Альтернативный подход в обучении современной технике прыжка в высоту. Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

2 января 2020

Каждое физическое упражнение характеризуется определенными способами выполнения, с помощью которых решаются двигательные задачи и достигается наибольший эффект в обучении, т.е. техникой выполнения.

Техникагреч . – «искусстность») физических упражнений – это рациональный способ выполнения двигательных действий с относительно большей эффективностью.

Критерием оценки эффективности техники (способов выполнения) физических упражнений в одних случаях является сама внешняя форма движений (точность выполнения движений) и их координационная сложность (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, катание на коньках, прыжки в воду и др..), в других – техника выполнения движений определяется конечной целью: достижения максимального количественно измеряемого результата (легкая атлетика, тяжелая атлетика, гребля, плавание и др.). Технику физических упражнений в спортивных играх и единоборствах оценивают по достижению конечного эффекта в действиях (бросок в баскетболе, удар в боксе и т.п.).

Различают стандартную и индивидуальную технику выполнения физических упражнений.

Стандартная техника – наиболее рациональная основа выполнения двигательного действия, свойственная многим исполнителям.

Индивидуальная техника выполнения физических упражнений позволяет в пределах стандартной техники вносить некоторые изменения соответственно с особенностями телосложения и физической подготовленности занимающихся.Техника физических упражнений изменяется и совершенствуется.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают следующие компоненты техники физических упражнений: основа техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники (Рис. 9).

Основа техники
Компоненты техники физических упражнений
Техника физических упражнений

Рис. 9. Техника физических упражнений, ее компоненты

Основа техники физических упражнений – это совокупность относительно неизменных, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи движений. При этом имеют в виду состав и последовательность движений и элементов, которые входят в физическое упражнение. К примеру, техника прыжка в высоту с разбега состоит из четырех элементов, и, чтобы быть именно таковым, ни один из них выбросить нельзя.

Основное (ведущее ) звено техники физических упражнений – это наиболее важная и решающая часть основы техники данного двигательного действия. Например, для прыжков в длину с разбега основным звеном техники будет одновременное движение толчковой ноги, с выносом маховой ноги и рук вперед-вверх; для метаний – финальное усилие во время броска; при выполнении нападающего удара в волейболе – удар по мячу в высшей точке прыжка.

Детали техники физических упражнений – это второстепенные элементы физического упражнения. Элементы могут изменяться не вызывая нарушений основы техники.Детали техники движений зависят и от индивидуальных особенностей человека (анатомических, физиологических, двигательных).

Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время пробегания дистанции у них может быть одинаковым. В прыжках в длину с разбега – разбег может быть больше или меньше, может быть выполнен по-разному, сильно или недостаточно согнутой ногой.

Расхождения в деталях техники движений зависят в основном от индивидуальных особенностей занимающихся, морфофункциональных и внешних условий.

Выделение в технике движений ее основы, основного звена и деталей имеет большое значение для процесса обучения. Когда основа техники несложная двигательное действие можно разучить сразу. Если же основа техники сложная, то двигательное действие разучивают по частям. И здесь процесс обучения начинается с обучения ведущему звену техники.

Движения человека протекают во времени и пространстве, т.е. при выполнении какого-л. упражнения можно проследить определенную последовательность движений – разбег, отталкивание, полет, приземление (фазы физического упражнения). В одних действиях таких фаз можно выделить две (в гребле, в метании мяча – замах и бросок), в других – три (в прыжках в длину с разбега). В подавляющем большинстве ациклических движений выделяют несколько основных фаз (в тройном прыжке с разбега – три отталкивания).

Разные фазы несут разные функции:

Подготовительная. Задача этой фазы – создать самые выгодные условия для выполнения движений в основной фазе. Например, в прыжках в длину с разбега – разбег.

Основная. В основной фазе движения направлены на решение главной двигательной задачи. Например, в прыжках в длину с разбега – отталкивание и полет, в гребле – гребок. Основная фаза движения составляет основу техники выполнения упражнения.

Заключительная. Этафаза характеризуется завершением движения. В некоторых физических упражнениях заключительной фазе придается немаловажное значение (устойчивое приземление при соскоках, при приземлении в прыжках в длину и т.п.).

Все фазы взаимозависимые и каждая предыдущая влияет на выполнение движения последующей.

Частные характеристики техники физических упражнений

К частным характеристикам техники физических упражнений относятся:

Пространственные характеристики движений (положение тела, траектория движения – форма (прямолинейна и криволинейна) и направление траектории, амплитуда;

Временные характеристики движений (темп и длительность);

Пространственно-временные характеристики движений (скорость и ускорение);

Динамические характеристики движений (внутренние и внешние силы);

Ритмические характеристики (комплексная характеристика).

К пространственным характеристикам движений относят положение тела и отдельных его частей.

Движение всегда начинается с какого-то начального относительно неподвижного положения тела (вертикальные – висы, упоры; горизонтальные, наклонные – упоры, лежа). Изменяя положение тела или отдельных его частей, легко можно изменить нагрузку на определенные мышцы, увеличить или уменьшить координационную сложность упражнений (хват сверху заменить хватом снизу). Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные , промежуточные , конечные положения тела.

Исходное положение – расположение частей тела перед началом упражнения (низкий старт, основная стойка). Такое положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих движений.

Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-л. его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удерживание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники выполнения упражнения, влияющей непосредственно на результативность стрельбы.

Конечное положение в отдельных физических упражнениях также играет важную роль. К примеру, правильное положение тела при приземлении после соскока со снаряда в спортивной гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат (например, поза игрока после передачи мяча в футболе). В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений при заданной программе (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), в первую очередь предъявляются требования эстетического характера. Это связано с тем, что техника выполнения упражнения в них приобретает самостоятельную роль, становится предметом оценки спортивных достижений.

Траектория движения – это линия, вдоль которой движется тело или предмет.В траектории движения различают:

Форму (прямолинейная и криволинейная);

Направление(основные, промежуточные, вращательные);

Амплитуду (размах движения).

Прямолинейные движения встречаются преимущественно в тех случаях, когда задача заключается в том, чтобы развить максимальную скорость в какой-л. части тела на коротком отрезке (движение руки в прямых ударах в боксе, в выполнении укола в фехтовании и др.). Обычно человек прямолинейных движений почти никогда не выполняет. Если проследить за движениями отдельных частей тела, то не трудно заметить, что все они описывают дуги, потому что движения в суставах не поступательные, а вращательные. Поэтому в движениях человека преобладают криволинейные траектории.

Направление движения – это изменение положення тела и его частей в пространстве относительно какой-л. плоскости (фронтальной, сагитальной, горизонтальной) или какого-л. внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.).

Направления движений бывают основные – вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево; промежуточные – в сторону и вверх-вправо, в сторону и вниз-влево; вращательные – вперед и назад, т.е. в сагитальной плоскости (переворот вперед и назад, кувырок назад и т.п.); влево и вправо, т.е. в лицевой плоскости (перевороты в стороны вправо и влево и т.п.); в горизонтальной плоскости (винты в прыжках в воду и т.п.).

Направление движения в технике выполнения физического упражнения играет важную роль в достижении практических спортивных результатов и обеспечении эффективности влияния упражнения на определенные мышечные группы. Даже незначительные отклонения в направлении движения приводят к тому, что такие движения не достигают конечной цели (например, в броске мяча в баскетболе, ударе в боксе, в прыжке в длину с места и т.п.).

Амплитуда (размах движения )– это расстояние, которое преодолевает движущая часть тела или наибольшее отклонение тела и его частей от положения равновесия.

Амплитуда определяется в угловых градусах или линейных мерах, она может определяться и условными обозначениями (полуприседание, полное приседание) или с помощью внешних ориентиров (при наклоне коснуться пола). Амплитуда зависит от строения костей и суставов, эластичности связок, мышц.

Временные характеристики движений: длительность движения и темп .

Длительность движений – это время, в течение которого движение продолжается независимо от пройденного пути.

Длительностью можно регулировать общий объем нагрузки. На выполнение разных упражнений и статических положений затрачивается разное время. Отдельные элементы техники физических упражнений выполняются с разной длительностью (замах в метании выполняется медленнее, чем бросок).

Под темпом понимают количество одинаково повторяющихся движений за единицу времени (темп ходьбы 120–140 шагов за мин). Темп движений отдельных частей тела зависит от их массы. Чем меньше масса тела, тем большую частоту движений можно развить. Наибольшая частота достигается в движениях пальцами руки и кистью (8–10 движений в сек), более медленные движения в локтевом и плечевом суставах и самые медленные движения туловищем (1–2 движения в сек). В циклических видах спорта темп движений во многом зависит от длины нижних конечностей, от техники и уровня развития быстроты.

Необходимо различать «темп» и «скорость», поскольку это разные по содержанию понятия. Например, можно бежать на месте в каком-то темпе (т.е. с определенным количеством движений за единицу времени), но характеризовать эти движения по «скорости» нельзя, так как при этом нет пройденного пути.

Скорость относят к пространственно-временным характеристикам движения . Скорость движений определяется временем перемещения отдельных частей тела или всего тела в пространстве,т.е. отношением длины пути, пройденного за единицу времени.

Движения по скорости могут быть равномерными и неравномерными. Если скорость в течение пути не изменяется, то движения равномерные, а если изменяется, то неравномерные.

Изменение скорости за единицу времени называется ускорением. Неравномерно ускоренные движения или неравномерно замедленные движения называются резкими.

Динамические характеристики движений .

На выполнение физических упражнений влияют внутренние и внешние силы. Любое движение человека это результат приложения дополнительной мышечной силы, мышечной тяги во взаимодействии с другими внутренними и внешними силами.

К внутренним силам относятся пассивные, активные (ими человек может управлять) и реактивные силы двигательного аппарата. Активные – силы тяги мышц; пассивные – эластичные силы мышц, вязкость мышц; реактивные – силы, возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорениями.

К внешним силам относятся силы тяжести собственного тела (сила земного притяжения), силы реакции опоры, силы сопротивления внешней среды (воздуха, песка, грунта, воды, партнера в упражнении), сила тяжести снаряда (штанга, ядро, гантели, мяч).

Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является движущей силой при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор) и тормозящей при перемещении тела вверх.

Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору, и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при ходьбе на лыжах, катании на коньках и т.п.

Сила сопротивления внешней среды (воды, воздуха и т.п.) в одних случаях положительно, а в других отрицательно сказывается на решении двигательных задач. Например, спортсмены показывают более высокие результаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность, а результаты в метании снарядов (диска, копья и т.п.), наоборот, снижаются с уменьшением плотности воздуха.

При выполнении физических упражнений стремятся к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении тормозящих сил.

Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определённое соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-л. физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве. Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Обычно ритм определяют путём измерения соотношения длительности каких-л. фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения. Для коротких дистанций это отношение равно 3,39, для средних – 0,3, а для длинных – 2,57. Отсюда видно, что бег на короткие дистанции отличается по ритмовому показателю от бега на средние и длинные дистанции. Ритм движений может быть рациональным, правильным, способствующим высокому результату и нерациональным, снижающим результаты.

а. Способ целесообразного решения двигательной зада­чи.

б. Способ организации движений при выполнении уп­ражнений.

в. Состав и последовательность движений при выпол­нении упражнений.

г. Рациональную организацию двигательных действий.

208. При анализе техники принято выделять основу, веду­щее звено и детали техники. Под ведущим звеном тех­ники понимается …

а.Набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного дейст­вия.

б. Состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.

в. Совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.

г. Наиболее важная часть определенного способа реше­ния двигательной задачи.

209.В процессе обучения двигательным действиям исполь­зуются методы целостного или расчлененного упражне­ния. Выбор метода зависит от …

а.Возможности расчленения двигательного действия.

б. Сложности основы техники.

в. Количества элементов, составляющих двигательное действие.

г. Предпочтения преподавателя.

210. Процесс обучения двигательному действию рекоменду­ется начинать с освоения

а.Основы техники.

б. Ведущего звена техники.

в. Подводящих упражнений.

г. Исходного положения.

211.Какая страна является родиной Олимпийских игр?

213. Кто явился инициатором возрождения Олимпийских игр?

214.В каком году создан Международный Олимпийский комитет?

216. Как выглядит Олимпийский флаг?

217. Расположите по порядку цвета Олимпийских колец начиная слева направо, верхний, а затем нижний ряд:

218. Какие три стороны характеризуют физическую культуру, как общественное социальное явление?

219. Какие функции относят к общим функциям физической культуры?

220. Какие факторы обеспечивают здоровье человека?

221. Физкультурно-спортивная деятельность является эффективным средством воспитания волевых качеств человека. Важнейшими из них являются:

222. Что означает в спорте выражение «Фэйр Плэй»?

223. Ценности физической культуры можно условно разграничить на:

225. Какие элементы включает в себя здоровый образ жизни?

226. В настоящее время принято выделять несколько видов здоровья:

227. Для индивидуального развития человека характерны следующие общие закономерности:

228. Темпы роста и развития организма и его окончательные размеры тела преимущественно определяются генетической программой развития. К числу таких генетических факторов относятся:

229. При занятиях физическими упражнениями для максимальной реализации своих возможностей необходимо знать:

230. Выполнение физических упражнений оказывает существенное влияние на:

231. Личная гигиена – это:

232. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо определенное соотношение:

233. Пищевой рацион спортсмена составляется с учетом:

234. В какой группе продуктов больше всего содержится витамина С?

235. Что относится к средствам физического воспитания?

237. Что относится к урочным формам физического воспитания?

238. Из каких частей состоит структура урока физической культуры?

239. Какая из функций спорта направлена на формирование нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания?

240. Какая из функций спорта направлена на развитие международных связей взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле?

241. В какой стране, и в каком городе будут проходили зимние Олимпийские игры 2006 года?

242. В какой стране, и в каком городе будут проходить летние Олимпийские игры 2008 года?

243. Ставропольская метательница диска Нина Пономарева-Ромашкова стала первой в истории СССР Олимпийской чемпионкой:

244. В каком городе Ставропольского края находится национальная Олимпийская база?

245. Кто возглавляет в настоящее время Комитет по физической культуре и спорту в Ставропольском крае?

246. Сколько золотых Олимпийских медалей завоевали Ставропольские спортсмены на летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году?

248. Чье имя носит известная во всем мире акробатическая школа в г. Ставрополе?

249. В каком из Ставропольских вузов находится старейший в России факультет физической культуры?

250. Какие из перечисленных видов спорта наиболее успешно культивируются в Ставропольском крае?

251. К какому ведомству относится спортивное общество «Динамо»?

253. Какие из перечисленных физических качеств человека относятся к основным?

254. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания различают:

255. К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом относятся:

256. Основным средством развития быстроты являются:

257. Основным средством развития силы являются:

258. Эффективным средством развития общей выносливости является:

260. Ведущей организацией всего олимпийского движения является:

261.Международный Олимпийский комитет был создан в …

а. Греции. б. Париже. в. Риме. г. Франции.

262. Право проведения Игр предоставляется …

а. Городу. б . Стране. в. Деревне. г. Республике.

263. 100-летний юбилей Олимпийского движения современности мировое сообщество отмечало в …

Некоторые термины, определения и формулы

Гимнастика. Это слово появилось почти три тысячи лет назад в Древней Греции. Происходит оно от греческого слова «гимнос», что значит «обнаженный». Это потому, что атлеты в те времена выступали в состязаниях обнаженными.

Двигательный опыт. Под двигательным опытом понимают объем освоенных человеком двигательных действий и способов их использования. Чем большим количеством этих действий и способов владеет человек, тем разностороннее его двигательный опыт.

Динамика физических упражнений. Один из основных разделов биомеханики физических упражнений, в котором изучаются закономерности движений отдельных частей тела и всего тела человека в пространстве и во времени.

Индивидуальный контроль за состоянием организма. Такой контроль можно проводить с помощью пробы Руфье Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток. Данная проба проводится следующим образом. Необходимо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин., после чего надо измерить ЧСС за 15 сек. (P1). Затем в течение 45 сек. надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и замерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 сек. первой минуты восстановления. Работоспособность рассчитывается по формуле:

При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0 — средней; от 6,0 до 8,0 — удовлетворительной; свыше 8,0 — плохой.

Пробы Руфье Диксона помогают объективно судить о функциональном состоянии организма.

Индивидуальный режим дня. Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком относительно постоянно в течение каждого дня. Основное назначение режима — обеспечивать оптимальную активность деятельности организма человека, основных его функций и систем. Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.

Координация движений — умение согласовывать движения различными частями тела при выполнении элементов и соединений.

Локомоции (с латинского — место + движение) — совокупность движений, обеспечивающих животным и человеку возможность активно перемещаться в пространстве.

Общая и специальная выносливость. Выносливость подразделяется на общую и специальную. Общая выносливость характеризует возможность человека осуществлять работу безотносительно к ее специфике и условиям выполнения. Специальная выносливость, наоборот, характеризует возможности длительно выполнять конкретную специфическую работу, причем в относительно определенных условиях.

Общая физическая подготовка. Под общей физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека.

Разминка — выполнение комплекса физических упражнений незадолго перед тренировкой или соревнованиями с целью заблаговременной мобилизации функций организма спортсмена, подготовки к выполнению предстоящих упражнений на высоком уровне.

Спортивная форма — это состояние оптимальной готовности спортсмена к соревнованиям. (3, стр. 474.)

Техника физических упражнений. Под техникой понимают такой способ выполнения движения, который позволяет наиболее эффективно решить поставленную задачу. В технике любого двигательного действия выделяют основу, ведущее звено и детали техники. Под основой техники подразумевают состав и последовательность движений и элементов, входящих в двигательное действие. Под ведущим звеном техники понимают такой элемент двигательного действия, без которого данное действие невозможно выполнить. Детали техники — это отдельные элементы и особенности выполнения целостного двигательного действия, которые зависят от индивидуальных особенностей.

Урок физической культуры подразделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную. Назначение подготовительной части — подготовить организм к физической работе. В основной части урока решают основные его задачи, которые могут быть связаны либо с обучением двигательным действиям и совершенствованием в них, либо с развитием физических качеств. Заключительная часть урока имеет задачей обеспечить восстановление организма после физических нагрузок основной части.

Утренняя гимнастика способствует переходу организма от пассивного состояния после сна к активному, необходимому для предстоящей деятельности.

Физическое воспитание — органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека. Это обучение различным двигательным умениям и навыкам, передача знаний о физической культуре (образовательная сторона); направленное улучшение физического здоровья учащихся.

Физическое качество быстрота. Под быстротой понимают свойства человека, позволяющие ему возможность совершать движения за минимально короткое время. Быстрота проявляется в скорости реакции и скорости перемещения тела или его звеньев в пространстве.

Физическое качество выносливость . Под выносливостью понимают свойства человека, обеспечивающие ему возможность противостоять утомлению и длительно выполнять физическую работу без снижения ее мощности. Выносливость человека зависит от возможностей систем дыхания и кровообращения, энергообеспечения работающих мышц. Главным критерием при подборе упражнений является не величина нагрузки, а время выполнения.

Физическое качество гибкость. Под гибкостью понимают анатомо-морфологические свойства двигательного аппарата человека, позволяющие ему совершать движения с большей амплитудой. Основное требование при развитии гибкости — предварительное «разогревание» мышц, достигаемое интенсивной разминкой.

Физическое качество сила. Под силой понимают свойства человека, позволяющие ему воздействовать на внешние силы или активно им противодействовать за счет мышечных напряжений. Основное правило применения силовых упражнений — обязательное выполнение их до первых признаков утомления.

Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень в физическом совершенстве человека и степень использования приобретенных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.

Под физической нагрузкой понимают меру воздействия физических упражнений на организм человека, которая складывается из чередования физической работы и отдыха. Во время занятий физической культурой величина нагрузки на организм обеспечивается скоростью выполнения упражнения; величиной отягощения на работающие мышцы: продолжительностью выполнения упражнения, количеством его повторений, интервалом отдыха между повторениями упражнения.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, т. е. целенаправленно организованного педагогического процесса. Физическая подготовленность оценивается с помощью специальных нормативов (стандартов, требований, тестового контроля).

Физическая работоспособность человека. Это способность человека выполнять большой объем физической работы за отведенный промежуток времени. Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается.

Физическое развитие — процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств, обусловленных внутренними факторами и условиями жизни.

Физическое совершенство характеризуется полноценным здоровьем, высокоразвитыми качествами, владением многими прикладными и спортивными навыками, гармоничным развитием форм тела и другими показателями.

Физические способности — свойственные человеку возможности, реализуемые в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества.

Физические упражнения используются в целях совершенствования форм и функций организма, укрепления здоровья, развития физических способностей, формирования и совершенствования необходимых в жизни двигательных умений и навыков.

Функции дыхательной системы при занятиях физическими упражнениями . У спортсменов увеличивается объем грудной клетки, становятся более глубокими вдох и выдох, возрастает содержание гемоглобина в крови. Все это способствует лучшему снабжению нервной системы, и особенно головного мозга, кислородом. При систематических занятиях физическими упражнениями возрастает сила межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивается подвижность грудной клетки и повышается двигательный объем легких. Важным показателем эффективности дыхания считается жизненная емкость легких (ЖЕЛ), которая измеряется максимальным количеством выдыхаемого воздуха после полного вдоха.

По материалам статьи Бяшаровой Татьяны, Карпашевич Ларисы

Главная > Документ

БИЛЕТ 4.

1. Что понимается под техникой физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники) . 2. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? Вопрос 1. Что понимается под техникой физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники)? Под техникой физических упражнений понимают спо-собы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью. Например, при передвижении на лыжах по пересеченной местности равнинные участки преодолеваются попеременным двухшажным ходом, пологие спуски (движение под уклон) — одновременным бесшажным или одношажным ходом, а крутые склоны (подъемы на лыжах в гору) — способами «лесенка» и «елочка». Из данного примера видно, что тех-ника передвижения на лыжах меняется в зависимости от рельефа местности, что приводит к наиболее целесообраз-ному и эффективному прохождению лыжной дистанции.

В любом физическом упражнении (двигательном дейст-вии) выделяют основу, ведущее (главное) звено и детали техники.

Основа техники — это состав и последовательность дви-жений и элементов, входящих в двигательное действие. Например, прыжок в высоту с разбега складывается из че-тырех элементов: разбег — отталкивание — полет (преодо-ление планки) — приземление.

Ведущее (главное) звено техники — это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное дей-ствие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно.

Детали техники — это отдельные элементы и особенно-сти выполнения целостного двигательного действия, кото-рые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью лю-ди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время, за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым (А.П. Матвеев, 1998). В практике физического воспитания используются сле-дующие критерии оценки эффективности техники физиче-ских упражнений: 1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); 2) разница между реальным результатом и возможным; 3) параметры эталонной техники, когда сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталон-ной техники. Вопрос 2. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? Подвижные игры обеспечивают всестороннее, ком-плексное развитие физических качеств и совершенствова-ние двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаи-модействии. В случае же педагогической необходимости с помощью подвижных игр можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответст-вующие игры).

Наличие в игре элементов соперничества требует от за-нимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способ-ностей.

Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре спо-собствует формированию у занимающегося самостоятель-ности, инициативы, творчества, целеустремленности и дру-гих ценных личностных качеств.

Соблюдение требований и правил игры в условиях про-тивоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся многие нравственные каче-ства: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознатель-ную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.

Присущий подвижным играм фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положи-тельного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

БИЛЕТ 5.

1. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения. 2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить? Вопрос 1. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека. Здоровье — это состояние полного физического, душев-ного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Физическое благополучие — это когда все органы челове-ческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е. обладают резервом. Духовное (душевное или психическое) благополучие пред-полагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упаднического настроения, вызывающего от-рицательные эмоции и даже депрессию.

Социальное благополучие предполагает устойчивое поло-жение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.

Доказано, что здоровье человека только на 8-10 % за-висит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18-22 % — от генетических факторов, на 17-20 % — от со-стояния окружающей среды и на 49-53 % — от условий и образа жизни людей.

Регулярные и правильно дозируемые физические уп-ражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека, приво-дят к повышению скорости окислительно-восстановитель-ных процессов, способствуют увеличению общей приспо-собляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, у физически тренирован-ных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увели-чиваются работоспособность сердца, содержание гемогло-бина и количество эритроцитов в крови, повышается фаго-цитарная (защитная) функция крови.

Американский врач-кардиолог Вильгельм Рааб иссле-довал состояние сердца у физически активных (спортсме-ны, солдаты, рабочие на фермах) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малопо-движный образ жизни, уже в 17-35 лет наблюдались при-знаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника». Деятельного, потому что он вершит большие дела, а бездельника, так как при этом не затрачивает больших мышечных усилий.

Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение (систолу) выталкивает в аорту 50- 70 мл крови, в минуту при 70-80 сокращениях 3,5-5 л. Си-стематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90-110 мл в покое, а при очень больших физических нагрузках до 150 и даже до 200 мл. Частота сердечных сокращений при jtom увеличивается до 200 уд./мин и более, минутный объ-ем кровотока (т.е. количество крови, выбрасываемое серд-цем в минуту) соответственно до 25 л, а иногда и 40 л.

На увеличение минутного объема кровотока оказывает влияние активное сокращение мышц при физической ра-боте и сжатие в них вен (механизм мышечного насоса), что ведет к увеличению оттока венозной крови из мышц ног и усиленному притоку крови к правому желудочку сердца. Усиление кровотока у спортсменов происходит главным образом благодаря увеличению ударного объема крови (количество крови, выбрасываемое сердцем в аорту за одно сокращение), в то время как у нетренированных — пре-имущественно за счет учащения сердцебиения. Из этого следует, что сердечная мышца нетренированных людей ра-ботает менее экономно, скорее устает, быстрее изнашива-ется. Не случайно сердечно-сосудистые заболевания встре-чаются гораздо чаще у тех, кто не занимается физической культурой. Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека на 20 % выше, чем у тренированного. В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72-84 уд./мин, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна брадикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 уд./мин, а у высококвалифицирован-ных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36- 38 уд./мин. Такой режим работы более «выгоден» для сердца, так как увеличивается время отдыха, во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь (диастола). У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрее изнашивается. При легкой нагрузке сердце нетренированного челове-ка увеличивает количество сокращений, а сердце спортс-мена повышает ударный выброс крови, т.е. работает эко-номичнее. При большой физической нагрузке возрастает объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1,5 л, достигая в целом 5-6 л. Пополнение поступает из кровя-ных «депо» — своеобразных резервных емкостей, находя-щихся главным образом в печени, селезенке и легких. Со-ответственно увеличивается количество циркулирующих красных кровяных телец — эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород.

Итак, объем циркулирующей крови способен возрас-тать благодаря работе сердца-насоса и транспортных арте-рий с 3-5 до 40 л в минуту. Кровь заполняет мельчайшие сосуды, артериолы и капилляры. Этот мощный поток кро-ви обеспечивает кислородом и энергией возросшие по-требности всего организма и, в первую очередь, мышечной системы. В работающих мышцах число функционирующих капилляров возрастает многократно. Скорость кровотока в работающих мышцах увеличивается в 20 раз, а интенсив-ность обмена веществ с использованием кислорода может возрастать в 100 раз!

В организме человека почти 160 миллиардов капилля-ров, длина их примерно 100 000 км. Когда мышца находит-ся в состоянии покоя, то работает лишь 10 % капилляров. Если она начинает сокращаться и, следовательно, нуждает-ся в большем количестве питательных веществ, поступаю-щих с кровью, в действие вступают резервные капилляры. В результате этого в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней и питательных веществ. Быстрее удаляются из организма и продукты рас-пада, так как во сколько раз увеличивается приток артери-альной крови, во столько возрастает отток венозной.

В процессе физической тренировки кровеносные сосуды становятся более эластичными, артериальное давление дер-жится в пределах нормы. Нередко у пожилых людей, систе-матически занимающихся физкультурой, кровяное давление поддерживается на уровне, свойственном молодым.

Приведенные цифры свидетельствуют о больших анато-мических и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, которые раскрываются только при их систематиче-ской тренировке.

При систематических занятиях физическими упражне-ниями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыха-тельные мышцы, увеличивается жизненная емкость лег-ких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети. Физические нагрузки увеличивают чис-ло альвеол в легких, совершенствуя тем самым дыхатель-ный аппарат и увеличивая его резервы.

Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. Эта величина, определяемая с по-мощью спирометра, характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000-3500 см 3 , у женщин — 2000-2500 см 3 , у мужчин и жен-щин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500-6000 и 3500-4500 см 3 . Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развива-ют дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газо-обмен между легкими и кровью. Хорошо развитый дыхательный аппарат — надежная га-рантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, много-численными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный ап-парат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) — это первый этап на пути к улучшению здоровья. В спокойном состоянии в легкие нетренированного че-ловека за 18-24 дыхательных движения в минуту поступает 3-5 л воздуха, из которого в кровь переходит 200-300 мл кислорода. У тренированных людей в покое дыхание менее чистое: 10-16 вдохов в минуту, но более глубокое. Во вре-мя интенсивной мышечной работы, например при быст-ром беге, плавании, количество поступающего в легкие воздуха может увеличиваться в 20 и более раз, достигая 120-200 л/мин. У нетренированных людей максимальная вентиляция легких в аналогичных условиях достигает всего 60-120 л/мин.

У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно. Из одного и того же объ-ема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается боль-шее количество кислорода.

При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потребление кислорода повышается в сред-нем на 20-30 %.

В то же время недостаточно развитый аппарат внешне-го дыхания может способствовать развитию болезненных различных нарушений в организме, ибо недостаточное поступление кислорода влечет за собой повышенную утом-ляемость, падение работоспособности, снижение сопро-тивляемости организма и рост риска заболеваний. Такие распространенные болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообра-щения головного мозга, так или иначе, связаны с недоста-точным поступлением кислорода.

Анализ заболеваемости лиц, занимающихся массово-оздоровительными формами физической культуры, пока-зал, что частота заболеваний дыхательной системы у них значительно ниже, чем у не занимающихся, снижается так-же частота обострении хронических заболеваний (А. Г. Дем-бо, 1980).

Всякое заболевание сопровождается нарушением функ-ций организма, следовательно, возникает необходимость их восстановления. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, на-сыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление.

Вопрос 2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить? Скоростные качества (способности) — это комплекс морфофункциональных свойств человека, определяющих быстроту выполнения двигательных действий.

К числу скоростных основных способностей относятся:

скорость простой и сложной двигательных реакций, ско-рость одиночного движения, частота движений (темп).

Скоростные качества в условиях общеобразовательного учреждения можно развивать с помощью следующих уп-ражнений: старт в беге на выстрел или команду бег на ко-роткие дистанции (20-60 м) со старта и с хода, бег под го-ру, бег по ветру, бег с изменением движения или остановка по сигналу, линейные и встречные эстафеты с бегом, по-движные игры «День и ночь», «Вороны и воробьи», «Сал-ки» и др.

Применяемые упражнения должны всегда выполняться с максимально возможной скоростью и темпом, так как меньшие скорости росту быстроты не способствуют.

Продолжительность упражнений, направленных на со-вершенствование скоростных качеств, должна быть такой, чтобы скорость их выполнения к концу повторения не сни-жалась. Оптимальная продолжительность однократной на-грузки равняется 8-10 с, допустимая 20-22 с.

Силовые качества (способности) — это комплекс раз-личных проявлений человека в определенной двигатель-ной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Сила — это способность человека преодолевать внеш-нее сопротивление или противостоять ему за счет мышеч-ных усилий (напряжений).

К числу основных силовых качеств (способностей) от-носятся: собственно-силовые, скоростно-силовые, сило-вая выносливость. Силовые качества в условиях общеобразовательного уч-реждения можно развивать с помощью упражнений с внеш-ним отягощением. — со штангой (например, наклоны, повороты, приседа-ния, подскоки со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке, тяга штанги к груди в наклоне и др.); — с гантелями (например, одновременное или пооче-редное сгибание и разгибание рук с заведением гантелей за голову, разведение прямых рук в наклоне, наклоны в сторо-ны и др.); — с гирями (например, махи гирей до уровня плеч, тол-чок одной гири, толчок двух гирь, рывок гири одной рукой, приседания и др.); — с набивными мячами весом 1-3 кг (например, броски мячей из различных исходных положений); — с использованием тренажерных устройств и т.д., и упражнений, отягощенных весом собственного тела, например подтягивание в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, поднимание и опускание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, подъем ног в висе на перекладине или гимнастической стенке (до пря-мого угла или на максимальную высоту), а также упражне-ний в самосопротивлении.

БИЛЕТ 6.

1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение. 2. Что такое здоровый образ жизни? Вопрос 1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение. Под физической работоспособностью понимается способность человека выполнять определенную физическую работу в течение длительного времени без снижения ее ка-чества и производительности. Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается. В настоящее время единственной, точной мерой работо-способности, а, следовательно, и времени ее восстановле-ния следует считать количество работы, которое может ныть выполнено. Снизилось количество предельной работоспособности, т. е. работы, выполняемой «до отказа», следовательно, снизилась работоспособность. У каждого человека работоспособность различна и за-висит от возраста, состояния здоровья, физической силы, психологического настроения, опыта работы, тренирован-ности и многих других факторов.

В течение суток максимальные подъемы работоспособ-ности отмечаются в 10-12 и 16-19 часов. В вечерние и ноч-ные часы работоспособность понижается, достигая своего минимума к 4 часам утра. Но это положение не абсолютно, существуют индивидуальные различия временного распре-деления работоспособности.

Изменяется работоспособность и в течение недели. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспо-собность, а к пятнице у него развивается утомление.

Физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50-60 годам она снижается на

30 %, а в сле-дующие десять лет составляет лишь около 60 % юношеской.

Регулярные занятия физическими упражнениями позво-ляют повысить физическую работоспособность. Наиболее эффективны занятия по общефизической подготовке. Ос-новными упражнениями, которые включаются в эти заня-тия, являются упражнения на развитие силы и выносливос-ти. Наилучшим средством развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производитель-ность сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ходьба, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), езда на велосипеде, плавание, передвижение на лы-жах, бег на коньках и др. Занятие каким-либо из вышеука-занных циклических видов физических упражнений долж-ны продолжаться не менее 15 мин три раза в неделю при ЧСС 60-80 % от максимальной (120-160 уд./мин). Для до-стижения тренировочного эффекта необходимо заниматься, например, ходьбой не менее 40 мин четыре раза в неделю при частоте пульса 60 % и более от максимального показате-ля. По мере повышения уровня физической подготовки ор-ганизм после каждого занятия будет восстанавливаться все быстрее, следовательно, время восстановления может слу-жить мерилом уровня физической подготовки. Если вынос-ливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем челове-ка возрастает, частота его сердечных сокращении в состоя-нии покоя уменьшается.

Индивидуальный уровень физической работоспособно-сти можно контролировать с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток. Данная проба проводится следующим образом. Необхо-димо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин, после чего надо измерить число пульсовых ударов за 15 с и пересчитать на ЧСС в 1 мин (Р1). Затем в течение 45 с надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и измерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 с первой минуты восстановления. Работоспособность рассчи-тывается по формуле:

2 -70)+(Р 3 1 )

При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0 — средней; от 6,0 до 8,0 — удовлетво-рительной; свыше 8,0 — плохой.

Физические упражнения оказывают на работоспособ-ность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их исполнения, либо отдаленное, когда результат становится, заметен лишь при продолжительных (в течение нескольких недель или месяцев) занятиях.

Вопрос 2. Что такое здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здо-ровья, оптимальному приспособлению организма к усло-виям среды, высокому уровню работоспособности в учеб-ной и профессиональной деятельности. Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в котором можно выделить следующие основные компоненты (В.П. Лукьяненко, 2001): 1) осознанное, целенаправленное применение разнооб-разных форм физкультурной активности; 2) целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; 3) использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе; 4) активная борьба с вредными привычками и их пол-ное искоренение; 5) деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятель-ности, учитывающий индивидуальные интересы, потреб-ности, возможности и связь с его учебной, профессиональ-ной и бытовой деятельностью.

Ведущим из условий, которые необходимо соблюдать для сохранения и укрепления здоровья, является правиль-но организованная и достаточная по объему и интенсивно-сти двигательная активность. «Самое главное в режиме со-хранения здоровья есть занятия физическими упражнени-ями, а затем уже режим пищи и режим сна», — писал на рубеже первого и второго тысячелетий Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки», в главе «Со-хранение здоровья».

Физическая культура представлена в ЗОЖ в виде еже-дневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закалива-ющих процедур, а также других видов двигательной ак-тивности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.

Важными слагаемыми ЗОЖ являются рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, суточного режима, отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение). Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

Вариант 2

1. Какая международная организация руководит Олимпийским движением?

а. Международная федерация олимпийских видов спорта;

б. Организация Объединенных Наций;

в. Международный Олимпийский комитет;

г. ЮНЕСКО.

2. Физическая культура представляет собой ….

а. часть культуры, направленную на оздоровление и физическое совершенство .

б. процесс совершенствования возможностей человека.

в. урок, во время которого выполняются физические упражнения.

г. воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям.

3. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что:

а. каждое упражнение направлено одновременно на совершен­ствование техники и на развитие физических способ­ностей.

б. они являются связующим звеном между запроектирован­ной целью и конечным результатом физического воспитания.

в. они определяют формы организации занятий физически­ми упражнениями.

г. каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

4. Что следует понимать под утомлением?

а. Способность длительное время выполнять напряжённую работу.

б. Поддерживание заданной интенсивности длительное время.

в. Временное снижение работоспособности.

г. Способность продолжить деятельность с прежней эффективностью.

5. Дайте определение понятия «спорт»

а. Спорт — это то же, что и физическая культура.

б. Спорт – это вид физкультурной деятельности, имеющий соревновательный характер.

в. Спорт – это соревновательная деятельность, непосредственно направленная к высшим достижениям в данной деятельности.

г. Спорт – это одна из форм рекреации (развлечение, отдых).

6. Что следует понимать под силой?

а. Произведение массы на ускорение. в. Функциональная возможность организма человека.

б. Способность проявлять максимальное напряжение. г. Способность преодолевать сопротивление.

7. По какой команде выполняется перестроение из одной шеренги в две?

а . В две шеренги – Стройся! б. В две шеренги – Постройтесь!

в. В две шеренги – Становись! г. Перестроиться в две шеренги!

8. Во время игры в баскетбол , после попадания мяча в кольцо, игра начинается…

а. с центра площадки;

б. из-за лицевой линии за кольцом;

в. из-за боковой линии;

г. по решению судьи.

9. Какая последовательность воздействий на физические качества наиболее эффективна в основной части урока по физической культуре?

1. На выносливость. 2. На гибкость. 3. На быстроту. 4. На силу.

а. 1, 2, 3, 4. б. 2, 3, 1, 4. в. 3, 2, 4, 1. г. 4, 2, 3, 1.

10. Величина нагрузки физических упражнений обусловле­на…

11. Под выносливостью как физическим качеством понимается…

а. комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки.

б. комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению.

в. способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь.

г. способность сохранять заданные параметры работы.

12. При воспитании выносливости не применяются упражнения, характерным признаком которых является…

13. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Под ведущим звеном тех­ники понимается…

а. набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного дейст­вия.

б. состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.

в. совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.

г. наиболее важная часть определенного способа реше­ния двигательной задачи.

14. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что…

а. во время занятий выполняются двигательные действия, содействующие развитию силы и выносливости.

б. достигаемое при этом утомление активизирует про­цессы восстановления и адаптации.

в. в результате повышается эффективность и экономич­ность дыхания и кровообращения.

г. человек, занимающийся физическими упражнениями способен выполнить больший объем физической работы.

15. Спортсмены России впервые участвовали в играх Олимпиады …

16. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смир­нов — чемпионы Олимпийских игр в…

а. плавании. б. биатлоне . в. гимнастике. г. лыжных гонках .

17. Отличительным признаком навыка является…

18. Какая из представленных способностей не относится к группе координационных?

19. Первая помощь при ушибах мягких тканей:

а. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, искусствен­ное дыхание.

б. Холод на место ушиба, покой ушибленной части тела, наложение транспортной шины, обильное теплое питье.

в. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.

г. Холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.

20. Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств…

21. Осанкой называется…

а. качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие. б. пружинные характеристики позвоночника и стоп.

в. привычная поза человека в вертикальном положении. г. силуэт человека.

22. Основными источниками энергии для организма явля­ются…

а. белки и витамины . б. углеводы и жиры. в. углеводы и минеральные элементы. г. белки и жиры.

23. Под закаливанием понимается…

24. Основной причиной нарушения осанки является…

25. При броске баскетбольного мяча в корзину необходимо придать ему …

26. В каких командных спортивных играх спортсмены СССР и России никогда не становились чемпионами Олимпийских игр?

а. Водное поло; б. Футбол; в. Хоккей на траве; г. Баскетбол.

27. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Умеренная интенсивность вызывает увеличение пульса до…

а. 90-100 ударов в минуту. б. 110-120 ударов в минуту. в. 120-150 ударов в минуту. г. 150 и более ударов в минуту.

28. При составлении комплексов упражнений для снижения веса тела с использованием силовых упражнений рекомендуется…

а. использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений.

б. полностью проработать одну группу мышц, а затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц.

в. локально воздействовать на отдельные группы мышц, находящиеся ближе всего к местам жирового отложения.

г. использоватьбольшое количество подходов и ограничить количество повторений в одном подходе.

29. В процессе обучения двигательным действиям исполь­зуются методы целостного или расчлененного упражне­ния. Выбор метода зависит от…

30. Кто из олимпийцев обладает наибольшим количеством олимпийских медалей?

31. Как назывались судьи на Олимпийских играх Древности?

а. Педотриб. б. Палочник.

в. Элланодик. г. Рефери.

32. В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране?

а. Олимпийские игры планировалось провести в 1944 г., но они были отменены из-за II мировой войны.

б. В 1976 г. XII зимние Олимпийские игры проводились на Кавказе в Красной Поляне.

в. В 1980 г. XXII Олимпийские игры проводились в Мо­скве.

г. В нашей стране Олимпийские игры пока еще не про­водились.

33. Соблюдение режима дня способствует укреплению здо­ровья, потому что…

а. обеспечивает ритмичность работы организма.

б. позволяет правильно планировать дела в течение дня.

в. распределение основных дел осуществляется более или менее стандартно.

г. позволяет избегать неоправданных физических на­пряжений.

34. Способы выполнения двигательных действий, с помо­щью которых двигательная задача решается с относи­тельно большей эффективностью, принято называть…

35. Игра в баскетбол начинается…

а. с вбрасывания мяча судьей в центр площадки;

б. с вбрасывания мяча из-за боковой линии;

в. с вбрасывания мяча из-за лицевой линии за кольцом;

г. по решению судьи.

36. Освоение двигательного действия следует начинать с…

а. формирования представления об общем смысле дан­ного способа решения двигательной задачи.

б. выполнения двигательного действия в упрошенной форме и в замедленном темпе.

в. устранения ошибок при выполнении подготовитель­ных и подводящих упражнений.

г. формирования связей между двигательными центра­ми, участвующими в данном действии.

37. Укажите среди нижеприведенных основную цель проведе­ния физкультминуток и физкультпауз на общеобразовательных уроках в школе:

а. Повышение уровня физической подготовленности.

б. Снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки.

в. Укрепление здоровья и совершенствование культуры дви­жений.

г. Содействие улучшению физического развития.

38. Во время игры в баскетбол судья вращает руками перед собой. Этот жест означает…

а. надо играть быстрее; б. нарушение правил — пробежка с мячом; в. удаление игрока; г. минутный перерыв.

39. Профилактика нарушений осанки осуществляется с по­мощью…

а. скоростных упражнений. б. силовых упражнений. в. упражнений «на гибкость». г. упражнений «на выносливость».

40. Физическим качеством не является:

а. сила ; б. выносливость; в. воля; г. гибкость.

КЛЮЧ ДЛЯ ВАРИАНТА № 2

вопроса

Варианты ответов

вопроса

Варианты ответов