Прикоснуться к малышу, приласкать, поиграть, ласково потормошить свое чудо, спеть песенку — раньше все это называли «пестовать». Из глубины веков пришло к нам еще одно замечательное, емкое слово «потешки», что значит потешить малыша веселым ритмичным движением, смешным звуком, рифмованной строчкой с именем ребенка.
Каждая мама умеет рассказать малышу о своей любви и нежности — объятиями, добрыми словами, колыбельными песнями…
Каждой маме знаком и иной язык общения с младенцем — язык прикосновений, движений, простого массажика. Здесь нет и быть не может комплексов специальных упражнений с определенным набором одних и тех же движений. Хорошо то, что нравится именно сейчас, что ближе в данный момент дня. Все игры с малышом незаметно, как бы сами собой распределяются по дню — и в мыслях нет, что это «обязательно», «необходимо».
Стенка, стенка, потолок, (касаемся губок,нажимаем «кнопку» носика)
Две ступеньки и звонок. Дзинь!(трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Два пожарника бежали,(растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь!(дотрагиваемся до носика)
Настроившись на веселое общение, начинайте выстраивать малыша «в лад» — я это так называю. В этом возрасте (в младенчестве) мама действительно в силах своими руками «слепить» ребенка. Не обязательно знать специальные приемы — выравнивайте, подтягивайте, «выстраивайте» младенца, начиная со всем известных «Потягушечек»:
Потягушечки-порастушечки,
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Этой игры хорошо открывать каждое новое утро — она дает заряд бодрости на весь день. Считайте «Потягушеньки» вашим материнским напутствием младенцу на предстоящий новый день, полный движений, открытий, радости!
Потягушеньки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ножки — ходунюшки
В ручки — хватунюшки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
Простыми пестушками задаются и движения, и ритм, и настроение малышу. После «Потягушенек» настает черед поглаживаний:
Папа-еж,папа-еж,
Ты нам спинку не потрешь? (поглаживаем малыша по спинке ладонями от попки до плечиков)
Родненьким — роднышок,
Стройненьким — стройнишок,
Хорошеньким — хорошок,
А пригоженьким — пригожок! (берете за ручки и, поглаживая, как бы вытягиваем по всему телу)
Если малыш не возражает, то игровую разминку считайте законченной. Если ребенок «требует продолжение банкета» — играйте дальше, все остальное останется на завтра.
Для младенца очень важны игры «с участием» ладошек, пальчиков, ручек. Потому что человеческая рука — как бы вынесенные вперед мозги: чем больше занимаешься, тем интенсивнее происходит развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное. Нельзя, чтобы детская ладошка была замкнута, зажата, надо «открыть» ее для разнообразной информации. Никогда не пользуйтесь одеждой с зашитыми рукавами (распашонками, кофточками), специальными «варежками»-антицарапками: ладошка должна быть открыта миру с рождения!
Птичка, птичка, вот тебе водичка,(пальцем водим по ладошке)
Вот тебе и крошки на моей ладошке.(ласково пощипываем ладошку)
Сорока-ворона кашу варила,
Кашу варила, деток кормила.
Этому — дала,
Этому — дала,
Этому — дала,
Этому — дала.
А этому — не дала:
Он в лес не ходил,
Дрова не рубил,
Воду не носил! (круговые движения по ладошке малыша), (точечный массаж нажатием на каждый пальчик) (легонько постукиваем по тыльной стороне ладошки )
Здесь вода холодная,(гладим ладошку)
Здесь водица теплая,(гладим ручку до локтя)
Здесь водица горячая,(гладим от локтя до плеча)
А здесь — кипяток-щекоток,
Кипяток-щекоток!(ласково щекочим под мышками)
Чем больше вы прикасаетесь к малышу, тем отчетливее он осознает границы собственного тела, быстрее учиться координировать свои движения. Во время веселой игры постарайтесь «увидеть» всего малыша — заглянуть в каждую складочку, рассмотреть каждую родинку. Вы как бы говорите ножке, коленке, плечику, ручке — «и ты нужна, и здесь все хорошо».
Куй-куй, ковалек,
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку. (тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша)
Густой лес — чисто поле(показываеи и трогаем волосы-лобик)
Два окна(глазки)
И две тополи,(ручки)
Две подушки, (щечки)
Римбабуля,(подбородок)
Лепетуля,(ротик)
Плюшка. (носик)
Сидит белка на тележке, (круговой массаж пяточки)
Раздает она орешки:
Мишке толстопятому (нажимаем на большой пальчик ноги)
Заиньке усатому, (на второй пальчик)
Лисичке-сестричке, (на третий пальчик)
Воробью, (на четвертый пальчик)
Синичке!(на мизинчик)
Кому — в роток,
Кому — в зобок,(проводим по межпальцевым промежуткам)
Кому — в лапочку!(проводим по подъему ноги)
Есть замечательные игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для его психического, эмоционального развития. Вспомним «Козу-дерезу»: мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются — он знает, он ждет — сейчас что-то будет!
В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия — например, интуиция. В который раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, настолько они и мудры.
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Забодаю-забодаю,
Забодаю-забодаю!
По ровному полю,(малыш сидит у вас на коленях,не поднимайте их)
Потом по песочку, (поднимаете и опускаете плавно оба колена)
По кочкам, по кочкам,(колени поднимайте поочередно,резко)
По синим лесочкам,
В ямку — бух!(«уроните» малыша, раздвинув коленки)
Баран, баран — бум!
Баран, баран — бум! (приближаете свой лоб к лобику малыша, «сталкиваетесь» лбами)
Кудели, кудели,
Пошли-загудели! (поворачиваем голову в разные стороны, малыш повторяет)
Старайтесь охватить игрой всего малыша, прямо с головой окуните его в мир радостных, полезных движений. Ведь, где весело и интересно, там и приятно. Когда у младенца «неровная» складочка, он сам чувствует дискомфорт, только сказать не может. Выравнивая эту складочку, «работая» с его ножками вы, сами того не замечая, устраняете дискомфорт. Малышу это в удовольствие — он начинает улыбаться, смеяться, ему весело!
Но как только вы заметили, что ваш грудничок отвлекается, ему стало интереснее что-то другое, надо сразу прекращать игровые занятия. Понаблюдайте внимательно, и через несколько дней вы будете точно знать, в какие моменты дня малышу хочется играть. Больше того: как опытные мамы совершенно точно различают плач младенца («мне грустно без тебя», «я голоден», «мне холодно», «я устал», «у меня болит животик»), точно также можно научиться понимать и другие «запросы» маленького ребенка.
Подбирайте свои игры (их великое множество!), сверяясь с собственным настроением, желанием, опытом. Знаю, что многие мамы недоумевают — «станем мы в 21 веке учить народные песенки…». Согласна, раньше было проще — люди жили в больших семьях, устное народное творчество для детей передавалось из поколения в поколение. Но, возможно, именно сейчас настало самое подходящее время восстановить эти традиции — поверьте, ничего лучшего, чем потешки-пестушки, пока не придумано.
Не считайте время, потраченное на поиски народных потешек, пестушек, песенок, прибауток, колыбельных, напрасным. Вдумайтесь, вчитайтесь в литературную кладовую народной мудрости: возможно, именно здесь спрятана тайна загадочной русской души…
1. Кто такая Кинули?
Это имя львицы (сначала, конечно, львенка), которая воспитывалась в квартире Веры Чаплиной. История известная, а у меня была еще и книжка, написанная хозяйкой Кинули (назвали так, потому что ее кинула мать — зоопарковская львица отказалась кормить детеныша).
2. «[ОН] яичко слопал,
А спасибо не сказал,
Сел на лошадь и удрал».
Кокол-Мокол (или Кокал-Мокал — кому как нравится больше). Самая популярная в глубоком детстве считалка.
3. «Раз, Тарас, подушка, матрас…». Какой инвентарь используется в этой игре?
Используется скакалка. Ведущий вертится вокруг своей оси, раскручивая скакалку на уровне колен играющих, приговаривая: «Раз, Тарас, подушка, матрас, кукольница, балетница (чего это такое?), воображуля, сплетница» и т.д. Игроки прыгают через скакалку, и если кто-то путается в ней, то выбывает из игры, «награждаемый», соответственно, той «кличкой», на произнесение которой он запнулся («Тарас, подушка, куколка»). Смысл, как и во многих детских играх, отсутствует.
4. «Представьте: пациент открывает рот, а я в это время открываю ему таинства музыки Баха или Бетховена… Можно одновременно, доктор!». Назовите передачу.
Передача «Доктор Угол», выросшая из знаменитой «Оба-на!». У меня дома две видеокассеты с номерами этой передачи, и наряду с пошлостью и безвкусием есть немало действительно отличных и «вкусных» интермедий. Больше всего люблю героев Любови Полищук, Евгения Дворжецкого и Михаила Церишенко.
5. Кто приветствовал телезрителей словами: «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые»?
Конечно же, наша дорогая «тетя Валя» — Валентина Леонтьева, в передаче «В гостях у сказки».
6. Что такое альчики?
Чисто «восточное» название, но приятно, что «мальчишки» знают. Это кости-мослы (у некоторых так и называлось — «играть в мослы», у нас — «играть в альчики», у кого-то еще — «играть в бабки»), которые выстраивались «на кон», а специальной «битой» — костью, в которую был залит свинец — старались выбить как можно больше альчиков.
7. Помимо «морского боя» у нас была невероятно популярной игра на бумаге «танчики». Каким способом можно было «взорвать» танк?
Витя fiviol ответил настолько подробно, что я просто приведу здесь его описание.
«Бумага перегибается пополам. На одной половине внутреннего разворота рисуются нериятельские танчики. На другой половине ставится жирная чернильная точка. Поверх этой проступающей точки с внешней стороны ставится еще точка. Если полученный таким образом отпечаток задел неприятельский танк — он подбит». Мы в основном сражались на уроках.
8. «Стенка, стенка, потолок…» Как дальше?
Здесь народное творчество разошлось в вариантах, но ответы приняты все, конечно. У нас дальше звучало так: «… две ступеньки, дзынь! — звонок». Так играли с маленькими детьми: «стенка, стенка, потолок» — похлопывали им по щёчкам и по лобику. «Две ступеньки» — пальцами «поднимались» по губкам. «Дзынь! — звонок» — нажимали на носик. Дальше начинался безумный, но от того нравящийся детям диалог: «Хозяин дома? — Дома. — Гармонь готова? — Готова. — Поиграть можно?» Ну и т.д.
9. «Да… Селедка папиросу курит… – Нет, это во рту у нее петрушка». Назовите участников диалога.
Учитель Виктор Михайлович Резанов и Сашенька Яновская. Герои горячо и неослабеваемо любимой мной книги А.Бруштейн «Дорога уходит в даль».
10. «А правда, что голоса певцов обрабатываются на компьютере? – Что ты, конечно, неправда! Они обрабатываются…» Как?
…на калькуляторе. (КВН. Команда НГУ. Диалог квнщика Владимира Дуды и десятилетней девочки, которая сейчас выросла в великолепную неорданирную певицу Пелагею).
11. В какой игре существует термин «квартира»?
В лото. «Квартира» — это когда на одной строке закрыты все цифры, кроме одной.
12. «[ОН] – хорошенький танец.
Его очень легко исполнять:
Шаг назад, шаг вперед, перевернуться.
И потом еще раз начинать».
Падеспанец. Знаю, знаю — правильно он называется «падеспань», а еще правильнее — «пад»эспань», но в песне пелось именно так. Кстати, это один из немногих танцев (если не единственный), который я умею танцевать.
13. «Последним из замка вышел петух, изрядно ощипанный, но непобежденный», «В этом доме жили стра-а-ашные разбойники во главе со своей Атаманшей». Эти фразы произносятся не в мультфильме, а на пластинке «Бременские музыканты». А кто озвучивает слова автора?
Вы будете сильно удивлены, но это… Олег Табаков!
14. Что в школе заставляли делать всех (мое поколение, во всяком случае, однозначно) в тетрадях по математике, отступив пять клеточек?
Чертить поля, конечно же! Почему-то в тетрадях по русскому языку поля уже были готовые, «фабричные», а в тетрадях по математике их заставляли чертить, непременно красной пастой или карандашом. У многих (и у меня тоже) в тетрадях были записаны постоянные замечания: «Нет полей!»
15. «Сразу небо потемнело… на море поднялась качка… на матросов напала…». Скажите последнюю фразу.
Здесь тоже есть варианты. У нас говорили: «Сра…зу видно, что слабые люди».
16. В раннем детсадовском детстве мы были помешаны на совершенно идиотском занятии – изготовлении ЕЕ. Для этого надо было утоптать в песке твердую площадочку, насыпать на нее чуть-чуть песка, плюнуть на эту песчаную горку и осторожно пальцами утрамбовывать ее, периодически подплёвывая и подсыпая песок. Самое главное – говорить при этом специальное заклинание. Как называлось то, что в итоге получалось?
Это совершенно строение называлось «бабка-гладка»! А заклинание звучало так: «Бабка-гладка, сделайся гладкой, а то дед придет, тебе уши надерет». Гениальное заклинание и не менее гениальное времяпрепровождение.
17. Во времена моего детства они стоили 80 коп., 95 коп. и 1 руб. 20 коп.
Десяток яиц. Странно не то, что в разных городах они стоили разную цену, а то, что, несмотря на это, их узнали почти все.
18. «Вот так у нас хранится советская граница!
И никакая сволочь ее не перейдет!»
Что хранил Алеша в своей коллекции?
Коричневую пуговку. Ту саму, на которую «ногою Алешка наступил».
Последние две строчки песни:
«В Алешиной коллекции та пуговка хранится.
За маленькую пуговку ему большой почет».
19. Что такое контрамарка, если это не театральный пропуск?
Лично у нас так называли печки, стоящие в частных домах. Такие колонноподобные цилиндрические, под потолок штуковины, в основном черные (или серые), на две комнаты. Никто больше не помнит (не знает) таких печек?
20. Одного звали Гржемелек, а второго?
Вахмурка. Две гномика-чеха — невероятно популярные герои мультфильма и серии комиксов (тогда они назывались незатейливо «рассказы в картинках»).
Прикоснуться к малышу, приласкать, поиграть, ласково потормошить свое чудо, спеть песенку — раньше все это называли «пестовать». Из глубины веков пришло к нам еще одно замечательное, емкое слово «потешки», что значит потешить малыша веселым ритмичным движением, смешным звуком, рифмованной строчкой с именем ребенка.
Каждая мама умеет рассказать малышу о своей любви и нежности — объятиями, добрыми словами, колыбельными песнями…
Каждой маме знаком и иной язык общения с младенцем — язык прикосновений, движений, простого массажика. Здесь нет и быть не может комплексов специальных упражнений с определенным набором одних и тех же движений. Хорошо то, что нравится именно сейчас, что ближе в данный момент дня. Все игры с малышом незаметно, как бы сами собой распределяются по дню — и в мыслях нет, что это «обязательно», «необходимо».
Настроившись на веселое общение, начинайте выстраивать малыша «в лад» — я это так называю. В этом возрасте (в младенчестве) мама действительно в силах своими руками «слепить» ребенка. Не обязательно знать специальные приемы — выравнивайте, подтягивайте, «выстраивайте» младенца, начиная со всем известных «Потягушечек»:
Этой игры хорошо открывать каждое новое утро — она дает заряд бодрости на весь день. Считайте «Потягушеньки» вашим материнским напутствием младенцу на предстоящий новый день, полный движений, открытий, радости!
Простыми пестушками задаются и движения, и ритм, и настроение малышу. После «Потягушенек» настает черед поглаживаний:
Если малыш не возражает, то игровую разминку считайте законченной. Если ребенок «требует продолжение банкета» — играйте дальше, все остальное останется на завтра.
Игра на ладошке.
Для младенца очень важны игры «с участием» ладошек, пальчиков, ручек. Потому что человеческая рука — как бы вынесенные вперед мозги: чем больше занимаешься, тем интенсивнее происходит развитие ребенка, в том числе и интеллектуальное. Нельзя, чтобы детская ладошка была замкнута, зажата, надо «открыть» ее для разнообразной информации. Никогда не пользуйтесь одеждой с зашитыми рукавами (распашонками, кофточками), специальными «варежками»-антицарапками: ладошка должна быть открыта миру с рождения!
Птичка, птичка, вот тебе водичка, Вот тебе и крошки на моей ладошке. |
(пальцем водим по ладошке) (ласково пощипываем ладошку) |
Сорока-ворона кашу варила, |
(круговые движения по ладошке малыша), (точечный массаж нажатием на каждый пальчик) (легонько постукиваем по тыльной стороне ладошки) |
Здесь вода холодная, |
(гладим ладошку) |
И здесь все хорошо.
Чем больше вы прикасаетесь к малышу, тем отчетливее он осознает границы собственного тела, быстрее учиться координировать свои движения. Во время веселой игры постарайтесь «увидеть» всего малыша — заглянуть в каждую складочку, рассмотреть каждую родинку. Вы как бы говорите ножке, коленке, плечику, ручке — «и ты нужна, и здесь все хорошо».
Куй-куй, ковалек, Подкуй сапожок. На маленьку ножку Золоту подковку. |
(тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша) |
Густой лес — чисто поле |
(показываем и трогаем волосы — лобик), |
Сидит белка на тележке, |
(круговой массаж пяточки) (нажимаем на большой пальчик ноги) |
В ямку — бух.
Есть замечательные игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для его психического, эмоционального развития. Вспомним «Козу-дерезу»: мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются — он знает, он ждет — сейчас что-то будет! В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия — например, интуиция. В который раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, настолько они и мудры.
Умейте выбрать свое.
Старайтесь охватить игрой всего малыша, прямо с головой окуните его в мир радостных, полезных движений. Ведь, где весело и интересно, там и приятно. Когда у младенца «неровная» складочка, он сам чувствует дискомфорт, только сказать не может. Выравнивая эту складочку, «работая» с его ножками вы, сами того не замечая, устраняете дискомфорт. Малышу это в удовольствие — он начинает улыбаться, смеяться, ему весело! Но как только вы заметили, что ваш грудничок отвлекается, ему стало интереснее что-то другое, надо сразу прекращать игровые занятия. Понаблюдайте внимательно, и через несколько дней вы будете точно знать, в какие моменты дня малышу хочется играть. Больше того: как опытные мамы совершенно точно различают плач младенца («мне грустно без тебя», «я голоден», «мне холодно», «я устал», «у меня болит животик»), точно также можно научиться понимать и другие «запросы» маленького ребенка. Подбирайте свои игры (их великое множество!), сверяясь с собственным настроением, желанием, опытом. Знаю, что многие мамы недоумевают — «станем мы в 21 веке учить народные песенки…». Согласна, раньше было проще — люди жили в больших семьях, устное народное творчество для детей передавалось из поколения в поколение. Но, возможно, именно сейчас настало самое подходящее время восстановить эти традиции — поверьте, ничего лучшего, чем потешки-пестушки, пока не придумано.
Не считайте время, потраченное на поиски народных потешек, пестушек, песенок, прибауток, колыбельных, напрасным. Вдумайтесь, вчитайтесь в литературную кладовую народной мудрости: возможно, именно здесь спрятана тайна загадочной русской души…
Алена Лебедева —
руководитель программ по подготовке к родам, автор курса «Потягушеньки» , инструктор курса подготовки к родам «Навстречу к малышу» Центра поддержки семьи «Рождество».
Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
Два пожарника бежали, (растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь! (дотрагиваемся до носика)
(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)
Рельсы,рельсы (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии )
Ехал поезд запоздалый («едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладем письмо» за шиворот)
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Катю хвать за плечики.
(подставляйте имя своего ребенка)