Генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки , побывав в гостях у «Чемпионата», объяснила, почему телеканал не транслирует чемпионат Испании.
«Испания — это, конечно, отдельная история. «Класико», Месси… Если позволите, небольшое лирическое отступление. Я очень люблю встречи с мужчинами – они подходят ко мне в абсолютно разных местах и часто обращаются ко мне с вопросом: «Ну что ж вы не купили чемпионат Испании?!» Я, понимая социальный достаток этих мужчин, искренне у них спрашиваю: «Может, краудфандинг объявим?» Дальше я называю сумму, у них расширяются глаза, и на этом всё заканчивается. Мы просчитали экономическую эффективность чемпионата Испании. Что с ним произошло? Раньше, когда “НТВ-Плюс” покупал права на трансляцию этого чемпионата, была согласована определённая сумма, которая устраивала все стороны соглашения и, вероятно, могла быть амортизирована только при показе на тематических каналах. Когда мы стали с точки зрения «экономики» эфирного телеканала взаимодействовать с лигой, то там (в руководстве чемпионата Испании. — Прим. «Чемпионата») произошли две вещи: серьёзно изменились финансовые и коммерческие условия продажи прав и пришла другая команда. Понятно, что новая метла по-новому метет, и они сказали: «А почему мы не как АПЛ?» Решили, что это будет стоить столько-то. Кроме того, они понимали, что в мире цена на трансляции растёт, а Россию никто не воспринимает как отдельный специализированный рынок, которому нужно сделать стоимость меньше, чем остальным.
Получается, что испанцы подняли цены всем, в том числе и России? Совершенно верно. Мы в таком случае смотрим и анализируем цифры российского телесмотрения. При всем уважении к Ла Лиге и отдельно эль класико, которое как концерт Rolling Stones – все его хотят посмотреть, — цифры не феноменальны. Они не отбиваются и не окупаются. При той-то стоимости прав их было трудно окупить, но тогда можно было, наверное, сослаться на имидж. Но на «Матч ТВ» все тщательно считается и анализируется, поэтому сложилось на данный момент так, как сложилось. Мы продолжаем с испанцами переговоры, но очень мешает прийти к соглашению очень высокая цена на права. Очень.
Скажем так, речь идёт о миллионах долларов. Для всех нас эта тема – боль. Я очень хочу, чтобы мы показывали матчи Ла Лиги, потому что понимаю, какую маркетинговую кампанию могли бы на этом построить, но мы всё тщательно считаем и именно поэтому не оставляем надежду и на получение предложения с корректной стоимостью прав, и на показ трансляций», — сказала Канделаки.
Полную версию интервью с генеральным продюсером «Матч ТВ» Тиной Канделаки читайте на «Чемпионате» в ближайшее время.
Первый тур чемпионата Испании по футболу не был показан на российском телевидении..
Контракт на показ Примеры был подписан в августе 2015-го «на флажке». На тот момент структура, называющаяся ныне субхолдингом «Матч», была занята прежде всего собственными организационными вопросами. Поэтому с оформлением прав тянули до последнего, а по Бундеслиге и вовсе договорились в конце октября.
Международный цикл прав на показ Ла Лиги рассчитан на три сезона: с 2015-го до 2018-й. Большинство телекомпаний, купивших права год назад, оформили соглашение на все три сезона. Однако субхолдинг то ли вследствие не сформированного на тот момент бюджета, то ли из-за обыкновенной спешки, как выяснилось, купил права на один год. По крайней мере, такова полуофициальная версия, озвученная Константином Геничем .
Существует и альтернативное предположение: мол, контракт был подписан на все три года, но у «Матча» возникла задолженность за показ прошлого сезона, и якобы трансляции не начнутся, пока она не будет погашена. Оставлю это как конспирологическую версию, но вероятность такого расклада есть.
Как видно, трансляций испанского чемпионата на «Матче» нет. Официальные объяснения, как всегда в таких случаях, сводятся к скупому «идут переговоры». В чём основная трудность этих переговоров, публично, разумеется, не будет объявлено, но вопрос, конечно, сводится к деньгам. У «Матча» и в начале работы, и уж тем более сейчас отсутствует огромный бюджет на закупку контента, и руководство ищет любую возможность сэкономить. Контракт с АПЛ, например, удалось сократить по цене более чем вдвое.
Ла Лигу показывают украинские «Футболы» и русскоязычная «Сетанта Спорт Евразия», работающая во многих странах СНГ. Нелегальные трансляции достаточно легко найти в сети, легального вещателя в России пока нет. Сервис laola1.tv транслирует чемпионат Испании там же, где и «Сетанта», но Россия и Украина в его зону охвата не попадают.
После того, как каналы Discovery, в России работающие в связке с НМГ, подписали Чемпионшип, Кубок Английской лиги и Кубок Италии, зрители, конечно, ждут продолжения. Однако «Евроспорт» при всех своих широких финансовых возможностях нацелен на получение прибыли: дотировать закупку прав из бюджета материнской компании, как это много лет делал «Газпром-Медиа», панъевропейский холдинг не может себе позволить.
Теоретическая покупка прав на Примеру требует полной перестройки модели работы каналов Eurosport в России. С бухты-барахты такие приобретения не делаются, они должны готовиться за несколько месяцев. Руководство российского подразделения Discovery неоднократно подчёркивало, что не намерено вступать в конфронтацию с «Матчем», и Ла Лига явно входит в зону интересов именно субхолдинга, тем более с якобы существовавшим трёхлетним контрактом.
Если вы ждёте на «Евроспортах» топовый футбол, то нужно обратить внимание на Бундеслигу, контракт на которую у «Матча» заканчивается в этом сезоне. Возможно, через год Eurosport 2 в России возобновит трансляции. Пока же контракт на новый цикл не подписан ни в одной из стран региона North-East. Ждём пресс-релиза со списком территорий.
Очевидный ответ: когда закончатся переговоры. Генич надеется, что это случится к третьему туру, после паузы на матчи сборных. Я могу предположить, что тянуть будут до конца сентября, однако опыт Бундеслиги показывает, что могут протянуть и дальше. И уж почти наверняка всё разрешится к первому класико, запланированному на 4 декабря.
Теоретически возможно, что права так и не будут приобретены, но вы же в это не верите, в самом деле?
Российская Премьер-лига : субхолдинг «Матч», каналы «Матч ТВ» (2 матча в каждом туре, 50% топовых матчей) и «Матч Премьер» (все матчи, большинство в прямом эфире). Пересекающиеся по времени матчи будут показаны на других каналах субхолдинга
Чемпионат Англии : субхолдинг «Матч», преимущественно «Матч! Футбол 1» (6-8 матчей в туре)
Чемпионат Испании : TeleSport через страницы в «ВКонтакте» и «Одноклассниках» (7-8 матчей в туре), субхолдинг «Матч», преимущественно «Матч! Футбол 3» (5-8 матчей в туре)
Чемпионат Италии : TeleSport через страницы в «ВКонтакте» и «Одноклассниках» (объёмы пока неизвестны), субхолдинг «Матч», преимущественно «Матч! Футбол 2» (5-7 матчей в туре)
Чемпионат Германии : субхолдинг «Матч», преимущественно «Матч! Футбол 3» (4-6 матчей в туре)
Чемпионат Франции : субхолдинг «Матч» (2-5 матчей в туре)
Чемпионат Голландии
Чемпионат Португалии : ТК «Футбол» (2-3 матча в туре)
Чемпионшип : ТК «Футбол» (2-3 матча в туре)
MLS : Eurosport (1-2 матча в туре, все матчи на Eurosport Player)
Кубок России : субхолдинг «Матч», каналы «Матч ТВ» и «Матч Премьер»
Кубок Англии : субхолдинг «Матч», преимущественно «Матч! Футбол 1»
Кубок Германии : субхолдинг «Матч», преимущественно «Матч! Футбол 3»
Финал Кубка Испании : субхолдинг «Матч»
Показ остальных кубковых турниров пока под вопросом.
Лига чемпионов и Лига Европы УЕФА : права пока не реализованы, скорее всего, их получит субхолдинг «Матч»
Лига наций УЕФА : TeleSport через страницы в «ВКонтакте» и «Одноклассниках» (объёмы пока неизвестны), телевещатель пока не определён
Матчи чемпионата Испании по футболу покажет социальная сеть «ВКонтакте». Новый владелец прав трансляций La Liga на Россию — компания «Телеспорт» — продолжает вести переговоры и с телеканалами, включая «Матч ТВ»
Команда «Барселона». Май 2017 года (Фото: Daiuke Nakashima / Global Look Press)
Компания TeleSport недавно завершила переговоры на покупку эксклюзивных прав на показ в России чемпионата Испании по футболу (Primera или La Liga — занимает первое место в рейтинге национальных футбольных ассоциаций УЕФА), рассказал РБК заместитель гендиректора «Телеспорт» Александр Вайнштейн. По его словам, речь идет о покупке прав «более чем на два сезона» чемпионата, но конкретные детали сделки собеседник РБК комментировать отказался.
О трансляции игр чемпионата, который начинается в пятницу, 18 августа (сезон 2017/18 продлится до мая 2018 года), с эфирными телеканалами «Телеспорт» пока не договорился. «Мы ведем переговоры с нашими партнерами, в том числе и с «Матч ТВ», и с учетом статуса La Liga я думаю, что его матчи появятся в ближайшее время и в эфире», — отмечает Вайнштейн.
Но первые игры чемпионата российские зрители все же смогут увидеть. Как рассказал РБК руководитель TeleSport Digital Илья Рустамов, матчи «Барселона» — «Бетис» и «Депортиво» — «Реал Мадрид» (пройдут 20 августа) покажет социальная сеть «ВКонтакте». Эту информацию РБК подтвердил и ее представитель. Комментировать матчи Василий Уткин, о чем он сообщил в Twitter.
Переговоры о трансляции игр знаменитого чемпионата вплоть до недавнего времени вел «Матч ТВ». Как рассказывала зимой в интервью «Чемпионату» генпродюсер телеканала Тина Канделаки, российского вещателя не устраивала стоимость трансляции. «Мы просчитали экономическую эффективность чемпионата Испании. Что с ним произошло? Раньше, когда «НТВ-Плюс» покупал права на трансляцию этого чемпионата, была согласована определенная сумма, которая устраивала все стороны соглашения и, вероятно, могла быть амортизирована только при показе на тематических каналах, — поясняла Канделаки. — Когда мы стали с точки зрения «экономики» эфирного телеканала взаимодействовать с лигой, то произошли две вещи: серьезно изменились финансовые и коммерческие условия продажи прав и пришла другая команда». По ее словам, «цифры (по числу аудитории. — РБК) не феноменальны», «они не отбиваются и не окупаются».
«Но на «Матч ТВ» все тщательно считается и анализируется, поэтому сложилось на данный момент так, как сложилось. Мы продолжаем с испанцами переговоры, но очень мешает прийти к соглашению очень высокая цена на права. Очень», — поясняла она, добавив, что речь идет «о миллионах долларов».
По словам Вайнштейна, «Телеспорт» заплатил адекватную стоимость за права с учетом срока контракта и потенциального внимания со стороны аудитории».
Как сообщили РБК в пресс-службе «Матч ТВ», «мы не прекращаем переговоры и продолжим поиски общих точек соприкосновения с La Liga или агентствами, которые владеют спортивными правами». «Мы ценим нашего зрителя и хотели бы вернуть чемпионат Испании на «Матч ТВ» и тематические каналы. Но это не означает, что мы готовы заплатить цену больше экономически обоснованной», — говорится в ответе телеканала РБК.
В 2016 году чемпионат попал в топ-20 самых рейтинговых спортивных трансляций на российском ТВ. Но такой показатель объяснялся высоким интересом только к одному матчу — игре «Барселоны» с «Реалом», который посмотрело 2,5 млн человек (для сравнения: проходивший в эти же выходные матч «Зенит» — ЦСКА посмотрели 4,1 млн человек). Остальные игры La Liga набрали гораздо меньшую аудиторию.