Интересный бой на гитаре. Разновидности гитарных боев. Какие существуют бои

12 октября 2020

Каков самый минимум навыков игры на гитаре должен знать гитарист, чтобы сыграть самую простую песню на акустике? Ответ – аппликатуры аккордов и гитарный бой . Первое отвечает за мелодическую составляющую песни, а второе за ритмическую. Исходя из этого, можно сказать, что гитарный бой – это обыгрывание ритмического рисунка конкретно взятой песни. Ритмических фигур существует огромное множество, поэтому и боев на гитаре также очень много. Но несмотря на это выделяют несколько основных, самых популярных. Из этой статьи вы прочтете о самых распространенных их видах и узнаете как играть бой на гитаре .

Рисуется рисунок боя с помощью стрелок вверх и вниз. Также его можно показывать в табулатурах Guitar Pro. Но чаще всего, его не рисуют, и гитарист подбирает бой сам. Новичку это кажется достаточно сложным, но поверьте, с опытом подбор боя становится вполне простым. Ну а чтобы подтолкнуть вас в правильном направлении, рассмотрим основные виды боев.

Виды гитарных боев для начинающих

Бой “шестерка”

Стрелки вверх это удары вниз по струнам, а стрелки вниз – удары вверх (по правилам табулатуры). Если же бой рисуется без табы, то там все наоборот – вверх это удар вверх, а вниз – удар вниз.

Как отмечалось выше, удары вниз приходятся на сильную долю, а удары вверх – на слабую. Обязательно запомните это правило, и следите, чтобы оно выполнялось при вашей игре! Ваша правая рука должна быть “маятником”, только так ритмика игры будет правильной и четкой.

Бой “шестерка” с глушением

Это разновидность классической шестерки, в которой некоторые удары глушатся левой или правой рукой. x – глушение.

Бой “восьмерка”

Более сложный вариант боя, но и достаточно интересный. В этом варианте играется восемь ударов (в размере 4/4 – играются все восьмыми долями) и удары вниз играются также на слабые доли.

Бой “четверка” с глушением

Самая основа основ гитарных боев. Ввиду своей простоты, рассмотрим сразу вариант с приглушкой.

Звучание похоже будто бы лошадь бежит галопом. Данный вид используется в песне группы Кино – “Перемен”. Акценты в данном случае идут на полные аккорды.

Бой “Регги”

Очень интересный вид гитарного боя – именно благодаря ему можно придать композиции то самое звучание в стиле “регги”. Яркий пример – песня группы Пятница “Я солдат”.

Рассмотренные выше виды гитарного боя, на сегодня являются самыми распространенными и популярными. Я рекомендую каждый вид освоить и уметь играть. Ну а по мере накопления опыта, вы сможете подбирать бой к песням самостоятельно. И даже возможно придумывать свои собственные варианты.

Итак, Вы наконец стали счастливым обладателем шестиструнной гитары? Поздравляем Вас! Впереди долгие удивительные вечера знакомства с музыкой, а также непрекращающегося исполнительского и творческого удовольствия! Осталось дело за малым – начать играть! Возможно, Вы даже успели «с головой» обложиться схемами в самоучителях и освоить основные аккорды, после чего перешли к тренировке пальцев, чтобы правильно зажимать разученные аккорды на грифе гитары. Но очень скоро Вы вдруг убедитесь, что даже очень проворная смена аккордов сама собой не складывается в песню – чего-то по-прежнему не хватает… Но чего? Конечно же – гитарного боя!

О чем идет речь? Давайте разбираться. Бой – один из главных приемов аккомпанемента на гитаре, при котором Ваша правая кисть вскользь, но достаточно резко ударяет по отдельным струнам либо по всем сразу, что приводит к звукоизвлечению. Этот прием имеет большое число отличающихся друг от друга вариантов. Некоторые из них весьма просты, и Вы их быстро разучите; другие, им в противовес – имеют высокую степень сложности, и чтобы овладеть соответствующей техникой, придется хорошенько потрудиться.

Со стороны все порой кажется на удивление просто: рука исполнителя движется то вверх, то вниз, ударяя по струнам и заставляя их звучать. Но когда начинающий гитарист приступает к первым попыткам самостоятельного воспроизведения музыки на гитаре, то зачастую сталкивается с рядом проблем. Например, концентрируя внимание на бое, забывает про своевременную смену аккордов. Либо – при неплохом контроле за аккордами, сбивается с ритма и ударяет по струнам невпопад.

Несмотря на то, что правая и левая рука гитариста выполняют разные функции – их действия должны быть согласованы. Не начинайте обучение со сложного боя. Как гласит русская народная пословица: «Простота – залог успеха». Некоторые новички учатся очень быстро – что называется, все схватывают на лету. Другим начинающим потребуется пройти путь обучения длиною в недели, а то даже и месяцы. Но в итоге, если Вы действительно всей душой хотите научиться играть на гитаре – эту науку Вы обязательно осилите.

Практика показывает, что научиться (и, кстати, довольно неплохо!) играть на гитаре могут даже те, у кого нет слуха. Да, такие люди вряд ли смогут идеально настроить гитару или подобрать любую мелодию на слух, но добиться добротной техники игры им ничто не помешает, будьте уверены. Необходимо лишь желание.

А теперь вернемся к вопросу гитарного боя. Не стремитесь сразу же, буквально с наскока, изучить какой-то замысловатый бой. Двигайтесь от простого к сложному постепенно – набирайтесь опыта не торопясь. Начинающим рекомендуется вообще начинать с простейшего «вниз – вверх». Проигрывайте это упражнение четное число раз на каждом аккорде. Будет замечательно, если при этом Вы будете вести счет. Рука скользит по струнам вниз – счет «раз»! Возвращается, касаясь струн, вверх – счет не меняется. Рука снова уходит вниз – счет «два»! Возвращается вверх – счет не меняется.

Не так уж сложно, не правда ли? Вскоре Вам захочется сделать свой бой более красивым. Пожалуйста. Для этого попробуйте не касаться струн при возвращении руки вверх (когда счет не меняется). Вам придется всего лишь отводить руку на небольшое расстояние от струн, не сбивая при этом привычного счета.

Ну что ж. Основы заложены. Желание и усердие – и вскоре Вы обязательно добьетесь ощутимого прогресса в игре на шестиструнной гитаре! Ваша цель – максимально синхронизировать действия обеих рук при игре на инструменте. Однако в данном обзоре, посвященном гитарному бою, действия правой руки нас интересуют в первую очередь.

Четверка (4)

Самый легкий и распространенный гитарный бой, при помощи которого исполняется, вероятно, вообще около 50% всех существующих песен. Его также называют «блатным» боем. Играется он по следующей схеме: большим пальцем вниз – указательным вверх – с заглушкой большим пальцем вниз – указательным вверх.

Шестерка (6)

Такой бой мы получим, немного видоизменив четверку (4) и ускорив ее темп. Схема игры: 2 удара вниз – 2 удара вверх – 1 удар вниз – 1 удар вверх. На втором и пятом ударе можно добавить заглушку. Такой бой также называют «эстрадным», он объективно выигрывает в красоте по сравнению с четверкой (4).

Восьмерка (8) – испанский

Бой с более интересным ритмическим рисунком. Кстати, этот вариант еще известен под названием «испанский». Схема игры: 2 удара вниз, 1 вверх – 2 удара вниз, 1 вверх – 1 удар вниз, 1 вверх. При той же схеме можно использовать заглушку.

И другие, не менее популярные:

Так же в разных источниках Вы можете встретить такие варианты боя, как «рэгги», «тройка», «румба», «чеченский», «кантри», а также бои, названные по имени определенного исполнителя (Высоцкий, Розенбаум и т. д.). Но по сути, все это лишь разновидности уже известных нам боев. На портале «Гитаранск.ру» Вы можете детальнее ознакомиться с видами гитарного боя на приведенных схемах и видео. Успехов Вам!

Трудно наслаждаться игрой на гитаре, когда это все только основы, гаммы и упражнения. С изучением правильного боя на гитаре вы будете играть песни в мгновение ока, добавив немного радости к вашей практике. Изучая некоторые основные закономерности и знакомство с гитарой, вы сможете играть любую песню, которую вы хотите. Смотрите Шаг 1 для получения дополнительных инструкций.

Шаги

Часть 1 Знакомство с гитарой Держите гитару правильно. Держите гитару сбалансированной на бедре, близко к телу. Чтобы научиться бою на гитаре должным образом, вы должны держать локоть вашей ударяющей руки в сторону струны у основания гитары, так что вы можете использовать ваше запястье для боя. Пусть гриф гитары установится на сгибе вашей нажимающей струны руки в виде буквы “V”, созданной большим и указательным пальцами. Если вы должны использовать свои руки, чтобы удерживать гитару, это очень сложно для правильного боя. Пусть вес гитары покоится на коленях, закрепите ее локтем и убедитесь, что вы можете переместить вашу ударную руку, не двигая гитару. Держите медиатор правильно. Поместив ладонь по направлению к телу, согните все пальцы в сторону ладони. Поместите медиатор на первой фаланге вашего указательного пальца, чтобы она указывала прямо на грудь. Возьмите медиатор надежно большим пальцем, оставив только несколько сантиметров, выступающих из пальцев. Поиграйте немного, чтобы получить хороший и удобный захват медиатора. Кроме того, вы можете играть бой без медиатора, используя большой палец. Джонни Кэш никогда не использовал медиатор. Этот выбор зависит от того, можно ли получить достаточно чистый звук при помощи пальцев. Практикуйтесь использовать медиатор и откажитесь от него, если вы найдете это слишком хлопотным и найдете звук пальцами по струнам лучше. Не использовать медиатор может быть несколько болезненным для ваших ударных пальцев. Хотя выращивание мозолей – всегда хорошая вещь. Разберитесь с высотой струн (на английском языке это называется действием гитары). От расстояния струн до грифа зависит сила, необходимая для уверенного прижатия струны к порожку. Практикуйтесь брать аккорды правильно и получать чистый звук на всех струнах сразу. Бой будет дребезжащим, если вы бьете по”мертвым струнам”, которые вы не полностью прижали. Это может быть довольно сложно научиться бою, если вы не берете аккорды правильно. Если ваш бой звучит сухо или дребезжит, остановитесь и возьмите аккорд правильно.

Часть 2

Правильный бой

Ударяйте струны между резонаторным отверстием и нижним порожком. Практикуйтесь ударять струны в разных местах, чтобы получить представление о создаваемом звуке. Бой прямо над резонаторным отверстием создаст низкий и глухой звук, в то время бой ближе к нижнему порожку даст вам более четкий и жесткий звук.

Практикуйтесь ударять по всем струнам одинаково. Попробуйте какое-то время бой на аккорде соль мажор в простой первой позиции, ударяя вниз. Играйте четвертные ноты, один удар на каждую четверть, пытаясь делать все возможное, чтобы ударить по всем струнам. Оставайтесь в темпе, считая четыре удара в такте.

  • Начиная с нижней струны ми, ударяйте по всем струнам, пытаясь заставить их звучать с одинаковой громкостью. Это сначала может быть трудно, чтобы это прозвучало как “аккорд”, чтобы все струны звучали более или менее одинаково. У начинающих обычно первая и шестая струна звучат громче.
  • Попробуйте удар вверх. Когда вы чувствуете себя комфортно, делая это в ритме, попробуйте удары на гитаре от тонкой струны к толстой. Это называется движением вверх. Это может быть несколько сложнее, но нужно добиться одинакового звучания всех струн, заставляя аккорд “звучать”, словно один большой звук, а не играть на струнах индивидуально и медленно.

    Используйте свое запястье. Хороший бой находится в запястье. Вы будете в состоянии легко определить новичка по размахиванию руки от локтя. Научитесь держать локоть плотно к инструменту, играя бой с помощью запястья.

    • Многим начинающим гитаристам трудно удержать медиатор во время обучения бою. Обычные проблемы заключаются в держании медиатора слишком близко к основанию и в свисании медиатора. Убедитесь, что вы держите его должным образом, позволяя ему только немного выступать из пальцев.

    Часть 3

    Изучение основных ритмических рисунков

    Изучите переменный ритм вверх-вниз. Самая основная ритмическая модель боя – это чередовать удары вниз и вверх: (v ^ v ^ v ^ v ^) Вниз вверх, вниз вверх, вниз вверх, вниз вверх. Держите темп, но старайтесь играть бой вниз-вверх в каждом такте, разделяя четвертные ноты на восьмые.

    • Вместо одного удара на каждую четверть, вы будете играть два удара на каждую четверть. Это – восьмые ноты. Темп должен быть стабильным, так что топайте ногой с такой же скоростью, но ударяйте по струнам дважды на каждую четверть.
  • Изменяйте аккорды. Когда вы освоитесь с вашим ритмом вниз вверх на одном аккорде, измените его. Переключайтесь из аккорда соль мажор к аккорду до мажор в каждом такте, затем каждые две четверти, практикуясь в смене аккордов во времени.

    • Не торопитесь, когда вы это изучаете и стараетесь усвоить. Это может быть медленным движением, но вам будет легче играть, если вы на это затратите время сейчас. Переходя к следующему шагу прежде, чем вы почувствуете себя комфортно в смене аккордов, вы будете разочарованы и недовольны вашим звучанием. Отработайте изменения аккордов, и вам будет легко играть песни.
  • Не ударяйте четвертую четверть вниз в такте. Практически нет песен с ритмическим рисунком вниз-вверх, и будет скучно играть по той же схеме снова и снова. Пропустите один удар вниз (х не играть) и посмотрите, как меняется ритм: (v ^ v ^ v ^ x ^).

    • Прежде чем изучать более сложные ритмы боя, вы должны узнать, как пропустить в определенное время удары вверх или вниз, сохраняя при этом тот же шаблон вверх и вниз в вашей руке. Другими словами, вы будете продолжать двигать запястье, но отодвинуть медиатор от струн.
  • Практикуйтесь играть поп-рок. Знакомый бой, который вы услышите в большом количестве живых представлений и практических занятиях, является следующим: (v x v ^ x ^ v ^)

    • Начните активно слушать свои любимые песни, которые показывают акустическую гитару, чтобы получить некоторое представление об используемых ритмических шаблонах. Теперь, когда вы знаете основы, вы можете начать учиться варьировать шаблоны боя, пропуская конкретные удары для достижения различных эффектов в песне.
  • Практикуйтесь приглушать струны с помощью ударной руки. Еще один способ добавить некоторые изменения в вашей модели боя – ослабить струны ладонью ударной руки, поддерживая ритм, но получая более ударный эффект при ударе медиатором по выбранным струнам.

    • Нил Янг имеет характерный, низко звучащий тяжелый бой, который он использует наряду с приглушением струн, а акустическая поп-звезда Джек Джонсон также имеет отличительный стиль боя с приглушением, которому легко научиться, и который звучит более необычно, чем есть на самом деле.
  • Поставьте аккорд и темп в первую очередь. Начинающий гитарист смягчает “бой,” уделяя чрезмерно большое внимание шаблону и слишком мало – темпу, чистоте аккорда и воспроизведению песни. Когда играете, пытайтесь сосредоточиться на аккордах, а затем на ритме. Вы зазвучите как профессионал в кратчайшие сроки.

    Итак, начнем. Когда новичок, начинающий гитарист, берёт инструмент в руки, пытаясь сразу сыграть что-нибудь этакое, то, как правило, чудесной музыки не получается. Это и неудивительно, ведь гитара требует усердных, а главное продуктивных занятий. Сказано-сделано, отложим в сторону «бренчание» и сделаем первый шаг в мир гитарной музыки.

    «Неужели будем учить ноты!» – воскликнете Вы. «Нет, и ещё раз нет. Мы приступим сразу к самому вкусненькому: изучению простейших гитарных аккордов и разучиванию разновидностей гитарного боя ».

    Пока не будем заострять внимание на изучении аккордовых последовательностей , а зажмём на грифе простейшую комбинацию нот – Em (на втором ладу прижимаем к грифу 4-ю и 5-ю струны). Ударим по струнам – отлично, уже есть звук. Наша цель сейчас познакомиться с разными видами гитарного боя. Начнём мы, по обыкновению, с изучения основ.

    Гитарный бой – это разновидность аккомпанемента (сопровождения) который заключается в ударе по струнам пальцами правой руки или медиатором.

    В этом определении есть фраза «удар по струнам», именно она является ключом к изучению различных гитарных боев.

    Удары по струнам бывают нескольких видов:

    • Удар вниз по струнам при помощи указательного пальца. Обозначается как «»
    • Удар вверх по струнам. Обозначается как «↓»
    • Удар большим пальцем. Обозначается «p»
    • Глушение струн большим пальцем правой руки. Обозначается «*»«+»
    • Восходящее расгеадо. Исполняется в направлении от 6-й струны к 1-й. чтобы исполнить такой приём, соберите пальцы под кисть. кроме большого, и затем распустите «веер», проводя каждым пальцем по струнам. Должен получиться непрерывный поток звука.
    • Нисходящее расгеадо . Исполняется от 1-й к 6-й струне. Суть этого приема в том, что раскрытый «веер» скользит в направлении от первой струны к шестой, начиная с мизинца и заканчивая указательным пальцем. Как и в первом виде должен получиться непрерывный поток звука.
    • Кольцевое расгеадо. Это сочетание двух приемов: восходящего и нисходящего расгеадо. Водопад звука!

    Давай Амиго, играй!

    Ну, вот немного развеялись, почувствовав себя чуть-чуть испанцами. Быть может ваш сосед уже начал отплясывать тарантеллу…
    Вернемся к изучения основных гитарных боёв.

    Простой гитарный бой

    Его схема выглядит следующим образом

    Или проще сказать удары по струнам вниз и вверх, поочередно. Для ознакомления с боем начинаем исполнять его сначала одним пальцем правой руки – указательным. Далее необходимо подключить к исполнению большой палец правой руки, то есть, удар вниз осуществляет большой палец «Р», а удар вверх указательный палец «i». Эта схема больше подходит для тренировки кисти правой руки.

    Простой гитарный бой №2

    Его схема выглядит так

    Это самый популярный бой для многих дворовых песен. Отлично подходит в шумных компаниях. «Пустынной улицей вдвоём, с тобой куда-то мы идём… ммм восьмиклассница..» Ностальгические воспоминания. Кстати песня В. Цоя «Восьмиклассница» играется именно этим боем.

    Бой шестерка

    Наиболее распространенный вариант боя для аккомпанирования песен. Его схема следующая

    То есть шесть ударов по струнам. Изучение боя лучше разбить на две части: сначала оттачиваем ↓, а потом ↓↓.

    Бой шестерка с глушением

    Схема боя

    Вся сложность этого боя в правильном и четком глушении струн большим пальцем при ударе вниз.

    Бой восьмерка

    Вот его схема

    В бое следует использовать большой (p) и указательный палец. Сначала поиграйте этот бой без глушения. После того, как вы научитесь играть этот бой, у вас получится что-то вроде танца…

    Блатной бой

    Схема боя

    Большим пальцем правой руки бьём по басовой струне (обозначено буквой «b») аккорда, обычно это 6-5-4 струна, а затем делаем удар вниз указательным пальцем и быстрое глушение звука ладонью.

    Сложный бой

    Большим пальцем совершаем удар по басовой струне аккорда , потом пауза, указательным пальцем бьём вверх по высоким струнам, удар по струнам вниз с глушением и снова вверх. Боем, похожим на этот играется, например, песня Александра Розенбаума – Черный тюльпан.

    На самом деле вариаций ударов вниз и вверх, глушений, пауз очень много и, стало быть, гитарных боёв то же. А если вспомнить, что у нас есть ещё и расгеадо с его «веером» и работой большого пальца в стиле медиаторной техники, то просторы для освоения открываются необозримые.

    Успехов вам и Всех благ!

    Что же такое гитарный бой?

    Простыми словами это способ игры на гитаре, при котором правая рука извлекает звук путем удара по струнам, отрабатывая определенный ритмический рисунок. Этот способ игры наиболее популярный. Бой в описаниях к песням обозначается в виде схемы, где чаще всего присутствуют следующие элементы:

    V — удар по струнам вниз;

    ^ — удар по струнам вверх;

    ⃰ — глушение струн;

    _ — пауза.

    Б — играется только басовая струна.

    Теперь разберем на примере. Придумаем любой бой и изобразим его в виде схемы: V^_V*^. Теперь, зная условные обозначения, понимаем, что последовательность здесь следующая: удар вниз, затем удар вверх, далее делаем паузу, после снова удар вниз с глушением струн, потом вверх и повторяем всю эту комбинацию.

    Думаю, здесь вопросов возникнуть не должно, поэтому перейду к следующему шагу.

    Часто начинающие гитаристы спрашивают: «А сколько всего гитарных боев?» или пишут что-то типа: «Пришлите все гитарные бои…». Опытный гитарист, прочтя эти строки, наверняка улыбнется, ведь он прекрасно понимает, что гитарные бои нельзя измерить количеством. В подтверждение к этому могу добавить, что бои можно придумывать самому, достаточно взять гитару и изобретать новые схемы, видоизменяя те, что даны выше. Поэтому не стоит ставить перед собой цель выучить все бои. Для начала достаточно знать основные бои, а со временем понятие «выучить бой» уже само собой потеряет свой смысл и каждый бой будет играться на слух.

    К основным боям, которым действительно стоит уделить внимание и изучить, я могу отнести следующие:

    1. Простой бой. Играется он по следующей схеме: V^V^ — вариант без приглушки, V^V*^ — вариант с приглушкой. Для наглядности стоит посмотреть по данному виду боя.
    2. Эстрадный бой («шестерка»). Это самый популярный бой, которым, при желании, можно сыграть большинство песен. Его схема выглядит следующим образом: VV^^V^ — вариант без приглушки, VV*^^V*^ — вариант с приглушкой. по бою «шестерка» так же можно посмотреть на нашем сайте.
    3. Бой «Восьмерка». Данный вид боя тоже довольно популярен и играется он следующим образом: V_V_^VV^V^, причем это не единственное его обозначение. В сети интернет можно найти несколько трактовок этого боя. Дело в том, что кто-то не делает паузы между ударами по струнам, кто-то чередует большой и указательный пальцы, кто-то играет с приглушкой и так далее. В любом случае, ритмический рисунок остается прежним, просто с разным звучанием.
    4. Блатной бой. В эту категорию можно занести несколько видов боев, которыми чаще всего играют «блатные» песни. К примеру, щипок (если, конечно, его можно отнести к бою), играющийся по схеме Б — 3+2+1 — 3+2+1 (три струны играются одновременно). по данному бою можно посмотреть здесь. Другой разновидность блатного боя играется так: Б_v^Б^v^. Это один из боев Владимира Высоцкого. И таких боев очень много.
    5. Испанский бой. Многие замечают, что испанские бои очень красиво звучат и подчеркивают умение играть на гитаре. Действительно, такие бои можно услышать довольно редко, поскольку они довольно сложны в изучении. Испанских боев тоже довольно много, поэтому не буду расписывать их схематично, гораздо полезнее будет посмотреть по двум красивым боям.

    Это несколько боев, которые мне сразу пришли в голову. Возможно, есть другие бои, которые можно приравнять к «основным», список я не ограничиваю. Эти бои стоит учить («Испанский бой» для начинающих гитаристов — довольно сложный элемент, его изучение можно отложить), поскольку на начальном этапе игры на гитаре нужно максимально развить правую руку и автоматизировать ее, чтобы, впоследствии, играть бои без заучивания не составляло проблемы.

    Приобретая определенные навыки и постепенно набираясь опыта, гитарист уже не пытается заучить бой, поскольку рука сама движется по такту игры. Для скорейшего наступления этого момента нужно просто взять песню и попробовать подобрать под нее бой, аккомпанируя ей, и со временем отработка этого навыка даст свои плоды. Нужно лишь запомнить простое правило: ничего не бывает сразу и если что-то не получается, это повод для тренировки, а не для капитуляции. Как говорится: «Дальше — больше…».