Под флагами Российской Федерации и Республики Дагестан. На снимке хорошо видно, что ручка руля сделана из ножки старого обеденного стола. 1999 г.
Е. Гвоздев – человек двух стихий. 1996 г.
«Я убежден, если женщина родила и воспитала хотя бы одного ребенка, она на этом свете сделала все, что ей было предначертано Судьбой, и может со спокойной совестью расстаться с этим миром. Нам, мужчинам, надо сделать в жизни нечто такое, о чем не стыдно было бы рассказывать этому ребенку: забраться на Эверест, посадить сад, вылечить человека, написать книгу, ну хоть что-нибудь нужное, полезное.
У меня за спиной две кругосветки, и я без стеснения рассказываю о плавании школьникам, студентам, своим внукам и, даст Бог, правнукам».
Е.А. Гвоздев
Эту книгу должен был и хотел написать сам Евгений Гвоздев. И была бы она полнее и интересней, так как основывалась бы на его личных впечатлениях и дневниках, а не на их пересказе, пусть даже заинтересованном и старательном. Но великий путешественник и мореплаватель погиб во время третьего одиночного кругосветного плавания, поэтому рассказ о его спортивном и научном подвиге основывается на письмах и телеграммах автору и материалах множества дружеских бесед до и после кругосветок.
Что касается морской терминологии, то автор старался не отступать от «языка подлинника», то есть от текстов и речи самого Евгения Гвоздева, и если неточности такого рода все же были обнаружены квалифицированными читателями, то мы приносим им свои извинения.
При оформлении книги использовались фотографии самого автора, снимки из архива Евгения Александровича и видовые – из интернета. Автор благодарен фото мастеру Садыку Магомедову за предоставленные снимки о встрече Е. Гвоздева в Махачкалинском порту после второго плавания.
В салоне яхты «Лена». И без бороды. 1992 г.
Евгений Александрович Гвоздев родился 11 марта 1934 года, по национальности – белорус. В Дагестане жил с 1948 года. Окончил Астраханское мореходное училище по специальности «судовой механик», много лет проработал в «Дагрыбхолодфлоте».
Яхтенным спортом и строительством яхт занимался с 1977 года. Первый 60-суточный поход по Каспию на яхте «Гетан» предпринял в 1979 году. В одиночку и коллективных походах пересекал Каспийское море более 50-ти раз.
Первое одиночное кругосветное плавание совершил в 1992-1996 годах на прогулочном швертботе «Лена» длиной 5,5 метра. Это был первый кругосветный одиночный поход, предпринятый российским яхтсменом на российской яхте со стартом и финишем в российском порту. По итогам первого плавания Е.Гвоздеву присвоено звание Почетного гражданина Махачкалы.
Вторую кругосветку осуществил в 1999-2003 годах.
Поход уникален не только миниатюрностью самодельной яхты «Саид» (3,7 метра), построенной на балконе квартиры, но и тем, что переход из Атлантического в Тихий океан Е.Гвоздев совершил через Магелланов пролив. Это было самое маленькое судно за всю историю судоходства в опасном проливе. Поход завершился 9 августа 2003 г. в Махачкалинском порту.
Е.Гвоздев погиб в начале третьего кругосветного плавания в ноябре 2008 года в Неаполитанском заливе. Похоронен на воинском кладбище в Махачкале.
Со сроками первого путешествия Евгения Александровича Гвоздева на яхте «Лена», указанными в заголовке, все в порядке – четыре года плюс две недели: 7 июля 1992 года он вышел из Махачкалинского порта, 19 июля 1996-го вернулся. А вот с деньгами – явное преувеличение, вернее, преуменьшение: нельзя, конечно, четыре года жить на сто долларов – ноги протянешь.
Но, начиная плавание, Гвоздев располагал именно этой суммой. И хоть «ног не протянул» и «тапочки не откинул», но когда в августе 93-го добрался до Канарских островов, шорты и майка болтались на нем, как на стройном огородном чучеле, – яхтсмен похудел на 22 кг, и у него были явные признаки цинги. К этому моменту Евгений решил все же пересекать Атлантику, хотя от международной «Большой регаты» в честь 500-летия открытия Америки он отстал ровно на год. А ведь именно юбилей Колумбова подвига был одним из главных доводов, когда за два года до прибытия на Канары он уламывал руководство фирмы «СОВМАРКЕТ» дать ему яхту для испытания и рекламного похода в Атлантику. Было это в городе Актау на казахстанском берегу Каспия, и строила фирма только яхты класса «микро» из стеклопластика, предназначенные для идиллического семейного и непременно прибрежного плавания.
О существовании этого самого «СОВМАРКЕТА» и его любезной сердцу продукции Евгений Гвоздев узнал из телешоу «Поле чудес», где еще при Листьеве в качестве фона и приза фигурировала яхта. Яхтсмен из Махачкалы перелетел Каспийское море, которое до этого более 40 раз пересекал на яхтах, и в буквальном смысле поселился на фирме, чтобы через полгода, в феврале 92-го, пригнать в Махачкалу новенькую «Лену» с ярко-оранжевыми бортами. У него был контракт на три года плавания и должность испытателя. Правда, размеры зарплаты или, скажем, приза за успешное проведение самих испытаний, как, впрочем, и маршрут плавания, в этом удивительном документе не оговаривались, и порой кажется, что его вручили настырному махачкалинцу вместе с яхтой, чтобы он оставил фирму в покое. Хотя бы на три года. От серийных «микриков» его 5,5-метровая яхта, которой предстояло идти то ли вокруг Европы, то ли в Америку, отличалась только тем, что при ее формовке положили два дополнительных слоя стеклоткани на днище. И все – плыви!
Друзей, которые посещали «Лену» за несколько дней до старта, удивляло и пугало легкомысленное оснащение яхты, с которым можно было дойти, скажем, до Астрахани, но не до Америки. Поэтому в Махачкалинском порту, где Гвоздев проработал много лет, был брошен клич, и на «Лену» стали нести кто что мог – от сигнальных ракет и карт до запасного якоря и аккумуляторов. Только радиостанции и основательного запаса продуктов никто не подарил – все это предполагалось получить от «СОВМАРКЕТА» уже в Новороссийске. А главное, что должен был вручить директор «СОВМАРКЕТА» Юрий Канцев, был заграничный паспорт, которого яхтсмен безуспешно пытался добиться от властей предыдущие 15 лет.
«Лена» во всей красе
С этим паспортом моряка была целая история, начавшаяся еще в пору «расцвета застоя», когда даже в Израиль удавалось выезжать лишь немногим. А тут еще какой-то псих просил власти выпустить его на лодочке из Союза и об этой просьбе сообщал во все инстанции, начиная от местного обкома и КГБ до Генерального секретаря ЦК КПСС. Трем вельможам в этой должности неоднократно писал Гвоздев, но никто из них не соизволил даже ответить, один за другим уходя в мир иной. Поэтому, когда случались очередные общесоюзные похороны, коллеги, бывшие в курсе гвоздевских проблем, озабоченно спрашивали моряка, не он ли допек очередного генсека своими письмами? Или когда тот засиживался на своей должности, то не без черного юмора просили: «Написал бы ты, Евгений Александрович, в Кремль…».
И вот теперь, летом 1992-го, ему предстояло идти за заграничным паспортом в Новороссийск.
Провожали «Лену» из Махачкалы погожим утром 7 июля. При легкой моряне, здешнем юго-восточном ветре, из гавани судоремзавода вслед за ней вышло несколько катеров и яхт. На одной объявился маленький оркестрик из саксофона, гитары и ударника, сыгравший «Прощание славянки» (на фото справа ). Гвоздев ответил несколькими ракетами и поднятыми над головой сцепленными руками. Мол, прорвусь! Когда эскорт вывел «Лену» за волнолом, последнее, что увидели провожающие, была оранжевая панама, которую моряк взгромоздил себе на голову. Он шел в тропики, а без панамы там нельзя. И первое, что сделал Гвоздев и чего провожающие не заметили, – пристегнулся карабином к фалу. За четыре года это стало потом настолько привычным, что не пристегнутым он неуютно чувствовал себя даже на суше.
Официальные власти Махачкалы и Дагестана к этому походу интереса не проявили. Один из махачкалинских еженедельников, где тогда работал автор, имел весьма отдаленное отношение к поддержке одиночного плавания своего земляка. От имени редакции мореходу перед отплытием были вручены несколько банок тушенки и всеволновый радиоприемник. За эту символическую плату, а также за безграничную уверенность в успешном завершении небывалого на Каспии предприятия газета получила в сотрудники на редкость добросовестного корреспондента, который, впроголодь идя вокруг земного шара, более четырех лет писал в Махачкалу письма и со встречных российских судов посылал телеграммы.
Итак, «Лена», ведомая не по годам отчаянным капитаном (тогда ему исполнилось 58 лет), вышла в Каспий и отправилась в Астрахань. Потом была Волга, преодоленная под мотором «Салют», канал Волго-Дон и путь по Дону в Азовское море и дальше, в Черное. Уже через месяц пришло сообщение, что Гвоздев находится в Новороссийске и ждет заграничного паспорта от хозяев яхты. Уверен, что подобная телеграмма, полученная тогда же в московской штаб-квартире «СОВ МАРКЕТА», радости там не доставила, так как передышка, данная фирме ее гонщиком-испытателем, оказалась слишком короткой, и надо было наконец решать, отпускать его в Средиземное море или нет. На это решение ушло больше 5 (!) месяцев, которые и стали для Евгения Александровича самыми тяжкими за все четыре года путешествия. Все остальное, включая три океанских перехода, на фоне того изнурительного осенне-зимнего ожидания паспорта, денег и продуктов оказалось куда приемлемее и терпимее. А тут стой в порту у стенки, покачивайся и мерзни вместе с яхтой и день за днем, неделю за неделей думай: пришлют паспорт или нет? А еще день за днем надо было что-то, извините, кушать. И так как продукты от фирмы пришли вместе с паспортом и деньгами только в декабре, то первых килограммов своего веса из 22-х, потерянных к приходу в Лас-Пальмас, Гвоздев лишился еще дома.
Новороссийские бизнесмены, прослышав про махачкалинского яхтсмена, месяцами ожидающего документов в порту, предлагали радикальное решение проблемы. «Женя, – говорили они Гвоздеву, – на кой ляд тебе этот «СОВМАРКЕТ»? Убирай это слово с бортов и парусов «Лены», пиши названия наших фирм, бери деньги и дуй на все четыре стороны! Хоть в Атлантику, хоть в Антарктику!» Заманчиво это было до крайности, но Гвоздев уперся, хотя и сообщил Канцеву о таких предложениях. Видимо, в конце концов угроза потерять яхту подействовала: на «Лену» были доставлены продукты на три месяца и паспорт моряка для ее капитана. В паспорте лежали те самые 100 долларов: гуляй, Женя, ни в чем себе не отказывай!
15 декабря 1992 г. Гвоздев покинул Цемесскую бухту. И хорошо бы курсом на Босфор – меньше бы голодал. Так нет, еще два месяца он шел вдоль берегов Крыма и Украины. 1993 год встретил в море, около Судака. Долго стоял в Севастополе, в Одессе чинил руль, сменил советский красный флаг на трехцветный российский и только с первыми весенними днями пересек Черное море. Он боялся холода, потому что шел с пустым газовым баллоном и в случае чего не смог бы ни согреться, ни обсушиться.
Долгие месяцы о судьбе «Лены» и ее капитана никто ничего не знал. В августе пришла телеграмма с борта рыбного транспортно-морозильного судна «Прометей»:
«Нахожусь Лаc-Пальмасе Канарские острова. Все нормально. После пополнения запасов продовольствия и ремонта ухожу на остров Барбадос. Гвоздев.»
У родни и друзей екнули сердца: Барбадос – это уже на другой стороне Атлантики! Зато после того, как в сентябре опубликовали первое из заграничных писем Евгения Александровича, у читателей и коллег пропали последние опасения, что все эти письма и телеграммы мы сочиняли сами. Такое не сочинишь, даже если очень захочешь. Итак…
Несчастливый причал в Новороссийске
«Как ни удивительно это звучит, пишу из Лас-Пальмаса. Добрался с трудом: штиль, встречный ветер, туман и прочие пакости погоды растянули переход на четыре месяца. Зато повидал Грецию, Италию, Францию, Испанию. Зарубежьем просто очарован! То, что магазины забиты продуктами и товарами, меня меньше всего волнует. Думаю, через какое-то время и у нас все это будет. Но вот отношением к нам – «гомо советикус» – я удивлен. Семьдесят лет нам вдалбливали сказки про загнивающий капитализм, про их волчьи нравы и прочую чушь. Все совершенно иначе! Они нас прекрасно понимают и готовы в любую минуту помочь. Были в пути и поломки, и голодные денечки, прочие «мелочи», и всегда, когда я обращался, шли навстречу, помогали. И если бы не эта помощь, я вряд ли смог бы продолжить плавание.
Писал Вам несколько писем, давал телеграммы. Получали ли Вы их – не знаю. Дело в том, что отправить письма, скажем, из Неаполя или Марселя я не мог по той простой причине, что по вине доблестных албанских пограничников оказался без копейки в кармане. Не имея карты, в штормовую погоду угодил в их территориальные воды. После досмотра и тщательной проверки документов наследники великого воина Албании Скандербега решили, что деньги мне ни к чему, и подчистили судовую кассу до копейки (правда, 16 украинских купонов оставили). Сами понимаете, ни позвонить, ни конверт купить я не мог, а посему пользовался оказией.
Разумеется, продуктов, запасенных в Новороссийске, не хватило… Выручили здорово ребята наших судов «Тарханы», «Ленинский комсомол», «Комсомолец Узбекистана» и «Петр Первый». Посудите сами: в декабре прошлого года «СОВМАРКЕТ» закупила для похода продукты на сумму чуть больше 10 тысяч рублей (по моим расчетам – на три месяца), а я на них «шиковал» больше восьми. В результате избавился от «лишних» 20 кг веса, отхватил классический авитаминоз (ногти на руках и ногах расслаиваются от нехватки микроэлементов и витаминов) и еще кое-что. Сейчас, когда вышел на старт и по сути только и начинается океанское плавание, сижу в Лаc-Пальмасе без гроша и продуктов.
Осень патриарха. 1996 г.
Проводы. 1992 г.
Здесь в порту много наших судов из Литвы, Эстонии, Украины и России, ребята меня откармливают. Принесли бананов, яблок, апельсинов и прочих фруктов и овощей. Теплоход «Валанчус» взял меня на полное довольствие, т/х «Прометей» отправляет мои телеграммы домой и в адрес «СОВМАРКЕТ», т/х «Ариэль» взвалил на себя часть моих забот. Словом, наши ребята отогрели мне душу и вселили уверенность в успешном окончании плавания.
Дал телеграмму на имя руководства фирмы с просьбой выслать денежку для закупки продовольствия. Пришлют, не пришлют – не знаю. Как бы там ни было, а 20 августа намерен стартовать через Атлантику (немножко подлечусь и пойду). Закупили ребята для меня кучу лекарств, поливитаминов и пр.
Полагаю, к этому времени приду в норму. Здесь фирма «Совиспан» (испано-советская, директора Хосе Гонсалес и Петр Ротар), снабжающая наши суда, пообещала дать мне продуктов на три месяца. Думаю, на переход хватит. План таков: пойду на о.Барбадос, а затем вдоль Малых Антильских островов до Пуэрто-Рико и, если позволит погодка, на Нью-Йорк. Если же надвинутся холода, то, видимо, придется на Пуэрто-Рико перезимовать.
Как буду добираться назад, не знаю. Есть три варианта: 1 – продать яхту и самолетом вернуться домой (не хочется); 2 – погрузить яхту на пароход и на нем добраться до Союза; 3 – вернуться своим ходом домой (по душе, но были бы харчи).
Атакуют журналисты
Ждать и догонять…
За время похода довелось встречаться со многими иностранцами, и, как правило, это были очень доброжелательные, готовые прийти на помощь люди. Порой бывало неудобно за наше извращенное представление о них. Отличные ребята! Приду – о многом расскажу.
Кое-что довелось повидать в этом смысле интересного и непривычного. К примеру, сижу на Гран-Канария уже неделю, и до сих пор ни полиция, ни таможенники не удосужились взглянуть на меня. Они, конечно же, знают, что яхта пришла в Лас-Пальмас, но им «до лампочки» проверка документов, досмотр и прочие формальности, из которых наши пограничники сделали культ. Конечно, как только я начну здесь хулиганить и т. п., они мгновенно явятся, а сейчас стараются не портить мне отдых. И так почти везде. И еще припомнился по контрасту другой случай. Яхта «Альфа», возвращаясь из Турции в Новороссийск, угодила в шторм, у нее сломался двигатель. И вместо того, чтобы ошвартоваться у пассажирского причала, где обычно проходят таможенный и пограничный досмотр, она зашла в яхт-клуб. Не успели подать концы, как наряд автоматчиков уже на причале. И пошло-поехало: кто, куда и откуда? Сравнение не в нашу пользу. За рубежом уважают туриста, идут ему навстречу, помогают (это и занятость многих людей, и живая копейка). Турист здесь в почете и всегда желанный гость. Я это доброе отношение ощутил на себе, хотя и назвать меня беззаботным туристом можно весьма условно.
Когда Вы получите это письмо, я буду уже в океане. Если до Вас будет доходить какая-нибудь информация обо мне и Вы надумаете порадовать ею читателя, то уж не пугайте его страхами о голодной смерти мореплавателя-одиночки. Все это мелочи. Все пройдет.
До встречи. Ваш Гвоздев. Лас-Пальмас. 12.08.1993 г.»
И действительно, в сентябре он был уже в Атлантике и пересекал ее 50 суток. Осчастливленный продуктами фирмы «Совиспан», Евгений Александрович умудрился отъесться и даже слегка поправиться, хотя прежнего веса так и не набрал.
…Шел второй год кругосветного путешествия на яхте «Лена», предназначенной для тихого прибрежного плавания.
Подкормленный и обогретый «Совиспаном», Гвоздев 20 августа 1993 г. вышел из Лас-Пальмаса, «спустился» поближе к экватору (чтобы не мерзнуть) и двинулся на запад. Благодатный пассат и попутное течение помогали делать в сутки 50-60 миль. Несмотря на то, что начало осени считается неспокойным в этих широтах, махачкалинцу с погодой везло – только четыре дня были штормовыми, скорость ветра достигала 22-23 м/сек., а остальные сорок шесть – вполне «дачными и удачными». Наибольшие хлопоты доставлял так называемый дробный сон, когда ночью нельзя заснуть больше чем на 15-20 минут. Ведь при встречном движении от появления какого-то судна на горизонте до возможного столкновения проходит, по подсчетам Гвоздева, всего 24-27 минут. Днем яхту хоть видно, а вот ночью любой теплоход может сослепу или от невнимания вахтенных раздавить ее и, не заметив этого, уйти дальше. Вот и научился капитан «Лены» спать по четверть часа и, оглядывая горизонт, постоянно вертеть головой на манер судового локатора или летчика-истребителя времен Второй мировой войны.
Атлантика в тропической зоне – оживленная морская дорога, вернее, перекресток. И что сильно удивляло общительного капитана «Лены», так это то, что встречные суда не проявляли к яхте никакого интереса. Проходили мимо, словно каждый день встречали в океане одинокие маленькие яхточки. Конечно, если б Гвоздев начал подавать сигналы бедствия, то ему бы помогли, но радиостанции у него не было, поэтому приветов с проходящих мимо кораблей он так и не дождался. Не то что на Каспии, где танкеры даже слегка изменяли курс, чтобы поздороваться с яхтсменом в открытом море и с высокого мостика громогласно спросить, как дела на борту и не нужна ли помощь. Видимо, в Атлантике другие нравы, более рациональные отношения и более жесткие графики движения судов. Гвоздев это понимал, но все равно удивлялся и досадовал: как это можно не здороваться со встречными?
Отстоять вахту или отсидеть?
Правда, чувство это быстро проходило, так как дел даже на маленьком судне для одного человека – выше головы. Они делились на три части: обеспечение безопасности движения и собственно самого движения; приготовление пищи для 4-разового питания, включая ночное, и, наконец, поддержание порядка и чистоты как личной, так и корабельной.
Постоянно приходилось «стоять на руле», ведь яхта не имела «автопилота». И хоть руль был закреплен специальными оттяжками, за ним нужно было всегда следить, чтоб свести рыскание судна к минимуму. А тут еще 2-3-метровая волна. Нахождение по 12 часов под тропическим солнцем породило проблему перегрева тела. Поэтому весь день приходилось быть одетым в светлую рубашку с длинными рукавами, брюки, носки и хлопчатобумажные перчатки с отрезанными пальцами. На голове панама, и лицо снизу закрыто марлей, как у ковбоя. Конечно, можно было пользоваться специальными кремами от солнечной радиации, но они требуют много пресной воды для смывания, а ее приходилось беречь.
Мылся в основном забортной водой. На рассвете палубу и крышу каюты покрывала обильная роса, ее можно было собирать специальной тряпкой и обтирать тело от морской соли. На дожди надежда была плохая, так как они случались короткими, и однажды, затеяв купание в ливень, путешественник так и остался намыленным посреди Атлантики и домывался уже из ведра.
За бортом не купался из-за боязни акул, хотя так и не встретил ни одной на этом переходе. Постоянно, днем и ночью, был «на привязи» – страховочный пояс держал Гвоздева пристегнутым к яхте. Опасность упасть за борт была очень велика, а суденышко потом не догонишь, плыви – не плыви. Такие случаи в истории одиночных плаваний, увы, бывали. Яхты пустые находили, а вот капитанов – нет.
После бессонной ноченьки
Умылся я росою,
Не торопясь позавтракал
Заморской колбасою.
Это стихотворение, вернее, песня из местного океанского фольклора. Так моряк развлекал сам себя, готовя еду в шестом часу утра. Правда, с меню он слегка наврал для рифмы, так как завтракал в основном молочными кашами и «кофием» с печеньем.
-На чем же в этот раз собрались покорять моря?
Это прогулочный швертбот типа «Лена», который рассчитан на четыре человека. Спущен на воду в Махачкале. Можно до Сулака или Каспийска сходить без проблем. Свою первую кругосветку я совершал именно на таком швертботе. Кстати это первое и пока единственное плавание вокруг света именно на таком типе судна. У нашей яхты корпус прочный, но надстройка, правда, слабовата. Вместо шверта установлен киль и за счет этого она, конечно, будет более мореходной. Но все равно нужны будут переделки. Надо кое-что на ней сделать- довести до ума. Я считаю, что если яхту сбросить на воду с трехметровой высоты и она не рассыплется, то на ней можно выходить в океан. Но самое главное — она должна быть непотопляемой.
-Шарик-то один. Пойдете тем же маршрутом, что и раньше?
Маршрутов несколько. Самый сложный — «ревущими сороковыми». Более легкий маршрут — вдоль экватора. Но все зависит от того, насколько будет готова яхта. И потом не надо забывать — мне уже 74 года. Короче говоря, плавание будет серьезным, намного более сложным, чем два предыдущих.
Первый раз я шел на «Лене» по маршруту: Гибралтар — Лас Пальмас — Панамский канал — остров Таити — Торресов пролив между Австралией и Индонезией — Индийский океан -Красное море — Суэцкий канал и домой. Второй раз уже шел через Магелланов пролив. А все остальное — так же. Сейчас хочу спуститься ниже, пойти вдоль Африки, ну, и так далее. Но пока об этих планах писать несколько преждевременно. Вот дойду до Гибралтара, а там мне уже станет ясно — идти мне на юг, или вдоль экватора.
Чем различаются эта яхта, и та, что стоит в фойе махачкалинского лицея №39?
В школе стоит яхта — «самоделка» «Саид». Она строилась на балконе. Длина — три метра семьдесят сантиметров. При собственном весе в триста пятьдесят килограмм брала на борт семьсот. А новая яхта имеет длину пять с половиной метров.
— Фактически Вы два раза сходили вокруг света в «тазике». Не страшновато в третий раз искушать судьбу?
Страшно. Если мне не будет страшно — я в море не пойду
-Но ведь все равно идете. Почему?
Ну, если я буду лежать дома на диване, то я раньше отправлюсь на встречу с Всевышним (улыбается).
— Какие мысли посещают в открытом море?
В первом плавании Атлантику перешел — не видел ни одной акулы. Только прошел Панамский канал и в первый же день увидел небольшую акулу. Прямо по корме. Хватаю гарпун и прямо ей в голову! Кровь течет, азарт охотника! Акула сорвалась, и уплыла, оставляя кровавый след. Через полчаса задумался — а зачем я это сделал? Я ведь не был голодный! До сих пор чувствую, что какую-то гадость сделал
-Когда выходишь из моря в океан — что-то происходит? Вода, ветер другие?
Все то же самое. Но самое интересное — когда встречаешь там других людей. И когда попадаешь в ураган. Тропический. Выходишь из него целым — начинаешь себя уважать.
-Как поступить, если человек потерялся в море?
Сесть и подумать. Вы знаете, «потерялся», «поломался», «пожар», «пробоина» и прочее — все это чепуха! Прежде всего, не нужно паниковать
-Что в море самое страшное?
Наверное, когда человек теряет чувство юмора и чувство реальности. Океан — он и есть океан-стихия, враждебная человеку
— А не думали идти с кем-нибудь?
Было, предлагали. Я знаю семью, которая девять лет путешествовала в океане. Кстати, очень удобно. Я всегда мечтал об этом, но на моих корабликах этого сделать было невозможно. Например, очень остро могла бы встать проблема нехватки питьевой воды
-Морскую воду пить не пробовали?
-Как Вы развлекались?
Не до развлечений, когда занят целый день. Надо ведь управлять яхтой, постирать, приготовить еду. Так что скучать было некогда.
-Правда, что когда сходишь на берег, появляется характерная морская походка?
Да нет! Хотя, по первому разу, конечно, бывает
-Кстати, как у Вас с «языками»?
В Австралии в яхт-клубе города Дарвин есть ресторанчик. По воскресеньям там собираются завсегдатаи перекусить и поболтать. Меня попросили выступить и рассказать про себя и мое плавание. Пригласили переводчицу»- немку из ГДР. Чувствую, не успевает, да и термины морские знает слабо. Ну, я сам и разошелся по-английски: «ай доунт спик инглиш — ай спик Австралия». Все это снималось на видео. Уже дома показал снохе, которая преподает английский. Говорит: все поняла, но чуть не умерла со смеху! Для меня с каким-нибудь аборигеном да на «чистейшем» английском поговорить — одно удовольствие, а с англичанином — каторга! Вообще, школьники часто спрашивают, на каком языке я общался. Расскажу историю. В первом плавании стою, значит, в гавани Сан Хуан Пуэрто Рико. Подходят две божественно красивые девушки из персонала и спрашивают по -испански:-сеньор, баньо проблемо?. Ну кто же не знает что такое баня! Потому отвечаю: но, синьориты! Показываю ведро, изображаю, как обливаюсь из него и растираюсь. Девушек как ветром сдуло. Потом узнал, что оказывается, они, проявляя гостеприимство, спрашивали, не надо ли мне сходить в туалет. Представьте, что они про меня подумали!
-А есть разница в том, как у нас и как за границей оформляется выход в море?
Там это очень просто. Постоял в гавани, собрался уходить — тебе просто скажут, сколько платить за газ, воду, электричество. Заплатил и прощай! А у нас, когда еще в первое плавание уходил, в Новороссийске мой отход оформляли двадцать три агента. В стране до сих пор нет процедуры выхода в море парусного маломерного частного судна. Частное лицо, имеющее парусную яхту, не имеет юридического статуса! Выход в море маленькой яхты всего на пять миль от берега оформляется так же, как и выход огромного танкера. Тут тебе и таможенники с пограничниками, и лоцманы с буксирами. Например, требуют паспорт моряка. А он ведь бывает только у профессиональных моряков. Где уж тут говорить о любительском парусном спорте!
Вы в первый раз вышли в плавание еще советским человеком, а второй раз уже россиянином. Когда выходишь в море, все это воспринимается, наверное, иначе. У судна есть флаг. А у вас внутри какой флаг?
Я думаю, все-таки, советский. Я бы никогда не стартовал, скажем, из Сингапура или Австралии, как некоторые. А вот из Владивостока, Новороссийска, Риги — запросто. Родился я в Белоруссии — в 11 часов 11 марта 1934 года. Войну там пробыл. Воспитывался в детском доме, скитался по Союзу. Еще в добрые старые времена читал о Шамиле. Потому и решил приехать сюда — лазил по горам там, где бывал Шамиль. Ну, это долго рассказывать. Я лично так себя определяю: «дагестанец белорусского происхождения».
-Говорят в московском яхт-клубе вам памятник стоит?
Нет, там стоит первая моя кругосветная яхта «Лена». А до этого она валялась на мусорной свалке.
Давайте вернемся к предстоящему плаванию. Как Вы собираетесь поддерживать связь с миром, кто еще выразил готовность помочь в организации кругосветки?
Связь в путешествии буду поддерживать через Дауда Мухумаева. На суше или недалеко от берега связываться буду по мобильной связи или через Интернет. А вот в открытом океане так не получится. В первом плавании переход между Канарскими островами и Барбадосом занял у меня пятьдесят четыре дня. Все это время я был отрезан от мира.
Поддерживать связь в океане можно было бы с помощью спутникового телефона и специальных солнечных батарей. Если я стану делать это, например, раз в десять дней, хотя бы на две минуты, то наверняка это будет интересно читателям «Нового Дела».
Удастся ли приобрести эту технику, зависит от того, сколько наберется спонсорских денег или пожертвований. Впрочем, большинство задач уже решено. Если яхту немного «подшаманить», подготовить, то при имеющемся снаряжении я могу уйти в море хоть сейчас. Кстати, информацию, что я собираюсь в третью кругосветку, уже обсуждают в Интернете. Кто-то присылает немного денег, кто-то запасные паруса. Люди помогают. В том числе и дагестанцы. Например, очень порадовал генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Абусупьян Хархаров. Он обещал оказать поддержку, в том числе, и финансовую. Большое ему спасибо! С его разрешения я спокойно готовлюсь к плаванию в гавани судоремонтного завода. Яхту решил назвать «ГЕТАН-2», что означает: «Гвоздев Евгений» и начальные буквы имен моей первой жены и детей. А двойка — потому что у меня уже была яхта под таким названием. Я на ней в свое время более пятидесяти раз сходил через Каспий.
Что нужно, чтобы осуществить мечту? Евгению Гвоздеву не понадобилось практически ничего, чтобы отправиться в свое первое кругосветное плавание в возрасте 58 лет. Выйдя на пенсию, он посвятил себя океану.
В последние годы жизни знаменитого путешественника его называли дедушкой. Евгений Гвоздев родился в белорусском Пинске в 1934 году, рано потерял родителей, скитался по СССР, служил в армии, окончил мореходку в Астрахани, после — 35 лет работал судовым механиком на рыболовецких судах. Вышел на пенсию и решил пойти в кругосветное плавание… Его мечта осуществилась, он пошел «вокруг шарика» на прогулочном швертботе, который ему специально для этого выделила яхтенная компания.
В Махачкале, где Гвоздев долго жил, яхтсмена узнавали на улицах, просили рассказать о дальних странах. Дедушка никому не отказывал, читал лекции, но рвался в очередное плавание. В квартире, на диване перед телевизором, ему было не по себе, он принципиально отказывался посвящать свою пенсию такому праздному прожиганию жизни.
Во второе кругосветное плавание на яхте «Саид» (см. на фото) Гвоздев пошел со 100 долларами в кармане. В портах всего мира его встречали с большим почетом. Яхтсмен говорил, что в США про него писали все местные СМИ – от детских до глянцевых журналов. Сам образ «полусумасшедшего» русского бородача привлекал к нему внимание. В России же о Гвоздеве писали мало, скупо, как бы нехотя. Отчасти это объясняется «мнением», что Гвоздев, якобы, позорит Россию тем, что «такой бедный», что ему все дарят, хотя он и не просит особо. Не просил ведь 15 лет, пока получал допуск на выход за границу…
Странная и преступная логика. Она же заставляет нас гордиться самой большой яхтой Абрамовича и стесняться за российского моряка пенсионера, который бросил вызов океану.
Гвоздева спрашивали, почему яхта «Саид» такая маленькая и он отвечал: «Какой балкон, такая и яхта». Когда был опубликован материал о том, что Гвоздев собирается в свое второе кругосветное плавание, к нему на почту тут же пришло письмо из Канады. Автор статьи в американском журнале перепутал фотографии яхт Гвоздева и проиллюстрировал материал фотографией яхты «Саид», которую Гвоздев как раз тогда строил на своём балконе. Материал он в прямом смысле собирал чуть ли не на свалках. Получал свою пенсию в 3000 рублей за 35-летний стаж работы судовым механиком и строил яхту длиной в 3,7 метра.
В письме, пришедшем из-за океана, состоятельный бизнесмен предлагал Гвоздеву свою яхту для путешествия. С тем только условием, что яхтсмен стартует из Канады под канадским флагом. На это Гвоздев согласиться не мог. Ему было принципиально, чтобы яхта строилась в России, а в плавание ушла под российским флагом. Не поддался искушению Евгений Александрович. Достроил свою яхту, спустил с балкона и пошел во вторую кругосветку.
Гвоздев и пираты
Во время первой кругосветки Гвоздев у берегов Сомали попал к настоящим пиратам. Яхту обчистили подчистую, забрали даже очки. Как потом признавался Гвоздев, его не убили по трем причинам. Во-первых, у него не было оружия. Во-вторых, он стремился сохранять спокойствие, даже провел пиратам ликбез по эксплуатации аптечки. В-третьих, как считал Гвоздев, он выжил по той причине, что он из России. По мнению Евгения Александровича, пираты не позволили себе расстреливать россиянина из русского оружия. Конечно, есть в этой оценке здравая доля иронии. Расстрелять не расстреляли, но оставили ни с чем. Забрали даже ватные штаны 60-го размера.
Гвоздев, конечно, пошел дальше. После ограбления экстремальные условия стали ещё более экстремальными. Есть и пить приходилось в три раза меньше обычного, начала онемевать левая половина тела. Но старый моряк пришел в порт, где добрые люди встретили, выходили, вылечили от цинги, помогли едой и снаряжением. Тогда, в Джибути, капитан французского фрегата «Жюль Верн» спросил у российского моряка: «А что предприняло российское правительство и флот в ответ на ограбление Вашей яхты в Сомали?».
Гвоздев и кит
Во время первого кругосветного плавания недалеко от Таити яхта Гвоздева оказалась в опасной близости от кита, он приподнял лодку и «Лена» даже съехала по китовому боку обратно на воду. Больше кит Евгения Гвоздева не тревожил, но эмоции от встречи чуть не заставили яхтсмена в Австралии яхту продать, а в Россию вернуться на самолете. Пока «дедушка» шел до Австралии – смирился, пережил этот опыт, пошел дальше. У Гвоздева был принцип: было бы желание и умение работать – остальное приложится. И того, и другого у него было в избытке.
Четыре правила
Евгений Гвоздев был практиком, а не теоретиком мореходства. Он никогда никого не учил, он делился опытом. Вот четыре вещи, которые, по мнению яхтсмена, требуются для того, чтобы отправиться в кругосветное плавание. Заметьте, ни слова о деньгах.
1. Предварительные тренировки для обретения спортивной формы и психологической устойчивости.
2. Продолжение психологических тренировок уже в плавании: яхта идет в нормальном режиме, а капитан проигрывает в уме аварийные ситуации — пробоину, пожар, переворот, падение за борт — и «предпринимает меры» по ликвидации их последствий.
3. Особый психологический комфорт создает отсутствие обязательств перед спонсорами по срокам и дальности похода. То есть лучше, если капитан свободен от обещаний и сам принимает решение о прекращении или продолжении плавания.
4. Наконец, самое главное оружие в борьбе с одиночеством — это занятость делом. Борьба за живучесть судна и обеспечение его хода требуют столько сил, что не оставляют времени сосредоточиться и почувствовать страх перед одиночеством. То есть в силе старый девиз: делай дело и иди вперед.
Увидимся в океане
Николай Литау, капитан яхты «Апостол Андрей», вспоминал, что перед своим третьей кругосветкой Евгений Гвоздев попрощался с яхтсменами так: «Увидимся в океане». По воспоминаниям его друзей, моряку Гвоздеву было принципиально, чтобы его жизнь оборвалась в море, уйти из жизни в городской клинике он не мог.
Погиб яхтсмен на 75 году жизни. Его яхта попала в сильный шторм недалеко от Гибралтара. В одном из интервью Евгений Александрович говорил про Гибралтары, утверждая, что именно там встречаются яхтсмены.
Известный российский путешественник, 75-летний Евгений Гвоздев погиб, предположительно, 2 декабря во время сильного шторма под Неаполем. Об этом близким яхтсмена официально сообщили итальянские власти. 2 декабря его тело было обнаружено на президентском пляже недалеко от Неаполя, а спустя несколько дней яхта «Гетан II», на которой Гвоздев совершал третье в своей жизни одиночное кругосветное плавание, была найдена несколькими милями дальше, на пляже Америго Веспуччи.
Тело мужчины с длинной белой бородой, в возрасте примерно 50 лет, с глубокой раной на голове было найдено на президентском пляже в районе Кастельпорциано (там находится загородная резиденция главы государства. – Прим.), сообщила 2 декабря итальянская газета Il Messagero . Тело обнаружили итальянские карабинеры во время осмотра побережья.
А 8 декабря в нескольких милях от места первой находки, на пляже, носящем имя Америго Веспуччи, была обнаружена выброшенная на берег небольшая яхта с надписью «Getan II» на борту. На ней карабинеры нашли множество личных вещей, заметки о путешествиях и список имен, написанный по-русски.
Погибшим, которого обнаружили на президентском пляже, оказался известный 75-летний русский путешественник Евгений Гвоздев, который уже дважды в одиночку обогнул под парусами земной шар, а в сентябре 2008 года из Новороссийска отправился в третье кругосветное одиночное плавание на яхте «Гетан II».
О гибели Гвоздева на форуме журнала «Катера и яхты» сообщил пользователь с ником Давуд, который с начала декабря поддерживал связь с российским консульством в Риме и итальянской береговой охраной.
По всей видимости, события развивались следующим образом: 29 ноября во время шторма у берегов Неаполя 5-метровая яхта перевернулась и сломала мачту. После ремонта Гвоздев восстановил мореходность яхты и 1 декабря сообщил об этом по радио. Сигнала SOS не подавал. Но после этого путешественник больше на связь не выходил.
«Для меня Гвоздев – великий и ярчайший за последние 20 лет советский/российский яхтсмен-путешественник. Он является символом того, что простой небогатый человек, выйдя на пенсию (или раньше), может осуществить мечту своей жизни – сделать «кругосветку» – даже при минимуме денег и без большого яхтенного опыта, но при огромном желании, – пишет на яхтенном форуме пользователь Владимир. – Мало кто верил в успех первой «кругосветки» Гвоздева, а он не только успешно завершил ее, но и сделал вторую «кругосветку». Всей своей жизнью он показал, что если очень хотеть и приложить для осуществления этого все силы, то можно осуществить любую мечту.
И хотя я общался с Гвоздевым только по телефону и через e-mail, он настолько по духу мне близок, что его уход я воспринимаю, как потерю ближайшего родственника».
Евгения Гвоздева можно с уверенностью назвать легендой российского парусного спорта. После выхода на пенсию действительный член Географического общества СССР пересек Каспий в одиночных и коллективных походах более 50 раз. На яхте «Гетан» (первые буквы имен семьи путешественника: Гвоздев Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья) он побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около 4 тыс. миль.
7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздев на яхте «Лена» (длиной всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в свое первое одиночное кругосветное плавание. 5 августа 1995 года на яхту Гвоздева напали сомалийские пираты и едва не убили путешественника. Лишь чудом ему удалось спастись. Через 13 дней после инцидента практически без воды и пищи Гвоздев благополучно пришел в порт Джибути.
С мая 1999 года по август 2003 года Евгений Гвоздев провел второе кругосветное плавание на сверхмалой яхте «Саид» длиной всего 3,7 метра, которую построил самостоятельно на балконе своей махачкалинской квартиры.
После второй «кругосветки» Гвоздева городской администрацией Махачкалы было принято решение о сооружении на приморском Родопском бульваре первого в России памятника в честь легендарной яхты и ее капитана. Сейчас «Саид» временно находится в краеведческом музее махачкалинской школы-лицея № 39.
В свое последнее путешествие Евгений Гвоздев отправился из Новороссийска 19 сентября на яхте специальной постройки «Гетан II».
Редакция газеты ВЗГЛЯД выражает свои соболезнования родным и близким путешественника.