Межрегиональные предметные олимпиады кфу

2 января 2020

Видеоразбор заданий прошлых лет Межрегиональной предметной олимпиады КФУ по химии подготовлен трехкратным победителем Всероссийской олимпиады, двукратным золотым медалистом Международной Менделеевской олимпиады, золотым медалистом Международной олимпиады по химии, студентом 3 курса Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ Курамшиным Булатом. Видео доступно по ссылке .

Ниже представлен список литературы, который рекомендован методической комиссией и жюри Межрегиональных предметных олимпиад КФУ.

Астрономия

  1. А.В.Засов, Э.В.Кононович. Астрономия- 11. Учебник для 11 класса ср. школы. Изд-во Просвещение, М., 1996 (2-е изд.).
  2. П.Г. Куликовский. Справочник любителя астрономии – Москва, УРСС, 2002.
  3. Э.В. Кононович, В.И. Мороз. Курс общей астрономии – Москва, УРСС, 2003.
  4. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия – Москва, Аванта+, 2004.
  5. В.Г. Сурдин. Астрономические олимпиады. Задачи с решениями – Москва, Издательство Учебно-научного центра довузовской подготовки МГУ, 1995.
  6. В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями – Москва, УРСС, 2002.
  7. Задачи Московской астрономической олимпиады. 1997-2002. Под ред. О.С. Угольникова, В.В. Чичмаря – Москва, МИОО, 2002.
  8. Задачи Московской астрономической олимпиады. 2003-2005. Под ред. О.С. Угольникова, В.В. Чичмаря – Москва, МИОО, 2005.
  9. А.М. Романов. Занимательные вопросы по астрономии и не только – Москва, МЦНМО, 2005.
  10. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии. Авт.-сост. А.В. Засов и др. – Москва, Федеральное агентство по образованию, АПК и ППРО, 2005.
  11. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии: содержание олимпиады и подготовка конкурсантов. Авт.-сост. О. С. Угольников – Москва, Федеральное агентство по образованию, АПК и ППРО, 2006 (в печати).

Ресурсы сети «Интернет»:

  1. Официальный сайт всех Всероссийских олимпиад, созданный по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
  2. Официальный сайт Всероссийской астрономической олимпиады.
  3. Сайт Астрономических олимпиад Санкт-Петербурга и Ленинградской области (задачи и решения).

Математика

  1. Николай Борисович Васильев, Виктор Львович Гутенмахер, Жозеф Михайлович Раббот, Андрей Леонович Тоом, Заочные математические олимпиады .М., Наука, 1987 — 176 с.
  2. Муштари Данияр Хамидович. Подготовка к математическим олимпиадам: Кн. для учащихся / Д.Х. Муштари. — Казань: Каз. мат. о-во, 2000. — 240 с.

Обществознание

  1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; Российская Академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2013.
  2. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; Российская Академия наук, Российская академия образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012.
  3. Обществознание: настольная книга ученика / Е.Г. Пономарева, О.В. Гаман- Голутвина, О.А. Удашова; отв.ред. Е.Г. Пономарева. – М.: МГИМО- Университет, 2013. (Серия «Библиотека абитуриента МГИМО»).
  4. Обществознание: Профильный уровень: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Обществознание: Профильный уровень: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Социология: Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология» (040100) / Тощенко Ж.Т., — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 607 с.: 60×90 1/16. — (Cogito ergo sum) ISBN 978-5-238-02260-4.
  7. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 624 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003522-2.
  8. Социология: Учебное пособие / А.Б. Оришев. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 224 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-369-01263-5, 500 экз.
  9. Социология: Учебник / Волков Ю.Г. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 512 с.: 60×90 1/16. — (Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-98281-415-9.
  10. Социология: Учебное пособие/А.Б. Оришев, 2-е изд. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 224 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-369-01457-8, 300 экз.
  11. Философия: учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 459 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
  12. Философия: Учебник / Батурин В.К. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 511 с.: ISBN 978-5-238-02754-8.
  13. Философия: Учебник / Миронов В.В. — М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 928 с.: 60×90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91768-691-2.
  14. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 432 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005473-5.
  15. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 519 с.: 60×90 1/16. — (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003566-6.
  16. Любимов Л.Л Основы экономических знаний. 10-11 классы. 4-е изд. — М.: 2000 — 496 с.
  17. Лиманова Е.Г., Буфетова Л.П. Основы экономики. М.: 2002 — 113 с.
  18. Бойко М. Азы экономики. М. .2015 – 470 с.
  19. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика, 2011, 608 с.
  20. Кунцман М.В. Макроэкономика. Курс лекций. МАДИ; 2015, 104 с.
  21. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  22. Российское право: Учебник для вузов /Кашанина Т.В., Кашанин А.В. -2-е издание, перераб. и дополн. М.: Издательство НОРМА, 2009.
  23. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2011. – 528 с.
  24. Бетанов, И. О. Политология: краткий курс лекций: учебно–методическое пособие / И. О. Бетанов. – Гомель: ГомГМУ, 2012. – 167 с.
  25. Василенко, И. А. Политология: учебник / И. А. Василенко. – Москва: Юрайт, 2013. – 423 с.
  26. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2015. – 514 с.
  27. Гаджиев, К. С. Политология / К. С. Гаджиев: краткий курс лекций. – Москва: Юрайт, 2013. – 212 с.
  28. Гаджиев, К. С. Политология: базовый курс: учебник / К. С. Гаджиев. – Москва: Юрайт, 2015. – 467 с.
  29. Горелов, А. А. Политология: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2013. – 180 с.
  30. Обществознание. Понятия и термины: Словарь-справочник. ФГОС / Ю. И. Аверьянов. М.: Издательство «Экзамен», 2016.
  31. Право. 11 класс. Профильный уровень./ Боголюбов Л.Н. и др М: Просвещение, 2013.

Политология

  1. А.Ю. Мельвиль. Категории политической науки. — М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). — 656 с. . 2002.
  2. Хейвуд, Эндрю. ПОЛИТОЛОГИЯ: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 544 с. — (Серия «Зарубежный учебник»).
  3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.– 488 с.: ил.
  4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.
  5. Журнал «Политическая наука». В архиве доступны полнотекстовые публикации.

Русский язык

  1. Русский язык: школьный энциклопедический словарь / под ред. С.В. Друговейко-Должанской, Д.Н. Чердакова. – СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2013. — 583 с. http://rusdictionary.ru/ .
  2. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая рос. энцикл., 2008. – 703 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык / гл. ред. М. Аксенова. – 3-е изд., испр. – М.: Аванта+, 2001. – 700 с.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 10, Ч. 1: Русский язык / гл. ред. М. Аксенова. – М.: Астрель, Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – 477 с.
  5. Воронина Н.В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку / Н.В. Воронина, Т.В. Егорова. – М.: Русское слово, 2013. – 287 с.
  6. Воронина Н.В. Олимпиады по русскому языку: 9–11 классы / Н.В. Воронина, Т.В. Егорова. – 4-е изд. – М.: Русское слово, 2011. – 302 с.
  7. Задачи лингвистических олимпиад, 1965-1975 / ред.-сост. В.И. Беликов и др. – М.: МЦНМО, 2007. – 569 с. http://www.mcnmo.ru/llsh/books/ .
  8. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы: методические рекомендации, все этапы подготовки, тематическое планирование / О.Н. Зайцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2018. – 319 с.
  9. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учебное пособие / Б.Ю. Норман. – 3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 270 с.
  10. Аксенова М.Д. Знаем ли мы русский язык? [в 3 кн.] / М.Д. Аксёнова. – М.: Центрполиграф, 2016.
  11. Андреева Ю. Русский без нагрузки / Ю. Андреева, К. Туркова. – М.: АСТ, cop. 2017. – 351 с.
  12. Бабенко В. Удивительные истории о словах самых разных / В. Бабенко. – М.: ЛомоносовЪ, 2015. – 233 с.
  13. Волков С.В. Я познаю мир. Русский язык / С.В. Волков. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 381 с.
  14. Зализняк А.А. Из заметок о любительской лингвистике / А.А. Зализняк. – М.: Русскiй мiръ, 2010. – 238 с.
  15. Королёва М.А. Чисто по-русски: около 500 слов / М.А. Королёва. – 3-е изд., перераб. и расш. – М.: Студия pagedown, 2014. – 509 с.
  16. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва / М.А. Кронгауз. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АСТ, Corpus, cop. 2017. – 504 с.
  17. Левонтина И. О чём речь / И. Левонтина. – М.: АСТ: Corpus, 2015. – 506 с.
  18. Левонтина И.Б. Русский со словарём / И.Б. Левонтина. — 2-е изд. – М.: АСТ; Corpus, cop. 2016. – 461 с.
  19. Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2005 и 2006. – М.: Изд-во МЦНМО, 2008. – 440 с. http://www.mcnmo.ru/llsh/books/ .
  20. Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2007 и 2008. – М.: МЦМНО, 2009. – 487 с. http://www.mcnmo.ru/llsh/books/ .
  21. Мокиенко В.М. Давайте правильно говорить по-русски / В.М. Мокиенко. – М.: Центрполиграф; СПб.: Русская тройка-СПб, 2017. – 315 с.
  22. Плунгян В.А. Почему языки такие разные / В.А. Плунгян. – М.: Русистика, 2017. – 226 с.
  23. Романова А. Загадки русского языка / А. Романова. – СПб.: Амфора, 2015. – 223 с.

Татарский язык

  1. ?.Ш. Юсупова, Э.Н. Денм?х?мм?това, Г.Н. М?гът?симова Татар теленн?н вузара олимпиада материаллары: татар студентлары?чен. Югары уку йортлары?чен укыту кулланмасы. Казан: Ихлас, 2013. — 103 с.
  2. Н?биуллина Г.?., Ф?тхуллова К.С., Кириллова З.Н. Татар теленн?н вузара олимпиада материаллары: рус телле студентлар?чен. Югары уку йортлары?чен укыту кулланмасы = Материалы межвузовской олимпиады по татарскому языку: для русскоязычных студентов. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Казан: Ихлас, 2013. – 112 б.
  3. Татар теле. Олимпиадага?зерл?н? ?чен кулланма. //Казань:РИЦ «Школа, 2005. » 132 с.
  4. Гафиятуллина Н. Методическое пособие по татарскому языку и литературе / Н.М. Гафиятуллина, Э.Н. Федорова. — Казань: Лаб.опер.полигр. УМУ КГУ, 2005. — 47 с.
  5. Галиуллина Г.Р. Х?зерге татар теле лексикологиясе: уку кулланмасы. — Казан: Казан.ун-т, 2013. — 124 б.
  1. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов с углубленным изучением физики /Под редакцией С.М. Козела, — М: Вербум, 2003.
  2. Всероссийские Олимпиады по физике. 1992-2004/Научные редакторы: С.М. Козел, В.П. Слободянин. — М: Вербум, 2005.
  3. Задачи по физике/ Под редакцией О.Я. Савченко, — М.: Наука, 1988.
  4. Задачи по физике/ Под редакцией О.Я. Савченко, — Новосибирск: Новосибирский государственный университет. 2008.
  5. Гольдфарб Н.И. Физика: Задачник: 9-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2007.
  6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Физика: Задачник: 9-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2004.
  7. Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные Олимпиады по физике: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1982.
  8. Манида C.Н. Физика. Решение задач повышенной сложности. — СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2004.
  9. Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями. — М.: Наука, 1985.
  10. Буховцев Б.Б., Кривченков В.Д., Мякишев Г.Я., Сараева И.М. Сборник задач по элементарной физике. Пособие для самообразования. — М.: Физматлит. 2000.
  1. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. Подготовка к химическим олимпиадам. — М.: МЦНМО, 2007. — 392 с. ISBN 978-5-94057-285-5. Отличная книга для подготовки к олимпиадам, содержит в себе основы физической химии и соответствующие примеры из Всероссийских олимпиад с решениями.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия. Хорошая книга по основам неорганической химии, её обязательно следует прочитать для подготовки к олимпиадам любого уровня. Желательно предварительно освоить школьный учебник по химии профильного уровня, например, учебник Габриеляна.
  3. Травень В.Ф. Органическая химия. В 2-х томах. Обязательна для прочтения учащимися 10-11 классов, перед прочтением также стоит изучить школьный учебник того же Габриеляна.
  4. Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи химических олимпиад. Крайне полезная книга для тех, кто хочет научиться решать расчетные задачи по химии.
  5. Курамшин А.И. Задачи районных, городских и республиканских химических олимпиад школьников республики Татарстан (2003 — 2008 года). Сборник задач, для тех, кто уже освоил теорию и основные методы решения олимпиадных задач и кому нужна практика.
  6. Гуревич П.А., Кабешов М.А. Органическая химия. Полезные сведения для школьников и учителей — история, теория, задачи и решения. Содержит краткий курс теории и множество задач-цепочек по органической химии.

Заочный (отборочный) этап: с 04.12.2017 г. по 31.01.2018 г.

Очный (заключительный) этап: февраль 2018 года.

График проведения очного (заключительного) этапа

Бланки

  • Согласие родителя (законного представителя) участника на обработку персональных данных

Инструкция (как стать участником)

Шаг 1. Ознакомиться с Документами.

Шаг 2. Скачать бланк Заявки-анкеты участника, заполнить его в электронном виде или от руки.

Шаг 3. Скачать бланк(и) Согласия на обработку персональных данных, заполнить их от руки (подпись в Согласии должна быть собственноручной).

Шаг 4. Скачать задания по соответствующему профилю (предмету), выполнить их, оформив в соответствии с установленными требованиями (см. Положение о многопрофильной олимпиаде школьников Курского государственного университета и соответствующий Регламент).

ВАЖНО! На выполненной работе фамилия, имя, отчество, другие персональные данные участника олимпиады НЕ УКАЗЫВАЮТСЯ!

Шаг 5. Направить в оргкомитет Многопрофильной олимпиады школьников КГУ следующий пакет документов:

Заявку-анкету участника;

Согласие участника на обработку персональных данных;

Согласие родителя участника на обработку персональных данных (в случае, если участнику не исполнилось 18 лет);

Выполненную олимпиадную работу (БЕЗ указания персональных данных участника).

Способы отправки олимпиадных работ участников в оргкомитет

Способ 1. Лично

В непрозрачный конверт формата А4 сложить Заявку-анкету участника, Согласие участника на обработку персональных данных, Согласие родителя участника на обработку персональных данных (в случае, если участнику не исполнилось 18 лет), выполненную олимпиадную работу (БЕЗ указания персональных данных участника!). Конверт запечатать (заклеить). На конверте указать адрес: 305000 г. Курск, ул. Радищева, 33, ауд. 36, Оргкомитет Многопрофильной олимпиады КГУ. Конверт принести по указанному адресу в любое удобное время с понедельника по пятницу с 9.00 до 16.00.

Способ 2. Почта России

В непрозрачный конверт формата А4 сложить Заявку-анкету участника, Согласие участника на обработку персональных данных, Согласие родителя участника на обработку персональных данных (в случае, если участнику не исполнилось 18 лет), выполненную олимпиадную работу (БЕЗ указания персональных данных участника!). Конверт запечатать (заклеить). На конверте указать адрес: 305000 г. Курск, ул. Радищева, 33, ауд. 36, Оргкомитет Многопрофильной олимпиады КГУ. Конверт направить по указанному адресу, воспользовавшись услугами Почты России.

Способ 3. Электронная почта

Заявку-анкету участника, Согласие участника на обработку персональных данных, Согласие родителя участника на обработку персональных данных (в случае, если участнику не исполнилось 18 лет), выполненную олимпиадную работу (БЕЗ указания персональных данных участника!) отсканировать (в случае отсутствия сканера — сфотографировать), сохранить отдельными файлами Анкету, Согласие(я), Работу и отправить по E-mail: [email protected] , прикрепленными файлами в одном письме.

Регламент проведения

Многопрофильной олимпиады КГУ

Предмет : История

Общеобразовательные предметы : история.

Направления подготовки:

История; педагогическое образование (профиль — история и обществознание); международные отношения.

Сроки проведения : с декабря 2017 г. по февраль — март 2018 г.

Количество и наименование этапов, туров олимпиады,

форма их проведения

Олимпиада проводится в два этапа (включающих в себя три тура). Форма проведения — очно-заочная.

Первый этап — заочный, проводится в один тур. Сроки проведения — с 4 декабря 2017 г. по 31 января 2018 г.

Заочный этап является отборочным.

Для участия в заочном этапе необходимо в срок до 31 января 2018 года предоставить материалы. Материалы представляют собой развернутые эссе по одной из представленных тем (см. Приложение 1) в объеме до 3 страниц (6 000 печатных знаков), оформленные в соответствии с требованиями.

Материалы, полученные с нарушением правил оформления, к рассмотрению жюри не допускаются.

Требования к оформлению:

  1. Шрифт текста : Times New Roman. Высота шрифта — 14 пунктов .
  2. Межстрочный интервал: одинарный.
  3. Выравнивание текста статьи: по ширине.
  4. Сноски автоматические: высота шрифта — 10 пунктов; межстрочный интервал — одинарный, на каждой странице новая нумерация, выравнивание по ширине.
  5. Абзацный отступ − 1,25 см. Поля: верхнее — 3 см, нижнее — 3 см, левое — 2,5 см, правое — 2,5 см.
  6. Название эссе: заглавными буквами по центру, жирным шрифтом.
  7. Сведения об авторе: по правому краю. Указать: фамилию, инициалы, учебное заведение, которое представляет автор, а также фамилию и инициалы педагога, осуществляющего подготовку участника по соответствующему предмету. ОБЯЗАТЕЛЬНО указать адрес электронной почты, по которой возможно связаться с участником.

Обращаем Ваше внимание, что все присланные материалы будут проверены на наличие некорректных заимствований (плагиата). Материалы, имеющие долю оригинальности менее 70%, к участию в туре приниматься не будут.

В эссе необходимо сформулировать собственное отношение к выбранному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися участнику наиболее существенными. При оценке представленных работ будут учитываться следующие критерии:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой автор работы).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Участниками второго этапа олимпиады становится половина участников первого этапа, набравшая большее количество баллов по итогам проверки эссе.

Второй этап — очный, будет проходить на базе исторического факультетаКГУ в феврале — марте 2018 г. (дата будет уточнена позднее ). В его рамках предусматривается проведение двух туров.

Первый тур включает выполнение заданий в тестовой форме, направленных на выявление общего уровня знаний участников по отечественной истории: ключевых фактов, понятий, хронологии, характерных признаков тех или иных исторических явлений, событий и т.д. Участниками второго (финального) тура становятся шесть человек, набравших наибольшее количество баллов по сумме результатов заочного этапа и первого тура очного этапа олимпиады.

Второй, заключительный тур представляет собой творческое испытание. Финалистам предлагается в форме диспута провести защиту проектов по одной из проблем отечественной истории.

Критерии оценивания творческого задания:

Понимание сущности поставленной проблемы;

Умение делать выводы и обобщения;

Самостоятельность суждений, умение аргументировать свою точку зрения;

Грамотность использования исторического материала;

Умение отвечать на вопросы и задавать вопросы другим участникам олимпиады.

Приложение 1

Темы для творческих работ (эссе)

  1. «Народ вместе с детьми и внуками оплакивал ее кончину. Она мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами». (Н.М. Карамзин о княгине Ольге)
  1. «Мономах возвышался над всеми современными князьями дальновидной политикой, твёрдостью, мужеством, народ привык видеть в нём главу Руси» (Н.Г. Устрялов).
  1. «Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным». (В.О. Ключевский о Борисе Годунове)
  1. «История «Избранной Рады» ‒ это политическая и историографическая легенда, сформировавшаяся на страницах переписки Грозного с Курбским. Это легенда отражает процессы полемики и политической борьбы в 1560 — 70-е гг., чем реальную историю 1550-х гг.» (А.И. Филюшкин )