Достоверно неизвестно когда впервые начали совершать прыжки, используя что-то похожее на современное подобие парашюта. Упоминания о прыжках с деревьев и небольших выступов, существуют в различных легендах народов мира. В 13 веке Роджером Беконом было написано сочинение, в котором он предполагал, что возможно использование вогнутых приспособлений для парения в воздухе. Леонардо да Винчи использовал его идею в своих чертежах, парашют великого изобретателя напоминал палатку и предполагалось что человек, прыгнувши, с любой высоты не получит травм, а просто медленно спустится вниз. И лишь в 1617 г. впервые был совершён прыжок, который совершил Фауст Веранчио, учёный сам сконструировал парашют и удачно его применил. Но настоящую пользу изобретение начало приносить с появлением авиации. Особенно во время обоих мировых воин, парашют спас немало жизней пилотов и доставил огромное количество ценных грузов.
В мирное время появилось такое понятие, как парашютный спорт, который нашёл своих фанатов по всему миру, достойно заняв своё место среди других спортивных состязаний. Со временем простой прыжок с самолёта превратился во множество дисциплин.
Прыжки на точность приземления, одно из самых первых соревнований, появившиеся примерно в 60 годах. Приземление в 100 метровый круг считалось вершиной умения, но погрешность в 80 метров также засчитывалась. Сейчас уже, любое отклонение от цели недопустимо.
Классический парашютизм, наиболее популярный в настоящее время, делится на два упражнения,
Индивидуальная акробатика, появилась примерно в одно время с прыжками на точность. Но главное отличие, в том, что управлять необходимо не парашютом, а телом совершая различные трюки, сальто и вращение.
Самое сложное, наверное, в воздушной акробатике может быть только групповая акробатика. Соревнования проводится в количестве построенных фигур, на протяжении определённого времени. Количество спортсменов варьируется от 4 до 16 человек и выглядит завораживающе. Был также поставлен мировой рекорд в этой дисциплине, количество людей принявших участие составляло 296 человек.
Para-ski — интересное совмещение, парашютного и лыжного спорта. Схожие черты с другими состязаниями, точность прыжка, сразу после приземления движение продолжается на лыжах к финишной прямой.
Помимо обычной и групповой воздушной акробатики, существует ещё и купольная. Участвует около 8 спортсменов в построении формаций. Фристайл, зародившийся недавно направление этого вида спорта, заключается в показании разнообразных трюков. Оценивается также сложность работы воздушного оператора, ведь сделать удачную видеосъемку требует огромных усилий.
С появлением эллиптических куполов, стало возможно пролететь над поверхностью земли с огромной скоростью, что получило название Swoop.
Быстро набравши популярность с 1999 г. стали даже проводиться соревнования, по дальности и скорости полёта.
С появлением новых материалов, стало возможным продлить и свободное падение для этого используют специальное снаряжение Wingsuit flying отсюда и название вида спорта. Оснащённый специальными перепонками, комбинезон, позволяет парить в воздухе, преодолевая немалое расстояние. Стиль парения схожий на многих животных, например, белки-летяги парят с ветки, на ветку расправив складки кожи между передними и задними лапами, скорей всего это и послужило идеей для создания костюма.
Авиация и парашютное дело нераздельно связаны. Изобретение парашюта в дальнейшем принесло немало пользы, получив распространение не только среди военных, но и дало толчок к появлению популярного вида спорта.
Прыжки на точность приземления — парашютные прыжки точно в середину специально обозначенного на земле круга. Это самый старый из видов парашютного спорта. Прыжки на точность приземления появились в 60-е годы, когда появились первые управляемые круглые парашюты. Тогда задачей было приземление в 100-метровый круг. Отклонение на 80 метров считалось неплохим результатом. Сегодня допустимое отклонение — 0 сантиметров или, как говорят, — “нуль”. В настоящее время существуют специальные парашюты, предназначенные для работы на точность приземления.
Индивидуальная акробатика — выполнение акробатических трюков в воздухе в свободном падении. Как разновидность парашютного спорта индивидуальная акробатика появилась, практически, одновременно с прыжками на точность приземления. Если точность приземления — это умение управлять куполом, то акробатика — умение управлять своим телом на потоке. Больше 20 лет упражнения на умение управлять своим телом (в горизонтальной плоскости — выполнение спиралей, в вертикальной плоскости — вращения, выполнение сальто) были основой международных и национальных соревнований.
Впоследствии упражнения получили название “классический парашютизм”.
Групповая акробатика — построение максимального количества фигур в воздухе из нескольких парашютистов. Это один из самых доступных видов спорта для продвинутых спортсменов. Первый вариант групповой акробатики “классический”, — когда количество парашютистов в команде — 4 или 8. Соответственно команды называются “четверки” и “восьмерки”. Основные фигуры для перестроения обычно известны и объявляются перед началом соревнования. Названия фигур уже дают некоторое представление о том, как они будут выглядеть: “рюмка”, “звезда”, “кольца” и т.п. Второй вариант групповой аккробатики — построение формаций из рекордно большого числа парашютистов.
Пара-Ски (Para — ski) — двоеборье по классическому парашютизму и забегу на лыжах. Спортсмены сначала прыгают с парашютом на точность приземления (классический парашютизм), а затем совершают забег на лыжах на определенной дистанции. Соревнования по этому виду парашютного спорта появились одновременно с соревнованиями по прыжкам на точность приземления.
Скайсерфинг (Skysurfing) — парашютные прыжки с лыжей с выполнением различных фигур в воздухе в свободном падении. Это относительно молодой вид парашютного спорта. Появившись недавно, он получил очень бурное развитие в России. Аэродинамика лыжника сильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются почти другим видом спорта. Так как вся работа идет в свободном падении, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, который снимает весь прыжок. На основе этой видеозаписи ставится оценка. Таким образом, команда состоит из двух человек: лыжника-скайсерфера и оператора. В зачет идет только 50 секунд прыжка. Оценивается мастерство и артистизм выполнения фигур, а также работа оператора. Для того, чтобы лыжа не мешала, в аварийных ситуациях существует автоматический механизм отцепки лыжи.
Фристайл (FreeStyle) — выполнение в воздухе в свободном падении набора различных фигур парашютистом. Вся работа идет в свободном падении и для наблюдения прыжка нужен оператор. Отработка фигур на земле требует специального оборудования. Близко к фристайлу находятся Sit Flying (”Полеты сидя” — в буквальном переводе) и Vertical Relative Work — VRW. Эти виды традиционно также считаются фристайлом, и имеют очень небольшие различия. Занятия фристайлом доступны для многих продвинутых спортсменов, но из-за дефицита информации по фристайлу в России этот спорт пока не получил должного развития.
Фрифлай (Free Fly)- выполнение командой в воздухе в свободном падении различных фигур
Сравнительно молодая и, пожалуй, самая зрелищная артистическая дисциплина парашютного спорта. Появившись в начале 90-х, фрифлай стал результатом долгих поисков и попыток парашютистов вырваться за рамки жесткого и консервативного спорта. Фрифлай — командный вид спорта. Команда состоит из двух спортсменов (перфомеров), выполняющих во время свободного падения различные фигуры, и снимающего их воздушного видео оператора. Этот вид спорта — интерактивная дисциплина, подразумевающая взаимодействие воздушного оператора и команды. Выступление команды начинается с момента покидания летательного аппарата и длится 45 секунд. В отличие от традиционных видов парашютного спорта, где вертикальная скорость падения составляет 180-200 км/ч, во фрифлае скорость падения участников команды может достигать 250-300 км/ч за счёт вертикальных поз падения (вниз головой, стоя и т.п.) Мастерство членов команды характеризуется не только ловкостью владения своим телом, но и умением чувствовать воздушный поток и перемещаться в нём.
Свуп (Swoop) — парашютные прыжки с длинным пролетом над землей при приземлении. С появлением скоростных эллиптических куполов появилась и возможность построения скоростных заходов на посадку и пролетов над землей. Для этой дисциплины некоторые производители даже выпускают специальные купола. Это высокотехнический разгон купола перед землей. Swoop, также как и купольная акробатика, является одной из опасных, но в тоже время зрелищной дисциплиной в парашютном спорте. С 1999 года проводятся соревнования по скорости и длине пролета, а при проведении соревнований на воде — и по точности.
Блейд Раннинг (Blade Running)- прыжки с небольшой высоты с длинным пролетом над землей. Этот вид спорта начал развиваться в начале 90 гг. Блейд Раннинг несколько связан с дисциплиной свуп (swoop). При выполнении упражнения необходимо прыгнуть с небольшой высоты или не прыгать вовсе. Основная цель — лететь вниз по склону, держась на расстоянии 0.5-2 метра от него, и пролететь как можно дальше, маневрируя между флагами и развивая среднюю скорость в 100 км/ч.
Парабалунинг (Para — balooning)- соревнования на точность попадания в цель маркера пилота самолета и выброшенного им парашютиста. Этот вид спорта — вид спортивного двоеборья. При выполнении упражнения пилот должен попасть в цель не только маркером (160-м лентой и закрепленным на ней 7-ми граммовым грузиком), но и выброшенным им парашютистом. Перед пилотом стоит сложная задача — лететь, как можно ниже, но не ниже 1000 м. т.к. для парашютиста нужна высота для прыжка. Первый Кубок по парабалунингу прошел в мае 2003 г. на Украине (г.Феодосия, Крым.)
Бейс (B.A.S.E.) — парашютные прыжки со статических объектов. B.A.S.E. — в переводе на русский сокращение слов: “высокие дома и небоскребы”, “антенны и вышки”, “высокие мосты”, “скалы”. Этот вид спорта — больше психологический, чем просто парашютный. Тем более, что больше половины прыжков совершается неофициально и незаконно.
→ Виды парашютного спорта
Прыжки на точность приземления — задача парашютиста — состоит в поражении мишени размером в 3 см.
Фристайл / Freestyle
Это парашютная дисциплина, где спортсмен должен показать четкое исполнение гимнастических фигур, сделанных своим телом, в свободном падении.
Чаще всего идет «совместно» с прыжками на точность и является частью «классического парашютизма» — спортивного двоеборья, включающей эти два вида парашютизма.
Очень зрелищный и весьма опасный вид парашютного спорта. Спортсмены сходятся и выстраивают этажерки из куполов, образуя фигуры, входя в непосредственный контакт с парашютами других спортсменов.
Групповая акробатика /Relative work
Этот вид парашютной активности связан с совместным прыжком нескольких парашютистов — двух и более, координирующих свои действия в свободном падении.
Соревнования проводятся в командах из 2, 4, 8 и 16 парашютистов. За определенное время команды должны сделать максимальное число маневров и перестроений.
Парашютисты перед касанием, стараются пролететь как можно дальше, над землей или водой.
Мировой рекорд дальности — 146.24 метра.
BASE – прыжки с неподвижных объектов небольшой высоты: высоких зданий, скал, опор мостов, глубоких пещер, кранов, ЛЭП. Почти во всех странах мира бейс официально запрещен из-за очень высокой степени риска.
Скайсерфинг — прыжок с лыжей, и выполнение различных фигур в свободном падении. Команда состоит из лыжника и оператора. В зачет идет только 50 секунд прыжка. Оценивается качество и артистизм выполнения фигур, а так же работа оператора.
Элементы в фрифлае делаются сидя или вниз головой.
Парашютный спорт
Показательные выступления — прыжок с флагом
Парашютизм — один из видов авиационного спорта . Подразделяется на подвиды: классика, групповая акробатика, купольная акробатика, фрифлай, скайсерфинг, фристайл, свуп, парашютно-атлетическое многоборье, пара-ски и др.
Парашют — от французского «parachute» (греческое «para» — «против» и французского «chute» -«падать») — устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.
Парашют «крыло».
В большинстве случаев парашют типа «крыло» не работает одновременно с запасным парашютом (ЗП). Для того, чтобы ввести в действие ЗП, сначало необходимо произвести отцепку основного парашюта. На этот раз времени на отцепку уже не оставалось. На фотографиях выше показан процесс ракрытия запасного парашюта при рабочем основном. Все обошлось.
Считается, что впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи . В его рукописи , упоминается о безопасном спуске с высоты с помощью «палатки» из накрахмаленного полотна размером 12 х 12 локтей. Если учесть, что средневековая мера длины — локоть — равнялась в различных странах от 50 до 60 сантиметрам, то действительно, такое приспособление обеспечивало безопасный спуск человека с любой высоты, ибо диаметр современных парашютов тоже не превышает 6…7 метров.
Но, как оказалось позже, Леонардо да Винчи не первый додумался до идеи парашюта. Древние записи свидетельствуют, что во многих странах люди пытались спускаться с башен, деревьев, скал с помощью различных приспособлений, похожих на зонтики. Часто такие прыжки кончались увечьем или даже смертью, потому что никто не знал законов сопротивления воздуха, а чутье часто подводило. Леонардо да Винчи первый указал на самые выгодные размеры парашюта, и об этом вспомнили воздухоплаватели.
В начале семнадцатого века другой итальянский ученый, Фауст Веранчино, описал аналогичный аппарат, величина паруса которого зависела от тяжести человека.
Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен. Это было в 20-х гг. 17 века. Французский заключенный бежал из тюрьмы с помощью предварительно сшитого из простынь шатра, к низу которого прикрепил веревки и пластины из китового уса. Выпрыгнув из тюремного окна, беглец успешно приводнился. В 1777 году другой француз, Жан Думье, приговоренный к смертной казни, опробовал «летающий плащ профессора Фонтажа». Узнику было предложено выполнить прыжок с крыши с «плащом». В случае удачного приземления ему даровалась жизнь. Эксперимент, как и в предыдущем случае, удался. Так появился первый аналог парашюта. Практическое же применение парашютов началось в 18 веке, при освоении полетов на воздушных шарах.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :
Парашютный спорт — Парашютный спорт. Выполнение акробатических фигур. ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ, вид авиационного спорта, прыжки с парашютом с летательных аппаратов (самолета, аэростата и др.) на точность приземления: затяжные (с задержкой раскрытия парашюта), с выполнением … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Один из видов авиационного спорта; соревнования в прыжках с летательного аппарата с использованием парашюта, в СССР развитие П. с. обязано деятельности Осоавиахима, по инициативе и под руководством которого в начале 30 х гг. стали проводиться… … Энциклопедия техники
Вид авиационного спорта, прыжки с парашютом с летательных аппаратов (самолета, аэростата и др.) на точность приземления: затяжные (с задержкой раскрытия парашюта), с выполнением комплекса акробатических фигур, комбинированные и др. В парашютной… … Большой Энциклопедический словарь
Сущ., кол во синонимов: 1 парашютизм (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Вид авиационного спорта, прыжки с парашютом с летательных аппаратов (самолёта, аэростата и др.) на точность приземления: затяжные (с задержкой раскрытия парашюта), с выполнением комплекса акробатических фигур, комбинированные и др. В парашютной… … Энциклопедический словарь
парашютный спорт — parašiutų sportas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Technikos sporto šaka – šuoliai su parašiutu iš orlaivių. Atsirado XX a. pradžioje JAV. Pasaulio čempionatai rengiami nuo 1951 m. Lietuvoje pradėtas kultivuoti nuo 1936 m.… … Sporto terminų žodynas
парашютный спорт Энциклопедия «Авиация»
парашютный спорт — Рис. 1. Прыжок на точность приземления. парашютный спорт один из видов авиационного спорта; соревнования в прыжках с летательного аппарата с использованием парашюта, в СССР развитие П. с. обязано деятельности Осоавиахима, по инициативе и… … Энциклопедия «Авиация» , Байковский Ю.В.. В энциклопедическом словаре-справочнике раскрыты более 5 000 терминов, понятий и определений, употребляемых в экстремальных видах спортивной деятельности и в прикладных видах спорта…
В истории изобретений сложно найти более интернационального продукта, чем парашют. Идея, высказанная впервые, как предполагают, итальянцем Леонардо да Винчи в XV в., была реализована французами в XVIII в., доработана англичанами в XIX в. и усовершенствована российским изобретателем в начале XX в.
Первоначальной задачей являлось безопасное приземление человека (например, при прыжке из корзины воздушного шара). Модели того времени не отличались широким разнообразием видов. Продолжавшееся до 1970-х гг. совершенствование конструкции и используемых материалов, привело к дифференциации парашютов на две большие группы: круглые и «крыло». Самые используемые в профессиональном парашютизме относятся к группе крыла.
В соответствии с назначением выделают следующие виды:
Тормозной парашют имеет давнюю историю. Он был разработан в начале ХХ в. российским конструктором, и изначально предназначался для торможения автомобилей. В таком виде идея не прижилась, но в конце 1930-х гг. она начинает внедряться в авиации.
Сегодня тормозной парашют входит в комплекс тормозной системы истребителей, которые имеют большую посадочную скорость и короткую посадочную дистанцию, например, на военных кораблях. При заходе на ВПП у таких воздушных судов из хвостовой части фюзеляжа выбрасывается один тормозной парашют с одним или несколькими куполами. Его использование позволяет сократить тормозной путь на 30%. Кроме того, тормозной парашют используется при посадках космических челленджеров.
Гражданские самолеты не применяют такой способ торможения, т. к. в момент выброса купола транспортное средство и люди в нем испытывают значительную перегрузку.
Для приземления грузов, выбрасываемых из самолетов, используют специальные парашютные системы, состоящие из одного или нескольких куполов. В случае необходимости такие системы могут комплектоваться реактивными двигателями, придающими дополнительный тормозящий импульс перед непосредственным контактом с землей. Подобные парашютные системы используются также при спуске космических аппаратов на землю. К парашютам вспомогательных задач относятся те, которые являются составными частями парашютных систем:
Большая часть парашютных систем существует для десантирования людей.
Для безопасного приземления людей применяются следующие типы парашютов:
Основными видами являются планирующие оболочковые парашютные системы («крыло») и десантные (круглые) парашюты.
Армейские парашюты бывают 2 видов: круглые и квадратные.
Купол круглого десантного парашюта представляют собой многоугольник, который при наполнении его воздухом приобретает форму полусферы. Купол имеет вырез (или менее плотную ткань) в центре. Круглые десантные парашютные системы (напр., Д-5, Д-6, Д-10) имеют следующие высотные характеристики:
Круглые десантные парашюты плохо управляемы. Имеют примерно одинаковую вертикальную и горизонтальную скорость (5 м/с). Масса:
Квадратные парашюты (напр., российский «Листик» Д-12, американский Т-11) имеют дополнительные прорези в куполе, что наделяет их лучшей маневренностью, позволяет парашютисту контролировать горизонтальное перемещение. Скорость снижения – до 4 м/с. Горизонтальная скорость – до 5 м/с.
Тренировочные парашюты используются как промежуточные для перехода от десантного к спортивному. Они, так же как и десантные, имеют круглые купола, но снабжены дополнительными прорезями и клапанами, позволяющими парашютисту влиять на горизонтальное перемещение и тренировать точность посадки.
Наиболее популярный тренировочный вариант – Д-1-5У. Именно его используют при совершении первых самостоятельных прыжков в парашютных клубах. При натяжении одной из строп управления эта модель делает полный разворот на 360° C за 18 с. Он хорошо управляем.
Средние скорости снижения (м/с):
Минимальная высота выброса с Д-1-5У – 150 м при немедленном раскрытии. Максимальная высота выброса – 2200 м. Другие тренировочные модели: П1-У; Т-4; УТ-15. Имея аналогичные с Д-1-5У характеристики, эти модели еще более маневренны: делают полный разворот за 5 с, 6,5 с и 12 с, соответственно. Кроме того, они примерно на 5 кг легче, чем Д-1-5У.
Планирующие оболочковые парашютные системы характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Они могут быть классифицированы по форме крыла и по типу купола.
Купола типа «крыло» могут иметь следующую форму:
Большинство крыльев имеет прямоугольную форму. Она обеспечивает простоту управления, предсказуемость поведения парашюта.
Чем более эллиптична форма купола, тем лучше становятся аэродинамические показатели парашюта, но тем менее он становится устойчив.
Эллиптичные конструкции характеризуются:
Эллиптические купола – высокоскоростные модели, предназначенные для использования парашютистами с опытом более 500 прыжков.
Спортивные модификации подразделяются в соответствии с назначением купола на:
Классические купола имеют большую площадь (до 28 м²), что делает их устойчивыми даже при сильном ветре. Их также называют точностными.
О тличительные черты:
Название «студенческий купол» говорит само за себя. Такие парашютные системы используются парашютистами с небольшим опытом прыжков. Они достаточно инертны, менее маневренны и, следовательно, более безопасны. По площади купола студенческий примерно соответствуют диапазону классического, но имеет 9 секций вместо 7. Купола для скоростных парашютов маленькие – до 21,4 м². Эти профессиональные модели отличаются «резвостью» и высокой маневренностью. Некоторые модели развивают горизонтальную скорость более 18 м/с. В среднем – 12-16 м/с. Используются подготовленными парашютистами.
Тандемные купола предназначены для десантирования 2 человек одновременно. Поэтому они имеют большую площадь, до 11 секций. Отличаются повышенной устойчивостью и прочностью конструкции. Переходные купола более инертны и медлительны, но достаточно быстры: могут развивать горизонтальную скорость до 14 м/с. Используются в качестве тренировочных перед осваиванием скоростных моделей. А планирующие оболочковые парашютные системы обозначаются литерами ПО (например, ПО-16, ПО-9).
Системы, предназначенные для аварийного десантирования из самолета, терпящего крушение, называются спасательными. Как правило, они имеют круглую форму купола (например, С-4, С-5). Но также бывают и квадратные (например, С-3-3).
Аварийная выброска может происходить при скорости до 1100 км/ч (С-5К) на высоте :
При выброске на очень большой высоте парашют разрешается открывать после прохождения отметки в 9000 м. Площадь куполов у спасательных моделей значительна и, например, у С-3-3 составляет 56,5 м. Спасательные системы, предназначенные для катапультирования на большой высоте, снабжаются кислородными приборами.
Какие бы парашютные системы не использовались, запасной парашют является обязательной их частью. Он крепится на груди парашютиста и используется в качестве аварийного в случаях, если основной отказал или не смог раскрыться правильно. Запасной парашют обозначается литерами «З» или «ПЗ». Запасной парашют имеет большую площадь купола – до 50 м². Форма купола – круглая. Скорость вертикального спуска – от 5 до 8,5 м/с.
Различные типы аварийных систем совместимы с разными типами основных парашютов:
В эту группу включаются парашютные системы немассового использования. Они применяются в спасательных и военных операциях.
Основной купол для бейсджампинга – обычное прямоугольное «крыло». Как правило, изготавливаются из воздухонепроницаемого материала (ZP-0). Запасной парашют отсутствует: низкая высота прыжка делает его лишним.
При прыжках типа фрифол, когда бейсджампер сам раскрывает парашют, парашютная система требует большого вытяжного парашюта, тяги которого хватит на быстрое раскрытие основного купола. Прыжки типа ассист менее требовательны к величине вытяжного парашюта, т.к. вытягивание основного купола происходит «автоматически». В прыжках ролл овер используется только основной, уже распущенный, купол.