Слава Рунич: соревнования по фрирайду нужны молодежи. Интервью со славой руничем — основателем и руководителем программы

9 декабря 2019

Темы: Фрирайд , Спасатели , Интервью , Приэльбрусье ,

На вопросы «СЭ ЭКСТРИМ» ответил горный гид из Приэльбрусья Станислав Рунич, руководитель программы «Фрирайд с гидами», также принимавший участие в международной встрече «Подготовка горных гидов в России. Проблемы и перспективы», которая прошла летом 2009 года в альплагере «Безенги».

Станислав Рунич (все знакомые, и даже не знакомые люди зовут его Славой) родился в Кабардино-Балкарии. Младенцем был привезен родителями в пос. Терскол, что в верховьях Баксанского ущелья. Слава занимался горными лыжами в спортивной школе Приэльбрусья, закончил среднюю школу в Нальчике, затем — московкий Геолого-разведочный институт и аспирантуру по специальности «инженерная геология и гидрогеология». Но защищаться не стал из-за экономических причин.

— Слава, как давно ты занимаешься фрирайдом?

Еще с тех времен, когда был в спортшколе, тянуло на целину — где-то с 70-х годов. Хотя тогда такого понятия как «фрирайд» не существовало. Но и далеко мы не уходили: были, конечно, спуски в Северный цирк с мамой, катались на чегетском «долларе», да и дальние юга я в первые спустился с тренером. Но в полной мере это нельзя назвать катанием вне трасс.

Более-менее осознано стал выходить за пределы накатанных спусков в конце 90-х. Тогда были пройдены основные кулуары, исследованы дальние юга Чегета и эльбрусские маршруты через ледники. А фрирайд у нас начался с 2000 года, после первого чемпионата России. Тогда мы стали свидетелями зарождения, я бы сказал, спортивного фрирайда (туристический к этому времени стихийно уже существовал). Начиналось и движение хели-ски, но это было весьма по-дилетантски — о чем можно говорить, если лавинных датчиков в те годы мы и в глаза не видели!

С 2001 года я стал водить людей кататься вне трасс и называть себя гидом. Хотя, по сути, конечно, это больше профессия проводника, а не гида — я до сих пор в полном объеме не могу считаться гидом, т.к. гид — более обширное понятие. Я больше инструктор и человек, который может выбрать интересный и безопасный маршрут, поэтому в своей работе я уделяю много внимания вопросам совершенствования техники и безопасности. Для полноценного звания гида мне не хватает знаний альпиниста, особенно в части спасения с использованием альпинистского снаряжения, оказания первой помощи и других методологических знаний, которые осваивают в зарубежных школах гидов.

— В каких регионах ты катался, где именно работал гидом?

Катался вне трасс с группами в Альпах (Шамони, Валь д’ Изер, Сант Антон, Зельден); на Кавказе (Приэльбрусье, Красная Поляна), летал хели-ски на Камчатке, в Узбекистане.

— Любимый регион катания…

Мне нравится моя малая родина — Приэльбрусье своим разнообразным рельефом и маршрутами. Несмотря на неразвитость и минусы инфраструктуры, можно за неделю не повторить один и тот же маршрут, там я знаю, как говориться, каждый камень и все особенности снежных условий региона, что очень важно для безопасности.

Все-таки не зря существует понятие «локальный гид» — это гид, который больше работает в одном регионе. Но гид с более высокой квалификацией должен уметь действовать в различных районах. Так он расширяет свой кругозор и свои знания. Поэтому я в последние годы стал делать выездные программы и поэтому «неродным» любимым регионом катания для меня является Камчатка — там огромные возможности для катания с помощью забросок вертолетом, работа в сотрудничестве с другими гидами, в том числе зарубежными, что повышает твой профессиональный уровень.

— Россия и «заграница» — где интереснее кататься?

Везде интересно. У России есть минусы — малое количество подъемников, низкое соотношение цена-качество, трудности с регулированием внетрассового катания (вопросы спасения, легкомысленное отношение людей к катанию в «диких» горах, страхование, взаимоотношение с руководителями горнолыжных комплексов). В зарубежье — быстрая раскатываемость внетрассовых спусков (кстати, в последние годы на Чегете тоже проявляется эта тенденция, что свидетельствует о увеличении популярности такого отдыха). А плюсы везде одинаковы — большие горы, разнообразный рельеф. Главное, чтобы был комфортный снег и погода!

— Нужны ли у нас в стране соревнования по фрирайду? Если да, то в чем ты видишь их цель?

Нужны и, прежде всего, для молодежи, как и любой спорт. Для продвижения фрирайда в массы, для развития этого рынка в целом — в этом должны быть заинтересованы и производители, и продавцы соответствующего оборудования и снаряжения; курорты, которые дополнительно привлекают аудиторию, гиды и турфирмы, работающие в этой теме.

— В июне ты присутствовал на конференции гидов UIAGM в Безенги — насколько она показалась интересной и нужной?

Было очень интересно. Во-первых, это была первая встреча в спокойной обстановке, без лишнего ажиотажа, собравшая почти всех ключевых российских людей, занимающихся фрирайдной тематикой и представителей зарубежных организаций. Встреча дала возможность понять, в каком направлении нужно следовать при создании института горных гидов в России.

Во-вторых, это, конечно, обмен опытом в организации такого рода ассоциаций. Приятно, что Федерация альпинизма России (ФАР) стала таким двигателем, предоставив свою площадку и свои организационные и финансовые ресурсы этому непростому делу. ФАР заслуживает огромных слов благодарности. Несмотря на высказывания рядя альпинистской общественности и даже членов ФАР, фрирайдеров, гидов: «Зачем ФАР это нужно?», я лично не вижу другой структуры, которая могла бы организовать такой диалог и в целом заняться созданием Российской школы гидов.

— Нужна ли российским гидам международная сертификация?

Нужна, прежде всего, для самих себя. Для повышения своего статуса. Для повышения своей квалификации, для более качественной и систематизированной работы в горах. В конечном итоге для того, чтобы чувствовать себя на равных в международном сообществе.

— В чем, на твой взгляд, главные сложности работы гидом в России?

Неразвитость этого рынка услуг, не отрегулированность этой деятельности в направлении взаимодействия со спасслужбами и страховыми компаниями, недостаточная и отставшая от реалий законодательная база.

Постараюсь активнее участвовать в проведении и подготовке пилотного сбора гидов, специализирующихся на горнолыжной тематике. Продолжу участие в Лиге фрирайда при ФАР, готов оказывать помощь в проведении соревнований. В планах — как можно больше ездить с группами в новые регионы и меньше работать в базовом регионе Приэльбрусья, чтобы дать возможность больше времени попрактиковаться там другим гидам из нашей команды.

Подготовила Наташа Полетаева

Что такое программа «Фрирайд с гидами», для чего она?

Люди, которые приезжаю в горы, начинают катаются, но не всегда у них получается хорошо, многие из них, к сожалению, изначально не идут к инструкторам или попадают в плохие руки, у них ошибки в технике. Потом эти люди начинают выходить вне трасс, но они не понимают всех проблем с которыми они могут столкнуться: лавины, незнание маршрута, попадание на ледяные участки или скальные выходы и так далее. Поэтому, суть программы следующая: во-первых, усовершенствование техники и ее исправление, и вторая часть — это сами внетрассовые спуски. Внимание акцентируется на умение с ходу читать рельеф, распознавать потенциально лавиноопасные склоны, даются знания о структуре снега, знаках лавинной опасности, причинах схода лавин, мы учим пользоваться необходимым противолавинным оборудованием… Вот в чем суть программы.

Какова история программы?

Программа родилась благодаря идее Владимира Бриткова и Георгия Дубенецкого. В 2000 году, после первых соревнований по фрирайду, они придумали сделать так называемую «клинику», то есть провести занятия на базе всероссийской школы инструкторов типа курсов повышения квалификации. Слово «клиника» взято из Америки (clinic), где не раз в сезон приглашаются топовые инструктора и гиды, которые проводят мастер-класс для инструкторов различных курортов. Такой маленький опыт был сделан в апреле месяце 2000 года. Он прошел в некоторыми накладками. Я повредился на соревнованиях, Кирилл застрял на Камчатке. Первый блин, как всегда, оказался комом. Это был наш первый опыт.

Как-то одним долгим летним вечером я подумал: «А не начать ли нам делать такую же программу, основанную на повышении квалификации, только для обычных людей, а не инструкторов? С повышением их технического уровня с уклоном на внетрассовое катание? Кому же, если не нам, это делать?» (Мы — это два человека: Кирилл Анисимов и я.) Я написал вступительный текст и на RASCе , повесил объявление. Буквально через две недели нам посыпались заявки на участие в программе. Таким образом, зима 2000-2001 стала для нашей программы первым сезоном. А этот сезон у нас уже пятый, юбилейный.

Какие минимальные требования для участия в программе?

Часто люди, которые видели нас, слышали о нас от знакомых, думают: фрирайд — это очень сложно, это не для нас… Они этого опасаются. Но хочется! Подходят, спрашивают: «А с какого уровня можно начать…?» У нас позиция такая — начать можно с любого уровня. Если человек не катался вне трасс, то, естественно, он сначала пойдет в начинающую группу, а потом уже по более сложным маршрутам. У нас Юля занимается начальной группой. Если начальные группы заполнены или Юля занимается с более продвинутой, то всегда на курорте есть «наши инструктора». «Наши» — значит, что им можно доверить людей, и мы будем уверены, что начинающему поставят технику так, что нам останется только совершенствовать. Мы принимаем всех. Независимо от уровня и количества.

А техника будет совершенствоваться на Чегете?

Да. На Чегете всегда можно найти трассу, которую может освоить человек, даже никогда не бывавший в горах. Главное, чтобы человек был спортивным и координированным. Условия, конечно, не такие хорошие как на западных курортах… Но я бы и не сказал, что это как по бразильской системе! Зато в сложных условиях гораздо эффективнее происходит обучение. Очень часто получается, что на ровных склонах ошибки прощаются и человек не работает над ними, развития не происходит. Он так и едет по этим простым склонам. А как только со сложностями начинает сталкиваться — происходит «затык». Он уже закрепил свою неправильную технику на разглаженных склонах, так он в ней и ездит. А как только попадет в какое-нибудь другое место — он уже дальше не едет. Мое мнение — лучше учиться на сложных склонах. Кто-то может не согласиться, но я считаю именно так.

Сколько стоит обучение с вами и обучение с инструктором?

Индивидуальное занятие с инструктором (1-2 человека) 500 рублей в час. Занятие в группе (не более 5 человек) — 1200 рублей в день (до 3х дней). Занятие в группе (не более 5 человек) — 1000 рублей в день (больше 3х дней).

Люди, которые с нами катались, имеют шестой день бонусный. То есть платят за 5 дней, а шестой день — бесплатно.

То есть у вас цены получаются такими же, как и у обычных инструкторов?

Да, даже ниже. К сожалению (для нас), рынок в России диктует именно такие условия. Потому что не всегда наши люди могут платить, как в Европе, 60 евро с человека в день при группе в пять человек. То есть, в Европе услуги гида стоят около 300 евро в день за группу не более 5 человек. И эта сумма не зависит от количества человек в группе: пять, четверо или трое… У нас цена — меньше 30 евро с человека в день вне зависимости от количества.

Кстати говоря, у нас в первый год существования программы шесть дней катания стоили всего 50 долларов! Мы не знали тогда сколько это может стоить. Мы пробовали. И это показало, что идея востребована, и на следующий год мы подняли цены в два раза. Потом — еще на 20%, чтобы начать окупать программу. А потом каждый год — в соответствии с инфляцией. Например, в этом году мы подняли цены на 10%.

Сколько в Приэльбрусье «ваших» грамотных инструкторов для начинающих?

На курорте Приэльбрусье, по моему мнению, можно доверить людей пятерым-шестерым инструкторам, которых бы я сертифицировал. Я, как инструктор Учебного Центра Федерации Горных Лыж и Сноуборда, могу сертифицировать людей, имею право подписи документов, то есть принять на себя ответственность. Хорошие инструктора — это Нина Булатова, Макс, Герман — они там просто вот так, по именам известны. Это Валико, инструктор старой школы. Вообще, вся хорошая инструкторская школа вышла из школы ЦСКА при Министерстве Обороны. Ну и несколько человек из местных: Ханопи неплохой инструктор, Тилова Светлана…

Начинающих учат все-таки на Эльбрусе или на Чегете?

И там и там. Просто на Эльбрусе большие очереди. Мы не идем вне очереди, стоим, как все обычные люди. Инструктора, занимающиеся индивидуально по часам, учитывают вопрос стояния в очередях. Опять же, мы рекомендуем тех инструкторов, которые объективно подходят к этому вопросу и не дерут три шкуры с человека. Все инструктора стараются, чтобы человек остался доволен и после обучения либо вернулся к нему, либо перешел на следующий этап, то есть попал к нам.

Слава, вы помогаете с размещением, трансфером?

Да, мы помогаем. На сайте, например, будем вывешивать телефоны тех людей, которые обеспечат хорошее проживание. Раньше всех селили в одном доме, а теперь люди стали сами организовывать свое размещение. Это не только в России, но и за рубежом. Люди списываются и созваниваются с хозяевами гостиниц и практика последних лет показывает, что все большее количество людей сами договариваются о своем размещении. А мы можем просто информировать людей — с кем можно иметь дело.

Та же самая ситуация по трансферу. Мы просто контролируем этот процесс. Чтоб никого не забыть. В сезон каждый самолет всегда встречает микроавтобус, и не один. Чтоб не переплачивать деньги спекулянтам, надо напрямую созвониться по нескольким известным телефонам.

Вернемсявсе таки к фрирайду. Что должен знать и уметь и иметь фрирайдер?

Во-первых, человек должен уметь кататься, должен быть соответствующий технический уровень. Уровень — уверенное катание по любому рельефу и по любому состоянию снега, не бояться. Должна присутствовать осторожность, представление о потенциальных реальных опасностях. Нужно знать правила передвижения по сложным склонам — кулуарам, лавиноопасным участкам. Человек должен представлять, что делать, если он попадет в узкий жесткий кулуар, а иногда леденистый — он должен не растеряться и суметь по нему спуститься. Должен знать о поведении на лавиноопасном склоне, уметь оказать первую помощь пострадавшему. Читать рельеф, знать маршрут.

Знание склонов — это очень важно! А то каждый год спасаем таких любителей. Они сами поедут, застрянут, потом названивают своим родственникам по мобильному в Москву: «Мы дальше не можем передвигаться! Оказались над пропастью! Что делать?! Спасайте нас!» Те связываются с МЧС, МЧС вызывает кого-нибудь из гидов в помощь. Включается канатная дорога и начинаются спасработы. А если еще есть потенциальная лавиноопасность… То представляете, что творится.

Во-вторых, человек должен быть правильно экипирован. Сноуборд и лыжи фрирайдной модели с достаточно универсальными характеристиками, что бы они были в меру жесткие, что бы они держали на насте и не тонули в целине. Лыжи надо выбирать с шириной талии в диапазоне от 80-90 мм до 110мм, с боковым вырезом не очень большим (с радиусом не меньше 22 метра). Защита — это рюкзак защищающий спину с возможностью навешивания лыж или сноуборда, и шлем. Противолавинное оборудование — бипер. Связь с группой и спасательными службами (рация, мобильник). Аптечка, нож, отвертка. Я, кстати, всегда вожу с собой скотч. Этакое универсальное средство для связывания распавшихся частей, скрепления лыж для бэк-кантри, в том числе его можно использовать как фиксирующий материал при травмах. Всем рекомендую: делайте горнолыжную страховку. Мы не можем это навязывать, но настоятельно рекомендуем.

В третьих, правильная одежда. Она должна позволять и долго передвигаться к началу маршрута, и что бы, выходя с маршрута, человек не был мокрым как утка, вылезшая из озера. У одежды должны быть удобные карманы, обязателен карман для рации и мобильного телефона, расположенный так, чтобы не надо было раскрывать основную молнию куртки. Одежда должна быть вентилируемой, вентиляция должна быть в районе подмышек и не была маленькой, не менее 20 см. На штанах тоже рекомендуется вентиляция, я предпочитаю на внутренней стороне ног. Сетка на вентиляции обязательна, она предотвращает прямое попадание снега и обжигающих солнечных лучей (иначе можно ноги обжечь, бывало и такое).

Лично мне нравится, когда капюшон пристегивается и отстегивается. Если куртка с внутренней флисовой подстежкой, то она должна отстегиваться быстро, а верхняя куртка должна быть легкой и убираться компактно в рюкзак. Естественно, материал одежды должен активно выводит влагу и быть ветрозащитным, то есть должна быть мембрана. С этого года все гиды одеваются в одежду финской марки HALTI, которая полностью соответствует нашим требованиям. Мы уже откатали и отходили в ней два месяца в различных условиях — она оправдывает наши надежды.

Ты можешь рассказать о своих впечатлениях об одежде HALTI подробнее?

Очень удобная одежда, функциональная и технологичная. Испытал в различных условиях — от мокрого снега и пурги при -15 С, когда в Приэльбрусье внизу идет снегопад, а наверху прилично метет. И, садившись на подмокшие кресла чегетких креселок, я не чувствовал обычного ощущения «описавшегося младенца».

Изначально я, по привычке, одевался излишне тепло. Это приводило к запотеванию и скоплению влаги, и даже мембрана с дышимостью 12’000 г/м2/24ч до конца справиться с этим не могла, нижний слой (термомайка) оставался влажным. Раньше, при холодах и ветре, я одевал два средних по толщине флиса, термобелье и майку. Теперь, прямо на тело, термобелье, флис и куртку — все фирмы HALTI. Cначала, c непривычки, даже чувствуешь, что как-то легко одет, но через некоторое время привыкаешь к этому новому ощущению легкости. То есть в HALTI технологически все сделано так, что чувствуешь себя очень комфортно, а не как обычно — одетым как капуста.

Очень удобные карманы на куртке внешние, с двух сторон, один для рации, другой для мобильника. Есть отделения, куда можно положить более мелкую вещь, например маленький нож-отвертку. Внутри есть большие карманы, куда можно положить, например, теплые перчатки или лист А4, сложив его пополам и не помяв его. Я туда, будучи в Зелдане (Австрия), убирал распечатки фронтальных снимков склонов и карту трасс. Было удобно и быстро доставать, чтобы при спуске сориентироваться и уточнить — правильно ли ты едешь по намеченному маршруту.

Очень удобен маленький карман на левом рукаве, в который кладетсяски-пасс для бесконтактного прохода на подъемник. Поднял руку к положенному месту на устройстве и прошел, не корчась, как другие, которые выкручиваются — кто грудью, кто поясом — стараясь достичь телом необходимого эффекта.

Единственный недостаток, который я выявил — если при езде в целине или при снегопаде не до конца застегнул ворот, то воротник, тот, который к лицу, начинает от снега намокать, так как его внутренняя часть сделана из материала, похожего на флис. И если, потом, с этим мокрым воротом поднимаешься наверх, где значительно холоднее, он становиться колом, и обмерзшая молния с трудом расстегивается и застегивается. Я бы рекомендовал производителю на внутренней стороне воротника использовал не впитывающий влагу материал, но приятный при соприкосновении с кожей лица.

Слава, а вы можете подобрать для клиента лыжи, снаряжение порекомендовать?

Каждый гид довольно давно катается на лыжах и знает большое количество моделей, которые могут подойти человеку, порекомендовать. Помимо основной работы, им приходится работать продавцами-консультантами в туристических магазинах, поэтому они достаточно хорошо осведомлены о современных тенденциях. Я и другие ребята участвуем в тестах, которые проходят каждый год.

У нас, если человек катается больше трех дней, он может один день воспользоваться нашими лыжами, чтобы сравнить со своими, попробовать, сделать для себя выводы — нужно ему что-то другое или не нужно. Очень часто задают вопрос — какие лыжи покупать? Независимо от бренда, у каждого производителя имеются определенные модели, подходящие именно тому или этому человеку, все зависит — за сколько человек может купить эти лыжи и что ему конкретно нравится в определенной модели определенного бренда. Это может быть не только дизайн, но и душа может лежать только к этому. Допустим, попробовал и понимает, что на этой модели ему легче ехать, чем на другой.

Что нового в этом году?

В этом сезоне мы решили расширить географию катания — покатать в Альпах и на Камчатке. В начале января была организована поездка в Австрию на курорт Зелден с целью освоить новый район для катания вне трасс. Катались все 6 дней, делая по 3-4 внетрассовых спуска и парочку по трассам для переездов в другой район. Каждый день проходили новые маршруты, не разу не повторив их. Удивило малое количество снега, так как везде Европу завалило, а этот регион циклоны обошли стороной. После прошедшего снегопада 2-3-го января самые доступные и легкиевнетрассовые склоны были уже разбиты, но количество подъемников, площадь и разнообразие рельефа района, так же как и малое количество любителей фрирайда, дали возможность полноценно откататься вне трасс неделю. По итогам поездки можно сделать вывод, что для фрирайда Кавказ, несмотря на неразвитость канатных дорог, по своим природным условиям ни чем не уступает Альпам.

Сейчас начинаем проработку и формирование бюджета поездки с хели-ски на Камчатке. Я уже бывал там, это незабываемые впечатления, поэтому приглашаю всех у кого есть возможность и желание присоединиться к группе.

Что касается самой программы, то в этом году мы целенаправленно хотели открыть сноубордическое отделение и пригласили в качестве гида Олега Халина, который имеет большой опыт катания гидом хели-ски. Но, к сожалению, у него обострилась старая травма и он пропустил этот сезон. Тем не менее, нам интересно развивать это направление. Количество сноубордистов в процентном соотношении каждый год увеличивается. К тому же наш спонсор, партнер и друг, даже больше чем друг, нежели спонсор, экипирует нас досками Atomic. Конечно, сейчас больше лыжников, так как основной костяк нашей команды — лыжники, но и интерес сноубордистов растет.

Ты пробовал кататься на сноуборде?

Да, пробовал дня три. Понял, что не мой снаряд. Мое мнение, сноуборд — инструмент, который менее мобилен, потому что его ширина значительно больше ширины одной лыжины и если, допустим встречается препятствие, пространство, которое ограничено ветками, кустами, деревьями, камнем, куском льда, то я проеду на одной лыже, а на сноуборде — нет. Даже два сантиметра имеют иногда большую роль. Второе — довольно много например, на Эльбрусе, пологих мест, выполаживаний рельефа. Человек на сноуборде там встает, особенно если мягкий снег, а если я на лыжах, то могу передвигаться коньковым ходом. Третье — где-то не снимая лыж я могу подняться лесенкой, а он должен отстегивать доску или как лягушка перепрыгивать куда-то на небольшой взлет. На лыжах можно делать больше трюков и выглядеть более эффектно. Поэтому я рекомендую лыжи, а каждый человек выбирает именно то, что ему надо.

Кто сейчас в команде «Фрирайд с гидами»?

С этого года принимающим гидом будет Игорь Надежин, известный как Гоша, и Юля Матвеева, которая в основном занимается начальными группами. Все они водят группы на лыжах, но нередко к нам обращаются и сноубордисты, тогда получаются «смешанные» группы. Это для нас не проблема, как правило они умеют неплохо кататься, только изредка мы поправляем какие-то моменты в технике, так как основы лыжной и бордической техник схожи. И если команда сплоченная, то никаких проблем нет чтобы подождать сноубордиста, который на выполаживании отстал.

Другие люди, которые раньше работали у нас гидами на постоянной или временной основе, в этом году решили пойти в самостоятельное плавание. Это их выбор, и я его уважаю. У каждого свой путь. Если у нас или у них будет большая нагрузка, или если кого-то из группы по уровню катания или темпу не подходит, то лучше перевести его в другую, более подходящую. То есть мы будем обмениваться людьми и, несмотря на то что мы работаем независимо друг от друга, мы все равно одна команда. В горах люди должны работать и взаимодействовать друг с другом, всегда помогать друг другу.

Слава, почему ты теперь не участвуешь в Чемпионате России по фрирайду? Тебе не нужны эти соревнования?

Уже с прошлого года стали неинтересны. Чтобы выигрывать, надо рисковать, а рисковать не хочется, так как чревато травмами. А ехать в пол-силы — не мой стиль. А потом, больше чем есть спонсоры не дадут, а призовые — «смешные» по сравнению с расходами и опасностью получить травму. Старею, наверное, или мудрость пришла. Дорогу молодым!

И еще, соревнования — это определенные напряги: волнения перед стартом, волнения родственников и других близких людей. Недовольство судейством и оценками, организаторами по поводу не вовремя начатого старта, и другими организационными проволочками. Меня очень парит, когда старт назначают на 11, а первый участник начинает ехать в 13, и ты как дурак торчишь на холоде 2 часа! А фрирайд — это просто ты и склон, и не надо никому ничего доказывать. Проехал красиво, тебе самому понравилось, ты доволен. Вот результат — КРАСИВЫЙ СЛЕД НА СНЕГУ!

Что скажешь про безопасность района?

Многие опасаются, что Приэльбрусье — опасный район. В мире каждый день где-нибудь происходят катаклизмы, теракты, даже в Москве, и вероятность попадания в неприятную ситуацию не зависит от пребывания в определенной точке на нашей планете. В Москве попадание в экстремальную ситуацию даже более вероятно, чем в Приэльбрусье. И если люди опасаются терактов, то это как раз та цель, которой добиваются террористы. Подразумевается, что люди запаникуют и закроются в своих домах, никуда не будут выходить… Республика абсолютно готова к приему туристов, вас ждут. И люди стараются сделать так, чтобы гости, которые к ним приезжают, были в полной безопасности. Я призываю приезжать в наши горы и кататься. В правильной одежде, на правильных лыжах и к правильным людям!

В этот раз я пришвартовал батискаф на опушке краснополянского леса и отправился исcледовать внетрассовые возможности Розы Хутор с опытным гидом Славой Рунич.

У Славы Рунич я проходил как более-менее продвинутый фрирайдер, поэтому он определил меня группу опытных поклонников целины. Проверив наличие работающих биперов, мы быстро взлетели на Розу Пик, чтобы перевалить на южную сторону курорта. Быстро значит быстро затолкались в переполненные кабинки на подъемнике Заповедный Лес — в 10.30 народ заплывал в 8-местные гондолы громадными косяками. Понятно, что об эксклюзивной кабинке для всей группы нечего было и мечтать — все запихивались куда только могли.

Снова сбившись в группу наверху, помчались по хребту в сторону Альпики-Сервис, и без сигнального выстрела, ушли, на полных ходах, на еще никем некатанные в тот день снежные делянки и полянки — основная масса туристов, делающая свои первые зигзаги вне трасс, еще не успела нарезать драгоценную целину на портянки дурацкими траверсами.

Немного назад. На Пике я немного замешкался с креплениями, а когда поднял глаза, то группы уже не было. Помня об общем направлении, я рванулся догонять, а пока ехал, расстраивался, что это меня никто не ждет! Уж сильно быстрые они. И не умру ли я при таком темпе на первом спуске от изнурения!

В последний момент я все же увидел приземистого мужчину в синем костюмчике, выпрыгнувшего с трассы в целину. Это был Слава. За ним ринулись еще четыре фигурки. Это они! и я прибавил газу, стараясь никого не задеть на оживленном трассе.

Этот сад не детский! — стучало у меня в голове, пока я нагонял группу, одновременно стараясь распробовать снег ногами. Это было необходимо для набора оптимальной скорости, а также для того, чтобы начать радоваться внетрассовому катанию. И еще никак нельзя было зарыться в снег, то есть упасть лицом грязь, на глазах бывалой группы. Ну вы меня понимаете!

Вот они, орлы:

Фрирайд в Красной Поляне со Славой Рунич — команда

Снег сверху был прибитый, лыжи уходил вглубь на 10-20 см, но это была настоящая некатаная целина! Через 50 метров, приноровившись, я догнал своих. Легкие бабахали как кузнечные меха от напряжения и подступавшей нирваны.

Первые 300 метров прошли по открытому полю, с редкими кочками и тощими кустиками — было где разгуляться! Далее, остановка у кромки начинающегося леса и вопрос «Никто не устал?». Все смолчали. А пока я думал не признаться ли, все сорвались с места. Ладно, еще метров 200 осилю, а там будь что будет.

В лесистой части маршброска снег был пушистее и глубже, рельеф интереснее (можно было попрыгать), а вековые деревья навевали сказочный сюжеты из дества. Сердце продолжало скакать в тесной грудной клетке, а легкие выжимали весь кислород до последней капли из бурных потоков крови моего организма. Сам организм, неожданно нарвавшийся на такую клизму, не знал, то ли радоваться ему, то ли выть.

Сделав на пути пару 30-секундных привалов, мы выкатились из лесу к подъемнику Эдельвейс и погрузились в кресло — отдыхающих было мало. Слава решил ничего не выдумывать, а махнуть прямо под подъемником, там тоже еще не ступала нога начинающего варвара-фрирайдера, и следов почти не было.

И снова никаких «остановились-покурили» — только чистый безостановочный фрирайд. Долетели до контрольной точки и ушли вправо, в лесок, так как прямо лежал узкий кулуар, закачивающийся 5-метровым сбросом. В этом сезоне с него постоянно валился народ, пока не натянули предупреждающую ленту.

К этому времени появилось запоздавшее немного второе дыхание (а может первое, организм все еще не понимал, куда хозяин так спешит) и катание пошло веселее.

Потоптав снег в лесу и пробив дорожку для тех, кто пойдет за нами, мы прохватили еще пару лесных делянок и выехали к тому же подъемнику. Только в этот раз нас встретила многомиллионная орда, бьющаяся за место на подъемнике.

Гид снял лыжи и стал пробираться по краю очереди к точке назначения, мы последовали его примеру.

Когда видишь такую толпу, мозг лихорадочно пытается выработать план «B», однако, в случае с подъемником Эдельвейс, план «А» и «Б» ничем не отличаются — ты в тупике, никаких запасных вариантов отхода нет, и никуда с подводной лодки не деться, только ждать своей очереди.

Мозг известный паникер, и если его воспринимать всерьез, то мир будет довольно мрачным местом. Пока мы перезнакомились, пока обсудили первые два заезда, очередь быстро прошла — стояли всего 15 минут. Это недолго! Кто помнит третью очередь Альпики-Сервис, подтвердит. Там проторчать 1,5 часа было нередким представлением. В общем, унывать никто не собирался, а предвкушение следующих спусков перекрывало подступавший негатив. В горах, главное, не обламываться!

Сверху мы стремглав пронеслись по Явор к подъемнику Крокус, поднялись, и спрыгнули в Юрьев Хутор (северные склоны курорта). Снова начало спуска без остановки и предупреждения — Слава работал на опережение, стараясь обогнать всех задумчивых и копошащихся претендентов на близлежащий паудер. И ему это удавалось — перед нами всегда лежал нетронутый снег!

Чуть ниже мы получили быстрые рекомендации по технике, а также наше внимание было обращено на сход лавины по правой стороне. Затем, прозвучала команда «За мной!» и мы разлетелись по всей ширине просторного склона, не теряя друг друга из вида. Ветер свистел в ушах, маске и шлеме. Я получал приход и одновременно терял силы.

Фрирайд — это всегда приключение, он непредсказуемый, в нем столько всяких неожиданностей, в этом его кайф. Помимо усталости, ухудшающаяся видимость тоже создавала проблемы — рельеф становился плохо различим. В результате я кувыркнулся через голову, не заметив кочки. При такой видимости за катание должны больше отвечать ноги, чем глаза и голова. Правда, когда мы достигли линии леса, рельеф стал виден четче.

Фрирайд в Красной Поляне — не только катание, но и красота

Тут к пыткам подключился снег. И нельзя сказать, что мы этого не ждали — с потерей высоты снег становился все сырее и ехать по нему становилось совсем непросто. Словно по пластилину.

Ближе к финишу, перемещение по нему напоминало силовые упражнения на выносливость в тренажерном зале. Еще 500 метров мы, как могли, качали ноги и трудились в поту — приходилось катить в низкой стойке, чтобы сохранять баланс. Но несмотря на потуги, силы меня продолжали покидать, и я пару раз завалился. В снегу лежал с удовольствием, никуда не торопясь — остальные тоже не сильно спешили, им нужно было беречь силы до конца дня.

Фрирайд в Красной Поляне со Славой Рунич — до подъемников надо идти

На Славе тяготы внетрассового катания в такую погоду никак не сказывались, видимо, потому что всю жизнь он провел в горах. Его ноги, словно стальные чурки, легко резали любой снег на любых скоростях. Таким и должен быть настоящий гид. Прибавьте сюда отличное знание рельефа и чувство возможной опасности!

В точке финиша мы попили чаю (спасибо компании, у меня своего ничего не было) и начали выбираться к подъемникам пешком. На развилке наши лыжни разошлись — я поехал сниматься в горнолыжном фильме День Фрирайдера, который появится к следующему сезону. В нем я играл сотрудника проката. О чем позже расскажу.

Если вам захочется поучиться внетрассовому катанию или покатать по девственным кранополянским лесам, то очень рекомендую

Славу Рунича нелегко застать. Известный фрирайд-гид, основатель проекта «Фрирайд с гидами — freeski.ru» инструктор по горным лыжам, геолог, спортсмен, призер чемпионатов России и судья фрирайд-контестов, фотограф, шаман-любитель (во фрирайд-комьюнити известна поговорка «Рунич приехал – снег пошел»), с этого года прорайдер Спорт-Марафона – он вечно в разъездах. Поговорить удалось только в московской квартире его мамы, Натальи Ивановны, в процессе разбора вещей после хели-ски на Камчатке и сборов в Хибины. Он, как всегда, эмоционален, порывист, горяч, спланированный разговор уходит то в одну, то в другую сторону.

Слава, с каждым годом география твоих школ становится все шире: только за последние месяцы в твоих фотоотчетах Гудаури, Сванетия, Камчатка…, ты стал проявлять больше интереса к исследованию новых регионов и меньше катального времени проводить в родном Приэльбрусье. Это так? Почему?

Этому множество причин. Самая простая – мне надоело кататься в одном месте. Один и тот же регион, одни и те же склоны, одни и те же проблемы, один и тот же контингент отдыхающих из года в год, своя тусовка. Потом – я всегда любил путешествовать, с самого детства, у меня даже кличка была «Лягушка-путешественница». На БАМ-е я побывал в 5 лет и с тех пор в своем детском атласе отмечал все места, где побывал. Но тогда мы большей частью ездили на поездах, я обводил линии железных дорог и автодорог. А если сейчас продолжить разрисовывать этот атлас, надо будет одни прямые чертить, линии полетов: фьють-фьють!

Потом – мне интересны разные страны. Мы ведь впервые в Киргизии встретились – как раз тогда я задался целью посетить все горнолыжные курорты бывшего СССР. Ну, конечно, не все – а крупные, со своей аурой, легендами, историей. Это Узбекистан, Киргизия, Грузия… И я это уже сделал! В этом году объехал всю Грузию: Гудаури, Местию, Годердзи – все, кроме Бакуриани. Рассказывать об этой стране можно долго, скажу один момент: в маршрутке Батуми-Годердзи грузины, узнав, что я из России, хором спели единственную, наверное, песню, которую они знали на русском языке – «Миллион алых роз». Ну, и чача, конечно, нашлась… так вот! Все эти курорты, Местия, Годердзи и даже Приисковый (хотя это и не курорт, а фрирайд-база) – они переживают сейчас новое рождение, в новом качестве, с новыми – не люблю слово «спот» как и вообще ненужные англицизмы — районами катания. Многие мои коллеги исследуют мир в поисках новых мест – ездят в Аргентину, Чили, на Лофотены, на Шпицберген и в Антарктиду…

— И на Лофотенах есть места для горных лыж?

Да, и очень разнообразные! Максим Ануфриков сейчас поехал туда с группой. Были там русские уже. Николай Веселовский был, и Григорий Минцев, если я не ошибаюсь – в общем, место интересное. Но я пока осваиваю просторы нашей страны, там есть что осваивать. Куда бы я хотел попасть в самое ближайшее время, в следующем сезоне – так это на свою историческую родину. Не на малую, а на историческую, я же серб! Так вот, очень хочу съездить в Сербию, в Жабляк. И – в Киргизии остался необкатанным Суусамыр, тоже очень хочу. Именно эти два места у меня в планах на следующий сезон.

Сразу задам сложный и волнующий многих вопрос – как сегодня обстоят дела с безопасностью отдыхающих на курортах Кавказа? Где наиболее безопасно и есть ли положительные тенденции в этом отношении?

Ну, если Красную Поляну считать кавказским курортом – то, конечно, в Поляне безопаснее всего. На самом деле сейчас достаточно безопасно везде, не страшнее, чем на подмосковных горках. Но я понимаю твой вопрос – у многих остались сомнения в безопасности курортов Кавказа после печально известного случая 2010 года, когда расстреляли машину с туристами по дороге на Эльбрус. У меня, как у уроженца Кабардино-Балкарии есть свое мнение по этому поводу: внутренние конфликты на Кавказе были всегда. Мои предки приехали из Сербии по приглашению Екатерины II для создания славянских поселений на Кавказе, они были военными. Но ни генерал Ермолов не решил эту проблему, ни Сталин, выселивший с Кавказа несколько малых народностей целиком, не решил эту проблему. Прекратится эта вялотекущая напряженность тогда, когда произойдут следующие вещи: во-первых, вся молодежь Северного Кавказа будет обеспечена работой. И, во-вторых, когда управляющие кланы будут федеральные субсидии направлять не в карманы родственников, а на оговоренные цели: развитие производства, туризма, строительство туристических объектов. Эти две простые вещи обеспечат полную стабильность в этом регионе.

Последние годы тенденции очень положительные – дело движется к полной стабилизации горных регионов. Возможно, эта встряска была именно той ремиссией болезни, после которой наступает выздоровление. Еще недавно молодые парни часто бродили неприкаянными, рабочих мест мало. Они видели, как хапают из бюджета их соседи, как милиция их покрывает, сажая для галочки людей за пустяковые провинности, видят, как за тяжелую работу платят копеечные зарплаты. Конечно, кровь кипит, и они берут в руки оружие, защищая интересы своих семей, поселков. Мой одноклассник Муса, участвовавший в бандформировании, однажды на мой прямой вопрос: «Зачем вы это делаете?», ответил: «Слава, так надо. Иначе беспредел тех, кто во власти, будет продолжаться». Действие порождает противодействие. А клановая система – это уклад жизни кавказского общества, ее не искоренить, да и не нужно. Просто тем, кто во власти, еще раз повторюсь, нужно обеспечивать работой других, развивать производство и туризм, сохранять уважение людей, аксакалов. Конкретно я жду развития горнолыжных школ. Пусть местная молодежь не только в борьбу и единоборства идет, а на лыжи встанет, больше пользы!

Как ты считаешь, есть ли шанс у российских горнолыжных курортов сравняться с европейскими по уровню сервиса и количеству трасс? Или нечего даже и стремиться, а надо сразу учить горнолыжников и сноубордистов фрирайду, внетрассовому катанию?

Знаешь, я ведь начал с курьера в туризме, был менеджером. То есть, я один из немногих гидов, которые представляют, что такое «туристический продукт». И ответственно могу сказать: самый лучший сервис на нашем Кавказе – это гиды. Они – европейского качества и даже, порою, лучше. На хели-ски приезжают из Австрии, Бельгии, Голландии, Америки, Новой Зеландии, Малайзии… японцы каждый год катаются по вулканам Камчатки, всегда в восторге, обещали в следующем году приехать на Кавказ! То есть, эксклюзивные программы мы можем делать на мировом уровне – и делаем. А вот до массового туризма нам еще далеко, как до Америки. В Альпах, ты же видела, каждое ущелье опутано подъемниками. А на Кавказе, на такую огромную территорию, больше чем Альпы, всего 4 небольших курорта, четыре! Красная Поляна, Приэльбрусье, Домбай и Архыз. Ну, Цей можно с натяжкой назвать горнолыжным курортом, это все-таки больше локальный склон.

— В Грузии еще три, даже четыре…

Да, но мы говорим о российских курортах, грузинскую сторону считать не будем. Да, даже если считать! На их маленькой территории уже четыре курорта, в этом году четвертый открыт. И у нас, владеющих большей частью Кавказского хребта – тоже четыре!

Тут в разговор вступает Наталья Ивановна:
— Слава, говорят же, в Ингушетии еще сделали горнолыжный центр! И в Чечне…

Мама, во-первых, о них пишут в прессе, но никто на них не катался. Ведучи – все знают, но никто не катался там! Может быть, их и вовсе нет… Во-вторых, если там что-то и построили – туда никто не ездит. Туристы не ездят туда, мама! Нет отзывов, нет ни одного упоминания о них в интернете. Я больше скажу – в Приэльбрусье приезжают лыжники из Дагестана, Осетии, Чечни, я их часто вижу в очереди на подъемник.

Мама, из Нальчика приезжают кабардинцы и катают с ABS-ами, эти лавинные рюкзаки стоят немалых денег, я поражаюсь! Кавказские горнолыжники доросли до катания с дорогими системами безопасности, а это уже уровень. Но курортов, кроме названных, у нас нет.

Кстати, об обучении и уровне – большинство гидов считают, что техникой катания должен заниматься инструктор, а дело гида – находить хороший снег и прокладывать безопасный маршрут для клиента. Ты же позиционируешь себя как гид-инструктор, помню по опыту катания с тобой, что ты очень большое внимание уделяешь и технике, тактике, стратегии прохождения склонов – это сознательная позиция или вынужденная?

Сознательная, конечно! Если ты выводишь человека кататься вне трасс и видишь, что он плохо катается, надо сначала его обучить. То есть обеспечить его безопасность. Ну, и свою заодно. Если все гиды Freeski заняты, то у нас есть хорошие знакомые инструкторы, к которым можно отправить слабого участника, они его подготовят и на следующий сезон он уже придет к нам!

— Как это возможно — точно определить уровень участника, записавшегося на программу?

Как только я сделал сайт, сразу же сделал форму анкеты с вопросами, ответы на которые хоть как-то, приблизительно, помогают понять, что за участник к вам собирается. Вопросы такие:

    Сколько лет на лыжах/сноуборде?Сколько лет катания вне трасс?Какой марки лыжи?На каких курортах катался?Что ожидаете от поездки? – заключительный вопрос, и он очень важен, помогает нам понять, как лучше построить программу.

— Часто в твоей практике случается, что группы, в итоге, оказываются очень разноуровневыми?

В этом нет никакой проблемы. Конечно, на сложные программы, выездные проекты, я стараюсь не брать «темных лошадок», катать с уже проверенными бойцами. А в Приэльбрусье, например, бывает, что записалась куча разного народа… так там и гидов куча, можно сформировать группы по силам! Начинали мы проект Freeski вдвоем с Кириллом Анисимовым. Потом гидовский состав расширился до шести человек, влились Алексей Кирин, Андрей Петров, Серега Перек, Гоша Надежин, Юля Матвеева… одно время гидов даже было семь — присоединялся Алексей Биногеров! А это уже семь групп. Плюс инструкторы, которые могут подучить фрирайду и провести первые спуски, например, Женя Крутень – в свое время лучшие спуски с Эльбруса показывал мне именно он.

Ты не один год занимаешься судейством на различных чемпионатах по фрирайду. Как ты оцениваешь общий уровень российского фрирайда сегодня? Иван Малахов, впервые в истории российского свободного катания, попал в финал Freeride World Tour. Это значит, что наши ребята стали дорастать до мировых лидеров? Или единичный самородок?

Нет, это не случайность, и, во-первых, Ваня Малахов попал не в финал, а на подиум FWT. Во-вторых, на подиуме FWT наши райдеры были и раньше. Сноубордист Гена Хрячков, например, стоял на подиуме, у него даже больше призовых мест. В финал попадал Саша Байдаев, проехал, между прочим, опаснейшую линию, не упал, и живой приехал. Так что, будь у нас получше финансирование, мы бы каждый год стояли на подиуме FWT, отвязные балкарские райдеры давно переплюнули бы французских! Количество наших лыжников и сноубордистов давно уже перешло в качество.

Зачем фрирайдерам большое финансирование? Для них не нужно готовить трассы, трамплины … разве что на снаряжение?

Нет, недостаточно средств на выезды, тренировки в разных регионах, на сами соревнования. А это важно.

В турнире этого года в Красной Поляне на первые три места у лыжников претендовало 12 человек – это много, конкуренция была очень острой! У сноубордистов меньше. Так это, учитывая то, что старая гвардия не приехала, не смог поехать, например спасатель Шаваев Мухтар с Терскола. Старая гвардия – я имею в виду мое поколение. А сейчас уже третье поколение идет, молодежь. Второе поколение – это, например, эльбрусский гид Леша Водолазкин, он начал серьезно кататься на 4 года позже, чем мы… с Домбая тоже ребята не приехали. Так вот: если бы заявились еще и они, конкуренция была бы вдвое больше!

И еще момент, который радует – подтянулись спортсмены из других регионов, например, с Урала. Инструкторы с Урала, работающие сейчас в Красной Поляне, составили мощную конкуренцию выходцам с больших гор.

Так что вопрос не в райдерах, райдеры есть! Но надо как можно больше соревнований проводить у нас в стране. Плюс – отправлять талантливую молодежь на этапы FWT и FWQ. У нас сейчас это делают только спонсоры. Тогда как в Европе и Америке спортивный фрирайд поддерживается курортами. Считаю, именно курорты должны отправлять своих райдеров на соревнования. Сегодня продажники, поставщики горных лыж финансово не в лучшем положении, а курортам что? Все равно народ катается! Они неплохо себя чувствуют. И все последние соревнования – они поддерживаются именно курортами.

Фрирайд – это, вообще, спорт? Как его оценивать? Какой лично у тебя главный критерий в оценке собственных достижений, достижений других?

У нас в судействе пять основных критериев. Я их перечислю в порядке значимости:

    Первый, и самое главный, это — сложность выбора маршрута.Второй – это безостановочность, так называмая «флюидность» — когда человек едет и читает с ходу рельеф, который он до этого видел лишь сбоку и снизу. Он не тормозит, не ищет свою присмотренную линию, он знает, куда едет – это сразу видно.Третий – агрессивность прохождения. Сюда входят прыжки, «мочилово» и так далее.Четвертый – техника прохождения линии.И пятый – общее впечатление. Ну, фрирайд никогда не будет олимпийским видом спорта, поэтому общее впечатление – это элементы шоу. Допустим, человек прыгнет, проедет, еще раз прыгнет, а перед финишем на ходу разденется по пояс – это уже будет шоу и лично я дам ему за это еще один балл. Повеселить народ – во фрирайде это только приветствуется.

Еще задам тебе два вопроса, вечно вносящих путаницу в умы. Чем отличается скитур от бэккантри? Оффпист от фрирайда?

Фрирайд – это катание вне трасс. Поэтому оффпист – близкое к нему понятие. Но фрирайд по трассе – это тоже фрирайд, то есть катание по любому рельефу и любому снегу, в том числе и по трассам! А оффпист – это точно мимо всех трасс.

Бэккантри – это прогулки со снарядом пешком. А скитур – когда лыжи или сплит у тебя на ногах при подъеме.

Малоопытные горнолыжники считают, что фрирайд – это катание только по целине, пухляку, паудеру. Это полная ерунда, заблуждение. А, с другой стороны, я общаюсь нередко с простыми людьми, не горнолыжниками, люди, далекие от горных лыж, они спрашивают:

Чем ты занимаешься, что такое фрирайд?

Ты видел ролики, где люди прыгают со скал в снег на лыжах или сноуборде?

Вот это и есть фрирайд…

Понял. Ну, вы больные!

Вот и все объяснение.

Какое значение для качественного катания, спортивных достижений, имеет снаряжение? Можно ли, посмотрев на снаряжение райдера, оценить его уровень?

Можно, но не по одежде, а скорее, по лыжам, рюкзаку. Одеться красиво очень просто. А вот, чтобы правильно подобрать лыжи именно под свой стиль катания, уже нужен опыт.

— Ты неоднократно заявлял, что не любишь скитура и предпочитаешь кататься, а не ходить, однако же перед сезоном ты выбрал лыжи Rossignol Squad 7 со скитурными креплениями Look XM 13. Ты каждый день используешь скитурные крепы?

Я просто люблю кататься! Зачем ходить куда-то пешком, когда можно подняться на подъемнике, ратраке, вертолете, лошади, снегоходе? Показателем эффективности дня считается перепад высот, сделанный за день. Есть своя специфика, не количество спусков, как часто считают, а именно перепад.

Но, если я не люблю скитур, это не значит, что я не хожу скитурить. Например, недавно на Камчатке, был нелетный день для хели, и мы пошли скитуром на ближаший склон горы Чирельчик. Три подъема в день по часу сделали! Я часто ученикам говорю: «Цените каждый вертикальный метр и качественно, красиво, технично прокатитесь, а то назад заставлю тоже пешком идти!». И в Приэльбрусье есть места, куда можно зайти только на скитуре. Но за годы работы гидом я находился так, что сейчас стараюсь лишний раз этого не делать. Впрочем, в скитуре, бэккантри есть своя прелесть.

— Не ухудшают ли скитурные крепления качество катания?

Нисколько. Современные крепления, легкие, надежные. Хочешь – катайся, а надо – клей камуса и иди.

Лыжами, кстати, я неожиданно доволен. Никогда не воспринимал всерьез линейку Rossignol, но Squad 7 меня действительно порадовали. Не только плывут, но и хорошо приземляют в прыжке за счет жестких пяток, не боятся разбитых склонов, маневренные. В общем, отличные фрирайд-универсалы.

«Фрирайд» в Тихом океане, Камчатка, март 2016

Ты много лет катаешь в мембранной одежде, удобство ее уже давно не обсуждается и хорошим тоном в экспертных куртках и брюках для фрирайда стала мембрана Gore-Tex. Есть, вообще разница в одежде разных производителей? У тебя в текущем сезоне штаны и куртка от Haglofts — Roc High Gale Blue, чем она специфична?

Ну, какие там технологические различия мембран – виднее разработчикам снаряжения. А с практической точки зрения одежда Haglofts оказалась хороша и удобна для фрирайда, откровенных минусов я у нее не нашел. Но — райдеры ведь разные, с разным сложением, у каждого своя эргономика, особенности тела, один и тот же бренд не может подходить всем. Могу сказать свои требования для одежды, какой должна быть куртка для фрирайдера.

    Во-первых, легкая по весу. Куртка не должна весить как ватник.Куртка должна быть без утеплителя, если холодно – под нее пододеваешь флис тонкий, толстый флис, теплое термобелье и т.п.Карманы для рации, для телефона — обязательны.Вентиляций – как можно больше, открываться они должны широко.И еще для меня немаловажен – дизайн. Я как девушка из анекдота. «Вы под технику будете покупать, или под цвет глаз?» — так вот, я – под цвет глаз! Люблю яркие цвета. На самом деле, хочу сказать, что это не каприз. И ученики, и гид должны быть одеты ярко. При плохой погоде это особенно актуально. Да даже на трассах в хорошую погоду – все эти хаки, черные, серые пятна – они сливаются с камнями. А в яркой куртке ты сразу видишь человека, как бы далеко он ни был. Я его вижу, он меня видит, и это очень важно. Зрительный контакт во фрирайде – важен.

Раз уж мы взялись обсуждать снаряжение, спрошу и про рюкзак: рюкзак для фрирайдера – вещь важнейшая. Как ощущения от твоего Haglofts SKRA 27? Какие моменты показались удобными в горнолыжной практике, а что не очень?

Рюкзак очень удобный, очень вместительный, грамотно организовано внутреннее пространство. Единственный его минус – он потяжелее, чем мой предыдущий Atomic. В Haglofts Skra сделаны металлические вставки в спину, они хорошо ее держат – но и веса добавляют. Ну, и еще, к сожалению, в него подушки не встроены… ты смеешься, а гиду эйрбэг бы очень не помешал! Вообще, в рюкзаке мы таскаем довольно много, и спину фрирайдер должен беречь, если хочет катать до старости. Удобная форма и легкость – для рюкзака самое главное.

Еще, о снаряжении — отдельно хочу сказать про перчатки. Они должны иметь затяжку выше того места, куда девушки браслеты надевают, и сами должны быть выше запястья сантиметров на десять. Плюс сделаны из прочной ткани, ни в коем случае не из кожи или флиса. И в этом плане я сверх ожиданий доволен своими перчатками Norrona Narvik insulated long Caviar. За сезон ни один шовчик не пошел, ни одной потертости. Плюс у них есть веревочка-резинка, когда я их снимаю, потом одеваю, веревочка сразу фиксируется в нужном положении. Первый раз у меня такие удобные перчатки. Вообще, руки у меня жаркие, почти не мерзнут, я часто снимаю перчатки. Плюс, я фотографирую, нередко катаюсь с большим фотоаппаратом, снимаю на ходу, чтоб не тратить катальные часы на организацию фотосессии, а это опять же, перчатки нужно не раз быстро снять и надеть. Так вот, возиться с фотоаппаратом в моих перчатках Norrona очень удобно.

Ты практически не бываешь дома, хотя у тебя есть семья и дети. Это тебя тяготит? Какой, вообще, идеал личной жизни у профессиональных гидов? Цепь курортных интрижек или семейный подряд, когда жена, подруга, ходит вторым гидом, помогает?

О, как красиво сформулирован этот скользкий вопрос! На самом деле, я один из немногих гидов, которые совмещают собственно, гидовскую работу и работу по специальности. А по специальности я инженер-геолог. Поэтому даже в сезон (с начала ноября по середину мая) я бываю дома почти половину времени. Если я отсутствую в горах, я присутствую в семье. Раньше я отсутствовал по три месяца – да, это влияет на семейную жизнь, и ни к чему хорошему не ведет, точно. Конечно, мы не капитаны дальнего плавания, но семейная жизнь проходит примерно так же. Касаемо курортных интрижек – замешаны в этом все, может кто-то и не признается, а я вот признаюсь. Да, бывает.

Семейный подряд в работе гидов я только приветствую. Вот один из отличных примеров сейчас – Максим Ануфриков.

— Примеров полно: Альберт Байдаев и Света Кузнецова. Алекс Кузмицкий с Аленой Симоновой…

Есть гиды, которые разъезжают по миру, а есть те, кто сидит на одном месте. Вот Света Кузнецова с Альбертом – они же практически никуда не выезжают. Кирилл Анисимов последние годы тоже редко уезжает из Приэльбрусья, максимум на хелиски в соседние регионы: Архыз или Красную Поляну. А Макс Ануфриков с женой много ездят. И в этом случае совместная работа только укрепляет гнездо.

— Во фрирайде сегодня вообще, немало девушек. Это хорошо или плохо? Они тебя отвлекают или вдохновляют?

Я не из тех, кто считает женщину на корабле ужасом и вестником беды. Меня, конечно, они вдохновляют. Как человек кавказский, скажу, что вино и общество женщин – для меня всегда удовольствие.

Моя вторая жена пошла в горные лыжи, имея девиз: «Гламур – во фрирайд». И она к этому идет. Помимо прочего, у меня маленькая девочка произрастает, 11 месяцев всего, так, я чувствую, она еще больше гламура добавит во фрирайд! И я не из тех папочек, которые говорят: «Пусть что хочет, то и выберет». Нет, я приложу все усилия, чтоб она пошла в горные лыжи. А уж там, будет она ходить вне трасс или по вешкам мочить, пусть сама выбирает. Я и то, и то люблю.

А если опять коснуться темы спорта – лучшие фрирайдеры идут из спортивных видов. Из могула или из классических горных лыж. Не из любителей. Но – в женский фрирайд профессиональные спортсменки практически не приходят, им этот фан уже неинтересен, их фан остался в детстве. Поэтому в женский фрирайд идут, в основном, дилетантки, которые пытаются сделать из себя спортсменок. А базы-то нет!

На горе, кроме взаимоотношения полов, есть еще и взаимоотношения снарядов. Раньше у тебя были напарники-сноубордисты, сегодня во Freeski гиды – только лыжники. Как вы формируете группы? По-прежнему, разделяете по снарядам?

Группы, большей частью, смешанные. Есть ли противостояние? На самом деле, проблема есть, и вопрос этот важен. Почему-то больше половины всех ЧП и экстраординарных ситуаций происходит именно со сноубордистами. Почему? Непонятно. Что-то у них по-другому происходит. Даже, я бы сказал, соотношение это – 70% на 30%.

Потом, редкий сноубордист нормально выйдет на траверсе. И на переднем канте, и на заднем. Чтобы нормально проходить траверсы и положняки на сноуборде нужно обладать высокой технической подготовкой, правильно подобрать снаряд и еще следить за ним, мазать его регулярно под снег. Но так – мне все равно на чем катается человек, хоть на тазике пусть катает, лишь бы умел это делать и не тормозил группу.

Ты ведь не только гид, но и геолог-гляциолог с многолетним стажем. Работа геолога помогает в работе гида? Или наоборот – работа гида помогает тебе в профессиональном росте?

Помогает. И материально дополняет, к тому же. Как ни странно, именно моя специальность – инженерная геология – ближе всего к гляциологии. А гляциология – наука о снеге и льде, то есть, именно то, что гиду нужно – знание структуры снега, физико-геологических основ его движения. Так что образование у меня, считай, профильное. У нас, кроме меня, еще только двое геологов среди российских гидов – Игорь Загвоздин и Макс Панков, оба работают лавинщиками, Макс Панков раньше водил группы,но последнее время не позиционирует себя как гид. Как-то раз мне поступило предложение кататься на хели-ски в Узбекистане и там была прямо должность: «Хелики-гид-лавинщик». Тогда я отказался по разным причинам, но порадовался, что у них в штате компании, организующей хели-туры есть хелиски-гид-лавинщик.

Ты родился и вырос в горах, в Приэльбрусье. Почему именно фрирайд-школа, работа инструктора? Так случайно получилось или выбор был сознательным? Ты ведь мог стать альпинистом, спасателем, лавинщиком?

Да, я согласен, мог бы. Почему стал инструктором, а затем гидом? Это пошло с самого детства, вот, у мамы можешь спросить. Даже в спортшколе меня всегда тянуло за пределы трассы, на нераскатанный, целинный склон. Тогда еще нам запрещалось катание вне трасс, а мы с мамой начинали с метеостанции, где она работала, на Чегете, и утречком рано ехали на первомайскую демонстрацию — по Северному цирку! Ну, конечно, не в кулуары, а через ретранслятор. Так что это мама – виновник торжества, она меня вкатила туда, мы с ней с детства занимались фрирайдом, только еще не знали, что это так называется. У мамы альпинистский опыт больше, чем у меня. Но я ленивый, пешком ходить не люблю, поэтому стал фрирайдером.

Ну, и мне всегда нравилось вне трасс. С другом, с которым занимались вместе в лыжной секции, — потом он сильно пострадал в лавине, а раньше он всегда был первый, я второй, — мы всегда смотрели на свои следы и сравнивали: «О, как я классно расписал. Давай еще вон ту линию распишем!». У него была синяя пуховка, а у меня зеленая, мы тогда сами шили одежду, не то, что сейчас, когда все за тебя делает Haglofts!

Какие черты характера нужны хорошему фрирайдеру? Важен ли вообще, характер? Или достаточно систематичных тренировок и хорошего снаряжения?

Хороший вопрос! Давай начнем с того, какие, вообще, черты характера должны быть у гида? Считаю, те, кто идет учиться на гида, должен проходить психологическое тестирование. У нас же сейчас начала работать канадская школа горных гидов и в этом году уже пять человек получили сертификат! Это событие для нашего региона, почему-то оно плохо освещено СМИ, а ведь это историческое событие.

Но, на самом деле, никто из получивших сертификат, не акцентирует на этом внимание, что вот, мол, посмотрите – я сертифицированный гид! Не вешает фотографию сертификата в свой профайл, стеснительные все у нас. И для клиента, и для туристических компаний, это мало что значит. Гид, во-первых, должен быть психологом, очень коммуникабельным, должен быть дипломатом, чувствовать состояние ученика, найти к нему подход и так далее.

А что касается характера фрирайдера, мне сложно говорить. Людей очень много перед глазами прошло и очень разные были ребята. Иной с виду тихий-тихий, и не скажешь, что фрирайдер. А в душе-то у него гложет, парень хочет экстрима и катает! А есть, ох, какие шебутные…уж у меня-то энергии полно, а они и меня переплюнут.

Ну, и традиционный вопрос – есть ли у тебя сейчас какая-нибудь мечта, морковка перед носом: достижение, к которому ты стремишься, место, в котором хочешь обязательно побывать?

Я ведь не зря выбирал свою профессию, вернее, выбирал между геодезией и инженерной геологией. Я всегда хотел заниматься строительством и эксплуатацией горнолыжных комплексов. И уже в этом участвовал. Об этом мало кто знает, но я был начальником ски-патруля курорта Домбай.

Карьера гида – грех жаловаться, она хорошо сложилась, у меня есть имя. Но 90% того, что я хотел бы сделать на этом поприще, я уже сделал. А оставшиеся 10% — это как раз получение международного сертификата.

Поэтому дальше я хотел бы заниматься строительством и развитием курорта. На наших существующих курортах особо-то не пробьешься, это очень хлебные места. Потом, руководство считает, что менеджер по продажам морковки может грамотно построить продажу скипассов. Или что начальник службы безопасности бывшего олигарха может обеспечить систему безопасности на горнолыжных склонах

— То есть, ты сейчас занимаешься разведкой местности для строительства нового горнолыжного курорта?

Ну, если я сейчас все подробно расскажу, горячие головы начнут в одном из городков скупать недвижимость. А я, может, сам ее хочу скупить, когда придет время!

— Ты хочешь стать директором собственного горнолыжного центра?

Ну, если я стану долларовым миллионером на продаже этой самой недвижимости, то – да. Ха! Это будет круто, спасибо за идею! И будет первый именной курорт – Рунича Вячеслава. Две канатки. Или даже одна. И только для фрирайдеров. Пропуск на подъемник – только с бипером, точно! Но – это, конечно, мечта. А цель, более практичная, есть. Я хочу войти в управление курорта и развивать его грамотно.

— Хочу спросить Наталью Ивановну, каково это: иметь сына-фрирайдера?

Очень тяжело! И вообще-то, сына растить тяжело, а уж фрирайдера – и подавно. Он у нас ежик, porcupine – дикобраз! Сложно, потому что есть границы, которые я не должна пересекать, а ведь мама должна знать все! Все время ждать, бояться, вдруг что-то случиться – страшно. И потом, его публикации, фотографии меня тоже очень волнуют. На них люди не в море купаются, а катают на скалах и ледниках, дропают, убегают от лавин. А я ведь тоже в Терсколе всю жизнь прожила и знаю, насколько опасно там, в горах! Ледники с трещинами, которые надо пересекать – все это непросто. А еще, Слава отличается большой леностью, мало занимается своей формой с детства. С детства я его гнала по утрам на зарядку, а он ни в какую. Так-то он тренируется, молодец, но вот к зарядке – не приучен!

Мама! Ты можешь потом на меня жаловаться, по окончании интервью. А сейчас все, у меня поезд через час, надо ехать.

Ну что же, Слава, спасибо тебе за разговор, удачной каталки в Хибинах, жди всех читателей нашего блога на свой личный курорт и не огорчай маму!