Айкибудо селигерская. Айкибудояпонские боевые искусства. Дзию но Раднори

14 мая 2020

Современное комплексное боевое искусство, созданное Аланом Флоке (фр. Alain Floquet) в 1980 году во Франции на базе трёх японских школ: Ёсэйкан айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю (сокращённо — Катори Синто Рю).

Айкибудо, как и его исходные компоненты, относят к «жёстким» школам. Отличия от «мягких» школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности.

Во Франции Айкибудо эффективно применяется в армии и полиции. Главный зал, где проходят занятия Алана Флоке в Париже, находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа (фр. Association Sportive de la Police de Paris, ASPP)

Этимология

Название состоит из четырёх иероглифов, имеющих следующие значения:

Ай

«гармония, объединение, любовь, сострадание»;

Ки

«жизненная энергия, дух, сила»;

Бу

«мужество, храбрость, воинственность»;

До

«путь, дорога, идти».

Чаще всего Айкибудо переводят как: «Путь гармоничного объединения воинского духа и жизненной энергии», «Идти воинским путём в гармонии с жизненной энергией», «Взращивание жизненной энергии путём объединения сострадания и воинственности», «Дух любви на пути воина» или «Дух сострадания на пути воина».

История

Айкибудо было основано на базе трёх школ боевых искусств: Ёсэйкан айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.

Стиль Дайто-рю был создан в XI веке мастером Минамото-но Ёсимицу, выдающимся японским военачальником. К концу своей жизни он был назначен губернатором провинции Каи, где один из его потомков основал знаменитую семью Такэда, которая активно создавала различные боевые приёмы. Самым известным её представителем стал знаменитый полководец Такэда Сингэн.

К концу XIX века (последние годы периода Эдо) закончилась эпоха кровопролитных войн между кланами. Вместе с этим начался процесс разоружения самураев. Тогда господин Сайго Таномо (1830 — 1903), каннуси (человек, отвечающий за содержание синтоистского святилища) и самурай, решил обучать своим техникам лиц, не являющихся членами его клана. Одним из них стал Такэда Сокаку, который вернувшись в провинцию Айдзу обучался техникам айки-дзюцу у мастера Таномо. В 1898 году он формализовал всё боевое наследие и назвал его Дайто Рю Дзюдзюцу, позже переименованное в Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, и, благодаря своему выдающемуся мастерству, широко прославил его.

С 1920 по 1931 год Такэда Сокаку обучал своему искусству Морихэя Уэсиба , который к 1942 году на основе своих знаний в Дайто-рю Айки-дзюцу , дзюдзюцу и кэн-дзюцу создаёт новое боевое искусство — Айкидо. В 1931 году на обучение к Морихэю Уэсибе приезжает Минору Мотидзуки, впоследствии сыгравший огромную роль в популяризации айкидо во Франции. В 1951 году он был отослан в Европу с официальной культурной миссией. В течение двух с половиной лет он знакомил европейцев с искусством своего учителя и своими наработками, называя это «Айкидо Дзюдзюцу», тем самым способствуя развитию крупнейшего сообщества айкидо за пределами Японии. Среди его студентов был молодой французский дзюдоист Джим Алшейк (фр. Jim Alcheik), который в 1954 году отправился в след за своим учителем в страну восходящего солнца и продолжил своё обучение в додзё Ёсэйкан.

В 1958 году вернувшийся из Японии Джим Алшейк по просьбе Минору Мотидзуки официально показал во Франции Айкидо Ёсэйкан и основал Французскую Федерацию Айкидо, Тайдзюцу и Кэндо (англ. French Federation of Aikido, Taijutsu and Kendo, FFATK). Одним из его помощников становится Алан Флоке (1938 года рождения). В 1962 году во время войны за независимость Алжира Джим Алшейк погибает. Чтобы обеспечить будущее айкидо дзюдзюцу во Франции Алан Флоке связывается с Минору Мотидзуки, который присылает в Париж своего сына Хироо. На протяжении двух лет Хироо Мотидзуки обучает Флоке. В 1966 году Алан был назначен техническим директором школы Айкидо Ёсэйкан во Франции. В 1973 году он создаёт C.E.R.A. (фр. Centre International de lAikibudo, «Международный центр айкибудо»).

В 1978 году мастер Минору Мотидзуки присвоил Алану 7-ой дан и титул Кёси тем самым признав его значительные заслуги.

В 1980 году Алан Флоке возобновляет отношения с базовой школой и с наследником Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такэда Токимунэ, сыном Такэда Сокаку. На базе своих знаний, своего стиля преподавания и практики в таких стилях, как Ёсэйкан айкидо, Катори Синто-рю и Айки-дзюдзюцу, Алан, заручившись полной поддержкой мастера Мотидзцуки, принимает решение создать свою собственную школу и называет её «Айкибудо».

3 июля 1983 году айкибудо объединяется с айкидо чтобы в качестве совместной дисциплины образовать Французскую Федерацию Айкидо, Айкибудо и Аналогов. С тех пор благодаря усилиям мастера Алана Флоке это искусство продолжает развивается во всем мире.

Философия

Айкибудо — это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств. Философия этой боевой системы, если исходить из названия, представляет собой поиск смысла бытия методом самосовершенствования и познания на основе постижения боевого искусства. Как и во многих других школах боевых искусств в Айкибудо применятся принцип Айки — объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства.

В Айкибудо есть много движений, направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал еще максимальную мощность.

Уважение к целостности партнёра является главным принципом в искусстве Айкибудо.

И нападающий и обороняющийся именуются «партнёрами», а не «противниками». Во время отработки техник участники (нападающий — тори, обороняющийся — укэ) постоянно меняются ролями, благодаря чему на занятиях нет такого понятия как победитель и побеждённый, и, соответственно, нет конкуренции. Тем не менее, в Айкибудо присутствуют рандори (классические спарринги), которые позволяют проводить свободные спарринги для отработки техник, проверки навыков и наработки боевых рефлексов.

Пояса и ранги

В зависимости от квалификации айкибудоки, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень.

Всего в Айкибудо есть 6 кю: самый младший уровень — 6-й кю, самый старший — 1-й кю.

В основном применяются пояса (obi) белого и чёрного цветов, но могут иметься и различия в зависимости от страны и федерации айкибудо. Ношение чёрного пояса и хакамы позволяется только обладателям 1-ого дана и выше.

Повышение ранга возможно при помощи сдачи специализированных тестов. Существует программа необходимых технических навыков для каждой из степеней, утвержденная Международной Федераций Айкибудо. Некоторые клубы добавляют к стандартным требованиям собственные дисциплины. Новая степень присваивается аттестационной комиссией, проводящей экзамен. Ученики, получившие чёрный пояс, именуются юданся.

Базовая техника айкибудо включает в себя следующие разделы:

Этикет и приветствия

Как и у любой другой школе восточных боевых искусств у айкибудо есть свой набор правил и этикета. Каждое занятие начинается со следующих этапов:

Положение сидя на пятках, команда «садитесь»;

Сёмэн ни рэй

Поклон в направлении сомэн (передняя часть додзё, где установлен портрет основателя школы);

Сэнсей ни рэй

Поклон сэнсею;

Отагай ни рэй

Поклон друг другу;

Кирицу

Команда «подъём».

Ходзё ундо

Ходзё ундо — различные тренировочные упражнения. В этих упражнениях отрабатывается правильная работа корпусом с целью обыгрывать усилие партнёра за счет правильного и своевременного выполнения движений корпусом, не применяя при этом физической силы. Включает в себя следующие элементы:

Нигири Каэси

Основано на движении освобождения от захвата запястья двумя руками (Риотэ Иппо Дори) с последующим аналогичным захватом руки партнёра;

Нэдзи Каэси

Включает освобождение от замка локтя прямой руки и переход к аналогичному замку руки партнёра поочередно в повторном режиме;

Оси Каэси

Освобождение от сильного захвата Риотэ Дори (захват обоих запястий) за счет мощного толчка в сторону партнёра, сопровождаемого выбросом энергии без перехвата или с перехватом его рук;

Цуппари

Блокирование мощного толчка на уровне груди за счет встречного движения;

Синоги

Отведение прямого удара кулаком в лицо одноименной рукой с последующей атакой той же рукой.

Тай сабаки

Тай сабаки («управление телом») — перемещения корпуса. Этот раздел делится на две части: одиночные перемещения и работа с партнёром (входы выведения из равновесия). В одиночных перемещениях главным образом отрабатывается чувство равновесия и умения контролировать свой центр тяжести в движении. В работе с партнёром необходимо учиться, с помощью правильного и своевременного перемещения корпуса, выигрывать у партнёра центр тяжести, и за счет этого, выводить его из равновесия.

Комплекс Тай Сабаки в Айкибудо выглядит следующим образом:

Нагаси

Смещение подворотом в сторону под 45 градусов к линии атаки оппонента;

Смещение в сторону-вперед под 45 градусов в параллель к линии атаки оппонента;

О-ирими

Вход с разворотом, в параллель к линии атаки оппонента;

Хираки

Смещение шагом в сторону;

Хики

Смещение назад от оппонента.

Укэми

Укэми — самостраховочные техники. С самого первого занятия, начинающих айкибудок обучают правильному падению, прежде чем перейти к изучению бросковых техник. Базовые виды укэми, изучаемых в айкибудо:

Маэ укеми

Кувырок вперед;

Усиро Укэми

Кувырок назад;

Ёко Укэми

Падение, или кувырок, в бок.

Ударная техника

Ударная техника в айкибудо изучается как отдельными техниками ударов руками и ногами, так и в форме ката (формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников). Удары могут наноситься в различные части тела, поэтому для определения направления применяются следующие термины:

Дзёдан

Верхний уровень (верхняя часть тела, лицо);

Тюдан

Средний уровень (обычно область живота);

Гэдан

Нижний уровень (обычно уровень бёдер).

Цуки ваза

Цуки ваза — ударная техника руками. Включает в себя:

Тёку цуки

Прямой удар рукой;

Коси цуки

Прямой удар кулаком (или мечом) из обратной стойки с ярко выраженным движением бёдер;

Хики цуки

Тычковый удар кулаком (или ножом) с движением бёдер в противоположную сторону;

Дзюн ути

Обратный рубящий удар кулаком;

Хинэри ути

Удар локтем со скручиванием сустава;

Гяку цуки

Обратный рубящий удар кулаком с поворотом бёдер в противоположную сторону;

Омотэ ёко мэн ути

Боковой рубящий удар, который наносится со стороны лица партнёра, т.е. изнутри;

Ура ёко мэн ути

Обратный боковой рубящий удар.

Гэри ваза

Гэри ваза — ударная техника ногами. При выполнении ударов ногами необходимо уделять огромное внимание положению равновесия, так как во время удара ногой опорой является только одна нога. И также как в ударах руками нужно тренироваться вкладывать массу тела в удар.

Маэ Гэри

Прямой удар ногой;

Маваси гэри

Круговой удар ногой;

Ура маваси гэри

Обратный круговой удар ногой;

Ёко гэри

Боковой удар ногой;

Усиро гэри

Удар ногой назад;

Хицуи гэри

Удар коленом;

Хидза гэри

Удар коленом в голову после захвата.

Ката

В айкибудо существует 3-и ударных ката:

Цуки ути но ката

Комплекс ударных техник руками;

Хаппокэн ката

Комплекс ударных техник руками в восьми направлениях (happо — «восемь»);

Гэри гохо но ката

Комплекс ударных техник ногами в пяти направлениях (goho — «пять направлений»).

Тэ ходоки

Тэ ходоки — освобождение от захватов. В айкибудо изучаются следующие техники захватов:

Дзюнтэ дори

Захват запястья снаружи разноименной рукой;

Досокутэ дори

Захват запястья изнутри одноименной рукой;

Гякутэ дори

Захват запястья изнутри разноименной рукой;

Рётэ дори

Захват обоих запястий снаружи;

Рётэ иппо дори

Захват запястья двумя руками;

Содэ дори

Захват рукава выше локтя;

Риосодэ дори

Захват двумя руками за рукава у локтевого сгиба;

Маэ эри дори

Захват за отворот куртки;

Муна дори

Захват двух отворотов куртки одной рукой;

Усира риотэ дори

Захват обеих рук снаружи (руки близко);

Усиро уватэ дори

Обхват поверх рук;

Усиро ситатэ дори

Обхват под руками;

Усира эри дори

Захват воротника одной рукой;

Усира кататэ дори эри симэ

Удушающий захват с одновременным замком локтя вытянутой руки.

Кихон Осаэ Ваза

Кихон осае ваза — базовая техника контроля и удержания. В данном разделе собраны базовые принципы удержаний оппонента. Кихон осае ваза представляет собой комплекс из 6 базовых техник, предназначенных для опрокидывания противника на пол и его обездвиживания при помощи захвата сустава, выполняемых поочередно в форме парного ката.

Усиро Хидзи Кудаки

«Разбивание локтя», выворачивание локтевого сустава;

Робусэ

Излом локтя;

Котэ Кудаки

Излом запястий;

Юки Тигаэ

«Пересечь, не встречаясь», излом предплечья;

Сихо Нагэ

Излом запястий в четырёх направлениях;

Мукаэ Даоси

Бросок назад с разворотом головы противника в свою сторону.

Кихон наге ваза

Кихон наге ваза — комплекс из 7 техник базовых бросков, выполняемых партнёрами по очереди с одной и с другой руки строго по линии в форме ката:

Мукаэ Даоси

«Бросок со встречным входом», т.е. назад с разворотом головы противника в свою сторону;

Сихо Нагэ

Бросок загибом руки противника назад с воздействием одновременно на плечевой, локтевой суставы и кисть;

Юки Тигаэ

Бросок при помощи излома предплечья;

Котэ Гаэси

Бросок переворотом с использованием кисти;

Тэмбин Нагэ

Бросок болевым воздействием на локоть;

Хати Маваси

Бросок назад при помощи разворота головы противника по отношению к его телу;

Коси Нагэ

Бросок через бедро.

Ва но сэйсин

Ва но сэйсин («божественная энергия») подразумевает идеальное взаимодействие партнёров. Здесь отрабатывается чистое движение без физической силы и болевых воздействий. Требует огромного внимания обоих партнёров при отработки движения.

Рандори — свободный поединок, спарринг. В разделе рандори отрабатывается свободное владение техниками Айкибудо в различных ситуациях против одного или нескольких партнёров как невооруженных, так и с оружием.

По количеству партнёров:

Дзю но Рандори

«Мягкое рандори», один против одного;

Футари но Рандори

Один против двоих;

Таниндзу но Рандори

Один против нескольких.

По техническому исполнению:

Буки Дори Рандори и Эмоно Дори Рандори

Рандори против вооружённых партнёров;

Дзию но Раднори

Рандори в свободном стиле;

Футари Дори Рандори

Рандори от двойного захвата (одновременный захват двумя оппонентами);

Го но Рандори

Рандори после состоявшейся атаки;

Иппон Дори Рандори

Рандори один против одного оппонента (от хватов);

Какари Рандори

Один партнёр атакует непрерывно, другой обороняется.

Оружие

Программа айкибудо включает в себя обучение работе с разичными видами оружия, собранным под термином кобудо. Большинство из них является наследием школы Катори Синто Рю.

Практика айкибудо включает в себя работу со следующими видами оружия:

Длинный меч (боккэн, катана, иайто);

Короткий меч (кодати, вакидзаси, бо-кодати);
-Соместное применение двух мечей (ryoto);
-Палка (бо, тонфа);
-Кинжал (танто);
-Копьё (яри);
-Алебарда (нагината).

В книге Алана Флоке «Айкибудо», данное название применяется не только как обозначение школы, но и очень узко — как название одноимённого раздела. Встречается также и широкое использование в качестве синонима слова Айки-дзюцу, то есть по отношению также и к школе Дайто-рю, но не по отношению к школам айкидо (с пояснением, что хотя словом айкибудо, во Франции нередко называют также и айкидо, подобное применение термина является неправильным).

– современное боевое искусство, вобравшее в себя тысячелетний опыт боевых традиций Японии. Айкибудо — это тонкое и точное искусство; в своей основе, в своем выражении и в своем развитии оно опирается на два неразрывно связанных элемента — традицию и эволюцию.

Разработана мэтром Аланом Флоке (Франция), куратор в России сэнсэй Поль-Патрик Арман.

Название состоит из четырёх иероглифов , имеющих следующие значения:

  • Ай (яп. 合 Ai ) — «гармония, объединение, любовь, сострадание»;
  • Ки (яп. 気 Ki ) — «жизненная энергия, дух, сила»;
  • Бу (яп. 武 Bu ) — «мужество, храбрость, воинственность»;
  • До (яп. 道 ) — «путь, дорога, идти».

Чаще всего Айкибудо переводят как: «Путь гармоничного объединения воинского духа и жизненной энергии», «Идти воинским путём в гармонии с жизненной энергией», «Взращивание жизненной энергии путём объединения сострадания и воинственности», «Дух любви на пути воина» или «Дух сострадания на пути воина».

Проводит занятия Член МФА (Межрегиональной Федерации Айкибудо), FIAB (Federation International d’Aikibudo) с 2004 года, работающий с детками, в том числе с особенностями развития. Участник международных семинаров и тренингов, проводившихся в России, Японии, Франции, Польше Плахота Михаил Валерьевич.

В основе технической программы Айкибудо техники 3-х традиционных будо Японии:

1) Ёсэйкан — учитель Минору Мочизуки – ученик Дзигоро Кано (Кодокан Дзю-до) и Морихэя Уэсиба (основатель Айкидо).

В основе техники лежит старинный принцип дзюдзюцу ‘мягкость одолевает жесткость’, причем

‘мягкость’ как раучитель циональность, которая позволяет более слабому заимствовать силу от

Более сильного противника, подобно тому, как ‘вода стекает с вершины горы к ее подножию’.

Обучение Ёсэйкан начинается с базовых элементов: различных вариантами укэми — страховок при

падениях, тэходоки — освобождений от различных захватов, которые в дальнейшем служат основой

для различных бросков и болевых приемов, и тайсабаки — приемов маневрирования.

противостояния атакам различных типов: броскам, ударам, болевым и удушающим приемам.

Сначала приемы отрабатываются в тактическом варианте го-но сэн — когда атака противника уже

оформилась, ученик защищается и отвечает контратакой. На следующей ступени изучается техника

сэн-но сэн — опережения противника.

2)Катори (Тэнсин Седэн Катори Ситно Рю) – школа фехтования и стратегии. Создана более 600 лет

назад при храме Катори Дзингу. Имеет статус национального культурного достояния Японии.

Занятия фехтованием позволяют отточить рефлексы ученика, развить ощущение дистанции и

времени, умение концентрироваться. Такой подход к обучению дает возможность последователю

школы не только овладеть необходимыми приемами, но и исподволь развить качества,

необходимые для победы в бою. В МФА Катори изучается и практикуется по школе Сугино – сэнсэя.

3) Дайто-рю Айки Дзюдзюцу – древняя воинская (самурайская) традиция, прослеживается с

11 века (генерал Миномото Есимицу — семья Такэда), направлена на наиболее эффективные

способы ударов, захватов и болевых приемов, с использованием знания анатомии человека и

воздействия на болевые точки (атэми)

Приемы и практики Айкибудо используются спецчастями полиции жандармерии во Франции. И мэтр Алан Флоке и сэнсей Поль-Патрик Арман в прошлом высокопоставленные офицеры полиции. Мэтр Алан Флоке написал несколько книг посвященных традиционному Будо и применению приемов Айкибудо при самообороне (женщины, дети).

Три высших образования, одно из которых Российский Государственный университет физкультуры. : 5 дан Айкибудо, 3 дан Катори Синто Рю. Преподает боевые искусства с 1993 года. Один из лучших инструкторов по Айкибудо в нашей стране и не только.

Айкибудо — современное боевое искусство, вобравшее в себя тысячелетний опыт боевых традиций Японии. Айкибудо — это тонкое и точное искусство; в своей основе, в своем выражении и в своем развитии оно опирается на два неразрывно связанных элемента — традицию и эволюцию. Традиция может рассматриваться как источник и историческая основа всей современной системы занятий. В основе традиции лежит древнее искусство, содержание, форма и дух которого должны сохраняться без изменений. Эволюция — это выражение боевого искусства в развитии и в связи с реальным опытом и окружающей средой.

История создания Айкибудо неразрывно связана с именем выдающегося французского Мастера будо Алана Флоке.

Алан Флоке — один из лучших европейских учеников Сэнсэя Минору Мотидзуки. В 1966 году Алан Флоке стал техническим директором школы Ёсэйкан Айкидо во Франции. В 1973 г. он вместе со своими учениками создал CERA (Cercle d`Etude de Recherche en Aiki et Kobudo — Круг изучения и исследования Айки и Кобудо) с целью обеспечения развития концепции айкидзюцу Сэнсэя Минору Мотидзуки. В 1978 г. Минору Мотидзуки, Директор секции Айкидо IMAF — Международной Федерации Боевых Искусств в Токио, присвоил Учителю Алану Флоке 7-й дан и степень Кёси, сделав его своим прямым представителем как Учителя Айкидо в Европе.

«..Айкибудо — это плод эволюции войны в искусство мира»
Мэтр Алан Флоке

Итак, вчера в субботу вечером в Московском центре боевых искусств, что в здании Варшавка Sky, где и проходит международный семинар, состоялись показательные выступления, посвященные двадцатилетию Айкибудо в России.

Приношу извинения за качество большинства фото, репортаж оказался внезапным, а возможности мобильных устройств ограниченными. Также приношу извинения, если что-то упустил или допустил ошибки в терминологии. Поправки пишите в комментарии, регистрация для этого не требуется.

2. — один из участников выступления. Сергея редко можно увидеть в хмуром расположении духа.

3. Гости и участники семинара занимают места на трибуне. Последние приготовления.

Самый маленький

Ему выпала одна из главных ролей

Акробаты

Выступление детской группы Морозовой Светланы динамичное и захватывающие зрелище.

16. В заключении слово взял Мэтр Алан Флоке.

Рядом с Мэтром на фото переводчик-синхронист Михаил. Он уже стал неотъемлимым участником наших международных семинаров.

Мэтр поблагодарил всех выступавших. Очень остался давольным детским выступлением, отметив, что именно за ними будуще айкибудо.

Вспомнил о том, как айкибудо шло в Россию. О том, какой путь пройден за эти 20 лет. А затем прочитал свое эссе о том, что такое Айкибудо. В заключении там была такая строка:

«..Айкибудо — это плод эволюции войны в искусство мира»

17. Награждения.

Мэтр вручил Диплом за вклад развития Айкибудо в России Тэвису Александу — президенту Межрегиональной федерации Айкибудо .

Сэнсэю Поль Патрику Арману Мэтр Алан Флоке за большой вклад в развитие айкибудо присвоил титул «Кёси» — это очень выское звание в мире боевых искусств. Все эти годы именно Поль Патрик Арман был и является главным куратором Айкибудо в Росcии.

Еще одно большое событие для российского Айкибудо произошло далее. Мэтр Алан Флоке присвоил титул «Ренши» президенту Московской федерации Айкибудо и ТСКСР