nadia_obo
Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, надо полагать, следует сказать о генах: мои бабушка и матушка здорово играли на гитаре и пели, — говорит Соткилава. — Помню, они садились на улице подле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что немало лет спустя папа, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мать, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».
И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!
В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в ключевой состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала встреча с московским «Динамо».
«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, — вспоминает Соткилава. — Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции… На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего добился в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.
Это, уместно сказать, была моя последняя игра за «Динамо». В одной из бесед я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня легко вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вышел из состава. В 1959 году попытался возвратиться. Но совершенно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили…
В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой звук на него не произвел. И тут, представляете, заново решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было нельзя. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В признательность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперная перспектива!
Но и тогда подобная будущность вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». И через год, в июле 60 го, я в первую очередь защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а через день уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, уместно сказать, в одно время с Надаром Ахалкаци, тот, что остановил свой выбор на Институте железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»
В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента отличный лирико-драматический тенор. В 1965 году юный певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились помогать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в известный миланский театр «Ла Скала».
Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а потому что могла и голова закружиться потом от слов маэстро Дженарро Барра, тот, что писал тогда: «Молодой звук Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.
В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал основной приз болгарского фестиваля. Через два года — новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов — имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.
После нового триумфа, в 1970 году, — Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне — Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава — одаренный певец, крайне музыкален, его звук, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ослепительно передает нрав исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера — это трудолюбие, стремление постичь все тайны искусства. Он занимается в любой день, у нас без малого такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».
«На первый взгляд, — вспоминает он, — может показаться, что я легко привык к Москве и без труда вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было нелегко, и огромная благодарность людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.
Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стало заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы — откровением.
«Работа над партией Отелло, — рассказывал Соткилава, — открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло — это та вершина, с которой неплохо видно, хоть до нее и нелегко дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем фортуна артиста? Тратить себя, свои нервы, расходовать на износ, не думая о следующем спектакле.»
Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, после в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» — веристская опера, опера высокого накала страстей. Это может быть передано в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное — позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И тут исполнителю важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, в частности, одно и то же словечко, нужно сыскать подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».
Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.
«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за этим последовали новые триумфы — блистательный счастливый момент в США и после этого в Италии, в Милане.
Оценки американской прессы кроме того были восторженны: «Большой по объему звук превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит прямо из сердца».
Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба — последовали бесчисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях…
В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой — званием народного артиста СССР.
«Зураб Соткилава — обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, — пишет С. Саванко. — Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что в особенности ощущается в оперной деятельности певца.
Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а ещё в грузинских операх — Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не невзначай в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.
«Соткилава — строгий герой-любовник итальянской оперы, — считает Э. Дорожкин. — Все «Дж.» — заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный русский президент, только «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а как раз такого рода влюбленность окружает в текущее время певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он напевал Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, — работать, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.
Последним этапным бастионом, тот, что взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца — самого русского из всех русских персонажей русской оперы — Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось.
Соткилава — джентльмен светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава получает и сам. А благоверная певца к тому же замечательно готовит.
Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться как раз на камерном репертуаре, на романсовой лирике, относительно нечасто обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что достаточно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».
С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, безусловно, и сам певец ещё подарит слушателям непочатый край приятных минут.
Он всегда умел добиваться своего. Если он играл в футбол, то до полной самоотдачи, если пел, то лучше всех, если встретил женщину, которая затмила собой всех, то должен был непременно жениться на ней. Зураба Соткилаву и Элисо Турманидзе объединила музыка, но едва не разъединило происхождение. Но любовь оказалась сильнее. Разлучить их сумела только смерть. 18 сентября 2017 года Зураба Лаврентьевича не стало.
С детства Зураб Соткилава мечтал совсем не о музыке, а о блестящей карьере футболиста. Он был капитаном юниорской сборной Грузии по футболу и играл в основном составе тбилисского «Динамо». Но в перерывах между тренировками и матчами он занимался пением с Николаем Бокучава. Но даже в то время, когда окружающие говорили о вокальном таланте Зураба, он поступил в политехнический институт, чтоб получить диплом инженера–маркшейдера.
Однако сразу же после окончания института он поступает в Тбилисскую консерваторию. В тот момент он еще не знал, что станет в будущем звездой мировой величины, а своей музыкальной альма-матер будет обязан и личным счастьем.
Сцена из оперы Жоржа Бизе «Кармен». Хозе — народный артист СССР Зураб Соткилава. / Фото: www.sputnik-georgia.ru
Он увидел ее в самый первый день занятий и твердо решил, что эта юная хрупкая девушка с огромными выразительными глазами непременно станет его супругой. Зураб спешил рассказать о своих чувствах едва ли не каждому, с кем общался. Спустя короткое время о его симпатии знала уже вся консерватория. Не догадывалась только сама Элисо, что ее судьба уже предопределена. Она училась по классу фортепиано на втором курсе и, казалось бы, даже не замечала стараний Зураба обратить на себя ее внимание. Он же никак не решался подойти к гордой независимой красавице. Она подошла к нему сама.
До Элисо случайно дошли слухи о футболисте из «Динамо», который обладает невероятным голосом. Она решила прийти на экзамен по вокалу, чтоб услышать юное дарование. А после экзамена подошла к Зурабу, чтобы высказать свое одобрение. Она похвалила вокалиста и вручила ему конфетку. Наконец-то они были официально знакомы! С этого момента Зураб и Элисо стали часто проводить время вместе. Им никогда не было скучно, чем бы они вместе ни занимались: смотрели новый фильм или премьерный спектакль, посещали выставку или просто гуляли в парке.
Когда Элисо решила познакомить избранника со своей семьей, произошло небольшое недоразумение. Тетя Элисо гордо носила свою княжескую фамилию Багратиони, а простую фамилию Зураба в момент знакомства несколько раз исковеркала. Студент не смог долго терпеть насмешки, он ушел с обещанием прославить свою фамилию. Впрочем, эта самая тетушка вскоре нежно полюбила певца и даже стала его верной поклонницей.
Они хотели узако
нить свои отношения, когда Зураб учился на пятом курсе, но его педагог Давид Андгуладзе неожиданно воспротивился женитьбе талантливого ученика. Он боялся, что в заботах о семье и детях Зураб не сможет полностью отдаваться опере. Он должен был сначала окончить консерваторию и выучить оперу «Тоска». Уважение к учителю не позволило Соткилаве ослушаться. Свадьба была отложена, но чувства и трепетное отношение между Зурабом и Элисо никуда не делись.
После свадьбы молодожёны какое-то время работали вместе, Зураб пел, а Элисо аккомпанировала ему. Но вскоре молодая семья пополнилась: вначале родилась Теа, потом Кэтеван. Да и сам певец постоянно требовал внимания. Подающая надежды пианистка решила посвятить себя семье.
Однако она осталась для вокалиста не только супругой, она стала его верным другом и самым суровым критиком. Наверное, она единственная решалась указать божественному Соткилаве на его ошибки. Впрочем, он и сам их прекрасно видел.
Зураб Лаврентьевич неизменно признается, что без любви невозможно достичь высот в оперном искусстве. Каждая ария, каждый выход на сцену – это чувства и страсть, которые невозможно бездушно сыграть. И он влюблялся каждый раз в своих партнерш – Дездемону, Кармен, Иоланту, тем более, что их партии исполнялись настоящими оперными дивами.
И певец честно признается, что мог всерьез увлечься любой из них. Если бы его сердце давным-давно не было отдано самой красивой девушке – Элисо Турманидзе. Зураб Соткилава искренне не понимает, как можно бросить ту, с которой прошел весь нелегкий жизненный путь.
Сегодня великий оперный певец гордится не только своими званиями и наградами, которых у него великое множество. Источником радости, тепла и вдохновения для него является его большая и дружная семья: супруга, дочери с мужьями, внуки.
Когда у Зураба Соткилавы диагностировали онкологию летом 2015 года, он боялся не за себя, а за своих родных. Но удержаться на плаву ему помогли две его любви: любовь к музыке и любовь к семье. В октябре 2015 он снова вышел на сцену, чтобы петь.
Зураб Соткилава дружил с с которым познакомился во время своей стажировки в Италии.
Оперный певец, лирико-драматический тенор, солист Большого театра России, народный артист СССР и Грузинской ССР Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми (ныне Сухум, Республика Абхазия). Его отец, Лаврентий Соткилава, был историком, мать, Ксения Карчава, работала врачом.
С детства Зураб увлекался футболом. В 16 лет он вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, затем стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, и Соткилаву приняли в основной состав тбилисского «Динамо».
Вокалом Зураб с профессором тбилисской консерватории Николаем Бокучава. Занятия проходили в промежутке между футбольными тренировками и играми. После травмы, полученной в 1959 году, Соткилава не мог уже продолжать играть в футбол и решил посвятить себя оперному пению.
В 1960 году, после окончания горного факультета Грузинского политехнического института, он был принят в Тбилисскую государственную консерваторию имени В. Сараджишвили. Сначала его голос определили как баритон, но, учась на третьем курсе, Соткилава попал в класс Давида Андгуладзе, который открыл у студента лирико-драматический тенор, что обусловило дальнейшие достижения молодого певца.
В 1965 году Зураб Соткилава окончил Тбилисскую консерваторию, в 1972 году — аспирантуру при Тбилисской консерватории.
После окончания консерватории он был принят в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили. Он успешно дебютировал, исполняя ведущие партии в различных операх, среди которых «Тоска» и «Богема» Джакомо Пуччини, «Риголетто» Джузеппе Верди, национальные оперы «Абесалом и Этери» Захария Палиашвили, «Миндия» Отара Тактакишвили и другие.
В 1966-1968 годах Зураб Соткилава стажировался в театре «Ла Скала» под руководством Дженнаро Барра и Энрико Пьяцца, где подготовил партии герцога в опере «Риголетто» Джузеппе Верди, Хозе в «Кармен» Жоржа Бизе, Турриду в «Сельской чести» Пьетро Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.
В 1973 году Соткилава дебютировал в Большом театре в партии Хозе в опере «Кармен».
В 1974 году певец был приглашен в оперную труппу Большого театра.
В Большом в разные годы он исполнял партии Манрико в опере «Трубадур», Радамеса в «Аиде», Ричарда в «Бале-маскараде», Измаила в «Набукко» и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди, Марио Каварадосси в «Тоске» Джакомо Пуччини, Туридду в «Сельской чести» Пьетро Масканьи. В репертуаре певца были российские оперы «Иоланта» Петра Чайковского, «Садко» Николая Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Модеста Мусоргского. Зураб Соткилава был первым исполнителем партий барона Каллоандро в «Прекрасной мельничихе» Джованни Паизиелло и Арзакана в «Похищении луны» Отара Тактакишвили.
В 1995 году певец участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы «Хованщина» в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в постановке «Хованщины» в Большом театре в 2002 году.
Соткилава неоднократно выступал на сценах лучших оперных театров мира: Ла Скала, Лондонской королевской оперы, Баварской Штатс-оперы, Дрезденской оперы, Норвежской оперы, Болонского театра Коммунале, оперных театров Лисео в Барселоне и Ля Фениче в Венеции. В 1970-1990 годах тенор совершал большие концертные турне по городам Европы, Великобритании, США и Японии.
В последние годы сольные выступления певца проходили в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, городах России и ближнего зарубежья. В репертуаре концертов были не только оперные арии, но и романсы Чайковского, Рахманинова, циклы немецких композиторов Штрауса и Вольфа, грузинские и русские народные песни, итальянские и испанские песни.
Зураб Соткилава вел преподавательскую деятельность. В 1976-1988 годах он работал в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на кафедре сольного пения, с 1987 года был профессором кафедры. В 2002 году Соткилава возобновил преподавательскую деятельность в консерватории. Среди учеников мастера — Владимир Богачев, Владимир Редькин, Александр Федин и многие другие.
Творчество Зураба Соткилавы было отмечено многими премиями и наградами. В 1973 году певец был удостоен звания народного артиста Грузинской ССР, в 1983 году ему было присвоено звание народный артист СССР.
В 1968 году Зурабу Соткилаве была присуждена первая премия и вручен приз «Золотой Орфей» на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. В 1970 году он получил II премию и серебряную медаль на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, Гран-при и первую премию Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне.
За трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву своим почетным членом.
В 1983 году он стал лауреатом Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, в 1998 году получил Государственную премию Республики Грузия имени Ш. Руставели.
Биография
Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.
Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, — говорит Соткилава. — Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».
И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!
В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».
«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, — вспоминает Соткилава. — Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции… На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.
Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили…
…В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!
Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»
В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».
Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.
В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года — новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов — имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.
После нового триумфа, в 1970 году, — Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне — Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава — одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера — это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».
30 декабря 1973 года Соткилава дебютировал на сцене Большого театра в партии Хозе.
«На первый взгляд, — вспоминает он, — может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.
Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы — откровением.
«Работа над партией Отелло, — рассказывал Соткилава, — открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло — это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать…»
Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» — веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное — позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».
Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.
«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы — блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».
Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба — последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях…
В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой — званием народного артиста СССР.
«Зураб Соткилава — обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, — пишет С. Саванко. — Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх — Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.
«Соткилава — классический герой-любовник итальянской оперы, — считает Э. Дорожкин. — Все «Дж.» — заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, — делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.
Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца — самого русского из всех русских персонажей русской оперы — Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, — а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.
Соткилава — человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.
Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».
С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.
ზურაბ სოტკილა&
12 марта 1937, Сухуми, Абхазская АССР, Грузинская ССР, СССР — 18 сентября 2017, Москва, Россия
Советский грузинский и российский оперный певец (лирико-драматический тенор), театральный педагог, спортсмен (футболист)
Заслуженный артист Грузинской ССР (1970).
Народный артист Грузинской ССР (1973).
Народный артист СССР (1979).
С детства увлекался музыкой (учился в музыкальной школе по классу скрипки и фортепиано) и спортом – футболом (играл в школьной команде, затем сухумском клубе).
Окончил Тбилисский политехнический институт по специальности «инженер-маркшейдер». В то же время играл в тбилисском «Динамо» (Сухуми) (1951-1955), «Динамо»(Тбилиси) (1955-1959), а также брал уроки вокала у профессора Н.В. Бокучава. Затем – учеба в Тбилисской консерватории в классе профессора Д.Я. Андгуладзе. По окончании консерватории в 1965 году – солист Тбилисского театра оперы и балета им. З.Палиашвили.
В 1966-68 годах стажировался в «Ла Скала» у маэстро Дж. Барра и Э. Пьяцца.
Дебют певца состоялся на сцене Большого театра в партии Хозе в «Кармен» Бизе в 1973 году. С 1974 года – солист Большого театра.
Весной 1980 года Соткилаву пригласили петь партию Отелло в новой постановке режиссера Витторио де Вита.
Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву «за блестящую трактовку произведений Верди» своим почетным членом. Затем были «Аида», «Тоска», «Хованщина» – по всему северу Италии. Также пел «Messa Solenne» в Риме, Перудже.
Был профессором Московской государственной консерватории им. Чайковского.
театральные работы
Ричард («Бал-маскарад» Джузеппе Верди)
Манрико («Трубадур» Дж. Верди)
Марио Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
Водемон («Иоланта» П. Чайковского)
Радамес («Аида» Дж. Верди)
Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили) — первый исполнитель
Отелло («Отелло» Дж. Верди)
Хозе («Кармен»)
Туридду («Сельская честь» П. Масканьи)
Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) — первый исполнитель в Большом театре
Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
Измаил («Набукко» Дж. Верди)
призы и награды
I премия и золотая медаль, главный приз «Золотой Орфей» на международном конкурсе в Софии (1968).
II премия и серебряная медаль на IV Международном конкурсе им. Чайковского (1970).
I премию Международного конкурса им. Франсиско Виньяса в Барселоне (1970).
Государственная премия Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983).
Государственная премия Республики Грузия имени Шота Руставели (1998).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 марта 2001).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 декабря 2007).
Орден «Знак Почета» (1971).
Орден Трудового Красного Знамени (1976).
Премия «Овация» (2008).
Почётная грамота Президента РФ (27 октября 2012).
Почётный член Болонской академии музыки (Италия) — избран «за блестящую трактовку произведений Верди».
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2017)
Три ордена Чести (Грузия, 1997, 2007, 2016)