Детская игра штандер как играть. Игры с детьми с мячом. Источники и примечания

19 декабря 2019

Название игры

Описание игры

Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место.

Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» (или «Стоп!»). В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.

Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.

Правила игры

Оговаривается или очерчивается площадка (круг, по периметру которого становятся игроки), отмечается центр (место водящего). Водящий выбирается с помощью считалки, жребия или любым иным способом и становится в центре.

Если участники игры плохо знакомы друг с другом, вместо имён используются номера (по количеству играющих).

Выкрикивать имя следует до того, как мяч брошен вверх. Кричать «Штандер!» водящий имеет право только когда он с мячом возвращается в центр круга.

Если участник, которого «осалили», ловит мяч, он имеет право тут же «осалить» мячом водящего или любого другого игрока. Долго задерживать мяч не разрешается.

Вариант С. Якуба, описанный в газете для классных руководителей, предполагает игру «на вылет»: каждый «осаленный» получает штрафное очко, а после трёх очков выбывает из игры. При этом даётся оговорка, что играть втроём или вчетвером уже трудно и не так интересно, поэтому автор советует играть до пяти-шести штрафных баллов, если участников меньше десяти.

Если водящий замешкался и остальные игроки успели убежать так далеко, что наверняка попасть в них мячом будет трудно, он может «передать руку» другому. Для этого водящий должен выбрать участника игры, стоящего ближе всех, и спросить его: «Берёшь руку?» Если тот согласен, водящий перебрасывает мяч ему. Все вновь разбегаются, а тот, кто ловит мяч, кричит «Штандер!» и «осаливает» оказавшегося рядом игрока. При этом если водящий неточно передаёт мяч и тот касается земли, водящему начисляется штрафное очко.

Исчезла эта игра и канула в Лету вместе с диафильмами про кукурузу — царицу полей и подстаканниками со спутником, летящим вокруг Земли. Кукурузы не жаль, подстаканников не жаль — штандера жаль. Хорошая была игра…

Игра в искусстве

В литературе

  • С. Логинов — рассказ «Штандер» из антологии «Часы с вариантами». По сюжету, дети играют в штандер в далёком будущем.

В музыке

  • А. Розенбаум — песня «Штандер» из альбома «Ностальгия», посвящённая композитору В. Резникову . В тексте есть такие слова: «И в штандер мы играем разноцветным раскидаем…» «Раскидайчиками» в советские годы называли мячики из бумаги, набитые опилками и туго стянутые нитками, на длинной резинке.
  • А. Макаревич — песня и одноимённый альбом, выпущенный в 2007 году вместе с «Оркестром креольского танго ». Даже музыкальный релиз альбома критики сравнивали с игрой в штандер.

См. также

Источники и примечания

Ссылки

  • В. Володченко, В. Юмашев Выходи играть во двор. — М .: Молодая гвардия, 1984. — С. 86. — 126 с. — ISBN 5-235-00465-5
  • С. Якуб Вспомним забытые игры. — М .: Детская литература, 1988. — С. 55 — 60. — 159 с. — ISBN 5-08-001116-5
  • И. Гринченко Игровая радуга. — М .: ЦГЛ, 2004. — С. 41. — 96 с. — ISBN 5-94916-033-9
  • С. Якуб Штандер // Классное руководство и воспитание школьников : газета. — М ., 1 — 15 июля 2007. — № 40 (388).
  • Портал www.detskieigry.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Штандер» в других словарях:

    штандер — а, м., ШТАНДАР а, м. attendez! < attendre ждать. Штандер. Играющие становятся перед высокою глухою стеною на разстоянии пяти шести шагов от ее основания. Один бросает в стену мяч так, чтобы он коснулся ея не ниже обусловленной высоты и… …

    штандар — ШТАНДЕР а, м., ШТАНДАР а, м. attendez! < attendre ждать. Штандер. Играющие становятся перед высокою глухою стеною на разстоянии пяти шести шагов от ее основания. Один бросает в стену мяч так, чтобы он коснулся ея не ниже обусловленной высоты и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Time Machine. Time Масhine … Википедия

    — (р. 1954), эстрадный певец, композитор, художник график, заслуженный артист РСФСР (1991). С 1969 художественный руководитель ансамбля «Машина времени». Автор песен. Снимался в фильме «Начни сначала». * * * МАКАРЕВИЧ Андрей Вадимович МАКАРЕВИЧ… … Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Макаревич. Андрей Макаревич … Википедия

    Жанры джаз, блюз, босса нова, румба и шансон. Годы 2001 настоящее время … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Логинов. Святослав Логинов Святослав Владимирович Витман … Википедия

    Детские игры игры детей, которые требуют использования как чисто спортивных умений и навыков, так и логических, умения думать. Детские игры необычайно полезны как для физического, так и умственного развития детей. Содержание 1 Игры, где… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Резников. Виктор Михайлович Резников (9 мая 1952 года, Ленинград, РСФСР, СССР 25 февраля 1992 года, Санкт Петербург, Россия) советский композитор и певец, автор многих… … Википедия

    Альбом DVD Оркестр креольского танго Дата выпуска 2006 Записан 2006 Продюсер А. Макаревич Страна Россия … Википедия

Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок Шульман Татьяна

Штандер-стоп

Штандер-стоп

Игра наших отцов и старших братьев, а может быть, и бабушек-дедушек. Правила простые: один из игроков (водящий) как можно выше подбрасывает мяч. Пока он летит, остальные участники разбегаются. Как только мяч пойман, водящий кричит: «Штандер-стоп!» По этому сигналу все должны остановиться. Затем водящий должен назвать количество шагов до того или иного игрока и подойти к нему на указанное расстояние (понятно, что чем точнее он это сделает, тем лучше). После этого водящий бросает мяч в игрока. Если бросок неудачный, либо игрок уворачивается (или ловит мяч), пока водящий возвращает себе мяч, остальные снова разбегаются. Если бросок удачен, игрок, в которого попали, становится водящим.

Разные компании играли в эту игру по-разному. Существовали различные разновидности шагов («великанские», «лилипутские», «марш», «петушки» и проч.). Свою систему вы можете придумать сами. Иногда целью игры для участников был «домик», укрывшись в котором игрок обретал безопасность, а заодно и победу.

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Встроенный стоп-сигнал Дети-интроверты от природы склонны подавлять свои внутренние импульсы и оценивать последствия своих поступков. Они в меньшей степени склонны к таким видам деструктивного поведения, как быстрая езда, воровство в магазинах или иные противоправные

Из книги Чего хочет ваш малыш? автора Блау Мелинда Почему «Стоп»? Когда ребенок плачет, ваша естественная реакция – броситься на помощь. Вы уверены, что малыш страдает. Хуже того, многим кажется, что если младенец плачет, это плохо. «С» в СПОКойно призывает вас подавить эти чувства и, вместо того чтобы сразу реагировать,

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

Упражнения для стоп Во время беременности свод стопы испытывает дополнительную нагрузку в связи с тем, что возрастает ваш вес и изменяется привычное положение центра тяжести. Частым следствием этих изменений является развитие плоскостопия. Для его профилактики и нужно

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна Стоп, машина! На асфальте чертят мелом прямую линию.Игроки выстраиваются вдоль линии, а водящий становится как можно дальше от игроков, спиной к ним.По сигналу водящего (например, «Поехали!») игроки начинают движение вперед.Задача игроков – добежать до водящего и

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Стоп! Хватит Неужели это правда? Бывает и так. Конечно, не всегда. Говорить о вреде раннего развития было бы большой ошибкой, но все хорошее должно быть в меру. Только родители, идеально зная и чувствуя своего ребенка, могут определить эту меру. Замечали ли вы когда-нибудь,

Существует несколько вариантов и названий игры: Штандер, Хали-холо, Стоп-коли-кола, Машина ехала-ехала… (есть и другая игра с таким же названием)

Правила игры Штандер-Стоп. Вариант 1

С помощью считалочки выбирается водящий , остальные игроки образуют круг. Центр круга желательно обозначить мелом. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага.

Водящий подкидывает мячик высоко вверх и называет имя любого игрока из круга. Названный игрок должен попытаться поймать мяч. Если ему это удалось, игрок становится новым водящим, а бывший водящий занимает его место в кругу.

Если игрок не успел поймать мячик и он упал, коснувшись земли, все игроки разбегаются в разные стороны до тех пор пока игрок не поднимет мячик и не крикнет «Штандер!» или просто «Стоп!» . После этого все игроки замирают , и игрок, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в любого игрока. Если ему это удалось, осаленый игрок становится новым водящим, если он ни в кого не попал, он водит снова.

Правила игры Штандер-Стоп. Вариант 2 (с шагами)

Начало игры как в Варианте 1.

После того как все игроки разбежались, а водящий поднял мяч, он возвращается в центр круга, выбирает одного из игроков и пытается угадать сколько шагов ему нужно сделать, чтобы осалить выбранного игрока.

Шаги могут быть разными:

  • гигантские шаги (максимально длинный шаг на весь размах ноги)
  • обычные шаги (обычные средние шаги)
  • лилипутские шаги (шажок, при котором пятка одной ноги ставится вплотную к носку другой)
  • верблюжьи шаги (игрок плюет и передвигается на место плевка)
  • зонтик (шаг с проворотом на 360 градусов)
  • муравьиные шаги (шаги на носочках, одна нога ставится сразу же перед другой)
  • утиные шаги (шаги утиным шагом, встав на четвереньки)
  • лягушка (один шаг — один прыжок из положения сидя)

Обычно набирается несколько вариантов шагов.

Например:

«До Пети 4 гигантских шага, 7 лилипутских, 1 вербюжий, 3 зонтика и 5 утиных шага».

После того, как условие задано, водящий начинает делать эти шаги, остальные игроки следят за честностью выполнения и громко считают.

После того, как все шаги пройдены, водящий пытается коснутся рукой до игрока (в некоторых вариантах докинуть мяч).

При этом водящий мог наклоняться вперед, пытаясь дотронуться до игрока и приговаривая: «Можно и березкой гнуться, лишь бы только дотянуться».

Если это получилось, игрок становится новым водящим, если нет, водящий остается прежний.

«В штандер мы играем,

Разноцветным раскидаем…

Мне опять не повезло —

И с веселым звоном

Разлетается оконное стекло…»

Так ностальгически вспоминает Розенбаум любимую детскую дворовую игру — и резонно спрашивает: «А кто из наших детей знает сегодня, что такое «штандер» и что такое «раскидай»?» С последним примерно понятно: это такой самопальный мячик с резинкой. Правила же игры несколько отличались в разных местностях — как и ключевое слово, собственно.

Самый распространенный из вариантов штандера выглядел так. На спортивной площадке играющие становятся в круг примерно в шаге от водящего с мячом. Тот подкидывает мяч вверх и выкрикивает чье-нибудь имя. Все разбегаются, а тот, кого назвали, должен выбежать в центр и поймать мячик. Если игрок ловит мяч в полете, он становится водящим — и все действия повторяются, он может сразу же кричать имя другого игрока. А вот если мяч успевает коснуться земли, он подхватывает его с криком: «Штандер!» (Условный сигнал мог быть немножко иным: «штандер-стоп», просто «стоп», «штандер-мандер» или «стоп-кариколо-точка!») В этот момент все разбегающиеся должны остановиться и замереть. Тот, кто с мячом, старается попасть в кого-нибудь. Попал — теперь он водящий, а тот, в кого попал — выбывает из игры. Не попал — все опять разбегаются. При этом игроки не имеют права отходить с места, где остановились (только увертываться разрешается), а водящий не имеет права покидать центр круга для броска.

Еще один вариант: с пойманным мячом можно было сделать определенное количество шагов в сторону выбиваемого, а если тот поймает мяч руками во время броска, то он не считается выбитым и остается в игре.

Обсуждения на форуме:

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением читателей. Прошлое у нас общее, взгляд на него разный. Вам кажется, все было совсем не так? Если вы хотите развить и обсудить затронутую здесь тему, добро пожаловать в форум.

Если у вас есть конкретные дополнения или ссылки, которые обязательно должны быть в этой статье, оставьте свой комментарий ниже. Если комментарий не отвечает этим требованиям — он будет удален или перемещен в форум.

«За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами.
-Здравствуй, Мишенька, дружок!
Сколько стоит пирожок?
-Пирожок не продается,
А водить тебе придется!»

Эту игру в нашем дворе очень любили. И заводилой, конечно, была Лариска —

С удивлением узнала, что так играли только у нас.

Для игры нужен мяч и не менее 4 игроков.

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Водящий берет мяч и начинает подбрасывать его над головой со словами:

«Штандер – вандер!» — так он может делать 3-5 раз, желая усыпить бдительность игроков, а затем неожиданно называет имя игрока:

«Штандер – вандер – Вика (Оля, Лена и так далее)!» — и бросает мяч вверх.

В тот же миг все прочие игроки разбегаются в разные стороны, а названный игрок должен поймать мяч. Если мяч отскочил или укатился далеко, его следует догнать и поднять.

Как только мяч пойман, поймавший игрок кричит: «Штандер-вандер — СТОП!» — и все замирают на своих местах.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.

Чем ближе игроки, тем легче эта задача. Но если всем удалось далеко убежать, в игре срабатывает правило «Трех Шагов».

Игрок с мячом сообщает прочим игрокам, сколько и каких шагов ему понадобится для того, чтобы достать выбранного игрока.

Варианты были такие:

Слоновые шаги (от слова «слон») – человек отмерял шаг своим ростом, для этого разрешалось лечь на землю и вытянутся во весь рост.

Солдатские шаги – максимально возможный шаг.

Человеческие шаги — обычные шаги.

Лилипутские шаги — когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой.

Муравьиные шаги — на носочках делают маленькие шажки буквально на 5 см.

Утиные шаги — шаги вприсядку.

Лягушиные шаги – нужно было присесть на корточки и прыгнуть как можно дальше.

Кенгуриные шаги – опять же прыжки в длину, но из обычного положения.

Верблюжьи шаги — нужно было шагать туда, куда доплюнул.

Балетные шаги – нужно было сделать танцевальное па, обернувшись вокруг своей оси.

Например, игрок с мячом на глаз оценивал расстояние до выбранного игрока и сообщал:

Два кенгуриных шага.

После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала.

Если попал и «осалил», то игрок становится водящим.

Надо уточнить, что ребята выбирали того игрока, кто находится ближе всех. Но!

Лариска Королецкая в таких случаях никогда не искала легких путей. Она выбирала того, кто убежал дальше всех, и пыталась его достать. Скажем, она могла огласить:

Два слоновых шага и один верблюжий! – и подбиралась к своей жертве в плотную.

Самым занимательным было подловить игроков в самом начале, для этого все мы всячески склоняли и меняли волшебные слова:

«Штандер-вандер — завлекандер! Штандер-вандер-Отвлекандер! Штандер-вандер – запекандер!» и т.д.

Там же, тогда же…