Тренировка и развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет — одно из важнейших направлений педагогической работы, которую необходимо планомерно проводить взрослым. Период подготовки к школе предъявляет к будущим ученикам особые требования, одно из которых — точность, ловкость микро-движений пальцев. Этот навык необходим для успешного освоения письма, а также он способствует общему развитию познавательных процессов ребенка.
Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.
– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;
– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;
– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.
Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:
Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.
Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.
Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.
Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.
Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.
Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.
Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.
Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только мотрику, но и глазомер.
Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:
Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают урпажнения более привлекательными для малышей.
Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:
Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики»).
Возьмите несколько маленьких пластиковых пинцетов, много мелких бусинок, посуду с узким горлышком (небольшие баночки или бутылочки, по числу играющих). Один игрок или несколько получают задание собрать определенное количество бусин пинцетом в сосуд. Побеждает тот, кто быстрее справится с задачей. Если участник один, то он может фиксировать свои результаты по времени, а потом стараться побить собственный предыдущий рекорд.
Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.
Используйте разнообразные ребенка.
Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.
Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.
Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.
Федорова Екатерина
логопед-дефектолог
Валентина Фуфаева
Практически каждый родитель, имеющий детей в возрасте до 7 лет, знает о том, что физическое развитие детей должно соответствовать возрастным особенностям. Все знают, что надо развивать мелкую моторику рук , но не все понимают как это надо сделать. С физиологической точки зрения, мелкая моторика это работа небольших мышц, которые расположены в кистях рук. Развитие мелкой моторики рук очень важно , так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в голове, в непосредственной близости с центром, который несет ответственность за движения конечности кисти. При развитии кисти рук улучшается мышление, речь, память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика , зависит как быстро ребенок научится в руках держать кисточку, карандаш, ручку. Но развивать мелкую моторику рук без развития речи недостаточно для полноценного развития ребенка . Поэтому я в течении двух лет младшего возраста проводила кружковую работу «Талантливые пальчики» . При выполнении игр и игровых упражнений мы с детьми учили стихи, потешки, скороговорки. А во второй младшей группе дети рассказывали сказки, протягивая шнурки в отверстие, нанизывая бусы на леску. У нас получились «маленькие посиделки» с прибаутками и с шутками.
Игра «Застегни пуговицы»
Из ткани сшиты грибочки, кораблики, бабочки, цветочки. Дети учатся застегивать. При этом проговариваем слова потешки.
Игра «Зашей дырочки»
Дети должны шнурок красиво протянуть, не пропустив, ни одной дырочки.
Проговариваем стихи А. Барто.
Игра «Угостим куклу Катю соком» .
Кто больше откроет бутылочек.
Игра «Ромашка»
Нужно правильно все выполнить, не пропустив липучек, заклепок, молний, застежек.
«Волшебные яйца»
Открываем яйца, находим наклейки, мелкие игрушки .
«Собери бусы»
На толстую леску нанизываем крышки с дырочками.
«Разноцветные фигуры»
Закручиваем крышки на горлышко бутылок, которые вставлены в геометрические фигуры.
«Хвостики»
Крепим прищепки на пластмассовые фигуры яблок, помидоров, морковок.
«Мягко, твердо, гладко»
Упражнение на тактильное ощущение.
«Художники»
Дети на ковролине собирают картину (ручейки, облака, домик и т. д.) с помощью липучек, бигудей.
«Золушка»
Рассортировать гречку, рис, горох. Дети рассказывают сказки.
«Чудеса природы» .
Что нам море, что нам лес,
Принесли много чудес.
«Сугробы»
Дети разрывают бумагу на мелкие кусочки .
«Яблоко»
Нужно разделить яблоко на дольки. Угостить друзей.
«Разноцветные колечки»
Правильно и быстрее собрать пирамидку.
«Матрешки»
Наши матрешки хороши,
Веселятся от души.
«Закрой окошки»
«Сложи квадрат»
«Сложи картину из пазлов»
Публикации по теме:
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и координации речи с движением «На самолете» (р/у) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши 5 раз) Будем острова искать (посмотреть из-под ладони) В самолете мы летим,.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Мастер-класс для воспитателей Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н. Е. Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук Существует большое количество занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики. Все они делятся на группы: игры с мелкими предметами,.
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, ручного праксиса и тактильной чувствительности для коррекции речи у детей Игра «Пианисты» Цель: развитие мелкой моторики руки, функций самоконтроля, речевой активности ребёнка. Руководство: Дети изображают игру.
Консультация для родителей «Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Игровые упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Одним из немаловажных аспектов развития.
В современной педагогике много внимания уделяется развитию мелкой моторики. Систематичные занятия мелкой моторикой положительно сказываются на общем развитии ребенка. Кроме того, сегодня дети особенно нуждаются в таких играх, так как все меньше сталкиваются в быту с возможностью тренировать ловкость своих пальчиков. По этой же причине специалисты советуют родителям давать детям возможность самим одеваться и застегивать разные застежки, помогать маме в уборке, как можно раньше начинать самостоятельно держать ложку и развивать навыки самообслуживания.
Несколько советов для родителей, которые сделают занятия мелкой моторикой более эффективными:
Идеи для занятий и игр по развитию мелкой моторики
Нанизывание колечек на стержень. Это может быть классическая пирамидка, а может и вот такая импровизированная игра. Можно использовать коробку со старыми дисками.
Такие упражнения хорошо тренируют пинцетный захват и захват предмета тремя пальчиками.
Сортировка любых мелких предметов. Сначала лучше пальчиками, потом – с помощью пинцета.
Можно взять обычную медицинскую грушу либо пластиковую бутылочку. Струей воздуха можно сдувать ватные диски, листочки, бумажные снежинки и т.д.
Пересыпания и переливания отлично тренируют ловкость рук и координацию движений.
Игры с бумагой: рвать на мелкие кусочки, полосочки, просто мять. Можно выкладывать различные фигуры или буквы и цифры.
Рамки с разнообразными застежками.
etsy.com
Работа с пластилином или тестом: мять руками, лепить фигурки, вдавливать предметы в пластилин. Более подробно можете посмотреть здесь “ ?”
Вырезание линий, фигур и вышивание.
Если вы — внимательные родители, сосредоточенно сканирующие информационное пространство на предмет эффективной методики обучения дошкольника, то, без сомнений, уже наслышаны о необходимости развивать у крохи мелкую моторику. Впрочем, о мелкой моторике сегодня наслышаны даже те, кто не особо вникает в «детские темы».
Напомним, что благодаря активной тренировке мелких мышц пальцев и кистей рук развиваются:
Для развития мелкой моторики предлагается масса готовых игр и игрушек. Может сложиться впечатление, что этому направлению воспитания ребятишек первых лет жизни посвящена целая индустрия.
Но ведь наши мамы и папы, как и их мамы и папы, и целые поколения мам и пап до них как-то растили своих отпрысков без шнуровок, бизибордов, сортёров и прочих рамок-вкладышей. Хватало обычных кубиков с пирамидкой, а у счастливчиков водилась дома незатейливая мозаика. Так, может, ни к чему все эти хитрости-премудрости и нашим детям? Авторитетно заявляем: «К чему!»
Нас, а тем более поколения до нас, растили совершенно в других условиях:
Сейчас детей оберегают от домашней работы как можно дольше. Одежда у них на липучках и молниях. Развлекаются они за просмотром мультфильмов или за компьютерными играми. Где работа пальчиками? В естественной среде современного ребёнка ей практически нет места. Поэтому важно сознательно внедрять в распорядок дня крохи упражнения на развитие мелкой моторики. Какие упражнения подходят для этой цели? «Эврика» знает!
Уже новорождённому крохе можно и нужно разминать ручки. Мните и поглаживайте ладошки, нежно пощипывайте кожу, потягивайте суставчики и делайте ими вращательные движения. Все манипуляции должны быть лёгкими, без излишнего усердия. Можно приговаривать потешки. Самая популярная, конечно, — «сорока-ворона». Но она далеко не единственная. Вы можете придумывать простые стишки самостоятельно или использовать готовые. Например:
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Цель занятия — тренировать пальчики, разрабатывать кисти рук, учить координировать действия. Упражнения могут быть какими угодно. Самые первые и самые простые, доступные уже малышам 5-6 месяцев, — это «ладушки». Приговаривая забавный стишок, играйте вместе с малышом: пальчики по возможности прямые, прижаты друг к другу. Ладошки бьют друг о друга в такт словам потешки:
Ладушки-ладушки!
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку,
Что пили? Бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!
Пусть малыш постукивает кулачками по разным поверхностям, сгибает и разгибает пальчики, растопыривает их и тянется ладошками вверх, «бегает» пальчиками по столу, совершает ручками круговые движения.
Ближе к трём годам можно подарить ребёнку пальчиковый театр, который придаст такой гимнастике новый смысл.
Складывание фигурок из бумаги без ножниц и клея (оригами), а также создание картинок при помощи клея и вырезанных бумажных элементов (аппликации) — отличный способ развивать мелкую моторику в любом возрасте от трёх лет и старше. В раннем же детстве навыков, необходимых для этих творческих занятий, пока не достаёт. Поэтому можно предложить крохе просто рвать бумагу.
Разрыванием можно заниматься уже в 7-8 месяцев. Главное — объяснить, что рвать можно только те бумажки, которые дают родители.
Чтобы придать этому занятию смысл, вы можете самостоятельно создать из обрывков какие-то поделки:
С ребёнком постарше — от года и более — бумагу ещё можно перелистывать. Для этого хорошо подойдут детские книжки или глянцевые журналы. Следите, чтобы малыш аккуратно захватывал странички пальчиками, перелистывая их одна за другой. Это, казалось бы, очень простое упражнение вызывает у малышей массу затруднений.
Помните, в сказке «Золушка» злая мачеха заставила главную героиню перебирать чечевицу и горох (в зависимости от версии сказки, перевода и экранизации крупы могут варьироваться, но сейчас не об этом). Вы, конечно, своего ребёнка любите. И, в отличие от зловредной новой жены Золушкиного папы, именно из любви предложите крохе повторить подвиг вынужденно трудолюбивой девочки.
Перебирать можно разные предметы:
Фантазируйте и наслаждайтесь творческим подходом к раннему развитию.
Поиграйте с малышом в прятки. Только прятаться будете не вы и не ребёнок. Прятать надо любой мелкий предмет — горошинку, бусинку, маленький шарик и т.п.
Для этого игрового упражнения приготовьте несколько баночек с закручивающимися крышками. Баночки могут быть разного размера, разного цвета, из разных материалов. Малышу надо аккуратно взять пальчиками горошинку (или альтернативный предмет), поместить её в баночку и баночку закрыть крышкой. Поверьте, ребёнка в возрасте от 10 месяцев и старше такое занятие может увлечь очень надолго.
Сначала ручки будут непослушными: горошинка то и дело норовит выскочить и укатиться, а вредные крышки ну никак не хотят завинчиваться. Но наберитесь терпения и поощряйте кроху пробовать снова и снова.
Придумывайте интересные сюжеты с любимыми игрушками ребёнка и знакомыми ему сказочными героями. Так упражнение станет более увлекательным, а значит, эффективность его ощутимо возрастёт.
Счастливого вам родительства, друзья!
Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка.
Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение . Почему?
Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка . Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Задача педагогов и детских психологов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковый тренинг
Простые
Комплексы упражнений (потешки)
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
«Мы с тобой подружим маленькие пальчики».
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
«Раз, два, три, четыре, пять».
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
«Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать».
Руки вниз, встряхнуть кистями.
При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые — догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики — бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые — пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.
Побежали вдоль реки.
движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю
Дети наперегонки.
Повторить несколько раз.
В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики — друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.
«Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому — дрова нарубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить,
А тебе — обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять».
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
«Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают».
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.
«Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!»
Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
«В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали».
Сжимание и разжимание пальцев рук.
Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:
А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!