Стадион «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге, более известный как «Зенит Арена», был официально открыт в 2016 году. Главный архитектор здания — японец Кисё Курокава.
С названием спортивного сооружения долго не могли определиться, сперва его хотели назвать стадион «Крестовский» (по названию острова, где он располагается), затем появились более популярные — «Зенит Арена» и стадион «Санкт-Петербург». Окончательный вариант — «Газпром Арена» — был выбран только в декабре 2018 года — спустя 11 лет после начала строительства. За эти годы жители Северной столицы и туристы привыкли называть стадион каждый по-своему, поэтому сегодня можно услышать разные варианты названия.
Еще до открытия «Газпром Арена» прославилась как самый дорогой стадион России. Действительно, на возведение объекта потрачена баснословная сумма. По разным источникам, стоимость «Зенит Арены» составляет более 1 млрд. долларов. За годы строительства стадион заслужил дурную славу главного долгостроя страны, затраты на который с каждым годом только увеличивались. Однако, в рамках подготовки к ЧМ-2018 аренду все-таки достроили.
Характеристики стадиона «Газпром Арена»:
Сегодня «Газпром Арена» — это одна из лучших площадок города, которая подходит как для спортивных, так и для музыкальных мероприятий. Раздвижная крыша стадиона позволяет использовать объект при любой погоде. Инфраструктура сооружения дает возможность организовывать события любого масштаба. К услугам арендаторов помещения разных площадей, кейтеринговая служба, площадка и опытные сотрудники.
Наиболее значимые события стадиона «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге:
В 2019 году арена принимает матчи Лиги Европы УЕФА. Из музыкальных событий наиболее запоминающимся был концерт группы «Ленинград» на «Газпром Арене», состоявшийся в октябре 2018 года.
Круглый год на стадионе проходят спортивные соревнования различного уровня. Конечно, самым ярким событием был Чемпионат мира по футболу — 2018. Сегодня «Газпром Арена» является базой ФК «Зенит» — здесь проходят домашние матчи самой популярной и любимой в Санкт-Петербурге футбольной команды. В зимнее время на арене проводятся соревнования по хоккею. Календарь игр сезона 2018/2019 доступен на официальном сайте «Газпром Арены».
Установить абсолютный ценовой рекорд «Крестовскому» помешала девальвация рубля
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (на фото в центре) 12 сентября по просьбе городских властей (на фото слева – вице-губернатор Игорь Албин) и подрядчика отслужил на стадионе «Зенит арена» молебен о благополучном завершении строительных работ
Журналистов, собравшихся 10 сентября освещать визит инспекции FIFA на строящийся футбольный стадион в Санкт-Петербурге, сначала не хотели пускать на его территорию. Режим безопасности на объекте был резко ужесточен: все въезжавшие машины досматривали с собаками, стройку оградили проволочными секциями дополнительно к установленному по периметру капитальному забору. Там все время что-то рушится и падает, объясняли организаторы журналистам. Подняться на чашу стадиона невозможно, так как демонтированы грузовые лифты, добавляли они.
В конце концов фотографам разрешили сделать несколько снимков сооружения, а пишущим журналистам дали послушать выступления инспекторов.
Официально строительство стадиона закончится в декабре. Сроки строительства соблюдаются, говорит вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин. Но все работы к этому времени завершены не будут. «Это нормальная ситуация», – заявил директор департамента FIFA по проведению соревнований Колин Смит. В FIFA надеются, что два матча Кубка конфедераций в июне и июле 2017 г. арена примет, а к играм чемпионата мира 2018 г. ее успеют довести до финальной готовности, следовало из выступлений Смита и главы оргкомитета «Россия-2018» Алексея Сорокина.
Еще в начале сентября мало кто верил в то, что стадион будет построен в срок. Объект был готов на 85%, вдобавок сменился подрядчик: администрация Санкт-Петербурга расторгла контракт с компанией «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой-СПб» («Инжтрансстрой») и корпорацией «Трансстрой», строившими арену с 2008 г. При этом новый подрядчик – принадлежащий городу «Метрострой» нашел на объекте много недостатков, признал представитель компании: хуже всего, что по всему нижнему ярусу стадиона распространилась плесень, местами примерно на 1 метр от пола, теперь приходится проводить замену покрытия стен и отделочные работы удастся начать только после того, как закроют крышу и просушат здание. Затопило и чашу стадиона, пришлось ее осушать.
Вообще же срок строительства арены отсчитывается от 2004 г., когда была выбрана площадка для строительства и проект стадиона (см. врез на стр. 21). Тогда его планировали построить за три года и 7,2 млрд руб. Почему потребовалось в четыре раза больше времени и в шесть раз больше денег? На форумах футбольных болельщиков теперь часто приводят сравнение: футбольный стадион в Санкт-Петербурге строили дольше, чем Колизей в Риме. Для возведения древней арены понадобилось восемь лет, российская стройка не уложилось и в десять. Стадион в Санкт-Петербурге остается единственным по-настоящему проблемным объектом в программе подготовки к ЧМ-2018, говорит человек, близкий к оргкомитету «Россия-2018».
Судя по всему, главная проблема этой стройки в том, что очень многое для нее делалось на основе договоренностей, а не документов. И каждый раз, когда что-нибудь менялось – курс рубля, губернатор Санкт-Петербурга или планы по использованию стадиона, – приходилось договариваться заново.
Проект по строительству стадиона на Крестовском острове Санкт-Петербурга возник из двух идей: в начале 2000-х городские власти вели переговоры с «Газпромом», который с 2001 г. возглавлял петербуржец Алексей Миллер, о переводе в город части дочерних компаний, другая – девелоперы хотели застроить Крестовский остров элитным жильем, вспоминает бывший чиновник городской администрации. Бывшая тогда губернатором Северной столицы Валентина Матвиенко называла «Газпром » стратегическим партнером. Компания вела большие проекты по газификации города, финансировала социальные и благотворительные проекты, а также была миноритарным акционером футбольного клуба «Зенит », за который болела губернатор. Матвиенко поддержала идею строительства новой арены для «Зенита» на 60 000 мест: стадион «Петровский» на 22 000 мест, где играл клуб, не соответствовал требованиям FIFA. Идеей строительства загорелись топ-менеджеры компании «Открытые инвестиции », входившей в «Интеррос», вспоминает собеседник «Ведомостей». Компания готова вложить до $150 млн в новый стадион, а взамен получить под жилую застройку территорию стадиона им. Кирова на Крестовском острове, рассказывал в 2004 г. «Ведомостям» Сергей Беликов, занимавший тогда должность заместителя гендиректора «Открытых инвестиций». «В «Зените» посмотрели на площадку и решили, что Крестовский остров пригодится им самим. И чтобы был наверняка выбран именно этот вариант, «Газпром» решил сам финансировать проект, вспоминает бывший чиновник Смольного. Матвиенко подписала постановление о строительстве стадиона за счет средств «Газпрома». Строить решили по амбициозному проекту архитектурного бюро Кисё Курокавы – макет стадиона в его исполнении напоминал космический корабль. В 2005 г. газовый монополист получил контроль над «Зенитом» и начал перерегистрацию нескольких своих «дочек», в том числе «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге. Через год Матвиенко объявила, что новый стадион под рабочим названием «Зенит-арена» будет финансировать город: за счет поступлений в городской бюджет налогов от «Газпром нефти». Таким же образом город обещал финансировать и строительство нового офисного центра для «Газпрома», решившего переводить штаб-квартиру в Санкт-Петербург.
Первый подрядчик – компания «Синтез-СУИ» взялась построить объект за 6,6 млрд руб. Но в 2008 г. проект в первый раз изменили – добавили выкатное поле и трансформирующуюся крышу – и выяснилось, что стройка обойдется уже в 23 млрд руб. Из-за кризиса денег у города не хватало – власти отказались финансировать офисный комплекс «Газпрома» и стали искать для стадиона нового подрядчика. Конкурс выиграл «Инжтрансстрой», входивший в корпорацию «Трансстрой». «Трансстрой» был структурой холдинга «Базэл » Олега Дерипаски. Победитель обязался построить стадион за 13 млрд руб. Было очевидно, что этих денег не хватит, но администрация Санкт-Петербурга обещала, что взамен компании «Базэла» получат другие выгодные проекты, вспоминают знакомый топ-менеджеров «Базэла» и бывший чиновник городской администрации. Например, «Главстрой-СПб» Дерипаски обещали отдать проект по строительству нового многофункционального комплекса на месте исторического комплекса «Апраксин двор» в центре Санкт-Петербурга, вспоминают они. В 2008 г. «Главстрой» выиграл конкурс на реконструкцию Апраксина двора, рассчитывая построить на его территории 300 000 кв. м недвижимости. Когда «Инжтрансстрой» «вошел» в проект стадиона, стало понятно, что все еще хуже, за разумные деньги такой сложный стадион не построить, и корпорация начала переговоры с администрацией города о перепроектировании и увеличении сметы, объясняет другой бывший топ-менеджер «Трансстроя».
В 2010 г. Россия выиграла право принимать чемпионат мира по футболу 2018 г. Тут оказалось, что стадион надо доработать в соответствии с требованиями FIFA: увеличить вместимость (до 66 000 мест с возможностью увеличения до 80 000 мест), усилить безопасность. Проект, доработанный институтом «Моспроект-4», стал, как призналась на его презентации Матвиенко, походить вместо космического корабля на обычный – в частности, крыша у него стала попроще: вместо сложной веерообразной обычная раздвижная, стадион окружили стеной и т. д. Как ни старались в институте упростить проект, его стоимость превысила 22 млрд руб. – и администрация соответственно увеличила стоимость контракта с «Инжтрансстроем». В 2011 г. в Санкт-Петербурге сменился губернатор: Матвиенко ушла в Совет Федерации, на ее место был назначен Георгий Полтавченко. У его команды отношения с «Базэлом» не заладились. Например, он настаивал на том, чтобы реконструкция Апраксина двора проводилась с сохранением исторических зданий – это сделало проект менее интересным для структур Дерипаски. В итоге город не продлил инвестконтракт с «Главстрой-СПб».
Список самых дорогих футбольных стадионов мира возглавляет стадион Уэмбли в Лондоне. Строительство арены на 90 000 зрителей на месте старого стадиона обошлось в $1,25 млрд. Комплекс принадлежит Футбольной ассоциации Англии, управляющей футболом в стране.
Бразильский Estadio Nacional Mane Garrincha в столице на 71 000 мест в 2010 г. стоил $900 млн. Арена принимала чемпионат мира по футболу – 2014 и олимпийские матчи Рио-2016.
Возведение в Лондоне к Олимпийским играм 2012 г. Olympic stadium (известен также как London stadium) обошлось городскому бюджету в $775 млн. С 2013 г. его на 99 лет арендовал клуб Английской премьер-лиги West Ham United.
Домашняя арена клуба Arsenal, лондонский стадион Emirates, построенный в 2009 г., оценивается в $750 млн.
В 2013 г. город еще раз поменял проект и стоимость строительства, увеличив ее до 24 млрд руб. и расторг контракт с «Инжтрансстроем» по причине существенного изменения проекта. Однако компания выиграла новый контракт – уже годовой, а затем еще один, и в итоге структуры «Трансстроя» вели строительство до 2016 г. «Не без труда договорились», – вспоминает бывший менеджер «Трансстроя». Компания не могла выйти из проекта, который к тому моменту приобрел государственное значение, без ущерба для репутации бенефициара – Дерипаски, говорит он. Но отношения с городской администрацией становились все хуже. В 2014 г. «Базэл» объявил о продаже «Трансстроя» однокурснику Дерипаски, совладельцу челябинского «Уралавтоприцепа» Егору Андрееву. Дерипаска разочаровался в генподрядном бизнесе, объясняли его знакомые.
Претензий друг к другу у всех участников и кураторов стройки накопилось много. Были проблемы и с городскими чиновниками, вспоминает человек, близкий к оргкомитету «Россия-2018». Доходило до такого: к проекту стадиона могли что-то дорисовать и пойти требовать денег на том основании, что этих изменений требует FIFA. Приходилось устраивать очную ставку с представителями FIFA, сотрудниками оргкомитета, чтобы разобраться, кто кому что говорил, продолжает он. Город просто хотел построить стадион класса люкс с максимальной и уникальной инженерной комплектацией, защищает чиновников представитель «Инжтрансстрой-СПб» Никита Павлов.
По данным комитета по строительству Санкт-Петербурга, в 2016 г. «Инжтрансстрой» стал резко выбиваться из графика строительства. Если в марте доля выполненных работ составляла 67% от плана, то уже в апреле – лишь 17%, а в мае – 20%. «Корректно было бы говорить не о снижении темпов выполнения работ, а о приостановлении приемки заказчиком выполненных работ, – парирует Павлов, – соответственно упали объемы финансирования и темпы производства работ. Начались сложности во взаиморасчетах с подрядчиками и поставщиками». Фактически генподрядчик был вынужден работать за свой счет и через два месяца исчерпал возможности по самостоятельному финансированию стройки, объясняет он. Выполненных, но не принятых работ за этот период накопилось на 1,8 млрд руб., говорит Павлов.
Все отставания от графика объяснялись исключительно тем, что заказчик не представлял проектную, сметную и рабочую документацию в полном объеме и в нужный срок, а также из-за указаний заказчика изменить отдельные объемно-планировочные и архитектурные решения, говорит Павлов.
Все работы при наличии исполнительной документации оплачивались немедленно. Другой вопрос – что генподрядная организация предполагала получать оплату без документарного подтверждения выполненных работ, что не только невозможно, но и незаконно, возражает Албин.
«С мая 2015 г. на стройке действительно накопился ряд проблем. Их можно было решить только сообща – заказчиком и подрядчиком. Это дефицит бюджета стадиона из-за девальвации рубля, экономического кризиса и незавершенного, постоянно меняющегося проекта. Строительные работы велись в ценах 2013 г. Весной этого года бюджет увеличился. Но это было запоздало, и деньги до стройки так и не дошли. Это общая эффективность управления проектом со стороны заказчика. Это постоянно меняющийся проект и отсутствие полного комплекта строительной документации. Это отсутствие договора с эксплуатирующей организацией, которая уже давно должна принимать объект. Заказчик эти проблемы предпочел решать запоздало – и не с нами», – перечисляет Павлов.
В июле 2016 г. комитет по строительству Петербурга расторг договоры генподряда на достройку стадиона с «Инжтрансстрой-СПб» и на благоустройство прилегающей территории – с корпорацией «Трансстрой». Затем ФАС включила обе компании в реестр недобросовестных поставщиков, что запрещает фирмам участвовать в выполнении госконтрактов в течение двух лет.
Комитет через суд потребовал от первого подрядчика возврата непогашенного аванса на 2,74 млрд руб., от второго – на 861 млн руб. Как следует из документов на сайте госзакупок, причинами расторжения контракта город назвал нарушения миграционного законодательства, календарного плана работ и отступление от требований проектной документации, выявленные Ростехнадзором, – в частности, изменение технологии подогрева футбольного поля, технических решений по заполнению конструкции выдвижного поля и системы дренажа. «Инжтрансстрой-СПб» в 2015–2016 гг. ни разу не привлекалась к ответственности за нарушение требований миграционного законодательства, подчеркивает Павлов, а в проектные решения изменения вносил сам заказчик – с целью эксплуатационных улучшений, в том числе по рекомендациям FIFA и «Зенита».
Комитет по строительству жалуется и на высокий процент брака по выполненным «Инжтрансстроем» работам. Например, по данным чиновников, сейчас ведется дефектование и устранение брака на выдвижном поле, производится демонтаж кресел для болельщиков и монтаж новых, идет устранение брака в металлоконструкциях чаши, железобетонных конструкциях, в гидроизоляции внутренних помещений и т. д. «Претензии высказываются по фактически незаконченным объемам, – удивляется Павлов. – Такого рода замечания снимаются в рабочем порядке в процессе планового производства работ. К сдаче объекта все недоделки должны были быть устранены. Претензий к конструктивной безопасности стадиона нет. Претензий Ростехнадзора к работе «Инжтрансстрой-СПб» по состоянию на август 2016 г. нет». Не считает он виной «Инжтрансстроя» и плесень, с которой сейчас борется новый подрядчик «Метрострой»: «До тех пор пока не замкнут контур [здания], необходимо постоянное водоотведение, которое после нашего ухода не велось должным образом».
Возможно, администрация Санкт-Петербурга просто решила достроить стадион, на котором остались не самые сложные работы, силами управляемой городом организации, предполагает человек, знакомый с менеджерами «Инжтрансстроя». Оргкомитет не требовал менять подрядчика, на таком этапе это мега форс-мажор, говорит человек, близкий к оргкомитету. Официально в оргкомитете это не прокомментировали.
В августе экс-подрядчики подали иски к ФАС (третьим лицом выступает комитет по строительству Петербурга), а затем – и к комитету по строительству. Компании надеются взыскать со Смольного 1,8 млрд руб. за выполненные, но не принятые работы, а также оспорить включение регулятором в реестр недобросовестных поставщиков. Третьими лицами по иску к Смольному выступают банк ВТБ и Фонд капитального строительства и реконструкции.
ВТБ с учетом Банка Москвы выдал «Инжтрансстрой-СПб» под контракты на стадион гарантии на 3,8 млрд руб. до 17 января 2017 г.
Президент ВТБ Андрей Костин рассказал в начале сентября «Интерфаксу», что ВТБ готов выплатить гарантии через суд, который решит, кто кому и сколько должен. Он уже обсуждал возврат гарантий с Полтавченко и собирается обсудить с Дерипаской, добавил Костин. «Инжтрансстрой» не имеет никакого отношения к «Базэлу», возможно, заявление сделано «по старой памяти», предположил представитель «Базэла». Гарантии ВТБ были выпущены до продажи «Трансстроя» Андрееву, рассказал человек, близкий к «Инжтрансстрою». В ВТБ вопросы о гарантиях на стадион не комментируют. В телеграмме на имя Полтавченко Дерипаска в июне 2016 г. писал, что «Базэл» не является владельцем «Инжтрансстрой-СПб», но из уважения к Полтавченко готов содействовать успешному завершению строительства.
Албин считает, что город «Инжтрансстрою» ничего не должен. К оплате были представлены работы на сумму 1,8 млрд руб., однако подтверждающие документы «Инжтрансстрой» предъявил только на 328 млн руб., из которых 78 млн руб. ему уже выплачено, а остальное будет выплачено, говорит Албин. Остаток аванса предстоит вернуть, пусть даже в судебном порядке. «Много лукавства в действиях этой организации», – комментирует заявления «Инжтрансстроя» Албин.
Необходимые для завершения строительства арены 2,6 млрд руб. городская администрация забрала из адресной инвестиционной программы комитета по строительству на 2016 г. – на них должно было строиться 29 социальных объектов, в том числе жилой дом, шесть школ, семь детских садов. Перераспределение не повлияет на срок ввода социальных объектов в эксплуатацию: средства учтут в инвестиционной программе при корректировке проекта городского бюджета на 2017 г. и проектов бюджета на 2018–2019 гг. на осенней сессии заксобрания, пообещал Полтавченко.
Стадион, получивший в апреле этого года по решению Топонимической комиссии Санкт-Петербурга название «Крестовский», будет передан в эксплуатацию «Зениту». Название может поменяться, а вот меморандум о передаче подписан, стадион сдан в аренду с последующим переходом в концессию, сообщил «Ведомостям» Албин. Финансовые условия договора он не назвал. Полтавченко уже написал письмо клубу с просьбой закупить оборудование, необходимое для введения стадиона в эксплуатацию. В действующие контракты не вошло оборудование для общепита, медицины и спортивная составляющая, это будет возложено на эксплуатирующую организацию, объяснил Албин. Сумма, в которую это обойдется, а также условия аренды и концессии, по словам чиновника, пока не определены. По данным чиновника администрации Петербурга, эксплуатация стадиона оценивается примерно в 600 млн руб. в год. Представители «Газпрома» и «Зенита» не ответили на вопросы «Ведомостей».
Итоговые затраты на стройку администрация Санкт-Петербурга оценила в 42 млрд руб.
Конечно, в Санкт-Петербурге построили уникальный стадион, нигде в мире нет сооружения такого размера с раздвижной крышей и выкатным полем, но стоимость его все-таки завышена, так же как у многих других российские стадионов, которые строятся за счет государства для ЧМ-2018, говорит гендиректор консалтинговой компании Arena Com Томас Спек. Считается, что себестоимость строительства в 4500–5000 евро за место позволяет обеспечить высокое качество, объясняет Спек. При таком подсчете арена «Зенита» должна была стоить не более 400 млн евро. Спек же вспоминает, что, хотя по текущему курсу евро петербургский стадион оценивается менее чем в 580 млн евро, подавая в 2014 г. официальную заявку на проведение Евро-2020, Россия оценивала стоимость стадиона на Крестовском острове в 934 млн евро. По мнению европейских экспертов, реальная цена стадиона составляет не менее 1 млрд евро, продолжает он. В таком случае стадион может соперничать за статус самой дорогой футбольной арены мира с лондонским Уэмбли, построенным за $1,25 млрд.
Проблема и в том, что за госденьги создается очередной «белый слон», переживает Спек. Для того чтобы окупить эксплуатационные затраты на арену и заработать, необходимо проводить не менее 100 мероприятий в год, считает он. Это очень сложно, особенно учитывая, что у стадиона есть несколько конкурентов по соседству: крытая «Сибур арена» на том же Крестовском острове и спортивно-концертный комплекс «Петербургский», указывает эксперт.
В подготовке статьи участвовали Бэла Ляув, Ринат Сагдиев, Александра Терентьева
Стадион «Крестовский» будет являться главной футбольной крепостью северной столицы во время чемпионата мира 2018. На этот счет уже давно ведется много разговоров и споров, ведь первоначально стадион планировалось назвать также, как и город. Помимо этих названий, и «Зенит-Арены», ходили еще несколько вариантов названий, среди которых чаще всего фигурировали «Газпром Арена», и «Путин-Арена». Но выбор пал все пал на первый вариант, хотя в некоторых источниках эта арена зовется ареной «Санкт-Петербург». В общем, путаница какая-то.
Одно дело название стадиона, а другое – его сдача в эксплуатацию. Строительство арены было начато еще в далеком 2007 году, и лишь в этом году арена была окончательно подготовлена к Кубку Конфедераций и чемпионату мира. За почти 10 прошедших лет окончательная дата завершения реконструкции стадиона имени Кирова, с последующим созданием на его месте высокотехнологичной и ультрасовременной арены, менялась примерно 35 раз, что само по себе уже выглядит странным. Сначала была речь и том, что свой первый поединок коллектив из берегов Невы проведет в 2009 году, после чего начались сплошные переносы. Привело все это к тому, что свою первую встречу в «Зенит» провел на новой арене лишь в 2017 году – в игре против «Урала», 22 апреля, которая, как известно, завершилась скандально.
Хотелось бы выделить и автора проекта, коим был архитектор из Японии – Кисё Курокава. Его идеей было воплощение самых передовых технологий в рамках одной арены. И, судя по всему, его желание в творении полностью воплотилось, ведь главных отличием арены «Крестовский» от других стадионов чемпионата мира является наличие трансформируемых деталей сооружения, крыши и поля.
Стоит отметить, что крыша стадиона во время матчей Мундиаля будет закрываться. Даже если эти самые осадки будут не самыми обильными. В крышу встроена специальная система трубой, которая будет готова выполнить своего рода роль подушки, то есть наполнять части навеса теплым воздухом ради ускоренного процесса того же таяния снега с последующим сливом воды. Мощные воздушные потоки, как предполагается, будут также «разгонять» дождь.
Пожалуй, проблемы со строительством футбольной арены в северной столице уже давно стали частью народного фольклора. Однако и после сдачи стадиона в эксплуатацию поводов для мемов и шуток осталось немало. Главный из них кроется в отвратительном состоянии поля, вынудившем «Зенит» перенести один из своих домашних матчей на стадион «Петровский» (игра с «Краснодаром»).
У всех, кто 7 мая смотрел игру «Зенит» — «Терек» (0:1) вживую или по ТВ, не осталось сомнений, что играть на таком газоне как минимум некомфортно, и как максимум — опасно для здоровья футболистов. При банальных пасах низом мяч у игроков подскакивал на кочках, а куски дерна постоянно взмывали в воздух после подкатов и падений участников игры.
В момент написания статьи на «Крестовском» уже постелили новый газон, а сейчас идет его прошивка. К 11-12 июня числу должно быть все закончено, хотя, возможно, что стадион закончат на несколько дней раньше. Не стоит забывать, что питерская арена примет игры Камерун – Австралия (22 июня), Новая Зеландия – Португалия (24 июня), а также финал Кубка Конфедераций – 2 июля.
В дебютной для «Крестовского» игре «Зенит» — «Урал» из-за неожиданно начавшегося снегопада, было принято решение оставить ее закрытой, после чего стало понятно, что она местами протекает. Сбоку по фанатскому виражу начала капать вода, а в подтрибунных помещениях с этой проблемой справились при помощи пластмассовых ведер.
На этом проблемы на стадионе не закончились. Перед матчем с «Тереком» у сине-бело-голубых возникли проблемы с приездом на Крестовский остров ввиду пробок. Кроме того, в раздевалке хозяев наблюдались перебои с горячей водой. Во время встречи с грозненцами на комфорт жаловались и зрители встречи, со слов которых по стадиону гулял ледяной ветер.
Постоянные изменения стоимости стадиона «Крестовский» делают практически невозможными точно подсчитать сумму, затраченную на строительство. Зато можно сказать, что это не самая дорогая арена в мире, как считают многие. Согласно неофициальной информации, стоимость стадиона оценивается в 39,2 миллиарда рублей, но, конечно же, затрачено на данное построение куда больше.
Что же касается расположения арены, то стадион «Крестовский» расположился на месте бывшей арены имени С.М. Кирова, в западной части Крестовского острова. Можно уже сейчас говорить с уверенностью, что место выбрано очень успешно, и здешняя инфраструктура и транспортная развязка вышла на сравнительно новый уровень уже в 2016 году.
Лучше всего до нового стадиона в Санкт-Петербурге добраться на метро. Ближайшая станция метро – «Крестовский остров», являющаяся сиреневой веткой метро. От станции «Международная» до «Крестовского острова» около 30 минут пути. Возможен вариант езды на автобусах. До стадиона вас довезут автобусы по маршрутам 10, 14, 25 и 25А.
Новый стадион питерского «Зенита» займет достойное место в списке самых дорогих арен планеты.
Во вторник «Советский спорт» опубликовал .Достойное место в рейтинге занял и стадион «Санкт-Петербург», более известенпод своим народным именем – «Зенит Арена». Удивило одно – возросшие более чемна 700% по сравнению с первоначальными прикидками затраты на возведение этогоспортивного сооружения.
В этот же день департамент строительства Санкт-Петербургаотчитался по кадастровой стоимости стадиона – 41,7 миллиарда рублей.Неизвестно, как в северной столице досчитались до этой суммы, но независимыемеждународные организации пришли к другим цифрам. Они суммировали всегосударственные контракты на постройку стадиона, .
В итоге вышла сумма в 47,9 миллиарда рублей, которая ужебыла уплачена по контрактам. Однако некоторые контракты пока отработаны не доконца. Не до конца по ним и заплатили. Ожидается, что окончательная сумма тратна строительство «Зенит Арены» .
По нынешнему курсу это порядка 845 миллионов долларов.Однако исследователи не сталилениться и посчитали траты по каждому отдельному контракту, конвертировавзатраты в доллары не на сегодняшний день, а на день расчета по этому контракту.А ведь курс за время строительства стадиона с 27 рублей за доллар рос почти до80 рублей, потом снизившись до 60 рублей. В итоге в долларах окончательнаясумма должна составить порядка 1,38 миллиарда.
Мы же решили поинтересоваться, какое место «Зенит» Арена»займет в списке самых дорогих футбольных стадионов планеты. Обратите внимание,что мы приводим в этом списке стадионы, которые по большей части используютсядля проведения футбольных матчей.
В начале XXвека лондонский «Арсенал» задумался о строительстве нового стадиона.Старый «Хайбери» перестал устраивать команду – был маленьким и моральноустаревшим. В итоге в 2006 году был открыт стадион под названием «Эмирейтс»,который стал третьим по вместительности стадионом Англии – 60 432 человека.Затраты на строительство составили 390 миллионов фунтов стерлингов, что покурсу на 2006 год примерно равнялось 705,9 миллионам долларов.
«Олимпийский» стадион в Лондоне, как и следует из названия,был возведен к Олимпийским играм 2012 года. На нем проходили церемонии открытияи закрытия, а также легкоатлетические соревнования. Вместимость – 60 100человек. После окончания Олимпиады власти города долго не могли решить судьбуграндиозной постройки. В итоге она досталась местному футбольному клубу «ВестХэм», который проводит на ней свои домашние поединки.
Стадион «Фишт» в российском городе Сочи был построен в 2013году – к зимним Олимпийским играм 2014 года. Стоимость возведения составила 779миллионов долларов. Однако после окончания церемонии закрытия Олимпийских игрстадион был закрыт на реконструкцию. Потребовалось еще порядка 3,3 миллиардоврублей, или 55 миллионов долларов по текущему курсу на то, чтобы адаптироватьсооружение к проведению футбольных матчей чемпионата мира 2018 года. В итогеобщая стоимость стадиона составила около 34 миллионов долларов. Поканеизвестно, как стадион будет использоваться после завершения ЧМ-2018, ведь вСочи нет профессиональной футбольной команды.
Стадион в столице Бразилии, городе Бразилиа, которому былорешено дать название «Национальный», был построен к чемпионату мира 2014 года. Стоимостьвозведения арены составила порядка 900 миллионов долларов. Это вызвало волнунегодования со стороны местных жителей. Они посчитали излишком строительствотакой большой и дорогой арены в городе, где она никому не нужна. В Бразилиииграет местная одноименная команда, которая выступает во второй лиге и непретендует на титулы.
Стадион «Санкт-Петербург», который строится в городе на Невес 2006 года, всем нам хорошо знаком. С изначальной примерной стоимости в 6миллиардов рублей ценник подскочил до итоговых 50 миллиардов. Строительстворастянулось более чем на 10 лет. Зато «Зенит» получит в свое распоряжение самыйсовременный футбольный стадион в Европе, если не в мире. На этой арене пройдутматчи Кубка Конфедераций 2017, чемпионата мира 2018, а также чемпионата Европы2020 года. Вместимость – 67 800 человек
Раньше этот стадион назывался «Олимпийским». Он был построенв Монреале к Олимпийским играм 1976 года. В 2012 году морально устаревшеесооружение закрыли на реконструкцию, которая завершилась в 2015 году и обошласьканадскому бюджету в 1,44 миллиарда долларов. Новый стадион получил имя «КингФинал Арена». На нем проходят домашние матчи сборной Канады по футболу, а такжеважнейшие игры канадской футбольной лиги. Вместимость – 61 004 человек.
Самым дорогим футбольным стадионом на планете продолжаетоставаться лондонский «Уэмбли», открывшийся после длительной реконструкции в2007 году. Этот гигант вмещает 90 000 зрителей. Именно здесь проводит своидомашние матчи сборная Англии по футболу. В 2017 году здесь же будет играть илондонский «Тоттенхэм», пока арена этой команды закрыта на реконструкцию.Стоимость реконструкции «Уэмбли», которая по сути была возведением новогостадиона на старом месте с сохранением одной исторической стены, обошласьанглийскому бюджету в 798 миллионов фунтов стерлингов. По курсу на тот год этобыло порядка 1,59 миллиарда долларов. Однако в эту сумму входила иреконструкция нескольких прилегающих к стадиону кварталов – условие города. Такчто настоящую стоимость возведения стадиона, как отдельного сооружения мы врядли когда-нибудь узнаем.
источник: «Советский спорт»
Видеообзоры матчей 24-го тура АПЛ «Советский спорт» собрал для вас видео всех голов и других ярких моментов матчей 24-го тура чемпионата Англии. 24.01.2020 00:00 Футбол
Медаль совсем близко, но пока не дается. Российская эстафета – опять четвертая На этапе Кубка мира в Рупольдинге наши в мужской эстафете финишировали на 4-м месте – всего в 8 секундах от бронзовых призеров из Австрии. 18.01.2020 19:00 Биатлон Тигай Лев
Джокович в роли официанта и Шарапова-комментатор. Как звезды готовились к Australian Open В преддверии стартующего в понедельник чемпионата Австралии топ-звезды мирового тенниса были замечены не только на тренировочных кортах. «Советский спорт» собрал самые интересные моменты с участием Шараповой, Джоковича, Надаля, Федерера и не только. 19.01.2020 21:45 Теннис Велиев Эмиль
Шарапова покидает Мельбурн и топ-300. Мария проиграла четвертый матч подряд Что происходит с россиянкой. И чего теперь от нее ждать. 21.01.2020 14:30 Теннис Мысин Николай
С 15 ноября 2005 года по 23 августа 2006 года по инициативе правительства Санкт-Петербурга был проведен конкурс на лучший проект нового стадиона. Экспертная комиссия отдала предпочтение проекту «Космический корабль» японского архитектора Кисё Курокавы.
Заказчиком строительства нового стадиона выступает Комитет по строительству Санкт-Петербурга. Генеральный проектировщик проекта — компания Kisho Kurokawa architects & associates. Генеральный подрядчик строительства — ЗАО «Инжиниринговая корпорация „Трансстрой“».
Новый проект предусматривает, что на арене смогут единовременно находиться 68 тысяч зрителей. Высота семиэтажного здания составит 56,6 метра, площадь футбольного поля — 9840 квадратных метров. Арена будет накрыта раздвигающейся крышей, что позволит в комфортных условиях (рабочая температура — +15) проводить матчи в зимнее время года.