ЧМ по велоспорту на шоссе-2018: долгожданный Вальверде и абсолютный Ремко
Чемпионат мира по велоспорту на шоссе в Австрии завершился победой испанского велогонщика Алехандро Вальверде в групповой гонке, по итогам которой он завоевал радужную майку и золото турнира. Чемпионат мира прошел в Инсбруке с 22 по 30 сентября. В гонках «элиты» были разыграны шесть комплектов наград — в командных, групповых, индивидуальных гонках в соревнованиях женщин и мужчин. Сборная России осталась без медалей, лучший результат среди россиян показала победительница первенства Европы Айгуль Гареева, которая стала 7-й в индивидуальной юниорской гонке. «Але Вале!» Самое рейтинговое событие турнира — мужская групповая гонка. На этот раз среди фаворитов были «горняки», а сам маршрут был признан одним из самых сложных в истории. Было ясно, что словак Петер Саган, победивший на трех предыдущих чемпионатах мира, вряд ли сумеет добраться до финиша в группе фаворитов. Так и случилось — в этот раз он остался вне борьбы за радужную майку, хотя накануне выпустил специальный видеоролик с лейтмотивом «Посмотрите мне в глаза, вы видите во мне четырехкратного чемпиона мира?» Возможно, Саган им станет, но в Инсбруке была гонка другой специализации. Изначально многие эксперты видели «горняков» среди фаворитов — в частности, победителя «Вуэльты» британца Саймона Йейтса, француза Жюлиана Алафилиппа, итальянца Винченцо Нибали. «Вальверде, конечно», — сказал спортивный директор Katusha Alpecin Жозе Азеведу и пошутил про то, что испанец всегда в призерах. К воскресенью в карьере Вальверде была 121 победа в профессионалах и шесть подиумов на чемпионатах мира в групповой гонке. Просто медаль его бы не устроила. В воскресенье все складывалось по самому логичному сценарию. После жесткого отбора маршрутом групповой гонки Инсбрука на финиш приехало меньше половины пелотона, а раньше всех — маленькая группа лидеров, состоявшая из призеров Иннсбрука-2018, к которым в последний момент добавился голландец Том Дюмулен. © AFP 2018/ Christof STACHEАлехандро Вальверде В этом квартете был и Вальверде, который в свои 38 лет не мог себе позволить проиграть борьбу за радужную майку. «Неизбежное случилось», — сказал он после финиша. Вторым стал француз Ромен Барде, третьим финишировал канадец Майкл Вудс. Вальверде (38 лет 158 дня) теперь второй в рейтинге возрастных победителей чемпионата мира — в этом он уступает только голландцу Йопу Зутемелку, выигравшему свой титул в 38 лет 272 дня. Сборная России стартовала с двумя со-капитанами — Ильнуром Закариным и Сергеем Чернецким, при этом упавший на «Вуэльте» Закарин по ходу гонки работал на Чернецкого. «Гонка была на выбывание, все время ехали быстро, народ отставал, в последнюю гору разобрались. По гонке тактика была такая, что меня оставили, чтобы помочь Чернецкому», — рассказал Закарин. «Мы с Ильнуром были как со-капитаны, но больше он стартовал, чтобы мне помогать. Вся команда сегодня на меня работала, все в меня верили — Ильнур и Паша Кочетков были со мной до последней горы. Эта гонка была тяжелее, чем тот маршрут, что был на Олимпиаде в Рио, особенно тот самый подъем. Сделал все что мог, отработал максимально. Не могу сказать, что сделали тактически что-то не так, все прошло логично, но там уже в конце разбирались, у кого как нога шла», — отметил Чернецкий. Супер-Ремко В индивидуальной гонке с раздельным стартом у мужчин победил австралиец Роан Деннис, который привез больше минуты теперь уже бывшему чемпиону мира в «разделке» Дюмулену. Но уверенная победа Денниса отошла на задний план, когда в групповой гонке стартовали юниоры. Бельгиец Ремко Эвенепул, недавний футболист и будущий, как считают многие, «Эдди Меркс», в своем первом старте в Инсбруке выиграл «разделку», а потом победил и в групповой гонке. Мало кто сомневался, что ему удастся завоевать второе золото, но тут важно, как именно он это сделал. Эвенепул упал в начале гонки, отыграл двухминутное отставание и потом ушел в сольный отрыв. Его преимущество было настолько уверенным, что он перешагнул финишную черту с велосипедом в руках. «Ремко уже надоел. Он просто издевается над всеми. Неинтересно, что он все выигрывает. Все знали, что он победит сегодня, и он выиграл. С ним нереально бороться. Пускай уже едет с «андерами», я не знаю», — сказал обладатель юниорского рекорда мира на треке россиянин Лев Гонов, который был лучшим в команде и в «разделке» (14-й), и в групповой гонке (35-й). Впрочем, у Эвенепула уже есть контракт с командой Мирового тура Quick-Step Floors, так что в следующем году его ждет борьба с соперниками выше уровня андеровских гонок. Что же до «андеров», в их групповой гонке лидером сборной России был Александр Власов, в этом сезоне победивший на молодежной «Джиро д»Италия». В Инсбруке на финиш он приехал 15-м. «Сначала держались все вместе, в середине группы спокойненько, потом ребята вывезли меня вперед, начали гору впереди, пару кругов проехали ровно, а потом уже пошли атаки. Старался держаться впереди, но на последнем круге немного отстал. Сделал все что мог, но мы так и зависли вчетвером за группой лидеров. Трасса, конечно, тяжелая. Приехали сюда все сильнейшие, и я выдал максимум из того, что мог на данный момент времени. Подустал, считаю, к концу сезона, и всех возможностей здесь не показал», — рассказал Власов. Оранжевое — новое золотое Если в юнииорах доминировал Эвенепул, то в женских гонках равных не было голландкам. Индивидуальную гонку выиграла Аннемик ван Влётен, а групповую гонку с большим преимуществом в очень уверенном соло — Анна ван дер Брегген. У россиянок лучший результат в групповой гонке показала Анастасия Яковенко (15-я). «Яковенко и Мария Новолодская боролись с самыми топовыми спортсменками, которые едут свой далеко не первый чемпионат мира и вообще ездят и проехали куда больше гонок, чем наши спортсменки. Наши гонщицы с гораздо меньшим опытом, но боролись достойно, к тому же они младше, у нас есть запас и есть за счет чего прибавить», — рассказал главный тренер сборной России Иракли Абрамян. Новолодская в индивидуальной гонке упала и осталась вне борьбы за медали. «Это, конечно, обидно и очень неприятно, потому что хотелось бы посмотреть ее уровень на фоне сильнейших топовых спортсменок. Маша ехала на то, на что была способна в принципе. Понятно, что после падения ей было тяжело набрать нужную скорость и ритм. Спортсменка она перспективная, молодая и мы понимали, что ей сложно было бы и без падения бороться с сильнейшими за место в топ-10», — отметил он. Перед юношеской Олимпиадой «Мы надеялись, что вернемся с медалью с чемпионата мира, прежде всего в отношении юниорок и наших «андеров», — рассказал Абрамян, подводя итоги турнира. — Юниорки должны были показать результат, должны были бороться за победу, и мы будем работать над ошибками, чтобы они не повторились в будущем. У нас одна из сильнейших команд в мире в юниорском женском велоспорте. Нашу ведущую спортсменку Айгуль Гарееву будем вести до уровня чемпионки мира и чемпионки Олимпийских игр». Сама Гареева призналась, что совершила несколько ошибок в «разделке», где стала 7-й. «С каской были проблемы, повороты «резала» не так, как надо… В групповой гонке (8-я) старалась «дергать» соперниц в тех местах, где особенно тяжело всем бы было ответить. Это первый год для меня на чемпионате мира, буду работать над своими ошибками, чтобы в следующем году быть выше», — подчеркнула она. Уже в понедельник Гареева в качестве лидера сборной России отправится на юношеские Олимпийские игры в Буэнос-Айрес. «Буду стараться проявить себя там. Так далеко от дома я еще не выступала», — призналась спортсменка. Особенный чемпионат На этом чемпионате мира в последний раз были разыграны медали в женской и мужской командных гонках, в которых соревнования проводились не на уровне национальных сборных, а среди профессиональных команд. У мужчин победила бельгийская Quick-Step Floors, в составе которой голландец Ники Терпстра стал первым и, возможно, единственным 4-кратным чемпионом мира в истории в этой дисциплине. В соревнованиях женских команд победила немецкая Canyon/Sram Racing, российская Cogeas-Mettler стала 11-й. Со следующего сезона этот вид программы на чемпионате мира заменит микст-эстафета, и медали будут разыгрываться среди сборных. В рамках смешанной эстафеты мужчины и женщины проедут командную гонку. Впервые это случится в британском Йоркшире, где и пройдет чемпионат мира по велоспорту на шоссе-2019.
Сборная Голландии по велоспорту на шоссе выиграла австрийский чемпионат мира в общекомандном зачёте; бельгийцы – лучшие на первенстве мира
Сегодня, 30 сентября, в Инсбруке (Австрия) завершились чемпионат и первенство мира по велоспорту на шоссе. В рамках чемпионата мира разыграны шесть комплектов наград. Первенствовали голландцы (2 золота, 3 серебра, 2 бронзы), вторые — австралийцы и немцы (по 1-1-0), четвертые — бельгийцы (1-0-1), пятые — испанцы (1-0-0), шестые — французы (0-1-0). В олимпийских дисциплинах лучшие — голландцы (2-2-1), вторые — австралийцы (1-1-0), третьи — испанцы (1-0-0). Лучший результат россиян — 11-е место в женской командной «разделке» Cogeas-Mettler и 15-я позиция Анастасии Яковенко в групповой гонке. По итогам первенства мира среди «андеров» и юниоров (6 комплектов наград) первые — бельгийцы (2-2-0), вторые — датчане (1-0-1), третьи — швейцарцы, голландцы и австрийцы (по 1-0-0).
Мужчины. Индивидуальная гонка с раздельным стартом. Раттенберг — Инсбрук. 52,1 км
1. Роан Деннис (Австралия) — 1:03.02,57
2. Том Дюмулен (Голландия) — отставание 1.21,09
3. Виктор Кампенертс (Бельгия) — +1.21,62..
33. Павел Сиваков — +5.49,99..
42. Антон Воробьёв (оба — Россия) — +6.34,19.
Командная гонка с раздельным стартом. Эцталь — Инсбрук. 62,4 км
1. Quick-Step Floors (Бельгия) — 1:07.25,94
2. Sunweb (Германия) — отставание 18,46
3. ВМС (США) — +19,55.
Групповая гонка. Кюфштайн — Инсбрук. 258 км
2. Роман Барде (Франция)
…
25. Сергей Чернецкий — отставание 2.00
…
47. Павел Сиваков — +6.00
…
51. Павел Кочетков (все — Россия) — +8.08.
До 23 лет. Индивидуальная гонка с раздельным стартом. Инсбрук. 27,7 км
1. Миккель Бьерг (Дания) — 32.31,05
2. Брент ван Мер (Бельгия) — отставание 33,47
3. Матиас Йоргенсен (Дания) — +38,30
…
32. Николай Черкасов — +1.42,91
…
51. Петр Рикунов (оба — Россия) — +3.12,72.
Групповая гонка. Кюфштайн — Инсбрук. 179,5 км
1. Марк Хирши (Швейцария) — 4:24.05
2. Бьорг Ламбрехт (Бельгия) — отставание 0.15
3. Якко Ханнинен (Финляндия) — то же отставание
…
15. Александр Власов — +1.07
…
35. Николай Черкасов — +5.41
…
75. Степан Курьянов — +19.25. Денис Некрасов (все — Россия) не финишировал. Юниоры. Индивидуальная гонка с раздельным стартом. Ваттенс — Инсбрук. 27,7 км
1. Ремко Эвенепель (Бельгия) — 33.15,24
2. Лукас Плапп (Австралия) — отставание 1.23,66
3. Андреа Пикколо (Италия) — +1.37,62
…
11. Лев Гонов — +2.33,11
…
47. Яков Гусев (оба — Россия) — +4.52,94.
Групповая гонка. Кюфштайн — Инсбрук. 131,8 км
1. Ремко Эвенепель (Бельгия) — 3:03.49
2. Мариус Майрхофер (Германия) — отставание 1.25
3. Алессандро Фанчеллу (Италия) — +1.38
…
35. Лев Гонов — +13.21
…
59. Антон Втюрин — +18.54. Максим Кулаков, Яков Гусев, Сергей Зацепин (все — Россия) не финишировали.
Женщины. Индивидуальная гонка с раздельным стартом. Ваттенс — Инсбрук. 27,7 км
1. Аннемик ван Флейтен — 34.25,36
2. Анна ван дер Брегген — отставание 28,99
3. Эллен ван Дийк (все — Голландия) — +1.25,19
…
32. Анастасия Яковенко — +4.10,34
…
42. Мария Новолодская (обе — Россия) — +5.25,92.
Командная гонка с раздельным стартом. 54,1 км
1. Canyon Sram Racing (Германия) — 1:01.46,60
2. Boels Dolmans Cyclingsteam — отставание 21,90
3. Sunweb (обе команды — Голландия) — +28,67
…
11. Cogeas-Mettler (Россия — Евгения Аугустинас, Гульназ Бадыкова, Карина Касенова, Мария Новолодская, Елизавета Ошуркова, Ольга Забелинская, Едвига Питель, Антри Христофору) — +3.56,69. Групповая гонка. Кюфштайн — Инсбрук. 155,6 км
1. Анна ван дер Брегген (Голландия) — 4:11.04
2. Аманда Спратт (Австралия) — отставание 3.42
3. Татьяна Гудерцо (Италия) — +5.26
…
15. Анастасия Яковенко — +7.17
…
55. Мария Новолодская — +13.10
…
70. Диана Климова — +18.04. Анна Потокина, Ксения Добрынина (все — Россия) не финишировали. Юниорки. Индивидуальная гонка с раздельным стартом. Ваттенс — Инсбрук. 19,8 км
1. Розмарин Аммерлаан (Голландия) — 27:02.95
2. Камилла Алессио (Италия) — +6,8
3. Элинор Бакстедт (Великобритания) — +17,94
…
7. Айгуль Гареева (Россия) — +24,66.
Групповая гонка. Раттенберг — Инсбрук. 70,8 км
1. Лаура Штиггер (Австрия) — 1:56.26
2. Мари ле Нет (Франция)
3. Симона Бойлар (Канада) — то же время
…
8. Айгуль Гареева — отставание 0.56
…
13. Юлия Галимуллина — +1.52
…
15. Анна Байдак — то же отставание
…
24. Алена Рыцева — +4.14
…
42. Марина Уварова (все — Россия) — +4.59.
Чернецкий: групповая гонка на ЧМ была сложнее, чем на Олимпиаде в Рио
Российский велогонщик Сергей Чернецкий заявил, что групповая гонка на чемпионате мира была сложнее по маршруту, чем на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Чернецкий по ходу гонки был лидером сборной России и финишировал на 25-м месте. «Мы с Ильнуром (Закариным) были как со-капитаны, но больше он стартовал, чтобы мне помогать. Вся команда сегодня на меня работала, все в меня верили — Ильнур и Паша Кочетков были со мной до последней горы. Эта гонка была тяжелее, чем тот маршрут, что был на Олимпиаде в Рио, особенно тот самый подъем», — сказал Чернецкий по телефону РИА Новости. «Сделал все что мог, отработал максимально. Не могу сказать, что сделали тактически что-то не так, все прошло логично, но там уже в конце разбирались, у кого как нога шла. Вальверде заслужил титул чемпиона мира», — добавил он.
Абрамян: надеялись на медали ЧМ по велоспорту на шоссе у юниорок и «андеров»
Главный тренер сборной России по велоспорту на шоссе Иракли Абрамян заявил, что медальные надежды на чемпионате мира в австрийском Инсбруке возлагались прежде всего на юниорскую женскую команду и молодежную мужскую команду в возрастной категории до 23 лет, но в итоги россияне остались без наград. Лучшим результатом сборной России стало 7-е место Айгуль Гареевой в индивидуальной юниорской гонке с раздельным стартом. «Надеялись, что вернемся с медалью с чемпионата мира, прежде всего в отношении юниорок и наших «андеров», — сказал Абрамян по телефону РИА Новости. «Юниорки должны были показать результат, должны были бороться за победу, и мы будем работать над ошибками, чтобы они не повторились в будущем. У нас одна из сильнейших команд в мире в юниорском женском велоспорте. Нашу ведущую спортсменку Айгуль Гарееву будем вести до уровня чемпионки мира и чемпионки Олимпийских игр. В мужских юниорских гонках нам было бы сложно бороться за медаль, уровень этой команды поднялся, но пока недостаточно, чтобы бороться с сильнейшими. У нас есть юноши, которые могут пополнить юниорскую команду и усилить ее к следующему сезону», — добавил он. Также Абрамян отметил, что медальные надежды в частности возлагались на Александра Власова, который выиграл молодежную «Джиро д»Италия» в этом сезоне. «Он должен был выйти на второй пик формы к чемпионату мира, к тому же «Тур де л»Авенир» он закончил четвертым, там было совсем маленькое отставание от подиума. В плане подводки к чемпионату мира мы где-то недоработали, учтем ошибки, чтобы впредь их не повторить», — подчеркнул тренер. «Все знают, что лидер нашей женской команды Ольга Забелинская решила сменить спортивное гражданство, но я хотел бы отметить Анастасию Яковенко (15-я в групповой гонке) и Марию Новолодскую, которые боролись с самыми топовыми спортсменками, которые едут далеко свой не первый чемпионат мира и вообще ездят и проехали куда больше гонок, чем наши спортсменки. Наши гонщицы с гораздо меньшим опытом, но боролись достойно, к тому же они младше, у нас есть запас и есть за счет чего прибавить», — резюмировал он.
Вальверде впервые выиграл групповую гонку на ЧМ после шести подиумов
Испанский велогонщик Алехандро Вальверде впервые в карьере выиграл групповую гонку на чемпионате мира по велоспорту на шоссе. В воскресенье 38-летний Вальверде финишировал первым в спринте из группы лидеров после 258 километров горного маршрута гонки в австрийском Инсбруке. Вторым финишировал француз Ромен Барде, третьим стал канадец Майкл Вудс. Ранее Вальверде, на счету которого победы на монументальной «классике» «Льеж — Бастонь — Льеж», шесть раз поднимался на подиум чемпионата мира в этом виде программы. В 2003 и 2005 годах он был вторым, в 2006, 2012, 2013, 2014 годах — третьим. Лучшим из российских велогонщиков стал Сергей Чернецкий, занявший 25-е место.
Испанец Вальверде – чемпион мира в групповой гонке; Сергей Чернецкий – 25-й
Сегодня, 30 сентября, в Инсбруке (Австрия) завершились чемпионат и первенство мира по велоспорту на шоссе. В групповой гонке на 258 км чемпионом мира стал испанец Алехандро Вальверде, опередив француза Романа Барде и канадца Майкла Вудса. Лучший из россиян Сергей Чернецкий финишировал 25-м с отставанием от Вальверде в две минуты.
Мужчины. Групповая гонка. Кюфштайн — Инсбрук. 258 км
1. Алехандро Вальверде (Испания) — 6:46.41
2. Роман Барде (Франция)
3. Майкл Вудс (Канада) — то же время
…
25. Сергей Чернецкий — отставание 2.00…
Главные новости велоспорта в России и мире сегодня, 30 сентября: Кто все эти люди? Гид по категориям поклонников велоспорта
Такой вопрос задают многие, когда видят на велогонках болельщиков, которые выбираются в чужую страну, чтобы увидеть на секунду проезжающий мимо пелотон. Корреспондент РИА Новости Вероника Гибадиева рассказывает про основные категории чудо-фанатов, которыми знаменит велоспорт.
Утром 2012 года впопыхах собиралась на гонку чемпионата мира, как вдруг в дверь постучали. Звучит зловеще, да и выглядело это тоже… демонически. Когда открыла дверь, на меня смотрела парочка ««дьяволов».
Мы тут застряли! В сторону Мастрихта поезда не ходят, — говорит «сатана» норвежской раскраски. — Телефоны не ловят. На гонку же надо!
Тут граница Бельгии и Нидерландов, постоянно сбои. За шлагбаумом уже есть нормальная связь.
Помогите с такси, а? Вы же телефон знаете.
Вообще, я из России, телефон не знаю, но сейчас что-нибудь придумаем.
За спиной у «дьяволов» уже столпились испанцы. Сказать толком ничего не могут, но у одного из них был флаг с фамилией Фрейре (испанского велогонщика)… Сердце дрогнуло, и все вместе под этим самым флагом (Оскар!) потащились в соседний дом за помощью. Без лишних вопросов спешившие на гонку хозяева помогли вызвать два микроавтобуса, куда загрузились наши спасители, «дьяволы» разной национальности, те самые испанцы и итальянский дедушка, усевшийся на ящик пива. Собственно вместе с этим ящиком норвежцы позже втащили его на Кауберг.
Кто все эти люди? Этот текст и призван ответить на вопрос — кто они, люди, которые готовы стоять на трассе весь день, чтобы увидеть, как за несколько секунд мимо них пролетает пелотон. Начнем с самой многочисленной категории велофанатов.
Фан-группы
«Я — Дюмолист» — надпись на майках очень высоких парней, которые идут на финиш общей группой. В руках оранжевый флаг и рулон розовой туалетной бумаги (прости, Том). Да, это болельщики Дюмулена. У него есть свой фан-клуб, как у всех звезд велоспорта, да и не только звезд.
Преданные фанаты выпускают футболки со специальными принтами, запускают акции в соцсетях или чудят в «реале», надевая на ростовую куклу Альберто Контадора футболку «Пурито».
Все они — на старте, потом — на финише, кто-то — на промежуточной отметке, кто-то — рядом с точкой питания. Дружелюбны, организованны и, как правило, ведут себя прилично. Они уж точно не снимают спринт с селфи-палок, а просто ждут своих кумиров у автобуса, чтобы получить очередной автограф или сфотографироваться.
© REUTERS/ Jean-Paul PelissierБолельщики приветствуют пелотон на участке семнадцатого этапа «Тур де Франс» между городами Сен-Годан и Сен-Лари
Семейный подряд
На Играх в Рио-де-Жанейро организаторы в спешке рисовали олимпийские кольца у финишной черты, а вот семьи и друзья голландских гонщиц подготовились гораздо лучше. Пришли заранее, развесили флаги, баннеры, написали кто и за кого. Они очень ждали ван Влейтен на финише, но Аннемик получила повреждение позвоночника в той по-настоящему жесткой гонке. В общем, «оранжевая» грусть и печаль, но уже на следующий год ей удалось выиграть золото чемпионата мира. Кадры, как ван Влейтен бежит на финиш к маме, обошли весь мир — съемочные группы, как водится, знали, где ждут чемпионку и где сегодня самые главные эмоции.
Люди места
Культовые точки, где собираются все тусовщики, хорошо известны велоболельщикам. Весной это, прежде всего, Аренберг — страшный лес с дорогой из брусчатки. Вы наверняка видели эти кадры, которые просятся на гравюру. Еще практически голые деревья, толпы людей с бельгийскими флагами, портретами Тома Боонена, Филиппа Жильбера, Петера Сагана, Эдди Меркса, конечно. Это царство картошки с майонезом, пива, курток потеплее, жесткой булыги. Да, это весенний филиал «ада», к счастью, в последние годы довольно теплого, ведь дождя и тяжелой погоды на легендарной «Париж — Рубэ» не было уже много лет.
Летом, если организаторы «Тур де Франс» захотят, точкой притяжения будет Альп д»Юэз — знаменитый «голландский угол», где всё оранжевое, где костюмы смурфиков, всё та же картошка с майонезом, но уже погода теплее, праздник повыше и на новый лад. Там, под шумок, всегда можно помочь гонщику добраться до финиша, подав ему стакан пива. Забавные люди, забравшиеся так высоко, даже знают, кому это пиво подавать. Адам Хансен, например, беспроигрышный вариант. Почти всегда ездит Гранд-туры и от пива точно не откажется.
© AFP 2018/ LIONEL BONAVENTUREСпортсмены во время велогонки «Париж — Рубэ»
Весь регион
На «голландскую часть» Альп д»Юэз первыми стремятся въехать именно «оранжевые». Это вообще традиция — приветствовать своих болельщиков, свой регион, свой город, а если маршрут позволит, возможно, удастся даже проехать соло мимо собственного дома. Поэтому, когда ты на Гранд-туре, на «Джиро», например, то точно знаешь, в чьем регионе находишься. Баннеры, флаги, фамилии на дороге — все это в честь местных героев. Ну и конечно, на финиш приходят местные фан-клубы, семьи и друзья не только гонщиков, но и персонала.
Суперфаны
Отдельная категория. Всем известен «красный дьявол», который сопровождает самые важные гонки сезона. Но у каждой команды и у многих гонщиков свой суперфан. У российского велоспорта — это Слава Осипов, ездит на основные гонки, размахивает российским флагом, сам гоняет на вело и даже надевает ушанку в главный цвет Гранд-тура.
Самые-самые
Ну и самая главная категория болельщиков — люди, которые просто приехали посмотреть, как оно будет. Они выбираются на трассу очень заранее, паркуются у дороги, дальше — барбекю. Рядом дети в цветах любимой команды или нынешней команды любимого гонщика. Глядишь — повезет, и он подарит бочок или кепку. На самом деле, это случается гораздо чаще, чем попадает в кадр.
Это они — те самые таинственные люди, которые весь день ждут секундной встречи с пелотоном. На самом деле, всё просто: они не могут без этого жить. Они часть этой культуры, и эта культура — неотъемлемая часть их жизни. Их кумиры всегда рядом с ними. Поэтому, если приедете на гонку, не удивляйтесь, если мимо вас совершенно спокойно пройдет Эдди Меркс или проедет Марио Чиполлини.
Велоспорт, несмотря на все его проблемы в прошлом, продолжает собирать огромную аудиторию, которая бьет рекорды по количеству болельщиков на самих гонках и у экранов телевизоров. При этом велоспорт по-прежнему остается самым открытым из всех спортивных миров с множеством интересных персонажей, невероятных приключений, красивых вершин и исключительной публикой, частью которой может стать каждый. Кстати, даже самый знаменитый гонщик.
© REUTERS/ Christian HartmannБолельщик преследует велогонщика «Tinkoff-Saxo» Рафала Майку во время четырнадцатого этапа «Тур де Франс»
Как однажды сказал Денис Меньшов: «Никогда прежде не ездил на гонки болельщиком, но, возможно, настанет день, и я приеду куда-нибудь в Пиренеи, сяду рядом с трассой и выпью пива».
Да и вы, если однажды окажетесь рядом с большой гонкой, не упускайте возможность познакомиться с новой для себя культурой и поболеть за российских гонщиков, конечно. Хотя, велоспорт — дело такое, интернациональное. Может быть, в вас проснется «дюмолист» или вы станете следующим «дьяволом», десятилетиями преследующим пелотон. В общем, ни в чем себя не ограничивайте.
Чемпионат мира по велоспорту 2018:
Командная гонка с раздельным стартом
UCI WC Innsbruck 2018: обзор маршрута гонки и основных претендентов на победу
Сегодня в Инсбруке начнется 91-ый по счету чемпионат мира по шоссейному велоспорту. Австрия принимает чемпионат мира в третий раз, но в Инсбруке он пройдет впервые. В ближайшие восемь дней участники соревнований разыграют 12 комплектов медалей. Соревнования откроются двумя командными гонка на время, за победу в которых поборются сильнейшие мужские и женские профессиональные коллективы.
История
В свое время командные гонки на чемпионатах мира проводились регулярно. Правда изначально это были соревнования любительских национальных сборных, а вовсе не профессиональных команд. В составе сборной на старт выходило по четыре гонщика, как на командной гонке преследования на треке. Мужская командная «разделка» на чемпионате мира впервые была проведена в 1962-м, а женская только в 1987-м году. Советская сборная всегда успешно выступала в этом виде, завоевав за пару десятилетий большое количество медалей разного достоинства. В 1995-м любительская командная «разделка» была исключена из программы чемпионатов мира. Видимо в связи с не самой большой ее популярностью, да и гонщики из Восточной Европы на тот момент уже давно получили возможность переходить в профессионалы.
Командных гонок на время на чемпионатах мира не было более 15 лет, пока в 2012-м в UCI не приняли решение вернуть этот вид в программу соревнований. Формат «разделки» изменили, чтобы привлечь к нему больше внимания. Теперь в каждой команде стартовало по шесть велосипедистов, причем это были уже не национальные сборные, а элитные профессиональные коллективы. Гонщики каждой команды могли представлять самые разные страны, от какой-то национальной привязки полностью отказались.
Сначала этот вид зашел на ура. В период с 2012-го по 2015-ый годы в нем принимали участие все элитные коллективы, а по итогам гонки начислялись очки в общий зачет мирового тура. Однако уже в 2016-м году на чемпионате мира в Катаре на старт вышли всего 10 команд мирового тура, в 2017-м их было немногим больше – 11. Результаты гонки больше не шли в зачет мирового тура, а команды были не готовы полностью брать на себя расходы на перевозку необходимого оборудования в Катар или в какие-то другие отдаленные страны. Команды, которые не имели шансов бороться за медали, начали игнорировать «разделку», компромисса с UCI найти так и не удалось. В итоге было принято решение, что в этом году в Инсбруке командные гонки профессиональных коллективов пройдут в последний раз.
Quick-Step Floors за шесть последних лет добилась в «разделках» наиболее весомых результатов. Трижды бельгийская дружина завоевывала золото (в 2012-м, 2013-м и 2016-м годах) и еще по разу серебро и бронзу. Дважды чемпионами в этом виде становилась американская BMC Racing Team (2014-2015-ый годы), есть в ее активе и три серебра. В прошлом году BMC Racing Team и Quick-Step Floors неожиданно остановила Team Sunweb, до этого ни разу не поднимавшаяся даже на призовой пьедестал.
OmegaPharma – Quick-Step в 2013-м году
В женской части соревнований четыре года подряд не было равных команде
Canyon SRAM Racing, правда в годы своего триумфа (2012-2015-е годы) она имела других титульных спонсоров и другое название. Гегемонию немецкой команды в 2016-м году прервала нидерландская Boels – Dolmans Team. В прошлом сезоне в норвежском Бергене женская Team Sunweb преподнесла сюрприз и сумела одолеть Boels – Dolmans. Team Sunweb буквально за несколько часов завоевала два золота – сначала женское, а потом мужское.
Velocio – SRAM в Ричмонде. 2015-ый год
Тони Мартин, Ники Терпстра и Петер Велиц – три единственных гонщика, которые становились чемпионами мира в мужской командной гонке три раза. У Мартина и Терпстры медалей разного достоинства аж по пять, у Велица все три золотые, но он единственный, кто становился чемпионом в составе двух разных команд, сначала с Quick-Step (в 2012-2013-м годах), потом с BMC Racing Team (2014-ый год).
У девушек по пять медалей в сумме и по четыре золотых у Эвелин Стивенс, Трикси Воррак и Эллен ван Дейк. Голландка ван Дейк – единственная гонщица, которая становилась сильнейшей с тремя разными командами, сначала с Team Specialized-lululemon, потом с Boels – Dolmans Team, а в прошлом году с Team Sunweb.
Маршрут
Организаторы чемпионата мира приготовили рекордную по общей протяженности командную «разделку», как для мужчин, так и для женщин. Рекордную по современным стандартам, если вести отчет с 2012-го года
Мужская гонка
Общая протяженность мужской дистанции составить 62,8 километра. Начнется гонка в долине Этцаль, а завершится на улицах Инсбрука. Разумеется, обе эти локации расположены на территории федеральной земли Тироль, Инсбрук является ее административным центром. Общий набор высоты – 427 метров.
Характерной особенностью мужской «разделки» в этом году станет довольно тяжелый подъем на второй части маршрута. Обычно в командных гонках такие сложные по рельефу участки стараются не использовать, в прошлые годы их на чемпионате мира не было.
Первые 40 километров представляют из себя практически одну равнину. Да, на профиле можно заметить несколько маленьких холмиков, они там действительно есть, но существенно на что-то повлиять они не могут. Скорости на этой части дистанции должны быть высокими, поскольку гонщики будут потихоньку терять высоту над уровнем моря.
На 41-м километре начнется тот самый подъем, на который некоторые надеются, а другие опасаются. Протяженность подъема – около 4 км, а средний градиент в районе 6%. Первый и последний километр восхождения относительно пологие, но средняя часть достаточно коварная. Средний градиент второго километра на уровне 8%, третий попроще – 6-6,5%.
После того как участники соревнований окажутся на вершине подъема, они примерно два с половиной километра проедут по относительной равнине, после чего наступит время спускаться вниз. «Даунхилл» займет примерно четыре километра, после него до финиша останется только 10-километровый участок по равнине.
В техническом плане все специалисты называют дистанцию достаточно простой. Спуск тоже особой проблемой стать не должен, хотя на командной гонке он все равно будет волнительным. Единственный с виду опасный вираж расположен на 51-м километре дистанции. Финишные километры сложными тоже не кажутся, часто бывает намного хуже, всего один неприятный правосторонний поворот за километр до конца, на котором придется прилично сбросить скорость.
Женская гонка
Женская командная «разделка» тоже начнется в Эцтале и завершится в Инсбруке. Общая протяженность – 54,5 км. Набор высоты – 152 метров.
Принципиальная разница мужской и женской дистанции заключается в том, что девушки подниматься на тяжелый холм не будут, а просто его объедут. В общем, рельеф можно назвать равнинным.
Погода
Девушки выйдут на старт утром, в это время температура воздуха должна находиться на уровне 19-22 градусов. В дневное время, когда будут соревноваться мужчины, ожидается 26-27 градусов. В остальное все стабильно: ветер – 3-4 метра в секунду, попутный и попутно-боковой. Дождь почти наверняка польет ночью, но к этому времени обе «разделки» уже закончатся, гонщики будут соревноваться в сухую погоду.
Тактика прохождения дистанции и фавориты
Тактика прохождения дистанции в мужской гонке сегодня играет решающую роль. На сложном подъеме некоторые команды могут начать разваливаться, такое происходит на подобных «разделках» и на более простых участках. Зачет на финише идет по четвертому гонщику, а значит до вершины подъема нужно сохранить хотя бы четверых. Наверняка каждая команда понимает, что очень важно добраться до подъема вшестером, и на нем потерять 1-2 гонщиков, но никак не больше. Если какой-нибудь коллектив потеряет гонщиков еще до холма, то проходить его придется крайне осторожно. Спортивные директора должны разработать четкий план действий – какие-то члены команды выложатся на максимум на равнинном куске, а на других ляжет основная нагрузка на подъеме. Впрочем, переоценивать значимость холма тоже не стоит, опрометчиво проходить первые 40 километров слишком осторожно. Важно найти правильные баланс, чтобы поддерживать высокий темп в начале и не развалиться в самый решающий момент.
На сей раз в мужской части соревнований примут участие 12 команд мирового тура и всего одна проконтинентальная – ССС Sprandi Polkowice. Компанию им составят девять континентальных коллективов, преимущественно из Австрии.
В числе основных претендентов на медали у выделяются четыре команды, которые были наверху и в прошлом году. В Бергене в 2017-м команды расположись в следующем порядке: 1) Team Sunweb, 2) BMC Racing Team, 3) Team Sky, 4) Quick-Step Floors. Предстартовые расклады такие, что в этом году за золото вновь поборются Team Sunweb и BMC Racing Team, a Team Sky и Quick-Step Floors кажутся главными кандидатами на бронзу.
В составе Team Sunweb значатся следующие гонщики: Том Дюмулен, Серен Крал Андерсен, Майкл Мэттьюз, Чэд Хага, Вилко Келдерман, Сэм Оомен. В прошлогоднем чемпионском составе произошла всего одна замена, место молодого немца Леннарда Кемны занял американец Хага.
Дюмулен – действующий чемпион мира и один из двух сильнейших «раздельщиков» мира на данный момент. Крал Андерсен и Мэттьюз послабее Дюмулена, но точно отличные мастера гонок на время. Келдерман, Оомен и Хага чуть послабее, но все равно хорошие «раздельщики». Большой плюс Team Sunweb в том, что в команде собраны гонщики, которые способны преодолеть подъем быстрее конкурентов. Дюмулен, Келдерман и Оомен – отменные горовосходители, да и Крал Андерсен с Мэттьюзом на не слишком затяжных подъемах чувствуют себя как рыба в воде. На холме у Team Sunweb должно быть преимущество.
У BMC Racing Team заявлены следующие исполнители: Роан Деннис, Патрик Бевин, Штефан Кюнг, Грег ван Авермат, Дамиано Карузо, Тиджей Ван Гардерен. По сравнению с прошлым годом произошли сразу три перестановки. Вместо Майлза Скотсона, Сильвана Диллье и Даниэля Осса выступят Бевин, Карузо и ван Авермат.
Вечный неудачник крупных чемпионатов Деннис в этом году выиграл на гранд-турах сразу три «разделки» – это говорит само за себя. Штефан Кюнг тоже элитный мастер, но он весьма зависим от рельефа, на холмистой территории у него случаются неудачи. Ван Гардерен уже не тот, что раньше, но по-прежнему достаточно силен. Бевин перешел в BMC Racing Team перед началом этого сезона и его результаты в «разделках» заметно улучшились, к тому же он находится в хорошей форме. Карузо и ван Авермат послабее, но общую картину явно не испортят. У BMC Racing приличный состав на холм, может быть чуть хуже, чем у Team Sunweb, но американо-швейцарская команда способна быть быстрее на равнине.
Примерно три недели назад BMC Racing Team прилично разочаровала всех в командной «разделке» на «Туре Британии», заняв только шестое место. Общая протяженность той «разделки» составляла всего 14 километров, но на ней тоже проходился похожий подъем, правда на самом финише. Тогда в составе BMC Racing Team было три гонщика, которые стартуют сегодня – Кюнг, Бевин и Ван Гардерен. Кюнга пришлось ждать на подъеме, из-за этого было потеряно много времени.
Quick-Step Floors выставила следующих гонщиков: Максимилиан Шахманн, Боб Юнгелс, Ив Лампарт, Каспер Асгрин, Лауренс де Плюс, Ники Терпстра. Как и у BMC Racing Team, в составе произошли три замены. В прошлом году выступали Жюльен Вермоте, Филипп Жильбер и Джек Бауер, а в этом Асгрин, де Плюс и Шахманн.
В составе нет звезд «разделки» калибра Дюмулена и Денниса, но подбор гонщиков сильный и сбалансированный. Шахманн в этом году завоевал бронзу на чемпионате Европы, Лампарт там же был на четвертом месте, Боб Юнгелс попадал в тройку на «разделках» в рамках гранд-туров. Молодые де Плюс и Асгрин совсем недавно попали в топ-10 на гонке с раздельным стартом на «Вуэльте». Терпстра очень опытен в этом виде, как мы уже писали, у него на чемпионатах мира пять медалей разного достоинства. Наличие Шахманна, де Плюса и Юнгелс позволяют надеяться на хорошее прохождение холма.
На «Туре Британии» Quick-Step Floors заняла второе место, причем в составе было всего два гонщика, который выступят сегодня – Шахманн и Юнгелс. Компанию им составляли Ричезе, Гавирия и Кейссе, которых к специалистам «разделки» не отнесешь, то есть сегодня состав заметно лучше.
Quick-Step Floors
Черно-бело-голубые цвета Team Sky сегодня защитят Джонатан Кастровиехо, Оуэйн Дулл, Михал Квятковски, Василий Кириенко, Джанни Москон и Иэн Стэннард. По сравнению с 2017-м годом в составе два изменения, нет Криса Фрума и Герэйнта Томаса, но есть Стэннард и Кастровиехо.
Квятковски, Кастровиехо, Москон и Кириенко сильны в «разделках», пусть и не так, как Дюмулен и Деннис. Поляк совсем недавно был единственным гонщиком, который пытался бросить вызов Деннису на длинной разделке на «Вуэльте», правда поплатился за слишком резвый старт и на финише оказался только пятым. Кастровиехо имеет в послужном списке много достойных результатов, в том числе на чемпионатах мира и олимпийских Играх, на «Вуэльте» в этом виде он стал третьим. Кириенко в коронном виде потихоньку сдает, все-таки ему уже 37 лет, но лучшие его гонки на время всегда приходились именно на чемпионаты мира. Москон в концовке сезона свеж, и это очень важно. Импульсивный итальянец долго не гонялся из-за пятинедельной дисквалификации и на недавних итальянских осенних однодневках предстал в лучшем виде. Дулл и Стэннард в уровне результатов уступают, но оба имеют большой опыт в командных «разделках», Дулл – олимпийский чемпион в гонке преследования на треке.
На родном «Туре Британии» Team Sky недавно расположился на четвертом месте, правда из нынешнего состава там выступали только Кириенко и Стэннард.
Трудно представить, что какая-то из других команд может вмешаться в борьбу за золото, но швейцарская Team Katusha – Alpecin может преподнести сюрприз и оказаться в призовой тройке. У нее сегодня заявлены Тони Мартин, Алекс Даусетт, Нилс Политт, Нэйтан Хаас, Рето Холленштайн и Мадс Вюртц Шмидт. В прошлом году было только девятое место, но и состав был заметно слабее, с Машаду, Кристоффом и Меркевым.
Бросается в глаза, что в команде не хватает сильных горовосходителей, которые сумеют обеспечить высокую скорость прохождения подъема, но это может и не стать большой проблемой, если команда грамотно сработает в плане тактики и проедет дистанцию с идеально подобранной раскладкой. На «Туре Британии» было достойное третье место и отсутствие сильных «горняков» не помешало показать хороший результат.
В женской части соревнований выступят всего 12 команд. Второй год подряд мы вправе ожидать борьбы за золото между Team Sunweb и Boels – Dolmans Team.
У Team Sunweb заявлены Эллен ван Дейк, Люсинда Бранд, Лиа Киркманн, Лиане Липперт, Пернилле Матисен и Корин Ривера. По сравнению с прошлогодним чемпионским составом произошло две замены, место Флорше Макай и Сабрины Стултьенс заняли Липперт и Матисен.
Основным локомотивом Team Sunweb, разумеется, станет титулованная Эллен ван Дейк – чемпионка мира и многократная чемпионка Европы в индивидуальном виде, а также самая успешная гонщица в рамках командных «разделок». Все остальные девушки едут гонки на время на стабильно высоком уровне, но до ван Дейк прилично не дотягивают.
МОСКВА, 30 сен — РИА Новости, Вероника Гибадиева. Чемпионат мира по велоспорту на шоссе в Австрии завершился победой испанского велогонщика Алехандро Вальверде в групповой гонке, по итогам которой он завоевал радужную майку и золото турнира.
Чемпионат мира прошел в Инсбруке с 22 по 30 сентября. В гонках «элиты» были разыграны шесть комплектов наград — в командных, групповых, индивидуальных гонках в соревнованиях женщин и мужчин. Сборная России осталась без медалей, лучший результат среди россиян показала победительница первенства Европы Айгуль Гареева, которая стала 7-й в индивидуальной юниорской гонке.
«Але Вале!»
Самое рейтинговое событие турнира — мужская групповая гонка. На этот раз среди фаворитов были «горняки», а сам маршрут был признан одним из самых сложных в истории. Было ясно, что словак Петер Саган, победивший на трех предыдущих чемпионатах мира, вряд ли сумеет добраться до финиша в группе фаворитов. Так и случилось — в этот раз он остался вне борьбы за радужную майку, хотя накануне выпустил специальный видеоролик с лейтмотивом «Посмотрите мне в глаза, вы видите во мне четырехкратного чемпиона мира?»
Возможно, Саган им станет, но в Инсбруке была гонка другой специализации. Изначально многие эксперты видели «горняков» среди фаворитов — в частности, победителя «Вуэльты» британца Саймона Йейтса, француза Жюлиана Алафилиппа, итальянца Винченцо Нибали. «Вальверде, конечно», — сказал спортивный директор Katusha Alpecin Жозе Азеведу и пошутил про то, что испанец всегда в призерах. К воскресенью в карьере Вальверде была 121 победа в профессионалах и шесть подиумов на чемпионатах мира в групповой гонке. Просто медаль его бы не устроила.
В воскресенье все складывалось по самому логичному сценарию. После жесткого отбора маршрутом групповой гонки Инсбрука на финиш приехало меньше половины пелотона, а раньше всех — маленькая группа лидеров, состоявшая из призеров Иннсбрука-2018, к которым в последний момент добавился голландец Том Дюмулен.
В этом квартете был и Вальверде, который в свои 38 лет не мог себе позволить проиграть борьбу за радужную майку. «Неизбежное случилось», — сказал он после финиша. Вторым стал француз Ромен Барде, третьим финишировал канадец Майкл Вудс. Вальверде (38 лет 158 дня) теперь второй в рейтинге возрастных победителей чемпионата мира — в этом он уступает только голландцу Йопу Зутемелку, выигравшему свой титул в 38 лет 272 дня.
Сборная России стартовала с двумя со-капитанами — Ильнуром Закариным и Сергеем Чернецким, при этом упавший на «Вуэльте» Закарин по ходу гонки работал на Чернецкого. «Гонка была на выбывание, все время ехали быстро, народ отставал, в последнюю гору разобрались. По гонке тактика была такая, что меня оставили, чтобы помочь Чернецкому», — рассказал Закарин.
«Мы с Ильнуром были как со-капитаны, но больше он стартовал, чтобы мне помогать. Вся команда сегодня на меня работала, все в меня верили — Ильнур и Паша Кочетков были со мной до последней горы. Эта гонка была тяжелее, чем тот маршрут, что был на Олимпиаде в Рио, особенно тот самый подъем. Сделал все что мог, отработал максимально. Не могу сказать, что сделали тактически что-то не так, все прошло логично, но там уже в конце разбирались, у кого как нога шла», — отметил Чернецкий.
Супер-Ремко
В индивидуальной гонке с раздельным стартом у мужчин победил австралиец Роан Деннис, который привез больше минуты теперь уже бывшему чемпиону мира в «разделке» Дюмулену. Но уверенная победа Денниса отошла на задний план, когда в групповой гонке стартовали юниоры. Бельгиец Ремко Эвенепул, недавний футболист и будущий, как считают многие, «Эдди Меркс», в своем первом старте в Инсбруке выиграл «разделку», а потом победил и в групповой гонке.
Мало кто сомневался, что ему удастся завоевать второе золото, но тут важно, как именно он это сделал. Эвенепул упал в начале гонки, отыграл двухминутное отставание и потом ушел в сольный отрыв. Его преимущество было настолько уверенным, что он перешагнул финишную черту с велосипедом в руках.
«Ремко уже надоел. Он просто издевается над всеми. Неинтересно, что он все выигрывает. Все знали, что он победит сегодня, и он выиграл. С ним нереально бороться. Пускай уже едет с «андерами», я не знаю», — сказал обладатель юниорского рекорда мира на треке россиянин Лев Гонов, который был лучшим в команде и в «разделке» (14-й), и в групповой гонке (35-й).
Впрочем, у Эвенепула уже есть контракт с командой Мирового тура Quick-Step Floors, так что в следующем году его ждет борьба с соперниками выше уровня андеровских гонок.
Что же до «андеров», в их групповой гонке лидером сборной России был Александр Власов, в этом сезоне победивший на молодежной «Джиро д»Италия». В Инсбруке на финиш он приехал 15-м.
«Сначала держались все вместе, в середине группы спокойненько, потом ребята вывезли меня вперед, начали гору впереди, пару кругов проехали ровно, а потом уже пошли атаки. Старался держаться впереди, но на последнем круге немного отстал. Сделал все что мог, но мы так и зависли вчетвером за группой лидеров. Трасса, конечно, тяжелая. Приехали сюда все сильнейшие, и я выдал максимум из того, что мог на данный момент времени. Подустал, считаю, к концу сезона, и всех возможностей здесь не показал», — рассказал Власов.
Оранжевое — новое золотое
Если в юнииорах доминировал Эвенепул, то в женских гонках равных не было голландкам. Индивидуальную гонку выиграла Аннемик ван Влётен, а групповую гонку с большим преимуществом в очень уверенном соло — Анна ван дер Брегген. У россиянок лучший результат в групповой гонке показала Анастасия Яковенко (15-я). «Яковенко и Мария Новолодская боролись с самыми топовыми спортсменками, которые едут свой далеко не первый чемпионат мира и вообще ездят и проехали куда больше гонок, чем наши спортсменки. Наши гонщицы с гораздо меньшим опытом, но боролись достойно, к тому же они младше, у нас есть запас и есть за счет чего прибавить», — рассказал главный тренер сборной России Иракли Абрамян.
Новолодская в индивидуальной гонке упала и осталась вне борьбы за медали. «Это, конечно, обидно и очень неприятно, потому что хотелось бы посмотреть ее уровень на фоне сильнейших топовых спортсменок. Маша ехала на то, на что была способна в принципе. Понятно, что после падения ей было тяжело набрать нужную скорость и ритм. Спортсменка она перспективная, молодая и мы понимали, что ей сложно было бы и без падения бороться с сильнейшими за место в топ-10», — отметил он.
Перед юношеской Олимпиадой
«Мы надеялись, что вернемся с медалью с чемпионата мира, прежде всего в отношении юниорок и наших «андеров», — рассказал Абрамян, подводя итоги турнира. — Юниорки должны были показать результат, должны были бороться за победу, и мы будем работать над ошибками, чтобы они не повторились в будущем. У нас одна из сильнейших команд в мире в юниорском женском велоспорте. Нашу ведущую спортсменку Айгуль Гарееву будем вести до уровня чемпионки мира и чемпионки Олимпийских игр».
Сама Гареева призналась, что совершила несколько ошибок в «разделке», где стала 7-й. «С каской были проблемы, повороты «резала» не так, как надо… В групповой гонке (8-я) старалась «дергать» соперниц в тех местах, где особенно тяжело всем бы было ответить. Это первый год для меня на чемпионате мира, буду работать над своими ошибками, чтобы в следующем году быть выше», — подчеркнула она.
Уже в понедельник Гареева в качестве лидера сборной России отправится на юношеские Олимпийские игры в Буэнос-Айрес. «Буду стараться проявить себя там. Так далеко от дома я еще не выступала», — призналась спортсменка.
Особенный чемпионат
На этом чемпионате мира в последний раз были разыграны медали в женской и мужской командных гонках, в которых соревнования проводились не на уровне национальных сборных, а среди профессиональных команд. У мужчин победила бельгийская Quick-Step Floors, в составе которой голландец Ники Терпстра стал первым и, возможно, единственным 4-кратным чемпионом мира в истории в этой дисциплине. В соревнованиях женских команд победила немецкая Canyon/Sram Racing, российская Cogeas-Mettler стала 11-й.
Со следующего сезона этот вид программы на чемпионате мира заменит микст-эстафета, и медали будут разыгрываться среди сборных. В рамках смешанной эстафеты мужчины и женщины проедут командную гонку. Впервые это случится в британском Йоркшире, где и пройдет чемпионат мира по велоспорту на шоссе-2019.
Мировые чемпионаты в гонках по треку и шоссе ведут свою историю с 1893 г., когда в Чикаго (США) по инициативе Международной ассоциации велосипедистов был проведен первый чемпионат гонщиков-любителей. Участники соревновались в трех видах программы — спринте, гонке с лидером и гонке на 10 миль. Большинство их составляли американцы, которые и заняли все призовые места. Первыми чемпионами стали А. Циммерман (спринт, 10 миль) и Л. Ментис (гонка с лидером).
В дальнейшем американцы потеряли свое лидерство. Повторив еще раз такой же успех в 1912 г. (соревнования проходили в Нью-Йорке), они вплоть до конца 70-х гг. исчезли со страниц протоколов велосипедных соревнований во всех видах программы. Интерес американцев к велосипеду сменился страстью к автомобилю…
После 1912 г. чемпионатов мира в США не проводилось. Центром велосипедной жизни стала Европа. Здесь прошли все последующие чемпионаты мира. Лишь дважды они состоялись в Южной Америке — в 1968 (Монтевидео, Уругвай) и 1977 гг. (Сан-Кристобаль, Венесуэла) и один раз в Канаде- 1974 г. (Монреаль). По восемь раз чемпионаты проходили в Копенгагене и Париже, семь раз — в Цюрихе, шесть — в Амстердаме, по пять раз — в Антверпене и Милане.
В 1960 г. чемпионат мира впервые был проведен в социалистической стране — в ГДР (Лейпциг), а затем дважды (1969 и 1981) в Чехословакии (Брно).
Организатором международных соревнований и чемпионатов мира стал созданный в 1900 г. Международный союз велосипедистов — УСИ. До 1913 г. включительно мировые чемпионаты проводились ежегодно. Первая мировая война на целых семь лет прервала их. На шесть лет (1940-1946) нарушила международные связи велосипедистов вторая мировая война.
В 1946 г. в Цюрихе состоялся первый послевоенный, а очередной — 42-й чемпионат мира. Победу в спринтерской гонке одержал тогда швейцарец Оскар Платтнер.
В дальнейшем в число ведущих гонщиков-спринтеров выдвигаются спортсмены Франции. За все время их участия в чемпионатах мира (1893-1986) они завоевали в этом наиболее престижном виде соревнований 47 медалей, из которых 18 золотых.
Впечатляющих побед (семь) в спринте добился Даниэль Морелон. Дважды удостаивались титула чемпиона мира Мишель Руссо и Люсьен Мишар. Итальянцы имеют в своем активе 14 побед в спринте, из которых самые яркие связаны с именами Валентино Гаспарелла, Санте Гайардони и Серджио Бьянкетто. Двенадцать раз побеждали в спринте гонщики Великобритании, девять — Нидерландов.
Советские велосипедисты начали участвовать в чемпионатах мира с 1954 г., когда наша федерация велоспорта была принята в УСИ. В том же году на соревнованиях в Кельне (ФРГ) вошел в восьмерку сильнейших спринтеров. А в 1957 г. на чемпионате мира в Льеже (Бельгия) впервые стал участником полуфинала, заняв 4-е место после чемпионов мира итальянцев Пезенти и Гаспареллы.
С середины 60-х гг. вершину спринтерской гонки все более настойчивее и успешнее штурмуют спортсмены социалистических стран. Здесь роль пионера выпала на долю советского велосипедиста , ставшего чемпионом мира в 1965 г. В 1974 г. этого же успеха добился Антон Ткач (ЧССР), затем гонщики ГДР Юрген Гешке и (трижды) и, наконец, — первый из советских гонщиков, завоевавший этот титул дважды (1981 и 1982).
Гонки с лидером также начали практиковаться с первого чемпионата мира 1893 г. Звания чемпиона разыгрывались в них вплоть до 1914 г. Потом последовал долгий перерыв, и лишь в 1958 г. этот увлекательный и эмоциональный вид трековых состязаний снова был включен в программу мировых чемпионатов. В первые годы в качестве лидеров выступали сами велосипедисты, сидевшие на тандемах, триплетах или квадруплетах. Потом стали использовать специально оборудованные для этой цели мотоциклы. Различна была и дистанция соревнований, но чаще проводились гонки на 100 верст и часовая гонка.
В 1896 г. на чемпионате мира в Копенгагене выступил в гонке с лидером наш соотечественник петербуржец М. Дьяков не раз выигрывавший соревнования на звание «Лучший ездок России» в 1891 — 1893 гг. и обладавший многими мировыми рекордами. В гонке на 100 км его лидировал квадруплет. М. Дьяков обошел в финале своего соперника на целый круг, но из-за поломки квадруплета не мог удержать преимущества и занял 2-е место, уступив первенство французу Ф. Понскарме со временем 2:34.12,4.
Начиная с 1958 г. первенство в этих гонках перешло к велосипедистам Нидерландов и ФРГ. Голландцы 15 раз завоевывали золотые медали, причем только один Г. Миннебоо имеет их пять (1975-1977, 1980, 1982) и три бронзовые. Из западногерманских спортсменов выделяется Райнер Подлеш, на счету которого 2 золотые, 3 серебряные и 3 бронзовые медали. 2 золотые медали у велосипедистов ГДР.
Среди советских гонщиков наибольшего успеха добился Михаил Марков — 2-е место на чемпионате мира 1967 г. в Амстердаме. Этот результат остается пока лучшим. По решению федерации велоспорта наши велосипедисты больше не выступали на чемпионатах мира, хотя у нас были гонщики, на успех которых можно было бы рассчитывать, — неоднократные чемпионы СССР Ю. Смирнов и В. Губенков, рекордсмен мира , а также В. Попов. В связи с этим упал в последние годы интерес к гонкам с лидером в нашей стране. Занимаются этим видом трековых гонок лишь энтузиасты, хотя созданы благоприятные условия для развития и совершенствования мастерства гонщиков с лидерами — новые скоростные треки, специальные машины и костюмы.
Немалую роль в улучшении проведения чемпионатов мира в гонках с лидерами сыграло решение руководящего комитета УСИ, по которому в соревнованиях могли использоваться только серийные машины, а лидер мог выступать только в паре с гонщиком из той же страны и под ее флагом. Это положило конец той порочной практике, когда в одних и тех же соревнованиях лидеры имели право стартовать сразу с несколькими спортсменами и по своей прихоти одних приводить к победе, а других обрекать на поражение, как это сделал голландец Вальраве с советским гонщиком М. Марковым в 1968 г.
Программа чемпионатов мира постепенно расширялась по видам и числу участников. С 1921 г. начали проводиться чемпионаты в гонках на шоссе. Швед Г. Сколд стал первым победителем шоссейной групповой гонки, стартовавшей в окрестностях Копенгагена. Затем лидерство в этом виде соревнований захватили итальянцы. С 1921 по 1986 г. они завоевали в групповых шоссейных гонках (теперь они называются индивидуальными гонками) 35 медалей, из которых 17 золотых. Шесть раз чемпионами становились велосипедисты Франции и по пять — Бельгии, Нидерландов и ГДР.
Первым и пока единственным чемпионом мира среди советских гонщиков в этом виде остается , завоевавший этот титул в 1981 г. Второе место занимал Сергей Морозов (1977). Лишь двум спортсменам удавалось стать двукратными чемпионами мира в этом виде — итальянцу Г. Мортану (1930, 1932) и Г.-А. Шуру из ГДР (1958, 1959).
С 1946 г. в программу чемпионатов мира среди любителей и профессионалов была включена индивидуальная гонка преследования на 4 и 5 км. В том же году победителем в ней среди любителей стал на треке Цюриха француз Р. Риолан с результатом 5.18,2. Однако успех потом вплоть до 1957 г. перешел к итальянцам, завоевавшим семь чемпионских титулов; 6 золотых медалей на счету голландцев, 5 — ГДР. В активе советских мастеров велоспорта четыре победы. Почин, который был сделан в 1979 г., повторил затем Виктор Куповец в 1983 г., а потом дважды подряд — (1985, 1986). Ему же принадлежит и мировой рекорд на дистанции 4 км — 4.33,307 и феноменальное мировое достижение — 4.26,077! К числу выдающихся в гонках преследования принадлежит и голландец Тимен Грун — чемпион мира 1964-1966 гг. Три победы на чемпионатах мира имеет Детлеф Маха из ГДР ( , 1981, 1982). Первый мировой рекорд на этой дистанции был установлен в 1961 г. В. Треппом (Швр) — 4.52,1.
Командная гонка преследования на ту же дистанцию начала разыгрываться на чемпионатах мира с 1962 г. Тогда на треке в Милане первыми чемпионами стали гонщики ФРГ — Pop, Рудольф, Мей, Клесгес, а советский квартет — , Л. Колумбет, А. Бельгард — получил тоже первые медали — бронзовые. На всех последующих чемпионатах мира гонщики ФРГ сумели удержать первенство в этом виде соревнований, завоевав 13 медалей. 15 медалей имеется в активе советской команды, но у ФРГ больше первых мест — 7, у СССР — 6. Четыре раза чемпионами мира становились гонщики ГДР.
С 1962 г. программа чемпионатов мира дополнялась новыми видами соревнований. В 1962 г. на шоссейной трассе Брешиа (Италия) была впервые разыграна командная гонка на 100 км (правда, в этот раз дистанция оказалась большей на 12 км). Хозяева трассы — итальянцы стали победителями, опередив команды Дании и Уругвая. Так же как и в гонке по треку, команды комплектовались из 4 человек. В 1963 г. на шоссе близ г. Хересталс (Бельгия) советские велосипедисты добились бронзовых медалей. И наконец, в 1970 г. В. Ярды, В. Лихачев, Б. Шухов, В. Соколов стали первыми советскими чемпионами мира в стокилометровой командной гонке. Этот успех был повторен затем в 1977 и закреплен в 1983 и 1985 гг. Советские гонщики завоевали 11 медалей, и по этому показателю вышли на 1-е место. Такое же количество золотых наград (4) имеет и Швеция.
С 1966 г. на треке стали разыгрываться медали в двух новых видах — тандеме и гите на 1 км с места. Первыми чемпионами мира в гонках на тандемах были знаменитые французские спортсмены Д. Морелон и П. Трантен. Наибольшее число побед в этом виде соревнований (9) одержали велосипедисты ЧССР, причем с 1980 г. четыре года подряд неизменно первенствовали ветеран И. Кучирек и молодой П. Мартинек. Советские велосипедисты, будучи олимпийскими чемпионами в этом виде программы, ни разу не были чемпионами мира, довольствуясь серебряными медалями (1973, 1974, 1977).
Пьер Трантен стал и первым чемпионом мира в километровом гите с результатом — 1.07,29. Наибольшее количество побед в этом виде одержали гонщики ГДР — семь, причем четыре из них приходятся на долю олимпийского чемпиона . Его товарищу по команде М. Мальхову принадлежит абсолютный мировой рекорд на этой дистанции- 1.02,091, — показанный на высотном треке в Колорадо-Спрингс (США). Из советских велосипедистов пальма первенства принадлежит (Омск). Он трижды завоевывал звание чемпиона мира в гите. Его начинание успешно продолжил Сергей Копылов (Тула), который завоевал титул чемпиона в 1983 г. с мировым рекордом для цементных треков — 1.03,94.
На этом добавления к трековой программе не закончились. В 1976 г. на треке Монтерони (Италия) впервые была разыграна групповая гонка по очкам на 50 км с промежуточными финишами. Победил в ней швейцарец В. Баумгартнер. По две победы имеют в этом виде соревнований гонщики Бельгии и ГДР, Дании, Чехословакии и одну — Австралия. В 1987 г. чемпионом мира стал Марат Танеев.
Женщины впервые вышли на мировые треки и шоссе в 1958 г. Первой чемпионкой в спринте была (Москва). В дальнейшем она б раз успешно отстаивала этот высокий титул. Такое же количество побед одержала другая советская гонщица (Ленинград). Трижды чемпионкой мира была тулячка . В том же году тулячка стала чемпионкой мира в индивидуальной гонке преследования. С 1967 г. начала свое триумфальное выступление ее преемница и землячка , ставшая чемпионкой мира рекордное число раз — шесть. Пять раз этот титул завоевывала известная английская велосипедистка Бернл Бёртон.
На шоссе первой чемпионкой мира в групповой гонке была Эльза Жакобс (Люксембург). Правда, на этом успех велосипедисток этой страны и кончился. По числу завоеванных чемпионских званий первенство держит Бельгия. Ее велосипедистки 6 раз побеждали в соревнованиях на шоссе, француженки — 5. Советские гонщицы трижды завоевывали титул сильнейшей; первопроходцем здесь была (1964). У советских спортсменок больше, чем у бельгиек, вторых и третьих мест и в общем зачете их багаж более весом. По три победы добивались на шоссе велосипедистки Великобритании и Нидерландов.