Фрира?йд (англ. freeride) — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Вместе с тем, фрирайдовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например возможностью схода лавин. По мнению ряда специалистов, новичкам в сноубординге и лыжах не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует уже иметь определённые навыки владения техникой катания. На протяжении последних лет ежегодно проводятся международные соревнования по фрирайду среди профессионалов и любителей.
Облегчённый фрирайд — самый простой и популярный вид внетрассового катания, суть которого заключается в подъёме на гору на подъёмнике и дальнейшем съезде по нетронутому склону вне подготовленных трасс.
Бэккантри — восхождение на горы, не оборудованные подъёмниками, с дальнейшим спуском с них по целинному снегу. Наиболее распространённый вид фрирайда, несмотря на сложность восхождения на вершину горы, для старта.
Хели-ски (хелибординг) — заброс лыжников (сноубордистов) на вершину горы с помощью вертолёта. При этом данное развлечение является дорогим, а в некоторых местах нашей планеты хели-ски запрещён.
Сноукэтскиинг (сноукэтскиинг) — заброс лыжников (сноубордистов) на вершину горы с помощью сноукэта — ратрака с пассажирской кабиной. При этом данное развлечение является менее дорогим, чем хели-ски.
Сноумотобординг — катание сноубордиста по принципу водных лыж или вейкбординга, только вместо катера используется мотоцикл или снегоход, а вместо воды — снег.
Шерегеш во многом известен, благодаря отличному фрирайду. Тему основных ошибок тех, кто только начинает покорять снежную целину, мы уже поднимали, но тогда речь в основном шла про лыжников. А сейчас настала очередь сноубордистов.
На наши вопросы ответил инструктор категории «А», профессиональный сноубордист команды «Jones Snowboards» и основатель школы фрирайда Snowface.ru , Константин Сан, в народе известный, как Джереми.
Какие основные ошибки совершают новички?
Мне кажется главная ошибка в том, чтолюди недооценивают свои физические возможности и уровень катания.
Новички зачастую бывают не готовы к горам, до поездки они катались только на пологих городских склонах. Они заезжают на крутой склон, в лес и не могут оттуда самостоятельно выбраться.
Катание вне трассы на сноуборде имеет свои особенности. Важно правильно выбирать места остановки и места старта. Лыжник, остановившись на плоском месте, может пройти его, сноубордисту же придется отстегнуться и идти по колено в снегу. Поэтому, катаясь на сноуборде нужно продумывать свои действия на несколько шагов вперед, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Это особенности снаряда.
А какие бывают ошибки при выборе снаряжения?
Обычно, начинающие приобретают снаряжение для катания на городских склонах.
Это могут быть не те доски, рассчитанные на парковое катание, а не на фрирайд, или одежда не соответствующая определённым требованиям.
Какую доску выбрать, отправляясь в горы?
Начинающим фрирайдерам подойдёт универсальный сноуборд с направленной геометрией, подходящий по весу и росту. Я думаю, этих слов будет достаточно, потому что если углубляться в модели и прогибы, то мы слишком отойдём от темы.
Для поиска информации по этой теме можно воспользоваться интернетом или написать мне!
Что еще из снаряжения нужно иметь с собой фрирайдеру, и чего часто не имеют новички?
Очень важно, отправляясь в горы, иметь специальный рюкзак с хорошей системой фиксации на спине и с возможностью крепить сноуборд. В рюкзаке обязательно нужно иметь сменные варежки, сменную маску, дополнительный утеплитель, например, пуховичок, термос с чаем и аптечку.
Хорошо также иметь небольшой ремкомплект для своего снаряжения. Это могут быть запасные ремешки для сноуборда, клипсы, болтики, которые иногда выкручиваются, отвёртка. Состав ремнабора должен зависеть от снаряжения, на котором вы катаетесь. Жалко терять спуск, или целый день катания из-за каких-то технических неисправностей.
Одежда: штаны, куртка, перчатки, шлем, маска – они имеют свои особенности. Одежда должна быть удобной, подходящей по размеру и обладать необходимыми водонепроницаемыми и дышащими свойствами, попав под мокрый снег вымокнуть можно очень быстро. Катание в горах – это серьезные физические нагрузки и желательно, чтобы влага тоже хорошо отводилась от тела, для этого пригодится правильно подобранное термобельё.
Ты согласен с тезисом, что весь фрирайд начинается на трассе?
Конечно! Причем желательно под надзором инструктора. Для начинающего сноубордиста занятия с инструктором сэкономят месяц падений. А для райдера, который хочет совершенствоваться и прогрессировать, школа фрирайда сэкономит годы самостоятельных тренировок.
Инструктор обладает необходимыми знаниями, техникой и опытом, после занятий прогресс не заставит себя долго ждать.
Если вы катаетесь по трассам, то перед выходом на склон нужно изучить карту курорта. В Шерегеше зона катания не слишком большая, а в Европе можно уехать так далеко, что светового дня не хватит, чтобы вернуться.
Нужно знать карты трасс, чтобы понимать, куда нас приведёт эта трасса. Это очень важно, чтобы в случае травмы объяснить спасателям где вы находитесь.
Нужно понимать, что съезжая с трассы, мы делаем это на свой страх и риск!
От этого и нужно отталкиваться. К внетрассовому катанию нужно быть готовым.
Можешь уточнить, каких именно технических навыков не хватает новичкам. На что им стоит обратить внимание перед выходом на целину?
Мне кажется, что начинать нужно с общей физической подготовки, потому что обычно просто не хватает сил. А что касается техники катания, то нужно обладать уверенной техникой катания на трассе, и уже потом пробовать переносить ее во фрирайд.
Если человек на подготовленном склоне катается неуверенно, то в сложных снежных условиях, вне подготовленных трасс он будет чувствовать себя и вовсе некомфортно.
Возникнут трудности при катании в мягком снегу, бугры или ледяная корка будут пугать его. Бывают случаи, когда райдер не может спуститься с того склона, на который он выехал.
Катаясь на горнолыжном курорте, мы знаем уровень сложности трасс, можем выбрать трассу по своему уровню. Когда мы выезжаем на неподготовленный склон, мы не можем на сто процентов предугадать состояние снега и сложность спуска. Часто люди сталкиваются с невозможностью спускаться в сложных снежных условиях, не хватает технической базы.
Что скажешь про соблюдение правил безопасности?
При катании вне трасс очень важно помнить про безопасность!
Самое важное – это катание в группе, потому что один в поле не воин. Если мы отправляемся на фрирайд, и происходит несчастный случай, то помочь сможет только команда.
Здесь я хотел бы сделать акцент на том, что недостаточно просто взять друзей в лес. Нужно быть уверенным в их уровне катания, и в их умении кататься в группе.
Катание в группе должно происходить по определенным правилам.
Частая ситуация: Поехали, катнем в лесок! Поехали! Выезжают, а где Вася? Давай подождем Васю! А ждать Васю уже бесполезно. Потому, что человек возможно уже травмировался, лежит в ручье, или под ёлкой, а те кто, мог бы ему помочь, уехали.
Залог безопасного катания – это умение кататься в группе.
Если говорить о лавиноопасном регионе, речь должна также идти о лавинном снаряжении. Но обзор лавинного снаряжения – это отдельная статья и здесь можно просто перечислить его.
Это лавинный датчик, лавинный зонд и лавинная лопата. В Шерегеше лавин почти нет, но как говорят опытные люди и они правы, — везде, где есть уклон и снег — может сойти лавина.
Если вы отправляетесь в лавиноопасный регион, то там без лавинного снаряжения на склон выходить нельзя.
Стоит ли фрирайдить самому или нужно с гидом?
Шерегеш недооценивают, считают его безопасной маленькой горкой.
Я думаю, стоит отметить, что в любом новом месте первое время, особенно, если мы говорим про фрирайд, необходимо кататься либо с гидом, либо в группе с инструктором. Потому что эти люди хорошо знают курорт и трассы и расскажут о регионе то, что райдер не сможет узнать самостоятельно.
Идеальный вариант – это записаться в школу фрирайда, потому что в рамках такой школы ученики не только совершенствуют свою технику, с акцентом на внетрассовое катание, но также узнают регион, и те маршруты, о которых они бы сами не узнали. Так же за время школы формируется навык безопасного катания в группе.
Фрирайд (freeride ) — это катание на сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда. Вместе с тем фрирайдовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например возможностью схода лавин, поэтому новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует уже иметь определенные навыки владения техникой катания.
Если вы освоили все уроки школы сноуборда на Slenergy, то вам вполне можно начинать покорять неподготовленные склоны. Главное — помните об осознанном управлении своим телом, о котором Илья рассказывал на
Рекомендуется начинать обучение фрирайду на горнолыжных курортах, где рядом с трассами есть неподготовленные участки. Как правило, такие участки являются безопасными с точки зрения возможности схода лавин. А также в случае чего здесь к вам смогут прийти на помощь.
Для того чтобы испытать все прелести фрирайда, вам нужно научиться становиться легким, при этом не закапывать нос сноуборда в снег и спокойно управлять доской. В этом вам помогут следующие упражнения.
Помните: там, где ваше внимание, там и ваша сила.
Поднимите руки, согнутые в локтях, на уровень выше солнечного сплетения, внимание сконцентрируйте на плечах.
Немного присядьте и поднимайте тело вверх устремлением плеч, при этом не отталкивайтесь ногами, иначе вы закопаетесь в снег.
Ни в коем случае не концентрируйте внимание на ногах: это приведет к тому, что вы закопаетесь в рыхлый снег и провалитесь под него.
Встаньте на доску, внимание распределите на плечи равномерно и смещайте корпус назад, при этом не перекидывайте внимание на заднюю ногу. Смотрите вперед.
Всегда ощущайте сноуборд под собой, а при движении вниз по склону чувствуйте его нос.
Учитывайте особенности стойки и распределения внимания, о которых вы узнали из подводящих упражнений.
Самая простая техника катания, по версии Ильи Косяченко. Нужно создавать акценты внимания с помощью незатейливых движений руками, тогда вас будет закручивать в желаемом направлении.
Начинайте движение вниз по склону, корпус сместите немного назад, руки поднимите выше солнечного сплетения, взгляд устремите вперед.
Когда вы захотите повернуть, начинайте делать крабика ладошкой. Если вы хотите повернуть на заднем канте, то внимание при помощи крабика привлекайте на заднюю руку, а если на переднем — на переднюю.
Если вам нужно прекратить поворачивать, просто перестаньте делать крабика и распределите внимание равномерно на обе руки.
Повторите такое движение сначала влево, потом вправо. Старайтесь контролировать скорость и сильно не разгоняться.
Будьте внимательны! Под снегом иногда могут быть камни, кусты и прочие препятствия.
Вместо крабиков вы можете использовать любое активное движение рукой для создания акцента и поворота.
Сначала потренируйтесь на пологом подготовленном склоне.
Для того чтобы повернуть, необходимо из оси первого поворота распределить внимание по центру (на плечи), а только потом создавать следующую ось поворота. Всегда чувствуйте, как скользит доска, взгляд направляйте вперед.
Важно! Любое резкое движение способно закопать вашу доску в снег и привести к падению. А встать и продолжить движение во фрирайде очень сложно, поэтому старайтесь избегать падений.
Если вы чувствуете, что вы закапываетесь в снег и падаете, постарайтесь вытянуть себя с помощью поднятия рук выше центра солнечного сплетения.
Сегодня вы научились правильно распределять внимание по доске и телу при движении во фрирайде и поняли, как выполнять базовые повороты в условиях катания по неподготовленному склону.
1. Во фрирайде необходимо быть легким. Для этого все ваше внимание должно быть на поднятых на уровень центра солнечного сплетения руках. Вы как бы тянете себя плечами вверх.
2. Ни в коем случае не концентрируйте внимание на ногах: это приведет к тому, что вы закопаетесь в рыхлый снег и провалитесь под него.
3. Всегда ощущайте сноуборд под собой, а при движении вниз по склону чувствуйте его нос.
4. Основная стойка во фрирайде: корпус смещен немного назад, руки подняты выше солнечного сплетения, взгляд устремлен вперед.
5. Когда вы захотите повернуть, начинайте делать крабика ладошкой. Если вы хотите повернуть на заднем канте, то внимание при помощи крабика привлекайте на заднюю руку, а если на переднем — на переднюю.
6. Если вам нужно прекратить поворачивать, просто перестаньте делать крабика и распределите внимание равномерно на обе руки.
7. Если вы чувствуете, что вы закапываетесь в снег и падаете, постарайтесь вытянуть себя с помощью поднятия рук выше центра солнечного сплетения.
А на следующем, финальном уроке сезона Илья Косяченко расскажет, как маневрировать среди деревьев на большой скорости во фрирайде. До встречи!
В видео использована музыка: Kygo & Selena Gomez–»It Ain»t Me».
Роупджампинг (от англ. ropejumping, дословно «верёвочные прыжки») — это прыжки на альпинистских веревках с различных высоких объектов (скал, многоэтажных домов, кранов, мостов, труб, различных вышек). На территории РФ юридический статус не определён. На территории Бразилии, Латвии, Турции и Украины имеет статус легального аттракциона.
Подробнее: Роуп-джампинг
Мотоциклетный туризм (англ. motorcycle tourism, нем. motorrad-tourismus, франц. tourisme de moto) это — один из видов туризма, в котором мотоцикл служит средством передвижения. Понятие «мотоциклетный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.
Лыжный туризм — вид спортивного туризма в России и СНГ, являющегося видом спорта. Лыжный туризм является видом туризма на средствах передвижения — на лыжах. Для преодоления естественных препятствий используются туристские лыжи.
Фрира́йд (от англ. free ride — свободная езда) — стиль катания на велосипеде (а также дисциплина велоспорта), подразумевающая под собой езду на велосипеде по сложным, иногда искусственно сооружённым трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия. Успешное передвижение по таким трассам требует специальной технической подготовки и особым образом приспособленных велосипедов (как правило, используются горные велосипеды с прочной рамой, передней и задней подвесками большого хода…
Спелеотури́зм — посещение пещер со спортивной или познавательной целью. Разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и др.). Открытие новых спелеотуристических маршрутов сопряжено с исследованием пещер — спелеологией.
Скиборды (англ. skiboards) — короткие лыжи от 75 см до 110 см, используемые в скибординге для скоростного спуска с заснеженных склонов и гор.
Лыжные палки — спортивный инвентарь, используемый лыжниками, альпинистами, туристами для поддержки равновесия, ускорения движения при передвижении на лыжах.
Го́рный тури́зм — вид туризма, заключающийся в передвижении группы людей с помощью мускульной силы по определённому маршруту, проложенному в горной местности в условиях высокогорья.
Каньонинг (англ. Canyoning или Canyoneering) — преодоление каньонов без помощи плавающих средств (лодки, плоты, каное, байдарки и др.) с использованием различной техники преодоления сложного водно-скального рельефа: скалолазание, спуск по веревке, прыжки в воду, плавание.
Фриборд (англ. freebord) представляет собой доску для катания по асфальту, имеющую шесть колёс. Четыре колеса конструкции расположены стандартно, как на скейтборде, но с более широкой подвеской. Ещё два колеса находятся в центре доски. Эти дополнительные колеса смонтированы чуть ниже, чем основные колеса, и могут свободно вращаться вокруг вертикальной оси. За счёт этой модификации фриборд имеет возможность кантоваться как сноуборд и производить вращение на 360° и более, без отрыва доски от земли…
Лави́на (нем. Lawine, от позднелатинского labina — оползень) — значительный объём снежной массы, падающей или соскальзывающей с крутых горных склонов со скоростью около 20-30 м/с. Сход лавины нередко сопровождается побочным эффектом в виде воздушной предлавинной волны, которая производит наибольшие разрушения.
Трек вокруг Аннапурны (англ. Annapurna Circuit Trek, также известен как «Кольцо Аннапурны») — многодневный пеший туристский маршрут в Непале. Маршрут проходит в Гималаях по тропам, соединяющим населённые пункты в окрестностях горного массива Аннапурна. Протяжённость пути, в зависимости от выбора начальной и конечной точек, составляет от 140 до 220 км, продолжительность похода — от 10 до 20 дней, наибольшая достигаемая высота — 5416 метров над уровнем моря (перевал Торонг-Ла).
Склон, который имитирует характерные свойства с использованием материалов, которые стабильны при комнатной температуре, что дает возможность людям кататься на лыжах, а также сноуборде или тюбинге в местах, где естественные заснеженные склоны неудобны или недоступны. Канатный парк или Тайпарк (от англ. tie — узел, связь, веревка) — комплекс аттракционов, расположенных на высоте более двух метров. Каждый, вошедший в тайпарк, имеет возможность почувствовать себя альпинистом, скалолазом или просто ловким человеком. Аттракционы связаны в единую логическую цепь с общими условиями прохождения и делятся на три группы…