Рыбоперерабатывающие предприятия, которые входят в Рыбный союз, выступили с предложением снять запрет на поставки рыбы из некоторых стран мира, введенный в августе 2014 года. Инициатива обусловлена тем, что не произошло. О том, почему российский рыбный экспортный рынок «популярнее» внутреннего и какова цена добычи морепродуктов для внутреннего пользования, рассуждает руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев:
Я понимаю Рыбный союз, поскольку они извлекали сверхдоходы из той дряни, которую они везли из-за границы, в том числе эту норвежскую аквакультурную семгу и форель. По признанию норвежских ученых, это самая токсичная еда в мире. Сейчас беспокойство Рыбного союза связано с тем, что большая часть российской рыбы, порядка 60%, выловленной в России, отправляется прямиком на экспорт. Более того, правительство и Росрыболовство предлагает еще триллион рублей потратить на стимулирование экспорта.
Возникает совершенно абсурдная ситуация: с одной стороны, мы всячески мотивируем и стимулируем экспорт, вывозим собственную рыбу, а с другой — недоумеваем, что на рыбоперерабатывающих предприятиях не хватает сырья. Тут, что называется, «либо трусы наденьте, либо крест снимите», поэтому нужно включить все имеющиеся в руках регулятора рычаги, чтобы насытить внутренний рынок собственной рыбой. В том числе необходимо обеспечить сырьем . Самым эффективным способом для этого является дифференциация ставок сбора за пользование водными биоресурсами.
Это значит, что если рыба поставляется на экспорт, то необходимо выполнить план на 100%, а если на внутренний рынок, на предприятия своей страны, то, соответственно, 0%. Нужно отменить возврат НДС экспортерам, убрать все поборы в родных портах, которые строят на пути рыбаков какие-то непреодолимые административные барьеры, рычагов-то много. Нужно создать все условия для насыщения внутреннего рынка, мотивировать его. Пока вся экономическая ситуация складывается таким образом, что везти рыбу на экспорт попросту выгоднее. Во-первых, курс доллара возрос, во-вторых, мы, при вступлении в ВТО, взяли на себя обязательства обнулить ввозные и вывозные пошлины.
Механизм-то понятен: каждый таможенник, пограничник и «ошкурить». Только ветеринарные документы стоят российским рыбакам порядка 9 млрд рублей в год. Кто при такой ситуации в здравом уме повезет рыбу в родной порт? Поэтому эти недоумения и эти стоны по поводу того, что нет сырья, вполне понятны, с одной стороны, а с другой стороны, все в руках регулятора — надо включать голову, прежде всего. Рыбный бизнес из-за «регуляторного хаоса» несет убытки в 17 млрд рублей ежегодно.
Промысел рыбы с 1 января следующего года, до которого осталось 90 дней, будет приостановлен.
На днях в ходе всероссийского селекторного совещания Управление науки и образования Федерального агентства по рыболовству проинформировало общественность о том, что сроки проведения государственной экологической экспертизы общих допустимых уловов и их корректировок не соблюдены. Это и означает, что возникла чрезвычайная ситуация.
Общий допустимый улов или ОДУ – это фундаментальный показатель для отрасли. Каждый рыбак, каждая рыбопромысловая компания в России, владеющая квотами на промысел рыбы либо иных водных биологических ресурсов, ожидает этот показатель, чтобы видеть, какую долю из этого ОДУ допускается выловить в следующем году, чтобы строить свои планы, чтобы, в конце концов, начать собственно промысел с 1 января. Это принципиальная вещь для отрасли. Без ОДУ никакой рыбалки не начнётся.
В этом году рыбаки остались без ОДУ!
В связи с большим, точнее сказать небывалым количеством замечаний со стороны Росприроднадзора к материалам, подготовленным Росрыболовством, приказы о проведении государственной экологической экспертизы были выпущены соответствующим Департаментом Росприроднадзора с неприемлемым опозданием. Например, по Дальневосточному федеральному округу — 17, 18, 19 сентября. При этом срок проведения экспертизы для ОДУ следующего, 2019 года установлен два месяца, и ещё месяц — для корректировок ОДУ. То есть к Новому году не поспеваем.
На сухом чиновничьем языке это выглядит следующим образом. Государственная экологическая экспертиза ОДУ на 2019 год не может быть выполнена в сроки, установленные постановлением правительства Российской Федерации от 25 июля 2009 года № 531 «Об определении и утверждении общего допустимого улова водных биологических ресурсов и его изменении» — до 1 октября текущего года. Это приведет к отсутствию у Росрыболовства возможностей для своевременного распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и выдачи разрешений в регламентные сроки и, соответственно, к остановке рыболовства в отношении большинства видов водных биологических ресурсов с 1 января 2019 года.
Надо ли говорить, что срыв сроков проведения экспертизы влечёт за собой существенные убытки предприятий рыбохозяйственного комплекса, прежде всего на промысле минтая и целого рыбного ряда в прибрежном рыболовстве? Причем эти потери не смогут быть восполнены даже в течение последующей работы из-за ограниченного срока промысла в зимний период. Надо ли говорить, что такой новогодний подарок от Росрыболовства не добавит к празднику гастрономической радости и разнообразия на и без того скудные рыбные прилавки?
Единственное, что хоть как-то оправдывает чиновников, так это их чрезвычайная загруженность. Росрыболовство за истекший год настолько увлеклось организацией аукционов в отрасли, что, как говорится, руки не доходят до выполнения непосредственного функционала.
Теперь прогноз.
Проведение государственной экологической экспертизы и корректировки ОДУ целого ряда промысловых объектов закончится не ранее 16 октября. Выпуск приказов Минсельхоза России и Росрыболовства о распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов между пользователями состоится в течении трех — четырех недель. А их ещё надо опубликовать!
Конечно, в условиях возникшей чрезвычайщины, чиновники сейчас зашевелятся, но простой на промысле наступит гарантированно.
Кто понесёт ответственность за миллионные потери, за недополученные налоговые поступления, за невыплаченные зарплаты? Кто вообще ответит за этот бардак?
Сейчас в правительство, к президенту полетят, как водится, обращения из всех приморских регионов, возмущения, негодования, требования… (В скобках заметим, надо это, например, Олегу Кожемяко накануне выборов?!) Вопросов на самом деле много возникает. А вот вопрос о том, когда и какие чиновники полетят из своих комфортных кресел, — такой же принципиальный для отрасли, как и формирование ОДУ согласно правительственному регламенту.
На самом деле, таких обращений, возмущений, негодований и требований за последний год скопилось немало. Назову лишь недавнее. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников обратилась в Счетную палату РФ с просьбой оценить эффективность государственного управления в рыбохозяйственной сфере. Президент ВАРПЭ Герман Зверев направил в адрес председателя СП РФ Алексея Кудрина обращение с просьбой открыто проанализировать методики оценки эффективности госуправления в рыбохозяйственной сфере, которые используют федеральные ведомства, и финансово-экономические риски законодательной нестабильности. «В последние 3-4 месяца действия правительства Российской Федерации в части регулирования рыбохозяйственного комплекса носят все признаки «регуляторного хаоса» — цитирует письмо Германа Зверева пресс-служба ВАРПЭ на своём сайте.
Любопытно будет узнать реакцию главы ведомства Алексея Кудрина, который и ввёл этот термин в Стратегии развития Российской Федерации на 2018-2024 годы, будучи руководителем «Центр стратегических разработок», равно как и реакцию иных ответственных лиц на сложившуюся чрезвычайную ситуацию в рыбной отрасли.
Руководитель Информационного агентства по рыболовству
Учился в Вербилковской средней школе, скульптурной мастерской фарфорового завода – квалификация скульптор-модельщик, в Московском государственном университете имени М. Ломоносова и Потсдамском университете (Die Universität Potsdam) — специальность журналист, литературный работник, квалификация магистра в международной системе аттестации.
Работал на профессиональных должностях в изданиях Министерства обороны СССР и РФ, в совместном российско-швейцарском предприятии, генеральном представительстве ОАО «ГАЗ» в Москве, компаниях «Сибирский алюминий», «Руспромавто», в инвестиционно-консалтинговой группе.
Имеет около двух тысяч публикаций в печатных средствах массовой информации. Член Союза журналистов России, член Международной федерации журналистов.
2007-2014 гг. – руководитель центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству.
2008-2014 гг. – председатель Общественного совета при Росрыболовстве.
С 2014 г. — руководитель Информационного агентства по рыболовству.
Награжден знаком «За содействие МВД России».
Женат, две дочери.
Назад
На заседании экспертного совета по рыбохозяйственному комплексу ФАС озвучила новую инициативу: не учитывать промысловую историю долей квот в случае продажи или реорганизации рыбодобывающих предприятий.
По оценке Общественного совета при Росрыболовстве, Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 г. не поддается анализу в части, касающейся рыбопереработки, и нуждается в серьезном усовершенствовании.
Успешная сертификация по стандартам MSC ведущих российских промыслов отнюдь не гарантирует доступность для населения экологически ответственной рыбной продукции.
Буквально накануне IV Всероссийского съезда рыботников рыбного хозяйства разразился грандиозный скандал. Вдруг выяснилось, что 600 тысяч тонн водных биоресурсов, которые будут изъяты у всех рыбопромысловых компаний России на инвестиции для строительства судов и перерабатываюзих фабрик, фактически предназначены «Русской рыбопромышленной компании». В основном. В отрасли и четыре года назад предполагали, что «отъем» части квот под инвестиционные проекты затеян в интересах лишь этого «общества с ограниченной ответственностью», а теперь, когда заглянули в протокол комиссии по отбору заявок на инвестквоты, даже некоторые сомнения развеялись.
Оказалось, что одни компании смогут заключить договоры о закреплении инвестквот под строительство судов и заводов без аукционных процедур, другие получат доступ к этим квотам через аукционы. Хуже того, на Дальнем Востоке с наиболее востребованными рыбными ресурсами в первых рядах следующие компании: ООО «Минтай первый», ООО «Новый сейвал», ООО «Бухта Троицы», ООО «Новострой», ООО «Новый восход», ООО «РРПК Восток». Все эти юридические лица зарегистрированы лишь в прошлом году, находятся во Владивостоке на Пушкинской улице и появились на свет не без участия «Русской рыбопромышленной компании».
Пару лет назад на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Владимир Путин произнёс сакраментальную фразу: «Действительно, есть такие люди, которым очень хорошо. Теперь нужно распределить это «очень хорошо» на все население страны».
Похоже, не все её услышали, и всё норовят сделать ещё лучше.
Что мы имеем сейчас? Радикальное изменение закона о рыболовстве под инвестиционные цели и выпуск порядка 30 постановлений правительства, направленных на обновление рыбопромыслового флота и береговых перерабатывающих предприятий. Новые нормативно-правовые документы пекут, как пирожки. Внимательные эксперты только успевают в них обнаруживать вопиющие нестыковки.
Другой скандал, который испортил торжественное пресъездовское настроение, как раз связан с опубликованными правилами распределения квот добычи в морских водах. Речь идет – ни много ни мало – об основании для отказа в закреплении доли квоты.
Эксперты обнаружили, что формулировка одного из оснований для отказа в закреплении доли квоты ставит под угрозу получение права на добычу для любой компании, у которой есть договор, заключенный в результате универсального правопреемства или аукциона в течение последних 9 лет. И, естественно, заподозрили, что такая формулировка появилась неспроста, а в интересах «людей, которым очень хорошо».
Росрыболовство тут же на обращение ВАРПЭ по возникшему недоразумения пообещало исправить «ошибочку» к 1 апреля, однако, осадочек у рыбаков остался, и теперь они просто утроили бдительность.
Рыбаки-то рассуждают по Жванецкому: «Всё идёт хорошо. Только мимо», — поэтому в проект обращения к президенту России, правительству, Госдуме и Федеральному собранию ещё накануне съезда наряду с чрезвычайно принципиальным вопросом для отрасли о незыблемости «исторического принципа» внесли, цитирую дословно: «Обратить внимание Минсельхоза России на недопустимость некачественной подготовки нормативных правовых актов, влекущих негативные последствия для рыбохозяйственного комплекса, в том числе материальных потерь…» А также: «Просить Росрыболовство для обеспечения общественного контроля размещать на сайте Росрыболовства на период не менее 10 рабочих дней проект решения межведомственной Комиссии по определению долей, закрепляемых за российскими заявителями, подавшими заявки на их получение, в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов».
Озабоченность рыбаков можно понять. Двумя скандалами предсъездовские настрония не ограничились. Правда, мина, которую заложили разработчики в проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части проведения аукционов в электронной форме» только ещё готовится рвануть. Обжогшись на молоке инвестиционных квот, отрасль теперь дует на воду каждого документа и обеспокоена, а не в интересах ли всё тех же «людей, которым очень хорошо» готовятся эти мутные поправки? Ведь с помощью заложенного механизма можно виртуозно жонглировать не только с проведением, а главное, с результатами этих самых «аукционов в электронной форме». Это во-первых. А во-вторых, стало совершенно очевидно в чьих интересах готовятся вообще эти самые аукционы. Особенно крабовые!
Мимо внимания рыбаков не прошло и выступление на Сочинском экономическом форуме министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова «Легко ли быть предпринимателем. Взгляд бизнеса и власти».
«Мы совсем недавно, — заявил министр, — вместе с Федеральной службой охраны проводили опрос предпринимателей. 11 тыс. человек опросили относительно проблем взаимоотношений с контрольно-надзорными органами». 65% респондентов сказали, что основные проблемы связаны с часто меняющимися правилами игры. Треть предпринимателей назвала одной из ключевых сложностей избыточную отчетность, забюрократизированность. Еще треть отметила проблемы, связанные с проявлением коррупции.
Съезд рыбаков продемонстрирует, может быть, иные расклады. Посмотрим.
Вот такие времена, как говорит Владимир Владимирович Познер.