Бекешева Минслу Сиюшевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
Населённый пункт: р. п. Дергачи, Саратовская область.
Наименование материала: Методическая разработка для родителей.
Тема: «Весёлая прогулка» артикуляционная гимнастика в картинках
Дата публикации: 10.07.2018
Раздел: дополнительное образование
Материал для родителей
Артикуляционная гимнастика в картинках
«Весёлая прогулка»
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так
как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного
освоится,
задавать
наводящие
вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится
(вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но
при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно,
иначе занятия не имеют смысла.
Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили
основные движения.
требования
повышаются:
движения
чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и
умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён,
отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже
короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление
мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
своевременно
нарушение
ребёнком,
используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных
результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду
с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой,
связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к
школьному обучению!
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с
ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Статические упражнения
1. «Улыбочка».
Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком
положении следует 10 — 15 секунд.
2. «Трубочка».
Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в
таком положении следует 10 — 15 секунд.
3. «Хоботок».
Цель. Развивать подвижность губ.
9. «Чашечка».
Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к
верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верх-
ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
Выполнять 3-4 раза.
10. «Заборчик».
Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать
круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5 — 6 раз по 10 — 15
Динамические упражнения
11. «Утиный клювик».
зиции в другую.
Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько
расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.
12. «Шторки».
Цель. Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной по-
зиции в другую.
Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя
приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется:
нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается,
закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.
13. «Лошадка».
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением
темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать
координацию движений кончика языка (вверх- вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках,
затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
21. «Катание шарика».
Цель. Укреплять боковые мышцы языка.
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с
внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке
(5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость
движения языка можно менять.
22. «Часики».
Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа —
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому,
стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под
счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время
выполнения — 20 секунд.
Гимнастика для
губных мышц
Упражнения для развития подвижности губ:
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы
2. Улыбка-трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы
в улыбку.
3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать
по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
Сжать большим и указательными пальцами одной руки верхнюю губу
за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу
и растягивать их вверх-вниз.
Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо
добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный
кефиром).
4. — Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать шеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать
Мычанию,
держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку
на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком
на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением
сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук
и отделяется от звука а паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.
Гимнастика для
мышц языка
Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости
рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-
10. Следить,чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.
2. Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу
«лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном,
расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5-
10. Следить,чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик
языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается
сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя,
или нараспев тянуть звук и.
чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.
16. Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком».
Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка
летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна,
а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.
17. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые
верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком
языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы
нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил
характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя
18. То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17 работает
только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги.
При правильном выполнении она будет отклоняться.
19. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу
и двигать им вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,
как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук
разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать
верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.
20. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к небу
за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка).
Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя
челюсть не двигалась.
21. То же, но беззвучно.
22. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается
в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык
не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался
назвд, челюсть и губы были неподвижны.
23. Присасывание спинки языка к небу, сначала при сомкнутых челюстях,
а затем при разомкнутых челюстях. Если присасывание не удается,
то на спинку языка можно положить липкую конфету – ребенок старается,
прижимая спинку языка к небу, сосать конфету.
24. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому небу,
удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы
Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.
Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.
Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.
Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.
Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить , насколько развит у него артикуляционный аппарат.
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи!
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!
Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.
Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская)
Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты , губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».
Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».
Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».
Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Лопатка»
«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».
Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.
То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)
Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
Стихи для артикуляционного упражнения:
На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз.
На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.
Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.
В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.
Стихи для артикуляционного упражнения
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!
Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!
Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.
При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:
Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.
Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.
Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.
Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.
В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка. Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его Вы можете найти в статье Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р. Его Вы найдете в статье То есть комплекс артикуляционной гимнастики – это четко обоснованная система артикуляционных упражнений, которая готовит артикуляционный аппарат к произнесению определенной группы звуков родной речи.
Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.
Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.
Один из вариантов такого базового комплекса для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата дан в этой статье.
Еще один простой базовый комплекс, с которого можно начать занятия артикуляционной гимнастикой с детьми, Вы найдете в статье
Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?
Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.
Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.
Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!
В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!
С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.
К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.
С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая — зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.
С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.
Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.
С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.
Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:
Если упражнение хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.
Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.
Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.
Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.
Лучше всего:
1) Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.
2) Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).
В каждом коротком видео Вы увидите картинку для упражнения, стишок и выполнение упражнения ребенком. Видео не мои и взяты из свободного доступа в youtube. Если у Вас есть какие-либо пожелания к их авторам — пишите на их канал. Если Вы готовы предоставить для этой статьи свои качественные видео с выполнением артикуляционных упражнений детьми бесплатно — то всегда рада. Пишите:-). Пока других видео я не нашла — если Вы поможете нам их найти, будет замечательно!
3.1.Артикуляционное упражнение «Лягушка»
3.2.Артикуляционное упражнение «Расческа»
3.3. Артикуляционное упражнение «Парус»
3.4. Артикуляционное упражнение «Чашечка»
3.5. Артикуляционное упражнение «Кошка»
3.6. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!
Много полезных и интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в статьях рубрик и
Если эта статья Вам помогла или у Вас возникли вопросы, буду рада, если Вы оставите комментарий!
До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
СОСТАВИТЕЛЬ: Бараксанова Е.Ф.
учитель-логопед
МБОУ
«Начальная школа – детский сад №5»
Юрга 2015 г.
Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Красивая и правильная речь – залог успешного обучения. Поэтому задача всех заботливых родителей вовремя обратить внимание на речевое развитие малыша.
У детей, имеющих речевые нарушения, как правило, нарушена моторика мышц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения можно, используя различные методы и приемы на занятиях с логопедом. А также выполняя артикуляционную гимнастику, как в детском саду, так и дома под руководством родителей.
Чтобы у ребенка не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям, предлагаем использовать различные сказки и стихи о «приключениях язычка». Таким образом, се5рьезная и зачастую утомительная для дошкольника логопедическая работа будет включена в его повседневные занятия и игры.
Веселая артикуляционная гимнастика
(Н.В. Нищева)
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.
Широко открывать и закрывать рот
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
Улыбка
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Хоботок
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Х
омячок (надувание щек)
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не
стала.
Широкий язык отдохнет,
полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Лопата
Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли
вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Котенок лакает молоко
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
Чашечка
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
К
ачели
У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у
птицы.
Иголочка
Я
зык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
Маятник (Часики)
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
Вкусный мед
Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.
Мостик (Киска злится)
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
Орешки (Футбол)
Артикуляционные сказки
(Т.В. Мецлер)
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево — тик, вправо — так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, —
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.
Очень любит Язычок
вкусное варенье,
Приготовил он друзьям
это угощенье.
Варенье приятное,
вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье
с губки оближи.
Язык наш змейку
не боится,
В нее он может
превратиться.
Вперед-назад,
вперед-назад,
Не напугает он ребят!
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
Сказка о Веселом Язычке
(Т.В. Мецлер)
В одном домике, дружок,
Живет Веселый Язычок,
Ох, и шустрый он
мальчишка
И немного шалунишка.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Распластался, как лопатка,
Полежал на губе
И опять ушел к себе.
З
атем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий… И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит — маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали!
А слоник показал, как он играет с хоботком:
Подражаю я слону —
Губы хоботком тяну.
Потянули, перестали,
Потянули, перестали
И нисколько не устали!
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок,
Лег в кроватку и умолк.
Приключения язычка
(Е.М. Косинова)
Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Лягушка и слоник
Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.
Киска сердится
Выгляни в окошечко –
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула.
Зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска –
Не подходите близко!
Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.
Парус
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.
Маляр
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.
Гриб
Под березой у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай, изобразим, как стучит дятел.
Дятел
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздается громкий звук.
Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» — закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.
Комарик
Прилетает по ночам,
Не дает заснуть нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.
Не поймал Язычок комарики и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» — подумал Язычок и побежал на полянку.
Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.
Гармошка
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять!
О. Перова
Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.
Заведи мотор
По шоссе машина мчит.
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» — гудит мотор.
Ну, давай поможем зайке:
Заведем скорей мотор.
И до солнечной лужайки
Довезет его шофер.
По ухабам серый зайка –
«Дын-дын-дын» — летит вперед,
И успеет на лужайке
Прополоть он огород.
Артикуляционные сказки
(Н.А. Лукина)
П
ланета
— Дети, сейчас мы полетим в космос. Давайте подготовим ракету к полету: почистим моторы (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», или известные всем логопедам упражнения «Маляры», «Вкусное варенье»); продуем турбины («Кто раньше загонит мяч?», «Фокус», «Музыкальный пузырек»); проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов). К полету готовы! Теперь — в космос! Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). Сделаем посадку на этой планете (Артикуляционное упражнение — основа для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии). На нашей планете живут слова со звуком […] (Автоматизация звуков).
Ленивый котенок
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д -д-д-д!).
Волк и три поросенка
Жили-были три поросенка. Говорить они не умели — только визжали.
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
В это время Волк реш ил испугать маленьких поросят — сдуть их домики из соломы и прутиков. («Кто дальше загонит мяч»? «Фокус» — щеки не раздувать.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
А Волк решил за браться в их домик через трубу — и свалился в котел. («Чашечка».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Как Язычок отдыхал на море
(Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком .
Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).
Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»). За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком).
П
ереодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз). У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).
На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).
Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5), собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»). Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.
Как Язычок гулял в лесу
(Н.В. Рыжова)
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из-под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук).
Я
зычок надел легкое пальто и от правился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. «Ку-ку ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.) «Д-д-д д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», — быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу
Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево).
На полянке расцвело много подснежников. Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом — к правой; повторить 5 раз). Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки.
Скоро тучи закрыли солнышко, и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо.
Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов.
Как Язычок лепил снеговика
(Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
О
днажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).
Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).
Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым). Вот какого снеговика слепил Язычок!
Как Язычок пил чай с друзьями
(Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие.
Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5) . Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).
Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш-ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).
Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «Т-т-т-т»). Это пришли гости к Язычку: мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху), белочка-попрыгунья (улыбнуться и произнести: «Ц-ц-ц-ц»), зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).
Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).
Как Язычок катался на велосипеде
(Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести: «З-з-з-з»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз).
Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал.
Быстро крутил педали Язычок (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем — против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать поочередно глаза).
Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями (открывать и закрывать рот), мимо широкого пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык, тянуть вперед; повторить 5 раз).
Н
аконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик бабушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще быстрее закрутил педали (вращать языком по губам сначала справа налево, потом — слева направо).
На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (ш ироко улыбнуться, рот слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; повторить 5-6 раз). Язычок нажал на тормоза (произнести: «Ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед.
Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4-5 раз). Бабушке очень понравились блинчики (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз).
Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот).
Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом — другой (закрыть правый глаз), и он заснул.
Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок!
Т
рудолюбивая божья коровка
К комплексу упражнений для отработки звуков [ш] — [ж] — [щ] — [ч]
(Т.В. Рожкова)
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
Да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
«Лошадка».
веселого маляра,
«Маляр».
«Грибок».
и даже гармошку.
«Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.
Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусное варенье».
И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
«Грибок».
А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
Кто поможет воробью
(Т.В. Рожкова)
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.
«Птенчик».
Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.
«Горка».
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог — маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.
«Веселая змейка».
Помоги мне, — просит воробышек, — я из гнезда упал.
Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, — но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. — И уползла.
Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.
«Катушка».
Попрыгал кругом, да чем он по может? Услышала плач мама воробьиха — летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,
«Лошадка».
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат — стучит дятел.
«Барабанщик».
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:
Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,
«Загнать мяч в ворота»,
Попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них — благодарил.
Список литературы
Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. — С.54-59.
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:
Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.
При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.
Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.
Помните о следующих правилах:
Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.
Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.
Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.
Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:
Упражнения для освоения разных динамических движений:
Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.
Время упражнения — до 10 секунд.
Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:
Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.
Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.
Успех занятий зависит от трёх факторов:
Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.