Всекитайский чемпионат по традиционному ушу на кубок Фошаня в г. Тайюань (КНР), два 1-х и 2-е место.
Год рождения: 1976 Образование: высшее, Белорусский государственный университет радиоэлектроники и информатики, 1988 Стаж занятий БИ: с 1988 г., традиционное ушу с 2007 г. Преподает: с 2011 г. Степени и звания: В 2011 г. получил 1 степень по стилю синъицюань, присвоена ФШБИ. Боевыми искусствами начал заниматься с 1988 года в Могилевской школе милиции, с 1989 г. по 1993 г. изучал карате-до, стиль сито-рю у мастера Тарасенко Владимира Анатольевича. С 2007 г. по настоящее время практикую традиционное ушу стиль синъицюань. Ученик «истинной передачи традиции» мастера Андреева Михаила Анатольевича, школа мастера Сунь Сюя. Представитель 6-го поколения традиционного синъицюань по линии Сун Шижуна и 6-го поколения передачи традиции по линии Лю Циланя. |
Участие в соревнованиях:
2011 г. 9-й Международный чемпионат по ушу, Гонконг, КНР, два первых места (синъицюань-таолу и традиционное длинное оружие).
2013 г. Международные соревнования по ушу на призы Орловского регионального отделения ВПП «Единая Россия», третье место по синъицюань.
2013 г. 28-й Всекитайский чемпионат по традиционному ушу на кубок Фошаня в г. Тайюань (КНР), первое и третье место.
2013 г. 11-й Чемпионат России по традиционному ушу, два первых места («внутренние стили» и традиционное оружие «внутренних стилей»).
Год рождения: 1989 Образование: Высшая школа экономики, 2012, факультет психологии (магистр) |
…Искусство синьицюань — это в действительности наука избавления от недугов,
продления жизни и совершенствования себя. Это путь кулачного искусства, принцип
взращивания ци и совершенствования тела, обладающий точными доказательствами
и имеющий эффект, подобный приему эликсира бессмертных…
Мастер Сунь Сюй
Синъицюань — один из трех самых известных «внутренних» стилей традиционного ушу. Три иероглифа, составляющие его название: «син», «и», «цюань» — на русский можно перевести несколькими способам: «кулак формы и воли», «воля, явленная в кулачном искусстве», «стиль воплощенного намерения».
Для тех, кому интересны боевые практики : синъицюань — практичный и высокоэффективный стиль, недаром именно его в XVIII-XIX вв. предпочитали охранники торговых караванов и личные телохранители, а в наши дни его приемы осваивают полицейские и сотрудники спецслужб Китая.
Для тех, кому интересны медитативные практики : синъицюань — это не только боевые действия, но и постижение «внутреннего искусства» — нэйгун или цигун. Нэйгун — это и искусство управления энергии ци, и тренировка сознания, умение регулировать свой волевой импульс. «Внутреннее искусство» является важнейшей составной частью синъицюань.
Для тех, кому интересны оздоровительные практики : в Китае давно известно о мощном оздоровительном эффекте, который дают регулярные занятия синьицюань. Движения из раздела «пять первостихий» сегодня используются при лечении заболеваний печени, почек, легких. Синъицюань нередко начинают заниматься и после 30, когда ни о каких активных занятиях спортом, казалось бы, уже не может идти и речи, а Мастера синъицюань и в 70-80 лет демонстрируют чудеса владения своим телом, реакции, силы и скорости…
Для тех, кому интересны культурологические практики : «истинную традицию» невозможно передавать без знания языка и культуры Китая, задающих специфику китайского мышления и мировосприятия. В китайском понимании человек «растянут» между двумя недостижимыми полюсами: тем, кем он «никогда не был», и кем он «еще не бывал». Тогда кто же он, в каком он времени, где он? Весьма актуальные вопросы для европейского мышления…
Формы синъицюань просты и понятны, действия стремительны, ритм четкий, приемы компактные, твердость и мягкость взаимоуравновешены, все ведет к гармонии и целостности. Занятия синъицюань дают ощущение бодрости и энергии, развивают и тело и сознание, и внутренние силы и силу мышц. И молодые и пожилые, и мужчины и женщины, и верующие и атеисты, и китайцы и европейцы, и здоровьем сильные и здоровьем слабые — все могут практиковать синъицюань и достигать хороших результатов. Многоаспектность, представленная в компактной форме, позволит каждому найти в этом стиле что-то своё.
Однако, независимо от первоначальных интересов и выбранного направления, «чем дальше в лес», тем яснее ученик начинает осознавать, что все эти направления принадлежат единому Пути. Осваивая конкретные боевые действия — удары и блоки, подходы и отходы, броски и захваты, — человек учится владеть своим телом, контролировать дыхание (цигун), управлять сознанием и энергией ци, т.е. постигает «внутреннее искусство» управления собой — нэйгун. Постижение «искусства управления собой» продолжается в «искусстве быть другим».
Осознанно воспроизводя в формах движения других живых существ и вбирая в себя их внутреннюю суть, человек таким образом постигает истинную природу всего сущего на земле и учится понимать другого. Умение понимать, или, как принято говорить, «слышать» другого важно не только для победы в поединке. Умение вслушиваться в окружающее — это первый шаг к построению гармоничных отношений с миром, к «следованию общему потоку мироздания» — к тому, что в Китае принято обозначать известным словом «гунфу» (дословно — «мастерство»). Сформировавшийся в XVII веке, синъицюань и сегодня остается уникальным средством гармонизации и оздоровления и тела, и души, и сознания.
Общие сведения и структура стиля
Синъицюань в дословном традиционном переводе означает как «кулак формы и воли». Еще синъи можно перевести как «проявленная воля» или «воплощенное намерение».
Синъицюань сложился в 18 веке в провинциях Шаньси, Хэбэй и Хэнань. Эти провинции были торговым и банковским центром средневекового Китая, через них проходило множество торговых и караванных путей. Стиль формировался как стиль для охранников караванов и банков, телохранителей и проч., в которых, понятное дело, именно там была большая нужда. Требовалась боевая эффективность, в т.ч. и при работе с традиционным длинным оружием, и при работе без оружия, и относительная простота приемов – поскольку готовить бойцов нужно было быстро.
В синъицюань , в отличие от многих других стилей ушу, до настоящего времени «боевая составляющая» не просто сохранилась, но и составляет обязательную часть подготовки. С формальной стороны дела – существуют одиночные и парные комплексы, без оружия и с оружием (копье, меч-цзянь, меч-дао, палка-гунь), разной степени сложности.
Стиль можно разделить на пять основных направлений: синьицюань семьи Дай (линия Дай Лунбана), синьилюхэцюань (линия Ма Сюэли), «хэнаньский» синьицюань, «хэбэйский» синъицюань (идущий от Лю Циланя и Го Юньшэня – учеников Ли Лонэна провинции Хэбэй), «шансийский» синъицюань (идущий от Сун Шижуна и Че Ичжая – учеников Ли Лонэна провинции Шаньси). Все стили, относящиеся к синъи/синьи/синьилюхэ/люхэсиньи/цюань, построены на одних и тех же внутренних принципах. Но при полной тождественности «внутренней сути» внешние формы и базовая техника заметно разнятся между направлениями.Синъицюань отличают простые, экономичные и вместе с тем весьма эффективные в практическом применении приемы. Внешне стиль кажется несложным, однако он заслуженно считается одним из самых сложных стилей китайского ушу . Синъицюань многослоен. Для того, кто начинает изучать его как средство самозащиты, он выглядит крайне жестким и жестоким. Боевые техники предполагают безжалостное подавление любой агрессии. Однако постепенно, по мере того, как внешняя работа сменяется внутренней, приходит понимание того, что жесткость синъи — это лишь наружная, видимая форма, а ее внутреннее наполнение — мягкость, текучесть, расслабление тела и покой сознания, при которых только и возможна мгновенная и адекватная реакция на действие противника.
По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью.
Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий») . Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву — пробивающее движение (бэн), воде — буравящее движение снизу вверх (цзуань), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн). Поначалу бывает сложно понять, что это не набор базовых приемов, а пять разных принципов внутреннего построения движения, пять типов «выброса усилия». На основе этих принципов строится весь многообразный технический арсенал синъицюань. По представлениям традиционной китайской медицины движения, соответствующие «пяти первостихиям» синъицюань, связаны с определенными каналы и внутренними органами человека. Практикуя их, мы гармонизируем и стабилизируем работу организма, восстанавливаем энергетический баланс, увеличиваем энергетический потенциал. С этим в значительной степени связан и мощный оздоровительный эффект синъицюань. Ни одна система цигун (как и синъицюань) не лечит болезни — она только мобилизует те силы организма, за счет которых можно вылечиться.
«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. Чтобы выжить в мире жестокости и насилия, животные, начиная с рождения, вынуждены развивать в себе качества, позволяющие им защищаться от других животных и прочих природных опасностей. Все дикие животные обладают подобными инстинктами и чувствами, позволяющие им охотиться и вести борьбу за выживание. Эти способности требуют физической силы, природного, основанного на инстинктах и интуиции сознания и подвижного, настороженного духа. Тигру нужны не только сильное тело и когти, но и дух, заставляющий остальных животных его бояться. Мы, люди, утратили большую часть этих природных инстинктов, чувств и боевых способностей, сохранившихся в животных. Чтобы возродить эти способности в целях защиты мастера боевых искусств древности прибегли к имитации боевой техники и духа животных, так появились Шиэрсин («Формы двенадцати животных»). В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.
Также в синъицюань на определенных этапах обучения изучаются различные комплексы форм: «усин лянь хуань цюань (соединенная техника пяти первоэлементов)», «цза ши чуй (техника совмещенных ударов)», «сы ба» (техника четырех соединений), «Ба Ши» (Техника восьми поз), «Ши Эр Хун Чуй» (техника 12-и поперечных ударов), «Ба Цзы Гун» (работа восьми знаков), «Син И Цзу Хэ Цюань». Парные без оружия: «саньшоупао», «аньшэньпао» (пушечный удары, сохраняющие тело). С традиционным оружием: комплекс с саблей «Лю Хэ Дао», «Лянь Хуань Гунь» (объединенная техника шеста).
Тактика и стратегия стиля
Основная боевая позиция в синъи – сантиши . Синъи стиль контратакующий основанный на применении вертикального круга, а динамика заточена для боя на близкой дистанции. Усилия взрывные, короткие. Основа — вход на короткую дистанцию с одновременным накатыванием. То есть даже если вы видите атаку – это реакция на действия противника, опережающего его инициативу.
Внутреннии концепции:
1. Отказ от формы, атака-защита в одном движении
2. Сначала шаг — затем удар
3. Неразрывность дыхания-движения.
4. Сверхскорость — мелкие движения ногами дают более быстрые движения руками.
5. Наполнение – опустошение.
6. Прилипание – всверливание.
7. На одну руку противника — две своих.
8. Движения из дань тянь.
9. Концепция пустоты.
10. Пульсация