Цигун жесткий боровицкая. Красулин игорь авраамович «жесткий цигун: управление жизненной энергией в практике боевых искусств». Основное орудие – Ци

9 декабря 2019

Уступая по физическим показателям многим животным, человек умудрился разработать массу методов, позволивших ему занять почетную нишу «царя зверей». Так возникла гимнастика. Так в мир пришла йога. Так появился цигун.

Порой человеку удавалось выходить за рамки сугубо практического применения боевых систем. Желание человека стать сильным и неуязвимым вряд ли можно оспорить.

Что такое цигун

Цигун — изобретение китайское. Само слово состоит из двух иероглифов. «Ци» — жизненная сила, энергия и «гун» — практика, работа. Это обширное направление включает в себя множество различных школ и методик, объединенных так называемой внутренней работой, когда весь акцент переносится на невидимые со стороны эффекты.

Несмотря на многовековую историю, цигун и сегодня не потерял актуальности. Афиши пестрят объявлениями об ускоренных курсах и шоу заезжих «мастеров». Даже не прошла мимо и предлагает свои программы. Так, что же такое цигун — набор трюков, эффективная боевая система или утонченный метод самосовершенствования?

Боевая гимнастика цигун

Как и подавляющее большинство гимнастических систем, цигун обязан своим появлением различным школам боя. Но не только. Во многом он получил свое развитие благодаря институту горных отшельников. И это не какое-то сугубо китайское изобретение.

Отшельники были, и до сих пор являются неотъемлемой частью любой религиозной культуры.

И всегда они не просто уходят проводить жизнь вдалеке от цивилизации, но еще и практикуют различные системы самосовершенствования. Правда, лишь на Востоке основным методом стал рукопашный бой.

В большинстве своем китайские «горные старцы» были даосами. Именно в их среде возникла наука о внутреннем строении человека и его связи с небесным макрокосмом, развился и нашел практическое применение тезис о борьбе и взаимодействии противоположностей Инь и Ян.

Все это и было отражено в многочисленных практиках цигун.

Эта книга посвящена развитию физических и психических сил, выходящих за рамки возможностей обычного человека. Они могут использоваться в лечебно-оздоровительных целях, в практике единоборств и для повышения творческого потенциала личности. Но необходимо отметить, что эти возможности были направлены не во вред другим и себе. Не случайно передача сокровенных знаний на Востоке происходила от учителя к ученику, и только в том случае, если ученик отвечал определенным морально-этическим нормам.

Психические и физические возможности человека зависят от двух факторов: от энергетического потенциала человека и умения управлять им.

Первый предполагает наличие особой энергетической системы человека Все эзотерические учения Востока (и не только они) помимо анатомо-физиологических систем, известных из школьного курса, выделяют еще энергетическую систему с центрами по вертикальной оси человека. Задача состоит в том, чтобы возбудить их и сделать поток энергии в человеке более обильным. При этом увеличиваются пороги чувствительности, границы восприятия человека расширяются, меняется его уровень сознания. Исследования проф. Е. С. Жарикова показали, что тренировки, направленные на повышение порога чувствительности, резко увеличивают творческие возможности человека, продлевают период его творческой активности.

В зависимости от преследуемых целей и типа личности выбираются соответствующие методы пробуждения этих центров.

Индийские йоги преимущественно выделяют семь энергетических центров, даосские — пять или три.

Христианские монахи уделяют внимание одному — сердечному, и путем сосредоточения на нем с помощью иисусовой молитвы в комбинации с дыханием добиваются его пробуждения и раскрытая необычных возможностей, которые они приписывают божественному провидению.

Даосско-буддийская система уделяет особое внимание энергетическому центру, расположенному чуть ниже пупка (на 3,5–5 см), и рассматривает его как генератор энергии Ци, от течения которой в теле человека зависят его здоровье и творческие способности.

Второй фактор — умение управлять энергетическим потенциалом человека — зависит от его способности концентрировать внимание на выбранном объекте, т. е. от умения медитировать. Свами Вивекананда очень образно сказал, что мощь ума подобна лучам рассеянного света, когда они концентрируются, они освещают. При длительном сосредоточении на каком-либо объекте происходит эмпатия, слияние субъекта и объекта, в результате чего он познает внутреннюю сущность объекта. При сосредоточении на внутренних процессах в организме (особенно если оно проводится на фоне глубокого мышечного расслабления) человек получает возможность управлять ими. Он начинает ощущать, видеть то, что в обычном состоянии недоступно органам чувств.

Это состояние глубокого сосредоточения получило название измененного состояния сознания.

Различные народы на протяжении многовековой своей истории вырабатывали особые приемы вхождения в это состояние в зависимости от преследуемых целей.

Так, например, в одном из направлений буддизма Чань (Дзен) тренировки проводятся путем постановки обучаемого в критическую ситуацию, когда он за считанные мгновения должен найти правильный ответ, что очень важно в практике боевых искусств. В жизни есть тому подтверждения — некоторые люди, оказываясь в чрезвычайных условиях, спонтанно демонстрировали чудеса силы и ловкости.

Летчик испытатель М. Галлай, описывая свои ощущения в экстремальных ситуациях, неоднократно подчеркивал, что в них мозг работает в совершенно необычном режиме. Если бы в нормальном состоянии ои мог действовать так же, то достиг бы невероятных результатов.

Система тренировки Чань и ставит задачу научить человека по его желанию входить в это состояние и выходить из него.

Даосская система делает упор на дыхательно-образных упражнениях в статике и динамике, облегчающих вхождение в это состояние и дающих возможность управления потоками жизненной энергии в теле человека и выведения ее за его пределы, что позволяет демонстрировать те феномены китайского Ушу и Цигуна, которые поражают воображение.

Предлагаемая читателю книга посвящена этим методам, с учетом опыта обучения людей западного воспитания и мышления и адаптирована на их уровень. Описание идет от простого к сложному и в конце концов подводит к методам высшего мастерства, которое достигается в результате длительной и серьезной работы. Книга будет полезна широкому кругу читателей — как новичкам, так и уже активно занимающимся восточными единоборствами, позволит им понять внутренний смысл тех упражнений, которые они делают, и приобщиться к сокровищам знаний, скопленных в Китае, расширить свои представления о возможностях человека.

Автор книги — известный мастер ушу в течение 10 лет учившийся у китайского мастера Чжаи Сюэвина, активно передает свои знания ученикам. На одной из многочисленных фотографий, которыми богато иллюстрирована книга, ученик И. Красулина демонстрирует выделение Ци из руки, заставляя пламя свечи отклоняться. Это свидетельствует, что Ци не просто образ, а некая физическая реальность, познание которой дело будущего.

С. К. Брешин

Введение

Привести в порядок свой внешний облик, воспитать у себя добродетель, быть таким гуманным, таким справедливым, как земля…

«Гуань-Цзы»

Су Дунпо и его друг монах Фо Инь часто проводили время вместе. Они пили вино, читали стихи, беседовали о науке. Однажды, встретившись, как обычно, друзья заговорились и совсем забыли о времени, а когда вспомнили о нем, была уже полночь.

Поскольку городские ворота к этому времени уже закрывались, Су Дунпо не мог возвратиться домой и ему пришлось остаться на ночь в храме у приятеля. Когда место для ночлега было приготовлено, Дунпо подошел к постели, снял халат, обувь, сел на пол в позу со скрещенными ногами и, плотно закрыв глаза, стал с силой растирать подошвы ног. Фо Инь, глядя на друга, шутливо заметил: «Уважаемый эрудит медитирует, устремляясь к Будде и богине милосердия, и совсем не думает о ждущей его дома жене. Да, ничего не поделаешь!»

Со Дунпо ничего не ответил, как будто не слышал этих слов. Прошло еще немало времени, прежде чем он открыл глаза и, рассмеявшись, сказал: «Дунпо растирает подошвы не для того, чтобы устремляться к богине милосердия, а для того, чтобы усилить зоркость и ясными глазами смотреть на жизнь». — «Очевидно, мой друг владеет искусством укрепления тела. Я был бы ему очень признателен, если бы он рассказал мне о нем». — «С удовольствием». — отвечал Су Дунпо.

«В трактатах по медицине пишется, что растирание по утрам и перед сном точек юн-цюань на подошвах стоп позволяет ослабить огонь, опустить мутную Ци, улучшить функционирование печени, высветить глаза, укрепить ноги.

Я уже много лет непрерывно следую этой методике «пестования тела». — «Благодарю за пояснения». Теперь понятно, откуда такой удивительный блеск в Ваших глазах и как Вам удается без труда читать иероглифы величиной с мушиную голову». С тех пор Фо Инь стал овладевать искусством «пестования жизни» (искусство продления жизни).

Су Дунпо впоследствии выдвинул немало оригинальных идей, касавшихся укрепления здоровья. Он создал оздоровительную методику Цигун-сянцюань (душистый источник), пользовавшуюся большой популярностью. Су Дунпо (Су Ши, 1037–1101 гг.) — выдающийся китайский поэт и прозаик — обладал разнообразными знаниями и способностями. Известен также как художник и каллиграф.

24 декабря 1989 г. во Дворце спорта города Гуйян КНР состоялись показательные выступления труппы традиционного Цигуна, возглавляемой известным мастером Хэ Цзяньсинем. Оно собрало огромное количество ценителей Цигуна.

В старину он практиковался внутри школ ушу. Боец должен был уметь держать удары, иначе в профессии долго не протянешь. В каждой школе была своя система набивок, иначе никак. В 19 веке ушу стало приходить в упадок — появилось огнестрельное оружие. Большой урон был нанесён во время «восстания боксёров» в начале 20 века. Восстание возглавили мастера ушу, но с пиками и саблями да голыми руками против нарезного оружия и пулемётов не сильно попрёшь, и его утопили в крови. Много мастеров ушу погибли. Не помог и жёсткий цигун. Тогда-то и началось разделение рукопашных техник и техник закалки тела.

При династии Цин, чтобы занять офицерскую должность, конкурсант сдавал экзамен по фехтованию, рукопашному бою, должен был подтвердить знание трактатов по военному искусству. Кроме прочего, сдавал экзамен по ОФП: на нём били кирпичи, плиты, он ломал что-нибудь, то есть сдавал «зачёт» по жёсткому цигуну. Такие экзамены существуют до сих пор в рамках школ жёсткого цигун. Сам сдавал. В школе Панлунмэнь мастеру Ван Сяну. Ещё в старом Китае была такая тема: некие граждане на рынках продавали всякие снадобья, а чтобы лучше покупали, они выступали с театрализованным шоу с вышеперечисленными трюками с битиём об себя кирпичей, плит, палок и т.д. Позже рукопашный бой и жёсткий цигун совсем выделились в отдельные школы. И где-то даже конкурируют, только одни удар держать не очень могут и из-за этого много травм, другие ребята дюже крепкие, но драться не умеют.

Я учил жёсткий цигун у Ван Сяна, он у Чжан Цзялина, а Чжан Цзялин у некоего даосского монаха. Чжан Цзялин сейчас держит школу в Хунани, назвал Тяньхэсы (Монастырь Небесной реки).

Жёсткий цигун (говорю про Панлунмэнь, поскольку в других не сведущ) — вещь, безусловно, полезная, но, может быть, и не очень полезная, даже опасная для здоровья, если подходить абы как, к тому же есть противопоказания. Упражнения мощные, требуется соблюдать технику безопасности. Очень важно точно соблюдать технику разных типов дыхания, особенно на задержке. Важны время и место для занятий. Нельзя заниматься в полдень и полночь, нельзя заниматься в грозу, у открытых больших водоёмов, на высоких местах, на ветру, на дожде, на сквозняках и т.д. и т.п. Нельзя разговаривать вовремя и после, бегать в туалет, пить воду, мыться и есть до и после занятий.

Традиционно тренировочный процесс делится на три стодневки. Почему стодневки? Потому что организм за это время успевает обновиться, и навык, приобретённый в процессе упражнений, закрепляется. Сто дней два раза в день ты делаешь комплекс, а он достаточно бодрый — отжимания, пресс, бьёшься головой, набиваешь тело. Пропускать нельзя, за одну пропущенную тренировку — пять дней накидываешь к ста, за пропущенный день — десять. Три дня за сто дней набрал, не важно, заболел там, работа — начинай с начала, результат обнуляется. К 80-му дню проклинаешь всё на свете, усталость копится, к сотому кризис проходит, и молотишь себе. Крепкий чай, кофе, сигареты, алкоголь, наркотики нельзя — один раз — и обнулился. Секса сто дней никакого — нельзя. Тогдашней жене этого никак невозможно было объяснить — развелись в итоге. У молодых парней могут случаться поллюции — от такой жизни снится всякое по ночам. На это Ван Сян давал специальные пилюли, но три такие аварии — и всё, досвидос, начинай с начала. Один чудик, не в меру горячий, растянул первую стодневку аж на два года и стал абсолютным рекордсменом. У нас обычно сто дней никто не делал, 120 — 130. Набиваешься с травами, прежде чем бить руками по песчаному мешку, распариваешь руки в травяном растворе, или ещё становишься на мостик на специальный мешочек с травой и крутишь головой. От этого руки не отмываются вовсе, а на башке лысина протирается, и тоже от травы всегда грязная. Видок ещё тот. Потом закрытие точек. Делаешь туньци (глотаешь слюну) сначала 50, потом 100, потом 200 раз, а Ван Сян в промежутках пребольно нажимает на всякие точки. Как бы консервирует результат. И так три раза по сто двадцать. Хорошее время было.

Можно, конечно, просто как физкультуру делать через день, но эффект совсем не тот.

Сейчас мы с пацанами (и девчонками) два раза в неделю в Цинлуне практикуем. Всё равно хорошо, ОФП, бодрость духа и всё такое.

И ещё. Не надо накручивать на жёсткий цигун сверхчудес и суперспособностей. Что, мол, удары можно любые держать. Не любые, и не по всем местам, но можно. В хозяйстве вещь, безусловно, не лишняя — удары лучше, конечно, не пропускать, но всякое случается. Один удар довольно сильный выдержать можно, а вот двойку-тройку, увы, не очень получится. Про острые предметы пишут, что, мол, колоть и резать можно — броня! Враньё, не ведитесь. На коже, конечно, рубцы образуются, копья там, мечи можно гнуть на публику. Это мы умеем. Но один гражданин у нас копьём живот проткнул как нефиг делать, зашивали. Тут техника должна быть.

Ещё пишут, что, мол, духовный путь и просветление в итоге. Враньё и замануха! Ван Сян говорил: первая стодневка — это цзин (семя) преобразуется в ци (энергию), вторая стодневка — это ци преобразуется в шэнь (дух), третья — это шэнь возвращается в нижний даньтянь и формируется пилюля бессмертия. То есть полный цикл трансформации энергий, одухотворение телесного. Но за триста дней этот путь может сделать один из миллиона. А так, на практике, первые сто дней формируется ци, на второй мышцы, на третьей сухожилия, в итоге какая-никакая железная рубашка. Отличная, очень высокотехнологичная, невероятно практичная, но ОФП! Так и относитесь.

Любой Путь — это трансформация животного начала человека в божественное, но это всё-таки несколько другое… Хотя… Почему бы не начать с ОФП?

В жёстком цигуне, как и в тайцзи Чэнь, в общем-то, ничего нет, кроме гунфу. Не нужно ожидать чего-то особенного и требовать от судьбы невозможного. Только гунфу, тяжёлый повседневный труд. Я ничего не могу обещать людям, кроме тяжёлого труда, как и мне учителя не сулили никаких гор золотых. Здесь не прокатит сделка: я тебе — а ты за это мне. С мирозданием не стоит торговаться. Только искренность. Но мир смешно устроен. Ты от него не требуешь, а он тебе за гунфу даёт обогащение жизни. Трава почему-то зеленее, а солнце ярче, девушки красивее, а еда вкуснее. Энергия переполняет. Для исполнения желаний нужна энергия, и её завались. В «Дао дэ цзин» сказано: «Обогащение жизни называется счастьем». А что ещё нужно человеку?

По легенде, “Основу преобразования мышц” (И цзинь цзин) передал Бодхидхарма. Согласно преданиям, достопочтенный Дамо прибыл на Восток из Индии и поселился в монастыре Шаолинь. Там он учил махаянистскому “совершенствованию через созерцание” и стал первым чаньским патриархом, пришедшим на Восток (согласно индийским подсчетам, он был 28-м патриархом). Он обнаружил, что у его послушников очень слабое здоровье и поэтому создал этот комплекс упражнений по цигуну, что помогло улучшить физическое состояние монахов. Его система включала в себя статические и динамические упражнения. Что касается статических упражнений, то по прошествии времени при передаче из поколения в поколение они постепенно утратили свой первоначальный вид. Последующие патриархи больше внимания уделяли распространению учения махаяны, чем физическим упражнениям.

Канон изменения сухожилий предназначен для увеличения внутренней силы (как физической, так и духовной) через очистку, укрепление и преобразование “сухожильных каналов”. В “предисловии к подлинному трактату Ицзиньцзина” описываются успехи, приносимые продолжительной практикой:
“… Я спросил, какая от этого польза. Он сказал:
— способность отгонять болезни – раз,
— никогда не болеть – два,
— всю жизнь быть сильным – три,
— не бояться голода и холода – четыре,
— больше мужских качеств, ума и красоты – пять,
— сотни побед в постельных боях – шесть,
— умение достать жемчужину из мутной воды – семь,
— умение без страха встречать любое нападение – восемь,
— успех в работе без задержки – это девять.

Но это всё малые выгоды. Использовать это как основание для вхождения в Дао буддовости – вот конечная цель”.

Комплекс упражнений изменения сухожилий относится к категории “жёсткого цигун” и в сущности представляет собой метод “большой орбиты” (последовательного прохождения ци по всем меридианам тела), основанной на управлении движением энергии с помощью напряжения тела.

В каждом упражнении следует последовательно увеличивать натяжение сухожилий, одновременно расслабляя мышцы – “использовать мысль, а не силу”.

Первые две – три недели начинающий практику после выполнения комплекса может чувствовать усталость и слабость – происходит “потеря старой силы”. Затем начинается “накопление новой” и после каждой тренировки чувствуется увеличение сил и активности.

В комплексе следует переходить от одного упражнения к другому, не останавливаясь и не сбрасывая наполненность ци. Каждое упражнение следует выполнять на протяжении числа дыханий, кратного девятке – от девяти поначалу до восьмидесяти одного в завершенной практике. Сохраняем дыхание ровным и по возможности замедленным, вдохи и выдохи равной длительности. Не следует ускорять прогресс и давать себе избыточную нагрузку – это всё равно не сработает. Рост внутренней силы должен быть естественным, как растущее дерево.

В упражнениях используется следующая форма ладони: четыре пальца выпрямлены и прижаты друг к другу, большой палец отставлен в сторону так, чтобы область хукоу (перепонка между большим и указательным пальцами) была натянута и центр ладони был несколько вогнут. Если во время практики какой-то палец не удерживает нагрузку и отходит от остальных – это связано со слабостью соответствующего органа и исправляется продолжением тренировок.

Последовательность упражнений:

Разогревание даньтянь

Разместив ладони центрами напротив даньтянь, правая рука сверху (для женщин наоборот), выполнить 36 растирающих движений по часовой стрелке. Затем поменять ладони местами и сделать 24 вращения в противоположном направлении. Следует добиваться ощущения размешивания и разогревания в глубине живота, области даньтянь, а не на поверхности кожи.

Стояние столбом

На протяжении всего упражнения положение и состояние остается неизменным. Во избежание “потери старых зубов” зубы смыкаются с некоторым усилием. Слюну, накапливающуюся во рту, сглатываем и “погружаем в даньтянь” при переходах между упражнениями.

1. Сжатие кулаков

Руки сжать в кулаки, большие пальцы отогнуть и коснуться бедер. На вдохе сильнее сжимать кулаки, на выдохе “наполнять” их, одновременно оттягивая большие пальцы как можно выше вверх. Плечи остаются расслабленными.

2. Надавливание ладонями

Поместить ладони параллельно полу, пальцами строго в стороны. На вдохе натягиваем кончики пальцев на себя, на выдохе давим вниз основанием ладоней. Подмышки должны оставаться “пустыми”, пальцы не должны сгибаться.

3. Надавливание ладонями вперед

Ладони располагаются перед лицом, как бы отодвигая от себя препятствие, при этом большие и указательные пальцы попарно соприкасаются, образуя треугольник. Взгляд направлен в центр этого треугольника. На вдохе натягивать пальцы, на выдохе давить перед собой, “удлиняя руки”. Очень важно сохранять спину “медвежьей”, избегая сведения лопаток.

4. Поддерживание ладонями по сторонам

Развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вверх. На каждом вдохе вытягивать пальцы в стороны, с каждым выдохом усиливать ощущение большого груза, лежащего на ладонях. Сохраняем плечи опущенными и руки растянутыми.

5. Разведение локтей

Это первое из двух динамических упражнений в комплексе. Обе ладони смыкаются перед грудью, большие пальцы касаются тела, остальные четыре обращены строго вверх. Локти подняты горизонтально (в положение, в котором на них можно поставить чашку). На вдохе локти растягиваем в стороны, но не за спину. На выдохе с усилием сводим ладони вместе и надавливаем ими друг на друга. Каждое следующее отведение локтей – чуть дальше. Избегаем сведения лопаток растягивая спину вместе с локтями.

6. Отталкивание стен

Разводим руки в стороны на уровне плеч с ладонями, направленными от себя. Натягиваем на себя пальцы на вдохе и толкаем основаниями ладоней на выдохе, как бы раздвигая стены воображаемого коридора. Плечи должны оставаться опущенными и руки – растянутыми.

7. Поддерживание неба

Подняв руки над головой, соединить большие и указательные пальцы треугольником, смотреть в центр этого треугольника. Натягивать на вдохе и отталкивать ладонями небо над собой на выдохе. Важно, чтобы спина оставалась расправленной, без прогиба и руки находились точно над собой – создавая строго вертикальное усилие от опоры к небу.

8. Наклоны с выдохами и вдохами

Из положения “стояния столбом” полностью расслабить руки, избегая малейшего напряжения. На выдохе согнуться в пояснице вниз, опуская руки к земле. На вдохе подняться в исходное положение, “вытаскивая” расслабленные руки с помощью поясницы. Каждый следующий наклон должен быть чуть глубже. Спина, за исключением поясницы, должна оставаться ровной и не изменяться. Не используем дыхательную мускулатуру – опускаясь, тело сжимает живот и выталкивает воздух наружу, поднимаясь – растягивается и втягивает.

Самомассаж

После предыдущих упражнений массируем тело, убирая любые закрепощения. Вначале руки, от ладоней до плеч, затем лицо, корпус и ноги. Обратите внимание, массаж должен вызывать не ощущение “стирания”, а чувство возвращения энергии в тело.

Стояние столбом

Несколько минут стояния столбом для “усваивания” новой энергии.

URL: http://reiki2001.euro.ru/ijinjing.html

Доброго времени суток, Бойцы! В этой статье я опишу уникальный комплекс цигун, для начинающих изучать психофизические практики людей. В самом Китае он весьма популярен за счёт простоты, доходчивости и быстрого тренировочного эффекта.

Выбирая среди сотен подобного рода комплексов, я руководствовался следующими соображениями. Во-первых, комплекс цигуна, для начинающих изучать психопрактики, должен быть простым и понятным.

Во-вторых, комплекс цигуна для начинающих должен быть интересным! Ну, и в третьих, от комплекса должен чувствоваться быстрый положительный эффект, что немаловажно, поскольку человек так устроен, что он не будет много лет разучивать нечто, от чего нет результата.

Как-бы сам не стану утверждать, что этот комплекс сильно простой, поскольку таковые бывают и много проще, но то, что он весьма интересен и приносить огромную пользу – это несомненно! И в этом причина, что выбор был сделан в его пользу.

Следует отметить тот факт, что о цигуне я уже делал статью под названием « » и который можно без боязни практиковать, поскольку оно уникально настолько, что риск получить какие-то побочные отрицательные эффекты, ничтожно мал. Но то упражнение было чисто интуитивного плана, хотя активизация энергетики была очень быстрой. Этот же комплекс цигуна для начинающих, сконструирован так, что своим жёстким порядком движений прорабатывает всё тело: это очень важно, если человек хочет заложить прочный фундамент для своего дальнейшего роста не только в психофизическом плане, но и в практике такого боевого искусства, как .

1. Чем отличаются цигун-комплексы различных школ боя внутренних направлений.

Если коснуться темы психотренинга немного подробнее, то практически каждой школе БИ, особенно даосского направления, были присущи индивидуальные цигун-комплексы, заточенные исключительно под его особенности.

Заметьте, что начальные упражнения по развитию энергетики совпадали почти во всех школах боевых искусств. Разнились именно цигун-комплексы. Это связано прежде всего с тем, что каждой школе характерна своя специфическая работа, а чтобы сделать её наиболее эффективной, разрабатывались психофизические комплексы, делающие упор на характерные черты своей школы.

Так, например, цигун-комплекс стиля чтобы «Белый журавль» изначально разрабатывался с той целью, чтобы повысить хлесткую силу рук. В «орлином когте» упор делается на развитии силы пальцев, а цигун-комплекс багуа-чжан, о котором и пойдёт сегодня речь, прорабатывает скручивания тела, его повороты, вращения и закручивания конечностей, а также, круговые перемещения. То есть, данный комплекс для начинающих, помимо всего прочего, способствует обретению навыка кругового движения, о котором мы уже многократно говорили.

2. Описание комплекса цигуна для начинающих.

Комплекс “Цигун поворотов и вращений” состоит всего из восьми движений, выполняемых как на месте, так и в движении.
Все полезные эффекты этого комплекса цигуна для начинающих, можно выразить в одном предложении: он объединяет внутренние И, Ци и Цзинь со внешними структурами сухожилий, костей и мышц. В «переводе на русский» это предложение звучит, как: «Благодаря поворотам и вращениям, комплекс отлично стимулирует все суставы и мышцы, подвергая их дозированному стрессу, т.е. такой нагрузке, которая нагружает мышцы и связки оптимально для каждого человека». Круговые движения комплекса также стимулируют акупунктурные полости, поскольку задействует близлежайшие мышцы.

Данный комплекс был создан даосами, а даосы, если кто не в курсе, ставили своей целью достижения бессмертия в физическом теле. В поисках решения этой сверхзадачи, им было создано великое множество просто уникальных оздоровительных комплексов, упражнений и методик и много таких разработок было сплавлено в одно целое с боевыми искусствами.

Я постарался изложить этот цигун, для начинающих людей максимально подробно, но если что будет непонятно, задавайте вопросы, а теперь, приступим к самому упражнению.

Цигун для начинающих. Подготовительная поза.

Суть этой позиции заключается в успокоении эмоционального ума, остановки внутреннего диалога и настройки на предстоящий тренинг.

Позиция. Человек стоит прямо, ноги вместе, руки свободно опущены — внешне это всё. Внутренне же человек должен быть полностью сконцентрирован на предстоящей тренировке. Ни одной лишней мысли! Только предстоящий комплекс! Время выделено, домочадцы предупреждены или ещё лучше: отсутствуют. Телефон и вовсе отключен.

Цигун для начинающих. Поза «взращивание эликсира».

Его целью является накопление энергетики в области нижнего дань-тяня, используя в качестве привязки для манипулированию энергетикой, собственное дыхание. Во время вдоха, внимание должно быть направлено на область под пупком, куда ведётся энергия из всех четырёх конечностей. Во время выдоха, энергия идёт вверх и обратно в конечности. При этом идёт расслабление и распрямление всех суставов рук и плеч. Получается, что во время выдоха, ци идёт вдоль позвоночника, проходит плечи, локти и достигает пальцев. Одновременно, она через таз, колени и лодыжки, достигает пальцев ног.

Физическая работа. Из естественной позиции этого комплекса цигуна для начинающих, человеку необходимо перенести вес тела на правую ногу и отставить левую влево на ширину примерно плеч, при этом колени немного согнуты и расположены прямо над точками юн-чюань. Пальцы ног как-будто вцепляются в пол — так идёт активизация внутренних «насосов» ног. Совершая обнимающее движение ладонями, необходимо перенести вес тела чут-чуть назад. Руки приподнимаем на уровень поясницы, пальцы смотрят косо вниз, ладони смотрят друг на друга. Плечи расслаблены, руки опущены, запястья распрямлены, расстояние между кончиками пальцев примерно сантиметров тридцать, тридцат пять, руки будто что-то обнимают: обычно автоматически активизируется мысленный образ шара.

Было бы очень неплохо предварительными упражнениями научится чувствовать этот шар, потому что удерживая его на уровне дань-тяня, человек само собой начинает вовлекать в работу и зону под пупком. Как научиться этот шар чувствовать, читаем в этом уроке (). Грудь необходимо расслабить, а для этого её необходимо некоторым образом «втянуть»: тут лучше попрактиковаться отдельно, чтобы понять нюансы. Голова должна ощущатся так, словно она подвешена за нить.

Поза выдерживается шестнадцать циклов брюшного дыхания. Дышите естественно и с удовольствием, но и не зацикливайтесь на нём! Ваша цель состоит в концентрации на животе под пупком.

Цигун для начинающих. Поза «Толкания жернова».

Для правильного выполнения этой части, применяется мыслеобраз постоянного прокручивания большого колеса в горизонтальной плоскости со следующим правилом: “На вдохе толкаешь, на выдохе тянешь — так поворачиваешь жернов”. Можно также представить, что ладони связаны с землёй столбом энергии, который и ведёт их по кругу, а можно и вообще мыслеобразы совместить: ошибкой это не будет.

Движения. Левое толкание: приставьте левую ногу к правой ноге — ладони при этом поворачиваются вниз (рис 3.). Из этой позиции, сделайте шаг левой вперёд и влево, описав ладонями горизонтальную дугу против часовой стрелки — выдох (рис 4). Далее, перенесите больше половины веса тела (примерно процентов 60) на заднюю ногу, возвращая ладони по дуге к животу — при этом совершите вдох (рис 5). Продолжайте переносить вес тела вперёд, и назад, описывая руками горизонтальный круг против часовой стрелке с обязательной координацией движений со вдохами и выдохами.
Всё это дело повторяется восемь раз. По окончании восьмого движения, перенесите весь вес тела на правую ногу, приставьте к ней левую и выпрямитесь, совершай вдох. Руки опущены, ладони находятся горизонтально пальцами вперёд (рис 6).

Далее, идёт правостороннее толкание, являющееся зеркальным отражением левосторонних движений.
Примечание. Существует два типа дыхания. Одним мы пользуемся постоянно — оно для нас привычно и естественно: при вдохе живот увеличивается, при выдохе — уменьшается. Это, так называемое, буддийское дыхание.

Существует ещё и другой вид дыхания, прямо противоположен первому: это когда при вдохе живот уменьшается, а при выдохе увеличивается. Этот вид дыхание способствует проявлению большей силы, чем при буддийском дыхании, а потому, совершенно необходимо его освоить.

Цигун для начинающих. Поза «вращения ладоней».

Указание. Поза вращения ладоней нарабатывает четыре вида усилия. Это «Накатывание», «Прокалывание», «Борьба» и «Заворачивание». Когда вы будете отрабатывать повороты ладоней наружу и возвращать их назад, то в этих движениях должно появляться ощущение этих четырёх усилий.

Усилие «Накатывания» должно возникать при вращении рук, усилие «Прокалывания» возникает в момент протыкающего движения вперёд, т.е. в момент вытягивания руки. Усилие «Рывка» связано с посадкой ладоней, а вот усилие «Заворачивания» — с ощущением того, что руки, точнее ладони, от кончиков пальцев до основания большого пальца, как-бы обволакивают что-то. То есть, четвёртая поза учит скоординированной физической работе телом с мыслеобразами.

Движения. Левое вращение ладоней. Начинаем вдохом цикл дыхания, совершая при этом шаг вперёд-влево примерно на 15 градусов, левой ногой. На неё переносится примерно 30 процентов веса тела, остальные проценты приходятся на правую. Вытяните обе руки вперёд, ладони вверх (рис 8). Разверните туловище тоже влево, одновременно разворачивая ладони наружу (рис 9). Тут основное требование такое, чтобы ваши ладони и пятка задней ноги должны находиться почти что в одной вертикальной плоскости.

Направьте оба указательных пальца вверх, немного согнув остальные пальцы: этими микродвижениями необходимо сработать так, чтобы возникло ощущение находящихся в каждой руке по луку. Смотреть необходимо на указательный палец верхней руки. Совершаем полный выдох.

Эта поза сохраняется на протяжении восьми дыхательных циклов, при этом следует обращать внимание на поток энергии и активизацию мышц. Дыхание естественное: обычное, свободное и не форсированное. При каждом выдохе, ци из нижнего дань-тяня должна направляться в конечности и чтобы этот поток был наиболее полон и легок, совершенно необходимо расслабить конечности тела — сустав за суставом. Спина после вытягивания рук, должна быть несколько округлена, в руках ощущение сжимания, в центрах ладоней наоборот — чувство расширения. Пальцы ног как-бы вцепляются в землю, грудь расслаблена, голова словно подвешена на веревочке.

По окончании последнего выдоха, поверните туловище в обратную сторону, пока оно не окажется в положении «вперёд», одновременно выпрямляя руки перед собой — начинается вдох (рис 10). Затем левая нога подтягивается к правой, а руки опускаются — конец вдоха. Вы принимаете положение, как перед началом исполнения этой ладони (рис 11).
Тоже самое нужно выполнить и на другую сторону тела.

Примечание. Как почувствовать четыре вида усилия. Несколько непонятно усилие “накатывания”: на этот счёт никаких пояснений нет. А вот усилие “прокалывания” довольно-таки легко сформировать. Для этого достаточно при отработке прямых движений представлять, что они проникают сквозь что-то узкое, например, через угольное ушко.

С усилием рывка мы все хорошо знакомы, только тут его необходимо переложить на посадку ладоней. А вот чтобы сформировать усилие заворачивания, нужно немного поработать отдельно. Нужно взять в руки большой кусок материи, например, простынь, и сделать им несколько движений, словно накрываете что-то. Это и есть “заворачивание”.

Цигун для начинающих. Поза «охватывающего поворота».

Указание. Необходимо, чтобы у человека выработался навык по управлению усилием поясницей и в этом суть позы «охватывающего поворота». Повороты в этом отделе тела рождают маховые движения руками и в каждом движении — от ступней к пояснице и от пояснице к кончикам пальцев — тело участвует как единое целое.

Движения непрерывны и происходят так, что именно поясница заставляет делать руки совершать маховые кругообразные движения. Во время удара ладони бьют по пояснице, выдох ускоряется, во время совершения остальных движений оно естественное: ровное, плавное и не форсированное.

Движения. Левый охватывающий поворот. Нужно перенести вес тела на правую ногу и сделать левой ногой шаг влево на ширину примерно плеч — начинается вдох. Далее идёт перенос веса тела на левую ногу (рис 12) и одновременно с этим руки вытягиваются вверх и влево ладонями вверх — тут вдох заканчивается.

Перенесите вес на правую ногу (рис 13) и сделайте мах руками в горизонтальной плоскости вправо так, чтобы левая ладонь шлёпнула по опоясывающему сосуду дай-май, проходящему вдоль поясницы. Взгляд направлен на правую руку — совершаем полный выдох.

Далее. Впиваемся в пол пальцами, поворачиваемся обратно и распределяем вес тела поровну между ногами. Не останавливаясь, поворачиваемся всем туловищем влево как можно дальше: левая ладонь при этом действии, движется за спину вдоль дай-май влево — ладонь смотрит вверх (рис 14). Правая рука идёт вниз к левой стороне поясницы. Совершаем вдох. Взгляд в направлении левой руки. Переносим вес на левую ногу и разворачиваем тело в пояснице, распрямляя руки, правая ладонь при этом действии, касается локтя левой (рис 15). Выдох.

Правый охватывающий поворот является отражением левого. Основное здесь то, что эти повороты чередуются между собой, а не исполняются так, что сначала делается полностью на одну сторону нужное количество раз, а потом на другую. Чередование идёт до тех пор, пока на каждую сторону тела не будет сделано по восемь движений.

Упражнение завершается поворотом вперёд, как в исходном положении, вес между ногами распределяется поровну, руки вытягиваются перед собой — вдох (рис 16). Далее, левая нога приставляется к правой, руки опускаются и совершается выдох.

Цигун для начинающих. Поза “Скрученного поворота”.

Одним из плюсов этого цигун-комплекса для начинающих, является наработка чувства личной двигательной сферы. А личная двигательная сфера постигается не только посредством наработки круговых движений, но и посредством ходьбы по кругу в том числе.

Указание. При перемещении по кругу, голова, тело и руки скручиваются к центру этого круга, наподобие верёвки, но следует заметить, что в тоже время, голова должна оставаться прямой, с ощущением подвешенности и не должно быть поднятых плеч.

При поворотах, мышцы туловища задействуйте постепенно. Когда будете удерживать позу, должно возникнуть чувство, что вы словно верёвка, которая скручена вдоль оси, или, если так удобней, бельё, которое выжимают. Когда совершаете выдох, немножко выталкивайте нижнюю ладонь назад и продолжайте чуток поворачивать вытянутую руку — эти манипуляции должны привести к чувству напряжения в туловище. Взгляд направлен через плечо понятой руки.

Движения. Левый скрученный поворот. Отставьте левую ступню влево примерно на тридцать сантиметров, а руками совершите движения, словно вы обхватили шар (рис 18). С течением времени, каждый раз при принятии этого положения, в руках будет сам собой активизироваться ясно чувствуемый образ шара: это нормально и говорит о прогрессе. Вдох.
Поверните внутрь правую ступню примерно на сорок пять градусов, разворачивая корпус влево (рис 19). Начинайте поворачивать левую ступню наружу настолько, насколько это возможно физически, поднимая и разворачивая при этом левую ладонь над головой, а правой ладонью совершайте движение, будь-то толкаете что-то в направлении левой подмышки (рис 20). Идёт выдох.

Это положение необходимо удерживать на протяжении восьми дыхательных циклов брюшного дыхания. Когда закончится последний цикл, разворачиваемся в первоначальное положение, только теперь левая рука будет сверху, а правая будет поддерживать шар от падения (рис 21).

Завершив упражнение, поворачиваем тело и разворачиваем ступни так, чтобы оказаться в позиции, как перед началом выполнения комплекса (рис 22).

Цигун для начинающих. Поза «протыкающего поворота».

Указание. Эта поза нарабатывает устойчивость и плавность при перемещении маховым и задерживающими способами ходьбы. Схема перемещений седьмой позы, приведены ниже и с которой необходимо всё время сверятся, пока не появится должный навык перемещения. Учтите, что рисунки сделаны с разных ракурсов.

Диаметр круга перемещения зависит от длины шага и от угла постановки ступней: вполне возможно, что в начале практики, удобнее будет ходить по кругу большего диаметра, потому что ступни надо будет ставить под меньшими углами. И, соответственно с опытом, углы постановки можно уменьшать, уменьшая и диаметр круга перемещений.

Показания. Мыслеобразы для шагания: когда идёт отталкивание задней ноги, нужно суметь почувствовать, что она словно отталкивается от почвы. Когда нога выносится вперёд, должно возникнуть чувство пинания, словно по мячу. Когда эта движущаяся нога проходит опорную, должно возникнуть ощущение «разведения ногами в стороны чего-то». Когда нога заканчивает шаг и касается земли, то она должна ещё несколько скользнуть вперёд, словно по грязи и с чувством «нащупывания» чего-то перед собой.

Движения. Исходное положение стандартное (рис 23). Сделайте вдох и совершите шаг вперёд левой ногой и поверните ладони влево, словно в позе вращения ладоней (рис 24).

Далее. Руки остаются на месте, но левая ступня поворачивается немного влево и совершается шаг по дуге правой ногой, ступню направив внутрь (рис 25). Снова совершается шаг по дуге левой ногой, ступня направлена внутрь (рис 26). После этого, правая ступня приставляется к левой и тоже немного повёрнута внутрь. В итоге, носки обеих ног смотрят немного внутрь, руки же при этом направлены несколько влево (рис 27).

Далее, поворачиваем корпус вправо до тех пор, пока руки не окажутся перед грудью и тогда начинайте опускать левую ладонь. Опустив её, выполните над ней протыкающее движение вперёд правой рукой ладонью вверх (рис 29). Одновременно с этим действием, совершите шаг вперёд левой (рис 30). Далее, делается шаг вперёд правой ногой по дуге, протягивая и проворачивая ладони вправо (рис 31).

Далее, хитрое движение: руки остаются на месте при перемещении по кругу в количестве пяти шагов: руки направлены в сторону гипотетического центра, образованного кругом перемещения (рис 32). На пятом шаге, ступни приставляются друг к другу, носками внутрь (рис 38).

Совершаем поворот туловищем, пока руки не будут прямо перед грудью (рис 39). Как только это случилось, начинайте опускать правую ладонь и совершите над ней протыкающее движение левой рукой (ладонь смотрит вверх) с одновременным шагом вперёд правой (рис 40).

Затем шагните левой ногой по дуге, протягивая и поворачивая ладони влево (рис 41). Сделайте два шага по дуге, руки в это время остаются на месте (рис. 41 и 42).

Далее, совершаем три шага по дуге, как на рисунках 43, 44, 45. Здесь вы окажетесь в позиции для выполнения ещё одного правого протыкания над рукой (рис 46). Повторите правое и левое протыкание ещё семь раз.

Для завершения этого упражнения, нужно после проведения последнего левого протыкания над рукой, выполнить движение нижеследующей, восьмой позы.

Цигун для начинающих. Завершающая позиция.

Указание. В позиции, с которой начинается восьмая завершающая поза, необходимо сделать небольшую паузу, а затем продолжить без остановок до конца. В конечной позиции также несколько минут находимся в неподвижном состоянии, чтобы энергетика вернулась туда, откуда начала свой путь: в нижний дань-тянь.

Движения. Оказавшись в позе уже изученных выше «поворачивающих ладоней», необходимо сделать небольшую паузу (рис 47), а далее, отработать без остановок до конца.

То есть, из положения (рис 47), приставляем правую ступню к левой — носки повёрнуты внутрь и смотрят друг на друга (рис 48). Сначала опустите правую руку, а затем поднимите её по кругу вправо, развернув при этом ладони обеих рук вверх (рис 49). Поднимите обе руки над головой, вдохните и опустите их перед собой (рис 50). Начинаем делать выдох.
Продолжаем опускать их и выпрямлять ноги, разводя при этом руки по бокам. Разверните правую ступню так, чтобы она смотрела вперёд и приставьте к ней левую. Завершите выдох (рис 50). Всё!

Как разучивать этот цигун-комплекс для начинающих.

Разучивая этот комплекс цигун, начинающим нет необходимости сразу же приступать к выполнению его целиком. Необходимо присмотреться к нему, мысленно проработать каждое движение, нюансы переходов с одного движения на другое, от одной позы к другой — это уже будет тренировка и когда вы приступите к физическому тренингу, то заметите, что вам не надо будет задумываться, какое упражнение и как делать, поскольку в результате мысленной проработки, тело практически будет работать без участия мозга!

Я понимаю, что многим не терпится сразу же приступить к выполнению комплекса целиком, но для начала, достаточно начать с какого-то одного движения, но отработать его буквально до естественной чистоты и плавности движений: так, чтобы впоследствии, не возвращаться постоянно к слабо изученному разделу.

Затем изучить следующую позицию, затем ещё следующую — до тех пор, пока все восемь движений не будут отработаны как надо. Объединив же их все, получим то, к чему стремились: к упражнению, которое будет долгие годы поддерживать вас в тонусе, а если дополнительно к нему, вы ещё будете вдобавок тренировать себя на сверхбыстрые движения, например, вот этими, взятыми из арсенала древних систем боя, то вы не будете двигаться по-жизни с ощущением, словно с вас содрали всю кожу, а внутрь тела налили цемент!

Статьи небольшой итог.

1. Вот такой вот опус получился — с меня семь потов сошло, чтобы полностью проиллюстрировать этот комплекс цигун для начинающих. Пришлось даже освоить соответствующую программу по анимации, в которой выставлял «актёра» в необходимые позы, а потом сохранял его скриншотами. Но, считаю, что эта статья стоила потраченного на неё времени: очень уж это интересный комплекс. Опять же, ставится навык кругового движения, что нас весьма интересует, поскольку круговое движение основа любой пластичной системы боя.

2. Если вы изучили всё это дело внимательно, думаю поняли, что данный комплекс для начинающих, скачком не освоишь: уж очень много нюансов. И хоть человек пытается быстро решить взятые на себя обязательства и с чистой совестью отставить в сторону, в этом случае, такой подход не пройдёт, потому что нельзя изменить собственное тело, а уж тем более состояние мозга, за неделю или даже год тренировок. Любое упражнение, направленное на развитие собственной личности, выполняется годами и даже этот комплекс цигуна для начинающих здесь не исключение, поскольку тренинг есть тренинг.

Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже: