Шест легкая атлетика. Легкая атлетика. Этап предварительной подготовки прыгуна

28 марта 2020

Действительный мировой рекорд по прыжкам в высоту с шестом на открытой площадке держится около 20 лет, и его отметка составляет 6.14 метра. Его установил легендарный советский спортсмен Сергей Назарович Бубка. На момент установления рекорда, Сергею было чуть больше 30 лет. Этот прыжок был зафиксирован 31 июля в итальянском городе Сестриер и был 35-м в списке рекордов прославленного спортсмена.

К этому результату шел спортсмен из украинского города Луганск в течение одиннадцати лет. Его первый рекордный прыжок был совершен в 1983 г. на чемпионате мира в Хельсинки, тогда он взял высоту 5.85 метра. Тогда ему не было и двадцати лет от роду.

Сергей Назарович Бубка установил и мировой рекорд для закрытых площадок. В 1993 году он прыгнул на 6.15 метра. Только 15 февраля 2014 года это достижение было превзойдено французским прыгуном Рено Лавиллени. Кто же превзойдет самого прыгающего человека планеты? Это нам откроет история.

Что же касается самого Сергея Назаровича, о нем можно писать книги. Приведем кое-что из его достижений в спорте и повседневной жизни.

Кроме того, что он стал первым человеком, прыгнувшим выше шести метров, он установил 35 мировых рекордов. Был чемпионом мира по легкой атлетике 6 раз в 1983, 1987, 1991, 1993, 1995 и в 1997 годах. Он дважды был чемпионом СССР в 1984 и 1985 годах. Единожды завоевал титул чемпиона Европы в 1986 году. Завоевал серебряную медаль в международных соревнованиях «Дружба – 1984».

Воспитанник знаменитого в СССР тренера Виталия Петрова, Сергей Бубка пробрел гармоничное сочетание техники, силы и скорости. Его восхождение на легкоатлетический Олимп было головокружительным и стремительным. Уже пятый по счету мировой рекорд стал историческим. 13 июля 1985 года Сергей преодолел планку на отметке выше 6 метров.
Но к большому сожалению, по мнению специалистов, Сергею не суждено было в полной мере раскрыть сой талант и возможности. Можно говорить много об объективных причинах. Многие его поклонники полагают, что ему не везло и причина в том кроется в стремлении совершить тот единственный прыжок, который бы его удовлетворил. Ходят слухи, что такой прыжок был у прославленного прыгуна.

Компьютеры, фиксировавшие высоту прыжков на чемпионате мира в Токио 1991 года, зафиксировали его прыжок на отметке 6.37 метра, хотя планка была установлена на 5.95 метра. И, хотя Сергей еще долго выступал, он был удовлетворен своим результатом, хоть и неофициальным.

С 1999 года. Сергей Бубка входил в исполнительный комитет МОК, а в 2013 г. баллотировался в президенты МОК, но неудачно. Возможно, что читателю еще предстоит увидеть такого же прославленного спортсмена, который побьет мировой рекорд 20-ти летней давности.

Соревнования по прыжку с шестом происходят в секторе для прыжка с шестом, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и финале даётся по три попытки на каждой высоте. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, он не может быть менее 5 см. Обычно на малых высотах планка поднимается с шагом 10-15 см и затем шаг переходит к 5 см.

Расстояние между держателями планки 4,5 м. Размеры места приземления 6×6 (5×5 для региональных соревнований) м. Длина дорожки для разбега — не менее 40 м, ширина — 1,22 м.

Попытка считается неудачной, если:

  • в результате прыжка планка не удержалась на стойках;
  • спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной плоскостью, проходящей через дальний край ящика для упора, любой частью тела или шестом;
  • спортсмен в фазе полёта руками попытался удержать планку от падения.

Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, это уже не имеет значения — попытка засчитана. Если при выполнении попытки шест сломается, спортсмен имеет право выполнить попытку заново .

Фазы прыжка с шестом-1
Фазы прыжка с шестом-2

Тактика

Возможность пропускать высоты и переносить попытки является основным тактическим приёмом в ходе соревнований. Типичный приём в случае неудачной попытки на очередной высоте это перенести две попытки на следующую высоту.

Соревнования в прыжке с шестом — одни из самых длительных в легкоатлетических секторах и иногда затягиваются на много часов. В последнее время рассматриваются альтернативные варианты правил, при которых спортсменам (как в тяжёлой атлетике) даётся фиксированное количество попыток на все соревнования.

История

Деревянный шест

Металлический шест

В 1936 году IAAF разрешила в правилах использовать любой материал для изготовления шеста . На чемпионате Европы 1946 года шведские атлеты впервые продемонстрировали металлические шесты. Они были намного удобнее деревянных, но побить мировой рекорд долго не удавалось.

Знаменитый американский легкоатлет, священник, которого прозвали «летающий пастор» — Роберт Ричардс на металлических шестах дважды побеждал на Олимпийских играх: в Хельсинки (1952) — 4 м 55 см и в Мельбурне (1956) — 4 м 56 см. Только в 1957 г Роберт Гутовски превзошел на 1 см рекорд Корнелиуса Уормердэма. В итоге результат 4 м 80 см оказался потолком для металлических шестов. Этот рекорд был достигнут Дональдом Брэггом в 1960 г.

Пластиковый шест

Эксперименты по изготовлению пластиковых шестов проводились в США ещё в 1940-х годах. На Олимпийских играх в Риме (1960) были представлены первые образцы пластиковых шестов, которые произвели революцию в этой дисциплине. 20 мая 1961 года Джордж Дэвис впервые побил мировой рекорд на фибергласовом шесте. На прогресс повлияло и появление специальных материалов для изготовления безопасной ямы для приземления . За 34 года мировой рекорд вырос с 4.83 до 6.14 м. Фибергласовые шесты способны сгибаться, накапливая кинетическую энергию спортсмена так, что стрелка прогиба достигает 100-130 см у пятиметрового шеста. Затем шест распрямляется, выбрасывая прыгуна к планке. Это потребовало полностью переработать технику прыжка и повысило требования к скоростной и физической подготовке атлетов .

Мировые рекорды

Рекорд (м) Спортсмен Страна Дата Место установления рекорда
Открытые стадионы
Мужчины 6,14 Сергей Бубка Украина 22x20px Украина 31 июля 1994 Сестриере , Италия
Женщины 5,06 Елена Исинбаева Россия 22x20px Россия 28 августа 2009 Цюрих , Швейцария
Закрытые помещения
Мужчины 6,16 Рено Лавиллени Франция 22x20px Франция 15 февраля 2014 Донецк , Украина
Женщины 5,03 Дженнифер Сур США 22x20px США 30 января 2016 Брокпорт , США

Известные атлеты

  • Роберт Ричардс (англ.) русск. (США)
  • Николай Озолин (СССР)
  • Сергей Бубка (Украина)
  • Максим Тарасов (Россия)
  • Елена Исинбаева (Россия)
  • Светлана Феофанова (Россия)

Атлеты, превысившие 6 метров

Атлет Государственная
принадлежность
На открытом воздухе В помещении Год первого
выполнения
6-метрового
прыжка
Сергей Бубка СССР 22x20px СССР / Украина 22x20px Украина 6,14 6,15 1985
Родион Гатауллин СССР 22x20px СССР / Россия 22x20px Россия 6,00 6,02 1989
Оккерт Бритс ЮАР 22x20px ЮАР 6,03 1995
Игорь Транденков Россия 22x20px Россия 6,01 1996
Тим Лобингер Германия 22x20px Германия 6,00 1997
Максим Тарасов Россия 22x20px Россия 6,05 6,00 1997
Дмитрий Марков Австралия 22x20px Австралия 6,05 1998
Джефф Хатвиг США 22x20px США 6,03 6,02 1998
Жан Гальфион Франция 22x20px Франция 6,00 1999
Дэнни Эккер Германия 22x20px Германия 6,00 2001
Тимоти Мак США 22x20px США 6,01 2004
Тоби Стивенсон США 22x20px США 6,00 2004
Пол Берджесс Австралия 22x20px Австралия 6,00 2005
Брэд Уокер США 22x20px США 6,04 2006
Стив Хукер Австралия 22x20px Австралия 6,00 6,06 2008
Евгений Лукьяненко Россия 22x20px Россия 6,01 2008
Рено Лавиллени Франция 22x20px Франция 6,02 6,16 2009
Тиаго Браз да Силва Бразилия 22x20px Бразилия 6,03 2016

Атлетки, превысившие 5 метров

Атлет Государственная
принадлежность
На открытом воздухе В помещении Год первого
выполнения
5-метрового
прыжка
Елена Исинбаева Россия 22x20px Россия 5,06 5,01 2008
Дженнифер Сур США 22x20px США 5,03 2013

Напишите отзыв о статье «Прыжок с шестом»

Примечания

Литература

  • Peter Matthews. . — Scarecrow Press, 2012. — С. 1. — 336 с. — ISBN 9780810879850.

Ссылки

Просмотр этого шаблона
Беговые виды
(на дорожке стадиона)
Спринт
Средние дистанции
Длинные дистанции
Барьерный бег
Эстафета
Технические виды
Многоборья
Спортивная ходьба
– А ты просто «закройся» и показывай только то, что хочешь показать, – как само собой разумеющееся, произнесла моя удивительная подружка. – Бабушка меня так научила.
Я подумала, что видимо мне тоже пришла пора чуть-чуть «потрясти» свою «засекреченную» бабушку, которая (я почти была в этом уверена!) наверняка что-то знала, но почему-то никак не желала меня пока ничему учить…
– Так ты хочешь увидеть, что стало с близкими Гарольда? – нетерпеливо спросила малышка.
Желания, если честно, у меня слишком большого не было, так как я не была уверена, чего от этого «показа» можно ожидать. Но чтобы не обидеть щедрую Стеллу, согласилась.
– Я не буду тебе показывать долго. Обещаю! Но ты должна о них знать, правда же?.. – счастливым голоском заявила девчушка. – Вот, смотри – первым будет сын…

К моему величайшему удивлению, в отличие от виденного раньше, мы попали в совершенно другое время и место, которое было похожим на Францию, и по одежде напоминало восемнадцатый век. По широкой мощёной улице проезжал крытый красивый экипаж, внутри которого сидели молодые мужчина и женщина в очень дорогих костюмах, и видимо, в очень дурном настроении… Молодой человек что-то упорно доказывал девушке, а та, совершенно его не слушая, спокойно витала где-то в своих грёзах, чем молодого человека очень раздражала…
– Вот видишь – это он! Это тот же «маленький мальчик»… только уже через много, много лет, – тихонько прошептала Стелла.
– А откуда ты знаешь, что это точно он? – всё ещё не совсем понимая, спросила я.
– Ну, как же, это ведь очень просто! – удивлённо уставилась на меня малышка. – Мы все имеем сущность, а сущность имеет свой «ключик», по которому можно каждого из нас найти, только надо знать, как искать. Вот смотри…
Она опять показала мне малыша, сына Гарольда.
– Подумай о его сущности, и ты увидишь…
И я тут же увидела прозрачную, ярко светящуюся, на удивление мощную сущность, на груди которой горела необычная «бриллиантовая» энергетическая звезда. Эта «звезда» сияла и переливалась всеми цветами радуги, то уменьшаясь, то увеличиваясь, как бы медленно пульсируя, и сверкала так ярко, будто и вправду была создана из самых потрясающих бриллиантов.
– Вот видишь у него на груди эту странную перевёрнутую звезду? – Это и есть его «ключик». И если ты попробуешь проследить за ним, как по ниточке, то она приведёт тебя прямо к Акселю, у которого такая же звезда – это и есть та же самая сущность, только уже в её следующем воплощении.
Я смотрела на неё во все глаза, и видно заметив это, Стелла засмеялась и весело призналась:
– Ты не думай, что это я сама – это бабушка меня научила!..
Мне было очень стыдно чувствовать себя полной неумёхой, но желание побольше узнать было во сто крат сильнее любого стыда, поэтому я запрятала свою гордость как можно глубже и осторожно спросила:
– А как же все эти потрясающие «реальности», которые мы сейчас здесь наблюдаем? Ведь это чья-то чужая, конкретная жизнь, и ты не создаёшь их так же, как ты создаёшь все свои миры?
– О, нет! – опять обрадовалась возможности что-то мне объяснить малышка. – Конечно же, нет! Это ведь просто прошлое, в котором все эти люди когда-то жили, и я всего лишь переношу нас с тобой туда.
– А Гарольд? Как же он всё это видит?
– О, ему легко! Он ведь такой же, как я, мёртвый, вот он и может перемещаться, куда захочет. У него ведь уже нет физического тела, поэтому его сущность не знает здесь препятствий и может гулять, где ей захочется… так же, как и я… – уже печальнее закончила малышка.
Я грустно подумала, что то, что являлось для неё всего лишь «простым переносом в прошлое», для меня видимо ещё долго будет являться «загадкой за семью замками»… Но Стелла, как будто услышав мои мысли, тут же поспешила меня успокоить:
– Вот увидишь, это очень просто! Тебе надо только попробовать.
– А эти «ключики», они разве никогда не повторяются у других? – решила продолжить свои расспросы я.
– Нет, но иногда бывает кое-что другое…– почему-то забавно улыбаясь, ответила крошка. – Я в начале именно так и попалась, за что меня очень даже сильно «потрепали»… Ой, это было так глупо!..
– А как? – очень заинтересовавшись, спросила я.
Стелла тут же весело ответила:
– О, это было очень смешно! – и чуть подумав, добавила, – но и опасно тоже… Я искала по всем «этажам» прошлое воплощение своей бабушки, а вместо неё по её «ниточке» пришла совсем другая сущность, которая как-то сумела «скопировать» бабушкин «цветок» (видимо тоже «ключик»!) и, как только я успела обрадоваться, что наконец-то её нашла, эта незнакомая сущность меня безжалостно ударила в грудь. Да так сильно, что у меня чуть душа не улетела!..
– А как же ты от неё избавилась? – удивилась я.
– Ну, если честно, я и не избавлялась… – смутилась девочка. – Я просто бабушку позвала…
– А, что ты называешь «этажами»? – всё ещё не могла успокоиться я.
– Ну, это разные «миры» где обитают сущности умерших… В самом красивом и высоком живут те, которые были хорошими… и, наверное, самыми сильными тоже.
– Такие, как ты? – улыбнувшись, спросила я.
– О, нет, конечно! Я наверное сюда по ошибке попала. – Совершенно искренне сказала девчушка. – А знаешь, что самое интересное? Из этого «этажа» мы можем ходить везде, а из других никто не может попасть сюда… Правда – интересно?..
Да, это было очень странно и очень захватывающе интересно для моего «изголодавшегося» мозга, и мне так хотелось узнать побольше!.. Может быть потому, что до этого дня мне никогда и никто ничего толком не объяснял, а просто иногда кто-то что-то давал (как например, мои «звёздные друзья»), и поэтому, даже такое, простое детское объяснение уже делало меня необычайно счастливой и заставляло ещё яростнее копаться в своих экспериментах, выводах и ошибках… как обычно, находя во всём происходящем ещё больше непонятного. Моя проблема была в том, что делать или создавать «необычное» я могла очень легко, но вся беда была в том, что я хотела ещё и понимать, как я это всё создаю… А именно это пока мне не очень-то удавалось…
– А остальные «этажи»? Ты знаешь, сколько их? Они совсем другие, непохожи на этот?.. – не в состоянии остановиться, я с нетерпением заваливала Стеллу вопросами.
– Ой, я тебе обещаю, мы обязательно пойдём туда погулять! Ты увидишь, как там интересно!.. Только там и опасно тоже, особенно в одном. Там такие чудища гуляют!.. Да и люди не очень приятные тоже.
– Я думаю, я уже видела похожих чудищ, – кое-что вспомнив, не очень уверенно сказала я. – Вот посмотри…
И я попробовала показать ей первых, встреченных в моей жизни, астральных существ, которые нападали на пьяного папу малышки Весты.
– Ой, так это же такие же! А где ты их видела? На Земле?!..
– Ну, да, они пришли, когда я помогала одной хорошей маленькой девочке проститься со своим папой…
– Значит, они приходят и к живым?.. – очень удивилась моя подружка.
– Не знаю, Стелла. Я ещё вообще почти ничего не знаю… А так хотелось бы не ходить в потёмках и не узнавать всё только на «ощупь»… или из своего опыта, когда постоянно за это «бьют по голове»… Как ты думаешь, твоя бабушка не научила бы чему-то и меня?..
– Не знаю… Ты, наверное, должна сама у неё об этом спросить?
Девочка глубоко о чём-то задумалась, потом звонко рассмеялась и весело сказала:
– Это было так смешно, когда я только начала «творить»!!! Ой, ты бы знала, как это было смешно и забавно!.. Вначале, когда от меня «ушли» все, было очень грустно, и я много плакала… Я тогда ещё не знала где они, и мама, и братик… Я не знала ещё ничего. Вот тогда, видимо, бабушке стало меня жалко и она начала понемножку меня учить. И… ой, что было!.. Вначале я куда-то постоянно проваливалась, создавала всё «шиворот навыворот» и бабушке приходилось за мной почти всё время наблюдать. А потом я научилась… Даже жалко, потому что она теперь уже реже приходит… и я боюсь, что может когда-нибудь она не придёт совсем…
Впервые я увидела, насколько грустно иногда бывает этой маленькой одинокой девочке, несмотря на все эти, создаваемые ею, удивительные миры!.. И какой бы она ни была счастливой и доброй «от рождения», она всё ещё оставалась всего лишь очень маленьким, всеми родными неожиданно брошенным ребёнком, который панически боялся, чтобы единственный родной человек – её бабушка – тоже бы в один прекрасный день от неё не ушла…
– Ой, пожалуйста, так не думай! – воскликнула я. – Она тебя так любит! И она тебя никогда не оставит.
– Да нет… она сказала, что у всех нас есть своя жизнь, и мы должны прожить её так, как каждому из нас суждено… Это грустно, правда?
Но Стелла, видимо, просто не могла долго находиться в печальном состоянии, так как её личико опять радостно засветилось, и она уже совсем другим голоском спросила:
– Ну что, будем смотреть дальше или ты уже всё забыла?
– Ну, конечно же, будем! – как бы только что очнувшись от сна, теперь уже с большей готовностью ответила я.

Страница 9 из 23

Техника прыжков в высоту с шестом

История прыжков с шестом уходит корнями в IV–III вв. до н.э. Применение шестов и посохов в быту, на различных праздниках для развлечений молодежи положило начало в развитии этого вида прыжков.

В 1866 г. в Англии впервые были проведены соревнования по прыжкам с шестом. Победи-телем стал Велер, его результат — 3,05 м. В 1896 г. американец У. Хойт, используя деревянный шест, победил на I Олимпийских играх с результатом 3,30 м. Применение бамбукового шеста стало новым этапом в совершенствовании прыжков. В 1908 г. американец М. Райт впервые перешагнул четырехметровый рубеж — 4,02 м.

До 1924 г. спортсмены использовали земляные ямки для упора шеста. Начиная с 1924 г. был узаконен специальный ящик для постановки шеста. Бамбуковый шест продержался примерно до 1945 г., наилучший рекорд с ним — 4,77 м (1942 г.). Не отличаясь особой прочностью, бамбуковые шесты часто ломались и наносили травмы прыгунам, поэтому появились металлические шесты из стали и дюралюминия. Они были легки, удобны, долговечны, но менее упруги. Вот почему рекорд, установленный с бамбуковым шестом, держался еще 15 лет. В 1957 г. американский прыгун Р. Гутовски улучшает рекорд на 1 см, а в 1960 г. американец Д. Брэгг доводит его до 4,80 м.

В 1961 г. появляются фибергласовые шесты, которые совершили переворот в технике прыжков. Легкие, прочные и упругие шесты, стрела прогиба которых достигала полутора метров, в совокупности с поролоновыми матами для места приземления позволили улучшить результаты в прыжках. В 1963 г. американец Б. Стернберг преодолел пятиметровую высоту. В 1987 г. С. Бубка преодолевает шестиметровую высоту. В настоящее время рекорд мира принадлежит также
С. Бубке и равен 6,14 м.

Упоминание о прыжках с шестом у женщин приходится на 1919 г., когда немка Э. Беренс преодолела 2,10 м. После 1930 г. этот вид попадает под запрет, и соревнования у женщин не проводятся. Только в 80-х гг. XX в. прыжки с шестом у женщин снова получают свои права. Рекорд мира у женщин в прыжках с шестом равен 5,01 м и принадлежит россиянке Елене Исинбаевой (2005 г.). Следует отметить, что это ее 9-й мировой рекорд в данном виде спорта.

Фибергласовые шесты изготовлены из высокопрочного стекловолокна, применение которого позволило уменьшить вес шеста и улучшить его упругие свойства. Детали, сделанные из этого материала, прочнее алюминия и стали.

Прыжок в высоту с шестом – это ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики.

Технику прыжка с шестом можно условно разделить на следующие части (рис. 15):

Разбег (включает и постановку шеста в упор);

Отталкивание, опорная часть прыжка (вис, взмах, разгиб тела, подтягивание и отжимание);

Безопорный полет (переход через планку);

Приземление.

Рис. 15. Прыжок с шестом

Разбег. Длина разбега у шестовиков колеблется от 35 до 45 м. Особенность разбега — прыгун должен бежать с оптимальной скоростью, неся при этом шест. Бег должен быть свободным и упругим. Шест нужно держать крепко, но без излишнего напряжения и стараться, чтобы беговые движения ног и рук не вызывали его вибрацию. Шест держится двумя руками на уровне пояса: левая рука, одноименная с толчковой ногой, держит шест хватом сверху, т.е. большой палец — внизу, остальные — сверху; правая рука, верхняя в хвате, занимает обратное положение, т.е. большой палец — сверху, остальные — снизу. Угол подъема нижнего конца шеста по отношению к горизонту индивидуален, но рекомендуется его поднимать до 70°. Высота хвата зависит от индивидуальных особенностей и уровня физической подготовленности спортсмена. С ростом квалификации прыгуна высота хвата повышается. При высоком уровне хвата необходимо выполнить и более сильное отталкивание. Расстояние в хвате между правой и левой рукой у взрослых прыгунов достигает 50-70 см. Скорость разбега у бегунов мирового уровня прибли-жается к 10 м/с.

На последних шагах разбега происходит подготовка к отталкиванию, т.е. вывод шеста вперед с постановкой его в упор в лоток (рис. 16).

Рис. 16. Последние шаги и постановка шеста в упор

Подготовка к отталкиванию также индивидуальна. Обычно вывод шеста вперед происходит на три шага. На 5-4-м шаге до отталкивания происходит опускание верхнего конца шеста с 70 до 25-30°. Затем на последних трех шагах разбега происходит непосредственная постановка шеста в упор. Здесь необходимо добиться синхронности в выполнении движений.

При переводе шеста в положение перед грудью ведущим звеном является кисть правой руки, которая синхронно с отрывом правой ноги от грунта (начало третьего шага) начинает двигаться вверх к плечу. К моменту постановки правой ноги на опору (конец второго шага) кисть правой руки должна занять положение перед плечом у подбородка. При постановке правой ноги на опору оси тазобедренного сустава и плеч должны быть параллельны друг другу и перпендикулярны линии разбега.

Одновременно с поворотом правой кисти ладонью вверх левая рука подставляется локтем под шест таким образом, чтобы обе руки на последнем шаге могли толкнуть шест как можно активнее вверх (переход с правой ноги на толчковую в первом шаге).

В момент перевода шеста вверх и перехода с маховой ноги на толчковую следует добиваться синхронных действий левой руки и левой ноги. При постановке толчковой ноги на место отталкивания кисть левой руки должна быть в наивысшем верхнем положении над местом отталкивания.

Отталкиванию способствуют взмах рук от груди и активная работа маховой ноги, которая как бы ударяет в прямую левую руку. Спортсмены, использующие этот способ, ускоряются перед отталкиванием, имеют более высокий хват и в большей степени реализуют потенциал скоростных возможностей.

Отталкивание. Эта фаза длится от момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва. Отталкивание в прыжках с шестом, в отличие от других прыжков, выполняется без маховых движений рук, так как они с шестом уже выведены вперед и вверх и прыгун отталкивается как бы на шест, увеличивая его изгиб (рис. 17).

Рис. 17. Отталкивание и вис

Во время отталкивания прыгун, не теряя скорости, набранной в разбеге, должен стараться перевести горизонтальную скорость в вертикальную. Механизм отталкивания в прыжках с шестом схож с отталкиванием в прыжках в длину, только без работы рук. Стопа толчковой ноги ставится сверху на всю подошву, стремясь при этом активно продвинуться вперед через опору тазом и грудью. Мах ногой более короткий, чем в прыжках в длину, руки, вытягиваясь, поднимают шест вверх, после момента вертикали начинается активное воздействие на шест. Толчковая нога, выпрямляясь, через туловище и руки активно давит на шест перпендикулярно его оси. Правая рука как бы тянет шест вниз, а левая рука упирается в него вперед и вверх. Образуются две пары сил, которые сгибают шест. В отталкивании шест получает окончательный упор, ударные воздействия при этом снижаются за счет упругих свойств шеста и мышечно-связочного аппарата прыгуна. Прыгун плавно переходит в вис на шесте.

Угол постановки толчковой ноги составляет примерно 60–63°, а угол отталкивания — 75-78°. При этом вначале отталкивания возникают большие упорные силы по вертикали до 600 кг, а по горизонтали — до 200 кг, в самом отталкивании эти усилия уменьшаются в два-три раза. Горизонтальная сила удара при постановке шеста в упор достигает 300–350 кг. Все это предъявляет повышенные требования к силовой подготовке прыгунов с шестом.

После отталкивания начинается опорная часть прыжка, в которой можно выделить: вис, взмах, разгибание тела, подтягивание и отжимание (рис. 18).

Рис. 18. Фазы в прыжке с шестом: а — вис и взмах; б — разгибание тела

И подтягивание с поворотом; в — отжимание и переход через планку

После отталкивания прыгун переходит в вис на шесте. Обычно прыгуны, использующие малый прогиб шеста, выполняют вис на правой руке. При таком положении ось плеч и таза несколько отклоняется в сторону левой руки, в теории этот вис называют «косым». Современные прыжки, выполняемые при большом изгибе шеста, значительно затрудняют положение виса.

Разворот дуги шеста в левую сторону после отталкивания приводит в большинстве случаев к потере равновесия. Перенос веса прыгуна в вис на левую руку позволит спортсмену избежать потери равновесия и получить более жесткую систему, необходимую для приложения мышечных усилий для подъема прыгуна вверх ногами. В висе прыгун должен увеличить прогиб тела, оставляя толчковую ногу сзади и тем самым, растягивая мышцы передней поверхности тела. Маховая нога опускается вниз к толчковой, таз приближается к шесту. В этом положении ОЦМ находится на самом низком уровне. После этого прыгун, используя растянутые мышцы передней поверхности тела, делает быстрый взмах ногами, как бы группируясь. Затем туловище поднимается вверх, приближаясь тазом к рукам. Шест в это время начинает выпрямляться, отдавая телу прыгуна энергию упругой деформации, одновременно прыгун начинает разгибать тело, выпрямляясь вдоль действия упругих сил шеста. Важно в этом моменте точно совместить ось тела и ось действия сил. Выпрямляя тело, прыгун выполняет подтягивание на руках до момента, когда плечи будут находиться на уровне хвата верхней руки. Здесь подтягивание заканчивается, и прыгун переходит к отжиманию от шеста. Важно, чтобы этот момент совпал с полным распрямлением шеста. Все действия должны быть направлены по оси выпрямления шеста. Не следует слишком разводить ноги в стороны. Левой рукой необходимо прижимать таз к шесту в подтягивании и отжимании, т.е. в этот момент, когда происходит поворот тела прыгуна вокруг своей продольной оси. В начале подтягивания прыгун находится спиной к планке, в конце подтягивания — боком, одноименным с толчковой ногой. В отжимании поворот завершается, и прыгун поворачивается к планке животом. Ноги находятся выше уровня планки, слегка согнутые в тазобедренном суставе. После отрыва рук от шеста начинается безопорная часть прыжка, т.е. полетная, включающая в себя переход через планку и приземление.

Безопорная (полетная) часть прыжка продолжает движение тела прыгуна вверх и вперед к планке за счет инерционных сил, возникших в опорной части прыжка. Когда ОЦМ оказывается выше уровня планки, прыгун активно опускает ноги за планку, одновременно поднимая руки вверх–назад. Эти движения ног и рук позволяют совершить вращение вокруг ОЦМ животом к планке. После прохождения ОЦМ планки прыгун отводит плечи от планки, стараясь не задеть ее. Руки находятся вверху. После этого начинается завершающая часть полета — подготовка к приземлению.

Если раньше прыгуны уделяли много внимания технике приземления, так как оно происходило в яму с песком или опилками, то в настоящее время поролоновые маты избавили прыгунов от затрат времени на овладение приземлением, которое происходит либо на ноги, либо на таз и спину.

Женская техника прыжков с шестом по своей внешней картине не отличается от мужской техники. Естественно, параметры скорости, силы, величины сгибания шеста, углов вылета и других биомеханических характеристик несколько ниже.

Для большинства женщин сказывается характерная слабость мышц брюшного пресса и плечевого пояса. Поднимая ноги, прыгуньи не выполняют глубокой группировки и не приближают стопы ног к хвату и верхушке шеста. Слабость указанных групп мышц не позволяет выполнить переворот активно, «махом». Это сказывается и на слабом воздействии на шест, сгибание которого оставляет желать лучшего. Недостаточная группировка при разгибании тела не позволяет направить стопы ног вертикально. Спортсменка отходит от шеста, и траектория прыжка становится пологой. У многих прыгуний наблюдается не полный поворот грудью к планке, а частичный, вследствие чего они осуществляют переход через планку боком.

Анализируя женские прыжки с шестом, можно сделать следующие выводы: хорошие координационные способности женщин позволяют им выполнить разбег, вис, не уступая технике мужчин, но особенности женского организма создают трудности в выполнении таких технических элементов на шесте, как «отвал» (взмах с группировкой), переворот, выбрасывание тела вверх в фазе отжимания. Особое внимание, тренируя женщин в прыжках с шестом, необходимо обращать на место приземления.

Прыжок с шестом состоит из разбега, постановки шеста в упор, отталкивания и виса на шесте, перехода из виса в упор, перехода через планку и приземления.

Длина разбега — 18-20 беговых шагов. Лучшие прыгуны достигают к моменту толчка большой скорости (10 м/сек).

В начале разбега туловище сильно наклонено вперед. Длина шагов постепенно увеличивается.

При разбеге шест держат в руках широким хватом (60-70 см) на уровне таза или чуть выше. Для облегчения разбега передний конец шеста поднят на высоту головы или чуть ниже и отведен несколько в сторону поперек дорожки.

Правая рука сжимает шест ладонью не сильно, а левая рука лишь поддерживает его и направляет движение.
После стартового разгона шест постепенно выводится передним концом на линию разбега и плавно опускается вниз. Этому помогает правое плечо и рука, которые слегка отводятся назад. В средней части разбега туловище постепенно выпрямляется. В конце разбега прыгун повышает темп шагов, сокращая их длину.

Чтобы эффективнее перейти в вис на шесте, важно правильно послать его передний конец в ящик упора и точно поставить ногу на место толчка.
Место толчка прыгун определяет следующим образом: становится на толчковую ногу, руку, держащую шест, поднимает вверх так, чтобы передний конец шеста находился в ящике упора.

Нельзя ставить толчковую ногу в сторону от линии разбега или поворачивать стопу наружу — это грубая ошибка.

Успешное выполнение прыжка зависит и от того, на какой высоте прыгун захватит шест правой рукой (при толчке левой ногой).

Так, например, если шест очень быстро продвигает прыгуна вперед и он не успевает поднять тело вверх, то ему необходимо взяться за шест выше, и, наоборот, если прыгуна вперед и он не успевает поднять тело вверх, то нужно взяться за шест ниже.

Переход от разбега к толчку совершается на двух последних шагах. Для этого на предпоследнем шаге разбега шест, опущенный в горизонтальное положение, выводится вперед-вверх к правому плечу (место, в котором прыгун его держит), а его передний конец опускается вниз и направляется в ящик упора, локоть правой руки и плечо отводятся назад, ладонь поворачивается вверх и захватывает шест (кадры 1-3).

С переходом на правую ногу правая рука посылает шест вперед-вверх, а левая, скользя вверх по шесту к правой руке, захватывает его. на расстоянии 10-20 см. Эти движения прыгун выполняет до постановки ноги на толчок.

В момент постановки ноги для отталкивания (кадры 4, 5) руки продолжают с ускорением направлять шест (место захвата) вперед-вверх, создавая как бы разгон ему перед тем, как он должен опереться о заднюю стенку ящика.

Не следует поднимать шест над головой, до того как он получит опору в ящике. При этом прыгун натолкнется на шест, и потеряется скорость кача шеста в момент, когда прыгун после отталкивания должен перейти в вис на шесте.

Таким образом, в начале толчка руки выносятся на уровень головы, а с. продвижением на ноге — вверх. Прыгун с нарастающей силой нажимает руками на шест. Затем шест быстро поднимается вверх, руки выпрямляются (не до конца), прыгун проходит вперед и, отталкиваясь, переходит на шест (кадр 6). Важно быстро послать шест руками вверх, чтобы он при упоре приобрел наибольшую скорость кача.

В конце толчка (если наблюдать сзади) туловище должно несколько наклоняться в сторону толчковой ноги, а правое плечо подняться чуть выше левого.

Шест как бы делит прыгуна на две части, пересекая туловище от левого бедра к правому плечу. Голова и туловище находятся несколько левее плеча, а ноги справа. Такой вход позволяет прыгуну мягко перейти в вис на шесте, сохранить хорошее равновесие, придать шесту большую скорость кача и быстро выполнить маховое движение в висе на шесте. Начав большой мах на шесте, прыгун прогибается в поясничной части и приближается грудью к шесту. Одновременно маховая нога, выпрямляясь, опускается вниз (кадры 7, 8), как бы вытягивая вниз тело прыгуна. Такое вытянутое положение тела меньше тормозит его продвижение вперед к вертикали. Вследствие поясничного прогиба ноги отстают в своем движении от туловища, делают замах и затем быстро поднимаются вперед-вверх. Преждевременное поднимание ног вместе с подтягиванием на руках значительно снижает скорость движения тела вперед вместе с движением шеста к вертикали. Это — типичная ошибка, свойственная начинающим прыгунам.

В висе на шесте, когда таз пройдет ось шеста, начинают подтягиваться к груди колени сгибающихся ног, туловище приходит в горизонтальное положение (кадр 10).

С этого момента прыгун начинает энергично подтягиваться на руках и поднимает тело вдоль шеста. Ноги высоко поднимаются вверх и увлекают за собой таз, одновременно тело легко прогибается в пояснице (кадр 11).
Прыгун использует эластичность шеста для подъема тела вверх. С момента перехода в вис шест сгибается, особенно когда таз прыгуна пройдет изогнутую его ось (кадр 10).

Одновременно с «подтягиванием на руках и переходом из виса в упор прыгун начинает поворачиваться налево (кадры 10-11). Перейдя в упор на согнутые руки и повернувшись грудью к планке, он очень энергично отжимается. При этом шест нужно с силой притягивать к себе и крепко держать у плеча. Отпускание шеста от плеча — распространенная ошибка. Завершая отжимание в стойку на вытянутые руки и отталкиваясь от шеста, надо, сгибаясь, опустить ноги (или одну ногу, обычно толчковую) вниз за планку. Таз высоко поднимается над планкой (кадры 12, 13).

Чем согласованнее движение опускаемых ног и мощного отжимания руками на шесте, тем выше тело поднимается над планкой, и можно будет взять большую высоту.
Через планку последовательно переносятся по дуге ноги, таз и в последнюю очередь руки, голова, грудь (кадры 12-14). Чтобы не обить планку, прыгун сперва изгибается, вбирая в себя живот и грудь, после прогибается в грудной и поясничной части, отводит согнутые в коленях ноги назад и быстро поднимает руки вверх (кадр 14). Приземление совершается на обе ноги. Оно смягчается упругим глубоким приседанием и последующим переворотом на спину.

Сегодня очень многие виды спорта стремительно набирают популярность. Развитие технологий помогает людям со всего света следить за соревнованиями. Спорт улучшает здоровье, омолаживает и придаёт хорошее настроение.

Сейчас проходят различные соревнования по лёгкой атлетике, в которых не последнее место занимают прыжки с шестом. Кажется, что спортсмены подлетают в воздухе. Конечно, это не так, но техника у прыжков с шестом чрезвычайно сложная.

Все помнят великого Сергея которого сохраняется уже много лет. Среди женщин настоящим гением прыжков с шестом является Елена Исинбаева, чьё достижение другие спортсменки так и не побили. После рождения ребёнка она вернулась в спорт.

Так как же правильно совершать прыжок с шестом? Какова история этого интересного и красивого вида спорта? Насколько сложен прыжок с шестом, техника которого остаётся загадкой для большинства людей?

Появление

Прежде чем переходить к описанию техники выполнения прыжка, нужно разобрать историю этого вида спорта. Ещё за несколько веков до н. э. на различных праздниках молодёжь развлекалась подобным образом. Однако спортом эти прыжки назвать было нельзя. Только в 1866 году в Англии были проведены первые состязания по прыжкам с шестом. В то время победителем стал Велер, который покорил отметку в 3 м. В 1896 году прыжки с шестом были включены в программу Олимпиады, и американец Хайт в тот же год достиг результата в 3,30 м, что и стало новым рекордом. На следующий этап своего развития вид спорта перешёл с появлением бамбукового шеста. Растение обладало хорошими качествами, например, оно прекрасно пружинило, заставляя спортсменов подниматься ещё выше. В 1908 году Райт покорил отметку в 4 м. Его результатом стал показатель 402 см. Этот рекорд по с шестом продержался, однако, недолго.

Развитие

Новым дополнением стало применение специальных ямок. Это не было революцией в спорте, но поспособствовало установлению новых рекордов. В 1924 году в правила была включена возможность использования специального ящика, который выполнял ту же функцию, что и углубление. Бамбуковый шест же эксплуатировался вплоть до 1945 года. Замену ему найти не удавалось, поэтому и рекорд в 4,77 м держался целых 15 лет, после чего установивший его Гитовски улучшил свой результат на 1 см в 1957 году. Уже через 3 года Брэгг покорил отметку в 4,80 м.

В СССР в послевоенные годы происходило развитие всех видов спорта, не были исключением и прыжки с шестом. Фото хроник дошли до наших дней, а снимки современных спортсменов вы можете увидеть ниже в статье.

Следующим толчком к развитию для этого вида спорта стало внедрение фибергласовых шестов, которые по-настоящему изменили прыжки. Они были гораздо легче и более упругими, бамбуковые же часто ломались и травмировали спортсменов. Также стали появляться поролоновые маты, которыми оборудовались места для приземления. Это и обезопасило участников соревнований. Уже в 1963 году Стернберг преодолел отметку в 5 м. И, наконец, Сергей Бубка покорил шестиметровый рубеж с результатом в 614 см.

Женщины

Данный вид спорта не был исключительно мужским. Прыжок с шестом без особых проблем могли совершать и женщины. Впервые представительницы слабого пола приняли участие в состязаниях в 1919 году. Немка Беренс покорила отметку в 2 м. После этот вид спорта попал под запрет, а снова стал легальным только в 80-х гг.

Настоящей легендой в прыжках с шестом среди женщин является Елена Исинбаева, которая устанавливала рекорд целых 9 раз. Её последнее достижение — преодоление отметки 5 м. Результат ее — 501 см.

Описание

Так что же из себя представляют прыжки с шестом? Как описать этот вид спорта? Для совершения прыжка необходимо не только хорошо прыгнуть, но и разбежаться и правильно поставить сам шест. От спортсмена требуются выносливость, гибкость и ловкость. Прыжки с шестом по праву являются самыми сложными в техническом плане среди всех видов спорта, которые представлены в лёгкой атлетике.

Таким образом, грамотная техника выполнения прыжков заключается в следующем:

  • разбег и постановка шеста в упор;
  • отталкивание;
  • полёт без опоры за счёт толчка через установленную планку;
  • приземление на маты.

Разбег

Это первая часть правильного выполнения прыжка с шестом. Разбег обычно совершается на дистанции порядка 35-40 м, в зависимости от предпочтений определённого спортсмена. Его также важно выполнять по установленным правилам. Важно бежать с оптимальной скоростью, так как это придаст хороший толчок. К выполнению разбега нужно подходить со всем вниманием. Шест также необходимо держать в руках определённым образом. Он должен оставаться свободным и одновременно полностью контролироваться спортсменом. Бег не должен вызывать вибрацию. При удерживании шеста необходимо придерживаться следующих правил.

  1. Удержание происходит на уровне пояса.
  2. Левая рука (если толчковая нога соответствует этой стороне) должна быть сверху у шеста. Хват также важен. Большой палец необходимо удерживать внизу, остальные — выше. Если участвует правая рука, то нужно занять обратное положение.
  3. Угол подъёма шеста в отношении к земле — для каждого спортсмена величина сугубо индивидуальная. Однако обычно она составляет менее 70 градусов.
  4. Высота хвата также зависит от определённого человека и его физической подготовки. Чем выше подготовленность спортсмена, тем больше данная величина.
  5. Расстояние между руками у взрослых людей составляет до 70 см. У детей по понятным причинам оно меньше.
  6. Скорость у профессионалов около 10 м/с. Она позволяет сделать качественное отталкивание. Во время совершения последних шагов как раз и происходит подготовка к толчку. Локоть упирается в шест, который выводится вперёд.

Непосредственно подготовка выполняется по-разному. Всё опять-таки зависит от показателей и предпочтений каждого спортсмена.

  1. Шест выводится вперёд на 3 шага.
  2. На 5-4 чаще всего он опускается на угол с 70 градусов до 25.
  3. После чего на 3 шага шест устанавливается в упор.

Необходимо синхронно выполнять вышеописанные движения, дабы добиться лучшего результата. У профессиональных спортсменов движения отточены до автоматизма, что и объясняет их феноменальные результаты.

Во время перевода шеста вперёд, перед грудью, главную работу выполняет кисть правой руки. Она во время третьего шага вместе с соответствующей ногой двигается к плечу. Во время второго шага той же конечностью кисть уже должна занимать положение около плеча и подбородка. После того как правая нога займёт опорное положение, ось тазобедренного сустава и плеч должны оказаться параллельными одна к другой. Линия разбега, по которой и происходит движение, должна быть перпендикулярна им. Чтобы правильно выполнить прыжок с шестом, длина шеста должна соответствовать весу спортсмена. Например, для человека в 80 кг лучше всего подойдёт снаряд, размером 4,9 м.

Важные моменты

Вместе с поворотом кисти правой руки нужно подставить под шест левый локоть. Это необходимо, для того чтобы сделать грамотный толчок. Здесь также важны синхронность и правильность выполнения действия. Отталкивание происходит непосредственно благодаря взмаху рук от груди и выпаду соответствующей ноги, которая придаёт телу большее ускорение для совершения прыжка. Маховая нога должна как бы ударяться о левую руку спортсмена. Именно таким способом пользуются профессионалы. Небольшая хитрость позволяет в полной мере раскрыть скоростной потенциал прыгуна.

Отталкивание

Это самая быстрая фаза, совершаемая спортсменами на автоматическом уровне. Отталкивание происходит непосредственно во время постановки толчковой ноги на опору. После того как ноги полностью оторвались от земли, фаза завершается и переходит в следующую. Может показаться, что отталкивание — самая простая часть прыжка с шестом, которая не так и важна. Однако это не так. Именно от толчка и зависит высота «полета». Можно хорошо разогнаться, уметь правильно вести себя в воздухе, но без отталкивания ничего не получится. Прыжки с шестом выполняются без маха руками. Но руки при этом играют другую роль: они как бы опираются на шест и подбрасывают спортсмена вверх. Надо сказать, что современные снаряды способны выгнуться на целый метр, на более «древних» же такая возможность была спортсменам недоступна. Когда происходит прыжок с шестом, техника играет главную роль.

Для того чтобы сделать все правильно и добиться лучшего результата, необходимо перевести тело в вертикальное положение. Более всего механизм движений похож на за исключением работы рук. Мах ногой необходимо совершать немного меньше, чем в вышеуказанном виде спорта, а таз и грудь должны как бы продвигаться вперёд. Толчковая нога после выпрямления давит на шест перпендикулярно, правая рука тянет снаряд вниз, а левая упирается в него и уходит вверх. Таким образом, действуют две силы, направленные в разные стороны и способствующие лучшему результату, благодаря выпрямлению шеста.

Правильное выполнение

Удара не происходит, так как снаряд обладает большой упругостью. Также влияет на это и мышечно-связочный аппарат человека. После этого прыгун висит на шесте. Важно придерживаться значений, описанных ниже. Угол толчковой ноги должен составлять порядка 60 градусов, а отталкивания — 76. Также стоит отметить силы, которые непосредственно и толкают атлета. По вертикали у профессиональных спортсменов нагрузка — 600 кг, по горизонтали — 200 кг. Однако при отталкивании эти значения сильно уменьшаются, силы, участвующие в поднятии человека, чаще всего в 2-3 раза меньше указанных. Но и это немало, прыгун должен обладать большими силовыми показателями, чтобы удержаться на шесте. Поэтому мужчины и показывают лучшие результаты.

Опорная часть

После совершения отталкивания начинается следующая стадия. Опорная часть прыжка также должна быть выполнена на высшем уровне, иначе достичь больших результатов будет довольно затруднительно. Она тоже делится на несколько этапов, а именно на вис, взмах, разгибание тела, подтягивание и отжимание.

Выполнение

После отталкивания спортсмен висит на шесте, который подбрасывает его. Те, кто использует малый прогиб снаряда, вис выполняют на правой руке. В этом случае оси плеч и таза отклоняются в сторону противоположной конечности. Поэтому такой вид выполнения называется «косым». Сегодня более всего популярны прыжки с большим прогибом шеста, благо материал снаряда позволяет это делать. Способ гораздо более сложный в исполнении из-за технических трудностей, однако с шестом развиваются, и необходимо использовать ведущие техники.

Интересно, что разворот шеста в сторону левой руки во время виса увеличивает шансы падения, в связи с потерей равновесия. Поэтому постепенно необходимо переходить в вис на соответствующую руку, что уменьшит вероятность травмы, благодаря жёсткой системе. Она также поможет приложить усилия, совершаемые мышцами спортсмена, и перевести тело в положение вверх ногами. Это необходимо для того, чтобы перепрыгнуть через планку. Также стоит увеличивать прогиб, при этом оставляя ногу, выполняющую толчок, сзади, и растянуть мышцы поверхности тела. Маховая нога соединяется с толчковой, а таз, в свою очередь, приближается к шесту. После мышцы, которые были растянуты ранее, выталкивают тело. Совершается взмах ногами. Затем таз приближается к рукам.

Интересный спорт — прыжки с шестом. В нем сложная техника сочетается с изящностью движений тела.

Конец фазы

Шест выпрямляется, тем самым отдавая спортсмену энергию, которая расходуется на совершение прыжка. После совершается подтягивание тела, заканчивается же оно с совмещением плеч и хвата руки. Далее начинается отжимание, совпадающее по времени с полным выпрямлением шеста. Слишком сильно разводить в разные стороны ноги не следует. Левая рука совершает прижатие таза к шесту во время всех описанных действий, помогающее также телу повернуться вокруг своей оси. Затем руки отрываются от шеста и начинается полёт. В это время прыгун переходит через планку.

Лёгкая атлетика (прыжки с шестом в том числе) требует большой затраты сил и энергии, а техника выполнения упражнений чрезвычайно сложна. Требуется время и изнуряющие тренировки, чтобы человек смог достичь результатов.

Конечная фаза

Полётная часть подразумевает движение по инерции, то есть вперёд и вверх. После того как тело достигает уровня планки, прыгун должен занести ноги за неё, тем самым помогая себе преодолеть препятствие. Начинается подготовка к приземлению. Сегодня техника этой части маловажна, так как спортсмена страхуют маты. Раньше же приходилось приземляться в ямы с песком и опилками.

Сегодня чрезвычайно популярны прыжки с шестом. Рекорд, установленный держится уже длительное время, однако новые спортсмены мечтают побить его.

Родители отдают своих детей в секции по прыжкам. Там их чада не только добиваются определённых результатов, но и оздоравливаются, так как любой вид лёгкой атлетики требует большой затраты сил и упорных тренировок.