Общеразвивающая программа подготовки по художественной гимнастике. Общеразвивающая программа по гимнастике. Особенности вида спорта Спортивная гимнастика

5 марта 2020

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Кирсановская детская школа искусств»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ГИМНАСТИКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЯ»

Составитель: Третьяк Ю.В.

Кирсанов 2014

    Пояснительная записка………………………………………………………….3

    Цели и задачи учебного предмета «Гимнастика»……………………4

    Срок реализации учебного предмета……………………………..5 — 6

    Требования к уровню подготовки обучающихся………………………12

    Формы и методы контроля, система оценок…………………….12 — 13

    Методическое обеспечение учебного процесса………………..14 — 17

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».

Учебный предмет «Гимнастика» предназначен для подготовки учеников к успешному освоению движений классического танца.

Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.

Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костно-мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии.

За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям, развивается и закрепляется гибкость, координация, точность движений тела.

Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение уводит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.

Цели и задачи учебного предмета «Гимнастика»:

Цель: обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, и способствующими успешному освоению технически сложных движений.

Задачи:

    овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела;

    обучение приемам правильного дыхания;

    обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;

    обогащение словарного запаса учащихся в области специальных знаний;

    формирование у детей привычки к сознательному изучению движений и освоению знаний, необходимых для дальнейшей работы;

    развитие способности к анализу двигательной активности и координации своего организма;

    развитие темпово-ритмической памяти учащихся;

    воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности;

    воспитание важнейших психофизических качеств двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации.

Учебный предмет «Гимнастика» неразрывно связан с учебным предметом «Основы классического танца», а также с другими предметами дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства «Хореография».

Срок реализации учебного предмета:

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет (ОП с 4-х летним сроком освоения), составляет 1 год (1 класс).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Гимнастика»:

Срок обучения/количество часов

1 класс

Количество часов

Количество часов на аудиторную нагрузку

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

Недельная самостоятельная работа

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

График промежуточной аттестации.

Вид аттестации

график промежуточной аттестации

Классы/полугодия

Вид промежуточной

К.У. – контрольный урок.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по гимнастике определяется с учетом индивидуальных способностей учеников с привлечением родителей и под контролем преподавателя.

Виды внеаудиторной работы:

Выполнение домашнего задания в виде комплекса специальных физических упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

    методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

    метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

    метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);

    репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний, умений, навыков);

    эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения).

Предложенные методы работы по гимнастике являются наиболее продуктивными при решении дидактических задач и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для мелкогрупповых занятий по учебному предмету «Гимнастика» оборудованы балетными станками, шведскими стенками, зеркалами размером 7м на 2м, для проведения занятий необходим музыкальный инструмент (фортепиано или баян).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Настоящая программа отражает разнообразие специальных упражнений для выработки большого числа новых все усложняющихся двигательных навыков, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику

Преподаватель в работе должен учитывать, что большинство упражнений предназначаются для исполнения, а остальные — для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы по освоению движений гимнастики.

В гимнастике требуются определенные навыки владения своим телом такие как:

    ловкость;

    гибкость;

    сила мышц;

    быстрота реакции;

    координация движений.

Первый класс.

Цель: ознакомление учащихся сработой опорно-двигательного аппарата, укрепление общефизического состояния учащихся.

Задачи:

укрепление общефизического состояния учащихся;

Развитие элементарных навыков координации;

Развитие выворотности ног при помощи специальных упражнений, которые помогут учащимся овладеть основными позициями классического танца.

1. Упражнения для стоп .

1 . Шаги: а) на всей стопе; б) на полупальцах.

2 . Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.

3 . Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по 1 позиции.

4 . Releve на полупальцах в VI позиции: а) у станка; б) на середине;

в) с одновременным подъемом колена (лицом к станку).

5 . Из положения — сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен «вывалиться»), перейти на полупальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение.

6 . Сидя на пятках, спина круглая, перейти в положение — сидя на подъем, руки опираются около стоп.

7 . Лицом к станку: из 1 позиции поставить правую ногу на «полупальцы» (колено находится в выворотном положении), перевести ногу «на пальцы» и вернуть ногу в исходную позицию.

1 . Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1.

2 . «Лягушка»: а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе;

г) сидя на полу — руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в «замок», подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса; д) «Лягушка» с наклоном вперед.

3 . Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками так, чтобы они сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги вперед.

4 . Лежа на спине, подъем ног на 90º по 1 позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.

3. Упражнения на гибкость вперед.

1 . «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.

2 . «Складочка» по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.

3 . Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в тазобедренных суставах).

4 . В глубоком plie по II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.

5 . Спиной к станку: «кошечка», т.е. последовательный волнообразный прогиб из положения «стоя» в наклон вперед. Прогиб начинается с верхних звеньев позвоночника. Движение делается и в обратном порядке.

4. Развитие гибкости назад.

1.Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз -поза «сфинкса».

2. Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.

3. «Колечко» с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.

4.»Корзиночка».

В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении «мостик»).

5. «Мост», стоя на коленях: в положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении «мостик»).

6. Из положения «стоя» опуститься на «мостик» и вернуться в исходное положение.

5. Силовые упражнения для мышц живота.

1. Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:

2. «Уголок»: а) из положения — сидя, колени подтянуть к груди

б) из положения — лежа.

3.Стойка на лопатках с поддержкой под спину.

4. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º. Опустить ноги за голову до пола, развести в стороны и через rond собрать в 1 позицию.

1. Лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки вперед или в сторону, ноги в выворотном положении).

2. Лежа на животе, подъем и опускание ног и нижней части туловища (ноги в выворотном положении, голова на руках):

3. «Самолет». Из положения — лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.

4.»Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.

5. Отжимание от пола (упражнение для мальчиков за счет упражнения №4).

6.»Обезьянка».

Стоя по VI позиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.

7. Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки в III позиции). Партнер придерживает за колени.

8. Стоя в 1 позиции, поднять руки вверх, сделать глубокий наклон вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение «упор лежа». При этом стараться удержать пятки в 1 позиции на полу. Сгибаясь в тазобедренных суставах, подтянуть ноги в 1 позиции, как можно ближе к рукам. Подняться в исходное положение.

1. Лежа на полу, battements releve lent на 90º по 1 позиции во всех направлениях.

2. Лежа на полу, grand battement jete по 1 позиции во всех направлениях

3. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в 1 позицию вверх.

4. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.

5. Сидя на прямом «полушпагате», повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.

6. Сидя на прямом «полушпагате», наклонить туловище боком вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре:

7. Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу вперед.

8. Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу.

9. Сидя на полу с ногами по 1 позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе. Проделать все в обратном порядке.

10. Лежа на боку, battement developpe правой ногой, с сокращенной стопой. Захватить ее: а) правой рукой, б) левой рукой.

11. Равновесие с захватом правой руки голеностопного сустава правой ноги:

а) вперед, б) в сторону, в) назад.

8. Прыжки.

1. Temps saut é по VI и 1 позициям.

2. Подскоки на месте и с продвижением.

3. На месте перескоки с ноги на ногу.

4.»Пингвинчики». Прыжки по 1 позиции с сокращенными стопами.

5. Прыжки с поджатыми ногами.

6. Прыжки с продвижением в полушпагате с поочередной сменой ног.

7. «Козлик». Выполняется pas assamble , подбивной прыжок.

8. Прыжок в шпагат.

9. Подбивной прыжок в «кольцо» одной ногой.

10. Прыжок в «лягушку» со сменой ног.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Гимнастика», и предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

Знание анатомического строения тела;

Знание приемов правильного дыхания;

Знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;

Знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;

Умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

Умение сознательно управлять своим телом;

Умение распределять движения во времени и в пространстве;

Владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;

Навыки координаций движений.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества освоения учебного предмета «Гимнастика» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, опросы, просмотры.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки проходят в виде просмотров.

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих учебный год занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения предмета «Гимнастика» по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Критерии оценок.

Образовательным учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.

По итогам показа на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, отсутствие свободы исполнения и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

    оценка годовой работы ученика;

    оценка на контрольном уроке.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Основная форма учебной и воспитательной работы — урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика по выполнению гимнастических упражнений, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учениками, но также во многом обусловлена их индивидуальностями, а также сложившимися в процессе занятий отношениями учеников и педагога.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть основан на выполнении известных правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Содержание процесса обучения на уроках гимнасти киил, в соответствии с основополагающими принципами педагогической науки, должно иметь воспитательный характер и базироваться на дидактических принципах сознательности и активности, систематичности и последовательности прочного освоения основ изучаемого предмета.

Одна из основных задач гимнастики, как предмета — воспитание важнейших психофизических качеств, развитие двигательного аппарата в сочетании с формированием моральных и волевых качеств личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты реакции, смелости, творческой инициативы, координации и выразительности.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из физических возможностей ребенка. Необходимым условием для успешного обучения на уроках гимнастики является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки корпуса, рук, ног и головы. С первых уроков полезно ученику рассказывать об анатомическом строении тела, о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.

Преподаватель в занятиях с учеником помогает учащимся увидеть образ движения. Ученик впитывает, как губка, все впечатления от действий педагога, поэтому все поведение педагога на уроке должно строиться, как положительный образец правильного отношения к общему делу, а показ должен быть точным, подробным и качественным. Показом надо пользоваться умело – то есть не злоупотреблять им в тех случаях, когда в нем нет необходимости. Нет смысла показывать движение, которое хорошо известно; это снижает интерес к занятиям и ничего не дает для развития памяти учеников.

Техника исполнения является необходимым средством для выполнения любого гимнастического упражнения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место занимает работа над координацией движений, поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать ловкость, как одно из наиболее важных двигательных качеств, необходимых на уроках гимнастики. Без ловкости нельзя усвоить ни одно упражнение. Она позволяет избежать травм при выполнении сложных движений, что требует умения распределять внимание.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа, поэтому, готовясь к уроку, преподаватель должен, прежде всего, определить его направленность.

Важным методом правильной организации урока является продуманное, спланированное размещение учащихся. При выполнении движений у станка надо расставить учеников так, чтобы они не мешали друг другу. При выполнении движений на середине зала лучше размещать детей в шахматном порядке, чтобы преподаватель мог лучше видеть их, причем через 2-3 урока следует менять линии.

Для самоконтроля за упражнениями необходимо проводить занятия перед зеркалом. Однако занятия перед зеркалом следует чередовать с занятиями без зеркала, чтобы учащиеся учились контролировать свои движения лишь с помощью мышечного чувства.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческие задачи развивают такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Следует придерживаться следующих принципов в организации самостоятельной работы:

    ученик должен быть физически здоров, занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным;

    самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематичными;

    периодичность занятий — каждый день или через день, в зависимости от сложности и трудоемкости задания;

    объем времени на самостоятельные занятия в неделю – 1 час;

    индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по гимнастике.

1. Упражнения для стоп.

Задачей данных упражнений является развитие гибкости и силы стопы, растягивание ахилловых сухожилий. Это необходимо для прыжков и в движениях на «полупальцах».

2. Упражнения на выворотность.

Эти упражнения развивают супинаторы бедра, голени и стопы, увеличивают эластичность связочного аппарата и подвижность всех суставов тела. Выворотное положение ног в классическом танце вызвано анатомическими и эстетическими причинами. Выворотность дает возможность очень высоко отводить ногу. Только при выворотном положении ног создается линия и рисунок классического танца, отвечающие законам эстетики.

3. Упражнения на гибкость вперёд.

Задача упражнений этой группы направлена на развитие гибкости мышц спины и внутренней части ног.

При выполнении данных упражнений особое внимание необходимо уделить:

а) правильному положению корпуса при наклонах вперед;

б) максимальной вытянутости коленей.

4. Упражнения на гибкость назад.

Эта группа упражнений развивает гибкость мышц живота и внешней части ног. При выполнении упражнений данного раздела необходимо следить за тем, чтобы ребенок, прежде чем наклониться назад, максимально вытянулся вверх. Несоблюдение этого условия развивает нарушение осанки, приводит к травмам позвоночника и мышц спины.

5.Силовые упражнения для мышц живота.

В упражнениях на силу преобладающими являются активные сокращения (напряжения) мышц для преодоления силы тяжести тела. Упражнения надо начинать с легких непродолжительных нагрузок, постепенно включая мышцы в работу. Каждое упражнение выполнять без перерыва несколько раз в подряд, но количество повторений должно быть таким, чтобы не вызвать большого утомления. Целесообразно пользоваться различными вариантами одного и того же упражнения.

6. Силовые упражнения для мышц спины.

Развивая гибкость, полезно сочетать упражнения на растяжения с силовыми. Развитие силы мышц спины необходимо не только для устранения активной недостаточности, но и для того, чтобы избежать ослабления поясничного отдела позвоночника и тем самым защитить его от травм.

7. Упражнения на развитие шага.

Задача этой группы упражнений — подготовить ноги к сложным танцевальным движениям с большой амплитудой. Это самая трудоемкая часть урока.

По характеру выполнения упражнения на растягивание могут быть:

а) медленные, которые являются одновременно и упражнениями на силу и растягивание, к этой группе относятся так называемые «затяжки»;

б) быстрые — резкое выбрасывание ноги с напряженными мышцами, с максимальным приложением силы (grand battement jete).

8. Прыжки.

Упражнения этой группы направлены на развитие рессорной функции стопы, » баллона», то есть способности задерживаться в воздухе в определенной позе. Для этого необходимо учиться достигать предельной точки прыжка, что помогает повисать в воздухе.

При подготовке к уроку по предмету » Гимнастика» необходимо помнить, что упражнения на развитие силы надо чередовать с упражнениями на развитие гибкости, так как они являются отдыхом от силовых упражнений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной гимнастике » — является дополнительной программой физкультурно – оздоровительной направленности.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. «Об образовании в Российской Федерации» и на основании Приказов: Министерства спорта Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; № 000 от 01.01.2001г. «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам.

Программа муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования ДЮСШ №1 «Атлетика» отделения спортивной гимнастики призвана объединить в себе интересы ребенка, семьи, общества и государства, выступающим основным социальным заказчиком . Программа составлена с учетом потребностей детей, родителей, образовательных учреждений, социума.

Программа составлена с учетом передового опыта обучения и тренировки гимнастов, результатов последних научных рекомендаций в данном виде дополнительного образования, практических рекомендаций по возрастной физиологии и медицине, по теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии и гигиене, а так же с учетом имеющейся спортивной базы и педагогического контингента.

Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки гимнастов, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов, воспитания морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

1. Особенности вида спорта Спортивная гимнастика

Спортивная гимнастика по праву считается одним из самых зрелищных и популярных видов спорта. Российские гимнасты добились больших успехов на международной спортивной арене. Спортивная гимнастика включена в программу олимпийских игр. Программа соревнований у мужчин предусматривает выполнение упражнений в шести видах: вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки.

Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимна­стических элементов (акробатических прыжком, элементов малой акробатики, равновесий, элементов хореографии), выполняются индивидуально на специальном гимнастическом ковре.

Упражнения на коне (махи и перемахи одной и двумя ногами, скрещения прямые и обратные, круги одной и двумя ногами, соскоки) — считаются наиболее трудными из всех видов гимнастического многоборья. Они усложняются введением поворотов, выходов и переходов, изменением условий опоры на две и одну ручку, внутри ручек, на ручку и тело коня, на тело, и могут выполняться продольно и поперек.

Упражнения на кольцах относятся к одному из наиболее сложных видов гимнастического многоборья. Из сочетания различных упражнений состоят комбинации, непременным условием которых является сочетание разнообразных силовых перемещений, сложных статических поз, резких переходов маховых упражнений в статические положения. Для овладения такими упражнениями необходимо сочетание хорошо развитой мышечной силы, гибкости, ориентировки в пространстве и чувства равновесия, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости.

Опорные прыжки — сложные по координации кратковременные движения, требующие большой концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве, внимания, решительности и смелости. Выполняются с разбега, как правило, толчком обеих ног о гимнастический мостик, с обязательной промежуточной опорой руками о снаряд.

На брусьях (высота 175 см от поверхности матов) выполняются маховые, статические и динамические упражнения в упорах и висах, поперек и продольно по отношению к снаряду, на одной и двух жердях, с попеременным и одновременным перехватами рук, на середине и на концах жердей, лицом наружу и внутрь.

Упражнения на перекладине располагают большими потенциальными возможностями для развития у занимающихся координации движений, мышечной силы, гибкости, устойчивости функций вестибулярного анализатора к действию ускорений, ориентировки в пространстве, смелости, точного расчета и осторожности при выполнении сложных упражнений.

Основным видом подготовки гимнастов является спортивная тренировка. Она представляет собой многолетний, круглогодичный процесс, направленный на развитие у них способностей, необходимых в достижении спортивного мастерства. Тренировка в спортивной гимнастике строится на основе общих для спортивной деятельности принципов:

Специализация и направленность к высшим достижениям – систематическая работа над овладением все более сложными упражнениями, программным материалом более высоких спортивных разрядов. Для этой цели используются специальные упражнения и методические приемы. Их подбор осуществляется в соответствии с общей и специальной физической подготовленностью, функциональными возможностями организма, двигательными и психическими способностями, направленностью и отношением юных гимнастов к занятиям.

Единство общей и специальной подготовки предусматривает укрепление здоровья, повышение общей и специальной физической подготовленности, физической и умственной работоспособности, овладение необходимыми знаниями в области гимнастики и смежных дисциплин, развитие способностей для успешного овладения программным материалом данного и более сложного спортивного разряда, изучение степени податливости способностей к развитию (тренируемости).

Непрерывность тренировочного процесса вытекает из дидактического принципа систематичности и последовательности. Овладение большим объемом резко отличающихся друг от друга по структуре движений, энергетическому и сенсорному обеспечению упражнений, соединений, комбинаций, требует многолетней, круглогодичной тренировки. Разрабатываются недельный, месячный, годичный, двухгодичный и олимпийский четырехгодичный циклы тренировки. В них учитываются сложность упражнений, объем и интенсивность физических и психологических нагрузок, отдых, сочетание спортивной тренировки с учебой в школе и другими интересами гимнастов.

Единство постепенности возрастания и стремления к максимальным нагрузкам логически вытекает из предыдущего принципа. Разумное дозирование нагрузки для развития функциональных возможностей организма и психологической готовности гимнастов к доведению упражнений до высокого мастерства исполнения, виртуозности , артистизма, основывается на хорошем знании состояния здоровья, функциональных возможностей организма, способностей юных гимнастов.

Волнообразность динамики тренировочных нагрузок проявляется в периодическом повышении и снижении их объема и интенсивности. Это позволяет лучше управлять процессами утомления, восстановления работоспособности гимнаста. Повышение и снижение нагрузки регулируется за счет количества выполненных элементов, соединений и целых комбинаций во время тренировочного урока.

Эти принципы согласуются с принципами обучения и воспитания. В соответствии с ними строятся как отдельное тренировочное занятие, так и многолетний процесс тренировки гимнастов всех уровней спортивной квалификации.

В процессе трени­ровки осуществляется общая и специальная физическая, техническая, тактическая, психологическая и теоретическая подготов­ка гимнастов. Тренировка проводится на учебных, учебно-трени­ровочных занятиях, соревнованиях, внеурочных и внесоревновательных мероприятиях и на других видах занятий.

Цель программы – обеспечить условия для содействия всестороннему гармоничному физическому развитию юношей и формированию жизненно важных навыков и умений.

Ожидаемые результаты реализации Программы на спортиво-оздоровительном этапе:

Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся;

Привитие интереса и потребности к регулярным занятиям спортивной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности;

Освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов;

Формирование гимнастического стиля («школы») выполнения упражнений;

Выявление задатков и способностей занимающихся, с целью отбора перспективных детей в спортивной гимнастике.

Основными задачами реализации Программы являются:

Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

Формирование жизненно важных навыков и умений.

Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

В ДЮСШ № 1 «Атлетика» состав комиссии по набору, сроки приема документов, отбора и зачисления поступающих размещаются на официальном сайте образовательной организации.

Основными показателями эффективности реализации программы являются:

Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке;

Выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов Единой всероссийской спортивной классификации;

Участие в соревнованиях соответствующего уровня;

Перевод обучающихся в группы начальной подготовки 1-го года обучения

Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспитания занимающихся различного уровня подготовленности и создания условий для формирования у обучающихся потребности к занятиям спортом и здорового образа жизни. Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно-оздоровительных групп, составлена на основе дополнительной общеразвивающей образовательной программы с элементами спортивной гимнастики для категории занимающихся 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 3 БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно — оздоровительной группы — девочки

СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

Тренер-преподавател: Кожанова К.Ю.

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГБУ ДО «ДЮСШ №3 БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

2015 ГОД

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно-оздоровительных групп, составлена на основе дополнительной общеразвивающей образовательной программы с элементами спортивной гимнастики для категории занимающихся 5-6 лет

Срок реализации Программы:

(возраст)

состав группы (человек)

Максимально допустимый количественный

состав группы (человек)

Срок освоения программы

5-6 лет

1 год

старше 7 лет и до 17 лет

10 лет

Программа одобрена педагогическим советом ГБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 3 Белгородской области» (протокол № 1 от «31»августа 2015г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение рабочей программы.

Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспитания занимающихся различного уровня подготовленности и создания условий для формирования у обучающихся потребности к занятиям спортом и здорового образа жизни. Общеразвивающая образовательная программа с элементами спортивной гимнастики разработана в ГБУ ДО «ДЮСШ №3 Белгородской области», регламентирует объем и содержание учебного материала, разделяет его по годам обучения. Срок реализации программы с 5 до 17 лет. Данная рабочая программа содержит теоретико-методический и практический материал для подготовки занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 5-6 лет лет.

В спортивно-оздоровительной группе (далее- СОГ) особое внимание уделяется базовой физической подготовке гимнасток.

В процессе работы над рабочей программой были учтены данные новых научных исследований и опыт работы лучших тренеров по спортивной гимнастике, Белгородской области и других регионов России. Изменения, внесены в программу, продиктованы сложившимися условиями современного образования, необходимостью совершенствования учебно-тренировочных процесса в связи с ростом требований к подготовке гимнасток и изменениями в правилах соревнований.

Рабочая программа для СОГ(девочки) рассчитана на 168 учебных часов (42 недели учебно-тренировочных занятий)

Распределение учебного материала в СОГ(девочки):

2 часа для освоения т еоретического учебного материала;

82 часа на освоение общей физической подготовки;

40 часов на освоение специальной физической подготовки;

40 часов на освоение спортивно-технической подготовки;

2 часа– на контрольно-переводные испытания (далее –тесты), необходимые для перехода на дополнительную предпрофессиональную программу в области физической культуры и спорта по виду спорта спортивная гимнастика или программу спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика;

2 часа–участие в соревнованиях.

Программа разработана и реализуется в соответствии и с учетом основных положений и требований:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона от 4 декабря 2007 г. 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;

Приказа Минстерства спорта РФ от 30 августа 2013 г. № 691 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика».

Учебная нагрузка для данной группы составляет 4 часа в неделю.

Распределение учебного материала в СОГ (девочки):

Наименование учебного предмета

Период освоения учебного материала

(номер календарного месяца)

всего

УП 1.1. «Теория физической культуры и спорта и вида спорта спортивная гимнастика»

УП 2.1. Физическая подготовка

УП 2.2. Элементы спортивной гимнастики и акробатики

Контрольные испытания и тесты и соревнования

соревнования

ИТОГО

(в академических часах)

Структура программы

Программа включает разделы: пояснительную записку; этапы обучения; содержание учебного материала программы по спортивной гимнастике; требования к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения; годовой план-график распределения учебного материала по этапам обучения; календарно-тематическое планирование, контрольные нормативы; формы и средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения.

Этапы обучения

Все занимающиеся на отделении спортивной гимнастики принимаются в спортивно – оздоровительных группы с учетом возраста, пола, общефизической и спортивной подготовленности с 5-6 лет (девочки)

Занятия в СОГ проводятся 2-4 раза в неделю, количество занимающихся в каждой группе от 10 до15 человек;

Основной задачей ДЮСШ на оздоровительном этапе является развитие способностей обучащихся, оздоровление, выявление способных детей и их привлечение к систематическим занятиям спортивной гимнастикой.

Общие задачи работы спортивно — оздоровительных групп : повышение функциональных возможностей организма занимающихся, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование техники выполнения гимнастических элементов, участие в соревнованиях, подготовка к выполнению нормативов 3 юношеских разрядов.

Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков.

Значительное внимание в подготовке гимнастки уделяется развитию общей и специальной физической подготовки и изучение базовых элементов спортивно-технической подготовки: гимнастических элементов, акробатики и хореографии. С целью повышения эмоциональности и интереса к данному виду спорта, в каждое занятие включаются подвижные игры с обучающими элементами, строевые упражнения, акробатические элементы, общеразвивающие упражнения, задания на внимание и др.

Теоретический учебный материал:

1. История развития спортивной гимнастики на Белгородчине.

Гигиенические знания и навыки. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований во время занятий в зале. Использование естественных факторов природы: солнца, воздуха и воды в целях укрепления здоровья и закаливания. Значение утренней зарядки для юной гимнастки

2. Гимнастические снаряды и инвентарь. Правила использования оборудования и инвентаря. Правила безопасности при работе на снарядах.

Практический материал:

Общая и специальная физическая подготовка . Особенно с ти выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения.

Практические занятия. Строевые упражнения: Стойки и повороты на месте и в движении, перестроения гимнастов на месте, в движении, перемена направления движения. Общеразвивающие упражнения в комплексах с увеличением количества повторений предлагаемых упражнений и сложности.

Общеразвивающие упражнения без предметов . Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук,

Упражнения для мышц ног. Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении. Упражнения на гимнастических снарядах (перекладина низкая, брусья). Бег с различными положениями ног (поднимая колени, выпадами, приставными шагами; бег с изменением направления и скорости, бег, высоко поднимая колени, скрестным шагом).

Упражнения с предметами . Скакалка: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе, бег. Гимнастическая палка: наклоны и повороты туловища, маховые и круговые движения рук, переворачивание, выкручивание и вкручивание палки, прыжки через палку. Упражнения с набивными мячами (0,5 – 1,0 кг): броски вверх-назад. Упражнения с гантелями (0,5кг) для различных групп мышц плечевого пояса и рук.

Подвижные игры, игры с мячом , с бегом, с прыжками, с метанием, игры нa внимание и быстроту реакции, эстафеты.

Акробатические упражнения для укрепления мышц шеи, пресса, кистей рук, стоп, на растяжку. Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках, “мост” из положения лежа на спине, из положения стоя с опусканием назад, глубокие выпады, полушпагаты,шпагаты.

Легкоатлетические упражнения . Бег с ускорением 20 м, 30 м, эстафеты встречные и круговые с этапами по 10 м, прыжок в высоту с места и с разбега, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, прыжки с двух ног через гимнастическую скамейку или бревно.

Сnецuальныеупражненuя . Комплексное развитие физических качеств в специфических режимах работы, (удержание угла в висе на гимнастической стенке, лазанье по канату, переворот силой в упоре на нижней жерди, стойка на руках возле стенки, стойка на голове в группировке и т.п.).

Методика обучения

Соблюдение принципа последовательности в обучении — от простого к сложному, от основного к второстепенному. Всесторонность физической, морально-волевой, технической и психологической подготовки, для повышения спортивных результатов.

Практические занятия. Определение ошибок в технике исполнения базовых элементов в целом и на отдельных видах многоборья, работа над исправлением ошибок.

Оборудование и инвентарь

Учебно-тренировочные занятия и соревнования проводятся в спортивном зале на базе учебно-спортивного комплекса БелГУС.Хоркиной и ГБУДО «ДЮСШ №3 Белгородской области».

Оборудование и инвентарь: гимнастические снаряды и малый инвентарь, гимнастическое обмундирование, скакалки, набивные мячи, гантели, маты, гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, хореографический станок, батут, малый батут, гимнастические палки.

Формы и средства контроля

1.Участие в соревнованиях по ОФП и СФП в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий на учебный год(в мае), участие в соревнованиях (март), но не более двух стартов в год. Выполнение на соревнованиях требований предъявляемым к выполнению контрольно-переводных нормативов детей 6 лет и 3 юношеского разряда

2. Учащиеся СОГ 1 раз в год сдают тестирование, состоящие из физических упражнений на выявление уровня развития силы, выносливости, координации, скоростных и скоростно-силовых качеств. Контрольные испытания проводятся в мае. Применяется зачётная система. Для СОГ используется 9 тестовых упражнений. (См. приложение)

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Контрольные упражнения для оценки качества освоения Программы обучающимися для перехода на дополнительную предпрофессиональную программу в области физической культуры и спорта по виду спорта спортивная гимнастика или программу спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика на этап началной подготовки первого года обучения (НП-1)

Оцениваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Девушки

Скоростно-силовые качества

Челночный бег 2×10 м

(не более 10,1 с)

Бег 20 м (не более 5,0 с)

Прыжок в длину с места

(не менее 130 см)

Сила

Подтягивание из виса на гимнастической жерди

(не менее 5 раз)

Сгибание-разгибание рук в упоре на параллельных гимнастических скамейках (не менее 5 раз)

Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение «угол» (не менее 5 раз)

Удержание положения «угол» в висе на гимнастической стенке

(не менее 5 с)

Гибкость

И.П. — сед, ноги вместе Наклон вперед Фиксация положения 5 счетов

Упражнение «мост» из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 30 см, фиксация 5 с)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа 3 юношеского разряда

План-график распределения рабочего материала в часах на год

№п/п

Группы

СОГ

Теоретические сведения

История развития спортивной гимнастики на Белгородчине.

Гигиенические знания и навыки. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований во время занятий в зале. Использование естественных факторов природы: солнца, воздуха и воды в целях укрепления здоровья и закаливания. Значение утренней зарядки для юной гимнастки.

Гимнастические снаряды и инвентарь. Правила использования оборудования и инвентаря. Правила безопасности при работе на снарядах.

Итого:

Практические занятия

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Спортивно-техническая подготовка

А) спортивная гимнастика:

Б) акробатика

В) хореография

Контрольно-переводные нормативы

участие в соревнованиях

Всего:

Планирование учебного материала по периодам

Снаряд

Элементы

Сентябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-май

Июнь

Прыжок

С разбега наскок на горку матов в упор присев

ПР

С разбега наскок на горку матов на прямые ноги (высота горки 80 см)

Прыжок на живот на горку матов

ПР

Брусья

Подтягивание

Брусья

Переворот в упор н/ж и опускание в вис

ОС

Отмахи горизонтально полу на н/ж

Хваты сверху, снизу

Бросковые размахивания н/ж

В висе удержание положения «угол»

ПР

Бревно

Высокий и переменный шаг

ПР

Галоп 2 правой+2 левой

Бег на полупальцах

ПР

Прыжки по III позиции со сменой ног

Прыжки из приседа

РО

Поворот 180 о

Ласточка

Кувырок вперед низкое бревно

Стойка на лопатках

Соскок: прыжок прогнувшись высокое бревно

акробатика

Кувырок вперёд и назад

РО

ОС

Опускание в мост

Стойка на лопатках

ПР

Шпагаты

РО

РО

РО

Стойка на голове

ПР

Стойка на руках в кувырок вперёд

ПР

Переворот назад

Переворот вперед

ПР

Колесо, рондат

РО

РО

хореография

Прыжок «пистолет»

Прыжок шагом

Позиции рук и ног

Прыжок «козлик»

Поворот 180 на одной ноге

Комплекс «Партерная хореография»

Батут

Прыжки в шпагат

Седы, упоры

Прыжки с поворотами

Условные обозначения:

П- первое пробное выполнение

Р-разучивание

О-освоение

С-совершенствование

Список литературы

Агашев Ф.А., Биомеханика ударных движений, М. ФиС. 2007 г.

Анохин П.К.Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. Медицина 2008 г.

Аркаев Л.Я., Сучилии Н.Г. Как готовить чемпионов. — М.: ФиС, 2004г.

Барчуков, А. А. Нестеров; Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для вузов по направлению «Педагогика»/ И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под ред. Н. Н. Маликова. – М.: Академия, 2006.

Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. — М., Терра-спорт, 2002.

Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте М. ФиС. 2006 г.

Волков В.М. Спортивный отбор М. ФиС. 2007 г.

Гавердовский Ю. К., Матвеев А. П., Малофеев А. Ю., Непопалов В. Н., Петрова Т. В. Примерная программа начального общего образования по физической культуре. – М.: Дрофа, 2000.

Гавердовский Ю. О махах, бросках, оборотах. Гимнастика: Ежегодник. — М.: Советский спорт, 1989.

Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей, М. 1997 г

Лях В.И. Совершенствуя физические способности. Пособие для учителя ИФК М. ФиС 2006 год.

Матвеев А.П. Главные физические качества, Теория и методика физического воспитания. Учебник М. Просвещение 2006 год.

Матвеев А.П. Общая теория спорта. Учебное пособие для учителя М. Просвещение 2006 год.

Назаренко Л.Д. Физиология физического воспитания, Ульяновск, 2000 г.

Назаренко Л.Д. Предпосылки к исследованию двигательных координационных качеств, Ульяновск, 2000 г.

Хрущев С.В., Круглый М.М Тренеру о юно

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., Теория и методика физического воспитания и спорта. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002.

Перечень Интернет-ресурсов:

  1. Официальный сайт Федерации спортивной гимнастики России [Электронный ресурс]. URL: http://www.sportgymrus.ru .
  2. Официальный сайт министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru .
  3. Официальный сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» [Электронный ресурс]. URL: http://lib.sportedu.ru/press .
  4. Официальный сайт Международной федерации гимнастики [Электронный ресурс]. URL: https://www.fig-gymnastics.com