На 48-й Международной физической олимпиаде IPhO в Индонезии все пятеро российских школьников из национальной сборной завоевали по золотой медали. Это лучший результат страны за историю участия в олимпиаде. В 2016 году российская команда завоевала четыре золотые медали.
(Всего 15 фото)
В олимпиаде, проводившейся в городе Джокьякарта с 16 по 24 июля, участвовали более 400 школьников из 88 стран. Им нужно было решать теоретические и экспериментальные задачи.
Медали получают около половины участников олимпиады, золотые медали в 2017 году получили около 60 человек. Абсолютным победителем олимпиады, показавшим лучший результат, стал Акихиро Ватанабе из Японии.
Участники российской команды
Дмитрий Плотников, выпускник московской школы №1329. До 10-го класса Дмитрий учился в школах №1303 и №1524.
Станислав Крымский, одиннадцатиклассник Академического лицея «Физико-техническая школа» в Санкт-Петербурге.
Василий Югов, выпускник пермской школы №146. Фото: соцсети.
Кирилл Паршуков, выпускник физико-математического лицея-интерната Республики Коми.
Справа: Сергей Власенко, бывший ученик воронежской школы №8 и СУНЦ (Специализированный учебно-научный центр) МГУ.
«Еще со времен Михаила Васильевича Ломоносова Россия — одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших ученых, мы видим это и в результатах наших молодых талантов».
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева
Вручение медали Василию Югову.
Руководители российской команды — проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артем Воронов, доцент кафедры общей физики МФТИ Михаил Осин и сотрудник Лаборатории по работе с одаренными детьми МФТИ Виталий Шевченко. Готовили ребят к олимпиаде тренеры МФТИ: Валерий Слободянин, Александр Киселев, Виталий Шевченко, Федор Цыбров и Алексей Алексеев.
«Ребята приехали за десять дней до начала олимпиады, и мы решали с ними достаточно длинные и сложные задачи — чтобы набить руку и освежить их знания. Это происходило в МФТИ, у нас там специальные тренеры, тоже бывшие олимпиадники».
Артем Воронов
Участники олимпиады отдыхали от интеллектуального труда на экскурсиях по острову Ява, где она проводилась.
Российская школьная сборная по математике также показала хорошие результаты на Международной олимпиаде по математике, выиграв шесть медалей. Олимпиада, проводившаяся в Рио-де-Жанейро, завершилась 23 июля.
Золотую медаль получил Михаил Иванов (физико-математический лицей №239, Санкт-Петербург), занявший 14-е место в индивидуальном зачете. За несколько дней до олимпиады Иванов участвовал в прямой линии с Владимиром Путиным «Недетский разговор», где президент общался с талантливыми школьниками в образовательном центре «Сириус».
Серебряные медали выиграли Георгий Вепрев и Кирилл Тыщук (лицей №2, Рыбинск) и Никита Добронравов (лицей №130, Новосибирск). Бронзовые медали у Тимофея Зайцева (школа №179, Москва) и Вадима Ретинского (школа №1329, Москва). Руководил подготовкой математической сборной доцент МФТИ, глава отделения математики Лаборатории по работе с одаренными детьми Назар Агаханов. Он назвал олимпиаду этого года самой сложной в истории.
IEPhO (International Experimental Physics Olympiad) – единственная в мире международная олимпиада по экспериментальной физике. В этом году соревноваться за призовые места в Беларусь приехали 328 детей. Таким образом, поставлен рекорд по числу участников IEPhO. В олимпиаде приняли участие 19 команд из Москвы, такие известные учебно-научные центры как СУНЦ МГУ им. М. В. Ломоносова (три сборные), Новосибирский СУНЦ (2 сборные), 4 команды из Санкт-Петербурга, три сборные из Мордовии, из Самары, Сарова, Калининграда, ряда других регионов России, а также Словакии, Беларуси и Армении. В итоге к решению задач первого тура приступили 40 команд.
Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей, поощрение интереса к научной деятельности в области экспериментальной физики, создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования, пропаганда научных знаний, формирование благоприятного социального климата. Проведение олимпиады обеспечивали представители лучших учебных заведений страны, в их числе – Фонд поддержки инновационных программ «Образование и наука», центр педагогического мастерства, национальный центр непрерывного естественнонаучного образования и образовательный центр «Сириус», созданный Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина (Фонд учрежден 24 декабря 2014 г. выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства. Деятельность центра осуществляется при поддержке и координации Министерства науки и образования Российской Федерации) и команда опытных волонтеров.
В 2017 году олимпиада проходила с 24 ноября по 2 декабря. Торжественная церемония открытия Олимпиады по экспериментальной физике IEPhO-2017 среди школьников 8-11-х классов состоялась 24 ноября.
Олимпиада проходила в три тура, которые состояли только из экспериментальных физических задач. В олимпиаде принимали участие команды, представляющие собой сборные регионов РФ, сборные городов, команды учебных заведений России. К участию в соревновании допускались школьники 8 – 11 классов. По итогам олимпиады предусмотрен как личный зачет, который был отдельным в каждой возрастной параллели, так и командный зачет (8-9 классы и 10-11 классы). Победители и призеры олимпиады в личном зачете определялись оргкомитетом и жюри олимпиады по представлению жюри отдельно в каждой параллели. Победители награждались дипломами первой степени и золотыми медалями, призеры — дипломами второй и третьей степени, серебряными и бронзовыми медалями. Участники также награждались похвальными грамотами, специальными и другими поощрительными призами. Отбор команд проводился на конкурсной основе. При этом приоритет отдавался тем из них, в составе которых есть победители или призеры Международной олимпиады по экспериментальной физике за прошлый год, заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике 2017 года, а также командам образовательных организаций, которые входят во Всероссийский рейтинг школ по физико-математическому направлению (ТОП-100).
Сборная МБОУ «Физико-математический лицей» была представлена учащимися 9 и 11 классов в количестве 7 человек:
В результате упорной борьбы Васильев Арсений награжден бронзовой медалью и соответствующим дипломом.
Пять школьников — пять золотых медалей. Абсолютная победа на Международной олимпиаде по физике, которая прошла в Индонезии! Конкуренция на этих интеллектуальных соревнованиях была в прямом смысле бешеная. Лучшие умы, которых готовили лучшие мировые педагоги. И в результате юные россияне впереди планеты всей.
Усталые, но счастливые. Российская сборная в полном составе демонстрирует заветные награды. Пять победителей — пять городов. Москва, Воронеж, Санкт-Петербург, Сыктывкар и Пермь.
В аэропорту медалистов Международной олимпиады по физике встречают десятки журналистов. Но перед камерами не лирики, а физики: гораздо увереннее чувствуют себя в лаборатории, чем во время общения с прессой.
«Вот непонятно, то ли ты умный, то ли просто много выучил», — говорит золотой медалист Международной олимпиады школьников по физике Дмитрий Плотников.
«На самом деле это было чувство удовлетворенности, потому что все труды, которые были вложены, было не зря», — сказал золотой медалист Международной олимпиады школьников по физике Кирилл Паршуков.
Эта олимпиада, 48-я по счету, прошла в Индонезии. Российские школьники и раньше побеждали, но такой результат показали впервые.
«Для России это рекорд Россия раньше получала четыре золотых медалей и одну серебряную, три золотых медалей и одну серебряную. В этом году мы получили абсолютный максимум», — рассказывает руководитель команды Артем Воронов.
Ребята справились со сложнейшими заданиями. Две части — теоретическая и практическая. На решение каждой — по пять часов. В Московском физико-техническом институте таким одаренным детям помогают лучшие педагоги. В этих кабинетах вырастили не одного гения. Занятия идут с удвоенной силой, ведь никогда не знаешь, что достанется на олимпиаде.
«Например, эта установка — дифракция на ультразвуке, мы эту работу детям давали, несколько лет это было вхолостую, но, наконец, это выстрелило, и такая работа оказалась на олимпиаде», — рассказывает наставник команды Валерий Слободянин.
Индонезийская Джокьякарта принимала сильнейших юных физиков из 88 стран. Чтобы победить, нужно иметь не только исключительные знания по физике, но и учитывать опыт предыдущих олимпиад.
«Очень важно знать то, что было уже раньше, потому что иногда задачи повторяются или не повторяются напрямую, но повторяются какие-то мотивы, поэтому нельзя пропускать такую возможность», — говорит золотой медалист 36-й Международной олимпиады школьников по физике 2005 года Иван Гущин.
Почти месяц Дмитрий Плотников, выпускник одной из московских школ, не был дома. Родители с гордостью показывают награды — их сын получает с младшей школы. Вспоминают: все карманные деньги тратил не на развлечения, а на оборудование для опытов.
«Наверное, у него получилось получить золото, потому что ему было интересно. Он последние пять лет выбрал направление и им занимается. Мне не хватает, допустим, с ним в футбол поиграть, но он туда время тратит, значит, все остальное для него менее важно», — сказал Владимир Плотников.
Одаренные дети становятся гостями образовательного центра «Сириус». Для ребят разработаны программы по всем видам наук, работает научный парк, культурный центр. В декабре 2015 года «Сириус» принимал олимпиаду по экспериментальной физике, Дмитрий Плотников победил и там.
В последнее время российские школьники регулярно завоевывают медали на международных научных олимпиадах. Недавно из Таиланда с победой вернулись юные химики. Абсолютным победителем стал московский школьник Александр Жигалин.
«На международных олимпиадах место определяют десятые доли балла. Важна аккуратность и быстрота решения задачи», — говорит абсолютный чемпион Международной олимпиады по химии 2017 года Александр Жигалин.
Олимпийская медаль открывает невероятные возможности для молодых ученых, ведь она гарантирует поступление практически в любой вуз в мире. Впрочем, сегодняшние герои свой выбор уже сделали — все продолжат образование в России.
В Индонезии завершилась международная олимпиада по физике IPHO-2017. Российская команда выиграла на ней пять золотых медалей — по одному на каждого участника.
Лучший за всю историю участия России (в прошлом году были 4 золота), и в общем зачете это тоже высокий показатель: из более чем 400 участников золотые, серебряные и бронзовые медали получили только 50 человек.
Потому что она наглядно демонстрирует: наша страна по-прежнему держит высокую планку академического уровня подготовки по естественнонаучным дисциплинам. Накануне российский школьник стал абсолютным победителем Международной химической олимпиады, остальные члены российской команды завоевали золотую и две бронзовых медали.
Знакомьтесь:
Василий Югов (Пермский край) — выпускник пермской школы № 146, многократный призер и победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, математике и информатике, абсолютный победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, золотой медалист Международной олимпиады по физике IPhO-2016.
Каждый день по часу-полтора занимается интенсивной ходьбой по пересеченной местности, потому что считает, что настоящий ученый должен иметь хорошую физическую форму. Читает «Гарри Поттера», «Властелина колец» и произведения братьев Стругацких, любимая книга — «Гарри Поттер и методы рационального мышления».
Дмитрий Плотников (Москва) — выпускник московской школы № 1329, призер всероссийской олимпиады школьников по физике 2016 года, золотой медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, победитель в личном зачете по физике на Международной Жаутыковской олимпиаде 2017 года.
Большую часть знаний получил самообразованием. Променял компьютерные игры на занятия математикой, в свободное время изучает психологию. С детства мечтал изучать физику частиц, сейчас собирается поступать в НИУ ВШЭ на факультет компьютерных наук.
Кирилл Паршуков (Республика Коми) — выпускник физико-математического лицея-интерната Республики Коми, трехкратный призер всероссийской олимпиады школьников по физике, бронзовый медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года. Помимо физики, занимался олимпиадной математикой. Увлекается спортом, интересуется экономикой. Кумир — физик Никола Тесла. Поступает в МФТИ.
Станислав Крымский (Санкт-Петербург) — ученик 11-класса питерского академического лицея «Физико-техническая школа», трехкратный победитель всероссийской олимпиады школьников по математике, двукратный победитель всероссийской олимпиады школьников по физике, золотой медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, золотой медалист Международной естественно-научной олимпиады юниоров в 2014 и 2015 годах и серебряный призер в 2016.
В свободное время Стас читает трагедии Шекспира, научные статьи и ставит эксперименты по химии, готовясь к борьбе с несовершенством мира.
Сергей Власенко (Воронежская область) — выпускник школы № 8 города Воронежа, трехкратный призер всероссийской олимпиады школьников по физике, серебряный медалист Азиатской международной олимпиады по физике (APhO) 2017 года, золотой медалист Международной естественно-научной олимпиады юниоров 2015 года.
Подготовкой учеников занимались проректор МФТИ Артем Воронов, сам в прошлом — победитель международной олимпиады по физике, а также его коллеги — доцент МФТИ Михаил Осин, сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми Виталий Шевченко и команда тренеров — Валерий Слободянин, Александр Киселев, Виталий Шевченко, Федор Цыбров, Алексей Алексеев.
Во-первых, они стимулируют участников к творческому мышлению — олимпиадные задачи нетривиальны, к ним нельзя подготовиться простой зубрежкой.
Во-вторых, они облегчают талантливым школьникам путь в науку.
В-третьих, они показывают будущим молодым специалистам, какие задачи сейчас востребованы на практике, какие отрасли и направления научного знания актуальны. Это помогает юношам и девушкам перейти от изучения академической теории к созданию практической пользы.
Тренд физических олимпиад последних лет — рассказ об определенной области современной физики или описание сложного природного явления. Последовательно решая задачу, школьник продвигается в незнакомой области как первооткрыватель, а дойдя до конца, уже имеет об этой области сложившееся представление.
IPHO, в частности, высоко котируется в мире. Ее результаты признаются практически во всех физических вузах, предоставляющих медалистам льготы при поступлении. Медаль международной олимпиады, вполне ожидаемо, дает своему обладателю льготы при поступлении и в российские вузы. Ирония ситуации заключается в том, что все члены команды России — это победители или призеры Всеросса (по условию отбора на первые учебно-тренировочные сборы), поэтому они уже обладают правом поступления в любой физический вуз без экзаменов.
Более того, многие международные научные и промышленные центры на таких олимпиадах присматривают для себя будущих специалистов. Победители и призеры интернациональных соревнований в дальнейшем получают приглашения на престижную, интересную и высокооплачиваемую работу.
Первым с инициативой премировать одаренных школьников, занявших призовые места на национальных и международных олимпиадах, выступил Владимир Путин. Президентский указ «О мерах поддержки талантливых детей и молодежи», вышедший в 2016 году, предлагал присуждать 5 350 денежных премий в год школьникам и студентам. В частности, за победу на всероссийской или международной олимпиаде — 60 тысяч рублей (всего 1 250 наград), призерам олимпиад — 4 100 премий по 30 тысяч рублей.
Однако на 2017 год программу, увы, не продлили. Единственные, кому повезло — московские школьники, получающие премии из регионального бюджета.
Эту проблему подняли участники встречи Путина со школьниками. Вопрос воспитанника образовательного центра «Сириус» Егора звучал так: «Почему призерам олимпиад выплачивают премии, только если они из Москвы? До 2016 года выплачивали всем». Президент обещал разобраться в ситуации.
Кстати:
Сложность международных предметных олимпиад постоянно растет. На самой первой Международной олимпиаде по физике (1959 год) давали задачи, которые сегодня получают школьники, участвующие в региональном туре Всероссийской олимпиады. Правда, тогда эти задачи давались впервые, и никто не знал, как их решать.
Сегодня в физике изменились и сложность задач, и их формат. Если раньше они были похожи на задания Всероса, то сейчас они очень длинные и разбиты на ряд пунктов. Это усложнение связано с ростом уровня участников. После 2000 года, когда Россия в последний раз оказалась выше Китая, азиаты стали наращивать позиции по естественным наукам, и это тоже повлияло на усложнение олимпиадных заданий.