Пальчиковые игры. Потешки для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика. (Потешки) Потешки пальчиковые игры

14 июля 2020

Пальчиковые игры в потешках

Руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!

от болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!

Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, приговаривая:
орячая каша, холодная каша,
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем – какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашу любую быстрее «съедим».
(На слове “съедим” дотроньтесь до носика ребенка пальцем.)

ержу часы в руках, часы в руках.

(Приблизить к уху ребенка)
Ты послушай, посмотри, как идут часы мои,
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
(Унести от часов, но оставить в поле зрения)
Вот они, часы мои, идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
(Показать рукой на часы)

аинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

исонька-мурысенька,
Ты где была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысенька,
Что ты там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
– Прянички.
– Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
– Одна.
(грозим пальчиком)
– Не ешь одна, не ешь одна!

исонька-мурысонька,
Ты где была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысонька,
Что ты там делала?
– Муку молола.
– Кисонька-мурысенька,
Что из муки делала?
– Пироги пекла.
– Кисонька-мурысонька,
С кем пироги ела?
– Одна.
(грозим пальчиком)
– Не ешь одна, не ешь одна!

едвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так –
Головой своей крутили
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так –
И из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так –
Кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)

а лошадке ехали, в огород заехали
(легкие приседания, руки вытянуты –
“держат вожжи”)

Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп!
(хлопки: два коротких, один длинный)
На машине ехали, до угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль)
Би-би-би! Би-би-би!
(большими пальцами надавить “сигнал”)
Паровозом ехали, до горы доехали.
(рука сжата в кулаке вверху.
движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.)

У-у!
(широкое движение рукой сверху вниз)

ожки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– А вы, ручки, помогали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

й, лады, лады,
(показать ладошки,
покрутить кистями рук вверх-вниз)

Не боимся мы воды,
(притопнуть одной ногой)
Чисто умываемся,
(совершать плавные круговые движения
руками около лица, не дотрагиваясь до него)

Маме улыбаемся.
(руки широко развести и улыбнуться)

(Покачиваем малыша из стороны в сторону)
ришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колоду,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колоду –
(роняем)
Бултых в воду!
(Можно менять названия животных:
Летел журавль, сел на колоду…
Летел ворон, сел на колоду…)

аз-два-три-четыре-пять,
(Взяли игрушку, потрясли)
Вышел зайчик поскакать.
(Покачали вверх-вниз)
Огляделся,
(Вращаем голову игрушки)
Повертелся,
(Вращаем игрушку)
Посмотрел наверх и вниз
(Наклоняем вперед-назад)
Пробежался,
(“Побежала” игрушка)
Забоялся….
(Спрятали за спину)
Где ты, зайчик, отзовись!
(Показали ребенку)

ел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек
Свесил ножки на песочек
Сунул носик под листочек –
спря-ятался
(закрываем лицо руками)

Меня пропали ручки.
(Спрятать за спину)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(Показать.
То же с глазками, ушками, носиком –
закрывать их ладонями).

ел старик дорогою
Шел старик дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается,
А старик ругается,
Ругается, ругается.
(большим и указательным пальцами изобразить очки)
абушка очки надела
И внучонка разглядела.

удут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики – ура!
Одеваться нам пора.

анька-встанька,
Ванька-встанька,
(спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся.
(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
(Большой палец выскакивает из кулака)

(держим руку вертикально
и как бы шагаем по пальцам)
этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата – втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

(Хлопают ручками ребенка,
при последних словах
ручки кладут на головку.)
ули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.

уси, гуси!
– Га-га-га
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
(При последних словах
машут ручками и ребенка.)

инь-динь-бом,
Динь-динь-бом
(«позвенели» у правого уха)
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали.
(руку к левому уху)
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали
(“бежим” пальцами по столу)
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь.
(спрятали руки под стол)
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь.
(погрозить пальчиком)
Динь-бом, динь-бом.

(изобразить ёлку как сказано в потешке)
лка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

(Ладошки соприкасаются,
при слове “открыл” раскрываются как книга)
айка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.

вану-большому – дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке-среднему – печку топить,
Гришке-сиротке – кашу варить,
А крошке Тимошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

(указательным пальцем
водим по ладошке)
ашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.

улачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук.
(стучим кулачками друг о друга)

(Хлопают ручками ребенка,
при последних словах
ручки кладут на головку.)
урочка – потатурочка,
Кукушка – рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

адушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
(хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко.
(руки на колени).

(Пальцы сжаты в кулачок)
альчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
– С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

(кисти рук трясем перед собой)
ы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.

ыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне»,
пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки “ложатся спать” под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

ы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения
прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим-солим,
(поочередное поглаживание
подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)

(Хлопают ручками ребенка,
при последних словах
ручки кладут на головку.)
й, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

(большой пальчик соединяют
поочередно с каждым пальчиком)
альчик-мальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

альчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

аучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут”
по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены,
выполняем стряхивающее движение – дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены,
качаем руками – солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(“Паучки” ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

ять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой,
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй – указчик старательный,
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец –
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший-любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.

Загибают пальчики ребенка
и приговаривают:
аз, два, три, четыре, пять,
И на другой руке:
Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибаем пальчики по одному)
аз, два, три, четыре, пять
(“Идём” по столу указательным
и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(“Лепим” комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной,
то другой)

А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой,
руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

аз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
(З. Александрова)

аз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот – резал.
Этот – ел.
Ну, а этот – лишь глядел!

аз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж уснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите!

ыбки
(Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем ими “ныряющее” движение.)

И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!”
(Качаем сомкнутыми ладонями –
отрицательный жест).

Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко.”
(Ладони поворачиваются на
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: “Мне хочется спать!”
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены.
Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: “Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!”

(зажимаем пальчики)
идит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

(Напеваем во время массажика пальчиков)
олнышко встало,
“Здравствуй!” – сказало.
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай Большак!
Вставай Указака!
Вставай Середка!
Всавай Сиротка!
И крошка-Митрошка!
Здравствуй, ладошка!

рататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла –
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу – полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

Белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки-царапки!
(Поглаживаем пальчики, перебирая.
Затем попеременно гладим то мягкой кисточкой,
то жесткой щеткой).

тро настало. Солнышко встало.
– Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
– Вставай, Большак!
– Вставай, Указка!
– Вставай, Середка!
– Вставай, Сиротка!
– И Крошка-Митрошка!
– Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

Нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

етыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

ики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели
Шу! На голову сели.

ла кукушка
(Идём по столу на выпрямленных
указательном и среднем пальцах,
при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются “ковшом” – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями
по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол – бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами
– летящие мухи. Количество
разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

то кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

(поочерёдно загибаем пальчики)
тот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – занял место,
Этот пальчик – ляжет тесно,
Этот пальчик – много ел,
Оттого и растолстел.

(перебираем пальчики)
тот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – Ванечка.

(делаем легкий массаж)
тот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

(загибаем пальчики)
тот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе кулачок!

тот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой!
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал,
Зато ловок и удал!

(загибаем пальчики по очереди)
тот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(разгибаем пальчики)

тот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора

(все пальцы прижаты друг к другу,
большой палец опущен вниз.
Тыльная сторона ладони от себя.
Помахать «флажком»)

в руке флажок держу
И ребятам им машу.


Эти потешки относятся к пальчиковым играм и известны давным-давно. Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка. К пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона».
Пальчиковые игры
очень полезны для детей – они улучшают координацию и стимулируют развитие речи, к тому же пальчиковая гимнастика очень нравится детям. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Потешки в пальчиковым играм формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Произносить потешки для пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе совзрослым или с его помощью.
Для некоторых игр надевайте на пальчики бумажные колпачки или рисуйте на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, обязательно хвалите его.

Ивану-большаку – дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке-среднему – печку топить,
Гришке-сиротке – кашу варить.
А крошке Тимошке – песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – занял место,
Этот пальчик – ляжет тесно,
Этот пальчик – много ел,
Оттого и растолстел.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе кулачок!

(кисти рук прясем перед собой)

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.

(зажимаем пальчики, крепко сжимаем кулак)

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
– Тс-с-с…

(зажимаем пальчики перед сном)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

(зажимаем пальчики)

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

(большим и указательным пальцами изобразить очки)

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

(все пальцы прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком»)

Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

(делаем легкий массаж)

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

(Ладошки соприкасаются, при слове “открыл” раскрываются как книга)

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.

(изобразить ёлку как сказано в потешки)

Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

(зажимаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаем)

(держим руку вертикально и как бы шагаем по пальцам)

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата – втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

(Водим пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
– Зачем дров не пилил
– Зачем воду не носил!

(перебираем пальчики)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – Ванечка.
или (Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.)

(согнуть пальцы как грабли, погрести)

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

(изобразить собаку: пальцы вместе – морда, мизинец вверх/вниз – рот, большой палец отогнут – уши)

У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.

(перебираем пальцами по столу)

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

(резко раскрыть кулачок)

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики – ура!
Одеваться нам пора.

(шевелим одновременно пальцами на двух руках)

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

(перебираем пальчики)

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

(перебираем пальчики)

Этот пальчик в лес ходил.
Этот пальчик гриб нашел
Этотпальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик встал и сьел
Потому и потолстел!

(перебираем пальчики)

Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел!

(Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются», а потом «целуются».)

Мама, мама!
– Что, что, что?
– Гости едут.
– Ну и что.
– Здравствуй, здравствуй.
– Чмок, чмок, чмок.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветрок!
Здравствуй, маленькй дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!

Пожалуйста добавляйте в комментариях Ваши пальчиковые игры и потешки для игр с пальчиками малыша.

Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Ещё мы под эти потешки стрежём ноготочки (вы наверно знаете, что это такое подстричь ноготки у детки:)). Нам очень помогает. Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка. Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона»

(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – занял место,
Этот пальчик – ляжет тесно,
Этот пальчик – много ел,
Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – Ванечка.

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
– Пальчик-мальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

Ивану-большому – дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке-среднему – печку топить,
Гришке-сиротке – кашу варить,
А крошке Тимошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики – ура!
Одеваться нам пора.

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук тук да тук
Тук-тук тук да тук (стучать кулачками друг о друга)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата – втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Пальчиковых игр для развития мелкой моторики великое множество. В основном это маленькие стишки-потешки, очень похожие по смыслу, переданные нам бабушками, прабабушками из уст в уста. Приведем в этой статье несколько вариантов, чтобы мамы смогли выбрать пальчиковые потешки по душе

Пальчиковые потешки

Сгибаем пальчики
Раз, два, три, четыре, пять!
Выйти пальчики гулять!
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик – чистит стол,
Этот – резал,
этот – ел.
Ну, а этот лишь глядел!

Разгибаем
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью,
синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому,
кому в лоток,
кому в зобок,
кому в лапочку.

Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!
Мальчик- пальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Сорока белобока
(водим пальчиком по ладошке, загибаем пальчики)
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»

Поочерёдно загибаем пальчики:
Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – занял место,
Этот пальчик – ляжет тесно,
Этот пальчик – много ел,
Оттого и растолстел.

Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Этот пальчик хочет спать,
(загибаем пальчики)
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Маша варежку надела (можно надеть варежку, носочек)
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишка не попал!
Маша варежку сняла,
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик — самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Пальчиковые игры

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.

Счет

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Капустка

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

Грабли

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

Жук

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону.
Шевелите пальцами, проговаривая стишки:
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!.

Котик

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Вьюшки

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

На мельнице

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).

Гармошка

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)

Очки

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки.
Поднесите их к глазам, приговаривая:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Лыжи

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи».
Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет “раз-два” пальцы врозь – вместе.)

2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет “раз, два, три”).

3. Пальчики здороваются (на счет “раз-два-три-четыре-пять” соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка “ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК”

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка “БЕЛКА”

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни – руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка “ЭТОТ ПАЛЬЧИК”

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка “БРАТЬЯ”

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет “раз” – ладони вместе, а насчет “два” – пальцы соединяются в “замок”).

2. Лиса и заяц (лиса “крадется” – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц “убегает” – перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка “HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ”

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить.

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

УТОЧКА

На волнах качаясь,

Уточка плывет.

То нырнет, то вынырнет

Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

ЛИСТОЧКИ

Ты весною видел чудо?

Как из маленький из почки

Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.

КОТИК

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

ОВОЩИ

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.Огурцы, фасоль, горох

Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

КУЛАЧОК

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

МАСЛЕНИЦА

Положи блинок в ладошку

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов.

КАЧЕЛИ

Дети сели на качели,

И качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз.

Ну-ка, с нами прокатись!

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

ПАЛЬЧИКИ – СОЛДАТИКИ

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

ВСТРЕЧА

На правой ручке – пальчики.

На левой ручке – пальчики.

Пришла пора им встретиться

Готовьте чемоданчики!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

ВОЛНА

Светит полная луна

За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море

Волн спокойных мерный шум

Усыпляет праздный ум…

Но так долго вредно спать

Нам давно пора вставать.

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.

ЗАМОК

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только…» – ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.

ИГРА В ПРЯТКИ

Прячься, Петенька,

Прячься, Анечка,

Прячься, Зиночка,

Прячься, Манечка!

Не найдет вас

Веселый мальчик,

Хоть и самый

Большой он пальчик.

Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.

МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«- Здравствуй, рыжая лисичка,

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ

Здравствуй, Петенька!

Здравствуй, Анечка!

Здравствуй, Зиночка!

Здравствуй, Манечка!

Ах, и дружные ребятки,

Поиграем вместе в прятки.

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

ЩЕЛЧОК

Один щелчок,

Другой щелчок

Я так смогла,

И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ЖУК

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».

КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».

ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок

Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

ВЕРТОЛЕТ

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке

Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

Барабанщики

Твои пальчики-барабанщики

Там-там-там

Тук-тук-тук

Раздаётся звонкий звук

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

КОЗА

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодаю, забодаю…

Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает

Сейчас забодает.

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» – «коза» начинает двигаться вперед.

Зайчик

Зайка серый, что дрожишь?

От лисы ты убежишь.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

УЛИТКА

Выставив крутые рожки,

Ползет улитка по дорожке.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

КОЛЬЦО

Выйди, Оля, на крылечко

Подарю тебе Колечко.

Складываем пальчики –

Получились зайчики

Ещё раз сложили –

Колечко получили.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

1) пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

2) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Солнышко

Солнышко в глазки

Светит ребяткам

Мы поиграем

С солнышком в прятки

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

КУЛАЧОК

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок- чок, кулачок,

Чок- чок, на бочок!

Руки положить на стол:

Ладони прижать к столу;

Одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» – «кулак»);

Разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» – «кулак»);

Для усложнения увеличить темп движения.

ПАЛЬЧИКИ

Встают послушно пальчики,

Воспитанные мальчики.

Стоят – не шелохнутся,

Зови – не отзовутся.

Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в этом положении.

БУСИНКИ

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберем в коробочку,

Наденем на веревочку.

«Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусинки на веревочку.

РУБИМ ДРОВА

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки —

Пусть тепло будет детишкам.

Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее.