Репшнуры — это вспомогательные верёвки. Они тоньше, чем основные верёвки, которые мы используем для страховки. Их диаметр от 2 до 8 мм, прочность от 100 кг до двух тонн в зависимости от диаметра. Выбирать диаметры репшнуров нужно, исходя из каждой конкретной задачи.
Репшнуры используются в целом ряде случаев:
Требования к прочности репшнуров зависят от области применения. Наиболее высокие требования предъявляются к репшнурам для организации страховки, но и в остальных прочность тоже важна.
Для использования в горах не подойдут шнуры из супермаркетов. Обычно их делают из полипропилена, а этот материал значительно проигрывает полиамиду, из которого производятся репшнуры для альпинизма — и в прочности, и в износостойкости, и в устойчивости к ультрафиолету
Репшнур, как и обычная верёвка, состоит из сердечника и оплётки — за исключением самых тонких. В основном репшнуры различают по диаметру и материалам, из которых их изготавливают.
Для «силовых» назначений (там где важны выдерживаемые репшнурами нагрузки) применяются шнуры от 5 до 8 мм. Большинство высокопрочных репшнуров делают из полиамида — как сердечник, так и оплётку. Иногда встречаются экзотические варианты, с особыми свойствами. Примеры:
Все эти варианты чаще всего созданы для выполнения одной конкретной задачи. Так, материалы дайнима или арамид в сердечнике дают увеличение прочности при том же весе и меньшем диаметре. Но в отличие от полиамида они суперстатичны, то есть вообще не тянутся. Это в одних случаях плюс, в других — скорее недостаток.
При организации станции прочность репшнура для блокировки не должна быть ниже 1 тонны. Поэтому использовать классические репшнуры из полиамида можно только если их диаметр не менее 7 мм.
Современные производители помимо классических репшнуров из полиамида делают много других более хитрых и интересных по конструкции вспомогательных верёвок. Они позволяют выиграть и в весе экипировки, и в удобстве использования.
Самый частый вариант — репшнур с разным материалом оплётки и сердцевины. Сердцевину делают из материала высокой прочности, например, кевлара и дайнимы, а сверху защищают износостойким полиамидным кожухом. Получается очень прочный репшнур: при диаметре в 5-6 мм он будет держать примерно в полтора раза больше, чем классический полиамидный репшнур (в ряде случаев, до 1800 кг). В итоге уменьшается вес снаряжения и увеличивается диапазон его использования.
Из-за своей статичности такие репшнуры теряют значительно больше прочности в узлах: до 50%, тогда как полиамидные шнуры только до 30%.
Для схватывающих узлов требования немного другие. Насколько хорошо будет работать схватывающий узел на верёвке, в первую очередь зависит от соотношения диаметров репшнура и основной верёвки. Оптимальное соотношение — примерно 10:7, то есть для основной верёвки диаметром 10 мм хорошо будут работать репшнуры диаметром 7 мм. Для более тонких верёвок подойдут репшнуры потоньше. Для более толстых верёвок в 11-12 мм, которые часто используются в спасработах, нужно брать и более толстый репшнур — диаметром 8 мм, а иногда и толще.
Качество схватывающего узла зависит и от того, из какого материала сделана оплётка. Чем менее скользкий материал, тем лучше репшнур будет схватываться при срывах или движении по перилам. Поэтому есть варианты репшнуров с добавлением арамида и кевлара в саму оплётку. Например, в составе оплётки репшнура Rap Line от Edelrid есть арамид и кевлар — это делает её нескользкой, с верёвкой удобно работать, когда держите её в руках, и при этом схватывающие узлы хорошо срабатывают при минимальных нагрузках.
В линейке Tendon есть репшнур Touch . Он отличается специальной «лохматостью» нити в оплётке (что чувствуется на ощупь, поэтому и Touch) и мягкостью для лучшего схватывания.
Не самая популярная техника, несколько отошедшая в прошлое с появлением тонких динамических верёвок. На данный момент верёвки half и twin с диаметром 6.9-7.9 мм часто выигрывают по весу и удобству. Тем не менее, для адептов использования одинарной основной верёвки и тонкой для сдёргивания необходим тонкий, прочный и максимально жёсткий репшнур. Отличным вариантом будет 4-7-миллиметровый репшнур с сердечником из дайнимы и оплёткой из полиамида или полиэстера.
Ряд репшнуров можно использовать для разных задач. Например, тот же репшнур Rap Line от Edelrid можно назвать универсальным. Сердцевина и конструкция оплётки у него сделаны по тем же технологиям, что и динамические верёвки. Получается, что этот репшнур диаметром 6 мм проходит ряд испытаний, по которым тестируют динамические верёвки класса Twin, и является с одной стороны тонкой динамической верёвкой, а с другой — хорошим эффективным репшнуром для вспомогательных нужд. Это универсальный продукт, который можно использовать и для организации станций, и для спасработ, и в иных условиях.
Некоторые производители находят новые решения и получают верёвки с уникальными свойствами. Например, репшнур со светоотражающей нитью. Его характеристики полностью соответствуют стандартным вспомогательным верёвкам, но при этом у него есть дополнительная опция видимости в темноте. С ним удобно работать при свете фонарика — в сложных условиях это качество часто незаменимо. Кстати, оттяжки для палаток из такого репшнура диаметром 2-3 мм — самое оно.
Верёвки туристские — являются основным техническим средством для страховки в туристическом походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетических прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, которая окружена защитной оплёткой, так называемые плетёные верёвки, как на рисунке 1.
Для страховки и передвижения туристов на маршруте, служат верёвки, называемые основными, имеющие диаметр 9—12 мм и погонную массу 50—90 г/м. Испытание прочности и качества новой верёвки производится на образцах, отрезанных от бухты длиной 150—500 м. Верёвка диаметром 11—12 мм подвергается 4 рывкам выбрасываемого груза массой 80 кг. Верёвка диаметром 9-10 мм — 10 рывкам при массе груза 40 кг. Кроме того, образцы доводятся до разрыва при статической нагрузке, как на рисунке 2. Основные технические данные страховочных верёвок приведены в таблице.
В качестве опоры при передвижении, а также для навески перил лучше применять относительно жёсткие верёвки, слабо удлиняющиеся под нагрузкой. Для страховки — более упругие, способные поглощать за счёт значительного удлинения (до 30%) часть энергии рывка в случае падения туриста. Верёвка должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть лёгкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длительной эксплуатации.
При организации страховки обычно применяют одну, так называемую, одинарную верёвку диаметром не менее 11 мм. На сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную верёвку — две верёвки одинакового диаметра, как правило, 9—10 мм, либо разного, например, 11 и 9 мм диаметра. При работе с двойной верёвкой обычно подбирают концы разного цвета.
Для навески перил могут служить основную верёвку любого диаметра. Работая с верёвкой, необходимо учитывать, что в узле происходит значительное снижение прочности верёвки. Например, в узле «стремя» на 40%, в узлах «булинь» и «восьмёрка» на 25%. Прочность верёвки на перегибе в карабине снижается на 30%.
Обычная длина одной верёвки или, как принято говорить, конца верёвки 40 м — условная единица длины, называется «верёвка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы верёвки длиной 25 — 30 метров. В сложных горных и спелеомаршрутах применяют верёвки длиной 45 — 80 м и более.
Срок службы страховочной верёвки в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность верёвки необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она могла быть повреждена. Верёвку со значительными повреждениями оплётки или выдержавшую большую динамическую нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнительной страховочной верёвки.
В случае намокания верёвку просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в тёплой мыльной воде с тщательным ополаскиванием, хранят в прохладном, сухом, закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, верёвку пропитывают специальными составами. Основные верёвки переносят смотанными в одинарные или двойные кольца, как на рисунке 3.
Для грудных обвязок и «беседок» в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с основной верёвкой при переправах и спусках, как правило, используется плетёная капроновая верёвка диаметром 6 — 8 мм, называемая вспомогательной или репшнуром. Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статической нагрузки. Для этой же цели служит плетёная капроновая лента диаметром 20—30 мм такой же прочности.
В ситуациях, когда применение верёвки не связано непосредственно с безопасностью людей, например, подстраховка рюкзаков и других предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и так прочее, можно использовать любые верёвки, в том числе кручёные, а также верёвки и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100—150 кг.
Торможение верёвки (троса) применяется для регулирования, вплоть до остановки, движения при спуске людей или груза, а также при динамической страховке.
Для торможения верёвки используют выступы рельефа, как на рисунке 4. Карабин, навешиваемый на выступы или искусств, точки опоры (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб) непосредственно или с помощью петли, как на рисунках 5 и 6.
Тормозные приспособления без возможности блокировки верёвки — «шайба Штихта», «лягушка», «восьмёрка», как на рисунке 7. Тормозные приспособления, блокирующие верёвки — «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решётка», «каталка», как на рисунке 8.
Автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова, как на рисунке 9. Карабинные тормоза, как на рисунке 10. Карабины в сочетании с тормозными узлами, как на рисунке 11, а также корпус и руки туриста.
Торможение верёвки, в котором принимают участие только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу, как на рисунке 4,6. Иногда в качестве дополнительной страховки при спуске спортивным «сванским» способом и классическим «дюльфером».
Торможение верёвки через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамической страховке и различных способах спуска по верёвке, как на рисунке 12 и рисунке 13. Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова, как на рисунке 14.
Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры верёвки (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего («протравливающего») ненагруженный свободный конец верёвки. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности верёвки или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно верёвки (троса) без приложения удерживающего усилия человека. Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.
Количество показов: 5716
Вяжется из веревки Æ 5 – 8 мм. Усилие разрыва репшнура Æ 6 мм равно 400 кг, но с учетом факторов, уменьшающих прочность капронового снаряжения (§ 5.8), максимальной нагрузкой принято считать 100 кг, для сдвоенного соответственно 200 кг.
Для самостраховки кроме схватывающего узла можно использовать узел «бахман» («австрийский» схватывающий) или карабинный «бахман» . Все сказанное далее справедливо в общем случае для всех трех узлов.
Схватывающий узел вяжется на основной веревке сдвоенным репшнуром или готовым «прусиком» (закольцованный репшнур подобранной длины с двойным проводником на конце. После подбора длины из двойного репшнура вяжется восьмерка-проводник. При необходимости (отсутствии карабинов) двойной репшнур можно ввязывать в систему булинем. Нити двойного репшнура должны быть равными по длине для предотвращения приложения нагрузки на одинарный репшнур. Узел должен быть всегда затянут, расслабленный узел работает плохо. Для поддержания узла в затянутом состоянии можно использовать стирательную резинку (ластик) с отверстием.
Длина схватывающего, используемого для самостраховки при спуске по перилам, подбирается с учетом того, чтобы при зависании участник смог дотянуться до узла рукой. При спуске узел нужно держать большим и указательным пальцами, при этом двойной репшнур должен идти между ними сверху кисти. Это увеличивает вероятность затягивания узла при рывке. Ни в коем случае нельзя зажимать узел в кулаке!
При использовании схватывающего как самостраховки при подъеме свободным лазанием длина подбирается таким же образом. При перемещении по рельефу узел не должен оставаться на перилах ниже колена участника, так как это создает опасность сильного рывка при срыве. Узел не должен расслабляться в процессе перемещения.
Для организации самостраховки при подъеме по перилам длина репшнура определяется длиной жумара – если репшнур будет короче жумара, это значительно затруднит подъем, т.к. схватывающий будет затягиваться. Если у жумара надежный темляк или он включен в самостраховку системы, можно использовать короткий репшнур. Схватывающий вяжется также перед жумаром, а проводник включается карабином в сам жумар или в ус самостраховки, в котором он закреплен. В обоих случаях, при срабатывании самостраховки (поломка или проскальзывание жумара) участник не сможет дотянуться до узла, что является недостатком данного приема и усложняет выход из аварийной ситуации. При подъеме с жумаром рекомендуется использовать верхнюю страховку.
Схватывающий не используется для самостраховки на горизонтальных участках перил. Запрещается использовать сдвоенный репшнур как ус самостраховки. Запрещается использовать схватывающий узел для статической самостраховки.
Для самостраховки на склонах крутизной более 50 — 60° и при передвижении с тяжелым рюкзаком рекомендуется использовать веревку Æ 8 мм или кулачковые зажимы. В системах повышенной нагрузки (полиспастах) схватывающий и «бахман» вяжутся из репшнура Æ 6 мм в 4 пряди или из репшнура Æ 8 мм в две пряди.
На настоящий момент он является самым доступным средством самостраховки, но по надежности и техническим характеристикам значительно уступает специальным зажимам. Для вязки схватывающего узла возможно использование специального кевларового шнура, не оплавляющегося при резком проскальзывании.
Условно шнур, репшнур и паракорд — это веревка диаметром 3-8мм из синтетических материалов, которая имеет сердечник и внешнюю оплётку. Но в зависимости от используемых материалов, которые влияют на разрывные нагрузки, мягкость и другие свойства называются по разному.
Шнур имеет повседневное бытовое применение. Изготавливается из недорогих материалов. Например, » » изготавливается из полиэфира (сердечник) и полипропилена (оплетка). Стоит недорого (до 10руб. за метр), но при этом имеет хорошие показатели на разрыв — 300кгс. Одно из самых популярных применений шнура хозтекс 4мм — растяжки для баннеров.
Понятие «репшнур» чаще всего используется в альпинистских кругах.
Репшнур — статическая верёвка диаметром 4—8 мм круглого сечения с защитной оплёткой. Применяется в альпинизме, скалолазании и спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций — для схватывающих узлов (напр. прусик, узел Бахмана, Австрийский схватывающий узел) и для вспомогательных целей.
Обычно используется капроновая верёвка диаметром 3—8 мм, которая в зависимости от марки и года производства имеют различную прочность, от 250 кгс для 4 мм верёвки до 1200 кгс для 7 мм и 1550 кгс для 8 мм верёвки. Например репшур Tendon имеет разрывную нагрузку 340кгс.
Шнуры толщиной 7- 8 мм используются для вязания петель, импровизированных нижних и верхних обвязок и других вспомогательных целей.
Шнуры толщиной 5—7 мм лучше всего подходят для вязания самозатягивающихся узлов.
Шнуры толщиной 3—6 мм используются для изготовления альпинистских лестниц, подвязывания различных грузов и инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке.
Важно: Надо знать, что репшнур не рассчитан на динамический рывок.
Добрались до самого интересного. Если про шнур/репшнур и так все понятно, то «паракорд» в России используется в речи просто как модное слово, которое все чаще на слуху. Как показала практика, 90% клиентов спрашивающих у нас «Есть ли у Вас паракорд?» имеют ввиду обычный шнур отечественного производства.
Название Paracord это сокращение от Parachute Cord — парашютный шнур. Название впервые появилось еще во времена II мировой войны, когда у десантников армии США возникла необходимость в легком и прочном шнуре для парашютных тросов.
Высаживаясь на полях сражений, солдаты срезали стопы своих парашютов и использовали их в дальнейшем. Так, постепенно, паракорд оброс великим множеством способов применения: помогал в постройке убежища, ремонте и многом другом.
Со временем, за неимением аналогов, паракорд стал популярным по всему миру и сегодня применяется в качестве обычной многофункциональной веревки как военными, так и граждаскими лицами.
Его использовали даже астронавты (в качестве многоцелевого троса во время миссии STS-82 второго полёта Шаттла для ремонта телескопа Хаббл)
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН ПАРАКОРД?
Паракорд представляет собой легкий нейлоновый шнур с сердечником, сплетенный из многочисленных нейлоновых нитей. Его можно разделить на две части: «оболочку» — наружное покрытие, состоящее из большого количества переплетённых волокон и так называемые «потроха» — внутренний трос, сплетенный из нескольких одиночных канатиков, каждый из которых в свою очередь состоит из множества переплетенных нитей.
ВИДЫ ПАРАКОРДА:
Паракорд делится на 2 типа: ВОЕННЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ.
ВОЕННЫЙ паракорд называется Mil-Spec Paracord, или же MIL-C-5040 Type III (Military Specification) — мил-спек, отвечающий военной спецификации.
Он изготавливается всего несколькими компаниями в США и по большей части идет на государственные нужды — например, на экипировку армейских подразделений, правоохранительных органов и т.д.
Производство военного паракорда находится под контролем Министерства Обороны США и сертифицировано Центром промышленного снабжения Министерства Обороны США. Весь военный паракорд отвечает стандартам качества и регулярно проходит лабораторные исследования и серию полевых испытаний.
С возрастанием популярности паракорда возрос и спрос — многие люди хотели иметь подобную «неубиваемую веревку».
Правительство США, реагируя на востребованность паракорда, разрешило выпускать его для граждансих лиц, создав так называемую «коммерческую» версию.
Он выпускается многими компаниями повсеместно. Коммерческий паракорд, как и военный, имеет прочность в 550 фунтов (249+ кг) на разрыв и почти идентичные характеристики, однако, отличается более грубой текстурой и слега большим диаметром.
Он слегка толще из-за того, что при его производстве не всегда действуют стандарты качества армейского образца. Во всем остальном — разница практически минимальна.
С этим связана одна особенность маркировки. У репшнура основным показателем, который указывается в названии, является диаметр (Cord 3mm, Cord 4mm и т.д.) У паракорда основной показатель прочность, поэтому в названии указывается Paracord 550, как правило соответствует диаметру 4мм.
Спектр применения паракорда в повседневной жизни крайне широк — его можно использовать для изготовления темляков на ножи, браслетов, как декоративных, так и предназначенных для использования в качестве НАЗ (носимый аварийный запас), часовых ремешков, брелоков на ключи, застежек на молнии, пуговиц, для оплетки различных предметов (зажигалки, фонари, рукоятки ножей, инструменты)
Компания Nike использовала паракорд в своей модели Special Field Air Force
Изделия из паракорда даже могут служить оружием самообороны(к примеру — кулак обезьяны).
Нейлоновая оболочка часто используется отдельно без сердечника, когда есть потребность в более тонком или менее эластичном тросе. Концы троса практически всегда оплавляют и обжимают, чтобы он не расплетался. Так же применение найдется и сердечнику.
Сердечник (в американской армии его называют «потрохами» может извлекаться, когда нужна более тонкая нить, например, для ремонта одежды или в качестве лески для ловли рыбы в случае отсутствия таковой в экстремальной ситуации.
В отличии от репшнура, паракорд более мягки, эластичный и приятный на ощупь. Из него очень легко плести.
Подводя итог, можно сказать, что паракорд не совсем подходит для альпинизма и дороговат для шнура под хозяйственные нужды. Но очень актуален для «выживальщиков» и как материал для функциональных аксессуаров. Оказавшись на природе, даче, охоте, рыбалке и т.д. приятно осознавать, что на крайний случай у вас найдется 5-10 метров веревки.
Для начала разберемся в понятиях.
Фал (от vallen — падать, спускать) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и т.п.
Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу. В зависимости от предназначения фалы получают дополнительное наименование, например, дирик-фал, кливер-фал, стаксель-фал, сигнальный фал, якорный фал и др.
Воднолыжный фал — плавучий трос из синтетических волокон, снабженный рукояткой на одном конце и крепящийся другим концом к пилону на катере. Служит для буксировки спортсменов-воднолыжников. Аналогично используется в гидрофойле, вейксерфе, вейкскейте и вейкборде.
Часто фалом называют страховочный трос (например, трос для крепления вытяжного устройства парашюта к самолету, космонавта — к космическому кораблю при выходе в открытый космос).
Буксировочным фалом называется трос, используемый при аэробуксировке планёров, которым соединяется планер и самолёт-буксировщик. Также фалом называют в автомобильной практике — буксировочный трос.
Репшнур — это вспомогательная статическая верёвка диаметром 3—8 мм. Такая веревка имеет сердечник и плетеную оплетку. Количество прядей в оплетке может отличаться и это влияет на эластичность и прочность веревки. Применяется в альпинизме, скалолазании и спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций.
Репшнур используется как вспомогательная веревка для решения различных задач в горных и водных походах, а также в кемпинге. Синтетический (капроновый, полипропиленовый либо комбинированный) репшнур предназначен для вязки схватывающих узлов.
Внимание! Репшнур не рассчитан на динамическое изменение нагрузки и не предназначен для страховки в качестве основной веревки.
Парако́рд (англ. Parachute cord) — легкий веревочный трос, изготовленный из нейлона (он же полиамид, он же капрон), изначально использовавшийся в стропах парашютов. Оболочка (оплетка) паракорда сплетена из множества переплетенных нитей, благодаря чему является достаточно эластичной.
Из сказанного выше делаем вывод, что синтетическая ( , ) веревка (капроновый шнур) — это веревка, которую в зависимости от задачи и диаметра можно назвать по-разному: Репшнур, Страховочный шнур, Фал капроновый, Паракорд, Веревочный трос, буксировочный трос и т.д.
(шнуры, фалы) имеют широкое применение в промышленном альпинизме, строительстве, спелеологии, скалолазании, спорте, туризме. Также шнур капроновый (веревка полиамидная, фал полипропиленовый) применяется для обеспечения вспомогательных функций, подтягивания, вытаскивания, закрепления грузов, для крепления инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке, для монтажа и демонтажа разных конструкций и изделий, растяжки тентов, закреплении баннеров, для установки палаток, как лидер-трос для протягивания электрических кабелей и линий связи, обвязки погружных насосов и других вспомогательных целей.