Уникальная система оздоровления. Упражнения, работа со скрытыми энергиями, медитации и настрои Кацудзо Ниши
Обратное брюшное дыхание - «даосское дыхание»
Обратное брюшное дыхание?-? «даосское дыхание»
«Даосское дыхание» используется при занятиях боевыми искусствами. Оно позволяет быстро увеличить энергию тела при условии, что вы вдыхаете и выдыхаете воздух через нос.
При вдохе вы втягиваете живот, максимально наполняя грудную клетку воздухом (новичкам делать это не советую?-?может закружиться голова, а курящие могут даже потерять сознание). При выдохе живот надувается и немного выдается вперед.
Без учителя или в начале занятий дыхательными упражнениями применять «даосское дыхание» следует не дольше 2–3 минут.
Из книги Йога для запада автора Кернейц С
Дыхательные упражнения. Простое полное дыхание. Попеременное дыхание. Гимнастические упражнения. В логическом плане кажется более последовательным начинать физическое обучение с упражнений, которые работают с кровообращением, ибо, как мы уже отмечали раньше, оно
Из книги Прививка от стресса [Как стать хозяином своей жизни] автора Синельников Валерий ДЫХАНИЕ Дыхание, как и сердцебиение, – это такое поведение человека, которое им, как правило, не осознается. Поэтому, если вы присоединитесь к дыханию, то это окажет на него очень сильное влияние.УпражнениеНайдите для себя время и возможность и поупражняйтесь в течение
Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь
198. Всегда ли при выполнении разных видов цигуна необходимы статическая концентрация сознания на даньтяне и брюшное дыхание Некоторые считают, что при выполнении любого цигуна следует концентрировать внимание на даньтяне и осуществлять брюшное дыхание. Данная точка
Из книги Йога автора Аткинсон Вильям Волкер Глава VI ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ И ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ РОТ Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы научиться дышать носом и победить обычную привычку – дышать ртом.Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело
Из книги Действовать или ждать? Вопросы и ответы автора Кэрролл Ли
Дыхание Вопрос: Дорогой Крайон, я хотел бы узнать немного больше о той форме многомерной жизни, что присутствует в воздухе. Каким образом она воздействует на нас? Как она воздействует на наше дыхание? Можно ли сказать, что дыхание само по себе является многомерным
Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н. ДЫХАНИЕ Великое Дыхание, о котором говорит оккультизм, – это Дыхание Божие. Когда это Дыхание распространилось, оно привело хаос в порядок и форму. Иными словами, заложило основу проявленной Вселенной. Великое Дыхание также создало семь иерархическим планов с их
Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Брахмачари Свами
Из книги Играющий в пустоте. Мифология многоликости автора Демчог Вадим Викторович
Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик
Виртуальное дыхание, или Дыхание Мифа Это дыхание Героя, или, говоря словами могучего безумца Ницше, дыхание Космического Танцора. Уже в одном цикле это дыхание заключает в себе грандиозную мистерию «смерти и возрождения».И почему оно так важно? Дело в том, что наше
Из книги Йога для начинающих автора Бережнова И. А. Дыхание Наш пульс, если мы специально не тренировались, преимущественно не подвластен контролю сознания, но дыхание может одновременно и находиться под нашим контролем, и осуществляться автоматически. Чтобы понять, каковы границы этого контроля и какую жизненно важную
Из книги Человек-дельфин автора Майоль Жак
Дыхание При выполнении различных упражнений или асан необходимо правильно дышать. Для каждого конкретного случая подходит определенный тип дыхания. Ниже будет рассказано о некоторых из них.Полное глубокое дыханиеОно сочетает в себе 3 вида дыхания: брюшное, среднее и
Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри
Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир Васильевич
238 Дыхание Когда дыхание полноценно, все остальное становится на свои места. Дыхание есть жизнь. Люди пренебрегают дыханием, не обращают на него внимания. Но любая перемена, которая только случится, случится благодаря перемене в дыхании. Каждый человек дышит неправильно,
Из книги Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу автора Либермайстер Свагито Р. ДЫХАНИЕ Ещё один способ обойти нежелание ума медитировать – это дать ему какое-нибудь задание, чтобы он был занят. Слежение за дыханием – лучший способ занять ум, успокоить его и повести за собой.Когда в уме появляется множество разных мыслей, когда он мечется, начинайте
Из книги Уникальная система оздоровления. Упражнения, работа со скрытыми энергиями, медитации и настрои автора Кацудзо Ниши
Глава 14 Алмазное дыхание: дыхание Будд Девапат Экстаз означает выйти – из всех оболочек и всех защит, из всех эго и всех удобств, всех смерти подобных стен. Быть в экстазе – значит выйти, быть свободным. (Ошо) Японский Будда сидит в экстазе, показывая нам своим большим
Из книги автора Грудное дыхание?-? дыхание силы Этот вид дыхания применяется для обретения силы при тяжелом физическом труде, например переноске тяжестей, перекатывании крупных камней и тяжелых стволов деревьев, а также при подготовке спортсменов, водолазов и в боевых Это упражнение даст отдых и вашему телу, и вашему уму, и вашему сознанию, оно расслабит вас и даст ощущение комфорта и легкости.Когда вы достигли ощущения внутреннего комфорта и смогли поддерживать это состояние в течение достаточно долгого времени, вы можете получить доступ к контролю своего настроения. Теперь вы сможете регулировать свое настроение по своей воле и достигать того настроения, которое вам нужно. Поможет в этом следующее упражнение.Упражнение «Хорошее настроение» Исходное положение: сесть или лечь в удобную для вас позу. Закройте глаза. Дышите полным дыханием. Вспомните то время вашей жизни, когда вы были в хорошем настроении — в том настроении, в котором вы хотели бы быть и сейчас. Вспомните себя в тот момент — как вы выглядели, чем были окружены, какие цвета, краски, звуки окружали вас тогда? Как можно более ярко представьте свой собственный образ в самом приятном настроении, окруженный самыми приятными звуками и красками. Все это время продолжайте дышать полным дыханием.Когда ваш образ в нужном настроении как следует сформируется перед вашим внутренним взором, мысленно пошлите струю выдыхаемого воздуха прямо в этот образ. Представьте себе, что вы дышите — вдыхаете и выдыхаете — через этот образ. Вы насыщаете образ воздухом и вместе с воздухом энергией.Теперь начинайте втягивать воздух и энергию через образ обратно в себя.Уже 10-12 таких вдохов и выдохов помогут вам вернуться в то приятное состояние, о котором вы мечтаете. Вы заметите, что ваше настроение неописуемым образом изменилось.Повторение этого упражнения утром и вечером наряду с предыдущим упражнением и повседневной привычкой к полному дыханию сделает ваш настрой положительным, ровным и комфортным.Научившись управлять своим настроением, вы справитесь по меньшей мере с одной разновидностью пагубной энергии — с унынием. Значит, вы избавите себя от болезней, связанных с этой пагубной энергией, и станете намного сильнее, так как освободите в своем теле место для притока свежей, здоровой жизненной силы.А теперь поговорим о том, как избавиться от других пороков, от других разновидностей пагубной энергии?Как избавиться от гнева Гнев и злость — большие пороки, не дающие нам быть спокойными и здоровыми. Когда человек в гневе, его дыхание перестает быть упорядоченным.А древние говорили, что если дыхание человека неупорядочено, то и ки его замутнена. Замутненная ки при неупорядоченном дыхании становится неуправляемой и может причинить много бед, словно бурная река, вышедшая из берегов и сметающая все на своем пути.Гнев и злость разрушают не только все, что вокруг, но и самого человека, подвластного этим пагубным энергиям. Обуздывать гнев и злость силой не стоит, нельзя приказывать себе не злиться и не гневаться — от этого может произойти еще большая беда — гнев и злость не исчезнут, а просто уйдут в глубь вашего тела, чтобы преобразоваться там в болезни или в другую пагубную энергию — например, в страх или в уныние. Приказать гневу уйти нельзя, но его можно победить другим путем — с помощью дыхания.Попробуйте, дыша полным дыханием, посмотреть на свой гнев со стороны, с позиции стороннего наблюдателя, созерцателя. Ничего не делайте со своим гневом, просто смотрите на него, наблюдайте, фиксируйте, как он бурлит в вас, как воздействует на вас, каковы реакции вашего тела. Достичь состояния отрешенного наблюдателя — значит, в большой степени справиться с гневом. Поможет в этом следующее упражнение.Исходное положение: устройтесь удобно на стуле, на кровати или в мягком кресле. Сделайте максимально долгий вдох через обе ноздри (очень важно, чтобы вдох был медленным и очень тихим — иначе он не сможет быть долгим), долгий-долгий вдох, тяните его как можно дольше, как только сможете. Дышите как можно тише, как можно более плавно, как можно более спокойно!Задержите дыхание настолько, насколько сможете, но чтобы не доставлять себе больших неудобств. Во время задержки дыхания считайте медленно от 1 до 15. Если ваша задержка дыхания на этом не кончится, продолжайте счет в обратном порядке от 15, затем снова до 15, и так далее.Теперь начинайте как можно медленнее и как можно тише выдыхать — до тех пор, пока легкие полностью не освободятся от воздуха.Соотношение продолжительности вдоха, задержки дыхания и выдоха произвольно, пусть оно будет таким, как вам удобно, но очень важно, чтобы и вдох, и выдох были полными, чтобы при вдохе легкие полностью заполнялись воздухом, а при выдохе весь воздух без остатка выходил из легких.Проделав это упражнение, вы почувствуете, как все мышцы расслабляются, во всем организме устанавливается гармония, сознание успокаивается, и невыразимый покой, мир и блаженство нисходят к вам.Упражнение по достижению состояния созерцателя Исходное положение: встать или сесть, как вам удобно.Начинайте дышать полным дыханием.Сосредоточьтесь на области живота чуть ниже пупка. Представьте, что это самый центр всего вашего существа. Теперь представьте, что в пространстве вокруг вас разлито ярко-желтое ровное рассеянное свечение — энергия ки и вы вдыхаете его вместе с воздухом. Вдыхая, направляйте поток воздуха и энергии прямо в область чуть ниже пупка.(Выдыхаете тоже из этой области.) Область пупка заполняется энергией — ярко-желтым свечением. Все больше концентрируйтесь на этой области. Мысленно поместите туда ваше сознание — представьте себе, что именно оттуда вы смотрите на все окружающее, именно оттуда воспринимаете мир вокруг себя и себя самого.Продолжая вдыхать и выдыхать потоки энергии, посмотрите из этой области на свое состояние, на свой гнев, на свою злость. Смотрите как бы со стороны, отступившись от себя, от своих чувств. Не правда ли, они уже частично, если не полностью, рассеялись? Состояние созерцателя, выполненное правильно, позволяет справиться не только с гневом, но и практически со всеми пагубными энергиями. При гневе оно особенно необходимо, но и особенно трудно достижимо. Если гнев не ушел в результате одного только созерцания, если вы чувствуете, что вот-вот потеряете равновесие из-за недобрых мыслей, сделайте следующее упражнение.Как преодолеть печаль и скорбь Печаль и скорбь — разновидность пагубной энергии, которая отрезает нас от жизненной силы и открывает дорогу болезням. Печаль и скорбь — не только барьер, мешающий войти в наше тело жизненной силе, но это еще и барьер, мешающий нам видеть жизнь в ее реальности, жизнь такой, какая она есть. Жизнь не может быть ни хорошей, ни плохой: в ней есть все — добро уравновешивается злом, плохое уравновешивается хорошим. Тот, кто вошел в состояние душевного покоя, видит жизнь такой, как она есть, не поддается своим чувствам. Ведь если мы печалимся и скорбим, жизнь нам кажется плохой, но это не потому, что она на самом деле плохая, а только потому, что таковы наши чувства. Наши чувства — вот что делает нашу жизнь плохой, а вовсе не сама жизнь!Захваченные печалью и скорбью, мы видим себя, людей и обстоятельства не такими, какие они есть. В жизни все так устроено, что нет только плохого или только хорошего. В плохом всегда есть хорошее, а в хорошем — плохое. Когда мы печалимся и скорбим, мы видим в обстоятельствах своей жизни, в своей ситуации только плохое, не замечая хорошего. Мы обедняем себя и свою жизнь, мы загоняем себя в тупик, так как теряем способность спокойно воспринимать то, что происходит, и видеть хорошее.Обрести контроль над своим состоянием — значит, победить печаль и скорбь, значит, увидеть жизнь такой, какая она есть, значит, понять и принять жизнь и полюбить ее во всех ее проявлениях, значит, войти в глубокий внутренний покой и умиротворение.Печаль и скорбь поражает людей потому, что они не умеют жить в настоящем. Печалимся и скорбим мы всегда либо по тому, что осталось в прошлом, либо по тому, чего опасаемся в будущем. Человека, которого никогда нет в настоящем моменте, потому что он полностью в прошлом либо в будущем, легко ловят на свою удочку скорбь и печаль. Наш ум все время забит воспоминаниями или желаниями, фантазиями или сожалениями — и все это уносит нас из настоящего момента, а ведь только настоящий момент и есть жизнь. В прошлом нас уже нет, в будущем нас еще нет, вся наша жизнь — здесь и сейчас. Но получается, что здесь и сейчас нас как раз и нет! Где же тогда наша жизнь? И жизнь рассеивается, уходит сквозь пальцы, мы не с нею, нам всегда не по дороге с ней, когда мы в прошлом или в будущем, но не в настоящем. Тот, кто упустил настоящий момент, — упустил все: пауза между его рождением и смертью так и осталась незаполненной!Вы можете вернуть себе жизнь, вы можете больше не упускать ее сквозь пальцы, можете сделать так, чтобы она не проходила мимо вас только тогда, когда вернете себе ощущение настоящего момента бытия, ощущение, что вы живете здесь и сейчас. И тогда вы увидите, что здесь и сейчас нет скорби, нет печали, а есть лишь неимоверная искрящаяся полнота бытия.Дыхание — наш лучший помощник в достижении настоящего мига бытия, в освобождении своего ума от призраков прошлого и неясных очертаний будущего.Радуйтесь дыханию, ведь радость дыхания — это одно из величайших наслаждений жизни. Вслушивайтесь в дыхание, сосредоточивайтесь на дыхании, и вы обретете радость бытия в настоящий момент. Упражнение «Слушание дыхания» Исходное положение: лечь на жесткую поверхность на спину в удобную для вас позу. Проверьте, нет ли где в теле напряжения. Сбросьте излишнее напряжение.Начинайте дышать полным дыханием, следя за тем, как воздух входит в носовую полость, идет по дыхательным путям в легкие, наполняет легкие, затем идет обратно. Пусть дыхание будет тихим, абсолютно бесшумным, очень спокойным, и вы должны очень внимательно прислушиваться к нему, чтобы не упустить ни одного мига дыхания, чтобы каждую секунду слушать дыхание.Постепенно вы почувствуете, что нет мыслей — есть только сосредоточенность на дыхании; нет тревог, нет забот, нет ни прошлого, ни будущего — есть только дыхание, и это ваша единственная реальность: у вас нет больше ничего, ничего на свете, есть только этот миг- и ваше дыхание, и больше ничего!Вам, может быть, захочется плакать от того, что вы так бедны — у вас нет больше ничего, кроме этого мига и дыхания, но может быть, вам захочется плакать от того, что вы так богаты — у вас есть целая жизнь, у вас есть неисчерпаемость настоящего момента жизни, и у вас есть счастье дыхания! Это много, очень много — это все, что необходимо для жизни! Плачьте, от боли или от радости, плачьте — это очистительные слезы. И слушайте, слушайте свое дыхание, наслаждайтесь возможностью дышать так. Поупражнявшись в слушании дыхания, переходите к другой его разновидности — к счету дыхания. Продолжая слушать дыхание, начинайте считать дыхания, засчитывая один вдох и один выдох за единицу. Все органы вашего организма упорядочат свою работу под этот мерный счет. Тревожные мысли уйдут, вы войдете в состояние расслабленности.Если вы будете делать это упражнение перед сном, оно поможет вам спокойно заснуть, избавит от бессонницы, а утром обеспечит вам спокойное и радостное пробуждение и разум, освобожденный от печали и тоски.Как победить страх Каждому из нас ведомы путы страха. Даже тот, кто считает себя свободным, а не рабом, очень часто пребывает в самом страшном рабстве — рабстве страха. Много разновидностей страха преследует человека на его жизненном пути: страх перед будущим — страх, происходящий от неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне; страх смерти; страх потерять привязанность и любовь близких; страх заболеть; страх сделать ошибку и потерпеть неудачу; страх потери.Тот, кто регулярно занимается дыхательными упражнениями, выходит на новый уровень постижения бытия. Он постигает великий покой природы. Он понимает, что перед лицом великой бесконечной жизни наши неудачи, неуспехи, потери ничего не значат — по сравнению с огромностью жизни они очень, очень малы. Жизнь — выше и больше и значительно ценнее, чем все то, что мы боимся потерять в жизни, чем все то, что мы боимся не получить. Тот, кто ощутил, что жизнь — величественнее, выше, главнее и значимее, чем все наши страхи, наши успехи и обретения, наши неудачи и потери, тот, кто почувствовал эту ценность жизни, которая не уменьшается и не увеличивается от наших потерь и обретений, — тот обрел победу над страхами. Тот, кто может обеспечить себе приток большого количества жизненной силы, не боится ошибок и потерь.Он знает, что его жизненной силы хватит, чтобы исправить ошибку и пережить потерю. Восточная мудрость гласит: «Если ты упал, то поднимись не с пустыми руками». Это значит, что в каждой потере, в каждой ошибке есть зерно нового знания, новой мудрости, нового постижения бытия. Извлекая уроки из потрясений и ошибок, мы растем, мы движемся, мы живем. Воспринимая каждую ошибку, потрясение, потерю как возможность расти, получая новый опыт, извлекая новые уроки, мы избавляемся от страха, так как теперь каждую потерю мы можем преобразовать в обретение. Каждый тяжелый опыт мы можем преобразовать в опыт полезный, нужный, делающий нас сильнее и мудрее. Способность учиться на ошибках — это наука. И овладеет ею только тот, кто овладел контролем над своей энергией — ки. Если мы дышим правильно, мы не растрачиваем эту энергию попусту, мы контролируем ее и накапливаем. Это накопление энергии дает нам силы для извлечения опыта из ошибок и потрясений, и избавляет нас от страха перед ошибками и потрясениями. Тот, кто силен, — тот не боится. Дыхание дает нам силу — такую силу, о которой мы и не мечтали.Когда вас одолевают страхи, преодолеть их вам поможет следующее упражнение.Упражнение «Дыхание зимней спячки» Исходное положение: лечь расслабленно и спокойно на жесткую поверхность. Начинайте дышать полным дыханием.Теперь вспомните, как вы дышите, когда засыпаете или когда только проснулись. Это дыхание едва заметное, очень тихое и чрезвычайно замедленное. Верните себе такое сонное дыхание.Замедляйте свое дыхание, постепенно и медленно делайте его все тише, все медленнее, пусть оно становится совсем незаметным и тихим. Замедляйте дыхание настолько, насколько сможете, пусть оно будет все реже, реже…Прекрасно, если вам удастся довести число вдохов-выдохов до четырех в минуту (один вдох и один выдох — это один счет), и продержать такое дыхание хотя бы несколько минут. Делать его еще более редким и дышать так слишком долго для начала не рекомендуется. Уже несколько минут такого дыхания, когда оно едва заметно, приведет вас в состояние неописуемой свободы и покоя, и прежде всего свободы от всяких страхов.Почему это упражнение так целительно при страхах? Человеку, умеющему замедлять свое дыхание почти до полной его незаметности, уже ничего не должно быть страшно, потому что истинная, глубинная, скрытая причина почти любого страха — страх прекращения жизни, прекращения дыхания. Заметьте, как страх буквально парализует ваше дыхание. На некоторых языках слова «страх» и «удушье» очень похожи. Страх — почти то же самое, что удушье.Если вы научились замедлять свое дыхание по своей воле — значит, вы научились экономить дыхание, довольствоваться даже малым количеством воздуха. Этот способ дыхания широко применяют индийские йоги, и известен случай, когда йог находился в гробу под землей в течение семи дней — и все эти семь дней он сохранял дыхание зимней спячки. Да, он и в самом деле уснул — но не умер, не задохнулся!Дыхание становится минимальным, организм максимально сохраняет свою энергию — а главное, что сознание выводится на новый уровень. Человек, прошедший через замедление дыхания, прошел через состояние, в чем-то родственное смерти, и может взглянуть на жизнь новыми глазами: перестать бояться ее и принимать потрясения и беды как источники, дающие новый опыт, новое знание, новую мудрость.Как справиться с чрезмерной радостью Чрезмерная, неестественная, слишком бурная радость — тоже порок, который несет нам лишь болезни. «Чрезмерная радость ранит сердце», — говорили древние. Чрезмерная радость — не настоящая радость. Она не имеет ничего общего с той тихой, светлой радостью, которой переполнена вся жизнь того, кто познал истинную суть бытия, кто стал единым с природой. Истинная, тихая и светлая радость приходит сама собой, и она не зависит ни от чего — ни от других людей, ни от событий жизни. Эта тихая, светлая радость приходит только тогда, когда мы просто наслаждаемся каждым мигом бытия. Неистинная же, чрезмерная радость всегда требует себе повода. И люди уже хотят этих поводов, чтобы радоваться, — они разучились радоваться просто так, без повода.Они превращают в повод для радости даже поражения и несчастья своих близких. От чрезмерной радости к злорадству — один шаг. Они бурно радуются своим успехам, забывая, что в каждом успехе таится поражение, и в каждом взлете — падение.Принимай одинаково спокойно и успех, и поражение, не слишком радуйся успеху, и тогда не будешь горько плакать от потери.Люди, которые не знают, что такое светлая радость бытия, не требующая повода, начинают страдать, когда на их пути не встречается этих столь желанных им поводов для радости. Они забывают, что радость заложена в самой сути нашего бытия, для радости не нужен повод! Радость, для которой нужен повод, чрезмерно истощает нас. Не чувствовали ли вы себя опустошенным после того, как бурно радовались? Да, вы своей бурной радостью истощили себя и дали место пагубным энергиям, которые всегда приходят в наше тело в результате слишком бурной радости. Усмиряйте свои чувства — и горе, и радость. И тогда вам откроются истинные, высокие чувства — чувства светлой радости и ясного покоя бытия.Следующее упражнение поможет избавиться от чрезмерного возбуждения и привести свои чувства к гармонии.Упражнение «Кузнечные меха» Исходное положение: сесть в удобную позу.Выпрямите спину, следите, чтобы голова и шея держались прямо.Закройте крепко рот, и 10 раз очень быстро и энергично вдохните и выдохните носом так, чтобы очень энергично расширялась и сокращалась грудная клетка, имитируя работу кузнечных мехов. Это дыхание — шумное, возникает шипящий звук при прохождении воздуха через носовую полость. После 10 таких вдохов-выдохов сделайте 1 тихий глубокий вдох и максимально задержите дыхание, но так, чтобы не возникало неприятных ощущений. Затем сделайте медленный и максимально полный выдох. Теперь сделайте несколько нормальных, естественных, обычных для вас вдохов и выдохов. Таким образом, вы немного отдохнете. Повторите весь цикл сначала, снова отдохните и повторите цикл еще раз.Выполняйте упражнение всегда, когда вас охватывает чрезмерное возбуждение, а для профилактики — три цикла каждое утро.Как побороть беспокойство Беспокойство — бич нашего времени. Вы часто встречаете спокойных людей?Я — не часто. И даже если человек внешне спокоен, чаще всего это обманчивое спокойствие. Наоборот, чем спокойнее человек внешне, тем большие страсти, тревоги и беспокойства бурлят у него внутри!Такое внешнее спокойствие не означает истинного спокойствия. Того, у кого покой в глубине, покой истинный, видно сразу — по глазам, в которых сияют эта глубина и этот покой. Внешне такой человек вовсе не обязательно недвижен и спокоен — он может быть очень активен, очень деятелен. В этом смысле он подобен природе — океану, который внешне бурлит и рычит, но внутри тих и спокоен, ветру, который ломает деревья, но по сути представляет собой мощную спокойную силу..Застой — не есть покой, застой — напряжение, а в напряжении всегда есть беспокойство. Истинный покой активен и деятелен. Истинный покой мощен и силен. Истинный покой — это избыток, а вовсе не недостаток жизненной силы! Когда мы входим в покой, отвлекающие ненужные мысли устраняются сами собой, и мы начинаем воспринимать внешние раздражители совсем иначе. Теперь они нас не «бьют по нервам», а воспринимаются как один из компонентов жизни, которые надо принимать мудро и спокойно, с пониманием и сочувствием, если требуется, но без ответной реакции раздражения. Мудрый и спокойный все понимает, но ни на что не сетует и ничем не раздражается. Раздражается и сетует лишь глупый и беспокойный.Войти в идеальный покой далеко не всем удается сразу. Не надо спешить. Не надо расстраиваться, если вы по-прежнему нервничаете, и раздражаетесь, и беспокоитесь, даже если освоили уже многие дыхательные упражнения. Все придет в свое время. На начальном этапе успокоятся сердце и чувства. Не надо думать, что вся ваша живость, вся ваша чувствительность умрут — нет, восприятие жизни станет лишь ярче и полнее, вы почувствуете, что пробудились, что раньше многого не замечали, не чувствовали, будто какая-то окаменелость владела вами. Вы начнете представлять все живее и ярче, и окаменелость в душе сменится чрезвычайной живостью и свободой восприятия. Но внутри, в сердце в это время будет царить лучезарный покой. Затем сладостная и мудрая невозмутимость посетит вас — и вы ощутите себя как будто парящим над действительностью, над жизнью с ее мелкой суетой, над повседневными заботами. Вам будет казаться, что вы возноситесь на облаке, одновременно живо принимая участие во всем, что происходит на земле, и отнюдь не оставаясь отстраненным! Это неописуемое чувство, и я желаю всем испытать его.Такое состояние чрезвычайно целительно для обменных процессов в организме. Прекращается столь обычное для современного человека постоянное возбуждение нервной системы. При постоянном возбуждении нарушаются работа нервных центров, страдают клетки головного мозга. У человека, вошедшего в покой, упорядочиваются функции нервной системы и весь организм приходит в равновесие. Кроме того, состояние покоя помогает даже восстанавливать клетки головного мозга! Само состояние расслабления при вхождении в покой имеет чрезвычайно положительное значение для профилактики и лечения болезней.У человека, достигшего такого состояния, возникают чувства «очищения» мозга, общей легкости, психического умиротворения.Упражнение «Вхождение в покой» Исходное положение: лечь на спину на жесткую поверхность, принять удобную расслабленную позу.Начинайте дышать полным дыханием. Сосредоточьтесь на области живота чуть ниже пупка и мысленно посылайте туда выдох вместе с потоком энергии. При вдохе представляйте себе, что вы вдыхаете этой областью и входящая через живот энергия распространяется по всему телу. Пусть дыхание при этом будет легким, равномерным, тонким, медленным и достаточно редким. Это облегчит ваше вхождение в покой. Чем дольше вы будете в этом состоянии, тем расслабленнее и комфортнее будет ваша поза, тем ровнее и слаженнее станет дыхание. Расслабление тела будет благоприятно влиять на дыхание, а правильное дыхание будет способствовать расслаблению тела.Постепенно вы придете к состоянию, когда границы вашего тела перестанут вами ощущаться.Представьте себе, что у вас в области пупка — мощный источник покоя. Такой же покой окружает вас и со всех сторон снаружи. Представьте себе, что снаружи вас — океан покоя, в котором вы спокойно парите. Вы постепенно растворяетесь в океане покоя, становитесь единым с ним. Наслаждайтесь этим состоянием. Дыхание при этом максимально замедляется и становится очень ровным и тихим.Выйти из этого состояния вам поможет концентрация на пальцах рук и ног. Вспомните границы своего тела, пошевелите пальцами ног, сожмите руки в кулаки, представьте себе, что ваше тело насыщено ярко-желтым светом. Потянитесь, напрягите все тело, затем расслабьтесь и открывайте глаза.После выполнения этого упражнения вы будете чувствовать себя умиротворенным, успокоенным и очень хорошо отдохнувшим, как будто только что как следует выспались. Вы увидите, что по мере того, как вы будете практиковать это упражнение, беспокойство и тревога будут уходить от вас, и вы будете лишь легкой и доброй улыбкой встречать все то, что вас раньше раздражало. Все раздражители на самом деле мелки и незначительны — раньше вы не воспринимали их в истинном виде, вам они казались слишком большими и серьезными. Теперь вы увидите их в истинном свете: они не так важны, чтобы удостаивать их своим вниманием. Единственное, что в этом мире стоит нашего внимания, — мощь, величие и красота окружающего нас мира, таинственность, загадочность и чудо нашей жизни. Научитесь жить этим, радоваться этому — и вы будете счастливы и здоровы.А теперь еще одно упражнение, позволяющее привести к гармонии всю энергию организма и набрать силы для поддержания состояния покоя сколь угодно долго.Упражнение «Небесный круг» В этом упражнении мы приобщаемся к энергии неба и земли, и энергия начинает двигаться в нас по образу и подобию движения ее в мире.Исходное положение: сесть на кончик стула, примерно на одну треть сиденья. Спина прямая, подбородок слегка опущен, так, чтобы шея со спиной составляла одну прямую линию, чтобы не было прогиба в области шеи. Представьте себе, что к вашей макушке привязана ниточка, которая тянется высоко-высоко в небо и закреплена где-то на неимоверной высоте. Ваша голова как бы подвешена за эту ниточку. Глаза прикрыты, но так, чтобы свет мог в них проникать. Язык соприкасается с верхним нёбом. Руки сложены на области чуть ниже пупка: у женщин правая рука снизу, левая сверху, у мужчин — наоборот.Сконцентрируйте все свое внимание на области чуть ниже пупка. Представьте себе, что там, под вашими руками — горячий ярко-желтый шар. Начинайте делать вдох, на вдохе втягивая живот (можно слегка подтолкнуть его сложенными руками)- Представляйте, что вы вытесняете, выталкиваете ярко-желтый шар сначала вниз, к копчику, а потом вверх, вдоль позвоночника. Мысленно отслеживайте путь ярко-желтого шара вдоль позвоночника: как он проходит до области головы, до макушки.Старайтесь дышать очень медленно, чтобы и движение шара было как можно более медленным. Если будет ощущение полного или частичного выхода шара или составляющей его энергии через макушку — не противьтесь этому ощущению, отследите путь шара выше вашей головы, насколько высоко он ушел. Паузы между вдохом и выдохом быть не должно — иначе движение шара может остановиться, а это недопустимо.На выдохе отпустите живот, расслабьте тело, и начинайте медленно опускать шар, прослеживая его путь вниз: пусть он пройдет из макушки в ротовую полость, через нёбо и язык выйдет на переднюю часть тела и по передней части тела пройдет в область ниже пупка, под ваши руки.На следующем вдохе и выдохе снова повторите этот путь шара вверх и вниз.Закончив упражнение, слегка похлопайте себя по голове и по груди — это необходимо, чтобы движущаяся в теле энергия равномерно распределилась по телу и не застаивалась в отдельных его частях.Выполнение этого упражнения дает очень много. Кроме вхождения в покой и ощущения силы, вы получите мощный лечебный эффект: энергия активизируется и очищает организм от застоев, что благоприятно действует фактически на все внутренние органы. Способствует исцелению носоглотки, глаз, мозга, позвоночника, ускоряет процесс выздоровления при простуде и прочих лихорадках и воспалениях с высокой температурой.Кроме того, по мере освоения упражнения вы ощутите усиление своих мыслительных способностей. Известно, что обычно у человека работает лишь 20% клеток мозга. Это упражнение позволит включить в работу все клетки мозга, что поможет вам усваивать гораздо больше информации и запоминать гораздо больше, не прилагая дополнительных усилий.Как защититься от пагубных энергий Только что мы узнали, как избавляться от пагубных энергий, свойственных человеку, — от страха и уныния, от печали, скорби и беспокойства, от гнева и от чрезмерной радости. Он умеет держать под контролем свои чувства и мысли, он умеет управлять движением ки по своему организму — а значит, он хозяин самому себе, своей жизни и своему здоровью, он свободен, он един с миром, он спокоен и силен как сама природа.Но как быть, если пагубные энергии все же рвутся в вашу жизнь, все же хотят вытеснить здоровую энергию и снова сделать вас больным и несчастным? Во-первых, постоянная практика правильного дыхания постепенно будет делать такую возможность все менее вероятной. Вы станете столь сильны, что никакие пагубные энергии не смогут вторгнуться в вас — путь им заслонит ваша здоровая сильная энергия. Во-вторых, ощущение слияния с миром — лучшая защита от вторжения пагубных энергий. Если вы едины с миром — вы защищены, ведь мир свободен от пагубных энергий, они есть только в человеке.И еще одно прекрасное упражнение упрочит вашу уже появившуюся защиту, очень сильное упражнение, дающее действительно мощную защиту от всех плохих энергий. Упражнение, которому уже несколько тысяч лет, с давних пор известно в разных восточных традициях под названием «Большое дерево».Корни дерева уходят глубоко в землю, а крона омывается ветром, получает энергию солнечных лучей. Дерево — дитя земли и неба, и именно поэтому оно может быть столь сильным, столь долговечным. Вот бы и человеку уподобиться дереву, которое корнями врастает в землю, а кроной касается неба. А ведь мы, люди, тоже дети земли и неба, хоть и забываем об этом.Так почему бы не стать, как дерево, которое получает энергию земли и неба, дающую ему мощь и силу? Когда мы, как дерево, начинаем питаться энергией земли и неба — мы становимся сильнее, мы становимся защищенными от всех плохих энергий — ведь соединенные энергии земли и неба дают огромную мощь, которую не под силу одолеть никаким плохим энергиям! Выполняя это упражнение регулярно, вы будете сильным, защищенным и избавитесь от очень многих болезней.Упражнение «Большое дерево» Исходное положение: встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, стопы — параллельно друг другу, колени слегка согнуть, спина прямая, таз слегка подать вперед так, чтобы в спине не было прогиба. Подбородок немного опущен, чтобы шея и спина составляли прямую линию, и не образовывался прогиб в области шеи. Таким образом, позвоночник абсолютно прямой.Представьте себе, что голова ваша подвешена за макушку на ниточке, конец которой закреплен где-то высоко-высоко в небе. Тело расслаблено. Глаза прикрыты, но так, чтобы они могли пропускать свет. Язык примыкает к верхнему нёбу.Представьте, что ваши ноги врастают в землю и превращаются в корни могучего дерева. Начинайте дышать полным дыханием. Подобно тому, как корни дерева впитывают из земли влагу и питательные вещества — так во время вдоха ваши ноги впитывают целебную энергию Земли, ее жизненную силу.Заканчивая вдох, представьте, что верхняя часть вашего туловища растет вверх и вырастает так далеко, что достает до неба, оказывается выше облаков, приближается к Солнцу, Луне и звездам.Теперь начинайте выдох. Подобно тому, как крона дерева впитывает солнечный свет и дождевую влагу, так вы на выдохе верхней частью туловища впитываете целебную энергию неба, его жизненную силу. Вы соединяете собой небо и землю, и сами становитесь огромными как Вселенная, как небо и земля, вместе взятые.Приподнимите руки так, чтобы ладони были обращены к области пупка, но не соприкасались с нею. Представьте между ладонями и областью пупка упругий шар. На вдохе почувствуйте, как идет энергия снизу, из земли, на выдохе — как идет энергия сверху, с неба. На последующих вдохах и выдохах попробуйте одновременно ощутить это движение и вверх, и вниз. Одновременно ощущайте энергетический шар между ладонями и животом.Продолжая дышать полным дыханием и ощущать течение потоков энергии вверх и вниз одновременно, представьте себе, как энергетический шар под вашими ладонями начинает расти, становится все больше, вот уже все ваше тело находится внутри шара, а шар все продолжает расти. Почувствуйте себя внутри этого шара, почувствуйте, что и вы, и шар огромны, как сама Вселенная. Затем шар начинает уменьшаться в размерах. Он становится все меньше и меньше, а энергия внутри него все плотнее и плотнее. Шар, уменьшаясь, проходит сквозь границы вашего тела и оказывается снова между вашими ладонями и областью живота. Затем он снова увеличивается, и вы оказываетесь внутри шара, затем снова уменьшается. Так — несколько раз.Упражнение нужно выполнять не менее 30 минут. Именно за это время поступившая в организм ки сможет достичь всех участков и всех клеток тела.По окончании упражнения медленно откройте глаза и сложите ладони на области пупка: женщины — правую руку на живот, левую — сверху; мужчины — наоборот. При этом центр ладони руки, прилегающей к животу, должен совпадать с центром пупка. Мысленно сожмите энергетический шар в точку и соедините с областью пупка.____________________________________________________________________ Дыхательная гимнастика имеет в Китае древние корни. В известном даосском сочинении «Баопу-цзы» (начало IV в.) ученый даос Гэ Хун писал, что с помощью дыхательных упражнений можно «исцелить все болезни, оградить себя от змей и тигров, находиться под водой и ходить по воде, избавиться от голода и жажды и продлить свою жизнь».В «Истории поздней Хань», в биографии Ван Чжэня, есть даже такая запись: «Ван Чжэню было почти сто лет, но лицо его лоснилось; он был похож на пятидесятилетнего. Мог выполнять упражнения утробного дыхания и утробного питания. «Утробное дыхание» означает внутреннюю циркуляцию дыхания в статической позе сидя; «утробное питание» означает сглатывание образовавшейся во рту слюны.Среди многих способов дыхания даосов наибольшей известностью пользовался способ «Утробное дыхание». Свое название этот способ получил потому, что стремился воспроизвести дыхание плода в утробе матери. Даосы учили, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем практикующим дао рекомендовалось овладеть утробным дыханием, т. е. дышать как плод в материнском чреве. Даосы считали этот способ дыхания основой жизни, полагали, что с его помощью можно достичь состояния зародыша, изгнать старость, «возвратиться к истоку, вернуться к основе», а это означало по их мнению означало достижение бессмертия.История возникновения «Утробное дыхание» было открыто в начале эпохи Тан. В даосских сочинениях оно определялось как внутреннее дыхание, то, которое использует внутренний воздух, находящийся в теле человека изначально. Что касается внешнего дыхания, то оно использует воздух внешний.Когда даосы обратили внимание на циркуляцию воздуха в теле человека, дыхание было подразделено на внешнее и внутреннее. По представлениям даосов того времени, внутренней воздух выходил из «поля киновари», из области печени и диафрагмы. Этот внутренний воздух, содержавшийся в теле каждого отдельного человека, назывался еще «изначальным воздухом» (юань ци). Даосы полагали, что «изначальный воздух» в человеке соответствует изначальному воздуху Неба и Земли, что человек получает этот изначальный воздух Неба и Земли при своем рождении, что этот воздух становится его «духом» (шэнь) и его телом (син), что человек получает изначально единый воздух, который становится также его слюной и эссенцией (т.е. семенем). Кроме того, полагали даосы, изначальный воздух Неба и Земли в макрокосме возникает на севере, принадлежит стихии воды, соотносится с триграммой кань, доминирует в северных районах и, в частности, в районе горы Хэн, Пика севера. «Изначальный воздух» человека, т.е. микрокосма, возникает в почках, соответствующим стихии воды, триграмме кань и северу. Он является источником жизненного воздуха, движущегося между почками. Он — основа пяти внутренних органов, корень всех двенадцати каналов, ворота вдоха и выдоха, источник «трех плавильщиков» («трех обогревателей» или «горящих областей»). Этот воздух — корень человека, поэтому если корень уничтожить, все органы и каналы поведут себя как ветви и листья, которые засыхают с гибелью корня.Поскольку «изначальный воздух» представлялся даосам жизненным корнем, его надлежало бережно сохранять, тем более что количество его, как считалось, весьма ограниченно, всего шесть цуней. Потеря одного цуня «изначального воздуха», считали даосы, уменьшает жизнь человека на тридцать лет, сохранение же всех шести цуней обеспечивает вечную жизнь. Поэтому предписывалось овладеть правилами дыхания, чтобы «изначальный воздух» не выходил наружу через нос и рот, а постоянно заполнял собой «поле киновари» и циркулировал по всему телу, не смешиваясь с внешним воздухом.Теория и практика циркуляции внутреннего воздуха разрабатывалась даосами периода Тан и Сун. Они представляли себе механизм циркуляции следующим образом: поскольку движение внутреннего и внешнего воздуха скоординированы, то, когда внешний воздух поднимается для выдоха, внутренний, содержащийся в нижнем «поле киновари» также поднимается вверх; когда же внешний воздух опускается после вдоха, внутренний воздух тоже опускается и возвращается в «поле киновари». Циркуляция внутреннего воздуха, как полагали даосы, проходила в два такта: во-первых, поглощения воздуха и, во-вторых, собственно циркуляции этого воздуха. Даосские сочинения описывают лишь один способ поглощения воздуха и два способа циркуляции.Что такое Утробное дыхание? В сочинении Гэ Хуна «Баопу-цзы» говорится, что практикуя циркуляцию воздуха, следует вдыхать носом и затем закрывать, запирать воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдыхать ртом. Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось. При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое. По мере овладения этой практикой следовало увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно было, привести к омоложению старых. Для получения эффекта необходимо заниматься по 30 — 50 мин каждый день. Естественно, начинать надо минут с пяти и постепенно довести время до вышеуказанного.Как осуществлять дыхание?
Дыхание осуществляется преимущественно при помощи движений животом, втягивая и выпячивая его. При прямом брюшном дыхании на вдохе передняя стенка живота выпячивается вперед, живот как бы надувается. Диафрагма при этом опускается вниз, создавая вакуум в легких и увеличивая объем вдыхаемого воздуха. На выдохе живот втягивается, диафрагма поднимается.
В какой позиции выполнять дыхание?
Лучше всего выполнять Утробное дыхание в позе Лотоса. Скрестите обе лодыжки и расположите каждую пятку на колене противоположной ноги так, чтобы подошвы обеих ног смотрели вверх. (По мере привыкания к позе старайтесь помещать пятки все ближе к тазу.) Затем следует положить правую кисть на левую, ладонями вверх, соединив большие пальцы, и опустить кисти на стопы напротив живота. Это лучшее положение для практики.
Если вам не можете сидеть в лотосе, лучше начинать с обычной позиции со скрещенными ногами. Икры пересекаются так, что пятки находятся под серединой каждого бедра. Тело выпрямлено, плечи расслаблены, локти естественно опущены вниз, ладони легко положены на колени либо сложены перед животом как в позиции Лотоса.
Почему лучше заниматься «внутренним достижением» в Лотоса? В этом тоже есть свой смысл. Послушник, сидящий в такой позе, имитирует положение эмбриона в утробе матери, и полностью запечатывает жизненные точки тела, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «Утробного дыхания» и открыть в животе так называемое «десятое отверстие» — точку обмена «внутренней энергии» даоса и «небесной энергии» космоса. Другое важное назначение этой позы состоит в том, что она способствует осознанию послушником энергетических каналов в своем теле.
Соответственно, победа над старостью, возврат к «младенческому» и даже «эмбриональному» состоянию, являются главной целью даосского совершенствования. Хотя процесс старения неизбежен и человек не может весь целиком снова стать младенцем, есть возможность восстановить некоторые свойства младенческого состояния, например — полную систему энергетических каналов, какой она бывает у новорожденных. Эти каналы нельзя различить ни обычным глазом, ни какими-либо научными приборами. Увидеть их могут лишь те, кто пережил опыт «внутреннего достижения». Такая способность позволяет послушнику Дао не только поддерживать здоровье, но и восстанавливать молодость.
Как практиковать Утробное дыхание?
Глаза лучше закрыть. Воздух следует вдыхать через ноздри медленно животом, настолько плавно, что не должно быть слышно никакого шума, и вдох надо прекратить, когда грудная клетка начинает расширяться. Затем дыхание следует задержать как можно дольше, по крайней мере, на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 120 (в идеале потом 120 ударов пульса). После этого необходимо выдохнуть воздух через рот полностью и так плавно, чтобы лебединое перо, подвешенное перед лицом, не шевельнулось. Затем опять следуют вдох, задержка, выдох и т.д.
Теоретическая цель этого процесса состоит в том, чтобы вернуться к дыханию плода в утробе матери, при котором зародыш непрерывно растет, ничего не теряя. Идеалом была бы задержка дыхания на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 1000, так как воздух восстанавливает и оживляет организм человека.
Воздух должен быть живым, а не мертвым. Желательно выполнять его на свежем воздухе или предварительно проветрить помещение. Это упражнение необходимо выполнять между полночью и полднем. В этот период воздух живой – Ян. Между полднем и полночью – Инь.
Тот, кто выполняет дыхательное упражнение данного типа, должен быть вегетарианцем. Помимо обновления организма, как говорят древние мудрецы, это дыхание способствует отвлечению мыслей и, как следствие, хорошей концентрации ума. Оно приносит здоровье и полное умиротворение.
В Китае дыхательные практик сыскали себе большую популярность в рамках даосской йоги во всех ее разновидностях от цигун, до собственно даосской внутренней алхимии, от боевых систем до целительства. В чем же особенности даосских дыхательных практик?
Особенность даосских дыхательных практик
Особенностью дыхательных практик даосизма является тесное сочетание собственно дыхательной техники и визуализаций, с концентрацией на определенных участках тела или состояниях.
Дыхательные практики и школы внутренней алхимии Китая
Внутренняя алхимия (нэй дань), как и западная алхимия, она первоначальной целью ставит достижение бессмертия, путем выплавления, так называемой пилюли бессмертия в нижнем котле (дань-тяне). Говоря об адепте внутренней алхимии, Мирча Элиаде писал: «Приняв свою душу за «неблагородный металл», он направляет все свои силы на то, чтобы произвести трансформацию и превратить ее автономную, вечную душу — в «золото»». Таким образом, приверженец нэй дань подвергает алхимическому воздействию — очищению, обжигу — свое тело и душу, добиваясь бессмертия не только духа, но и физической оболочки. Кстати, это очень важный момент, поскольку китайцев, в отличие, скажем, от индийцев, подразумевающие под бессмертием, в первую очередь, вечное существование души, интересовало исключительно бессмертие физическое.
Самым главным «средством» достижения бессмертия в практике внутренней алхимии выступали техники трансформации сексуальной энергии, непосредственно связанными с практикой контроля дыхания.
Эмбриональное дыхание
Одной из характерных практик даосской йоги является метод «эмбрионального» дыхания. Для него необходимо выбрать тихо, спокойное место вдалеке от всех, лучше всего в доме, где никто не живет, или в лесу. Распустить волосы и расстегнуть одежду. Лечь в правильную позу и гармонизировать вдохи, а потом задержать дыхание настолько, насколько это возможно. Затем выдохнуть, опять гармонизировать вдохи и снова задержать дыхание. Так необходимо выполнять несколько десятков раз, сопровождая дыхание сложными внутренними техниками, одна из которых называется «плавить дыхание». Эта техника считается настолько сложно и мощной, что ее запрещено выполнять каждый день. Между сеансами следует выдержать не менее пяти дней.
Традиционно считается, что «эмбриональное» дыхание приносит различные сверхспособности. В одном из древнейших трактатов по внутренней алхимии «Эффективные и секретные устные формулы, касающиеся нескольких методов впитывания дыхания» говориться: «Человек может тогда войти в воду (и не тонуть) или ходить по огню (и не обжигаться)».
Предписания, относительно дыхательных практик даосизма
Другие предписания, касающиеся дыхательных практик, рекомендуют также найти уединенное место, принять правильное положение тела, закрыть глаза и выполнять задержку дыхание в диафрагме груди таким образом, чтобы волосинка, положенная на нос и рот практикующего, не шевелилась. То есть «запечатывание» должно быть абсолютно полным. Многие китайские мастера древности утверждали, что для достижения бессмертия необходимо научиться задерживать дыхание время, равное тысячам обычных вдохов и выдохов. Но для оздоровительных целей делать такую продолжительную задержку дыхания, свершено не обязательно. Вполне достаточно, сделать полноценный вдох, задержать дыхание насколько это возможно, без ощущения дискомфорта и направить весь задержанный воздух в больной орган. Это нужно выполнять несколько раз. Таким образом, больной орган будет насыщен новой живительной силой, перемещаемой вместе с потоками воздуха. В одном из даооских текстов мы читаем: «Те, кто впитывают вдохи, должны мысленно сопровождать их до тех пор, пока они не войдут во внутренности, с тем чтобы (вдохи) проникали в жидкость (органов) и каждый вдох без напряжения достигал бы того внутреннего органа, которым он управляет, и, таким образом, они (вдохи) могли бы циркулировать по всему телу и лечить все болезни».
Дыхательные практики подражания животным
Еще одной характерной особенностью китайских дыхательных практик является подражание дыханию животных. Особенно это распространенно в школах боевого мастерства, использующих в сове арсенале повадки животных — школа змеи, школа стиль орла и так далее. Например, было очень популярно глубокое и бесшумное дыхание, напоминающее дыхание животных в зимней спячке. Оно оказывало настолько мощное седативное воздействие, что, в сочетании со специальными медитациями, позволяло перейти на новые уровни сознания.
Дыхательные практики и система цигун
Но наиболее целенаправленно дыхательные техники в Китае стали использоваться в школах цигун. Цигун дословно переводиться как «работа с энергией ци». Но тут имеется важный нюанс. В данной системе упор делается не собственно на технику дыхания, как таковую, а на состояние сознания, обретаемого посредством концентрации на различных точках тела и задержки дыхания, останавливающего внутренний поток мыслей. Также дыхание, в большинстве случаев, сочетается с плавными движениями различными частями тела. Особенно это используется в практиках тай-цзи-цюань.
Дыхательные практики Китая и Индии
В целом даосские дыхательные практики по своей продуманности очень близки индийским, но, при этом, если так можно выразиться более «практичны», ибо их применение нашло отражение не только в плане духовного совершенства, но и телесного, как отражения стремления к физическому бессмертию.
© Алексей Корнеев
Обратное Дыхание
Обратное Дыхание — это вторая основная дыхательная техника даосов. Иногда ее называют «даосским дыханием», потому что это была техника исключительно даосского цигун, в то время как Брюшное Дыхание было техникой буддийского цигун, заимствованной даосами. На протяжение веков даосы адаптировали много буддийских практик и сделали их своими собственными. Во многих китайских источниках, которые я изучал, практически невозможно отделить даосские аспекты от буддийских, они очень тесно переплетены между собой. Даосы беспокоятся о том, работает техника или нет, а не откуда она взялась. Я часто видел, как опытные даосы моментально бросают или изменяют какие-то аспекты тренировки или практики, которых они придерживались многие годы, как только им представят более эффективные техники. Гибкость и прагматичность — вот ключ к пониманию даосского мировоззрения.
Обратное Дыхание — это Брюшное Дыхание, в котором вдох и выдох как бы поменялись местами. На вдохе нижний отдел живота втягивается по направлению к позвоночнику, а на выдохе он расширяется до нормальных размеров. Существует естественная тенденция напрягать и подтягивать диафрагму, когда вы впервые начинаете практиковать Обратное Дыхание. Поэтому я ждал второй половины Ста Дней Практики, чтобы научить вас этому.
Брюшное Дыхание, которое вы практикуете начиная со Второй Недели, должно было дать вам представление о вашей диафрагме и о том, что вы можете ее контролировать. Очень важно держать грудь расслабленной и толкать диафрагму вниз, когда вы выполняете Обратное Дыхание. Если вы не толкаете диафрагму вниз, верхняя часть вашего тела будет напряжена и ваше сердцебиение участится. А этого как раз и не нужно. Занимайтесь, обращая внимание на детали!
Обратное Дыхание приносит в плане оздоровления такую же пользу, что и Брюшное Дыхание. Оно массирует и укрепляет нижнюю часть живота. Оно предполагает гораздо большую возможность направлять ци в конечности и замыкать Микрокосмическую Орбиту. Оно также закладывает основу для Нагнетающего Дыхания (сексуальной практики) и Упаковывающего Дыхания, которые вы будете изучать позже.
Другое название Обратного Дыхания — Пренатальное (Эмбриональное, Дородовое) Дыхание. В этом названии заключается секрет этой дыхательной техники. Одна из целей цигун состоит в восстановлении Пренатальной ци, которая циркулировала в нашем теле до того, как мы родились, и большаячасть этого процесса имеет отношение к омоложению тела. Брюшное Дыхание восстанавливает тот способ дыхания, которым мы пользовались, когда были грудными детьми. Обратное Дыхание восстанавливает тот способ дыхания, которым мы пользовались, пока были в утробе матери, до нашего рождения. Это тот способ, которым дышит утробный плод. Это способ, которому мы сейчас будем учиться. Это мощное, стимулирующее дыхание.
1. Начните с трех вдохов Брюшного Дыхания. На последнем выдохе втяните нижнюю часть живота и сделайте живот плоским.
2. Сделайте медленный вдох и втяните нижнюю часть живота по направлению к позвоночнику. Когда будете это делать, вы почувствуете давление, направленное вниз на вашу промежность.
3. Подтяните вверх промежность и половые органы и одновременно толкните вниз и опустите диафрагму.
4. Сделайте выдох и отпустите половые органы и диафрагму. Представьте, что вы выдыхаете прямо через стенки нижней части живота, которая расширяется во все стороны.
5. Делайте минимум по б вдохов Обратного Дыхания за занятие.
Опускание диафрагмы является самой сложной частью Обратного Дыхания. Пробуйте направлять в диафрагму улыбку, чтобы помочь ей расслабиться. С практикой вы должны будете быть в состоянии опускать или поднимать диафрагму по желанию, контролируя ее с помощью Сознания — Я.
Обратное Дыхание не заменяет Брюшное Дыхание; оно дополняет его. Продвигаясь дальше в Ста Днях Практики, мы будем пользоваться обеими техниками.
Даосский Омолаживающий Самомассаж: Брюшной Массаж
На Западе Брюшной Массаж почти не известен. Среди даосов он был развит чуть ли не как изящное искусство. Брюшной Массаж жизненно необходим для выведения токсинов из организма. Когда вы просыпаетесь утром в плохом настроении, депрессивными, вялыми и больными, в основном это результат того, что в вашей системе слишком большое количество токсинов.
Брюшной Массаж также помогает процессу пищеварения и снимает запоры. Он смягчает жесткие и увеличенные лимфатические узлы в области пупка и может помочь в излечении бесчисленного количества болезней.
Но не все ветры в организме больные. Процесс дыхания вводит воздух в тело и выводит его наружу. Воздух — это ветер. Газы также образуются в нашем теле благодаря пище, которую мы едим, и напиткам, которые мы пьем. Токсичная окружающая среда, смена погоды или времени года, напряжение и негативные эмоции тоже могут приводить к накоплению газов, или ветров, в нашем теле. Только в том случае, когда этот воздух или газ оказывается застрявшим в нашем теле или органах, он становится Больным Ветром.
Больной Ветер становится причиной блоков и узлов в нашем теле, что приводит к накоплению токсинов. Наша лимфатическая система старается их вывести, но, когда ветры становятся застойными, а токсины накапливаются все больше, лимфатические узлы вокруг пупка (равно как и в подмышках и на шее) затвердевают, напухают и начинают болеть. Брюшной Массаж помогает вывести токсины и устранить боль, закрепощенность и опухание лимфатических узлов.
Как я уже говорил, даосы сделали из Брюшного Массажа настоящее искусство. Я дам вам базовые, но весьма эффективные методы выведения Больных Ветров.
Мы будем массировать область вокруг пупка (но не сам пупок). Вы, вероятно, будете удивлены, обнаружив, сколько напряжения и боли сконцентрировано вокруг пупка. Область вокруг пупка мы разделим на восемь отдельных частей и будем массировать каждую из этих частей особо. Эта техника является упрощенным вариантом метода, известного как Открывание Ворот Ветра.
Вы можете использовать для массажа каждой из восьми областей большой палец руки или сложить ладони тыльными сторонами вместе и использовать указательные, средние и безымянные пальцы обеих рук. Делайте пальцами круговые движения, прилагая при этом такое давление, какое вы можете выдержать в каждой области. Если область чрезвычайно болезненна, начните делать массаж очень нежно.
1. Начните слева от пупка, примерно на дюйм в сторону. Массируйте здесь 10-20 секунд, продвигаясь к левой стороне тела. Если область напряжена или узловата, потратьте на ее массаж немного больше времени. Массирование этой области также окажет воздействие на Ветер в левой почке.
2. Вторая область находится прямо над пупком. Массирование этой области окажет воздействие на Ветер в сердце.
3. Третья область находится с правой стороны от пупка. Массирование этой области окажет воздействие на Ветер в правой почке.
4. Четвертая область — прямо под пупком. Массирование этой области окажет
воздействие на Ветер половых органов и мочевого пузыря.
5. Пятая область находится с левой стороны, между четвертой и первой областями. Массирование этой области оказывает воздействие на Ветер в кишечнике.
6. Шестая область находится также слева между областями 1 и 2. Массирование этой области оказывает воздействие на Ветер желудка и селезенки.
7. Седьмая область находится с правой стороны от пупка, между областями 2 и 3. Массирование этой области оказывает воздействие на Ветер печени и желчного пузыря.
8. Восьмая, и последняя, область находится справа между областями 3 и 4.
Массирование этой области оказывает воздействие на Ветер кишечника.
После того как вы закончите этот массаж, вы можете сделать массаж всей брюшной области, выискивая узлы, уплотнения, напряженные или болезненные точки. Регулярный Самомассаж — это один из лучших подарков, который вы можете себе сделать.
Ицзинъ-цзин: Цигун Изменения Мышц и
Сухожилий — Часть Четвертая
Я надеюсь, что вам удалось свести вместе все части и сделать упражнение Изменения Мышц и Сухожилий прошлой недели. Если вы слишком запутались, просто работайте над формами, а детали со временем станут на свои места.
На этой неделе вы разучите еще несколько форм. Опять же, все это очень простые движения. Базовые формы этой недели — всего лишь вариации того, что вы изучили на прошлой неделе.
Формы 5-8
Выполняя эти формы, вы будете держать руки прижатыми к бокам. На вдохе руки расслаблены. Ваши плечи немного округлены и опущены, как будто вы держите в подмышках по яйцу. На выдохе ваши руки выпрямляются, а плечи опускаются вниз. Выполняйте Сжимание Рук, изученное на Первой Неделе.
Полезное замечание о том, как сжимать кисти и стопы: когда сжимаете кисти рук, расставьте пальцы в стороны и начните сперва сжимать запястья, затем двигайтесь к кончикам пальцев. Затем сожмите предплечья, затем верхнюю часть рук. Когда сжимаете сто-
пы, на вдохе слегка сгибайте колени, а на выдохе выпрямляйте ноги, сжимая при этом пальцы ног, стопы, икры и бедра.
Форма 5. Ладони направлены вперед. Форма 6. Ладони направлены к бедрам. Форма 7. Ладони направлены назад.
Форма 8. Ладони направлены в стороны от вас, когда вы выдыхаете и сжимаете руки.
Во всех четырех формах, когда вы сжимаете руки, они остаются по бокам от вашего тела.
Формы 9-12
Форма 9. Руки подняты прямо над головой, ладони направлены в стороны, тыльными сторонами друг к другу.
Форма 10. Руки подняты прямо над головой, ладони направлены вперед.
Форма 11. Руки подняты прямо над головой, ладони направлены друг к другу.
Форма 12. Руки подняты прямо над головой, ладони направлены назад.
Делайте каждую форму минимум три раза или выполняйте их последовательно, одну за другой, тоже минимум три раза. Делаете вдох — расслабляйте кисти рук, локти и плечи. Делаете выдох — вытягивайте свои руки вверх и сжимайте их; когда вы это делаете, ваши плечи движутся к ушам.
Формы 13-16
Эти четыре формы выполняются с разведенными в стороны руками, руки держатся на уровне плеч. Вдыхайте и расслабляйте руки, сгибая локти вниз и сводя лопатки. Выдыхайте и выпрямляйте руки, разводя плечи и лопатки в стороны.
Форма 13. Руки держите разведенными в стороны на уровне плеч. Ладони направлены вверх.
Форма 14. Ладони направлены вперед. Форма 15. Ладони направлены вниз. Форма 16. Ладони направлены назад.
Формы 1-16 (вариант А)
В этих вариантах, вместо того чтобы сжимать кисти, вы на выдохе сжимаете кулаки. Все остальное делайте точно так, как я вас учил. Когда делаете вдох, расслабьте кулаки и позвольте им слегка приоткрыться. На выдохе широко откройте глаза и сделайте свой взгляд свирепым, так, как вы научились это делать на Четвертой Неделе в Бадуаньцзинь (Седьмой Кусок: Сжимание Кулаков и Свирепый Взгляд Для Увеличения Силы). Большой палец вашей руки может быть либо снаружи кулака, как при нормальном сжимании кулака, либо внутри кулака, когда остальные пальцы накрывают большой палец.
Формы 1-16 (вариант Б)
В этих вариантах, выдыхая и сжимая руки, вы оттягиваете запястья и пальцы рук назад по направлению к плечам. Когда расслабляетесь, запястья держите под углом 90 градусов по отношению к предплечьям, а когда сжимаете руки, оттягивайте их по направлению к плечам так далеко, как только сможете. Во всех остальных отношениях формы идентичны предыдущим вариантам. Эти варианты могут быть довольно болезненными, но они потрясающе эффективны для удлинения и изменения сухожилий.
Упражнения Изменения Мышц и Сухожилий разработаны специально для растягивания сухожилий. Они удлиняют их и делают мягкими. Это удивительные упражнения для напряженных плеч и шеи. Они также хороши для тех, кто страдает от артрита. Поработайте над ними; требуется время, чтобы они стали эффективными. Я немного модифицировал эти упражнения для западных людей, которые только начинают практиковатьцигун. Существует множество других форм Ицзинь-цзип. Большинство из них так же просты, но без присутствия учителя вы можете просто запутаться в деталях каждой из форм.
Если вы будете в своей практике обращать внимание на детали, вы добьетесь результатов — иногда они просто потрясающи! Всегда заканчивайте выполнение упражнения встряхиванием рук.
Несколько встряхивающих движений стопами тоже не повредят. Просто поднимите одну ногу в колене и встряхните стопой, затем встряхните другой стопой.
Вероятно, изучение Ицзинъ-цзина по книге — не самый лучший способ изучения. Тем не менее я дал вам детали практики, которые применимы также и к другим формам цигун и которые вам было бы весьма затруднительно найти где-нибудь в другом источнике. Я всем вам желаю успеха в вашей практике.
Сексуальное Гунфу: Яичковое и Яичниковое
Дыхание — Часть Третья
На этой неделе мы наконец-то начнем поднимать цзин-ци вверх по позвоночнику. Эта практика, в сущности, одинакова для мужчин и для женщин. Цзин-ци направляется прямо в самый низ позвоночника и в крестец. Вы поймете, насколько важны для выполнения этой мягкой техники многочисленные упражнения, разграничивающие и укрепляющие различные части промежности и ануса. Вы также должны будете активировать Крестцовый Насос для того, чтобы накачать Сексуальную Энергию вверх по позвоночнику.
Ранее в этой книге я уже упоминал, что цзин-ци — Сексуальная Энергия — тяжелее и гуще, чем просто ци. Ее необходимо перекачивать, в то время как ци можно просто направлять с помощью одного лишь сознания. Также необходимо использовать Сознание-Я для того, чтобы удерживать цзин-ци на месте; подобно пальцу, закрывающему конец соломинки, оно не дает Энергии просачиваться вниз и вытекать из крестца.
По существу, цзин-ци входит в позвоночник в точке, называемой крестцовым просветом, которая представляет собой небольшое отверстие в крестце, расположенное на один дюйм выше конца копчика с внешней стороны позвоночника. Если крестцовый просвет будет заблокирован, цзин-ци не сможет войти в позвоночник. Поэтому рекомендуется массировать копчик и верхнюю часть крестца шелковой тканью, чтобы помочь просвету открыться.
Яичковое Дыхание: Часть Третья
Когда мы ведем холодную иньскую цзин-ци вверх в позвоночник, мы не ведем вверх по позвоночнику саму сперму! Мы ведем Сущность холодной, невозбужденной мужской сексуальной энергии из клеток спермы. Некоторые западные ученые, неверно истолковав эту технику, насмехались над ней, потому что думали, что
именно сперма как таковая должна быть поднята по позвоночнику в голову. Это физически невозможно, и это совершенно не то, что здесь происходит. Вы поднимаете энергию, генерированную спермой. Холодная Инъ-цзин-ци тяжелее и гуще, чем теплая Ян-цзин-ци, которую женщины поднимают во Дворец Яичников во время Яичникового Дыхания, поэтому возможно, что это упражнение для мужчин будет сложнее, чем для женщин.
1. Начните с Яичкового Дыхания.
3. Вдохните и направьте цзин-ци через «серебряную соломинку» по направлению к копчику, подтягивая сначала заднюю часть промежности и переднюю часть ануса, а затем и заднюю часть ануса.
4. Подтяните мышцы между задней частью ануса и копчиком, и цзин-ци пойдет вверх через копчик.
5. С помощью Сознания-И определите местонахождение отверстия в самом низу крестца, называемого крестцовым просветом. Направьте цзин-ци
Минмэнъ. цзин-ци подняться в крестец.
7. Используйте Сознание — для того, чтобы удержать цзин-ци
8. Сделайте выдохи отпустите Крестцовый и Черепной Насосы, удерживая при этом цзин-ци в крестце с помощью Сознания-И.
9. Повторите 9 раз, переводя Сексуальную Энергию из яичек в промежность, а затем мимо копчика в крестец. При помощи Сознания-И продолжайте удерживать и аккумулировать цзин-ци в крестце, в то время как вы с каждым вдохом поднимаете туда все больше Сексуальной Энергии.
цзин-ци из верхней части крестца в Даньтянь,
Удерживать цзин-ци с помощью Сознания- И на месте довольно просто. Это не требует от вас полной концентрации. Это все равно как если бы вы разделили свое сознание и использовали только десять его процентов на удерживание цзин-ци на
месте, а остаток — на то, чтобы помочь перевести больше Сексуальной Энергии в крестец.
Вы, возможно, почувствуете, как в ваш крестец поднимается холодная энергия. Или почувствуете просто покалывание. По мере занятий вы должны все более умело координировать последовательное подтягивание мышц передней части промежности, задней части промежности, задней части ануса и так далее вплоть до копчика. Не прилагайте к этому усилий. Это очень мягкое упражнение.
Яичниковое Дыхание
Женская практика почти идентична мужской.
1. Начните с Яичникового Дыхания.
3. Вдохните небольшое количество воздуха, держите губы влагалища прикрытыми и направляйте цзин-ци через «серебряную соломинку» дальше к копчику, подтягивая сначала заднюю часть промежности и переднюю часть ануса, а затем и заднюю часть ануса.
4. Подтяните мышцы, расположенные между задней частью ануса и копчиком, и цзин-ци пойдет вверх через копчик.
5. С помощью Сознания-Я определите местонахождение отверстия в самом низу крестца, называемого крестцовым просветом. Направьте цзин-ци через «серебряную соломинку» в крестцовый просвет. Возможно, втягивание глазных мышц поможет вам контролировать Сексуальную Энергию.
6. Активируйте Крестцовый Насос втягиванием нижней части крестца по направлению к телу и выпрямлением и выталкиванием наружу области точки Минмэнъ. Активируйте Черепной Насос, втягивая подбородок и напрягая заднюю часть шеи и черепа. Это заставит цзин-ци подняться в крестец.
7. Используйте Сознание-Я для того, чтобы удержать цзин-ци в крестце; используйте его как палец, закрывающий «серебряную соломинку».
8. Сделайте выдох и отпустите Крестцовый и Черепной Насосы, удерживая при этом цзин-ци в крестце с помощью Сознания-Я
9. Повторите 9 раз, переводя Сексуальную Энергию из яичек в промежность, а затем мимо копчика в крестец. При помощи Сознания-Я продолжайте удерживать и аккумулировать цзин-ци в крестце, в то время как вы с каждым Крестцовый просвет вдохом поднимаете туда все больше Сексуальной Энергии.
10. После 9 вдохов представьте или почувствуйте, что вы наливаете цзин-ци из верхней части крестца в Данътянъ, находящийся сразу под и за пупком.
Как уже говорилось, женщины переводят вверх теплую Ян-цзин-ци, которая легче и не такая густая, как холодная Ннъ-цзин-ци. Поэтому эта часть практики изначально может быть более легкой для женщин, чем для мужчин.
Микрокосмическая Орбита: Часть Вторая
На этой неделе мы будем закреплять то, что вы уже изучили на последних двух занятиях по Сексуальному Гунфу. Мы перенесем ци в промежность, а затем поднимем ее в крестец. Так начинается процесс соединения Функционального Канала, который спускается
вниз по передней стороне тела, с Управляющим Каналом, который поднимается вверх по спине.
Ци перемещать гораздо легче, чем Сексуальную Энергию. Так что, если вы добились каких-либо успехов в Яичковом или Яичниковом Дыхании, упражнение этой недели на Регулирование Сознания будет для вас просто пустяком. Хотя техника сама по себе отличается, Микрокосмическая Орбита — это техника, которая занимается циркуляцией Теплого Потока — ци, разогретой в печи. К этой неделе вы уже должны быть довольно искусными в Разогревании Печи.
Традиционно перемещать ци по Микрокосмической Орбите учатся при помощи Сознания-Я и дыхательных техник. Помните, что вы ведете ци сознанием. Вы не можете ее подталкивать. Однако на этой стадии своей практики вы еще не готовы к перемещению ци по Микрокосмической Орбите силой одного сознания — это практика высшего уровня сложности. В этом упражнении для перемещения ци вы координируете дыхание и сознание.
Значительным добавлением к технике этой недели будет использование в одном упражнении как Брюшного, так и Обратного Дыхания. Мы используем Брюшное Дыхание, когда Разогреваем Печь и когда перемещаем ци из Данътяня в Яичковый или Яичниковый Дворец, а затем дальше в промежность. Обратное Дыхание мы используем, когда поднимаем ци вверх по позвоночнику; на этой неделе — в крестец.
Опущена снова в промежность, на вдохе втяните нижнюю часть живота. Выполняйте Обратное Дыхание, втягивая попеременно промежность, заднюю часть ануса и мышцу, связанную с копчиком. При этом, используя свое сознание, поднимайте ци вверх мимо копчика в крестцовый просвет и дальше в крестец.
8. Сохраняйте свою концентрацию на Крестце с минуту или две, продолжая при этом делать мягкое Обратное Дыхание.
9. Сделайте выдох и опустите ци снова в промежность. Сделайте вдох и поднимите ее обратно в крестец. Промойте канал 9 раз.
10. Завершите упражнение сбором Энергии в области пупка, как вы это делали ранее.