Артистическое фехтование глазами чемпионов мира
В сентябре российские команды впервые приняли участие в чемпионате мира по артистическому фехтованию в Сан-Марино. В состязаниях соревновались представители 11 стран: Норвегии, Португалии, Чехии, Бельгии, Канады, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Сан-Марино и России. На счету российской сборной 3 золотых медали. Две из них завоевала команда «Фехтомания» (РГУФК-РАМТ) из Москвы.
Корреспондент официального сайта Международного благотворительного фонда «За будущее фехтования» Татьяна Колчанова встретилась с участниками этой команды, ее тренерами и художественным руководителем, чтобы получить ответы на вопросы: «Что такое артистическое фехтование – спорт или искусство? Чему нужно больше уделять внимания – технике ведения боя или зрелищности, сценическим эффектам? Нужна ли драматургия номеров? Какие требования предъявляются к постановке выступлений, а также к их оценке? Какое будущее ждет новую спортивную дисциплину, балансирующую на стыке искусства и спорта? Кто и как пришел в артистическое фехтование? Благодаря чему в новом для России виде спорта дебютантам чемпионата мира удалось одержать победу над более опытными соперниками?».
Мы беседовали с ребятами и их педагогами в Голубой гостиной Центрального Дома актера в течение нескольких часов. Они еще не остыли после своего триумфа в Сан-Марино. Говорили эмоционально, восторженно и много. И мне стоило немалого труда обобщить этот материал. Во-первых, удалось выяснить, как трактуют понятие артистического фехтования руководители команды.
Артистическое фехтование – это методика ведения условного, заранее отрепетированного боя. У такого поединка должна быть сюжетная линия, он может быть дополнен музыкальным оформлением, текстом, танцами, трюками и т.п. Участники выступления фехтуют в костюмах и на оружии, обозначающих эпоху, к которой относится сюжет, выбранный ими для постановки выступления. Также правилами не допускается импровизация. То есть зрителям представляется мини-спектакль, на основе фехтования.
А для тренеров самым сложным было собрать всех членов команды вместе. Если для спортсменов существовало понятие – режим, ежедневные тренировки, то для актеров трудно было подобрать время тренировок. Они с удовольствием и здоровой долей куража тренировались после окончания спектаклей, когда у их коллег-спортсменов уже закрывались глаза. Вспоминает Леонид Лавровский: «Я не участвовал в чемпионате мира, но был в команде на чемпионате России. Когда появился стимул в виде официального чемпионата страны, который к тому же был отбором на чемпионат мира, мы изменили свое отношение к тренировкам. Так, в марте мы тренировались один раз в неделю, но уже с конца апреля мы тренировались почти каждый день, а некоторые еще оставались тренироваться на ночь. Когда есть стимул, тогда и время для тренировок находится».
Команде «Фехтомания» удалось попасть на чемпионат мира, где они выступали в двух номинациях – «XVI век — современность», и «Вне времени, свободный стиль». В обеих стали лучшими. Я поинтересовалась у ребят – верили ли они в победу? Прохор объяснил: «У нас есть шуточный девиз: «Победа, тщеславие, мировое господство». Родился он на сборах перед чемпионатом мира. Мы отрабатывали эпизод, в котором мы все идем выпадами на Глеба Качана, а он должен не сразу сдаться, а держаться до последнего с прямой спиной. И тогда я сказал: «Представь, на тебя смотрит весь мир, и у тебя в каждом движении должно читаться – победа, тщеславие, мировое господство». Этот девиз всем понравился.
Лада Мошарова вспоминает, с каким трудом рождался каждый номер: «Ребята серьезные занятия фехтованием сначала не воспринимали, так было в работе над «Музеем восковых фигур». Этот номер дался нам с большим трудом. Зато теперь это уже почти шедевр. Так же было, и с «Ночью в Испании». Мы с Леной Тихомировой не могли убедить их ставить этот номер. Тогда я сказала – будем делать «На дворе объедков». Представьте — огромный двор объедков, принц и нищий. Тогда ребята закричали – нет, давайте лучше испанскую тему. Тогда я поставила условие — у вас будет дуэнья, а Лена сказала – Сонька Иванова. Они говорят, а может артистку пригласить? А Лена ответила — нет, артистка не справится. Тут нужны настоящие выпады, настоящие фехтовальные приемы. И вот когда они объединились на идею, с ними было такое счастье работать».
А Роман Степенский рассказал, как иногда спортсменам было трудно воплотить актерский замысел: «Я объяснял Соне, как она должна присесть ко мне на колени. Не понимает. Тогда говорю, все просто – шаг вперед, выпад, закрыться. Поняла».
В Сан-Марино ребята договорились не проходить на репетициях все эпизоды на скорости. Нельзя было раньше времени раскрывать все карты. Но в какой-то момент нужно было проверить движения по музыке, и пришлось исполнять эпизод на полной скорости. «Тут подбегает Джованни, организатор, и вырывает из моих рук шпагу, — вспоминает Роман. — Я не понимаю, что происходит. А он говорит, это обман, шпага не металлическая, как положено, а пластиковая. Я ему даю оружие, и он понимает, что оно настоящее, металлическое. Он не мог поверить, что можно на такой скорости выполнять движения с настоящим оружием. Мы хохотали».
Был еще один эпизод, о котором говорят все участники команды. Был день, когда перед соревнованиями все пришли на репетицию. На открытой сцене, где ходят туристы, в каждом уголке площади проходили бои, было шумно, все разговаривали на разных языках. Пришла очередь россиян репетировать на сцене. Ребята начали без музыки проходить «Музей». И вдруг поняли, что делают это в полной тишине. Все остановились и просто смотрели на них. Соперники были поражены мощью и уверенностью команды. «Мы договорились между собой, — объясняет Прохор, — что на тренировках мы не показываем все в полную силу, обязались никому не продавать смысл наших номеров. Каждый проходили короткими фрагментами. Но даже по нескольким фрагментам одного номера соперники и судьи поняли, что мы представляем серьезную силу. Наше преимущество заключалось в том, что мы все профессионалы – в актерском мастерстве либо в спорте. Все мы осваиваем второй вид деятельности. Одни фехтование, другие – актерство. Наши соперники – либо недоигравшие актеры, либо недофехтовавшие спортсмены. Есть среди них и просто любители, люди с улицы, которые объединились в клубы, проводят фестивали, с большим энтузиазмом занимаются актерским фехтованием целыми семьями».
Профессионалами можно назвать и еще одну нашу команду из Коломны, представляющие на чемпионате Центр русской воинской культуры «Святогор», — считает Роман.- Они тоже завоевали первое место. Эти ребята занимаются реконструкцией коломенского Кремля. Ежедневно проводят экскурсии, выступают с показательной программой, отсюда такая выносливость. Они выступают в кольчугах, у них реальное оружие, которое они сами куют. Не все к этому так серьезно относятся, как коломенские спортсмены, для многих чемпионат — это просто массовый праздник, хулиганство, которое никакого отношения к истории или к фехтованию не имеет».
Ребята из команды «Фехтомания» считают, что на чемпионате победить им помогло не только мастерство, но и случай. «Все выступали в нормальных условиях, — говорит Прохор, — а во время нашего, полил дождь. На уличной сцене успели выступить только мы, по жеребьевке нам достался первый номер. На сцене первым по сюжету умер герой Сергея Герасенкова, и небо заплакало. После нашего выступления, соревнования перенесли в помещение. Прежде чем продолжился чемпионат, прошло два часа. И все эти два часа все только и говорили о выступлении нашей команды».
Как считает Глеб Качан, в артистическом фехтовании пока нет одного важного элемента — критериев судейства. «Взять, например, фигуристов, — приводит пример Глеб. — У них оценивается сложность элементов – двойной аксель, тройной и т.д. Один фигурист может чисто откатать программу, не используя сложных элементов, а другой может упасть, но исполнить прыжок в четыре оборота. И пока не появятся четкие критерии оценки, артистическое фехтование не будут воспринимать, как полноценный вид спорта. Должны быть разработаны единые правила, чтобы участники соревнований понимали, что от них требуется, и почему они получают те или иные баллы».
Пока наши чемпионы — практики. Они идут путем ошибок и проб. Так же как было в танцах на льду. В фигурном катании, когда танцы включили в официальную программу соревнований, стал вопрос – а что это? Как это можно оценивать? В итоге, просто договорились – какие технические средства можно использовать, а чего быть не должно. Своими жизнями, своими победами наши первопроходцы показывают, что имеет право на жизнь тот путь развития, по которому они идут. Они пытаются соединить профессионализм актеров и спортсменов, и это уже привело к победе на чемпионате мира. А вот дальше мы наблюдаем голод в теории. Нет обсуждения технического подхода к данному виду спорта. Пока это территория, на которой никто не сражается. Кому-то эта ситуация выгодна. Потому что как только будут определены условия и правила игры и свой язык, сразу станет видно, кто чего стоит. И все-таки, я верю, что настанет время, когда артистическое фехтование займет свою нишу в истории нашего вида спорта, и российские мастера смогут добиться того же уважения и почета, как и их коллеги из спортивного фехтования.
Участники команды «Фехтомания»:
Алексей Лонгин , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Московского театра «Et Cetera» под руководством А.Калягина. Занят в спектаклях: «Шейлок», «Газета «Русский Инвалид» за 18 июля», «Тайна тетушки Мэлкин». Много снимается в кино («Охота на гения», «Штрафбат», «Дочки-матери», «Солдаты-11», «Студенты-International», «Тридцатилетние» и др.) Исполнитель боев и трюков в фильмах: «Слуга государев», «Бой с тенью-2», «Новая земля» и др. Режиссер-постановщик первых номеров команды «Фехтомания».
Сергей Герасенков , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Московского драматического театра им М.Ермоловой. Принимает активное участие в записи аудио-книг («Остров сокровищ», «Черная стрела» и др.). Ведет авторский курс сценического движения и пластики.
Глеб Качан , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Московского театра «Школа современной пьесы». Выступает с сольной программой в бард-клубе «Гнездо глухаря» и на вечерах Театрального центра «На Страстном» (при Союзе театральных деятелей РФ).
Роман Степенский , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Российского академического молодежного театра. Снимается в кино («Антикиллер-2», «Последний уик-енд» и др., исполнитель боев и трюков в фильме «Слуга государев»).
Прохор Чеховской , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В настоящее время – артист Российского академического молодежного театра. Еще студентом был введен на главную роль в спектакль «Маленький лорд Фаунтлерой». Снимается в кино («Возвращение Мухтара», «Аэропорт», «Сатисфакция», «Не родись красивой», «Кулагин и партнеры», «Национальное достояние» и др., исполнитель боев и трюков в фильме «Слуга государев»).
Леонид Лавровский , выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Еще будучи студентом сыграл несколько ролей в спектаклях театра «У Никитских ворот», в настоящее время — артист театра «Школа современной пьесы». Студент Литературного института (драматургический факультет). Преподаватель актерского мастерства в РАТИ (ГИТИС) и Институте Русского Театра. В качестве режиссера сотрудничает с несколькими антрепризными проектами. Принимал участие в съемках фильмов «Московская сага», «Дети Арбата», «Звезда империи» и др.
Софья Иванова , выпускница Российского государственного университета физической культуры и спорта по специальности «Спортивные единоборства». Мастер спорта по фехтованию. Четырехкратная чемпионка России по фехтованию.
Артем Деев , студент 5-го курса Российского государственного университета физической культуры и спорта по специальности «Спортивные единоборства». Мастер спорта по фехтованию. Призер первенств Москвы и России по фехтованию. В качестве каскадера принимал участие в съемках фильма «Сокровища Мазарини» (продолжение «Трех мушкетеров»).
Тренеры команды: мастера спорта по фехтованию — Елена Тихомирова и Елена Яковлева .
Художественный руководитель Лада Мошарова .
Хореограф Михаил Лавровский . Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, Международного конкурса артистов балета, Премии им. Вацлава Нижинского Парижской академии танца, Премии Москвы в области культуры и искусства.
Прошло уже 3 века со времен Дюма и Сабатини, но красота и романтика этой эпохи живы до сих пор. Помните эти замечательные, близкие многим сердцам фильмы — «Гардемарины», «Три мушкетера»? Артистическое фехтование — это то, что делает их зрелищными и достоверными. Это не только навыки фехтования, физическая подготовка, сценическое мастерство, но и искренняя Любовь к эпохе рыцарей и прекрасных дам.
Артистическое фехтование — это поставленный и доведенный до совершенства поединок, когда мастера, вживаясь в свои роли, по сценарию и без монтажных нарезок отыгрывают поединок как единое целое, воссоздавая картины минувших дней и схваток. Работа идет без защиты, с жесткой техникой безопасности, настоящими фехтовальными приемами и в творческой актерской игре.
Мы бросаем вызов виртуальной жизни, нелюбимой работе, зацикленности на финансовой выгоде.
Мы хотим освободиться от просиживания в интернете и ощутить вкус реальной жизни, реального боя, азарта, почувствовать твердость руки и выносливость ног!
Хотим творить свои сценарии и давать воплощать свои идеи. Хотим положительно влиять на Мир вокруг! Хотим вырасти до полноценных театрализованных постановок, где есть текст, актерское мастерство, страсть, честь, шпага, благородство!
Артистическое фехтование это:
Почувствуйте себя отважным мушкетером, отчаянным пиратом или хладнокровным аристократом.
Вы сможете…
Мы создаем условия для удовлетворения потребностей людей:
Успешно завершился фехтовальный слет, объединивший бойцов старицкого, московского, балашихинского и ржевского отделений Клуба.Снимали кино, получили бесценный опыт! фото в VK
Итоги фехтовальных слетов «Лето 2017», 1 и 2 смены. По итогам первой смены, прошедшей в конце июня 2017г., создано 14 видеороликов со своими сценариями. По итогам второй июльской смены из монтажа выше пока один ролик. За выходом остальных можно следить в дневнике клуба в группе в VK: https://vk.com/kaf_vysov . Представляем Вашему вниманию несколько видеороликов с участием наших учеников и руководителя клуба артфехтования «Вызов»
Учиться фехтованию просто так — интересно само по себе. Но куда интереснее, если есть область применения этого искусства. Кто-то соревнуется на чемпионатах, кто-то участвует в фестивалях и реконструкции, кто-то устраивает профессиональные спектакли, а мы — второе лето подряд находим себе отдушину в виде любительских киносъемок.
Сначала формируем идеи сценариев, потом мы их сами пишем, делаем раскадровки, назначаем, реквизиторов, операторов, костюмеров, помощников режиссера, гримеров и, конечно, заранее репетируем поединки и разбираем по полочкам психологическое состояние своих персонажей.
Этим летом мы провели 2 смены по 7 дней каждая. В наших планах были такие сценарии как «Претендент», «Сын кузнеца», «Честь сестры», «Не сдаваться», «Ангард», «Письмо», «Тень» и «Обыкновенное чудо». Большинство из них короткие (5-9 минут), но есть и более продолжительные. По большинству сценариев было много желающих участвовать, поэтому снимали порой одно и то же, но с разными актерами в главных ролях.
С января 2017 года началась организационная подготовка к слету. С апреля начали репетировать поединки и роли.
С 26 июня по 2 июля «отстрелялась» 1-ая смена, а с 22 по 28 июля — вторая. Съемки проходили в Берново, Старице (Краеведческий музей, дом купца Филиппова, Праскове-пятницкая церковь, сам город) и в Чукавино (исторический ансамбль и Загородный комплекс «Чукавино»).
В съемках участвовали и дети, и родители, причем, с большим энтузиазмом: не было ни одного человека, для которого не нашлось бы роли, или организационного, бесценного для съемочной группы применения. Для меня, как режиссера-постановщика, это были две замечательные смены: мои ребята из Москвы, Балашихи, Старицы и Ржева замечательно сдружились и слаженно работали друг с другом. Сложившиеся на добровольных началах съемочные группы отлично отработали, и, как мне кажется, мы сделали хороший шаг вперед по сравнению с «Погоней» 2016 года.
Руководитель: Новиков Евгений Витальевич КМС по артистическому фехтованию |
Дополнительно познакомится с тренером и направлением можно здесь: Страничка Клуба в Контакте, Сайт КАФ «Вызов» |
Прошло уже 3 века со времен Дюма и Сабатини, но красота и романтика этой эпохи живы до сих пор. Помните эти замечательные, близкие многим сердцам фильмы — «Гардемарины», «Три мушкетера»? Артистическое фехтование — это то, что делает их зрелищными и достоверными. Это не только навыки фехтования, физическая подготовка, сценическое мастерство, но и искренняя Любовь к эпохе рыцарей и прекрасных дам.
Артистическое Фехтование — это то, что возвращает нам эту эпоху.
Артистическое фехтование — это поставленный и доведенный до совершенства поединок, когда мастера, вживаясь в свои роли, по сценарию и без монтажных нарезок отыгрывают поединок как единое целое, воссоздавая картины минувших дней и схваток. Работа идет без защиты, с жесткой техникой безопасности, настоящими фехтовальными приемами и в творческой актерской игре.
Мы бросаем вызов виртуальной жизни, нелюбимой работе, зацикленности на финансовой выгоде
Мы хотим освободиться от просиживания в интернете и ощутить вкус реальной жизни, реального боя, азарта, почувствовать твердость руки и выносливость ног!
Хотим творить свои сценарии и давать воплощать свои идеи.
Хотим положительно влиять на Мир вокруг!
Хотим вырасти до полноценных театрализованных постановок, где есть текст, актерское мастерство, страсть, честь, шпага, благородство!
Артистическое фехтование это —
Почувствуйте себя отважным мушкетером, отчаянным пиратом или хладнокровным аристократом.
Вы сможете…
Готовьтесь к бою, как в хороших кинофильмах!
Мы создаем условия для удовлетворения потребностей людей:
Руководитель студии — Иванов Дмитрий Александрович – актёр, режиссёр и каскадёр, старший преподаватель кафедры сценической пластики ГИТИС, КМС по арт-фехтованию, серебряный призёр чемпионата Германии по сценическому фехтованию и чемпион России по арт-фехтованию.
«Сценическое фехтование — это сочетание пластики и актёрского мастерства, хореографической точности и слаженных действий партнёров в искусном владении оружием. Это раскрытие психологии поединка через драматургию боя и развитие образа персонажа в экстремальных условиях борьбы.»
«Является одной из обязательных проф. дисциплин в обучении актёра, так же существует как самостоятельное направление созвучно с артистическим или постановочным фехтованием.
Напоминает, объясняет и воспитывает в современном человеке такие понятия, как честь и достоинство.»
Студия сценического фехтования «VOLTE» основана в 2009 году.
За время своего существования, студия принимала участие в фестивалях «Серебряная шпага» (г. Москва), «Романтика средневековья» (г. Коломна), «Фестиваль постановочного фехтования» (г. Москва), «День фехтовальщика» (г. Санкт-Петербург), «Фестиваль уличных театров» (г. Ярославль), «Серебряный звон клинка» (г. Москва), «Арена» (г. Видное).
А также в Чемпионате России по арт-фехтованию, и в Международном Чемпионате Германии по сценическому фехтованию.
Мария ВЯЗОВА, чемпионка России 2008 года, серебряный призёр чемпионата мира по арт-фехтованию в Сан-Марино 2008 года.
Думаете, мушкетёры теперь живут только в книгах, а пираты дерутся на саблях лишь в «Пиратах Карибского моря»? Уверяю вас, романтика плаща и шпаги присуща ныне не только наивным мечтателям. Быть может, в детстве вы играли в Зорро, благородного мстителя в маске? Или мечтали в одиночку победить десяток врагов? Или, может быть, вам хотелось, красуясь перед прекрасной дамой, непринуждённо отпуская остроты в адрес соперников, выиграть дуэль? Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», добро пожаловать в мир арт-фехтования.
«Поединок в Венеции». Фото Георгия Щукина.
«Турнир витязей». Фото Александра Егорова.
Этюд «Спасение принцессы». Фото Александра Арифулина.
«Сон тореадора». Фото Александра Егорова.
Партнёр А выполняет действие «с шагом вперёд замах на удар в голову». Партнёр Б отвечает действием «контратака с уклонением вниз, левая нога впереди».
«Одна против двоих». Фото Александра Егорова.
Пример начала этюда «Дуэль».
Хорошего фехтовальщика может остановить только пуля.
Шарль Лекур
История
Появление в XVI веке лёгкого длинноклинкового оружия, которое всегда можно было носить при себе, пробудило сильное искушение пускать его в ход при любом случае. Дуэльное поветрие уносило больше жизней, чем гражданские войны. Искусство владеть оружием стало не только залогом выживания, но и образом жизни. Шпага — покровительница, заступница, судья и соблазнительница — решала любые конфликты.
Поединок фехтовальщиков всегда вызывал живой интерес у зрителей, полностью поглощая их внимание, чем нередко пользовались карманные воришки. Вот как описывает Теофиль Готье в романе «Капитан Фракасс» подобный случай:
«На другом конце моста поднялся шум, и толпа бросилась туда. Оказалось, там бретёры дрались на рапирах…
Они кричали: “Бей, бей!” — и с остервенением нападали друг на друга. Они сражались двое против двоих и, казалось, пылали друг к другу неукротимой ненавистью, отстраняя шпаги секундантов, пытавшихся их разъединить.
На самом деле эта ссора имела целью вызвать скопление народа, чтобы карманникам легче было орудовать в толпе. И действительно, не один любопытный вмешался в сутолоку с туго набитым кошельком, а выбрался из давки, растратив, сам того не ведая, все свои денежки.
А бретёры, которые и не думали ссориться, а, наоборот, спелись между собой, поспешили примириться, подчёркнуто благородным жестом потрясли друг другу руки и объявили, что честь их удовлетворена. Это, впрочем, не требовало больших усилий — их честь никогда не отличалась чувствительностью».
Шли годы, и постепенно фехтование утратило статус жизненно важного умения. Однако оно дожило до наших дней как вид спорта. Правда, заметно потеряло в зрелищности, обзаведясь громоздкими масками и полным комплектом электронного оборудования. Искусство наносить и самому не получать уколы почти утратило свою прелесть, превратившись в спорт академичный и малопонятный непосвящённому.
Сейчас во всем мире наблюдается спад интереса к спортивному фехтованию. Все больше усиливается его условность, усложняются правила. Случайный зритель просто-напросто не понимает смысл и логику поединков. Эффектный бой на клинках отошёл на второй план, имея возможность волновать сердца лишь в приключенческих фильмах.
Но любовь к красивому зрелищу и романтике породила новую разновидность фехтования: не жёсткое условное единоборство, а постановочное и зрелищное. Новый вид спорта — артистическое фехтование позволяет во всём многообразии демонстрировать технику владения разным клинковым оружием. Эти спектакли со шпагами интересны многим, но в особенности детям и подросткам. Ведь рыцарские и мушкетёрские приключения, слава богу, ещё волнуют юношеские души.
В 2008 году арт-фехтование в России официально стало новой дисциплиной спортивного фехтования. В Европе уже больше 15 лет проводятся международные турниры. С последнего открытого чемпионата Германии спортсмены России вернулись с шестью золотыми медалями в восьми категориях.
Правила
— А зачем вам шнур сзади?
— Чтобы тренер мог оттащить в нужный момент…
Старый фехтовальный анекдот
Новая фехтовальная дисциплина — это театр по спортивным правилам. Любой турнир по арт-фехтованию проходит в виде серии сюжетных костюмированных схваток. Каждое выступление — спектакль, обладающий собственным сюжетом. Фехтовальный бой разучен и отрепетирован, как реплики в театральной пьесе. В арт-фехтовании лицом к лицу встречаются не противники, а партнёры.
Принципиальным отличием арт-фехтования от боя спортивного является запрет импровизации для участников поединков. У героев постановочного боя нет цели победить противника, как это происходит в спортивном поединке.
На сцене все движения оружием и перемещения бойцов разучены как гимнастические или танцевальные комбинации. Каждому участнику известны будущие манёвры партнёра. Вся тактика поединка и трюки для её изображения продумываются тренером и спортcменами, затем воплощаются в заранее избранные действия, а на тренировках оттачиваются путём многократных повторений.
Вот пример начала этюда «Дуэль».
Однако как же определить победителя, когда перед спортсменами не стоит цели нанести укол противнику?
Как и в других сложнокоординационных видах спорта, в арт-фехтовании перед выходящими на соревновательную площадку спортсменами стоит задача набрать максимально возможное количество баллов.
Спортсмены представляют на суд арбитров программу, насыщенную сложными техническими элементами. По окончании демонстрации арбитры выставляют оценки. Побеждают набравшие максимальное количество баллов.
Идеальным можно назвать выступление, в котором высокий уровень фехтования сочетается с артистизмом. Кроме того, фехтовальному поединку на сцене необходимы интересный сюжет, костюмы, свет, звук, реквизит и прочие «моменты», наполняющие выступление и превращающие его в законченный спектакль.
Но спорт есть спорт, и любое выступление, представленное на турнир по арт-фехтованию, должно соответствовать ряду требований по времени и наличию обязательных элементов. Все они зафиксированы в правилах соревнований. Судьями же оцениваются два аспекта: технический и артистический.
Артистический аспект понятен всем зрителям без исключения, однако, чтобы верно оценить его, существуют специальные критерии.
Под «артистизмом» понимается умение конкретного актёра-спортсмена воплотить избранный образ.
«Выразительность» характеризует построение композиции боя с учётом музыкальных акцентов, красоту и свободу движений тела.
Критерием «композиционное построение» оценивается наличие в сценическом бою азов режиссуры. Желательно, чтобы выступающие не уходили в глубь сцены, не перекрывали друг друга, старались не работать спиной к залу. Действие должно развиваться динамично, непрерывно, без «провалов» и необоснованных пауз.
Дополнительные поощрительные баллы присуждаются за красоту и оригинальность сюжетов и костюмов, реквизита и декораций. Одним словом, показанный спортсменами бой должен быть красивым и увлекательным.
Технический аспект важен не просто потому, что арт-фехтование — спорт и так почему-то «надо». Представьте себе, что актёр, вышедший на сцену изображать бретёра, совершенно не умеет фехтовать. Зритель мгновенно заметит бутафорские движения. Откровенно не настоящий бой не вызовет сопереживания, и никакое актёрское мастерство не спасёт спортсменов. Ведь для зрителей всё просто. Или им скучно смотреть на неловкие движения странного оружия, или же они неотрывно наблюдают за смертельным поединком, переживая за героев.
Чтобы оценить уровень мастерства владения оружием, у судей технического жюри есть специальные фехтовальные критерии.
Есть базовая техника, которая определяет умение каждого арт-фехтовальщика чётко и правильно выполнить атаку и взять защиту.
Уровень мастерства говорит о разнообразии исполняемых боевых действий.
Слаженность работы отражает мастерство спортсменов в их «противодействии» оружием, а также общую отточенность выступления.
Посмотреть на то, как работают представители разных школ арт-фехтования, и составить своё мнение о технике и артистизме можно во время всероссийских турниров или фестивалей, которые проходят в среднем раз в три месяца.
Для того чтобы «болеть за наших», смело выбирайте студию, фехтовальщикам которой хочется верить. Команды, показывающие нечто вроде академического балета на сцене или ползающие улитками, — совершенно не то. Вершина мастерства определяется так же, как и пятьсот лет назад. У зрителя должно захватывать дух от реальности и ощутимой опасности происходящей дуэли.
Фехтование — мистика для благородных людей.
Артуро Перес-Реверте
В арт-фехтовании у спортсменов есть возможность реализовать себя в различных дисциплинах.
Наиболее распространённой можно назвать категорию «Дуэт». Дуэль один на один является самой привычной формой фехтовального боя и в спорте и на театральной сцене. Поединок во все времена был лучшим способом выяснить все недоразумения.
Категория «Соло» представляет собой связку приёмов фехтования: выполняемый одним человеком «бой с тенью». Тренеры находят необыкновенные и парадоксальные идеи, чтобы эта категория стала настоящим спектаклем. Это своеобразная «школа». Заметим, что похожие категории существуют во многих видах единоборств, например, «Ката» в турнирах по каратэ.
В категории «Упражнение группа» спортсмены должны одновременно и согласованно исполнять связки приёмов фехтования. Без единого соприкосновения клинков выступающим необходимо передать атмосферу боя и намерение героев действовать сообща.
Смысл и польза тренировок
Фехтование… единственный вид упражнений, где упражняется дух.
Мишель Монтень
Хотя арт-фехтование и не является единоборством в прямом смысле этого слова, не стоит думать, что эта фехтовальная дисциплина придумана для милых девочек, любительниц фитнеса и блёсток на одежде. Вспомните: ни одно современное боевое искусство не обходится без показательных выступлений. В арт-фехтовании демонстрация стоит во главе угла. Однако этот вид спорта отнюдь не легче остальных.
Прежде чем новичок впервые представит зрителям поединок, выполненный по всем правилам боевого искусства, его ждут долгие месяцы тренировок. Ведь чтобы выдержать бешеный темп пяти минут фехтовальной схватки, даже опытному бойцу нужно иметь хорошую физическую подготовку.
Помимо собственно владения оружием фехтовальщик должен научиться владеть телом и психикой, а кроме того — уметь взаимодействовать с несколькими противниками. Решая условную задачу постановочного боя, человек в состоянии развить навык управления собой в стрессовой ситуации.
Если предположить, что новичок волшебным образом сочетает в себе старание, волю и методичность, а фехтовать учится так, словно от этого зависит его жизнь… В таком случае и нескольких месяцев будет достаточно. Совершенствоваться же можно до бесконечности — у серьёзных занятий арт-фехтованием нет верхней возрастной границы. Сейчас на чемпионатах России успешно выступают спортсмены старше 40 лет.
Вы можете спросить: «А всё же, для чего вам шпаги, господа? Ведь пьесы Шекспира давно не новы, а холодное оружие — больше не аргумент в спорах. И зачем, собственно, нужно это непонятное «арт», если есть нормальное фехтование?»
Арт-фехтовальщики выходят на сцену, чтобы представить зрителям правдоподобный и вместе с тем зрелищный поединок.
Зачем? Просто потому, что знают: возможно, когда-нибудь, с улыбкой отдав зрителям фехтовальный салют, за кулисы уйдёт последний из них. Не останется в мире истинно благородных людей, забудется красота великого искусства фехтования. Тогда наш мир станет чертовски скучным местом.
Материалы о правилах соревнований и современном состоянии артистического фехтования в Европе любезно предоставила Виктория Лихтаренко, преподаватель студии арт-фехтования «Эспада», основоположник арт-фехтования как спортивной дисциплины в России, бессменный главный судья всероссийских соревнований, «законодатель мод» в постановке фехтовальных поединков в России.
Подробности для любознательных
ПРИЁМЫ И ОРУЖИЕ
Шаг назад начинается сзади стоящей ногой, которая переставляется на длину стопы, а впереди стоящая восстанавливает расстояние между ними в боевой стойке.
1-я защита. Предназначена для отражения ударов по левому боку и бедру. Предплечье вооружённой руки параллельно полу и направлено слегка внутрь, а остриё клинка вперёд и вниз, несколько выведено за пределы внутреннего сектора. Ладонь вооружённой руки обращена в наружную сторону, а лезвие и дужка гарды вверх и во внутренний сектор.
3-я защита. Предназначена для отражения ударов по правому боку. В момент выполнения защиты предплечье вооружённой руки и клинок несколько выведены за пределы наружного сектора от вертикальной проекции туловища. Предплечье параллельно полу, а остриё клинка направлено вверх и вперёд. Ладонь вооружённой руки обращена вниз, а дужка гарды направлена в наружную сторону и несколько вперёд.
4-я защита. Выполняется с целью отражения укола противника в верхний внутренний сектор. Оружие перемещается до вертикальной проекции туловища с внутренней стороны. При движении шпагой предплечье вооружённой руки слегка поворачивается в локтевом суставе. Движение завершается чёткой постановкой оружия и руки после отражения клинка противника.
Батман выполняется энергичным толчком средней или слабой части клинка атакующего в слабую или среднюю часть клинка обороняющегося с целью кратковременно вывести остриё за пределы проекции собственного туловища, чтобы попытаться нанести укол в открываемый сектор.
(Приводится по книге Д. Тышлера и А. Мовшовича «Искусство сценического фехтования»).
В артистическом фехтовании используются обычные спортивные шпаги, рапиры или сабли. Все они обязательно снабжены защитными наконечниками.
Спортивная шпага — это оружие с клинком трёхгранного сечения, с эфесом, защищающим руку. Длина клинка — от 90 до 110 см, вес шпаги — от 500 до 770 г. Вдоль клинка шпага имеет долы — желобки для жёсткости.
Спортивная сабля, или эспадрон, — колющее и рубящее оружие, имеет клинок трапециевидного переменного сечения, пропорционально уменьшающегося к вершине. Сабельные клинки могут иметь продольные пазы на боковых и верхней широкой сторонах. Длина — не более 105 см, вес — до 500 г.
Спортивная рапира — колющее оружие с клинком прямоугольного сечения. Весит рапира до 500 г, в длину с рукоятью достигает 110 см.