Жонглирование — древнейший вид искусства, ранее относившегося к разряду боевых навыков. С его помощью воин мог устрашить врага умением манипулировать своим оружием в воздухе, что зачастую завершало ещё не разгоревшийся конфликт.
Несколько позже, когда это мастерство у граждан, оно перетекло в один из видов циркового искусства, благодаря Филипу Асли, открывшему свой амфитеатр. Затем популярность жонглирования снова увеличилась, и техника его исполнения начала активно совершенствоваться, вследствие чего у неё появилось несколько классификаций.
Контактное жонглирование получило своё название за счёт метода манипулирования предметами. В отличие от классического способа исполнения трюка, данная техника подразумевает перекатывание предметов по телу и тесное соприкосновение с плечевым поясом и руками жонглёра.
Некоторые называют этот вид искусства волшебством, поскольку он зачастую поражает воображение простого зрителя гармонией пластики и ловкости артиста. По сути, движения исполнителя напоминают изящный танец, создающий иллюзию единения тела жонглёра с акриловой сферой, выступающей в качестве инвентаря (многие полагают, что в его роли выступает стеклянный шар, однако он слишком хрупок для этой цели).
Ныне существует несколько видов контактного жонглирования:
Многие артисты при выступлении также используют некоторые виды современного танца, для придания зрелищности и завершённости своим действиям.
Верный выбор шара для начинающего жонглёра является основополагающей успеха дальнейших тренировок. Значение имеет всё: фактура, цвет и размер сферы.
Диаметр шара подбирается в зависимости от длины ладони и конституции исполнителя. Ведь 10-сантиметровая сфера весом 650 гр может стать проблемой для хрупкой девушки. Чтобы подобрать инвентарь, потребуется измерить ладонь от кончика среднего пальца до сгиба запястья.
Если данный отрезок достигает 21 см, то оптимальным будет размер шара в 7,5 см, при меньшем значении, например, 16 см, сократится и допустимая величина сферы — до 6,5 см. На первых порах также очень важен вес инвентаря, потому его следует учитывать, поскольку начинающему жонглёру будет сложно демонстрировать трюки с предметом, который он едва способен удержать в руках.
Также следует помнить, что в категорически не подходит ни для тренировок, ни для выступлений опытных артистов. Этот материал крайне хрупок и его отцентровка намного хуже, поэтому такую сферу очень легко повредить, кроме того отрабатывать технику с её помощью будет ещё сложнее. Шар может быть выполнен лишь из небьющихся материалов, таких как акрил, резина или силикон. Последние используются для тренировочных стейджболов, менее тяжёлых и шумных при падении.
И последнее: шары для контактного жонглирования имеют широкую цветовую палитру. Кроме того, они бывают флюоресцентными, с вкраплениями блёсток, матовыми и глянцевыми. Однако, если инвентарь требуется для выполнения таких трюков, как изоляция, лучше всего подойдёт прозрачный или однотонный глянцевый шар. Его внешние качества способны производить визуальную иллюзию неподвижности, в отличие от двуцветных и имеющих инородные вкрапления сфер.
Контактное жонглирование является не самым сложным видом циркового искусства, однако, для достижения лучших результатов, стоит прислушаться к паре советов:
Чтобы научиться этой технике жонглирования, потребуется некоторое время отвести на тренировку рук, в частности ладоней, поскольку от их гибкости зависит очень многое. Для этого как нельзя лучше подойдёт комплекс упражнений, называемый finger fitness. Он находится в открытом доступе на многих сайтах и видеохостингах сети.
Уже за полгода постоянных тренировок можно неплохо овладеть данной техникой жонглирования.
Многие после похода в цирк мечтают научится жонглировать, но, к сожалению, большинство бросают эту затею после нескольких неудачных попыток. Первое над чем стоит задуматься — это чем жонглировать. Можно взять любые круглые предметы, например теннисные мячи. Но лучше обратиться в специализированные магазины, в них существуют специальные мячики для жонглирования, которые ни куда не убегут в случае, если вы их не поймаете. На первых парах это будет случаться часто. Мячи мягкие, заполненные чаще всего пластиковыми бусинками. Главное помните, что все предметы для жонглирования должны быть одинаковые по весу и форме .
Научиться жонглировать может любой, кто обладает достаточной концентрацией, желанием и усердием. Для этого не надо поступать в цирк или специальное училище. Просто осваивайте все техники жонглирования постепенно и тренируйтесь, как можно чаще. Жонглирование в первую очередь интересное занятие для вас и окружающих, которое поднимает всем настроение. Кроме того, это поможет вам поддерживать хорошую физическую форму, также жонглирование хорошо снимает напряжение с глаз, помогает развить реакцию и ловкость рук.
Лучшим местом для занятий в квартире является кровать или диван, так как падая на мягкое мячи не будут убегать от вас по всей квартире, а падение будет бесшумным и не доставит ни кому дискомфорта.
Для жонглирования необходимо правильно стоять, а именно — встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Руки согните в локтях и располагайте всегда параллельно полу, ладони направьте вверх. Локти должны находиться рядом с боками, но не прижиматься к ним и не оттопыриваться. Кроме того, руки должны быть расслаблены .
Жонглируем одним предметом : возьмите в руку один мячик и начинайте перебрасывать его из одной руки в другую. Бросайте не высоко, примерно на уровне ваших глаз или чуть выше. Бросать и ловить мячик нужно в разных точках. Бросок вы совершаете ближе к своему телу, а ловите с внешней стороны. Тренируйтесь пока не доведете жонглирование одним мячом до совершенства. Пробуйте ускорять и замедлять темп бросков.
Берем два предмета, по одному в руку. В первую очередь совершите бросок правой рукой, с учетом предыдущих рекомендаций. Далее, когда предмет достигнет максимальной высоты, совершите бросок левой рукой. Ловите первый мяч — левой рукой, а второй — правой. Остановитесь и повторите упражнение, но только с другой руки. Тренируйтесь пока у вас не начнет получаться. Далее попытайтесь повторить все без остановок, постепенно ускоряя темп.
Берем два предмета в правую руку, а в левую один. Бросаем правой рукой один из мячей, далее совершаем обмен, как описано в предыдущем задании. Когда предмет будет находится в наивысшей точке, совершаем еще один обмен. В результате в левой руке у вас будет два предмета. Повторите тоже самое, только начиная с левой руки. Закрепите двойной обмен мячами и тренируйтесь, пока свободно не будете выполнять данное упражнение.
Теперь можно начать жонглировать тремя предметами. Продолжайте все делать так же, как в предыдущем уроке, но добавьте еще один бросок. Как только почувствуете уверенность добавьте еще один бросок, потом еще один и т.к. Если продолжать заниматься, то скоро вы почувствуете уверенность и сможете легко жонглировать тремя мячами.
Берем в правую руку два мяча и в левую — два. Получается, что каждая рука жонглирует двумя мячами. Для начала научитесь жонглировать таким способом одной рукой. Мячи подбрасываются чуть выше уровня глаз, а рука при жонглировании совершает полукруговое движение, выкидывая мяч возле тела, а ловя в самом удаленном от него положении. Выбрасывайте мячи слева на право или с право налево и только так. Ни в коем случае не надо подбрасывать мячи от себя или на себя. После того, как вы научились жонглировать одной рукой, попробуйте двумя. Не выкидывайте мячи синхронно, у вас это не получится. Наберитесь терпения, освоение техники жонглирования 4 мячами потребует сил и времени.
Техника выбросов, как в жонглировании 3 предметами. Но теперь вы должны подбрасывать мячи в два раза быстрее и выше. Высота полета мяча должна составлять примерно 1 метр. Перед началом жонглирования 5 мячами возьмите 3 и подбросьте так, чтобы успеть сделать хлопок руками прежде, чем начать ловить. Если у вас получается, то возьмите еще один мяч.
Предметов, которые используются в жонглировании великое множество все перечислять нет необходимости. Так как наша цель дать базовые знания в этой области остановимся на основных предметах; это мячи, кольца и булавы. Самое простое купить все нужное через интернет, но это дорого и не всем по карману, я предлагаю варианты, как можно самим изготовить реквизит.
Есть несколько сравнительно простых вариантов. Первый, самый основной, покупаются теннисные мячи и заполняются водой, рисом или пшеном. Для заполнения водой используют шприц. Им протыкают мяч в самом плотном участке мяча и, оставляя иголку в мяче, шприцом наполняют его. Для заполнения мяча рисом или пшеном мяч надрезают полукругом по шву, засыпают зерна и потом заклеивают силиконовым клеем, иначе мыши могут прогрызть их. Всё это делается для утяжеления мяча, так как он легкий и бросок от этого не точный, кроме того, он меньше прыгает и не укатывается далеко. Мяч теннисный имеет один небольшой дефект он скользкий и чтобы этого избежать, можно натянуть на него резиновый надувной шарик. Для красоты концертных мячей их обшивают блестками, предварительно обшив их какой-нибудь тканью. Такой вариант очень красив под прожекторами. Используют деревянные шарики, выточенные на токарном станке. Иногда используют пластмассовые шарики, их так же разрезают, засыпают 100 гр. манки и потом паяльником заплавляют отверстие. Ещё один вариант очень удобен и прост в исполнении. Покупаются резиновые надувные шарики среднего размера. С помощью воронки заполняется шарик круглым рисом грамм 70-100, шарик завязывается, отрезается лишнее и на него одевается еще один или два шарика. Это можно в деталях посмотреть в онлайн учебнике. Достигается то, что мяч, упав, никуда не катится и притом не скользит в руке. Но есть у этого мяча весьма сильный недостаток достаточно зацепить что-нибудь острое и от мяча остаётся только кучка риса. Кроме этих вариантов можно купить мячи для русского хоккея, а также использовать фрукты, овощи и другие шарообразные предметы.
Вот самый простой способ сделать кольца. Берется трёхслойная фанера, желательно березовая без сучков, или авиационная. Лучший вариант это пластик фторопласт, винипласт или что-то подобное. Для вырезания колец делается резак. Для него берется деревянная рейка примерно 30 Х 30 мм, длинной примерно 500 мм. Затачиваются два гвоздя наподобие отрезного токарного резца или острого ножа, это кому как удобнее. В середину рейки вбивается гвоздь и поскольку самый удобный размер кольца по наружному диаметру 30 см. — 32 см., то от этого гвоздя, отступив 15 или 16 см. вбивают насквозь один резец и, отступив 11 или 12 см. вбивают насквозь второй резец. Затем приложив рейку к фанере и прокрутив её вокруг центрального гвоздя, намечаем первое кольцо. Затем вбиваем центральный гвоздь в фанеру и желательно в щит, на котором будут резать. На полу резать не желательно, потому что резец на выходе режет пол. После этого круговыми движениями вырезаем кольцо, стараясь, чтобы резцы отрезали кольцо одновременно. После этого готовым кольцом намечаем остальные кольца, которые могут получиться из листа фанеры и вырезаем их. Из стандартного листа фанеры 1500 Х 1500 мм, может получиться около 20 колец. Но дело это, надо сказать, трудоемкое. Самый современный способ вырезать кольца это идти на рекламную фирму, которая режет буквы и т.д. и они на станке режут легко и просто. Такая фирма в Челябинске есть за цирком, есть они и в других городах. Вырезанные кольца нужно обработать напильником, обмотать бинтом, смоченным в казеиновом клее, в два-три слоя. Высушить под «прессом» и по наружному диаметру обмотать синей изолентой, так же в два слоя, чтобы не резало руки кольцо, да и красиво получается; на белом фоне синий ободок. А в общем если мячики в интернете дорогие, то кольца можно найти по приемлемым ценам.
Это более сложный реквизит для изготовления, но и их можно делать самим. Начать можно и с палочек для жонглирования, но все же булавы хочет иметь каждый уважающий себя жонглёр. Вот чертеж палочки для жонглирования. Материал желательно бук, но и береза служит нормально. Чертежи в основном взяты из книги Баумана Н.Э. «Искусство жонглирования». Кое-что буду добавлять исходя из современных материалов. Палочка вытачивается на токарном станке, так же как и ручки и головки булав. Ей легче жонглировать, чем булавами, но почему-то все сегодня кидают булавы.
Теперь, как делают булавы. Стандартный вариант показан на чертеже. Ручка и головка вытачивается из бука или берёзы, в них вставляется дюралевая трубка, на которую нужно надеть фанерный шестигранник. Булава обшивается тонкой фанерой, которую прибивают к ручке и головке тонкими гвоздями. Затем её обматывают бинтами или полосками ткани смоченной в казеиновом клее. Сейчас этот клей редко продается и можно использовать ПВА. После этого обклеивают блестящей бумагой или раскрашивают. Тут простор для фантазий. Есть один недостаток в этой конструкции. Она достаточно хрупкая. Ломаются фанерки, гнутся трубки, разбиваются головки. Да и вес получается значительный. Есть вариант вместо фанерок обтянуть головку булавы тонкой веревочкой или шпагатом. Для этого по периметру головки и ручки набиваются, по кругу, до половины длинны, тонкие гвоздики. На них крепится конец шпагата и змейкой от головки к ручке обматывается вся булава, после натяжки шпагата гвозди забиваются до конца. Такую булаву также обклеивают тканью, получается ромбическая форма булавы.
Сейчас получили распространение булавы, сделанные из кеглей. Их делать проще. Вытачиваются ручки сразу на всю длину булав. Противоположный от ручки конец желательно скрутить проволокой в два ряда, так как при ударах это место лопается и шуруп вылетает. От кегли отрезается головка, а сама кегля одевается на ручку и с торца прикручивается шурупом к ручке. Тонкими гвоздями прибивается к ручке и практически булава готова. Этот вариант широко распространён в самодеятельных цирках. Но и один из лучших жонглеров в мире Николай Герасимов кидает булавы, сделанные по такой же схеме. Правда, у него вместо кеглей используются бутылки из-под отбеливателя. Он выбрасывает восемь булав, а семью жонглирует, высота большая, но булавы не бьются. Можно и другие бутылки приспособить лишь бы пластик был плотным.
Что еще нужно учитывать при изготовлении булав. Лучший вариант распределения центра тяжести булавы, должен располагаться на две трети расстояния от конца ручки. То есть если вы мысленно разделили булаву на три части, то отступив от конца булавы две части и положив это место на ребро ладони, булава должна быть в равновесии. Это нужно для более легкого закручивания булав. В противном случае придется применять больше силы для крутки. Но этот идеальный вариант встречается редко и в основном все привыкают к тем булавам, какие есть в наличии. В булавах из кеглей приходится закручивать шуруп в торец ручки через большую металлическую шайбу для утяжеления головки.
Можно сделать головку булавы на сплошной ручке (ниже есть примерный чертёж). Нужно так же учитывать, кто будет кидать булавы. Ведь если это будет подросток, то ему длинная булава не подойдет, так же диаметр ручки если будет велик, то не то что три булавы, но и две тяжело будет выбросить с одной руки. Для групповых перекидок булавы могут быть подлиней, например 500 мм. А для солиста короче и тоньше. Здесь размеры даны приблизительные каждый жонглер делает булавы под себя. На это обращайте внимание и при покупке булав в интернете. Там предлагают не дорогие литые булавы для начинающих. Они хороши тем, что практически не разбиваются. А так же в интернете можно найти и другие способы как самому сделать булавы. На фото есть способ изготовления булав, которые используют в работе артисты Чугуновы.
Один из наиболее простых вариантов – сходить в магазин спортивных товаров, где можно купить так называемые «арабские мячики» (такими мячиками играют в большой теннис).
В этом случае – несколько советов:
Не экономьте. Стоимость шаров не так уж велика, а качество между мячами, представленными на прилавке, очень разнится. Поверьте, хорошее качество превыше цены.
— сравните уровень отскока у разных мячей. Остановите свой выбор на тех, что отскакивают от пола лучше. Это даст возможность освоить больше техник жонглирования.
Подкиньте разные мячи вверх. Подкидывать надо строго вверх, не по дуге. Ориентируйтесь по ощущениям, когда ловите мяч. Мячами, у которых смещен центр тяжести, учиться жонглировать будет очень тяжело.
Посетите магазин игрушек. Дело в том, что использование разных по весу мячей дает разное ощущение в руках. Полезно приучить себя к этому разнообразию.
Итак, что мы можем найти в детском магазине? Не полые мячи: обычно это целиком отлитые из резины мячи, иногда с резиновой «зверушкой» внутри. Эти мячики значительно тяжелее теннисных, а именно это нам и требуется. Однако желательно, чтобы диаметр таких мячей был схож с «арабскими». Конечно, можно жонглировать и меньшими, и большими предметами, но для обучения «габариты» арабских мячей оптимальны.
Посетите специализированный магазин. Если в вашем городе таких магазинов нет, то, скорее всего, у них есть виртуальное представительство в сети Интернет, где вы сможете заказать товар по почте. Найти такие магазины можно, например, по запросу «мячики для жонглирования» в поисковых системах.
Что можно там найти… Например, в продаже присутствуют специальные матерчатые мячи, наполненные массой, напоминающей песок. Для традиционных техник жонглирования они подойдут очень хорошо, поскольку дают хороший контакт с ладонью. Но эти мячи начисто лишены возможности прыгать; а соответственно техники с отскоком от пола или стены с этими мячами освоить не удастся. Вполне возможно, что это наиболее удобный для начала обучения выбор. Разве что, один нюанс: за специализированный товар вы отдадите сумму большую, чем в спортивном или детском магазине.
Также в специализированном магазине вы сможете найти неоновые мячи для выступлений. Если вы только начинаете учиться, не спешите тратить деньги на них, как бы соблазнительно они ни выглядели. Дело в том, что этот товар предназначен уже для людей, довольно уверенно жонглирующих: работа со светящимися шарами в темноте требует особых навыков… А повредить по неопытности довольно дорогую вещь, вы, как говорится, всегда успеете.
Для тех же, кто готов заняться выступлениями с неоном, можем сказать следующее: в продаже бывают мячи, светящиеся одним цветом, а бывают такие, у которых предусмотрен режим плавной смены цветов. Последние выглядят более зрелищно.
По мере освоения материала, накопления мастерства, вы будете нуждаться в новых предметах для жонглирования, например — кольцах, булавах и т.п. Кстати, жонглировать можно и яблоками, и апельсинами, и другими фруктами. Пробуйте, экспериментируйте. Удачи!
Регулярно пишу о том, как полезно делиться своими идеями. Когда привыкаешь письменно фиксировать свои действия или намерения, социальные сети превращаются в полезные инструменты.
Из комментариев к записи в Фейсбуке я узнал, что некоторым моим знакомым жонглирование тоже помогает совместить несовместимое — концентрироваться и расслабляться одновременно. Отвлекаться от напряженной работы и, отдыхая, находить интересные идеи. Буду рад, если материал Вадима Хурина, который мы сегодня извлекли из архива публикаций «Жить интересно! », побудит и вас взять в руки жонглерские шарики. Попробуйте и поделитесь опытом, напишите нам. Посылайте сигналы и вы обязательно найдете людей, живущих с вами на одной волне.
Мои родители работали цирковыми артистами. Мама была жонглером. И я, сколько себя помню, был в цирке.
Я видел цирк изнутри и снаружи, знаю все входы и выходы. Одно время я даже сам хотел выступать на арене, занимался в цирковом кружке. Жизнь сложилась иначе, я не выступаю с цирковыми номерами, но навыки, полученные в детстве, помогают мне до сих пор. Один из этих навыков — жонглирование.
Жонглеры бывают разными. Кто-то на улице бросает три-четыре небольших мячика, кто-то устраивает потрясающие шоу, с легкостью управляясь с кучей разных предметов.
Это очень интересное занятие. Сначала мне нравилось жонглировать, потому что этим можно было удивить людей, а для ребенка это практически суперсила. В любой компании я быстро становился своим. Просто брал три небольших предмета и начинал жонглировать. Мне нравилось, что я умел делать что-то, недоступное большинству. Но потом я забросил это занятие, так как не видел в нем особой пользы. В цирк идти я уже не хотел, да и удивлять людей научился по-другому.
Сейчас моя работа связана с людьми — разными, часто сложными, непонятными или непонимающими. В течение дня может быть немало разных встреч, занятий или уроков.
Еще много подготовки, изучения, то есть процессов, которые требуют концентрации. Бывало, выполняя намеченные на день задания, я терял концентрацию все больше и больше. Вместе с этим нарастало раздражение.
Я стал искать способы отвлечься и сконцентрироваться одновременно, и вдруг вспомнил о трех небольших мячиках. Попробовал пожонглировать, понял — навыки, приобретенные в детстве, не утеряны окончательно. И начал регулярно практиковать такие паузы между делами, требующими концентрации.
На моем столе лежит три обычных теннисных мяча. Я не стал их никак переделывать или утяжелять. Мне вполне хватает их.
Можно, потратив немного времени, сделать хорошие мячи для жонглирования. Для этого вам нужно с помощью шприца и иглы залить в теннисный мяч воды, а затем обтянуть его резиновым воздушным шариком. Лишнее обрежьте и аккуратно подклейте края. Мячи станут «ухватистыми», и вы будете лучше контролировать их в руках.
Если я работаю за столом больше часа, делаю перерыв и минут пять бросаю мячи. Иногда просто по одному, иногда сразу три или четыре. Можно даже просто побросать один мяч из руки в руку, об пол или в стену. Это очень хорошо расслабляет и в то же время нагружает руки. Отвлекает от работы за компьютером и помогает разогнать кровь. Точка концентрации переносится на мячи и, как ни удивительно, это помогает переключиться. Через несколько минут я возвращаюсь к работе, будто после неплохой пробежки. В условиях нехватки времени или возможности для полноценной тренировки такие перерывы очень выручают.
Можно жонглировать мячами разного размера и веса. Это добавит сложности и интереса к вашим упражнениям.
Также я использую жонглирование, чтобы сосредоточиться на решении вопросов или, лучше сказать, на поиске ответов. Формулирую вопросы и начинаю бросать мячи. Когда жонглирую, о вопросах уже не думаю, но, так же, как и на пробежке, после некоторого времени ответы начинают приходить сами собой. Порой я делаю так даже в офисе. Кроме всего прочего, это помогает относиться к происходящему и к себе менее серьезно.
Освоив мячи, интересно будет перейти к другим предметам из арсенала жонглеров: кольцам, булавам, а может и вовсе попробовать жонглировать предметами, для этого не предназначенными. Только в этом случае позаботьтесь о том, чтобы обезопасить себя и окружающее пространство:)
Можно жонглировать, стоя неподвижно, а можно двигаться. В общем — делайте все, что придет вам в голову. Посмотрите выступления жонглеров в цирке. Может быть, вы позаимствуете у них какие-либо идеи для своей практики.
Пробуйте, упражняйтесь, и вскоре вы сможете удивить друзей:)