Будучи практикующим врачом в приморской больнице, Ален Бом-бар был буквально потрясен тем, что ежегодно десятки и даже сотни тысяч людей гибнут в море! И при этом значительная часть их гибла не от утопления, холода или голода, а от страха, гибла только потому, что они поверили в неизбежность своей гибели.
Их убивало отчаяние, безволие, кажущаяся бесцельность бороться за свою жизнь и жизни товарищей по несчастью. «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха», — твердо заявил Бомбар, решив доказать на собственном опыте силу мужества и веры в себя.
Ежегодно до пятидесяти тысяч человек умирает в шлюпках и спасательных поясах, и при этом 90% из них гибнет в первые три дня! Вполне понятно, что при кораблекрушениях, по какой бы причине они ни происходили, люди теряются, забывают о том, что человеческий организм способен прожить без воды десять дней, а без пищи даже до тридцати.
Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что множество людей, которые по той или иной причине вынуждены были расстаться с комфортом корабля и спасаться на шлюпках, плотах или других подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы: их убило отчаяние. И такая смерть настигала не только случайных в море людей — пассажиров, но и привычных к морю профессиональных моряков. Эта привычка была для них связана с палубой корабля, надежной, хотя и качающейся на зыби. Они привыкли смотреть на море с высоты корпуса корабля. Корабль — это не просто средство передвижения по воде, это еще и психологический фактор, ограждающий человеческую психику от страха перед чуждой стихией. На корабле у человека есть уверенность, убежденность в том, что он застрахован от возможных случайностей, что все эти случайности предусмотрены опытными конструкторами и строителями кораблей, что в трюмах корабля заготовлено достаточное количество всякой пищи и воды на весь период плавания и даже сверх того…
Недаром еще во времена парусного флота говорили, что настоящее море видят только китобои и охотники за морскими котиками, так как они нападают на китов и котиков в открытом океане с небольших шлюпок-вельботов и порой долго блуждают в тумане, отнесенные внезапными штормовыми ветрами от своего судна. Эти люди погибали редко: ведь они заранее были подготовлены к тому, чтобы какое-то время плавать по морю на шлюпке. Они об этом знали и были готовы к преодолению стихии на своих утлых и все-таки надежных вельботах.
Даже потеряв по той или иной причине корабль в открытом океане, они преодолевали громадные расстояния и все же приходили к земле. Правда, тоже не всегда: если некоторые гибли, то лишь после многих дней упорной борьбы, в ходе которой они сделали все, что могли, исто-[ щив последние силы своего организма. Все эти люди были психически подготовлены к необходимости провести какое-то время на шлюпке. Это были обычные условия их работы.
Желая заставить неподготовленных людей поверить в себя, в возможность преодолеть и силы стихии, и свою кажущуюся слабость, Ален Бомбар — не зверобой и не моряк, а обычный врач отправился в плавание по Атлантическому океану в обычной надувной лодке.
Он был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добыть эту пищу в виде планктонных животных и растений или рыбы. Он знал, что все спасательные средства на кораблях — шлюпки, катера, плоты — имеют набор лесок, иногда сетей, на них есть те или иные орудия для промысла морской живности, наконец, их можно изготовить из подручных средств. С их помощью можно добыть пищу, так как в морских животных заключено почти все, в чем нуждается наш организм. Даже пресная вода.
Впрочем, и морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания. Вспомним, что полинезийцы, которые иногда уносились ураганами далеко от земли, умели бороться за свою жизнь и, что, пожалуй, главное, приучали свой организм к потреблению морской воды. Иногда неделями и месяцами носились лодки полинезийцев по бурному океану, и все же островитяне выживали, добывая рыбу, черепах, птиц, используя соки этих животных. Во всем этом они не видели ничего особенного, так как морально были подготовлены к таким передрягам. Но те же островитяне покорно умирали на берегу при полном изобилии пищи, когда им становилось известно, что их кто-либо «заколдовал». Они верили в силу колдовства и поэтому умирали. От страха!..
К снаряжению своей резиновой лодки Бомбар добавил лишь планктонную сетку и ружье для подводной охоты.
Бомбар избрал для себя не совсем обычный маршрут — далекий от морских трасс торговых судов. Правда, его «Еретик», как была названа эта лодка, должен был идти в теплой зоне океана, но это безлюдная зона. Севернее и южнее — маршруты коммерческих судов.
Предварительно, в качестве подготовки к этому путешествию, он вдвоем с товарищем провел две недели в Средиземном море. Четырнадцать дней они обходились тем, что давало им море. Первый опыт длительного путешествия на иждивении моря удался. Конечно, и это было трудно, очень трудно!
Однако его товарищ, кстати сказать, опытный моряк, переплывший Атлантический океан на небольшой яхте в полном одиночестве, но снабженный всем необходимым в изобилии, в последний момент испугался и попросту исчез. Двух недель оказалось для него достаточным, чтобы отказаться далее испытывать судьбу. Он уверял, что верит в идею Бомбара, но его отпугнула мысль о предстоящей необходимости снова питаться сырой рыбой, глотать целебный, но такой противный планктон и пить сок, выжатый из тела рыбы, разбавляя его морской водой. Возможно, это был смелый моряк, но человек не того склада, как Бомбар: у него не было целеустремленности Бомбара.
Бомбар подготовился к своему плаванию теоретически и психически. Как врач, он знал, что вода гораздо важнее пищи. И он исследовал десятки видов рыб, которые могли ему встретиться в океане. Эти исследования показали, что от 50 до 80% веса рыбы составляет вода, и при этом пресная, а также что тело морских рыб содержит значительно меньше соли, чем мясо млекопитающих.
Тщательно проверив количество растворенных в воде океана разных солей, Бомбар убедился, что если не считать поваренной соли, то в каждых 800 граммах морской воды содержится приблизительно такое же количество других солей, какое есть в литре разных минеральных вод. Мы эти воды пьем — часто с большой пользой. Во время своего путешествия Бомбар убедился, что чрезвычайно важно не допускать обезвоживания организма в первые дни и тогда уменьшение водного пайка в дальнейшем не будет губительным для организма. Таким образом, свою идею он подкрепил научными данными.
У Бомбара было много друзей, но были и скептики-недоброжелатели, и просто враждебные ему люди. Не все понимали гуманность его идеи. Газетчики искали сенсацию, а раз ее не было, выдумывали ее. Специалисты дружно возмущались: кораблестроители — тем, что Бомбар собирается пересечь океан на лодке, которой будто бы нельзя управлять; моряки — тем, что он не моряк, а вот поди же ты… врачи приходили в ужас от того, что Бомбар собирается жить дарами моря и пить морскую воду.
Словно бросая вызов всем своим скептикам, Бомбар назвал свою лодку «Еретиком»…
Кстати, люди, хорошо знакомые с историей мореплавания и кораблекрушений, горячо поддержали идею Бомбара. Больше того, они были уверены в успехе эксперимента.
Шестьдесят пять дней плыл Ален Бомбар через океан. В первые же дни он опроверг уверения «специалистов» в том, что в океане нет рыбы. Многие книги об океанах пестрят такими выражениями, как «пустынный океан», «водная пустыня»…
Бомбар доказал, что это далеко не так! Просто с больших кораблей было трудно заметить жизнь в океане. Другое дело на плоту или на шлюпке! Отсюда можно наблюдать многообразную жизнь моря — жизнь, порой незнакомую, непонятную, полную неожиданностей. Океан часто бывает безлюден на протяжении многих недель пути, но он населен и ночью и днем существами, которые могут быть полезными или вредными для человека. Богат животный мир океана, но мало еще мы его знаем.
Ален Бомбар доказал, что человек многое может, если очень захочет и не потеряет силы воли. Он способен выжить в самых тяжелых условиях, в которых случайно может оказаться. Описав этот беспримерный эксперимент над самим собой в книге «За бортом по своей воле», разошедшейся многомиллионными тиражами, Ален Бомбар, возможно, спас десятки тысяч жизней тех людей, которые оказались наедине с враждебной стихией — и не испугались.
Alain Bombard
jullzaporo 23.05.2009 12:06:57
Я в детстве прочитал его книгу и до сих пор не прошло мое восхищение этим человеком. Несмотря на то, что его доводы затем оспаривались немецким врачом и яхтсменом Хансом Линдеманном,который утверждал, что Бомбар имел или тайно получал в пути воду и пищу. Зачем тогда ему было прибыть на Барбадос, имея вес 25 кг (из англ.данных) я не пойму. Нехороший этот Линдеманн.
Вера и позитивное мышление помогли ему выжить.
nik-rik 03.08.2010 07:54:51
Мне кажется, что он любил жизнь и природу (в данном случае океан) настолько, что смог почувствовать взаимность — увериться, что мать природа о нём позаботится в пути.
Вера и позитивное мышление помогли ему выжить.
Всего-то чуть более шестидесяти лет назад врач Ален Бомбар один, на маленькой резиновой шлюпке, пересек Атлантический океан. Ему на это хватило шестидесяти пяти дней. Пил он морскую воду и питался тем, что поймает в океане. Он хотел доказать, что жертвы кораблекрушения имеют шансы на выживание. И он доказал.
Ален Бомбар — за бортом по собственной воле
Резиновая лодка Еретик — на ней Ален Бомбар отправился покорять океан
Бомбар вел дневник. Он записывал туда всё. Например:
«Питание сырой рыбой делает человека очень восприимчивым к инфекции. Нарывает малейшая ранка». Он выбросил за борт антибиотики — а вдруг у жертв катастроф их не будет.
Он выяснил, что надо пить морскую воду небольшими порциями, и тогда почки справляются, но так можно пить только шесть дней — дальше надо ловить рыбу и выжимать ее сок. Рыбе надрезается шкура, и из нее выделяется лимфа, вот ее и пьют. Или рубят рыбу на мелкие части, а потом заворачивают в ткань и выжимают. Сутки пьют рыбий сок, а потом можно опять пить морскую воду.»
Маршрут невероятного путешествия
Книга издательста «Альпина паблишер» о путешествии Алана Бомбара»
«Примерно пол-литра воды можно собрать утром — выпадает роса. Она покрывает всю лодку, и ее можно собрать губкой.
Чтобы уменьшить жажду, надо смачивать любую тряпку и класть ее на лицо.
Если бросить за борт носок на привязи, то через час в него наберется планктон. Столовая ложка в день удовлетворяет потребность в витамине С.Не надо снимать одежду, даже если она промокла. Одежда сохраняет тепло.»
Что только не испытал Бомбар. На его долю выпали и штормы, и штиль, и палящий зной. Кожа на ногах сходила клочьями, ногти на руках врастали в мясо, а на ногах сошли все. У него открывался кровавый понос, временами было трудно удержать в пределах нормы психику. Он разговаривал с куклой. Маленькая куколка была подарена ему друзьями. И Бомбар победил. Через шестьдесят пять дней он пристал к острову Барбадос.
«Чтобы добиться победы, надо в нее верить!» — написал он в записке своему другу Джеку, который бросил его перед самым началом этого плавания. После этого Бомбар и отправился через океан в одиночку.
Он победил, потому что знал: человек погибает прежде всего от страха. Так в спасательных шлюпках погибали пассажиры «Титаника». Так погибали многие жертвы кораблекрушений.
Бомбар дал им шанс. Он доказал: человек может все. Летом 2005 года Ален Бомбар — человек безумной смелости, ушел из жизни Ему шел 81-й год.
Ален Бомбар отправился в одиночное плавание, которое длилось 65 суток, с 19 октября по 23 декабря 1952 года. Предыстория его такова. Весной 1951 года Ален Бомбар, молодой врач-интерн (А.Б. родился 27 октября 1924 года), только начавший свою профессиональную деятельность в госпитале французского порта Булонь, был потрясен количеством погибших моряков с потерпевшего кораблекрушение вблизи берега траулера «Нотр-Дам-де-Пейраг». Траулер ночью, в тумане, налетел на камни прибрежного мола и разбился. Погибли 43 моряка. Утром, спустя несколько часов, их тела вытащили на берег и, что самое удивительное, все они были в спасательных жилетах! Именно это событие подтолкнуло молодого врача заняться проблемой спасения жизни людей, терпящих бедствие в море.
Бомбар задумался, почему так много людей становятся жертвами кораблекрушений? Ведь ежегодно многие тысячи человек погибают в море. И как правило, 90% из них гибнет в первые три дня. Почему это происходит? Ведь для того, чтобы умереть от голода и жажды, потребовалось бы гораздо больше времени. Бомбар сделал вывод, который позднее написал в книге «За бортом по своей воле»: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!».
Французский врач Ален Бомбар. Фото: wikimedia.org
Ален Бомбар еще во время учебы заинтересовался проблемами выживания в экстремальных условиях. Изучив множество рассказов людей, оставшихся в живых после кораблекрушений, Бомбар убедился, что многие из них выжили, перешагнув через медицинские и физиологические нормы, определенные учеными. Некоторые оставались в живых на плотах и шлюпках, в холоде и под палящим солнцем, в штормовом океане, с крохотным запасом воды и пищи на пятый, десятый и даже пятидесятый день после катастрофы. Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что многие люди, вынужденные расстаться с комфортом корабля в результате трагедии и спасаться на любых подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы. Их убило отчаяние. И такая смерть настигала не только случайных в море людей – пассажиров, но и привычных к морю профессиональных моряков.
Поэтому Ален Бомбар решил отправиться в длительное морское плавание, поставив себя в условия «человека за бортом», чтобы на собственном опыте доказать следующее: 1. Человек не утонет, если в качестве спасательного средства будет пользоваться надувным спасательным плотиком. 2. Человек не умрет от голода и не заболеет цингой, если будет питаться планктоном и сырой рыбой. 3. Человек не умрет от жажды, если будет пить выжатый из рыбы сок, и в течение 5-6 дней – морскую воду. Кроме того, он очень хотел разрушить традицию, по которой поиск потерпевших кореаблекрушение прекращался через неделю или, в крайнем случае, через 10 дней. По поводу первых двух пунктов могу сказать, что именно после плавания Алена Бомбара на всех судах, особенно на небольших и промысловых, наряду со спасательными катерами и шлюпками стали широко использваться надувные спасательные плотики разной вместимости – ПСН-6, ПСН-8, ПСН-10, (ПСН- плотик спасательный надувной, цифра – вместимость человек.) В отношении сырой рыбы – коренные жители крайнего севера – чукчи, ненцы, эскимосы, чтобы не заболеть цингой, всегда ели и едят не только сырую рыбу, но и мясо морских животных, восполняя этим недостаток витамина «С», который, как известно, содержится в различных овощах и фруктах.
Осуществить задуманный эксперимент было не так легко. Бомбар около года готовился к плаванию и теоретически, и психологически. Для начала он изучил множество материалов о кораблекрушениях, их причинах, спасательных средствах разных типов судов и их оснащении. Затем стал проводить на себе опыты, питаясь тем, что может быть доступно потерпевшему кораблекрушение. Полгода, с октября 1951 года, Бомбар провел в лабораториях Океанографического музея в Монако, исследуя химический состав морской воды, виды планктона, строение разнообразных рыб, которые могут встретиться в океане. Эти исследования показали, что от 50 до 80% веса рыбы составляет вода, при этом пресная, а плоть морских рыб содержит меньше различных солей, чем мясо сухопутных млекопитающих. Именно соком, выжатым из тела рыб, можно удовлетворить потребность в пресной воде. Соленую морскую воду, как показали его опыты, можно пить в небольших количествах, чтобы не допустить обезвоживания организма, в течение пяти дней. Планктон же, состоящий из мельчайших микроорганизмов и водорослей, как известно, является единственной пищей для самых крупных морских млекопитающих – китов, что доказывает его высокую питательность.
Друзей, горячо поддерживавших идею Бомбара и оказывавших всяческую помощь, было много, но были и скептики-недоброжелатели, а то и просто враждебно настроенные люди. Не все понимали гуманность идеи, даже называли ее ересью, а самого автора – еретиком. Судостроители возмущались, что доктор собирается пересечь океан на надувной лодке, которой, как они считали, нельзя управлять. Моряков удивляло, что совершить плавание хочет непрофессиональный моряк, человек совершенно не знающий теории судовождения. Врачи приходили в ужас, узнав, что Ален собирается жить дарами моря и пить морскую воду. Поначалу плавание задумывалось не как одиночное, а в составе трех человек. Но как всегда бывает, практика сильно отличается от теории, воплощение замысла от первоначальной идеи. Когда Бомбар получил сконструированную для плавания резиновую лодку размером примерно с легковой автомобиль, стало ясно, что в длительном плавании втроем там просто не разместиться. Лодка имела длину 4,65 метра, ширину – 1,9 метра. Она представляла из себя туго накачанную резиновую колбасу, изогнутую в форме вытянутой подковы, концы которой соединялись деревянной кормой. На плоском резиновом дне лежали легкие деревянные слани. Боковые поплавки состояли из 4-х отсеков, которые накачивались и спускались независимо один от другого. Двигалась лодка с помощью четырехугольного паруса площадью около трех квадратных метров. Бомбар назвал эту «посудину» символично – «Еретиком»! Никакого дополнительного оснащения в ней не было – только крайне небходимые компас, секстант, навигационные книги, аптечка и фотопринадлежности.
Доктор Бомбар на борту своего «Еретика». 1952 год. Фото: Getty Images
Ранним утром 25 мая 1952 года быстроходный катер отбуксировал «Еретика» как можно дальше от порта Фонвьей, чтобы лодку подхватило течение и не выбросило обратно на берег. И когда провожающие лодку суда ушли, а Бомбар и Пальмер остались один на один среди чуждой стихии, навалился страх. Ален пишет: «Он внезапно обрушился на нас, словно исчезновение последнего судна за линией горизонта расчистило ему дорогу… Потом нам еще не раз пришлось испытать страх, настоящий страх, а не эту мгновенную тревогу, вызванную отплытием. Настоящий страх – это паника души и тела, обезумевших в схватке со стихией, когда кажется, что вся вселенная неумолимо ополчилась на тебя». И преодоление страха не менее трудная задача, чем борьба с голодом и жаждой. В Средиземном море Бомбар и Пальмер провели две недели. За это время они не тронули неприкосновенный аварийный запас, обходясь тем, что давало им море. Конечно, было очень трудно. Но Бомбар понял, что его первый опыт удался, и можно готовиться к длительному плаванию. Однако Джек Пальмер, кстати, опытный яхтсмен, до этого совершивший одиночное плавание через Атлантический океан на небольшой яхте, но в изобилии снабженной всем необходимым, отказался дальше испытывать судьбу. Двух недель для него оказалось достаточно, его пугала мысль снова долгое время питаться сырой рыбой, глотать противный, хотя и полезный планктон, пить сок, выжатый из рыбы, разбавляя его морской водой.
Бомбар же твердо решил продолжить задуманный эксперимент. Сначала ему предстояло преодолеть путь из Средиземного моря до Касабланки, вдоль побережья Африки, затем от Касабланки до Канарских островов. И только затем плыть через океан путем, которым ходили в Америку много веков все парусные суда, в том числе и каравеллы Колумба. Этот путь проходит в стороне от современных морских трасс, поэтому трудно рассчитывать на встречу с каким-либо судном. Но именно это и устраивало Бомбара, так сказать, для «чистоты» опыта. Многие отговаривали доктора от продолжения плавания после того, как он на «Еретике» благополучно за 11 суток преодолел путь от Касабланки до Канарских островов. Тем более, что в начале сентября жена Бомбара Жинетта в Париже родила дочь. Но, слетав на несколько дней из Лас-Пальмаса в Париж и повидав родных, доктор продолжил последние приготовления к отплытию. 19 октября 1952 года, в воскресенье, французская яхта вывела «Еретика» из порта Пуэрто-де-ла-Лус (это порт столицы Канарских островов Лас-Пальмаса) на океанский простор. Попутный северо-восточный пассат уносил лодку все дальше от Земли. Сколько же невероятных трудностей пришлось испытать Бомбару!
В одну из первых ночей Бомбар попал в жесточайший шторм. Лодка полностью наполнилась водой, только могучие резиновые поплавки виднелись на поверхности. Надо было вычерпывать воду, но оказалось, что черпака нет, и воду пришлось два часа вычерпывать шляпой. В дневнике он записал: «До сих пор я сам не могу понять, как мне удалось, холодея от ужаса, продержаться таким образом два часа. Потерпевший кораблекрушение, всегда будь упрямей, чем море, и ты победишь!». После этого шторма Бомбар поверил в то, что его «Еретик» перевернуться не может, он словно акваплан или платформа как бы скользит про водной поверхности. Через несколько дней мореплавателя постигла другая беда – от порыва ветра лопнул парус. Бомбар заменил его на новый, запасной, но через полчаса очередной шквал сорвал его и унес в океан, словно легкого бумажного змея. Пришлось срочно чинить старый, да так и идти под ним все оставшиеся 60 дней.
Ни удочек, ни сетей, кроме планктонной, Бомбар не брал принципиально, как и положено потерпевшему кораблекрушение. Он соорудил гарпун, привязав к концу весла нож с загнутым кончиком. Этим гарпуном добыл первую рыбину – корифену-дораду. А уже из ее костей сделал первые рыболовные крючки. Хотя биологи пугали доктора перед отплытием, что вдали от берегов он не сможет поймать ничего, оказалось, что рыбы в открытом океане очень много. Она было непуглива, буквально сопровождала лодку во все время плавания. Особенно много было летучих рыб, которые в ночное время натыкались на парус и падали в лодку, и каждое утро Бомбар находил от пяти до пятнадцати штук. Кроме рыбы, ел Бомбар и планктон, который, по его словам, на вкус немного напоминает крилевую пасту, но имеет неприглядный вид. Изредка попадались на крючок птицы, которых он тоже ел сырыми, выбрасывая лишь кожу и жир. За время плавания около недели доктор пил морскую воду, а в остальное время – выжатый из рыбы сок. Пресную воду удавалось собирать в небольшом количестве в виде конденсата на тенте после прохладных ночей. И только в ноябре, после сильного тропического ливня, удалось сразу собрать около 15 литров пресной воды.
От постоянного пребывания во влажной среде, от соленой воды и непривычной пищи, на теле Бомбара стали появляться прыщи, причинявшие сильную боль. Малейшие ранки и царапины начинали гноиться, долго не заживали. Ногти рук совершенно вросли в мясо, под ними так же образовались гнойнички, которые доктор сам вскрывал без анестезии. В довершение кожа на ногах стала сходить клочьями, а на четырех пальцах выпали ногти. Но кровяное давление все время оставалось нормальным. Бомбар все время плавания вел наблюдения за своим состоянием и записывал их в дневник. Когда несколько дней подряд шел тропический ливень, и вода была везде – сверху и снизу, ею пропиталось все в лодке, он записал: «Состояние духа бодрое, но из-за постоянной сырости появилась физическая усталость». Однако палящее солнце и безветрие, установившиеся в начале декабря, были еще мучительнее. Именно тогда Бомбар написал завещание, так как потерял уверенность, что доберется живым до Земли. За время плавания он похудел на 25 килограммов, а уровень гемоглобина в крови понизился до критического. И все же он доплыл! 23 декабря 1952 года «Еретик» подошел к берегу острова Барбадос. Ему пришлось потратить около трех часов, чтобы обойти остров с восточной стороны, где был сильнейший прибой из-за рифов, и пристать к более спокойному западному берегу.
На берегу его поджидала толпа местных рыбаков и детей, которые тут же бросились не только рассматривать, но и растаскивать из лодки все вещи. Бомбар более всего опасался, чтоб не утащили его опечатанный при отплытии неприкосновенный запас продуктов, которые ему нужно было оставить нетронутыми для освидетельствования в первом же полицейском участке. До ближайшего участка, как оказалось, было не менее трех километров, поэтому Бомбару пришлось найти трех свидетелей, засвидетельствовавших целостность упаковки этого запаса, а потом уже раздать его местным жителям, чему они были очень рады. Бомбар пишет, что позднее его упрекали за то, что он не опечатал немедленно свой судовой журнал, свои записи, чтобы доказать их подлинность. Видимо, говорит он, эти люди не представляют «как чувствует себя человек, вступивший на берег после 65 дней, проведенных в полном одиночестве и почти без движений».
Так завершился этот удивительный подвиг во имя спасения жизни тех, кто оказывается за бортом не по своей воле. Плавание на «Еретике» и издание книги «За бортом по своей воле» были звездным часом Бомбара. Именно благодаря ему в 1960 году Лондонская конференция по обеспечению безопасности мореплавания приняла решение об оснащении судов спасательными плотами. Впоследствии он еще не раз предпринимал плавания с самыми разными целями, занимался изучением морской болезни и бактерицидных свойств воды, боролся с загрязнением Средиземного моря. Но главным итогом жизни Бомбара (А.Б. умер 19 июля 2005 года) остаются десять тысяч человек, которые написали ему: «Если бы не ваш пример, мы бы погибли!».
источники
http://www.peoples.ru/science/biology/bombard/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10706/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10707/
http://www.kp.ru/daily/26419.3/3291677/
Вот еще одна необычная история: , да и вообще Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия —
За бортом по своей воле
Эта книга посвящается
Трем мужчинам:
доктору Фюрнестэну
адмиралу Солю
капитану Картеру
и трем женщинам:
моей жене
моей матери
Касабланке
Рождение идеи
Весна 1951 года. Раннее утро. Я мирно сплю в своей комнате при госпитале в Булони. Внезапно раздается телефонный звонок:
Дежурный интерн?
Да. Что случилось?
Кораблекрушение у мола Карно!
Сейчас иду.
Еще не подозревая всего трагизма катастрофы, я, чертыхаясь, натягиваю на себя одежду и поспешно спускаюсь в приемный покой. Здесь еще никого нет. Швейцар рассказывает мне, что траулер «Нотр-Дам-де-Пейраг» из маленького порта Экиэм заблудился в тумане и налетел на конец мола Карно.
Снаружи довольно холодно, но море совсем тихое и поэтому я не испытываю особого беспокойства. Мол Карно — одно из крайних сооружений порта. Во время сильного ветра он очень опасен, но, когда море спокойно, подняться на него не составляет труда, так как на его внешней, обращенной к морю стороне через каждые двадцать метров устроены лестницы.
Слышится автомобильный сигнал: это машина спасательной службы. Двойная дверь распахивается настежь и, весьма гордый своей ролью, я выхожу вперед… Этого зрелища мне не забыть никогда! Сорок три человека, наваленные друг на друга, словно растерзанные марионетки, лежали передо мной — все босиком и все в спасательных поясах. Наши усилия не привели ни к чему: нам не удалось вернуть к жизни ни одного. Ничтожный просчет, а в результате — сорок три трупа и семьдесят восемь сирот.
Мне кажется, что именно тогда я полностью осознал весь трагизм крушения на море и что именно этот случай зародил во мне идею, которая в дальнейшем привела к экспедиции на «Еретике» [«L»Heretique»].
Кораблекрушение! Для меня это слово стало синонимом тягчайших страданий человека, синонимом отчаяния, голода и жажды. Одна только Булонь теряет ежегодно в море от ста до ста пятидесяти своих граждан, а поздней я узнал, что на всем земном шаре в мирное время ежегодно погибает таким же образом около двухсот тысяч человек. Примерно одна четвертая часть этих жертв не идет ко дну одновременно с кораблем и высаживается в спасательные шлюпки и т.п. Но скоро и они умирают мучительной смертью.
Меня уже давно интересовал вопрос: как долго может противостоять человек всевозможным лишениям, каков предел выносливости человеческого организма? И я пришел к убеждению, что в отдельных случаях человек может перешагнуть через все нормы, обусловленные физиологией, и все-таки остаться в живых.
Длительное время я изучал материалы о заключенных, ссыльных и других группах населения, живущих впроголодь. Но чаще всего подобные теоретические изыскания заканчивались тем, что я сам себя спрашивал: «А к чему мне все это?» Потому что при моей необразованности или моем медицинском образовании — это одно и то же — знания оставались для меня мертвой буквой до тех пор, пока я не находил им практического применения.
Но вот к ряду подобных проблем прибавилась проблема потерпевших кораблекрушение. Особенность ее состояла в том, что внешние факторы, вызывающие страдания человека, не зависят, как в случае с заключенными, от злой воли людей или, как в случае голода в Индии, от внезапной жестокой засухи, когда что-либо изменить невозможно. Наоборот! Потерпевший кораблекрушение попадает в естественную среду, разумеется не безопасную, но в то же время чрезвычайно богатую всем, что необходимо для того, чтобы жить или по крайней мере выжить, добраться до суши или дождаться подхода помощи. Ведь в одном кубическом метре морской воды в двести раз больше питательных веществ, чем в кубическом метре земли!
Короче говоря, я думал о том, что хотя море и представляет для потерпевшего кораблекрушение вечную угрозу, оно не безжалостно, а главное — не бесплодно. Нужно только победить в себе страх перед морем и добыть себе из него пищу. В этой задаче не было ничего неразрешимого. Так я думал о среде, в которую попадает потерпевший кораблекрушение.
Что же касается организма человека, вынужденного бороться с морской стихией и одновременно черпать из нее жизненные силы, то я пришел к убеждению, что физиологи по большей части недооценивают значение разума и его влияние на тело. Я изучил наиболее известные случаи, когда люди выживали в самых отчаянных условиях. Влияние разума на весь организм доказано голодовками Ганди, полярными экспедициями Скотта и Амундсена и плаванием капитана Блайя, которого взбунтовавшаяся команда бросила в открытом море на лодке с восьмидневным запасом воды и продовольствия: жажда мести помогла ему продержаться в море более сорока дней и выжить! Таким образом, здесь существовало явное недоразумение. Нельзя было утверждать: «В таких-то физических условиях можно выжить». Правильнее было бы говорить, пользуясь излюбленной математиками формулировкой, что «при прочих равных данных (а сюда входит влияние разума, под которым я подразумеваю мужество и надежду на жизнь) вполне возможно выжить, если существуют такие-то и такие-то физические условия».
Отправляясь от этого, я вернулся к статистике. Ежегодно пятьдесят тысяч человек погибает, уже находясь в спасательных судах. Неужели ничего нельзя сделать для их спасения? А если можно, то что?
Я принялся перечитывать легендарные рассказы о потерпевших кораблекрушение, но, судя по ним, всякая борьба казалась безнадежной, а всякая надежда бессмысленной.
2 июля 1816 года фрегат «Медуза» выбросился на песчаную отмель в ста восьмидесяти километрах от африканского побережья. Сто сорок девять человек — пассажиры, солдаты и несколько офицеров — разместились на сооруженном наспех плоту, который буксировали шлюпки. При загадочных обстоятельствах буксирный канат оборвался и плот понесло и открытый океан. На плоту было шесть бочонков вина и две бочки пресной воды. Плот был найден всего через двенадцать дней, но в живых на нем осталось только пятнадцать человек. Десять из них были при смерти и умерли сразу после того как их взяли на борт.
14 апреля 1912 года трансатлантический пассажирский пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом. Через несколько часов «Титаник» затонул. Первые суда подошли к месту катастрофы всего через три часа после того как пароход исчез под водой, но в спасательных шлюпках уже было немало мертвецов и сошедших с ума. Знаменательно, что среди тех, кто поплатился безумием за свой панический страх или смертью за безумие, не было ни одного ребенка моложе десяти лет. Эти малыши находились еще в достаточно разумном возрасте.