Известный российский путешественник, 75-летний Евгений Гвоздев погиб, предположительно, 2 декабря во время сильного шторма под Неаполем. Об этом близким яхтсмена официально сообщили итальянские власти. 2 декабря его тело было обнаружено на президентском пляже недалеко от Неаполя, а спустя несколько дней яхта «Гетан II», на которой Гвоздев совершал третье в своей жизни одиночное кругосветное плавание, была найдена несколькими милями дальше, на пляже Америго Веспуччи.
Тело мужчины с длинной белой бородой, в возрасте примерно 50 лет, с глубокой раной на голове было найдено на президентском пляже в районе Кастельпорциано (там находится загородная резиденция главы государства. – Прим.), сообщила 2 декабря итальянская газета Il Messagero . Тело обнаружили итальянские карабинеры во время осмотра побережья.
А 8 декабря в нескольких милях от места первой находки, на пляже, носящем имя Америго Веспуччи, была обнаружена выброшенная на берег небольшая яхта с надписью «Getan II» на борту. На ней карабинеры нашли множество личных вещей, заметки о путешествиях и список имен, написанный по-русски.
Погибшим, которого обнаружили на президентском пляже, оказался известный 75-летний русский путешественник Евгений Гвоздев, который уже дважды в одиночку обогнул под парусами земной шар, а в сентябре 2008 года из Новороссийска отправился в третье кругосветное одиночное плавание на яхте «Гетан II».
О гибели Гвоздева на форуме журнала «Катера и яхты» сообщил пользователь с ником Давуд, который с начала декабря поддерживал связь с российским консульством в Риме и итальянской береговой охраной.
По всей видимости, события развивались следующим образом: 29 ноября во время шторма у берегов Неаполя 5-метровая яхта перевернулась и сломала мачту. После ремонта Гвоздев восстановил мореходность яхты и 1 декабря сообщил об этом по радио. Сигнала SOS не подавал. Но после этого путешественник больше на связь не выходил.
«Для меня Гвоздев – великий и ярчайший за последние 20 лет советский/российский яхтсмен-путешественник. Он является символом того, что простой небогатый человек, выйдя на пенсию (или раньше), может осуществить мечту своей жизни – сделать «кругосветку» – даже при минимуме денег и без большого яхтенного опыта, но при огромном желании, – пишет на яхтенном форуме пользователь Владимир. – Мало кто верил в успех первой «кругосветки» Гвоздева, а он не только успешно завершил ее, но и сделал вторую «кругосветку». Всей своей жизнью он показал, что если очень хотеть и приложить для осуществления этого все силы, то можно осуществить любую мечту.
И хотя я общался с Гвоздевым только по телефону и через e-mail, он настолько по духу мне близок, что его уход я воспринимаю, как потерю ближайшего родственника».
Евгения Гвоздева можно с уверенностью назвать легендой российского парусного спорта. После выхода на пенсию действительный член Географического общества СССР пересек Каспий в одиночных и коллективных походах более 50 раз. На яхте «Гетан» (первые буквы имен семьи путешественника: Гвоздев Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья) он побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около 4 тыс. миль.
7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздев на яхте «Лена» (длиной всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в свое первое одиночное кругосветное плавание. 5 августа 1995 года на яхту Гвоздева напали сомалийские пираты и едва не убили путешественника. Лишь чудом ему удалось спастись. Через 13 дней после инцидента практически без воды и пищи Гвоздев благополучно пришел в порт Джибути.
С мая 1999 года по август 2003 года Евгений Гвоздев провел второе кругосветное плавание на сверхмалой яхте «Саид» длиной всего 3,7 метра, которую построил самостоятельно на балконе своей махачкалинской квартиры.
После второй «кругосветки» Гвоздева городской администрацией Махачкалы было принято решение о сооружении на приморском Родопском бульваре первого в России памятника в честь легендарной яхты и ее капитана. Сейчас «Саид» временно находится в краеведческом музее махачкалинской школы-лицея № 39.
В свое последнее путешествие Евгений Гвоздев отправился из Новороссийска 19 сентября на яхте специальной постройки «Гетан II».
Редакция газеты ВЗГЛЯД выражает свои соболезнования родным и близким путешественника.
Его имя должно стоять в одном ряду с Туром Хейердалом, Фрэнсисом Чичестером, Тимом Северином… А если по справедливости, то в этом списке оно должно быть первым!
К Гвоздёву при жизни относились по-разному. Одни считали его чудаком и авантюристом, другие – героем. Им восхищались и про него говорили, что он позорит свою Родину. Его называли отважным мореплавателем и нищим бродягой-одиночкой. Но вряд ли кто мог сравниться с ним по целеустремлённости и упорству в осуществлении своей мечты. Джошуа Слокам, Ален жербо, Фрэнсис Чичестер, Тур Хейердал, Эрик Табарли, Фёдор Конюхов – имена этих яхтсменов и путешественников известны всему миру. О них говорят, пишут, снимают фильмы, им посвящены многочисленные интернет-сайты. Хорошо это или плохо, но факт остаётся фактом: чтобы прославиться, нужен пиар, профессиональный менеджмент, команда поддержки… Ничего этого у Евгения Гвоздёва не было, и потому его имя до сих пор известно лишь узкому кругу посвящённых. Он был героем не своего времени…
в это трудно поверить
Кто из нас в детстве не мечтал о дальних странах и кругосветном путешествии под парусом? Но с возрастом детские мечты забываются. Семья, работа, житейские проблемы – какие тут кругосветные плавания… Приходится смириться и безропотно принять реалии будничной жизни. Но Евгений Гвоздёв смириться не захотел. Представьте: обычный пенсионер практически без денег обходит вокруг планеты на абсолютно не приспособленной к дальним плаваниям прогулочной мини-яхте. А затем строит на балконе своей малогабаритной квартиры собственную лодку, ещё меньших размеров, и совершает на ней второе одиночное кругосветное путешествие! Наконец, в 75-летнем возрасте на очередной миниатюрной яхте он отправляется в третью кругосветку. Всё это – реальные факты, хотя поначалу в них трудно поверить… Евгений Александрович Гвоздёв родился в 1934 году в белорусском городе Пинске. Он рано потерял своих родителей – отца репрессировали, и он сгинул в лагерях в годы сталинского террора, мать погибла во время авианалёта в начале Великой Отечественной войны. Евгений оказался у дальних родственников, а с 15-летнего возраста жил в Дагестане, ставшим его второй родиной. Здесь, в Махачкале, он окончил школу, затем мореходное училище и более 30 лет проработал механиком на рыболовецких судах.
Где-то в конце 50-х годах Гвоздёв впервые прочитал об одиночном кругосветном плавании на яхте француза Марселя Бардьо, и тогда же у него зародилась идея совершить нечто подобное. Он начал собирать информацию, перечитал всё, что можно было найти в библиотеках. Особое впечатление произвела на него книга первого в мире кругосветчика-одиночки Джошуа Слокама «Один под парусом». Евгений решил во что бы то ни стало осуществить свою мечту и по примеру Слокама обойти вокруг земного шара. В 1977–1979 годах Гвоздёв перестроил доставшийся ему старый деревянный вельбот в парусную яхту, которую он назвал «ГЕТАН» – по первым буквам имён: Гвоздёв Евгений, Татьяна (его супруга), Александр (сын), Наталья (дочь). В конце того же года он отправился в своё первое дальнее плавание под парусом. В штормовых условиях Евгений прошёл по маршруту Махачкала – Форт-Шевченко – Красноводск – Баку, дважды пересёк Каспий.
В последующие годы он исходил Каспийское море вдоль и поперёк, оставив за кормой своего «ГЕТАНа» 4000 миль. Приобретя необходимый опыт, Евгений Гвоздёв считал себя готовым к одиночному океанскому плаванию. Однако надолго оставить семью и работу тогда он не мог. Да и получить загранпаспорт с выездной визой индивидуальному путешественнику в те годы было практически нереально. Вообще, борьба будущего кругосветчика с советской бюрократией – это отдельная история, и неизвестно, смог бы он выйти из неё победителем, если бы не распад СССР… Давняя мечта приобрела реальные очертания весной 1992 года, когда Гвоздёв убедил знакомого предпринимателя предоставить ему прогулочную яхту класса микро для плавания в США на торжества в честь 500-летия открытия Америки. Этот переход должен был стать хорошей рекламой продукции малоизвестной верфи «Совмаркет» из казахстанского города Актау (ФортШевченко).
Яхту – 5,5-метровый швертбот «лена» – Гвоздёву действительно передали, во временное пользование. Однако из-за сложностей с оформлением всех выездных документов и разрешений яхта надолго застряла в Новороссийске и в Америку на юбилейную парусную регату опоздала. Когда же бумажная волокита закончилась, наступила зима, и хозяева верфи решили ограничиться переходом до Стамбула и обратно. Исходя из этого была составлена и смета расходов – 100 долларов и 50 тысяч рублей, по тогдашнему курсу в сумме это чуть больше двухсот «зелёных».
Но получилось, что выйдя из Новороссийска 15 декабря 1992 года, Евгений Гвоздёв вернулся лишь через три с половиной года – 19 июля 1996-го. За это время он пересёк Средиземное море и Атлантику, через Панамский канал вышел в Тихий океан, достиг берегов Австралии, оттуда – в Индийский океан и Красное море. И всё это без малейшей международноправовой, финансовой или хотя бы моральной поддержки со стороны государственных и дипломатических органов. Он неоднократно попадал в трудное положение, голодал, был схвачен и ограблен сомалийскими пиратами и чудом остался жив… Но тем не менее, рискованное путешествие успешно завершилось. Это была первая в мире одиночная кругосветка на прогулочном швертботе.
Но Родина не оценила подвига. Немногочисленные упоминания о Гвоздёве в СМИ преподносили его плавание скорее как курьёз. В «лихие девяностые» в стране были другие герои… Евгений Александрович вообще-то и не ждал особого внимания к своей персоне. За славой он не гнался. Вернув яхту «лена» законному владельцу, он сразу же взялся за новый проект. Он решил повторить кругосветное плавание, но уже на собственной самодельной яхте. Которую взялся строить… на балконе своей «хрущёвки»! На сооружение новой лодки ушло три года. Она получилась совсем миниатюрной – её стеклопластиковый корпус имел длину всего 3,7 метра (максимум, что позволяли размеры балкона). Особенностью конструкции стал киль, в котором поместилось 120 кг свинца; он обеспечил судёнышку высокую остойчивость. Яхта-малютка получила имя «Саид» – в честь мэра Махачкалы Саида Амирова, оказавшему Гвоздёву финансовую помощь. С балкона яхту сняли краном, и после недолгих испытаний её конструктор отправился на ней во вторую кругосветку. 2 июня 1999 года «Саид» покинул Новороссийск и взял курс на Босфор.
Новое плавание было более сложным. Во-первых, крошечные размеры судна вынуждали экономить на всём: брать минимум воды и провианта, даже подвесной мотор «Ветерок» пришлось оставить на берегу и идти только под парусами. Во-вторых, маршрут теперь был проложен не через Панамский канал, а вокруг Южной Америки. Гвоздёву предстояло следовать не только в тропических водах, но и продираться сквозь «ревущие сороковые» широты. Второе плавание, как и первое, растянулось на годы. Канарские острова, Рио-де-жанейро, Буэнос-Айрес, Магелланов пролив… Тихий океан покорился с огромным трудом. Миниатюрные размеры яхты не позволяли взять достаточный запас пресной воды, и отчаянный путешественник ушёл в четырёхмесячное плавание, надеясь на дожди, которых как назло не было. В течение трёх месяцев Гвоздёв страдал от жажды. Далее – Таити, Австралия, Индийский океан, Красное море… 10 июля 2003 года Гвоздёв прибыл в Сочи, а 9 августа – в Махачкалу. Здесь путешественника ждала радостная встреча, а мэр города вручил ему ключи от новой квартиры. Но усидеть дома Гвоздёв не смог. В неполные 75 лет он снова отправился в океан. На новой 5,5-метровой лодке «ГЕТАН-2» (усовершенствованный вариант серийной яхты питерской фирмы «Рикошет» с новым килевым плавником) он вознамерился обойти вокруг света в третий раз.
Что нужно, чтобы осуществить мечту? Евгению Гвоздеву не понадобилось практически ничего, чтобы отправиться в свое первое кругосветное плавание в возрасте 58 лет. Выйдя на пенсию, он посвятил себя океану.
В последние годы жизни знаменитого путешественника его называли дедушкой. Евгений Гвоздев родился в белорусском Пинске в 1934 году, рано потерял родителей, скитался по СССР, служил в армии, окончил мореходку в Астрахани, после — 35 лет работал судовым механиком на рыболовецких судах. Вышел на пенсию и решил пойти в кругосветное плавание… Его мечта осуществилась, он пошел «вокруг шарика» на прогулочном швертботе, который ему специально для этого выделила яхтенная компания.
В Махачкале, где Гвоздев долго жил, яхтсмена узнавали на улицах, просили рассказать о дальних странах. Дедушка никому не отказывал, читал лекции, но рвался в очередное плавание. В квартире, на диване перед телевизором, ему было не по себе, он принципиально отказывался посвящать свою пенсию такому праздному прожиганию жизни.
Во второе кругосветное плавание на яхте «Саид» (см. на фото) Гвоздев пошел со 100 долларами в кармане. В портах всего мира его встречали с большим почетом. Яхтсмен говорил, что в США про него писали все местные СМИ – от детских до глянцевых журналов. Сам образ «полусумасшедшего» русского бородача привлекал к нему внимание. В России же о Гвоздеве писали мало, скупо, как бы нехотя. Отчасти это объясняется «мнением», что Гвоздев, якобы, позорит Россию тем, что «такой бедный», что ему все дарят, хотя он и не просит особо. Не просил ведь 15 лет, пока получал допуск на выход за границу…
Странная и преступная логика. Она же заставляет нас гордиться самой большой яхтой Абрамовича и стесняться за российского моряка пенсионера, который бросил вызов океану.
Гвоздева спрашивали, почему яхта «Саид» такая маленькая и он отвечал: «Какой балкон, такая и яхта». Когда был опубликован материал о том, что Гвоздев собирается в свое второе кругосветное плавание, к нему на почту тут же пришло письмо из Канады. Автор статьи в американском журнале перепутал фотографии яхт Гвоздева и проиллюстрировал материал фотографией яхты «Саид», которую Гвоздев как раз тогда строил на своём балконе. Материал он в прямом смысле собирал чуть ли не на свалках. Получал свою пенсию в 3000 рублей за 35-летний стаж работы судовым механиком и строил яхту длиной в 3,7 метра.
В письме, пришедшем из-за океана, состоятельный бизнесмен предлагал Гвоздеву свою яхту для путешествия. С тем только условием, что яхтсмен стартует из Канады под канадским флагом. На это Гвоздев согласиться не мог. Ему было принципиально, чтобы яхта строилась в России, а в плавание ушла под российским флагом. Не поддался искушению Евгений Александрович. Достроил свою яхту, спустил с балкона и пошел во вторую кругосветку.
Гвоздев и пираты
Во время первой кругосветки Гвоздев у берегов Сомали попал к настоящим пиратам. Яхту обчистили подчистую, забрали даже очки. Как потом признавался Гвоздев, его не убили по трем причинам. Во-первых, у него не было оружия. Во-вторых, он стремился сохранять спокойствие, даже провел пиратам ликбез по эксплуатации аптечки. В-третьих, как считал Гвоздев, он выжил по той причине, что он из России. По мнению Евгения Александровича, пираты не позволили себе расстреливать россиянина из русского оружия. Конечно, есть в этой оценке здравая доля иронии. Расстрелять не расстреляли, но оставили ни с чем. Забрали даже ватные штаны 60-го размера.
Гвоздев, конечно, пошел дальше. После ограбления экстремальные условия стали ещё более экстремальными. Есть и пить приходилось в три раза меньше обычного, начала онемевать левая половина тела. Но старый моряк пришел в порт, где добрые люди встретили, выходили, вылечили от цинги, помогли едой и снаряжением. Тогда, в Джибути, капитан французского фрегата «Жюль Верн» спросил у российского моряка: «А что предприняло российское правительство и флот в ответ на ограбление Вашей яхты в Сомали?».
Гвоздев и кит
Во время первого кругосветного плавания недалеко от Таити яхта Гвоздева оказалась в опасной близости от кита, он приподнял лодку и «Лена» даже съехала по китовому боку обратно на воду. Больше кит Евгения Гвоздева не тревожил, но эмоции от встречи чуть не заставили яхтсмена в Австралии яхту продать, а в Россию вернуться на самолете. Пока «дедушка» шел до Австралии – смирился, пережил этот опыт, пошел дальше. У Гвоздева был принцип: было бы желание и умение работать – остальное приложится. И того, и другого у него было в избытке.
Четыре правила
Евгений Гвоздев был практиком, а не теоретиком мореходства. Он никогда никого не учил, он делился опытом. Вот четыре вещи, которые, по мнению яхтсмена, требуются для того, чтобы отправиться в кругосветное плавание. Заметьте, ни слова о деньгах.
1. Предварительные тренировки для обретения спортивной формы и психологической устойчивости.
2. Продолжение психологических тренировок уже в плавании: яхта идет в нормальном режиме, а капитан проигрывает в уме аварийные ситуации — пробоину, пожар, переворот, падение за борт — и «предпринимает меры» по ликвидации их последствий.
3. Особый психологический комфорт создает отсутствие обязательств перед спонсорами по срокам и дальности похода. То есть лучше, если капитан свободен от обещаний и сам принимает решение о прекращении или продолжении плавания.
4. Наконец, самое главное оружие в борьбе с одиночеством — это занятость делом. Борьба за живучесть судна и обеспечение его хода требуют столько сил, что не оставляют времени сосредоточиться и почувствовать страх перед одиночеством. То есть в силе старый девиз: делай дело и иди вперед.
Увидимся в океане
Николай Литау, капитан яхты «Апостол Андрей», вспоминал, что перед своим третьей кругосветкой Евгений Гвоздев попрощался с яхтсменами так: «Увидимся в океане». По воспоминаниям его друзей, моряку Гвоздеву было принципиально, чтобы его жизнь оборвалась в море, уйти из жизни в городской клинике он не мог.
Погиб яхтсмен на 75 году жизни. Его яхта попала в сильный шторм недалеко от Гибралтара. В одном из интервью Евгений Александрович говорил про Гибралтары, утверждая, что именно там встречаются яхтсмены.
-На чем же в этот раз собрались покорять моря?
Это прогулочный швертбот типа «Лена», который рассчитан на четыре человека. Спущен на воду в Махачкале. Можно до Сулака или Каспийска сходить без проблем. Свою первую кругосветку я совершал именно на таком швертботе. Кстати это первое и пока единственное плавание вокруг света именно на таком типе судна. У нашей яхты корпус прочный, но надстройка, правда, слабовата. Вместо шверта установлен киль и за счет этого она, конечно, будет более мореходной. Но все равно нужны будут переделки. Надо кое-что на ней сделать- довести до ума. Я считаю, что если яхту сбросить на воду с трехметровой высоты и она не рассыплется, то на ней можно выходить в океан. Но самое главное — она должна быть непотопляемой.
-Шарик-то один. Пойдете тем же маршрутом, что и раньше?
Маршрутов несколько. Самый сложный — «ревущими сороковыми». Более легкий маршрут — вдоль экватора. Но все зависит от того, насколько будет готова яхта. И потом не надо забывать — мне уже 74 года. Короче говоря, плавание будет серьезным, намного более сложным, чем два предыдущих.
Первый раз я шел на «Лене» по маршруту: Гибралтар — Лас Пальмас — Панамский канал — остров Таити — Торресов пролив между Австралией и Индонезией — Индийский океан -Красное море — Суэцкий канал и домой. Второй раз уже шел через Магелланов пролив. А все остальное — так же. Сейчас хочу спуститься ниже, пойти вдоль Африки, ну, и так далее. Но пока об этих планах писать несколько преждевременно. Вот дойду до Гибралтара, а там мне уже станет ясно — идти мне на юг, или вдоль экватора.
Чем различаются эта яхта, и та, что стоит в фойе махачкалинского лицея №39?
В школе стоит яхта — «самоделка» «Саид». Она строилась на балконе. Длина — три метра семьдесят сантиметров. При собственном весе в триста пятьдесят килограмм брала на борт семьсот. А новая яхта имеет длину пять с половиной метров.
— Фактически Вы два раза сходили вокруг света в «тазике». Не страшновато в третий раз искушать судьбу?
Страшно. Если мне не будет страшно — я в море не пойду
-Но ведь все равно идете. Почему?
Ну, если я буду лежать дома на диване, то я раньше отправлюсь на встречу с Всевышним (улыбается).
— Какие мысли посещают в открытом море?
В первом плавании Атлантику перешел — не видел ни одной акулы. Только прошел Панамский канал и в первый же день увидел небольшую акулу. Прямо по корме. Хватаю гарпун и прямо ей в голову! Кровь течет, азарт охотника! Акула сорвалась, и уплыла, оставляя кровавый след. Через полчаса задумался — а зачем я это сделал? Я ведь не был голодный! До сих пор чувствую, что какую-то гадость сделал
-Когда выходишь из моря в океан — что-то происходит? Вода, ветер другие?
Все то же самое. Но самое интересное — когда встречаешь там других людей. И когда попадаешь в ураган. Тропический. Выходишь из него целым — начинаешь себя уважать.
-Как поступить, если человек потерялся в море?
Сесть и подумать. Вы знаете, «потерялся», «поломался», «пожар», «пробоина» и прочее — все это чепуха! Прежде всего, не нужно паниковать
-Что в море самое страшное?
Наверное, когда человек теряет чувство юмора и чувство реальности. Океан — он и есть океан-стихия, враждебная человеку
— А не думали идти с кем-нибудь?
Было, предлагали. Я знаю семью, которая девять лет путешествовала в океане. Кстати, очень удобно. Я всегда мечтал об этом, но на моих корабликах этого сделать было невозможно. Например, очень остро могла бы встать проблема нехватки питьевой воды
-Морскую воду пить не пробовали?
-Как Вы развлекались?
Не до развлечений, когда занят целый день. Надо ведь управлять яхтой, постирать, приготовить еду. Так что скучать было некогда.
-Правда, что когда сходишь на берег, появляется характерная морская походка?
Да нет! Хотя, по первому разу, конечно, бывает
-Кстати, как у Вас с «языками»?
В Австралии в яхт-клубе города Дарвин есть ресторанчик. По воскресеньям там собираются завсегдатаи перекусить и поболтать. Меня попросили выступить и рассказать про себя и мое плавание. Пригласили переводчицу»- немку из ГДР. Чувствую, не успевает, да и термины морские знает слабо. Ну, я сам и разошелся по-английски: «ай доунт спик инглиш — ай спик Австралия». Все это снималось на видео. Уже дома показал снохе, которая преподает английский. Говорит: все поняла, но чуть не умерла со смеху! Для меня с каким-нибудь аборигеном да на «чистейшем» английском поговорить — одно удовольствие, а с англичанином — каторга! Вообще, школьники часто спрашивают, на каком языке я общался. Расскажу историю. В первом плавании стою, значит, в гавани Сан Хуан Пуэрто Рико. Подходят две божественно красивые девушки из персонала и спрашивают по -испански:-сеньор, баньо проблемо?. Ну кто же не знает что такое баня! Потому отвечаю: но, синьориты! Показываю ведро, изображаю, как обливаюсь из него и растираюсь. Девушек как ветром сдуло. Потом узнал, что оказывается, они, проявляя гостеприимство, спрашивали, не надо ли мне сходить в туалет. Представьте, что они про меня подумали!
-А есть разница в том, как у нас и как за границей оформляется выход в море?
Там это очень просто. Постоял в гавани, собрался уходить — тебе просто скажут, сколько платить за газ, воду, электричество. Заплатил и прощай! А у нас, когда еще в первое плавание уходил, в Новороссийске мой отход оформляли двадцать три агента. В стране до сих пор нет процедуры выхода в море парусного маломерного частного судна. Частное лицо, имеющее парусную яхту, не имеет юридического статуса! Выход в море маленькой яхты всего на пять миль от берега оформляется так же, как и выход огромного танкера. Тут тебе и таможенники с пограничниками, и лоцманы с буксирами. Например, требуют паспорт моряка. А он ведь бывает только у профессиональных моряков. Где уж тут говорить о любительском парусном спорте!
Вы в первый раз вышли в плавание еще советским человеком, а второй раз уже россиянином. Когда выходишь в море, все это воспринимается, наверное, иначе. У судна есть флаг. А у вас внутри какой флаг?
Я думаю, все-таки, советский. Я бы никогда не стартовал, скажем, из Сингапура или Австралии, как некоторые. А вот из Владивостока, Новороссийска, Риги — запросто. Родился я в Белоруссии — в 11 часов 11 марта 1934 года. Войну там пробыл. Воспитывался в детском доме, скитался по Союзу. Еще в добрые старые времена читал о Шамиле. Потому и решил приехать сюда — лазил по горам там, где бывал Шамиль. Ну, это долго рассказывать. Я лично так себя определяю: «дагестанец белорусского происхождения».
-Говорят в московском яхт-клубе вам памятник стоит?
Нет, там стоит первая моя кругосветная яхта «Лена». А до этого она валялась на мусорной свалке.
Давайте вернемся к предстоящему плаванию. Как Вы собираетесь поддерживать связь с миром, кто еще выразил готовность помочь в организации кругосветки?
Связь в путешествии буду поддерживать через Дауда Мухумаева. На суше или недалеко от берега связываться буду по мобильной связи или через Интернет. А вот в открытом океане так не получится. В первом плавании переход между Канарскими островами и Барбадосом занял у меня пятьдесят четыре дня. Все это время я был отрезан от мира.
Поддерживать связь в океане можно было бы с помощью спутникового телефона и специальных солнечных батарей. Если я стану делать это, например, раз в десять дней, хотя бы на две минуты, то наверняка это будет интересно читателям «Нового Дела».
Удастся ли приобрести эту технику, зависит от того, сколько наберется спонсорских денег или пожертвований. Впрочем, большинство задач уже решено. Если яхту немного «подшаманить», подготовить, то при имеющемся снаряжении я могу уйти в море хоть сейчас. Кстати, информацию, что я собираюсь в третью кругосветку, уже обсуждают в Интернете. Кто-то присылает немного денег, кто-то запасные паруса. Люди помогают. В том числе и дагестанцы. Например, очень порадовал генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Абусупьян Хархаров. Он обещал оказать поддержку, в том числе, и финансовую. Большое ему спасибо! С его разрешения я спокойно готовлюсь к плаванию в гавани судоремонтного завода. Яхту решил назвать «ГЕТАН-2», что означает: «Гвоздев Евгений» и начальные буквы имен моей первой жены и детей. А двойка — потому что у меня уже была яхта под таким названием. Я на ней в свое время более пятидесяти раз сходил через Каспий.