Как следует из самого названия данного труда, это свод методов силовой подготовки шаолинских бойцов. Там много уделяется внимания статическим упражнениям на развитие силы пальцев, упражнений нацеленных на развитие гибкости и ловкости и «специальных» упражнений. Не знаю насколько серьезно был составлен этот почтенный труд, но меня как силовика физкультурника заинтересовали упражнения на силу. Вот в частности на стр. 7, есть такое упражнение как «удержание веса в 500кг». И так цитирую дословно:
20. «Удерживание веса в 500кг»
В стойке «всадник», руки вверх ладонями на уровне головы. После 3х месяцев тренировок во ВСАДНИКЕ, взять в руки камень весом 15-20кг и стоять уже с ним над головой . Постепенно доведёшь до 100кг(!)…
Ну в общем, упражнение как-бы простое, надо всего лишь поднять камень, и удерживая его над головой в согнутых руках стоять в стойке всадника (по японски, так сказать — киба-дати). Если камень легкий 10-15кг, то вроде ничего страшного нет, но если его вес за 50кг, то бойцу придется всерьез месяцами тренировать еще и силу, чтобы этот камень поднять. Но и это еще не все. Сколько же надо держать в этом неудобном положении камень? Читаем дальше:
Если держишь так 1час(!) и не устал(!!) и дыхание не сбилось(!!!) , то пора 2чать. Делаешь устройство, как на рисунке и стоишь в нём постепенно добавляя камни наверх устройства.
Устройство:
Во как! Т.е. когда вес камня достигнет «хотябы» 100кг , и навык его удержания в полусогнутых руках, в такой же неудобной стойке, около часа (без усталости и сбитого дыхания), то можно делать специальную, силовую раму с камнями, в которой можно будет догрузиться (в том же упражнении), до «логичных» 500кг веса! Просто превосходно! Этож, что они там курили, чтоб такое писать, я ума не приложу? А может быть, это свод правил, испытания и обкатки новых китайских киборгов-терминаторов с титано-вольфрамовым скелетом? Все может быть, но здравого рассудка в этом документе я не вижу.
Вот камешек весом чуть более ста килограмм. Надо его просто непринужденно поднять и подержать эдак часок-другой!))
Но это еще не все))
Помню в детстве, мне один фанат Кунг-фу, с воодушевлением рассказывал про секретные китайские методики, набивки.. яиц! Якобы от этих чудо методик, яйца бойца способны выдержать прямой удар кулака или ноги)). Только «тренировать» и набивать яйца надо не меньше двадцати лет! (это как прикол из истории «Как научить осла говорить за 20ть лет») Но естественно, даже будучи доверчивым школьником, я посчитал, что он несет туфту… и был не прав)).
Оказывается, есть такое упражнение, и так читаем дальше (стр. 11):
39. «Упражнение для Паха»
Также называется «Золотая Цикада».
Мошонка будет жёсткая как камень .(!) Сесть, ноги крест на крест. Убрать из головы посторонние мысли, беспокойство, стать чистым и открыть сердце. Необходимо мобилизировать всю КИ организма (во всём теле) и сконцентрировать в нижней части живота. Затем пусти энергию по позвоночнику вверх, пусть достигнет мозга, затем в переднюю часть тела и снова в Дань Тянь. Со временем ты научишься концентрировать КИ в нижней части живота. Мошонка и пенис станут твёрже это значит 1ая часть закончена. Затем сидя в лотосе надавливай на яички ладонью . Поначалу будет болезненно, однако следует сконцентрировать КИ и продолжать тренировки. Когда все болезненные ощущения пройдут, встань и ударь туда с силой, если боли нет, то овладел искусством (занавес!!!). Во время тренировок обязательно воздерживайся от половой жизни и даже не думай об этом. (конечно, конечно какой еще может быть при этом интим — yahont )
Древний монастырь Шаолинь – настоящая икона мира боевых искусств. Буддистская философия широко распространилась по западному миру благодаря современному кинематографу: начиная Брюсом Ли и заканчивая Кунг-фу Пандой, восток проникает в наши сердца с широких экранов. Однако, несмотря на то, что боевые искусства Шаолиня прочно укоренились в современной культуре, большинство из нас знает на удивление мало об этом феномене.
10. Шаолинь был основан индийцем
Монастырь Шаолинь кажется столь неотъемлемой частью китайской культуры, что многие удивляются, узнав, что его основателем был вовсе не китаец. Основателем Шаолиня был странствующий буддийский монах из Индии по имени Батуо или Буддхабхадра. Он появился в имерии Северная Вэй в 464 году нашей эры и проповедовал там несколько десятков лет, прежде чем император Сяовэн приказал построить для него монастырь Шаолинь на горе Сун (нынешняя провинция Хэнань). Старец стал первым настоятелем этого монастыря. К сожалению, у нас мало исторических свидетельств того времени, но по тем из них, что попали в руки историков, было сделано заключение, что монастырь в те времена служил центром перевода буддийских текстов на китайский язык. Во главе с Батуо, монахи следовали уставу буддийской школы Хинаяна, но поскольку даже монахам было достаточно трудно следовать этому пути, монастырь долгое время оставался относительно небольшим. Только с приходом Бодхидхармы, другого буддийского монаха, монастырь отказался от пути Хинаяна и заменил его дзэн-буддизмом, которому монахи Шаолиня следуют и по сей день.
9. Это не единственный орден монахов-воинов
Вопреки распространенному мнению, Шаолинь не единственный орден монахов-воинов. Более того, это даже не первый по счету монастырь, где обучались боевые монахи. За столетие до того, как был основан Шаолинь, многие китайские монастыри уже располагали своими запасами оружия и практиковали боевые искусства. Сам же Шаолинь был построен в качестве мирного обучающего центра. По легенде, лишь с приходом Бодхидхармы в 5-6 веках нашей эры, монахи Шаолиня начали практиковать боевые искусства. Первые же реальные записи, свидетельствующие о практике боевых искусств в Шаолине, датируются 14-м веком. В самом деле, в мире не было недостатка в религиозных орденах, практикующих обучение боевым искусствам. В Индии, к примеру, Нага Садху была одной из самых хорошо вооруженных и воинственных сект во всей стране. Преданные Шиве воины Садху хорошо знакомы современным туристам, как индуистские святые в набедренных повязках со спутанными волосами, но в эпоху Великих Моголов они были в числе самых опасных бойцов Азии, вооруженные вселяющими ужас заточенными железными щипцами. Корейские буддийские монахи монастыря Бул Кио Му Суль также занимались изучением боевых искусств, и даже призывались одно время на защиту страны во время чрезвычайных ситуаций. В Японии монахи-воины Сохэй когда-то контролировали крупные территории, веря в путь к спасению посредством священной войны. Даже в Тибете насчитывалось несколько братств монахов-воинов под командованием Далай-ламы.
8. Кунг-фу пошло не от Шаолиня
В Китае часто можно услышать, что все боевые искусства пошли от Шаолиня, но на самом деле это не так. Несколько столетий после основания монастыря, это было мирное сообщество, без малейших признаков изучения боевых искусств. Монахи действительно участвовали в боях, которые помогли прийти к власти династии Тан (618-907 годы нашей эры), но и это не доказывает тот факт, что они разработали особые методы ведения боя. Историки полагают, что во время боевых действий монахи просто пользовались оружием, предоставленным им династией Тан, и были не более опытны в боевых искусствах, чем обычные солдаты. В то время, как самые первые упоминания о боевых искусствах, практикуемых в монастыре Шаолинь, датируются 14-м веком, другие ордена монахов начали усердно заниматься изучением боевых искусств и боям на палках уже в 12-м веке. Возникновение первых упоминаний о рукопашном бою в Шаолине датируется 16-м веком, тем временем история кунг-фу началась задолго до этого времени, не говоря уж о том, что первые упоминания об этом искусстве восходят к временам, когда монастырь Шаолинь еще даже не был основан. Записи Чуньцю, которые были сделаны около 800-500 годов до нашей эры, ссылаются на «жесткие» и «мягкие» техники ведения рукопашного боя – именно эти две техники легли в основу современного кунг-фу. Во время правления династии Мун (1368-1644 года нашей эры), когда Шаолинь только начал ассоциироваться с совершенными боевыми искусствами, кунг-фу уже был известен во всем Китае.
7. Шаолинь помог королевской династии прийти к власти
Начало становления могущества Шаолиня пустило корни в конце правления династии Суй (581-618 года нашей эры). Династия Суй объединила Китай, но серия народных восстаний и последующее убийство императора привело к их скорому свержению. После этих печальных событий несколько благородных домов начали соперничать в борьбе за контролем над разваливающейся на глазах империей. Одним из претендентов на престол был Ван Шичонг, бывший генерал при династии Суй, успевший уже захватить провинцию Чжэн. Чтобы укрепить свою власть над древней столицей Лоян, Ван Шичонг соорудил сигнальную башню и оасположил военный лагерь на горе Хуаньюан – участке земли, который был подарен монастырю Шаолинь императором Вэнь-ди династии Суй. Опасаясь, что монахи будут бунтовать, он послал армию к стенам монастыря, приказав осадить его. Чтобы оказать должное сопротивление, монахи поклялись в верности его сопернику – Ли Юаню, который, в конце концов, и стал основателем династии Тан. Ли Юань отправил своего сына Ли Шимина на помощь монахам. При помощи монахов Ли Шимин смог разбить армию Ван Шичонга, освободил Лоян и вынудил захватчика сдаться. После этой победы династия Тан заняла правящее положение в Китае, которое удерживала до 907 года. Роль, которую сыграли монахи Шаолиня в этой войне, обеспечила им долгие годы почета и уважения.
6. Мифическое происхождение чая
Любимый напиток всего Китая окружает множество мифов и легенд, относящихся к его возникновению. Один из мифов о чае восходит еще к временам правления династии Тан. Это довольно жуткая история о невероятной религиозной преданности и нескольких отрубленных частях тела. Согласно легенде, спустя столетие после основания монастыря Шаолинь, один набожный монах по имени Бодхидхарма предпринял долгое и опасное путешествие из родной Индии в Китай, надеясь там распространять свое учение. Пройдя через весь Китай, он, наконец-то, добрался до храма Шаолинь, и решил остаться отдохнуть в пещере неподалеку от него. Девять лет он медитировал в этой пещере, прислонившись спиной к холодной каменной стене, без еды и воды, сидя с широко раскрытыми глазами. Спустя некоторое время он решил повторить этот подвиг, но на этот раз задремал посреди медитации. Возмутившись своей недисциплинированности, в наказание он отрезал себе веки, чтобы никогда больше не поддаваться сладкому соблазну сна. К его удивлению, на том месте, куда упали его веки, выросло растение, листья которого обладали свойством, помогающим оставаться бодрым и не засыпать. Таким образом, на свет появился чайный куст. Считается, что именно поэтому сухие чайные листья так напоминают увядшие веки.
5. Шаолиньский вервольф
Согласно легенде, во второй половине 19-го века жил человек по имени Тай Джин, которого прозвали Шаолиньским оборотнем. Джин страдал гипертрихозом и был известен на всю округу благодаря своему покрытому волосами телу, но не только это придало ему такую известность – он был лучшим бойцом во всем Китае. Шаолиньский обротень родился в суеверной китайской семье, где его посчитали демоном. Полагая, что он навлечет на семью несчастья, мальчика завернули в пеленки и оставили умирать в ближайшем лесу. К счастью, проходящие в то время мимо монахи Шаолиня услышали крики мальчика и сжалились над ним, забрав с собой в храм Шаолинь, расположенный в провинции Фуцзянь. Монахи пытались найти семью, готовую усыновить Тай Джина, но никто не желал брать покрытого волосами ребенка. В конце концов, монахам ничего не осталось, как вырастить мальчика самим. В храме мальчик учился боевым искусствам у монахов, и в отличие от других, посвящающих всю жизнь лишь одному виду единоборств, мальчик решил выучить их все. Говорят, что мальчик освоил более 200 приемов «пустой руки» и мог использовать в бою более сотни видов оружия. Более того, он обучился печально известному приему Дим Мак под названием «смертельное прикосновение». Кроме того, многие считают, что Тай Джин обладал сверхчеловеческими органами чувств. Широко известна история, рассказывающая следующее: когда Джин пошел на встречу с 12-ю мастерами Шаолиня, вместо положенного приветствия, мальчик метнул нож в крышу. К удивлению и шоку всех присутствующих, сверху упал прятавшийся на крыше убийца. Кинжал торчал из его груди. Когда Джина спросили, как он узнал, что там был убийца, мальчик ответил, что когда он вошел в комнату, он услышал дыхание 13 человек, а не 12. К сожалению, не сохранилось никаких официальных свидетельств того, что Тай Джин был связан с Шаолинем и что он вообще существовал. В любом случае, эта легенда продолжает вдохновлять мастеров боевых искусств и по сей день.
4. Божество Шаолиня
Богоподобное существо, которое монахи Шаолиня особенно уважают и почитают как покровителя и святого, чаще всего упоминается под именем Бодхисаттва Ваджрапани. Как и христианские святые, Ваджрапани окружена множеством странных легенд. Одна из самых странных историй, связанных с Ваджрапани рассказывает о том, как она спасла молодого монаха от хулиганов. Давным-давно, почти сразу после основания Шаолиня, жил неподалеку от него монах по имени Шенчу, который постоянно страдал из-за издевательств со стороны своих товарищей-монахов. Устав от этого, он принялся просить о божественной помощи, которая прекратила бы его мучения. Для этого он отправился в храм, где находилась статуя Ваджрапани, и принялся ей молиться. Он молился шесть дней и шесть ночей, без еды, которая могла бы утолить его голод и без воды, которая могла бы утолить его жажду. На шестую ночь перед ним предстала дева. Громовым голосом она вопросила монаха, готов ли он стать сильнее. Когда Шенчу нетерпеливо кивнул головой, Ваджрапани поднесла ему огромную миску, наполненную дымящимся мясом, и приказала съесть его. Шенчу пришел в ужас, поскольку монашество подразумевало отказ от всякого мяса. Раздраженная реакцией монаха, Ваджрапани достала его нож и угрожая им заставила монаха открыть рот и затолкала в него мясо. Шенчу попытался выплюнуть мясо, но Ваджрапани пригрозила ему побоями, если он не начнет сотрудничать. Придя от одной лишь мысли об этом в ужас, Шенчу наконец-то проглотил мясо. По возвращении в монастырь, Шенчу подошел к задиравшим его монахам. Ко всеобщему удивлению, он показал впечатляющую силу и физические навыки, с легкостью победив всех. Его новые способности были настолько удивительны, что, рассказывают, он был способен бегать по стенам, прыгать на высоту в несколько этажей и с легкостью поднимать огромные предметы. Излишне добавлять, что с этого дня издевательства прекратились, а все благодаря Ваджрапани и огромной миске мяса.
3. Шаолинь против японских пиратов
По мере развития своих боевых навыков, монахи Шаолиня часто участвовали в сражениях за Китай. Одна из самых значимых угроз стабильности экономики страны возникла со стороны моря в лице свирепых Вокоу, «карликовых пиратов» из Японии. В начале 16-го века прибрежные города Китая постоянно подвергались грабежам со стороны этих пиратов. Торговля была сильно затруднена, и люди бежали с побережья в массовом порядке. Последней каплей стало нападение Вокоу в 1553 году на портовый город Ханчжоу. Сотни погибли, тысячи остались без крова, множество зданий было разрушено, весь город был разграблен до нитки. Тогда по королевскому приказу 120 элитных монахов-воинов были направлены на уничтожение угрозы в лице пиратов. Руководили этим походом генералы Шаолиня по имени Тяньчжен и Тяньчи. Монахи искали пиратов, чтобы уничтожить их, но это было не так-то просто, как им казалось. В трех из четырех сражений монахам не удалось ничего сделать, лишь во время последней битвы монахам удалось одержать победу и разбить врага. Во время этого похода монахи показали себя с довольно жестокой стороны, убивая каждого пирата, который попадался на их пути. Один из монахов даже воспользовался железным посохом, чтобы убить жену пирата, за то что тот попытался сбежать.
2. Jieba
Любители фильмов о кунг-фу с участием монахов Шаолиня, возможно, заметили, что тех часто изображают с девятью круглыми точками на лбу (по три точки в ряду). Этот рисунок известен, как Jieba – священная метка, нанесенная на монаха его наставником, и означает, что монах закончил свое обучение. Эта метка обладает важным значением в мире Шаолиня. Каждая точка означает одно из фундаментальных правил поведения, которым должен следовать каждый монах. К сожалению, вплоть до недавних пор эта метка была запрещена. Процесс нанесения метки представляет собой целую церемонию, которая включает в себя целый месяц интенсивной медитации и физической подготовки. В кульминационный момент на голову монаху прикрепляют девять палочек с благовониями, которые затем поджигают и ожидают, пока те не сожгут кожу вокруг себя. В 2007 году правительство Китая частично отменило запрет на проведение этой церемонии, позволив монахам возродить древнюю традицию. Всего лишь сотня монахов была признана физически и морально готовой перенести эту процедуру, и только 43 из них удалось пройти через нее. На сегодняшний день в мире есть лишь один житель запада, получивший эту метку – это Франко Тестини, также известный, как Ши Янь Фан. Это монах итальянского происхождения, который в настоящее время управляет небольшим храмом в Калифорнии.
1. Звездные Войны и Шаолинь
По словам самого Джорджа Лукаса, монахи Шаолиня были ключевыми фигурами, вдохновившими его на создание персонажей рыцарей-джедаев. Все фильмы из серии Звездных войн целиком и полностью обязаны своим появлением настоящим монахам Шаолиня. Концепция всеохватывающей «Силы», находящейся в каждом живом существе, сопоставима с понятием «Чи» в Шаолине. Легендарные монахи Шаолиня черпали свою сверхчеловеческую силу в контроле и манипуляциях с Чи, так же, как и джедаи черпали энергию в Силе. Используемый джедаями стиль драки на световых мечах очень похож на акробатические приемы, используемые монахами в драках с применением обоюдоострых мечей и посохов. Даже вера джедаев в полу-пацифизм (применяя силу лишь, когда в этом есть острая необходимость) и воздержание от земных благ и удовольствий зеркально отражает основные идеи буддизма. Кроме того, нельзя не заметить сильное сходство между предысторией ордена джедаев и историю становления монастыря Шаолинь, а борьба за власть между орденом джедаев и императором Палпатином напоминает конфликт монахов Шаолиня с императором династии Цин. В фильме «Месть ситхов», Палпатин приказывает Анакину Скайуокеру напасть на Храм джедаев и убить всех детей, что обучаются там. Шаолинь испытал схожую судьбу, когда император Цин приказал уничтожить храм и перерезать всех его жителей, включая и детей.
Узнайте, историю Шаолиня, распорядок дня монахов, как они тренируются и почему много времени отдают медитации.
В последний день марта 495 года на горе Шао-ши был построен новый монастырь, который впоследствии получил название Шаолинь. Согласно преданиям, его основателем стал монах из Индии — Бато. Следует заметить, что всего существовало десять храмов, которые носили название Шаолинь. Сейчас мы говорим о том, который сохранился до наших дней — Северный храм Суншань Шаолиньсы.
В момент создания этой духовной обители, Китай переживал времен «Троецарствия» и был разделен на три части. Каждая правящая династия хотела руководить страной единовластно, и это приводило к неутихающим войнам. Вполне очевидно, что в подобной ситуации наблюдалась разруха и храмы, в том числе и Шаолинь, неоднократно подвергались нападениям.
Чтобы это прекратить, в храм были приглашены мастера рукопашного боя Гэнь Сувэй и Хэн Гайчжан. Они начали обучать монахам тактике ведения боевых действий. Кроме этого по их указанию монастырь был превращен в неприступную крепость. Обитатели монастыря оказались хорошими учениками и в результате смогли успешно противостоять нападениям разбойников и отрядам противоборствующих группировок.
Когда междоусобные войны были завершены, а власть в поднебесной централизована, император быстро обратил внимание на Шаолинь. Во время первого посещения он остался впечатлен увиденным и высоко оценил духовность монахов. А вот боевые навыки обитателей храма вызвали у императора гнев и по его распоряжению недалеко от Шаолиня начали создавать военный гарнизон.
В результате монахи отказались от изучения боевых искусств, ведь императорская армия охраняла их обитель. В результате, на протяжении века ушу в монастыре не преподавалось. Возрождение боевой славы шаолиньцев началось после появления в храме 28-го патриарха Бодхидхармы. Этот человек завоевал любовь самого императора, и по его просьбе было получено разрешение возобновить тренировки.
С этого момента тренировки монахов Шаолиня состояли из двух этапов — познание пути и практическая медитация. Однако очень быстро стало понятно, что монахи не обладают достаточной физической подготовкой и это мешает им достичь полного просветления посредствам медитации. Чтобы исправить ситуацию, Бодхидхарма принял решение начать обучать обитателей храма древнему боевому искусству — «Кулак 18 архатов».
Параллельно монахи практиковали различные системы закаливания и укрепления тела. Вскоре они начали изучать и основы боя с различными видами оружия. Мы сейчас рассказали вам об этапе становления храма, который в будущем ждала масса потрясений. Однако сегодня мы говорим не о самой духовной обители, а тренировках монахов Шаолиня.
Для большинства людей Шаолинь является обителью лучших воинов Поднебесной. Однако не это было главной целью монахов. Физическое совершенство неотделимо от духовного и для достижения поставленных целей им приходилось терпеть массу невзгод и ограничивать себя во многом. Только так можно добиться духовного просветления.
Традиции храма были заложены при его создании и практически не менялись на протяжении всей его истории. Во всех монастырях Поднебесной день начинался в пять часов утра. На протяжении первых двух часов послушники медитировали. Если же кто-то из них засыпал, то надзиратели били его палками.
Медитацию сменяла утренняя гимнастика, задача которой заключалась в улучшении гибкости. Все обитатели Шаолиня без проблем садились на шпагат. После завершения зарядки, послушники переходили к водным процедурам, используя для этого ближайший горный ручей. Чтобы подготовить мускулы к предстоящим серьезным физическим нагрузкам, проводился массаж с использование мазей, изготовленных по особым рецептам. Вы же не думаете, что вся тренировка монахов Шаолиня состояла только из упражнений на растяжку?
После водных процедур наступало время первой трапезы и последующего изучения древних текстов. Только после этого начиналась основная часть тренировки монахов Шаолиня, во время которой ими изучалось мастерство боя. По завершении занятия послушники обедали, а затем в их распоряжении был час свободного времени. Вечером тренинг возобновлялся, и монахи проводили спарринги. Причем схватки проводились в полную силу, а надзиратели внимательно следили, чтобы никто не погиб.
В монастыре физическое развитие послушников соседствовало с физическими тренировками. Монахи выполняли большое количество упражнений, позволяющих развивать не только мускульную силу, но и сухожильную. Вероятно, у кого-то появился вопрос, почему же они не отличаются мощной мускулатурой? Во многом здесь «виновата» генетика. Большинство жителей Поднебесной являются эктоморфами, и набирать массу им тяжело.
С другой стороны, это и не требуется. Огромные мускулы не всегда являются синонимом большой физической силы. Также свою лепту вносит и питание, ведь послушники Шаолиня — вегетарианцы. Если вы интересуетесь культуризмом, то знаете о роли мяса в наборе массы. Не стоит сбрасывать со счетов и режим дня, о котором мы говорили выше. Постоянные тренировки не способствуют гипертрофии волокон мышц, так как организм не успевает полностью восстановиться. Только в такой ситуации мышцы могут увеличиваться в объёме.
Однако занятия шаолинцев нельзя назвать бесполезными. Наш организм может приспособиться к различным условиям существования. Когда человек проводит ежедневные высокоинтенсивные тренировки, то и его организм постепенно адаптируется к такому распорядку. Однако все ресурсы направляются не на строительство мускулатуры, а повышение сухожильной силы. Именно в этом и состоит секрет огромной выносливости и физических данных послушников монастыря при отсутствии больших мышц.
Однако одной силы для победы в поединке явно недостаточно. Согласно преданиям, монахов боялись даже тяжеловооруженные воины. Достичь этого позволило искусство рукопашного боя. В духовной обители послушники изучали пять основных стилей Шаолинь цюань:
Как только послушник достигал определенных успехов в изучении всех этих стилей, он получал звание воина-монаха и соответствующие его уровню подготовки пояс. Здесь вполне уместна аналогия с известной многим системой градации по мастерству в каратэ. По мере прогресса перед каждым послушником открывались новые горизонты для совершенствования. В результате мастера Шаолиня владели 170 техниками боя.
Когда послушник переходил в категорию воинов, то его тренировки проходили в специальном зале, а преподавателями становились лучшие мастера. Занятия здесь носили совершенно иной характер, хотя и тренировки монахов Шаолиня первого уровня нельзя назвать легкими.
Тренинг послушников монастыря не сводился только к освоению навыков рукопашного боя и умению владеть любым видом оружия. Они также изучали медицину и искусство воздействия на болевые точки. В определенный момент, обучения заканчивалось и монаху требовалось сдать своеобразный выпускной экзамен. После этого он получал звание «старейшина».
Для современного человека Шаолинь в первую очередь ассоциируется с боевым искусством. Однако в первую очередь храм является духовной обителью. Следует признать, что по многим пунктам философия монастыря напоминает йогу. Предлагаем вам познакомиться с девятью испытаниями Люй Дунбиня:
В храме существовал ряд внутренних запретов:
История храма полна загадок и при этом весьма увлекательна. В определенные времена Шаолинь представлял собой грозную силу, ведь послушники были практически непобедимы. Они часто принимали участие в кровавых междоусобных войнах. Однако затем храм стал сердцем духовности всей Поднебесной и посторонние не моги изучать боевое искусство.
Тренировки монахов Шаолинь в видео ниже:
Монахи Шаолиня всегда были закрыты для мира. Некогда скромный монастырь, основанный в китайской провинции Хэнань, веками раздвигал границы человеческого сознания, тела и духа. После страшного пожара в 1929 году большая часть записей в монастыре была утеряна. Но монаху по имени Цзинь Цзин Чун удалось собрать сохранившиеся знания. С благословения главы монастыря он сумел создать метод обучения 72 искусствам Шаолиня. Сегодня речь пойдет о том, каким же способом монахам удается добиваться их сверхчеловеческих способностей.
Нужно вбить гвоздь в доску из дерева, а затем выдрать его тремя пальцами. Обучающиеся практикуют подобное в течение нескольких месяцев. Когда им удается легко вытаскивать гвоздь большим, указательным и средним пальцами, то им усложняют задачу, и монахи начинают пробовать вытаскивать гвоздь большим и безымянным пальцами и мизинцем. Огромная сила даже самых слабых членов тела является аксиомой подготовки Шаолиня. Каждый палец на обеих руках должен обладать равной силой и мышечной выносливостью. Когда и усложненная процедура становится легкой, деревяшку перед забиванием в нее гвоздя смачивают водой, чтобы гвоздь заржавел и его было труднее достать.
Стоит только представить себе: приходишь учиться боевым искусствам в знаменитый Шаолинь, а тебя отправляют… пинать камни. Но это на самом деле является одной из дисциплин Шаолиня. Новички начинают обучение этой технике, пиная небольшие камни босиком. Целью этого мастерства является не развитие силы и упругость мышц ноги, а «набивание» ноги до тех пор, пока удар ногой по камню почти не будет ощущаться.
Хотя «мастерство легкого тела» считают популярным стереотипом фильмов про боевые искусства, это вполне реальная шаолиньская практика. В монастырских записях сохранились упоминания о мужчинах весом 50 кг, которые балансировали на ветвях, как бабочки или пчелы. Это действительно увлекательная практика Шаолиня, которая базировалась на уникальной и, казалось бы, невозможной рутинной подготовке. Обучение начиналось с того, что на пол ставили массивный глиняный таз, заполненный водой.
Обучающихся заставляли с грузом ходить по краю этого таза так, чтобы тот не перевернулся. Так продолжалось каждый день в течение нескольких часов. На 21-й день каждого месяца из таза вычерпывали ковш воды, а обучаемому утяжеляли груз. В конце монах должен был ходить по краю пустого таза, не переворачивая его. Когда обучающийся осваивал этот процесс, большой глиняный таз заменяли большой плетеной корзиной, наполненной железной стружкой.
Умение золотой цикады также широко известно как «железная промежность», и это не шутка. Обучение начиналось с интенсивной медитации, направленной на очищение ума от всех тревог. Одной из целей этого ментального тренинга является возможность самостоятельно вызвать эрекцию во время медитации, причем сделав это сугубо за счет концентрации ци у основания пупка. Второй этап обучения состоял из того, что ученика начинали бить в промежность руками, ногами и даже оружием, чтобы уменьшить болевые ощущения при ударе.
По своей сути, этот метод представляет собой серию сложных уходов от удара и перекатов. Падение лицом вниз на каменный пол, кульбиты, которые деформируют позвоночник и даже стойки, при которых обучаемый «вскакивает» на ноги с положения лежа — все это шаги на пути к мастерству. Когда человек освоил эти «восемнадцать кульбитов», то он может продолжить совершенствование мастерства путем обучения следующим 64 акробатическим приемам. Великие мастера, которые усовершенствовали эту технику, могли делать бесчисленное количество кульбитов бесчисленным количеством способов. Более того, это «укрепляло ци», а также кожу, кости и мышцы.
В ходе этого необычного обучения от монаха требовалось, чтобы он обнял дерево и тянул его на себя, пока не свалится от изнеможения. Прогресс начинал появляться только после первого года. Первым шагом к мастерству является способность расшатать дерево так, чтобы с него упало несколько листьев. Еще через год обучаемый должен был стряхивать листья с дерева без остановки. Подобную практику нужно было продолжать на протяжении всей жизни. Если мастер этой практики обхватывал своего противника, как он это годами делал с деревом, то смертельные травмы были неизбежны.
Существует веская причина того, что удары головой запрещены в таких видах спорта, как смешанные боевые искусства — риск травматических повреждений головного мозга. Но культовая шаолиньская техника «железной головы» не только рекомендовала подобного рода удары, но прописывала их как обычный режим тренировок. Обучающиеся укрепляли лобные кости и верхнюю часть черепа до почти сверхчеловеческой крепости. А добивались этого очень просто — бросали камни в голову монахам в течение многих лет, чтобы укрепить кости черепа.
Пережив десятки микротрещин, которые зарастали, кость могла стать невероятно прочной. Начинались же такие тренировки головы с того, что монахи оборачивали голову шелком и осторожно начинали биться головой о каменную стену. После года таких тренировок обучаемый снимал несколько слоев шелка и продолжал процесс в течение как минимум 100 дней, после этого шелк полностью удаляли.
После 40 лет интенсивных тренировок и медитации в Шаолине, монах Си Хей Дзи объехал всю страну, посетив каждый монастырь в северных и южных провинциях, и ни один человек не смог одолеть его. Легенда утверждает, что это стало возможным благодаря его методике. В самом начале, когда Си Хей Дзи начал обучение, он ежедневно проходил мимо одного того же дерева, на ветку которого подвесил груз. Каждый день он тыкал этот груз пальцем, после чего тот качался.
После нескольких лет подобных упражнений и постоянной медитации он обнаружил, что когда он имитировал тычок пальцем в груз, при этом фактически не касаясь его, тот начинал качаться. После этого он начал повторять подобное с горящим огоньком и вскоре он смог погасить пламя. В конце-концов монах добился того, что смог тушить огонь, горящий в лампе… за стеклом (не разбивая стекло).
Еще в молодости монах Хал-Танк посетил Чикаго, где он продемонстрировал свое мастерство: стойку на руках, удерживая вес тела на одной указательном пальце. Что еще более удивительно, он показал этот же трюк более 50 лет спустя, в 90-летнем возрасте. До своей смерти в 1989 году, он был единственным человеком, который был в состоянии исполнить подобную технику «алмазного пальца».
И если практики Шаолиня доступны лишь избранным, но освоить могут все. И кстати, они будут очень полезны.
В центральном Китае на горе Суншань стоит буддийский монастырь Шаолинь, окутанный многочисленными легендами и мифами. Храм был основан индийским монахом Бхадра в 495 году. В начале VI века патриарх чань-буддизма Бодхидхарма передал послушникам свои знания о медитации, тайные методы религиозных практик, а также ряд приемов, направленных на поддержание физического здоровья. Как центр боевых искусств монастырь прославился в VII веке, когда монахи Шаолинь помогли удержаться на престоле Ли Шиминю.
В XII веке монах Цзюэюань отправился искать настоящих мастеров боевых искусств. После продолжительных странствий он познакомился с тремя воинами, которые поддержали его стремления изучить секретные знания. Будущие монахи Шаолинь перерабатывали уже имеющиеся техники, внося свои изменения. Например, «18 рук архатов» переродился в комплекс «72 руки», который был дополнен 170 приемами. Один из четверых мастеров Бай Юнфэн создал систему «кулак пяти составляющих». Данная техника соотносилась с движениями пяти животных — леопарда, дракона, тигра, журавля и змеи.
Благодаря СМИ и развитому туризму популярность монастыря достигла огромных высот. Государственные деятели Китая вложили большие средства в благоустройство региона и формирование индустрии туризма. В расчете на привлечение иностранцев, вокруг Шаолиня был построен ряд коммерческих школ боевого искусства.
В 1994 г. в США был основан шаолиньский храм. В нем широкому кругу желающих преподается философия чань-буддизма посредством освоения медитативных техник и боевых искусств кунг-фу, цигун, тайцзицюань.
В 2006 году в России открылась школа цигун и кунг-фу (основатель — воин-монах Ши Янбин). Здесь могут обучаться основам боевых искусств и дыхательной гимнастике как взрослые, так и дети.
Монахи монастыря Шаолинь просыпаются в пять утра. После подъема все ученики и мастера собираются у главного храма во дворе. Здесь два часа они предаются медитации. Это обязательное правило, которое соблюдают все послушники, независимо от возраста и погодных условий. В помещениях могут медитировать только настоятель и старейшины совета. Рядом с монахами стоят надзиратели, которые будят ударами палок тех, кто начинает засыпать. Послушники должны поблагодарить за бдительность, тем самым прививается уважение к старшим.
После медитации монахи переходят к гимнастическим упражнениям, направленным на развитие гибкости тела. Нагрузки тяжелые, неподготовленный человек с ними не сможет справиться. Тренировки монахов Шаолинь начинаются с самого детства. К гимнастике добавляются дыхательные упражнения. По окончании первых занятий проводятся водные процедуры и массаж. Обливание осуществляется холодной водой из горных рек. Массаж проводится по специальным методикам с использованием мазей.
Далее монахи идут на легкий завтрак, а затем приступают к изучению канонов. Воины, размещаясь в главном храме, слушают лекции о жизненном пути, религии, просветлении, знакомятся с текстами священных книг. Также в это время проводится обучение основам права, медицины, красноречия, философии. В заключение настоятель распределяет обязанности между новичками.
После обучения воины выполняют упражнения, направленные на совершенствование физического тела, включая техники для развития сухожильной и мышечной силы. Монахи Шаолинь отличаются фантастической выносливостью. Ее секрет заключается в ежедневных и планомерных изнурительных тренировках, к которым организм пытается адаптироваться.
После физических упражнений монахи переходят к занятиям боевыми искусствами. Новички изучают пять стилей Шаолинь цюань: тигр, дракон, змея, леопард, богомол. Каждое направление развивает определенное индивидуальное качество ученика. После трехлетнего обучения пяти стилям послушник получает статус монаха-воина и надевает специальный пояс. После этого начинаются более суровые тренировки, все они проходят согласно древним традициям храма.
После окончания утренних тренировок, около двух часов дня, начинается обед. Воины не употребляют мяса. Основное питание монахов Шаолиня подразумевает употребление злаков, бобовых и масличных культур, овощей и фруктов. Меню варьируется в зависимости от времени года. Обязательными добавками к блюдам являются лекарственные коренья и травы. После обеда монахам дается один час личного времени.
По окончании свободного часа монахи Шаолинь вновь занимаются совершенствованием своего тела и разума. В это время они находятся в специальных залах, где их обучают старшие воины. Здесь происходят спарринги в полную силу, с использованием разного оружия. Старшие мастера обучают не только правилам ведения боя и владению орудиями, они показывают техники воздействия на болевые точки, а также знакомят с медицинскими приемами. Упражнения монахов Шаолинь включают отработку основных ударов, стоек и блоков. Новички должны не меньше трех лет тщательно их осваивать. Например, нужно совершенствовать «искусство пальца», которое дает возможность пробивать любую преграду одним лишь пальцем. Данное умение начинается с монотонных ударов в пшено, затем в песок и гравий. Нужно нанести 3800 тычков. После этого удары наносятся уже в железные опилки. Число тычков составляет 9 тысяч. Итог освоения навыка — образование мозоли и атрофирование нервных окончаний. Палец теперь носит название «железный». Еще одним из многочисленных упражнений является способность наносить удары энергией. Те монахи, которые освоили азы мастерства, объединяются в группы по четыре человека, во главе которых стоит наставник. Так воины совершенствуют свои навыки еще несколько лет.
После изнурительных тренировок в семь вечера послушников ожидает ужин, после которого можно немного отдохнуть или заняться своими делами. Чаще всего все воины совершенствуются до глубокой ночи.
Через 10-15 лет изучения искусства Шаолиня монахи сдают экзамен, который включает в себя теоретическую и практическую части. На первом этапе послушники демонстрируют свои знания по истории храма, каноническим книгам, воинскому искусству. Далее проводятся спарринги с использованием разных видов оружия. Предания рассказывают об испытании, которое заключается в прохождении темного коридора со ста восемью манекенами. Последние приводились в действие специальными механизмами. Манекены наносили удары, идущий должен был уклониться или ответить. Двигаться по коридорам нужно было очень быстро. У выхода стоял большой треножник с углями, который нужно было переставить. При успешном прохождении всех испытаний на предплечьях монаха выжигались изображения дракона и тигра. Они являлись доказательствами мастерства владельца.
Воины монастыря не так часто демонстрируют обычным людям искусство владения телом, которое основано на старинных духовных практиках. В основном выступление монахов Шаолиня можно наблюдать на территории самого храма. Их проводят для привлечения внимания к искусству боя. Но иногда ученики Шаолиня выезжают в другие страны. Так, в 2015 году в Латвии проводилась демонстрация уникальных навыков буддистских воинов. В Москве также периодически выступают мастера легендарного храма, показывая умелое владение разным оружием и боевыми стилями.
Монахи Шаолинь на ринге тоже периодически появляются. Битвы проводятся между учениками разных боевых школ. Древние традиции не поощряют показные бои, но современный мир требует более плотного ознакомления с тайнами искусства. Так, одним из известных воинов является Лю Илун, который был участником ряда соревнований со спортсменами разных стилей. Но принадлежность мастера к настоящему искусству Шаолинь не доказана, скорее всего, он проходил обучение на территории монастыря в одной из множества школ. После боя выигранные деньги должны быть переданы монастырю.
Составленные некогда Цзюэюанем правила жизни для воинов соблюдают до сих пор все монахи Шаолиня. Возможности человека, посвятившего себя развитию и совершенствованию в этом монастыре, запредельны. Какие же это заповеди? Перечислим некоторые из них:
Секреты долголетия, которыми обладают мастера, основаны на соблюдении данных заповедей. Существуют еще внутренние запреты храма. Например, нужно избегать нерадивости и лени, зависти и гнева и обязательно пройти все ступени обучения.
Воины монастыря рассказывали об огромной работе над совершенствованием своего тела и разума. Нужно доказать мастерам, что у ученика светлая душа и выносливое тело. Послушника никто не торопит в усвоении знаний и навыков, наставник будет ждать, сколько потребуется. Когда начинающий воин будет готов, мастер ему сообщит и отправит на экзамен.
Истинными монахами Шаолиня заведомо являются основатели монастыря и учений в нем. Так, первый патриарх Бодхидхарма после себя оставил два труда: «Канон об очищении костного мозга» и «Канон об изменении мышц», а также боевой стиль «Кулак архатов раннего неба». Мастер Цзэ Хунбэй, живший во времена династии Тан, внес в ушу «обманный стиль». Наставник Фу Ю разработал искусство коротких ударов на ближних дистанциях. Бай Юйфэн вместе с монахом Цзяо Юанем создал новый стиль, который включал приемы школ Леопарда, Тигра, Змеи, Журавля и Дракона.
При династии Цин жил известный мастер Чжэнь Цзюнь. Монах в совершенстве владел «искусством легкости». Он без труда запрыгивал на крыши домов и перелетал со скалы на скалу. «Живой легендой» был Хай Дэн, который родился в провинции Сычуань. Во время занятий он достиг совершенства в управлении внутренней энергией и мог, например, заставить забурлить в тазу воду. Мастер принимал участие в написании книг и пособий по боевым искусствам, был известен как знаток нетрадиционной медицины. Хай Дэн был способен исполнить сто комплексов Шаолиня, владел 18 видами оружия, а в возрасте 75 лет мог стоять на двух пальцах в течение часа. Несмотря на небольшой рост, сила его удара достигала 500 килограмм. Имена монахов Шаолиня, оставивших неизгладимый след в истории монастыря, достойны того, чтобы их помнили. Все мастера отличались преданностью своему делу и верой в боевое искусство.
Сущность невероятных способностей мастеров заключена в использовании энергии Ци. Ее применение, например, помогает контролировать болевые ощущения. Неотъемлемой частью в освоении чань-буддизма является полное развитие пяти чувств ученика, а также улучшение его мышления, памяти и интуиции. Конечная цель боевого искусства — постижение себя и слияние с Абсолютом. Обретение душевного равновесия дарует ученику способность быть непоколебимым в любых ситуациях. Длительные медитации и развитие мудрости способствуют приобретению уникальных способностей, например таких, как ясновидение.
Второй из распространенных 10 мифов о монахах Шаолиня — это заимствование основных черт у индийских животных в некоторых видах боевых техник. По словам историков, все приемы формировались внутри группы воинов, которая изначально исполняла роль частной армии. Существует легенда о том, что тринадцать мастеров Шаолиня победили стотысячную армию солдат, чтобы спасти императора Тан Тэйзонг. Однако сведения были несколько искажены. Монахи действительно сыграли важную роль в исходе битвы, но появились они только в решающем сражении.
Воинов наделяли сверхъестественными способностями. Например, существует сказание о битве с японскими пиратами, когда трое монахов закопали себя при помощи тростника и уползли под землей, тем самым сохранив себе жизнь.
Финальные испытания в монастыре тоже обросли множеством легенд. Так, до сих пор не доказано существование учебного лабиринта-ловушки с деревянными манекенами.
Уход из монастыря, по преданиям, тоже был нелегким. Желающему покинуть стены обители нужно было объединиться с тремя монахами и сразиться против 18 воинов. В случае победы монастырь лишался сильнейших бойцов.
До сих пор существует легенда о поваре храма, который тайно развивал в себе физические и духовные умения. Звали его Цзи Нау Лоу. Он смог обратить в бегство группировку «Красные тюрбаны», напавшую на монастырь.
Почитаемый в храме Шаолинь Бог Вапрапни тоже окутан мифами. Так, он заставил съесть запретный кусок мяса монаха Шенгчоу, над которым в монастыре издевались. В награду за содеянное воин получил силу и возможность расправиться с обидчиками. Такая легенда противоречит заповедям монастыря.
Многие бойцы и обычные люди хотели обучиться боевому искусству Шаолиня. Так, один из мифов повествует об индийском принце Бодхидхарма, осуществившем свою мечту путем заточения себя в пещере, где он медитировал девять лет. Настоятели монастыря были впечатлены и предоставили ему отдельную комнату.
Но этим сказание не ограничивается. Существует продолжение легенды о принце. Так, рассказывают, что на седьмом году заточения Бодхидхарма уснул. Чтобы больше этого не повторилось, он обрезал веки. Упав на землю, они превратились в чайные кусты.
В сети можно найти видео, в котором буддийский монах пробивает броском иглы шарик, находящийся за стеклом. Однако и это чудо оказалось не более чем мифом. Его удалось развенчать команде «Разрушителей легенд».
Еще много невероятных историй рассказывают о знаменитом месте — храме Шаолинь. Это только поддерживает интерес к жизни в монастыре и привлекает все больше туристов в Китай.