– Аркадий, похоже, в отечественном мини- установилась гегемония столичного . За десять лет своего существования команда уже в восьмой раз выиграла национальное первенство. Как вы считаете, что позволяет ей постоянно добиваться максимального результата?
– Прежде всего самый качественный в нашей суперлиге подбор исполнителей. «Динамо» обладает одним из самых серьезных бюджетов, может быть, даже самым большим. Немаловажным фактором успеха является и то, что многие легионеры команды по факту легионерами не считаются, так как имеют российское спортивное гражданство. Одновременно 6–7 иностранцев плюс хорошие отечественные футболисты и дают высокий результат.
– А кто в ближайшее время сможет составить конкуренцию бело-голубым? Новосибирский «Сибиряк», который стал победителем регулярного чемпионата?
– Думаю, постепенно к этому идет югорская «Газпром-Югра». В этом году команда уже завоевала Кубок страны. И серия с «Динамо» в полуфинале, несмотря на то что не получилась длинной, была упорной. В целом растет и «Сибиряк». Я не считаю случайной его победу в регулярном чемпионате, ребята здорово прошли сложный путь. На мой взгляд, в плей-офф «Сибиряк» подкосил четвертьфинал с «Диной». Вроде как с восьмым клубом, но «Дина» к тому моменту, решив многие свои проблемы, обрела оптимальную форму. Из-за этого у «Сибиряка» уже тяжелее сложилась полуфинальная серия с екатеринбуржской «Синарой». На решающие матчи с «Динамо» новосибирцев не хватило, и они даже не смогли реализовать преимущество своего поля.
– Как оцениваете выступление в минувшем сезоне своей команды – КПРФ?
– Получилось чуть хуже, чем я ожидал. Команда тяжело входила в сезон и в футбол более-менее стала играть где-то к середине чемпионата. Некоторое количество очков мы в итоге не добрали. Но если по гамбургскому счету, то нормально выступили для дебютантов. Причем мы не располагаем большими финансовыми возможностями. Рассчитываем, что следующий сезон будет лучше, качественнее.
– Сейчас, конечно, все внимание болельщиков, в том числе мини-футбольных, приковано к чемпионату Европы. Что скажете о нашей сборной?
– Сборная, конечно, некоторым образом расстроила. Из этой группы она могла бы и выйти в четвертьфинал. Правда, у меня и перед чемпионатом не было особых иллюзий насчет того, что мы попали в какую-то суперлегкую компанию и обязаны там всех обыгрывать. Что бы ни говорили, а сборная России – команда среднего европейского уровня. Просто у нас она зачастую воспринимается как-то неадекватно. То ли из-за огромных денег, которые крутятся в российском футболе, то ли из-за мощного пиара, в том числе вокруг сборной и ее игроков, у наших болельщиков постоянно возникают завышенные ожидания. Но эта команда была способна совершить какие-то подвиги только на бешеном кураже и сумасшедшей самоотдаче. Мне кажется, что и первый матч с чехами сыграл с нашими футболистами злую шутку. После той победы две другие встречи они попытались провести на классе, как фаворит. А этого класса у сборной России как раз и нет.
– Кто виноват? Адвокат?
– Конечно, тренер отвечает за все. Сейчас вот идут разговоры, что у нас был самый высокооплачиваемый тренер. Адвокат получает семь миллионов евро, а испанец Дель Боске и двух не зарабатывает. Но ведь эти семь миллионов мы сами ему и платим. Зачем приглашать такого дорогущего тренера?! Если Российский футбольный союз не в состоянии решить данный вопрос более адекватно, значит, это проблема РФС.
– Сейчас сборная России ждет нового наставника. На ваш взгляд, среди отечественных специалистов есть человек, который мог бы успешно работать с национальной командой, или лучше опять обратиться к иностранцу?
– Я думаю, что надо приглашать иностранцев. Мое мнение: сейчас нет ни одного сильного российского специалиста, который не был бы, скажем так, слишком связан с нашей внутренней футбольной кухней. Нам нужен независимый человек. Но, выбирая иностранца, совсем не обязательно ориентироваться на звездные имена. Сборная у нас достаточно рабочая, и мне кажется, ее следующий тренер должен учитывать в первую очередь это.
– Аркадий, а не объясните, почему в мини-футболе и пляжном футболе Россия добивается успехов, а в большом футболе нет?
– Два момента. Первый: конечно, в мини и пляже конкуренция поменьше. Второй: все-таки наши мини- и пляжные футболисты менее избалованы. Вот у нас самый ведущий игрок зарабатывает как средний представитель первой российской лиги большого футбола, а то и меньше. А «пляжники», так они вообще практически ничего не зарабатывают. Но зато в эмоциональном плане ребята более голодные, потому что обязаны свой хлеб насущный постоянно, каждодневно добывать.
– Кто ваш фаворит на Евро?
– Я традиционный поклонник испанского футбола. Хотя у меня нет ощущения, что испанцы точно выиграют этот турнир. Скрытым фаворитом я вижу Италию, это более голодная команда.
– А немцы?
– Немцы – традиционные фавориты. Но мне нынешняя сборная Германии кажется более слабой, чем та, что была даже два года назад. Менее скоростная, более такая немецкая… Конечно, у них по-прежнему много качественных игроков, но в целом команда стала поскучней.
– Вы известны как человек разносторонне развитый. Не футболом единым, как говорится, живете?..
– Ну, для меня наиболее популярной формой отдыха или досуга часто является как раз футбол. Я продолжаю двигаться, играть, мне это очень интересно. Хотя как все-таки выпускник филологического факультета МГУ я по-прежнему достаточно много читаю. Правда, мало современного, в основном перечитываю классику.
– Что сейчас читаете?
– Чехова перечитываю. Рассказы. Это вообще одно из моих любимых занятий – Чехова периодически перечитывать. Еще я аккуратный киноман. На блокбастерах, конечно, бываю редко, но люблю в кино сходить. Плюс музыка. Я гитарист со стажем. Рос на бардовской песне, на русском роке. Это все осталось. У нас с друзьями довольно поющая компания, поэтому все праздники проходят в музыкальном ключе.
Тренер московского «Динамо», в восьмой раз выигравшего золотые медали чемпионата страны, испанец. Насколько велика его роль в достижениях команды?
— Такой вопрос всегда относительный. Всегда говорят: «Выигрывает команда, проигрывает тренер. Вроде бы с такими игроками хорошо работал бы любой специалист. Но везде есть свои сложности, и такой командой тоже надо уметь управлять. Сеньор Перес и до „Динамо“ был очень известным тренером. Много выигрывал в Испании и Европе. Поэтому, я считаю, его заслуга в успехе точно такая же, как заслуга игроков. То, что „Динамо“ могло бы играть без тренера, я думаю,
В „Динамо“ рано или поздно должна идти ротация состава. Она и идёт. У них постоянно появляются новые футболисты.
неправда.
Мы своим российским тренерским цехом в ближайшее время в мини-футболе готовы закрыть все позиции или всё равно приглашение иностранцев даёт что-то новое и это объективная данность?
— Данность во многом связана и с большим количеством легионеров. Если в клубе шесть-семь иностранцев, то гораздо удобней там руководить иностранному специалисту. Другое дело, что потенциально определённое количество наставников, которые могли бы выйти на первый план, присутствует. Более того, все они работали помощниками главных тренеров, в том числе и иностранных. Можно привести в пример Яшина и Алекберова. Алекберов вообще, на мой взгляд, сегодня главная звезда клубного тренерского цеха.
Вся проблема в том, что института подготовки тренеров как такового нет. В отличие от большого футбола, где есть Высшая школа тренеров. Зачастую специалисту просто трудно поучиться каким-то базовым вещам. А я считаю, это очень важный момент. Рост тренеров ограничивается ещё и этим. Поэтому наставники движутся своим путём, что, конечно, замедляет процесс. А вообще процент иностранных тренеров, безусловно, будет, но засилье их не ожидается.
В „Динамо“ семь бразильских футболистов, часть из которых имеет российский паспорт. Другие команды не могут похвастаться таким количеством иностранных игроков в составе, потому что их легионеры в большинстве своём не имеют российского гражданства. Спортивный принцип, можно сказать, нарушается. Стоит ли оставить правило о легионерах в таком виде, в каком оно существует?
— Я думаю, что ограничения на легионеров абсолютно адекватные на сегодняшний день. Можно было бы квоту даже чуть убрать. Три игрока, которые могут одновременно выходить на площадку, особенно если эти игроки очень серьёзного уровня, это украшение лиги. Целиком запретить легионеров совершенно никакой необходимости нет.
Другое дело, действительно, спортивный принцип где-то нарушается. Вопрос с гражданством есть во всех лигах. Это не только в России. Такие вопросы возникают во многих странах. Мне кажется, момент, когда иностранцы перестают считаться легионерами, вещь недопустимая, поскольку вот она как раз не даёт возможности роста российским игрокам.
Не возникнет ли у бело-голубых после восьмого чемпионства спад интереса к внутреннему первенству, когда мотивация останется только в Европе?
— Не надо ещё забывать о финансовой составляющей. В наше время она, скажем прямо, была не такой серьёзной. И больше вопрос мотивации зависел от президента клуба, обстановки максимализма. Деньги были скорее вторичны в тот момент. Спортсмены все профессионалы. Сейчас они зарабатывают хорошие деньги, им, мне кажется,
Сейчас команда меняется процентов на тридцать. Уже подписаны контракты с двумя российскими игроками. Будем бороться за плей-офф.
победы никогда не будут приедаться, потому что за них по крайней мере платят.
Все команды проходят такие стадии, когда определённое поколение добивается каких-то результатов и потом идёт спад. Поэтому в „Динамо“ рано или поздно должна идти ротация состава. Она и идёт. У них постоянно появляются новые футболисты. Голодность новых игроков будет давать нормальные стимулы.
— Аркадий, что скажете про выступление вашего клуба ?
— Было понятно, что мы входим в сезон с большим количеством не понятных пока для нас факторов. Было неясно, как будет работать тренер, у которого опыта такого уровня не было. Как будут работать футболисты, большей части из которых мы намеренно дали шанс проявить себя в Суперлиге, а играли они у нас до этого только в Высшей. Было понятно, что селекция будет идти в течение сезона. По ходу чемпионата начали понимать, кто же всё-таки не смог адаптироваться.
— Стали находить болевые точки.
— Да, стали находить эмпирическим методом. Это объективный путь. Мы так хотели сделать, мы этим путём и пошли. К тому же надо помнить, что по бюджету мы глубоко внизу. Проблемы роста никуда не денешь. Очень большая разница между Высшей лигой и Суперлигой. Сейчас команда меняется процентов на тридцать. Уже подписаны контракты с двумя российскими игроками. Будем бороться за плей-офф. Естественно, мы переболели этот год, сделали выводы. Я думаю, и тренер поопытнее стал, набрал определённый объём информации. Поэтому смотрим в будущее нормально.
Вы как спортсмен привыкли ставить только самые высокие цели, добиваться самых высоких результатов. Насколько сейчас для вас как для руководителя интересно решать локальные задачи? Насколько тяжело было перестраиваться психологически?
— Конечно, для меня это совершенно новая история. Я сейчас немного по-другому отношусь к тому, что происходит. Естественно, победный дух никуда не денешь. Он всегда есть и был. Но мы прекрасно понимаем, что пока объективно таких возможностей нет. Я всё-таки сейчас менеджер, а не футболист. Когда я играю в футбол, сам выхожу на площадку, естественно, я рассчитываю только на победу. Здесь мы тоже так делаем, но понимаем, что финансовых возможностей таких нет. Но для меня эта история очень личная, потому что клуб за четыре года мы фактически сделали с
Не надо с нашими игроками работать как со звёздами. Надо брать тренеров, которые должны управлять средними нормальными футболистами.
В большом футболе уровень игры постоянно меняется, становится более скоростным, более силовым. Относительно мини-футбола можно сказать то же самое? Если сравнивать мини-футбол 10-летней давности и нынешний, что изменилось?
— На самом деле что в большом футболе, что в мини одни и те же тенденции. Футбол стал более скоростным, мини-футбол тоже стал более скоростным, более интенсивным, очень физически затратным. Естественно, стал более плотным в плане противодействия игроков. Стало больше единоборств, больше борьбы, больше применяется зонная защита, что создаёт плотность. Тяжелее стало проявлять себя индивидуально, потому что много подстраховки, много плотной борьбы. Я иногда просматриваю наши архивные матчи: естественно, всё было поспокойней, не так плотно, не так интенсивно. Всему своё время.
Мы общаемся в дни, когда проходит чемпионат Европы по большому футболу. Не могу не затронуть эту тему. Что не получилось у сборной России на этом турнире, в чём причины не самого удачного выступления? Какова в этом роль Дика Адвоката?
— Можно рассуждать, что Адвокат физически не совсем подготовил команду, и это правда. Недоработал с некоторым разнообразием тактических схем. Возможно, были промахи в селекционных моментах. Может, был смысл некоторых игроков, которые не попали в сборную, но были голодные, предпочесть приглашённым. Особенно это касается нападающих. Объективно говоря, Павлюченко не самый хороший период проводит. Погребняка особенно не выпускали, хотя он как раз забивал последние пару месяцев в „Фулхэме“. Это всё можно говорить, но это всё лишь добавления к общему фону.
— Какой тренер сейчас подошёл бы сборной России?
— Стоить обратить внимание на иностранцев. Совсем нет необходимости ходить по звёздным именам. Мне видится специалист масштаба Билича, который был бы, с одной стороны, независимым, а с другой — достаточно кропотливым в своей работе, а не маститым до невозможности. Не надо с нашими игроками работать как со звёздами. Надо брать тренеров, которые должны управлять средними нормальными футболистами.
Erakogu
Футзал – вид спорта, который пока что не слишком распространен в Эстонии, хотя для нашего климата он идеален – не нужны стадионы, занятия проходят в зале, непогода не сорвет ни тренировки, ни чемпионаты. Более того, он куда менее травматичен, чем большой футбол, лучше подходит для детей. В общем, сопоставив все исходные, с этого года развитием футзала всерьез решил заняться футбольный клуб «Космос», а помогать и консультировать клуб будет Аркадий Белый – в прошлом один из лучших игроков в мини-футбол в , а ныне тренер, чьи клубы завоевывают многочисленные победы, пишет «МК-Эстония».
— Аркадий, почему именно Эстония?
— Тут все просто. Лет десять назад я оказался в Эстонии — комментировал матч ветеранов-футболистов между Россией и Эстонией. Тогда и познакомился с Борисом Шипуновым — сейчас он главный менеджер клуба ”Космос”, но уже тогда очень интересовался мини-футболом, возможностями его развития в Эстонии. А поскольку я всю жизнь играл в мини-футбол, то интересы совпали. На какое-то время эта идея была отложена, но в прошлом году мы к ней вернулись опять и сейчас взялись за дело серьезно: с этой осени в открылась первая детская футзальная школа, я буду консультантом и постараюсь помочь вывести ее на серьезный уровень. Тут неплохо играют любители, но упор будем делать именно на растущую смену — начнем заниматься с детьми, постараемся сформировать разновозрастные команды и выходить на серьезные соревнования.
— Почему футбол и футзал называют разными видами спорта, ведь они очень схожи?
— Отличий как таковых действительно мало. Во-первых, футзал не зависит от сезона. Второе отличие — игра намного динамичнее большого футбола, необходимы моментальная реакция и подвижность. В-третьих, и это важно для детей, в игре каждый игрок успевает ”пообщаться” с мячом — пространство компактное, игра динамичная, количество игроков поменьше. Из футзала в большой футбол потом переходят многие игроки, и после такой закалки играть им намного легче. Не бывает такого, что кто-то может играть только в футбол или только в мини-футбол — хороший футболист играет везде. Но именно футзал помогает развить скорость, быстроту реакции, уровень владения мячом. Кроме этого, он менее травматичен — тут нет длинных и жестких подкатов, которые так травмируют спортсменов, игра более мягкая.
— Если сравнивать с другими зальными видами спорта, получится, что о футзале по большей части знают лишь профессионалы-футболисты. Почему так?
— Тут срабатывает ряд факторов, один из которых заключается в том, что мини-футбол ”играет” по правилам большого футбола, поэтому нет возможностей проводить больше турниров, чем это предписано ФИФА, в отличие от, например, баскетбола. Поэтому мы не на слуху, а хотелось бы большего — ведь тут нет сезонности большого футбола, играть можно круглый год, соответственно, проводить больше Кубков и чемпионатов. Но это если говорить о технической стороне. А на самом деле футзал вовсе не забытый вид спорта. Например, в России он был выделен в отдельный вид спорта в конце 80-х годов и сейчас имеется множество команд на отличном профессиональном уровне. Старейшая команда России по мини-футболу ”Дина” является одной из сильнейших, а в 90-х годах вообще была сильнейшим клубом мира! Трехкратные победители Кубка , обладатели Межконтинентального Кубка. Есть чем гордиться.
— Как вы пришли в футзал?
— Я окончил спортивную школу, но поступил в на филологию. Немного неожиданно, но журналистика в моей жизни была всегда, как и футбол. В университете все равно продолжал играть для себя. Тогда и познакомился с Сергеем Козловым — президентом ”Дины”, это именно он сделал первый профессиональный клуб мини-футбола в России вывел его в мирового лидера. Вот тогда я и заинтересовался мини-футболом — для большого футбола у меня все же не хватало данных, и я к этому относился очень спокойно. А вот мини-футбол затянул — я стал заниматься профессионально. В составе команды побеждали на многих чемпионатах, постоянно ездили.
— У многих спортсменов личная жизнь на втором плане. А как у вас?
— Мне повезло. Несмотря на то, что женился я довольно рано — в 20 лет, мы с женой до сих пор вместе. С 1993 года… Получается 21 год уже. Жена филолог, преподает английский. Дети наши уже почти выросли — сыну 21 год, дочери 18. Никакой ревности или подозрений в отношениях никогда не было — доверяем друг другу. Плюс Екатерина очень терпеливая и понимающая — мне кажется, это тоже помогает сохранять отношения. Думаю, браку помогало и то, что я по гороскопу Близнецы, это предполагает некую двойственность. У меня она выражается в двух разных мирах: футбол и филология. Вещи несочетаемые, но это позволяет найти возможности для переключения. Если говорить о спорте, то сейчас я играю меньше, больше занимаюсь менеджерской работой, а что касается филологии, то писал статьи, комментирую матчи, планирую написать руководство по игре в мини-футбол — доступное пособие, написанное понятным языком, без углубления в академические дебри.
— А дети с футболом свою жизнь не связали?
— Нет. Они не имеют отношения к спорту. Дочка как-то пробовала, но оказалось не ее — она увлекается конным спортом. Сын плавает. Но они это делают для души, профессиональными спортсменами не стали. И я думаю, это хорошо — у каждого своя дорога, и насильно гнать в спорт из-за каких-то ”семейных традиций” не очень разумно.
— Вы сказали, что вам присуща двойственность, и интересы у вас очень разнообразные. Как удается все сочетать и чего в вас больше — игрока или менеджера?
— Везде азарт. В спорте это понятно. В журналистике тоже драйв — комментируешь матчи, переживаешь. Кроме того, отличная возможность пообщаться и — опять же — все равно без отрыва от футбола. Менеджерская работа — это драйв, клубы, с которыми я работал, помогал поднимать практически с нуля. Разрабатываю стратегию, помогаю советами. Это очень интересно. Сейчас в Эстонии поставлена сложная цель, но мы постараемся сделать все, чтобы она была достигнута. Я планирую приезжать раз в месяц, помогать координировать работу. Пока подыскиваем главного тренера — ищем специалистов, набираем детишек. Радует то, что клуб настроен на профессиональную работу, и я постараюсь в этом помочь.