Написанная Максимом Максимовичем Пешковым) в 1902 году, является второй по счету после драмы «Мещане» (1901). Во всем мире она признана в качестве лучшего драматургического творения этого автора. Произведение написано на материале жизни хорошо знакомом писателю. В нижегородских ночлежках Горький собственными глазами наблюдал прототипы почти всех действующих лиц пьесы. Каждое из них важно для выражения общего смысла, несет свою «правду», отличную от других.
То, что большинство персонажей произведения — «бывшие люди», — чрезвычайно важно. Каждый из них когда-то был членом общества, выполнял социальную роль. Сейчас, в ночлежке, различия между героями стерлись, все они — просто люди, лишенные в какой-то мере индивидуальности. Для того чтобы понять образ «дна» в пьесе «На дне», необходимо учитывать эту особенность ее действующих лиц.
Автор акцентирует внимание не столько на социальных ролях, сколько на общих, важнейших для большинства особенностей сознания человека. «Что помогает и мешает жить?», «как обрести человеческое достоинство?» — на эти вопросы ищет ответ Максим Горький. Поэтому содержание пьесы не ограничивается социальной проблематикой, включая в себя и философско-этическую. «Дно» — это дно жизни в самом широком человеческого существования вообще, а не только в контексте социальном.
Русское общество на рубеже веков остро ощущало надвигающуюся грозную социальную катастрофу. В своем произведении писатель изобразил состояние современного ему мира в апокалиптических тонах. Герои, живущие в «ямах» и подвалах, ждут Судного дня. Эта жизнь является своеобразной проверкой: кто способен к воскрешению, к новой жизни, а кто окончательно погиб.
Символическое, апокалиптическое звучание пьесы особенно остро ощутили некоторые современные театральные и кинорежиссеры. Так, в постановке московского Театра на Юго-Западе (режиссер Валерий Романович Белякович) ночлежка превращается в пустое темное пространство с рядами двухэтажных нар, теряя бытовые приметы. Все действующие лица надевают белые одежды и нательные крестики, как будто перед Судным днем. Ход спектакля перемежается «экзистенциальными» сценами: ночлежка наполняется «загробным» синим светом и клубами дыма, а обитатели ее вдруг замолкают и, словно сомнамбулы, начинают перекатываться по нарам и корчиться, будто их терзает злая неведомая сила. Образ «дна» в пьесе «На дне» в этой интерпретации предельно расширяется, выходя за рамки социального контекста.
Символичность звучания произведения соединяется с приверженностью в изображении принципам социально-психологического реализма. Особенно громко слышится тема «ямы», подвала как символа униженного, угнетенного существования людей. Здесь отражены не только лишь жизненные реалии (бедняки в России в то время действительно жили в основном в подвалах), но и что-то существенно большее. Горький хотел, чтобы человек достиг «божественной» сущности, повторил «божественный» подвиг в духовном плане. Для этого, однако, он должен был совершить мучительный и сложный акт воскрешения собственной души. Неслучайно поэтому каменные своды ночлежки напоминают пещеру с гробницей Христа. Характеристика образов («На дне») проводится на основе сопоставления с этим библейским персонажем, способности уподобиться ему.
В этом подвале человек оказывается выброшенным из повседневной жизни, лишенным имущества и сбережений, социального положения, часто даже имени. Многие действующие лица пьесы имеют только клички, ярко характеризующие образы героев «На дне». Горький) создает целую галерею персонажей: Актер, Барон, Кривой Зоб, Квашня, Татарин. Кажется, от этих людей остались лишь подобия. Автор, ставя этот психологический эксперимент над героями своего произведения, хочет сказать, что, несмотря на всю глубину падения, эти «бывшие люди» все еще сохранили живую душу и могут совершить «воскресение».
Система образов «на дне жизни» включает и другой тип. Представители «верхнего», надподвального мира «хозяев» — Костылев, владелец ночлежки, кровопийца и ханжа, его жена Василиса, подстрекающая своего любовника Ваську Пепла совершить убийство собственного мужа, — показаны как не способные к возрождению, окончательно погибшие существа. Становится яснее одна из «загадочных» фраз, которую произносит старец Лука: «Есть — люди, а есть — иные — и человеки…». Затем он объясняет Костылеву, что «человеки» — это те, душа которых похожа на вспаханную плодородную землю, способную дать новые всходы.
Алексея Максимовича Горького — писателя и человека — всегда мучила неразрешимость противопоставления «правда — ложь». Сопоставление двух «правд» — той, которая бьет человека по голове и той, которая стимулирует творческую энергию, лежит в основе пьесы «На дне». Образы Барона, Клеща, Бубнова, Пепла являются носителями горькой истины, а представления самого автора о ней вложены в знаменитый монолог Сатина («Все — в человеке, все — для человека!»).
Достоевский однажды признался, что если бы ему пришлось выбирать между Иисусом Христом и правдой, он выбрал бы Христа. Его выбрали бы и Настя, Лука, Актер и другие. Образы героев «На дне» во многом характеризует приверженность этой точке зрения или другой (Барон, Бубнов, Клещ, Пепел). Алексей Максимович же своим творчеством, и в особенности данным произведением, заявил, что делает выбор в пользу человека.
Несмотря на огромный успех пьесы «На не вполне был доволен тем, что у него в итоге получилось. Он понял по реакции большинства критиков и публики, что проповедник «утешительной лжи» Лука вышел самой важной и значительной фигурой, которой не нашлось достойного оппонента. В позднейших отзывах и интервью Алексей Максимович поносил «лживого» Луку, но подсознательно, вероятно, его любил. Поэтому старец получился таким противоречивым и загадочным. Во вредности «утешительной лжи» Горький убеждал читателей чуть ли не до конца жизни.
Горькому удалось показать одну из самых болезненных и опасных черт психологии и сознания человека — неудовлетворенность реальностью, ее критику, а вместе с тем зависимость от помощи извне, слабость к возможности «чудесного» спасения и избавления от бед, неготовность быть ответственным за свою жизнь и самостоятельно творить ее. Это и есть то самое «дно» жизни, где может оказаться представитель любого класса и общественного положения. Для таких людей «утешительная ложь» Луки вредна и опасна, даже смертоносна (вспомним Актера, который повесился в конце пьесы), поскольку правда, с которой им рано или поздно придется столкнуться, отнюдь не столь идиллически прекрасна.
В мире есть зло, и ему нужно противостоять, а не убегать от него в мир мечтаний и фантазий. Люди, предпочитающие вымысел, слабы. Им противостоят более приспособленные к жизни, которые могут выдержать правду. Алексей Максимович выступает подлинным гуманистом, раскрывающим человеку глаза на истинное положение вещей, не затуманивая его взор утешительными обещаниями, в основе которых — ложь, унижающая человека.
Образ «дна» в пьесе «На дне» — один из самых сильных образов в творчестве писателя, к которому читатели и критики возвращаются вновь и вновь, черпая мысли, идеи и вдохновение.
1. «Правда» Луки.
2. Трактовка образа Луки.
3. Роль Луки в жизни обитателей «дна».
Социально-философская драма «На дне» была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве «Знание» в 1903. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки. Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни не осталось ничего светлого.
Образ Луки по праву считается самым сложным в пьесе. Этот человек пытается утешить страдающих. Его позиция прямо противоречит фразе: «Правда — бог свободного человека». Лука не приемлет жестокой и злой «правды». Для него истиной является та «правда», в которую верит человек.
Лука очень добр к окружающим. Он находит для каждого именно те слова, в которых человек нуждается. Пусть это утешение не имеет ничего общего с реальной правдой жизни. Но с другой стороны, если можно сделать человека хоть немного счастливее, зачем пренебрегать этой возможностью? В пьесе поставлен сложный философский вопрос, является ли сострадание Луки лучшим, чем голая «правда», обнажающая обитателям «дна» всю убогость их существования… Каждый на этот вопрос может отвечать по-разному. Но нельзя не признать, что роль Луки в жизни других персонажей пьесы велика.
Лука не пытается кого-то в чем-то убедить: Он просто утешает тех, кто в этом нуждается. Он не навязывает свою точку зрения, и в этом проявляется его мудрость. Лука уверен: «Во что веришь, то и есть». С этим нельзя не согласиться. Субъективное восприятие человеком окружающей действительности может сильно расходиться с мнением других. Но ведь мнение окружающих совсем необязательно считать истинным. Лука помогает обездоленным обрести надежду. А ведь это очень важно для человека.
Критики не могли придти к однозначным выводам относительно образа Луки. Некоторые считали, что Лука — это положительный герой, ведь он помогает людям найти в себе что-то хорошее. Другие считали Луку отрицательным персонажем, ведь после его ухода из ночлежки обитателям «дна» пришлось еще тяжелее, потому что они были вынуждены распрощаться с иллюзиями. Отношение самого Горького к Луке было весьма противоречивым. В 1910 году писатель говорил о герое пьесы: «Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он им и говорит разные слова — для утешения».
Обитатели ночлежки относятся к Луке как к сказочнику. Они и не обольщаются относительно слов старика. Например, Пепел говорит: «Врешь ты хорошо… Сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…». Значит, слова Луки все-таки находят отклик в душах измученных людей.
Анну Лука утешает разговорами о покое, который наступит после смерти. Для умирающей женщины эти слова могут значить гораздо больше, чем рассуждения «рабочего человека», ее мужа Клеща о том, что после ее смерти он сможет устроить свою жизнь. Значит, в данном случае роль Луки, безусловно, положительная. Актеру, страдающему от пьянства, Лука говорит о специальных лечебницах, где могут вылечить алкоголиков. Эта надежда могла бы придать силы. И нельзя вменять Луке в вину, что утратив надежду, Актер решает покончить жизнь самоубийством. Надежда на лучшую долю могла бы сделать человека сильнее, если бы у него изначально было хоть немного больше сил и желания вырваться из замкнутого круга.
Ваське Пеплу Лука говорит о том, что в Сибири его жизнь сложится не так уж плохо. «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!» Пусть слова старика могут вызвать сомнение. Но с другой стороны, попытка вселить уверенность в завтрашнем дне лучше намерения втоптать человека в грязь, лишить его последней мечты.
Далеко не случайно Лука рассказывает притчу о том, как некий человек верил в то, что где-то есть праведная земля. И когда вера была разрушена ученым, который сумел доказать, что земли этой не существует, человек повесился. Он не смог пережить крушения своих надежд. Старик уверен в том, что ложь может нести спасение, а правда, напротив, опасна и жестока.
Образ Луки — это олицетворение гуманности и человеколюбия. Парадоксально, но он сам — такой же обитатель «дна», как и другие. Но он не утратил человеческих качеств, находит в себе доброту и сострадание для окружающих. Остальные давно уже не находят в себе хоть каплю сочувствия к тем, кто рядом. Как же удалось Луке сохранить в себе доброту? Возможно, причина этого в том, что он, в отличие от окружающих, не перестает любить и уважать людей вокруг. Даже в тех случаях, когда любить и уважать их не за что. Попытки утешить страждущих для Луки не самоценны. Он не упивается своей ролью как утешителя, он использует ложь как средство пробудить что-то человеческое в омертвевших душах обитателей «дна». И не его вина в отсутствии результата. Можно упрекнуть Луку в том, что после его ухода жизнь обитателей ночлежки стала еще более тяжелой. Им пришлось расстаться с иллюзиями, вновь они оказались лицом к лицу с реалиями жизни. Но с другой стороны, упреки в адрес старца выглядят необоснованными. Беда обитателей «дна» в том, что они бездействуют, покоряются обстоятельствам, не пытаются сделать хоть что-нибудь для изменения своей судьбы. Лука мог бы стать для Актера путеводной звездой. Но тому проще верить Сатину. Не Лука, а Сатин и Барон стали причиной самоубийства Актера. Ведь именно они убедили несчастного в том, что нет больниц для алкоголиков. С другой стороны, разве в лечебницах было дело? Разве не мог Актер поверить в свое будущее и делать попытки что-то изменить в жизни? Лука пытался повлиять на него, говорил Сатину: «А ты — почто его с толку сбиваешь?» Остальные с безразличием относятся к словам, как своим, так и чужим.
Лука покидает ночлежку, потому что он не может изменить ход вещей. Не в его власти помочь людям покинуть «дно», стать полноправными членами общества. Лука понимает, что его помощь обездоленным не может быть чем-то материальным, ощутимым. Роль утешителя не может быть постоянной, иначе она обесценится. Попытки вселить надежду, ободрить должны напоминать вспышку света в непроглядной темноте. А потом люди уже сами станут решать, предпринимать ли им что-нибудь или нет. Пьеса не дает ответа, изменится ли жизнь хоть кого-то из обитателей дна. И, на мой взгляд, это не случайно; Горький в произведении поставил сложнейшие вопросы, ответить на которые каждый может по-своему.
герой пьесы «На дне»
Альтернативные описания
Изгиб края седла
Мужское имя (лат. светоносный)
Изгиб реки
Персонаж пьесы «»На дне»»
Изгиб морского берега
. «Кривуля» на реке
. «Носок» конского седла
Выступ седла
Герой, «На дне»
Гнутый выступ седла
Дугообразный поворот реки
Евангелист
Ж. изгиб, погиб, кривизна, излучина; заворот реки, дуга; низменный и травный или лесистый мыс; поемный луг, огибаемый рекою. Иногда лука принимается, обратно, в значении залива, затона, заводи или это новорос. травная лощина, луг. Седельных лук две, передняя и задняя. Мотри, возгрей к луке не примерзни! дразнят неженку. Церк. лукавство, кривизна души. Лука реки, как и колено, локоть, иногда говорят вместо плесо, т. е. не изгиб, а прямое русло меж изгибов. Лука реки (дуга), лукно, лукошко (гнутое, гнуток), лук (гнутый, т. е. мечущий стрелы), лукать и пр. общего корня. Лук м. лучок, согнутая в дугу полоса; упругая полоса, деревянная, роговая, стальная, напрягаемая тетивою, для пусканья стрел. Лучок с прикладом, самострел; лучок с двойною тетивою, для метанья глиняных пуль, казарга. Лучок токарный, сверлильный, род смычка, коим вертят снаряды взад и вперед. Лучок пилы, железный станочек для нее. Лучок рыболовный, кармак, уда на белорыбицу. Шерстобитный лук или лучок, трехаршинный шест с кобылкою и тетивою, которою пушат, бьют шерсть, ударяя по ней катеринкою, колотушкой. Дуга, дужка, пол-обруча, гнуток, напр. на кибитке. Лучок на косе, крюк, грабок, грабки, грабли для косьбы хлеба. Сеть для ловли певчих пташек (тайник перекидывается на двух палочках, лучок на пол-обруче). Прибор в запряжке коноводных лошадей. Новг. отдельное место для путников, на лодке-тихвинке, под крышей, настланной по дугам. конного солдата ноги лучком. Кому до чего, а стрелку до лука. Тугой лук, то сердечный друг. Лук, что царь, стрелы, что посланники. Лук добро и к бою, и во щах (игра слов). Плуг кормит, а лук (оружие) портит, стар. о мужике, солдате. Из лука не мы, из пищали не мы, а попить, поплясать, против нас не сыскать! Невелик лук, да туг. Как из лука стрела. Будто с лука спрянул. Оба луки, оба туги. Лук, стар. мера земли; на сев. две обжи,
Загиб реки
Изгиб морского берега
Изгиб реки
Изгиб реки или седла
Изгиб русла
Изгиб седла
Изгиб, кривизна реки
Излучина реки
Имя итальянского художника Синьорелли
Имя какого библейского персонажа переводится с латинского как «свет»
Коллега Матфея по евангелие
Коллега Матфея, Марка и Иоанна
Крутая извилина русла реки с близко сходящимися у перешейка концами
Крутой изгиб реки
Кто из евангелистов изображается в виде тельца
Миротворец в пьесе «На дне»
Морской изгиб
Мужское имя
Мужское имя, рифмующееся с букой
Мужское имя: (латинское) светоносный
Один из евангелистов
Персонаж «На дне»
Поворот реки
Поворот седла
Речное искривление
Русский мореход, открывший морской проход из Северной Двины в Северную Норвегию (XIV в.)
Самарская на Волге
Спутник апостола Павла
Хорошее имя для русского мужика
Часть седла
Главный миротворец в пьесе Горького «На дне»
Персонаж пьесы Горького «На дне»
Странник в пьесе «На дне»
Выступающий изгиб переднего или заднего края седла
Утешитель
Мудищев
Персонаж пьесы А. П. Чехова «Медведь»
Персонаж произведения Ж. Мольера «Лекарь поневоле»
Грек из евангелистов
Речной изгиб
Изгиб речного русла
Изгиб побережья
Излучина седла
Загогулина седла
Гнутый бортик седла
Имя Хлопова в «Ревизоре»
Изогнутый выступ седла
Чем не имя для русского мужика
Русское мужское имя
Мужское имя, рифмующееся с мукой
Подходящ. русскому парню имя
Дугообразный изгиб реки
В «Толковом словаре…» Владимира Даля слово «странник» происходит от «странный, необычный, непохожий на других». Таков Лука: с палкой в руке, с котомкой за плечами и чайником у пояса. В этом облике есть что-то уютное, что-то от запечного сверчка. У таких людей везде дом. У них все с собою. А что не разглядишь на нем, чего не хватает — то в котомке. Весь облик Луки говорит за него — странник, перекати-поле. Все знает, все видел, всех любит — и жуликов, и прочий народ честной: «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все — прыгают».
В отличие от постоянных обитателей ночлежки, он человек пришлый, временный. Он — событие из большого мира, человек с «большой земли», и поэтому способен на многое: на доброе слово, на сострадание, на жалость.
Он один может душевно поговорить с умирающей Анной. И не- правда, что он все врет. Он не врет, он успокаивает. В его словах много мужества — и на ответное мужество он рассчитывает: «Ты надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!.. Смерть — она для нас ласковая…» Он не обещает Анне, чего сам не знает, ни райских кущ, ни адского огня. В речах Луки простота и мудрость. Однако эти качества не исчерпывают образ.
Старец Лука на удивление многолик. Если для постоянных обитателей ночлежки достаточно просто подобрать логику развития их характеров, то с Лукой все не так. Абсолютную уверенность вызывают только его добрые намерения, в остальном он постоянно закрыт. Он даже нигде не признается, что странник, хотя слово это имело во времена Горького двойное значение, о чем писатель хорошо знал. И если первое подразумевало человека путешествующего, то второе обозначало приверженца раскольничьей секты странников, отвергавших не только оседлость, но и государство и деньги, как отмеченные антихристом. В пользу этого замечания говорит также то, что старик советует Сатину: «Тебе бы с такими речами к бегунам идти… Есть такие люди, бегуны называются…» Бегуны — другое название секты странников.
За подобное уже можно было и поплатиться. Так что скрытность Луки с этой точки зрения объяснима.
Лука спускается в ночлежку из большого широкого мира. Его сошествие знаменует собой надежду. Он учит обитателей чужим и непонятным вещам. Вот его беседа с Наташей о Ваське Пепле: «Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе поверит…»
Недаром, когда он поднимается из мутной дряни костылевской жизни и уходит навсегда, в четвертом акте образуется поразительная пустота, и в ней неожиданно повисают обитатели. И они начинают говорить, спорить, ругаться о старике. И Сатин неожиданно понимает, зачем был Лука: «Старик? Он — умница?.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую монету».
Однако жизнь кандалами висит на несчастных старожилах, путает их мысли, мешает дышать. Они неподвижны, не способны к добру, состраданию, но они словно проснулись, заговорили о правде, человеке, Боге, свободе. Они подбадривают друг друга, и они в восхищении от проснувшейся способности мыслить. «Браво? Прекрасно сказано! Я согласен!»
Старец Лука в пьесе подобен блуждающей планете на неподвижном небосводе. Он светит отраженным светом, он перемещается от персонажа к персонажу. Он к каждому подбирает ключик. В них начинают проступать контуры души — неистребимой и нетленной части человеческого естества. Он и сам себя сравнивает с планетой: «Слыхал я, что и земля-то наша в небе странница». Луку невозможно представить пьяным или грязным. Он опрятен и чист физически и нравственно. Его образ лишен статики. Он текуч. Он переливается и светится.
Этого света достаточно, чтобы высветить всех обитателей и всех Разглядеть. Жители дна бедны и безвольны. Такова среда их обитания, такова их жизнь. Человек с неслучайным евангельским именем Лука спустился к ним, и, одарив надеждой, вернул им способность мыслить. Он сделал много. Возможно, все, что мог сделать.