Фото:
Восемь лет прошло с момента страшной авиакатастрофы в поселке Туношна под Ярославлем. 7 сентября 2011 года ЯК-42, на борту которого помимо экипажа были тренеры и игроки хоккейной команды «Локомотив», потерпел крушение при взлете. Но, как бы ни было тяжело, в тот день мы внимательно следили за появляющейся информацией с места трагедии. Через год после катастрофы главный специалист-эксперт Культурного центра управления МВД России по Ярославской области Александр Шиханов (на тот момент он руководил пресс-службой областной полиции) опубликовал хронику, как этот день прошел у него — он был одним из тех, кого пустили на место крушения. Публикуем сегодня эту хронику:
7 сентября 2011 года начиналось хорошо. В Ярославле в этот день официально открывался Международный политический форум под патронажем президента России. Большинство участников форума приехали и прилетели в Ярославль накануне, и уже с утра в «Арене-2000» стартовали выступления политиков и дискуссии. Мы провели пресс-конференцию начальника УМВД, посвященную охране правопорядка во время проведения форума, подготовили статьи в СМИ, сюжеты на телевидении. Единственное, что оставалось сделать, — подготовить публикации о работе полиции непосредственно на форуме. Вместе с коллегой Антоном Смирновым отправились в «Арену». Сделали несколько фотографий полицейских около «Арены-2000», сняли видео. Время пролетело быстро.
Где-то после 14:00 я решил поехать в УМВД. Была прекрасная погода, ярко светило солнце. Идя по Институтской улице вверх к Московскому проспекту, я встретил коммерческого директора «Локомотива» Евгения Чуева. Мы обменялись с ним несколькими словами о форуме и о перспективах «Локомотива» в начинающемся сезоне. Помню ощущение радости и покоя, которое было у меня тогда.
В служебном кабинете, как всегда, закрутились дела. Время на работе летит быстро. В начале пятого часа раздался телефонный звонок, который резко разделил весь этот день, да и жизнь, на до и после.
16:02
Падение самолета Як-42 около аэропорта Туношна.
Звонил корреспондент телеканала НТМ Сережа Афоничев. Он спросил у меня, правда ли, что в Туношне упал самолет, на котором вроде бы летел «Локомотив». Первая реакция — неверие. У нас в Ярославле? Упал самолет? Не может быть. Да еще чтобы с «Локомотивом»?! Звоню в дежурку.
16:09
В дежурную часть УМВД России по Ярославской области поступило сообщение о том, что при взлете из аэропорта Туношна упал самолет Як-42.
Дежурный говорит, что в Туношне действительно упал самолет. Был ли там «Локомотив», пока неизвестно. Нет информации и о пострадавших в катастрофе.
16:15
О чрезвычайном происшествии доложено первому заместителю министра внутренних дел Горовому, руководству правоохранительных органов по Ярославской области.
16:17
О чрезвычайном происшествии доложено в дежурную часть МВД России.
Принимаем решение ехать в Туношну. Едем вместе с Антоном. Он за рулем, я на телефоне. Постоянно идут звонки. Определенности никакой. Докладываю о случившемся в управление общественных связей МВД России. Говорю, что пока подробностей нет, что доложу позже.
Созваниваюсь с управлением коммуникации и общественных связей правительства области. Они пока тоже не владеют информацией. Едем вместе с несколькими машинами скорой помощи. Явно превышаем скорость, но сотрудники ДПС, которые в тот день были на всем протяжении пути от центра до аэропорта, только провожают нас взглядом.
16:20
Дежурный по УМВД в телефонной беседе с начальником службы авиационной безопасности уточняют обстоятельства падения самолета Як-42 и количество пассажиров и членов экипажа.
Аэропорт находится в трех километрах за поселком Туношна. Почти пролетаем через поселок, когда нас тормозит инспектор ДПС и говорит, что надо ехать в сторону Волги через поселок — самолет упал там.
Поворачиваем неподалеку от туношенской школы и едем вглубь поселка, мимо церкви. Останавливаемся около какого-то двухэтажного нежилого здания. Дальше проехать нельзя: в оцеплении стоят сотрудники полиции. Берем фотоаппарат, камеру и идем пешком между каких-то заборов и огородов.
16:25
В аэропорт Туношна направлены сотрудники отряда особого назначения, вневедомственной охраны, кинологи, следственно-оперативные группы.
16:30
На место происшествия направлены 20 экспертов экспертно-криминалистического УМВД, взрывотехническая и пожарно-техническая лаборатория.
До места падения немногим менее километра. Дорожки узкие, разбитые. Приходим на место. Я делаю несколько фотографий, Антон снимает видео. На месте катастрофы работают спасатели МЧС, в оцеплении стоят сотрудники ОМОН. Они прибыли сюда из аэропорта и сразу же оцепили территорию.
До крайних домов поселка буквально метров 50. Помню, еще подумал, что падающий самолет чудом не задел дома. Всё место падения самолета дымится, перепахано, везде валяются обломки. Часть осколков лежит на фундаменте строящегося дома. Хвост самолета — в воде реки Туношонки, и пожарные еще заливают на нем огонь. Чуть выше по берегу лежат обломки носовой части. Крупные части самолета раскиданы на протяжении около ста метров. Ближе к аэропорту на пригорке видна береза, буквально срезанная крылом самолета при падении, и покосившийся столб линии электропередачи, похожий на обгоревший крест. Под пригорком, в лощине, по которой в Туношонку течет ручей, лежат еще обломки.
Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области
16:45
Поднят в воздух находившийся в Ярославле вертолет МВД России.
16:50
На место происшествия направлены шесть медицинских экспертов, три катера, дополнительные наряды полицейских для второго кольца оцепления.
Телефон звонит не умолкая. Начинаю подтверждать факт катастрофы. Про погибших и раненых еще ничего неизвестно. На месте сотрудники МЧС организовывают оперативный штаб, тут же уже находится начальник главного управления МЧС России по Ярославской области генерал Павел Барышев.
По Туношонке и Волге передвигаются катера МЧС и милиции. Среди обломков снуют спасатели и сотрудники органов внутренних дел. Обнаруженные тела погибших относят в ложбинку чуть в стороне от места падения. Там лежит около десяти человек. Тела почти не повреждены, на них только белье и носки — вся остальная одежда (видимо, сделанная из синтетики) сгорела.
Смотреть на них почти физически больно. Больно еще и оттого, что без одежды явно видно, что все погибшие — молодые мужчины, высокие, прекрасно развитые, спортивные. Лица не узнаются под слоем копоти.
Тут и там среди обломков видны белые хоккейные свитера «Локомотива». Кажется, что они просто вылетели из сумок спортсменов. Но немного походив по месту аварии, понимаю, что это спасатели накрыли свитерами останки погибших. Есть сильно покалеченные, обгоревшие.
Заставляю себя загнать эмоции вглубь, отрешиться от увиденного. Не сейчас. Сейчас — работа.
Понимаю, что вскоре к месту катастрофы приедут журналисты. Прошу командиров ОМОН не пускать никого за оцепление без меня. Созваниваюсь с девушками из отдела. Говорю, что факт катастрофы подтверждаем, но подробностей пока нет. Они говорят, что телефон разрывается, все ждут какого-нибудь официального сообщения. Договариваемся, чтобы они говорили, что скоро состоится брифинг, на котором будет озвучена первоначальная версия катастрофы. Я знаю, что это необходимо делать, и готов убеждать руководство, что медлить с этим нельзя.
Конечно, авиакатастрофа далека от моей компетенции. Расследовать аварию будет Следственный комитет и специальные комиссии. Но дело не в этом. «Локомотив» очень важен для Ярославля. После катастрофы возникнут разные слухи, люди могут выйти на улицы, что приведет к непредсказуемым последствиям, особенно во время проведения международного форума, когда в городе много иностранных делегаций. Чем быстрее довести правдивую информацию, тем меньше будет слухов, и тем легче будет обеспечивать правопорядок. Примерно так думал я в то время. Так я продолжаю думать и сейчас.
16:57
Первый заместитель министра внутренних дел А. В. Горовой, начальник УМВД России по Ярославской области Н. И. Трифонов прибыли в аэропорт Туношна. Кроме этого на место происшествия выезжали губернатор Ярославской области С. А. Вахруков, руководитель СУ СК России по Ярославской области генерал-майор юстиции О. И. Липатов, полномочный представитель президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе О. М. Говорун, министр транспорта Российской Федерации И. Е. Левитин.
17:00
О чрезвычайной ситуации доложено министру внутренних дел Российской Федерации.
В оперативном штабе рядом с местом катастрофы становится все больше людей. Из «Арены-2000» приезжают представители администрации президента. Полного понимания происходящего еще нет ни у кого. Но версия о теракте отпадает практически сразу. Очевидно, что причины аварии в другом.
Вместе с губернатором приезжает руководитель управления коммуникации и общественных связей правительства области Ольга Александровна Лилеева. Отходим с ней в сторону, и я говорю, что надо быстрее проводить брифинг, чтобы через журналистов довести до людей информацию о происходящем. Она обещает поговорить с губернатором.
По рации от границы оцепления, где мы с Антоном оставили машину, сообщают, что подъехало несколько телевизионных съемочных групп. Время спрессовывается, всем телом чувствую, что надо быстрее принимать решение. Готов сам выйти к журналистам и рассказать им о происходящем на месте катастрофы. Но все-таки сейчас это должен сделать не я.
17:09
В дежурную часть УМВД России по Ярославской области поступила информация из главного управления МЧС России по Ярославской области о том, что в самолете летели 37 человек, обнаружено 22 трупа.
В оперативном штабе после долгих обсуждений решают, что брифинг должен проводить губернатор Сергей Алексеевич Вахруков — высшее должностное лицо Ярославской области. Договариваемся с Ольгой Александровной, что она выведет губернатора за внутреннюю линию оцепления, где прямо на дороге он будет ждать СМИ, а мы с Антоном приведем журналистов.
Выходим за натянутые красно-белые сигнальные ленты. Около наряда ОМОН стоит высокий мужчина в темно-синей майке и, держась руками за голову, смотрит в сторону обломков. Знакомые омоновцы говорят, что это отец Галимова. В момент аварии он был на даче у друзей неподалеку от Туношны, и, услышав о трагедии, сразу же прибежал сюда.
Идем к внешней линии оцепления. Пока идем, видим съемочные группы ярославских телеканалов. Местные журналисты сумели просочиться через неплотную еще внешнюю линию оцепления и огородами пробраться почти к внутренней линии, которую держит ОМОН.
Особенно запомнился один журналист, высокий парень, который, неумело пригибаясь, пытался незаметно пробраться вдоль довольно редкого штакетника. На его лице ужас от осознания катастрофы мешался с почти шакальей радостью от того, как близко он подобрался к цели. Видеть его было неприятно.
Объяснили, что лучше выйти на дорогу, где вскоре будет брифинг губернатора, что к самому месту все равно сейчас никого не пропустят, потому что это может помешать разбору обломков и проведению начавшихся уже следственных действий.
Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области
17:20
Для действий на месте чрезвычайной ситуации развернута группировка сил и средств УМВД России по Ярославской области — 518 человек, 58 единиц техники. Кроме этого для оцепления территории крушения самолета и проведения первоначальных оперативно-следственных действий направлено 117 сотрудников полиции Северного линейного управления МВД России на транспорте. Организовано двойное оцепление места чрезвычайной ситуации, исключено движение постороннего автотранспорта, обеспечен общественный порядок и оказана помощь в проведении неотложных аварийно-спасательных работ.
У внешней линии оцепления скопились не менее 60 журналистов. Многие из тех, кто работал на международном форуме, уже приехали в Туношну. Недалеко, а тема настолько горячая, что аж брызжет. Съемочные группы из Японии, Швеции, Польши, Великобритании. Много москвичей практически из всех ведущих изданий. И, конечно, наши ярославские газетчики и фотографы.
Объяснил, что сейчас состоится брифинг губернатора Ярославской области, на котором будет доведена вся известная на этот момент информация. Кроме того обещал, что операторы и фотографы смогут хотя бы издали заснять место крушения (по дороге присмотрел точку за внутренним кольцом оцепления, с которой был виден хвост самолета, лежащий в воде, и часть берега с обломками).
Как ни удивительно, но тут начались препятствия. Полиция, естественно, с моим сопровождением, журналистов пропустила, но на нашем пути стеной встал сотрудник МЧС, который непременно хотел, чтобы указание пропустить нас ему дал его непосредственный начальник. Потеряли минут семь, пытаясь вызвонить тех, кто мог скомандовать. Наконец вышли на губернатора, который попросил начальника управления МЧС дать указание пропустить журналистов.
17:25
Силами сотрудников ОМОН (Ярославль) взят под охрану морг, в котором планировалось помещать тела погибших.
Двинулись по дороге огромной толпой. Оглядываясь назад, я думаю, что это была достаточно сюрреалистичная картина — несколько десятков хорошо одетых людей (были ведь на паркетном мероприятии — международном политическом форуме) пробираются по разбитым дорогам среди заборов и огородов. Чувствовал себя Моисеем, выводящим евреев из Египта. Особенно когда промахнулись дорогой и пришлось разворачивать всю толпу обратно к нужному повороту.
Пока теряли время на переговоры с МЧС и блуждание по туношенским тропам, губернатор уже сделал заявление для трех ярославских каналов. Пришлось вновь убеждать его через Ольгу Лилееву, что нужно еще раз рассказать обо всем, что известно на эту минуту.
Журналисты быстро оцепили Сергея Вахрукова полукругом и начали задавать вопросы. Сергей Алексеевич подтвердил, что упал самолет с «Локомотивом», что в самолете были 37 человек пассажиров, что ведутся спасательные работы, что обнаружено 22 трупа, что практически исключена версия о теракте, что причины трагедии выясняются.
Брифинг занял около 7–9 минут. По его окончании мы с Антоном провели операторов и фотокорреспондентов на небольшой мысок на берегу Туношонки, с которого можно было снять следы аварии, не мешая работе спасателей и следователей. Практически все фотографии катастрофы, обошедшие мир в тот день, сделаны именно с этого места. Там виден лежащий в воде хвост, обломки на берегу и работающие специалисты.
19:00
Поступила информация о сборе в районе «Арены-2000» групп граждан, являющихся болельщиками хоккейного клуба «Локомотив» — более 500 человек.
19:05
В район «Арены-2000» с Волжской набережной передислоцирован 31 сотрудник Угличского отдела МВД России, 60 бойцов ОМОН.
После съемки мы с Антоном вновь организованно вывели всех журналистов за оцепление. Первая, самая важная информация была дана.
Мы решили поехать в Ярославль, к «Арене», чтобы оценить происходящее там и, если надо, подготовить информацию для СМИ. Проблема заключалась в том, что «Арена-2000» в связи с проведением международного политического форума была оцеплена сотрудниками органов внутренних дел и ФСО, и я опасался, что там могут возникнуть конфликты.
По дороге заехали ко мне домой, взяли моих жену и сына. Они тоже хотели побывать у «Арены», куда сердцем устремились в тот вечер все ярославцы. Машину мы оставили у Институтской улицы, которая была перекрыта нарядами ГИБДД. Чтобы подойти к «Арене», надо было идти на улицу Гагарина. Жена хотела купить цветов, но в ларьках не было ничего — все цветы купили до нас. Люди шли нескончаемым потоком. Прошли вместе с ними до «Арены». Полицейские сняли турникеты со стороны улицы Гагарина, и ближняя к автобусной остановке стена комплекса стихийно стала стеной памяти.
Горы цветов, шарфы, хоккейные свитеры, рукописные плакаты, фотографии, горящие свечи. Практически нет пьяных. Много плачущих людей — мужчины, женщины. Горе объединило всех. Понимаю по настроению болельщиков, что инцидентов быть не должно.
Выходим из толпы. Жена с сыном идут домой, а мы с Антоном едем в УМВД. Надо делать информацию для нашего сайта.
Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области
20:00
Поступила предварительная информация о пассажирах и членах экипажа, находившихся в самолете, потерпевшем крушение (45 человек). На месте происшествия обнаружено двое выживших: бортинженер самолета Александр Сизов и игрок «Локомотива» Александр Галимов, оба доставлены в больницу имени Соловьева в тяжелом состоянии.
В кабинете начинаю быстро делать текст для сайта. Я буду дополнять его до утра следующего дня. Уточняю всю известную информацию у дежурного, у коллег из МЧС и пишу.
20:45
С места крушения самолета начат вывоз тел погибших.
Первый вариант пресс-релиза появляется около девяти вечера. Я написал там всё, что было известно к тому времени о катастрофе, о работе полиции, выразил от лица УМВД соболезнования семьям погибших и попросил болельщиков не пытаться проникнуть на место аварии, чтобы не мешать работе спасателей и следователей.
Отправляю информацию в управление общественных связей МВД России, постоянно поддерживаю связь с начальником управления общественных связей.
В УМВД, несмотря на позднее время, людно. Около 22:00 первый заместитель министра внутренних дел России Александр Горовой провел совещание с руководящим составом ярославских органов внутренних дел. Речь шла о подключении дополнительных резервов. Значительные силы задействовали для охраны правопорядка на форуме, а после катастрофы оперативная обстановка осложнилась.
20:55
Поступила информация о том, что ранее собравшаяся группа болельщиков ХК «Локомотив», возросшая до трех тысяч человек, предприняла попытку шествия по улицам Ярославля.
21:26
Колонна болельщиков «Локомотива» — около двух тысяч человек — от «Арены-2000» двинулась по проезжей части дороги по улице Гагарина к Московскому проспекту. В целях недопущения противоправных действий организовано сопровождение сотрудниками ОМОН и ППС, силами шести нарядов ГИБДД обеспечена безопасность дорожного движения.
Ближе к полуночи добавляю в текст абзац том, что морги и больница, в которой лежат Александр Сизов и Александр Галимов, находятся под охраной. Пишу о шествии болельщиков по Ярославлю. Пишу, что полиция понимает горе людей и не принимает к ним меры административного воздействия, а только обеспечивает порядок. Моя задача — дать понять читателям, что в этой ситуации (как и в большинстве других) полиция вместе с людьми.
Параллельно принимаю телефонные звонки. По рекомендации управления общественных связей МВД России звонят корреспонденты «Первого канала» и просят организовать им возможность прямого включения с места аварии. Вновь едем в Туношну.
Сотрудники ГИБДД пропускают машину «Первого канала» с «тарелкой» в поселок. Оцепление там усилено. У здания, где мы оставляли днем машину, организован контрольно-пропускной пункт. Там еще дежурят корреспонденты информационных агентств, фотокоры. Оставляем ПТС у оцепления и идем ближе к месту аварии: я, Антон, корреспондент и оператор «Первого канала» и еще один ярославский фотограф (думал, что события того дня никогда не изгладятся в памяти, а вот не помню, кто это был). Подсвечиваем дорогу камерным светом. По сравнению с тем, что было днем, дорога меняется на глазах: подвозят гравий, спрямляют повороты. Это необходимо для того, чтобы к месту аварии могла проехать тяжелая техника.
Доходим до внутренней линии оцепления. Немного снимаем работу следователей и спасателей. Она не прекращается и ночью. Рядом с местом развернуты палатки, поставлены фонари на мачтах, которые освещают место катастрофы.
0:30 8 сентября
Корреспондент выходит в прямой эфир и рассказывает о том, что происходит за его спиной. Эфир проходит без сбоев, и мы возвращаемся к нашим машинам. Начинается дождь. Прощаемся с журналистами и едем в город.
Немного поспав, еду на работу. За ночь обстановка изменилась мало. По городу почти до утра бродили группы болельщиков «Локомотива», на месте катастрофы работали следователи и спасатели.
10:00 8 сентября
Обнаружены тела 43 погибших пассажиров и членов экипажа самолета, потерпевшего крушение.
Командир рыбинского ОМОН Виктор Воронин рассказывает мне, что его сотрудники были одними из первых на месте падения самолета и отвезли в больницу Александра Галимова.
Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области
Вот этот пресс-релиз. Привожу его в том виде, в котором он был опубликован на сайте УМВД 8 сентября 2011 года:
07.09.2011 около 16.00 часов при взлете в аэропорте «Туношна», расположенном в Ярославском районе Ярославской области у деревни Бечевино, произошло крушение самолета «ЯК-42», принадлежащего авиакомпании «Як-сервис» (г. Москва), совершавшего рейс «Ярославль-Минск», на борту которого находился основной состав хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль) в количестве 37 человек и 8 человек экипажа самолета.
После взлета самолет, не набрав высоты, дал крен, задел локатор и упал на землю за пределами аэропорта в районе реки Туношенки, в 200 метрах от впадения в реку Волга. При падении произошел взрыв, в результате которого отделилась хвостовая часть самолета, носовая часть разрушилась на небольшие фрагменты. Хвостовая часть упала в реку Туношенку, обломки передней части находятся на берегу.
Первыми на месте катастрофы оказались сотрудники отряда особого назначения УМВД России по Ярославской области (дислокация г. Рыбинск), которые на катере патрулировали глиссадную зону. Они вытащили из воды одного пострадавшего. Второго вытащили сотрудники транспортной полиции.
Выжившие, бортинженер Сизов Александр, и игрок хоккейного клуба «Локомотив» (Ярославль) Галимов Александр, доставлены в больницу им. Соловьева г. Ярославля в тяжёлом состоянии.
На место происшествия выезжали Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции А. В. Горовой, Губернатор Ярославской области С. А. Вахруков, начальник УМВД России по Ярославской области генерал-майор полиции Н. И. Трифонов, начальник ГУ МЧС России по Ярославской области генерал-майор П. Ф. Барышев, руководитель СУ СК РФ по Ярославской области генерал-майор юстиции О. И. Липатов, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе О. М. Говорун, Министр транспорта Российской Федерации И. Е. Левитин.
По факту авиакатастрофы ярославским следственным отделом на транспорте Северо-Западного Следственного управления СК РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта».
Для действий на месте происшествия задействована группировка сил и средств УМВД России по Ярославской области в количестве более 500 человек.
Сотрудниками полиции произведено двойное оцепление места чрезвычайного происшествия, организовано дорожное движение, исключён допуск постороннего автотранспорта в район проведения специальных мероприятий, в полном объёме обеспечен общественный порядок.
На месте происшествия работала следственно-оперативная группа УМВД России по Ярославской области, оперативные группы ГУ МЧС России по Ярославской области, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и прокуратуры Ярославской области.
На базе ГУ МЧС России по Ярославской области создан Оперативный штаб.
Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области
Больница, где находятся 2-е пострадавших, а также морг находятся под круглосуточной охраной сотрудников полиции.
Произошедшие трагические события вызвали большой общественный резонанс. В период с 19.00 час. 07.09. до 01.00 час. 08.09.2011 на территории г. Ярославля стихийно собрались группы молодых людей общей численностью около 10 тысяч человек. Наибольшее количество болельщиков собралось у УКСК «Арена-2000-Локомотив» — более 5 тысяч человек, в районе Красной площади — 2 тысячи человек. В дальнейшем болельщики осуществили шествие по Московскому проспекту в направлении Красной площади.
Движение данных групп сопровождалось сотрудниками полиции, которыми осуществлялись профилактические беседы и информирование граждан о планируемых 08.09.2011 богослужениях в 10 храмах г. Ярославля и Ярославской области. Меры административного воздействия в отношении граждан не применялись.
Нарушений общественного порядка в областном центре и других городах области не допущено.
УМВД России по Ярославской области выражает соболезнования родным и близким погибших хоккеистов команды «Локомотив» и членов экипажа самолета.
Просим болельщиков хоккейного клуба не пытаться проникнуть на место авиакатастрофы, не мешать работе специалистов — экспертов и следователей.
Мы потрясены случившимся и скорбим вместе со всеми ярославцами.
Опять едем с Антоном Смирновым в Туношну. Место аварии должен посетить президент России Дмитрий Медведев.
На месте аварии всё уже не так, как накануне. Насколько видно из-за сигнальных лент (а за них нас уже не пустили следователи, которые взяли руководство в свои руки), там уже убраны многие обломки, нет, конечно, и тел погибших. Для возложения цветов приготовили небольшую площадку на берегу реки.
Ярославских журналистов, которые несколько часов ждали у полицейского оцепления, приехавшие сотрудники администрации президента посмотреть не пустили. С Дмитрием Медведевым приехал его пул — полтора десятка журналистов центральных изданий. Только они снимали возложение цветов и писали о нем.
Из Туношны едем в Ярославль. Догоняем машину «Городского телеканала». В ней, усталые, прямо на ходу спят и корреспондент, и оператор.
Телеканал «Россия» просит нас организовать интервью с рыбинскими омоновцами о вчерашнем дне. Интерес к этому велик. Решаем, что запишем рассказ полицейских и для себя, чтобы потом его использовать.
Едем на базу ярославского ОМОН в поселок Сокол, где квартируют рыбинцы. Там встречаемся с журналистами «России» и вместе с ними пишем 10-минутное интервью Дмитрия Коноплева и Олега Смирнова.
Вернувшись в УМВД, пишу пресс-релиз об этом и размещаю его на сайте:
Стали известны имена сотрудников полиции, которые первыми прибыли на место авиакатастрофы, в которой погибла команда «Локомотив», и оказали первую помощь пострадавшим.
Лейтенант полиции Дмитрий Коноплев и прапорщик полиции Олег Смирнов, сотрудники отряда особого назначения УМВД России по Ярославской области (дислокация г. Рыбинск) несли службу на Волге в районе аэропорта «Туношна» на полицейском катере. В их задачу входила охрана водной части глиссадной зоны аэропорта.
Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области
Около 16.00 полицейские увидели, как с полосы аэродрома пытается взлететь самолет. «Он еле оторвался от земли, зацепил локатор, ушел влево и за деревьями рухнул, — рассказывает Дмитрий. — Мы сразу снялись с якоря и поплыли к месту падения. До него от нас было не более 300 метров. Олег направлял катер, а я доложил руководству о катастрофе. Буквально через полторы минуты мы были на месте. Часть самолета лежала в воде, остальное горело на берегу. В воде по грудь к берегу пытался идти человек. Сначала мы решили, что это рыбак, который случайно оказался на месте аварии, но потом поняли, что это пострадавший».
Полицейские не могли сразу подвести катер к берегу (там было мелко). Они крикнули мужчине, чтобы тот прошел немного в сторону. В это время из обломков самолета показался мужчина в форме пилота. Он пытался за плечи вытащить другого мужчину, также в форме. Со стороны аэродрома к месту падения быстро подъехали находившееся там автомашины МЧС, полиции, «Скорой помощи». Они занялись мужчиной в форме. Александра Сизова вытащили из воды сотрудники транспортной полиции.
Сотрудники ООН УМВД вернулись к первому потерпевшему. Мужчина был в сознании, говорил и двигался уверенно, но сильно обгорел. Аккуратно полицейские помогли ему влезть в катер. «Он был сильно обожжен, — говорит Дмитрий Коноплев, — и мы даже не знали, как ему помочь, но потом подхватили за локти, запястья и втащили на борт. Он сильно мерз и просил укрыть его. Связавшись по телефону с медиками, мы отправились в Ярославль. Все время пути мы говорили с ним, чтобы не дать ему потерять сознание. Он вел себя очень мужественно, адекватно оценивал происходящее. Только перед погрузкой в «Скорую помощь » мы спросили его имя. «Братишки, я Галимов», — сказал он».
Дмитрий Коноплев и Олег Смирнов служат в органах внутренних дел около 10 лет. За это время в их службе были неоднократные командировки на Северный Кавказ, выполнение непростых задач в Ярославле и других регионах страны. Полицейские не видят в своем поступке ничего необычного. «Прежде всего мы должны оказать помощь людям», — говорят они.
Съемку рассказа просят несколько программ НТВ, «Первого канала», «России», канал «Звезда», кто-то еще. Заливаю видео на файлообменник. Тем, кто в Москве, отправляю ссылку, те, кто в Ярославле, приходят за видео с флешками. Удивило, что разные программы одного канала приходят ко мне друг за другом. Пояснили, что им так проще, чем пытаться взять видео у другой программы своего же канала.
9 сентября
В Ярославле состоялись похороны погибших членов хоккейной команды «Локомотив». Прощание состоялось в «Арене». Я был там, помогал сотрудникам управления коммуникации и общественных связей правительства области работать со СМИ. Мне пришлось сопровождать журналистов, решать вопросы с полицейским оцеплением, смотреть, чтобы корреспонденты не заходили за ограждение к родным погибших.
Потом я сопровождал министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, который, будучи большим любителем хоккея, приехал в Ярославль проститься с «Локомотивом».
В церемонии прощания с погибшими игроками и работниками хоккейного клуба «Локомотив» принял участие министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев.
Рашид Гумарович прошел вместе с ярославцами по траурной ледовой площадке и возложил цветы к портретам хоккеистов и персонала команды.
«Катастрофа самолета, на котором летел «Локомотив», — трагедия для всего хоккейного мира, — сказал Р. Г. Нургалиев, — Я выражаю соболезнования родным и близким хоккеистов, работников клуба и экипажа самолета».
В тот день к «Арене» пришли не менее 100 тысяч человек. Люди часами стояли под дождем, чтобы пройти мимо гробов любимых игроков и положить цветы к их портретам. До сих пор помню море зонтов перед центральным входом комплекса. Это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни.
Все дни после авиакатастрофы в Ярославле хмурое серое небо и дождь, природа плачет вместе с людьми. До сих пор невозможно избавиться от ощущения полной нереальности происходящего. Хочется проснуться… Но, к сожалению, это не сон… Больно, непоправимо… Горечь утраты невосполнима.
В Ярославле траур.
10 сентября
В «Арену-2000» более 100 тысяч человек пришли, чтобы проститься с погибшими.
С 8:30, несмотря на проливной дождь, люди нескончаемым потоком с цветами шли к «Арене» отдать последнюю дань уважения своим любимцам и разделить скорбь с родными и близкими погибших.
В церемонии прощания приняли участие председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин, министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев, многие другие официальные лица, известные спортсмены. Церемонию прощания пришлось продлить до 14:30 и все равно не все желающие смогли попасть в «Арену-2000».
14 членов команды «Локомотив» были погребены на Леонтьевском кладбище. Те, кто не смог попрощаться с погибшими в «Арене», возложили цветы на могилы спортсменов.
Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области
В этот трагический день 10 сентября охрану общественного правопорядка в Ярославле осуществляли более 2500 сотрудников полиции. В том числе 30 специалистов-кинологов с собаками и более 500 сотрудников отрядов особого назначения.
Фото: архив пресс-службы УМВД России по Ярославской области
В обеспечении правопорядка принимал участие вертолет К-229 авиационного отряда специального назначения ГУ МВД России по г. Москве. На борту вертолета имеется современный комплекс видеонаблюдения, картинка с которого в режиме реального времени передается на землю. Экипаж в составе двух человек осуществляет мониторинг обстановки, отслеживая происходящее в городе.
Сотрудники полиции вместе со всеми ярославцами тяжело переживают случившееся и скорбят о погибших хоккеистах, персонале команды и экипаже самолета. В эти дни они старались поддержать земляков. Меры административного воздействия к болельщикам, которые на улице выражали свои чувства, не применялись.
Нарушений общественного порядка не допущено. Траурный день прошел без происшествий.
На этой грустной ноте я и закончу рассказ о сентябре 2011 года. Иногда кажется, что это было только вчера, а иногда — что с тех пор прошло очень много времени. Что-то помнится, что-то забывается. Но наших ребят из «Локомотива» мы не забудем никогда.
Самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив Ярославль» на борту разбился в нескольких километрах от Ярославля через несколько минут после взлета, едва успев подняться на высоту около 10 метров.
По словам представителей МЧС, при крушении Як-42 разломился на две части: носовая рухнула в теку Токша, а хвостовая осталась на суше. Лайнер летел в столицу Белоруссии — Минск. Самолет пропал с экранов радаров в 15.50, практически сразу после взлета.
P.S. Пост регулярно обновляется!
(13 фото + 3 видео)
Первый полет самолет Як-42Д, регистрационный номер RA-42434 совершил 1 октября 1993. Эксплуатировался компаниями: Орел-авиа (93–97г), Быково-авиа(97–2005), Аэро-рент(2005–2009) и Як-Сервис 2009 — 2011. завод-изготовитель — Саратовский Авиационный Завод (САЗ), заводской номер: 4520424305017.
1. Самолету был назначен ресурс: 15000 летных часов (использован на 42%), 7000 посадок (использован 43%). Срок летной годности — 18 лет (до 1 октября 2011 года) (100%). Соответственно, после октября самолету должны были продлевать ресурс, а значит отправлять его на ремонт. Самолет даже на половину не отлетал своего ресурса, соответственно должен был быть в хорошем техническом состоянии. Воздушное судно было допущено к полетам МВЛ (международные воздушные линии) и оборудовано всеми современными системами BRNAV, TCAS, GPWS, RVSM.
2. Два человека выжили при крушении Як-42 под Ярославлем, сообщил РИА Новости представитель управления информации МЧС РФ.
«При крушении, по уточненным данным, выжили два человека», — сказал собеседник агентства. По данным источника в силовых структурах, выжили пилот и один из хоккеистов ярославского «Локомотива». Всего на борту было 45 человек.
3. Нападающий сборной России по хоккею 26-летний Александр Галимов был доставлен в реанимацию городской больницы Ярославля с ожогами и переломами. Александр Галимов с 2004 года выступает за «Локомотив» в Суперлиге, а затем в КХЛ: серебряный призёр 2008 и 2009, бронзовый призёр 2005 и 2011.
4. За хоккейный клуб «Локомотив» играли спортсмены из Германии, Латвии, Чехии, Словакии Белоруссии и Швеции. Тренером команды выступал гражданин Канады, Брэд Маккриммон.
5. Посольства и подтверждают гибель своих хоккеистов, входивших в клуб «Локомотив». Как передает «Интерфакс», подтверждена гибель капитана сборной Словакии по хоккею Павола Демитры и трех чешских игроков — Йозефа Вашичека, Яна Марека и Карела Рахунека.
Павола Демитру называли иконой словацкого хоккея. «Его все знают, он был почти как герой… Для нас это огромная трагедия», — сказал Растислав Мойто, третий секретарь посольства Словакии.
6. Временно закрыт сайт хоккейного клуба «Локомотив»
На главной странице сайта висит надпись: «Уважаемые пользователи! Сайт временно прекращает свою работу в связи с чрезвычайным происшествием».
7. Опубликован список погибших в авиакатастрофе Як-42 под Ярославлем. По состоянию на 20.00 по московскому времени спасатели извлекли из-под обломков лайнера 36 тел. По данным Life News, в уточненном списке жертв числятся:
Соломенцев Андрей Анатольевич, командир
Живелов Игорь Константинович, 2-ой пилот
Журавлев Сергей Васильевич, бортмеханих
Сарматова Елена Александровна, бортпроводник
Максумова Надежда Мурзафаровна, бортпроводник
Шавина Елена Михайловна, бортпроводник
Матюшин Владимир Юрьевич, бортмеханик
Пассажиры
Аникеенко Виталий Сергеевич
Бахвалов Юрий Алексеевич
Беляев Александр Владимирович
Баландин Михаил Юрьевич
Васюков Александр Сергеевич
Вашичек Йозеф
Вьюхин Александр Евгеньевич
Дитрих Роберт Генрихович
Демитра Павол
Зимин Андрей Валерьевич
Калимулин Марат Натфуллович
Карповцев Александр Георгиевич
Калянин Александр Игоревич
Кирюхин Андрей Анатольевич
Клюкин Никита Сергеевич
Королев Игорь Борисович
Кривоносов Николай Иванович
Куннов Евгений Геннадьевич
Кузнецов Вячеслав Михайлович
Лив Стефан Даниэль Патрик
Марек Ян
МакКриммон Брэд Байрон
Остапчук Сергей Игоревич
Пискунов Владимир Леонидович
Рахунек Карел
Сидоров Евгений Владимирович
Скрастиньш Карлис Мартинович
Снурницын Павел Сергеевич
Собченко Даниил Евгеньевич
Ткаченко Иван Леонидович
Траханов Павел Сергеевич
Урычев Юрий Олегович
Чурилов Геннадий Станиславович
Шувалов Максим Алексеевич
Ярчук Артем Николаевич
8. Президент ФХР Владислав Третьяк выразил соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе под Ярославлем, в которой разбился Як-42 с хоккеистами ярославского «Локомотива» на борту.
9. «Мы выражаем соболезнования и семьям погибших, и клубу. В хоккейном мире России это очень сильная утрата, потому что в Ярославле играло очень много сильных хоккеистов. Будем делать всё, чтобы разобраться в причинах трагедии, и, конечно, поддержим семьи, и чтобы хоккейный Ярославль не умер», — сказал Третьяк.
В нашей памяти вы останетесь навсегда. Земля пухом ?
Был ознаменован трагедией широкого масштаба — целая хоккейная команда разбилась в авиакатастрофе. Сразу же после взлета с высоты около 5-10 метров самолет рухнул вниз, не оставив, казалось, ни малейшего шанса на выживание никому, кто находился на борту того злополучного рейса. Но случилось поистине чудо, среди 45 человек нашелся счастливчик — бортинженер Александр Сизов. Он невероятным образом смог лайнера.
Известная хоккейная команда «Локомотив» 7 сентября направилась в Минск для того чтобы отыграть матч, который в итоге так и не состоялся. Взлет происходил при обычных погодных условиях, и, казалось, ничего не предвещало беды. Вылет должен был состояться за день до этого, но его перенесли в связи с Международным политическим форумом. Самолет попытался оторваться от земли уже за границей ВПП. Как показали камеры видеонаблюдения, было заметно, что по какой-то причине лайнеру не хватало тяги, и он оказался за чертой полосы. Экипажем был предпринят отчаянный шаг, а именно попытка взлететь уже не с полосы, а с грунта. Оторвавшись от земли, самолет лишь успел подняться в воздух на небольшую высоту, но на большой скорости врезался в мачту маяка, а затем, пролетев еще немного, рухнул вниз.
Инженер по эксплуатации Александр Сизов, выживший в страшной авиакатастрофе, дал первое интервью еще в то время, когда находился на реабилитации в больнице. Журналистам он рассказывал о последних минутах перед авиакатастрофой. Он помнил все, что происходило тогда в самолете, и ему было психологически сложно вспоминать картины этой трагедии, потрясшей всю Россию.
Как рассказывал он, еще перед взлетом было понятно, что на борту возникла внештатная ситуация и что-то пошло не так. Самолет долгое время не мог взлететь с ВПП, а потом он понял, что они уже находятся за пределами полосы и взлетают с грунта. Затем самолет начал заваливаться набок, и тут пришло страшное осознание, что вот-вот они разобьются.
В тот момент, когда самолет упал на землю, Александр Сизов не был пристегнут. Он почувствовал сильный удар чем-то тяжелым в правую сторону тела. Затем Сизов почувствовал, что он находится в воде, так как при крушении одна часть самолета, а именно салон, упала в воду, а хвостовая часть находилась на берегу реки. Первые минуты после крушения словно стерлись из памяти. Потом полицейские ему рассказали, как он из огня пытался вытащить своего коллегу — отсюда и полученные им впоследствии ожоги.
В тот день он находился в пассажирском кресле на последнем правом ряду, таким образом он был в хвостовой части судна. Он не стал пристегиваться ремнями, и, быть может, это ему спасло жизнь. Во время падения лайнера Сизова вышвырнуло в запасной выход. Благодаря этому он смог вовремя выбраться из горящих обломков. Он очнулся уже в воде, которая пылала от загоревшегося керосина. О своем спасении он говорит не иначе как о чуде, ведь он как никто знает о том масштабе трагедии, из которой ему удалось выйти живым. От самолета практически ничего не осталось, после авиакатастрофы Як-42 выглядел как кусок искореженного железа. При таких повреждениях самолета, рухнувшего с высоты, выжить — это поистине дар свыше. За свою жизнь ему пришлось бороться и в больнице — поступил он туда в тяжелом состоянии, со множеством повреждений, но, как говорит он, оправиться от удара ему помогла любовь и поддержка его семьи.
По его словам, состояние воздушного судна перед вылетом соответствовало всем требуемым нормам — он лично также принимал участие в осмотре самолета. К тому он отрицает одну из версий, что вылет проводился в спешке из-за того, что на тот момент аэропорт был сильно перегружен. Как утверждает Александр Сизов, авиакатастрофа случилась не из-за неполадок в работе самолета, да и подготовка к полету была проведена в обычном режиме. Нареканий к состоянию и подготовки к полету, как он заявлял прессе, абсолютно не было, что исключает причину, заключающуюся в неисправности основных систем и механизмов. Также он отрицает одну из существовавших версий о неверном размещении багажа, что все было сделано по правилам.
Официальная версия же заключалась в человеческом факторе, а именно в непроизвольном нажатии на тормоза во время разгона воздушного судна. в стадии взлета была ниже той, которая должна быть. Данное ЧП связывают с тем, что летный экипаж не имел достаточной квалификации для управления этим судном, а также не имел необходимое количество налетов в процессе обучения и переобучения. Допуск к управлению судном, по мнению официального представителя Следственного комитета, был оформлен незаконно. На суде были оглашены расшифровки радиопереговоров, в которых была услышана фраза: «Что ты делаешь?», а также стало понятно, что та стоянка, на которой тогда должен был находиться Як-42, была занята другим воздушным судном.
Сегодня, физически оправившись от происшествия, продолжает работу по своей профессии — он так же как и прежде занят в авиации. В то время в 2011 году ему было 52 года, и он пережил свое второе рождение. Он долго приходил в себя после трагедии, а полностью психологически справиться с этим не удается и спустя время. Он не любит вспоминать тот страшный день и старается избегать об этом разговоров. По его словам, даже по прошествии нескольких лет невозможно полностью оправиться от трагедии.
Александр Сизов сейчас остался верен своей профессии, за одним исключением — теперь он не хочет подниматься в воздух. Сейчас он работает авиационным механиком в «Опытно-конструкторском бюро имени Яковлева». Он не намерен бросать свою работу, которой посвятил жизнь. Со своей супругой Светланой Константиновной и сыном Антоном он живет в Подмосковье в Жуковском и не любит впускать в свою жизнь представителей прессы. Он принципиально не общается с журналистами и не любит давать по этой теме интервью.