Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Ещё мы под эти потешки стрежём ноготочки (вы наверно знаете, что это такое подстричь ноготки у детки:)). Нам очень помогает.
***
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
***
(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
***
(загибаем пальчики )
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются )
***
(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком )
— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
***
Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама,
а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка.
Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона», а так же «Сидит белка на тележке…», «Шла купаться черепаха» — эти потешки расположены на главной странице потешек.
Потешки про дождик и солнышко
Эти потешки хорошо петь под дождиком
Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
***
Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***
Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!
***
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
***
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Зимние потешки
***
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки —
Самокаточки.
***
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.
***
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.
В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.
Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.
***
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали —
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
***
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.
***
Наша Маша Маленька,
На ней шубка Аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
Кушаем кашку с потешкой
***
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».
***
Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
Первые шаги с потешкой
***
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
***
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
По кочкам, по кочкам…
Эти потешки для игры на коленках у мамы. Очень полезными они бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Например, чтобы одеть штанишки или в очереди к врачу.
Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»- «роняем» между коленями
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму!
Бух!
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!
От Tatachka;
Едем- едем на лошадке
По дорожке гладкой- гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест.
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква!)
(подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту)
Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высокую горку,
В ямку бух!
(покачиваем малыша из стороны в сторону)
Пришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колоду,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колоду…
(роняем)
Бултых в воду!
Можно менять животных
(Летел журавль, сел на колоду…
Летел ворон, сел на колоду…)
Потешки-утешки
***
Не плачь, не плачь – куплю калач,
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три!
***
У киски боли,
У собачки боли,
А у моей малышки
Заживи-заживи-заживи.
***
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
***
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Печём с потешкой
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Пышка, лепёшка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.
Мели, мели мельница,
Мели, мели, не ленися!
Намели нам крупки,
Гречневой мучки —
Ребятам на кашку,
На блины-оладья,
На сладкую ватрушку.
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.
На столе витушки,
На столе витушки,
А в печи ватрушки.
Витушки, ватрушки
Нашему Андрюшке.
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Якова жена
Калачи пекла:
Калачи горячи,
За окошко мечи.
Прилетели грачи,
Похвалили калачи.
Пословицы
Пословицы о дружбе
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга, так ищи, а нашёл — береги.
Без беды друга не узнаешь.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Дружба дружбой, а служба службой.
Солома с огнём не дружись.
Для милого дружка и серёжку из ушка.
Для друга и семь вёрст не околица.
Елена Морина
Комплексы пальчиковой гимнастики
1-2 неделя сентября
«Собираем ягоды» — расслабленная кисть левой руки (опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцами правой руки «снимаем с ветки ягоды» .
«Пальчики здороваются » — кончики пальцев правой и левой рук соприкасаются : мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д.
«Пальчики моются » — согнутые пальцы одной руки смыкаются с согнутыми пальцами другой руки в «замочек» и шевелятся.
«Замочек» — пальцы одной руки – между пальцами другой , сгибаются, закрывая «замочек.
«Пальчик-мальчик , где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!»
3-4 неделя сентября
«Пальцы шагают » — правая рука шагает направо – левая – налево.
«Колечко» — большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко ,который одевают на каждый палец левой руки : большой с указательным – на указательный, большой со средним – на средний и т. д.
«Зеркало» — повторить со взрослым разнообразный движения каждого пальца .
«Гармошка» — пальцы раскрытой ладони сходятся и расходятся.
«Пальчик , пальчик непоседа ,
Где ты бегал, где обедал?
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным – клубнику ел
1-2 неделя октября
«Бутончик» — кончики пальцев собирают в горстку , а затем ладошка раскрывается – «цветок раскрылся навстречу солнцу» .
«Зайка» — указательный и средний пальцы выпрямлены . Согнутый большой палец – на согнутом мизинце и безымянном.
«Коза-рогатая» — указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутый безымянном и среднем.
«Мишка-косолапый» — четыре пальца вертикально стоят на столе, средний согнут – это «голова медведя» .
«Мальчик с пальчик , где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, зайку,
Ежика в иголках
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил»
3-4 неделя октября
«Лиса» — ладонь держат вертикально, изображая профиль лисы. Большой палец чуть приподнят – это ухо. Указательный палец согнут – это лоб. Средний – нос. Сомкнутые безымянный и мизинец отходят от среднего – пасть лисы раскрыта.
«Волк» — большой палец – ухо – слегка приподнят, сложенные попарно указательный и средний, безымянный и мизинец сходятся и расходятся – это пасть волка.
«Гусь» — рука, опираясь на локоть, располагается вертикально. Кисть – «голова гуся» .
«Гусь щиплется» — кончик большого пальца смыкается с кончиками остальных пальцев .
«Этот пальчик – дедушка ,
Этот пальчик – бабушка ,
Этот пальчик – папочка ,
Этот пальчик – мамочка ,
Этот пальчик – я ,
Вот и вся моя семья!»
1-2 неделя ноября
«Человечек» — указательный и средний пальчики «бегают по столу» , сначала левой, затем правой рукой.
«Дети бегают наперегонки» — как упражнение «человечек» , только обе руки одновременно.
«Очки» — образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук , соединить их.
«Флажок» — большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
«Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять –
3-4 неделя ноября
«Гнездо» — соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты .
«Корни» — прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить вниз.
«Паук» — пальцы согнуты , медленно передвигаются по столу.
«Ножницы» — указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку.
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья
Друг без друга им нельзя»
1-2 неделя декабря
«Сжимание пальцев в кулак и разжимание» : ладонями вверх; ладонями вниз; обеих рук одновременно; правой и левой рук одновременно; правой и левой по очереди.
«Щупальца » — два-три пальца касаются друг друга .
«Стол» — правая ладонь, сжатая в кулак, левая – прижата сверху.
«Большой пальчик – сливы трясет
Второй их собирает,
Третий их домой несет,
Четвертый высыпает.
Самый маленький – шалун
Все, все, все съедает!»
3-4 неделя декабря
«Дверь» — сведенные кончики пальцев рук , прижатые друг к другу в горизонтальном положении.
«Крыша» — кончики пальцев рук , соединенные в наклонном положении ладоней.
«Мостик» — положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга . («Дом» — положение рук горизонтальное)
«Этот пальчик маленький ,
Мизинчик удаленький
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот средний длинный,
Он как раз посередине
Пальчик замечательный .
Этот – указательный,
Большой пальчик ,
Хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся ,
Вместе дело спорится»
2-3 неделя января
Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены – «дерево» . Два пальца левой руки взбираются вверх – «малыш взбирается на дерево» .
«Улитка с рожками» — правая рука прижата к столу ладонью вниз, указательный и средний – широко разведены и выпрямлены вперед.
Положение правой руки то же, что и в предыдущем упражнении, левая рука лежит на тыльной стороне правой руки – «дом улитки» .
«Полет птицы» — пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.
«В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки
Так и шмыгают кругом –
Все на кухне кувырком
То топочут под столом,
Лакомятся молоком,
На скамейку сесть хотят
И пугают нам ребят.
То на стуле шалунишки,
То на шкаф залезут мышки
Так и хочется поймать,
А они шмыг – и под кровать»
(Пальчиковая игра – «домик» — обеими ладонями изображать крышу, «стол» — правая рука сжимается в кулак, левая прижимается сверху, «скамейка» — одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны, «стул» — правая сжимается в кулак, левая прижимается ладонью, «шкаф» — кулаки кладутся друг на друга)
3-4 неделя января
«Пчелиный рой» — вращательные движения указательными пальцами .
«Беседующие люди» — два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами .
«Стул, кресло» — правая ладонь сжата в кулак, левая прижата вертикально к правой.
«Пассажиры в автобусе» — руки сцеплены пальцами внутрь . Тыльные стороны кистей рук наружу, большие пальцы приподняты кверху .
«Сидит белка на тележке
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке, воробью,
Синичке, мишке толстопятому,
Заиньке усатому»
1-2 неделя февраля
«Птички летят» — пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.
«Птички клюют» — большой палец поочередно соединять с другими пальцами .
«Гнездо» — пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши.
«Сорока-белобока кашу варила
Деток кормила.
Этому дала – он дрова рубил,
Этому дала – он печку топил,
Этому дала – он воду носил,
Этому дала – он кашу варил,
А этому ничего не дала :
Он печку не топил, дрова не рубил,
Воду не носил, кашу не варил.
Нет ему ничего!»
3-4 неделя февраля
«Раковина улитки» — правая рука на столе, левую руку положить сверху.
«Ежик» — ладони соединить прямые пальцы выставить вверх .
«Кот» — средний и безымянный пальцы правой руки прижаты к ладони большим пальцем , слегка согнут, поднять руку вверх.
«Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку – кожура!»
1-2 неделя марта
«Ромашка» — соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны .
«Тюльпан» — полусогнутые пальцы обеих рук соединить , образуя чашку цветка.
Сжимание и разжимание кистей на счет раз-два.
«Алые цветы»
«Наши алые цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают»
3-4 неделя марта
Вращение кистями рук по 10 раз : в правую, затем в левую сторону; вовнутрь обеими кистями; наружу.
Выгибание кистей рук по 10-15 раз
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!»
(Пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки , похлопывая друг друга кончиками)
1-2 неделя апреля
Прогибание кистей рук : одновременно; правой, левой по очереди.
Чередование прогибания и выгибания.
Щелчки (по 5 раз)
«Фонарики» — вращение свободными кистями рук.
«За работу»
«Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить.
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять!»
(Поочередно разгибать пальцы , начиная с большого,а на слова : «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими)
3-4 неделя апреля
«Пальчики здороваются » (по 10 раз) : пальцы правой руки с большим пальцем правой руки ; пальцы левой руки с большим пальцем левой руки ; то же, одновременно двумя руками; пальцы правой руки с соответствующими пальцами левой руки . (сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются)
«Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев .
«Мизинчик»
«Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет :
Что все это значит.
Средний пальчик очень важный ,
Не желает слушать.
Указательный спросил :
«Может, хочешь кушать?»
А большой бежит за рисом,
тащит рису ложку.
Говорит : «Не надо плакать,
На, поешь немножко!»
(Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы , начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)
1-2 неделя мая
Сгибание и разгибание пальцев в кулак : по очереди правой и левой рукой; правой рукой; левой рукой; обоих рук одновременно. (сначала начинать с большого пальца , затем начинать с мизинца)
«Ножницы» — разведение пальцев в стороны : правой, затем левой руки; обоих рук одновременно; соединив ладони вместе.
Разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев .
«Братцы»
«Пошли два братца
Вместе прогуляться,
А за ним еще два братца
Ну, а старший не гулял,
Очень громко их позвал.
Он за стол их посадил,
Вкусной кашей накормил»
(Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить . Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев , сначала мизинец с безымянным, затем средний с указательным. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей)
3-4 неделя мая
Упражнение с согнутыми ладонями – согнутые ладони перед грудью наклоняются вправо и влево,преодолевая сопротивление : движение согнутыми ладонями перед грудью вперед-назад; сомкнутые ладони вытянуты вперед, разведение кистей в стороны, не размыкая запястья.
Потряхивание расслабленными кистями : руки вверх; руки в стороны.
«На работу»
«Большой палец встал один,
Указательный за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!» ,
На работу им пора!»
(Сжать пальцы в кулачок , поочередно разгибать их, начиная с большого,а со слов : «Встали братцы все – «Ура!» — широко расставить пальцы в пальцы
Пальчиковые игры в потешках
Руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!
от болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!
Возьмите ладошки малыша и хлопайте ими, приговаривая:
орячая каша, холодная каша,
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем — какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашу любую быстрее «съедим».
(На слове «съедим» дотроньтесь до носика ребенка пальцем.)
ержу часы в руках, часы в руках.
(Приблизить к уху ребенка)
Ты послушай, посмотри, как идут часы мои,
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
(Унести от часов, но оставить в поле зрения)
Вот они, часы мои, идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
(Показать рукой на часы)
аинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.
— исонька-мурысенька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что ты там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
(грозим пальчиком)
— Не ешь одна, не ешь одна!
— исонька-мурысонька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысонька,
Что ты там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки делала?
— Пироги пекла.
— Кисонька-мурысонька,
С кем пироги ела?
— Одна.
(грозим пальчиком)
— Не ешь одна, не ешь одна!
едвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так —
Головой своей крутили
(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так —
Дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так —
И из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так —
Кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки)
а лошадке ехали, в огород заехали
(легкие приседания, руки вытянуты —
«держат вожжи»)
Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп!
(хлопки: два коротких, один длинный)
На машине ехали, до угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль)
Би-би-би! Би-би-би!
(большими пальцами надавить «сигнал»)
Паровозом ехали, до горы доехали.
(рука сжата в кулаке вверху.
движения руки вниз-вверх,вверх-вниз и т.д.)
У-у!
(широкое движение рукой сверху вниз)
— ожки, ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили.
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали?
— Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.
й, лады, лады,
(показать ладошки,
покрутить кистями рук вверх-вниз)
Не боимся мы воды,
(притопнуть одной ногой)
Чисто умываемся,
(совершать плавные круговые движения
руками около лица, не дотрагиваясь до него)
Маме улыбаемся.
(руки широко развести и улыбнуться)
(Покачиваем малыша из стороны в сторону)
ришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колоду,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колоду —
(роняем)
Бултых в воду!
(Можно менять названия животных:
Летел журавль, сел на колоду…
Летел ворон, сел на колоду…)
аз-два-три-четыре-пять,
(Взяли игрушку, потрясли)
Вышел зайчик поскакать.
(Покачали вверх-вниз)
Огляделся,
(Вращаем голову игрушки)
Повертелся,
(Вращаем игрушку)
Посмотрел наверх и вниз
(Наклоняем вперед-назад)
Пробежался,
(«Побежала» игрушка)
Забоялся….
(Спрятали за спину)
Где ты, зайчик, отзовись!
(Показали ребенку)
ел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек
Свесил ножки на песочек
Сунул носик под листочек —
спря-ятался
(закрываем лицо руками)
Меня пропали ручки.
(Спрятать за спину)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(Показать.
То же с глазками, ушками, носиком —
закрывать их ладонями).
ел старик дорогою
Шел старик дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается,
А старик ругается,
Ругается, ругается. (большим и указательным пальцами изобразить очки)
абушка очки надела
И внучонка разглядела.
удут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики — ура!
Одеваться нам пора.
анька-встанька,
Ванька-встанька,
(спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся.
(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)
Тук-тук, тук-тук.
Ванька-встанька тут как тут!
(Большой палец выскакивает из кулака)
(держим руку вертикально
и как бы шагаем по пальцам)
этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
(Хлопают ручками ребенка,
при последних словах
ручки кладут на головку.)
ули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.
— уси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
(При последних словах
машут ручками и ребенка.)
инь-динь-бом,
Динь-динь-бом
(«позвенели» у правого уха)
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали.
(руку к левому уху)
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали
(«бежим» пальцами по столу)
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь.
(спрятали руки под стол)
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь.
(погрозить пальчиком)
Динь-бом, динь-бом.
(изобразить ёлку как сказано в потешке)
лка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
(Ладошки соприкасаются,
при слове «открыл» раскрываются как книга)
айка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
вану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
(указательным пальцем
водим по ладошке)
ашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.
улачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук.
(стучим кулачками друг о друга)
(Хлопают ручками ребенка,
при последних словах
ручки кладут на головку.)
урочка — потатурочка,
Кукушка — рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.
адушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
(хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко.
(руки на колени).
(Пальцы сжаты в кулачок)
— альчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
(кисти рук трясем перед собой)
ы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.
ыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне»,
пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки «ложатся спать» под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
ы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения
прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим-солим,
(поочередное поглаживание
подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
(Хлопают ручками ребенка,
при последних словах
ручки кладут на головку.)
й, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.
(большой пальчик соединяют
поочередно с каждым пальчиком)
— альчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
альчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик — самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
аучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут»
по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены,
выполняем стряхивающее движение — дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены,
качаем руками — солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
(«Паучки» ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
ять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец — боковой,
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй — указчик старательный,
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец —
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший-любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.
Загибают пальчики ребенка
и приговаривают:
аз, два, три, четыре, пять,
И на другой руке:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибаем пальчики по одному)
аз, два, три, четыре, пять
(«Идём» по столу указательным
и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной,
то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой,
руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
аз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
(З. Александрова)
аз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот — резал.
Этот — ел.
Ну, а этот — лишь глядел!
аз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж уснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите!
ыбки
(Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями —
отрицательный жест).
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»
(Ладони поворачиваются на
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены.
Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
(зажимаем пальчики)
идит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
(Напеваем во время массажика пальчиков)
олнышко встало,
«Здравствуй!» — сказало.
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай Большак!
Вставай Указака!
Вставай Середка!
Всавай Сиротка!
И крошка-Митрошка!
Здравствуй, ладошка!
рататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла —
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу — полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!
Белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки-царапки!
(Поглаживаем пальчики, перебирая.
Затем попеременно гладим то мягкой кисточкой,
то жесткой щеткой).
тро настало. Солнышко встало.
— Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
— Вставай, Большак!
— Вставай, Указка!
— Вставай, Середка!
— Вставай, Сиротка!
— И Крошка-Митрошка!
— Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.
Нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.
етыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
ики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели
Шу! На голову сели.
ла кукушка
(Идём по столу на выпрямленных
указательном и среднем пальцах,
при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями
по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол — бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами
– летящие мухи. Количество
разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
то кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы — цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы — цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы — цок, цок!
Пальчик указательный —
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы — цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы — цок, цок!
(поочерёдно загибаем пальчики)
тот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
(перебираем пальчики)
тот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
(делаем легкий массаж)
тот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
(загибаем пальчики)
тот пальчик — маленький,
Этот пальчик — слабенький,
Этот пальчик — длинненький,
Этот пальчик — сильненький,
Этот пальчик — толстячок,
Ну а вместе кулачок!
тот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой!
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал,
Зато ловок и удал!
(загибаем пальчики по очереди)
тот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(разгибаем пальчики)
тот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора
(все пальцы прижаты друг к другу,
большой палец опущен вниз.
Тыльная сторона ладони от себя.
Помахать «флажком»)
в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Гимнастика пальчиков, которая заключается лишь в лёгком тактильном поглаживании ручек, начинается с самого рождения младенца.
С 3 месяцев, к поглаживанию ладоней и пальчиков, добавляется подтягивание с помощью кулачков рук малыша, удерживаясь за палец взрослого.
В 6-7 месяцев делается массаж кистей рук или начинаются пальчиковые потешки: игры типа «Мальчик- пальчик, где ты был?», « Ладушки».
С 10 месяцев начинается активная тренировка пальчиков малыша: энергичные движения, стишки и математика, катание шариков, игры во вкладыши, пирамидками, кубиками и бусами.
Важно помнить!
Занятия начинаются с нежного поглаживания
Проводить занятия нужно только при хорошем настроении малыша
Характер упражнений должен соответствовать развитию ребёнка
Упражнения должны приносить малышу радость
Для визуального запоминания, упражнения нужно показывать медленно
При проведении упражнений используйте речевое сопровождение
Игры подбираются с учётом возможностей малыша и постепенно усложняются.
Отечественные филологи подтверждают связь развития рук с развитием головного мозга.
В.М. Бехтерев в научных трудах, доказал, что движения рук снимают умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь.
Упражнения поддерживают естественное развитие малыша, положительно воздействуют на внутренние органы, развивают мелкую моторику рук, дают заряд позитивных эмоций.
Только задумайтесь: длительность упражнений занимает всего несколько минут, а сколько пользы приносит деткам!
«Ловись рыбка»
Ребёнок находится в положении лёжа на спине.
Просуньте в зажатые кулачки малыша указательные пальцы так, чтобы он крепко их обхватил.
Сначала сгибайте ручки в локтях, затем вытягивайте их вперед, завершая движения обхватыванием.
Упражнение выполняйте несколько раз, читая потешки:
Тяну, тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись рыбка,
Маленькая и большая!
Завершая упражнение разведением рук малыша в стороны.
« Вьюшки»
От 3 до 8 месяцев ребёнок держит ручки сжатыми в кулачок, постепенно пытаясь скоординировать их движения.
В такт потешки вы будете слегка постукивать кулачками малыша друг о друга, совершенствуя движения рук:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
«Белочка»
Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе, приговаривая:
Сидит белка на тележке,
Раздаёт она орешки:
Погладьте ладошку малыша круговыми движениями.
Мишке толстопятому,
Погладьте большой пальчик.
Заиньке усатому,
Погладьте указательный пальчик.
Лисичке- сестричке,
Погладьте средний пальчик.
Бойкому воробушке.
Погладьте безымянный пальчик.
Синичке желтогрудой.
Погладьте мизинчик.
Кому в роток,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Проведите большим пальцем по ладошке малыша и сожмите ручку в кулачок.
Такую гимнастику можно проводить со стопами малыша.
« Пальчики трудятся»
Массируя и загибая поочерёдно каждый пальчик, поглаживая от основания до кончиков, приговаривайте потешки:
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.
Массируя пальчики, усиливается кровообращение, что способствует развитию интеллекта ребёнка.
«Птичка- невеличка»
Птичка- невеличка,
Вот тебе водичка.
Проводя указательным пальцем по ладошке малыша, потрясите ручкой, имитируя сбрасывание с неё водички.
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Совершая указательным пальцем волнообразные движения по ладошке малыша, пощипывая и покалывая.
«Мальчик- пальчик»
Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Возьмите ручку или фломастер и нарисуйте на большом пальце малыша глазки, носик и ротик человечка.
Привлеките внимание крохи рисунком, загибая пальчики, поглаживая и массируя от основания до кончика, читайте потешки:
Мальчик- пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
« Из-за леса, из-за гор»
Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Если его возраст более 7 месяцев, посадите на колени, головой опираясь на ваше плечо.
Раскрытую ладошку малыша положите на свою руку, читая потешки:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Поглаживая и пощипывая круговыми движениями ладошку, произносите:
Сам на лошадке,
Массируя и загибая большой пальчик.
Жена на коровке,
Массируя и загибая указательный пальчик.
Дети на телятках,
Массируя и загибая средний и безымянный пальчики.
Внуки на козлятках.
Массируя и загибая мизинчик.
Эти упражнения повторите на другой ручке.
« Тень- тень, потетень»
Соберите пальчики в кулачок, читайте потешку:
Тень- тень, потетень,
Выше города плетень.
Растопырьте пальчики в стороны
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Совершая указательным пальцем, круговые движения от центра ладошки к краю, продолжайте читать:
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Массируйте мизинчик:
Похвалился зайка:
-Поди, догоняй-ка!
Массируйте безымянный пальчик.
Похвалялися ежи:
-У нас шубки хороши!
Массируйте средний и указательный пальчики.
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!
Массируйте большой пальчик.
Повторите потешку с пальчиками другой ручки.
«Сорока — белобока»
С 5 месяцев детки становятся более активными и свободными.
Они какое- то время могут заниматься самостоятельно, осваивая новые движения.
Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Совершая указательным пальцем, круговые движения по ладошке, загибайте пальчики, произнося слова известной потешки:
Сорока — белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты дров не рубил,
Воды не носил.
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Каши не варил?
Покачайте мизинчик.
«Ладушки»
В возрасте 8 месяцев детки сами начинают хлопать в ладошки, когда слышат известные слова.
Если эти движения ему не знакомы, то произнося слова потешки, покажите действия ладошками малыша.
— Ладушки- ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
-Бражку.
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили- поели,
Полетели- полетели!
На головку сели,
Сели- посидели,
Ладушки запели!
Игры с участием рук и пальцев поддерживают головной мозг в отличном состоянии, посылая импульсы в центральную нервную систему.
Литература:
Андрей Хвостовцев, 2-е изд, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010-174 с.Играем с пальчиками. развиваем мелкую моторику рук и устную речь.
Сайт «Мама может все!» собрал 17 интересных стихов про пальчики для детей. С ними малыши легко запомнят названия пальчиков, а так же научатся играть в пальчиковые игры. Эти игры очень полезны для развития моторики рук, они помогут развлечь малыша, разовьют память, а так же улучшат его координацию.
У меня пропали руки (спрятать руки за спину),
Может быть они от скуки убежали в зоосад?
Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки)
Они с джемом были в банке.
Мои ручки просто клад.
Маленький мизинчик — плачет, плачет, плачет,
Безымянный не поймет,
что все это значит,
Средний пальчик — очень важный,
не желает слушать,
Указательный спросил:
«Может хочешь кушать?»
А большой бежит на кухню,
тащит каши ложку,
говорит: «Не надо плакать,
на, поешь немножко!»
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
-Здравствуй, большак! — говорят.
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
Самой первой села мама,
Рядом — строгий наш отец.
Следом братец и сестрица.
Ну, а мне где поместиться?
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот крепко-крепко спит
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе пЕча топить,
А малышке песни петь
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю–
Очень маленьких люблю!
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал.
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
«Ура, все собирайтесь, обедать пора!»
Мы капусту рубим рубим
(проговаривать ритмично, это не песенка,
ручками показываем как мы рубим капусту)
Мы морковку трём, трем
(ручками показываем как мы трем морковку))
Мы капусту соооолим сооолим…
(пальчики щепоткой — солим)
Мы капусту мнем мнем… (ручками «мнем» капусту)
Мы делили апельсин!
(кулачок- «апельсин» перед собой)
Много нас (левая рука растопырена — это «мы»)
А он один (взгляд переводим на кулачок)
Эта долька для котят
(отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят
(отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа
(отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа
(четвертый)
Эта долька для бобра
(пятый)
А для волка кожура!
(встряхиваем бывшим кулачком — словно кожурой)
Разозлился волк — беда,
Разбегайтесь кто куда!
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинный,
Этот пальчик сильный,
Ну а это толстячок,
А все вместе — кулачок!
На прогулке
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались — и сцепились!
Прибежали разнималки-
Помешали перепалке.
И к развилке на кобыле
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять-
Хорошо друзей считать!
Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал.
Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!
Пальчики
Десять пальцев-
Десять братьев:
Справа пять
И слева пять,
Стали думать
И гадать
Как друг друга
Называть.
Самый первый,
Ты – большой,
Указательный —
Второй,
Самый длинный
Будешь – средний.
Безымянный —
Предпоследний.
А мизинчик – позади.
Ты — мизинчик. Ты — води!