Константин Анисимов в интервью сайт объяснил своюпозицию в связи со скандалом вокруг его отстранения от работы на матчах«Зенита».
Голос диктора «Петровского» КонстантинаАнисимова давно сталнеотъемлемым атрибутом домашних матчей «Зенита» – с 2003 года. Иногда онпропускал матчи, но крайне редко, когда никак не получалось совместить график«Зенита» с графиком работы в театре «Балтийский дом», где Анисимов играет с1987 года. Поэтому завсегдатаи стадиона не очень удивились, когда «голос«Петровского» пропал в конце прошлого года. Теперь выяснилось, что пропалнасовсем.
Анисимова уволили, причем, как это бывает в петербургскомклубе, уволили со скандалом. Как рассказал он сам, причиной стала сцена,которую ему устроил прямо во время матча Лиги чемпионов с «Валенсией»генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов. Руководителю «Зенита» крайнене понравилось, что Анисимов привел на работу своего сына и его приятеля.
После громких откровений Анисимова «Зениту» потребовалоськак-то снизить репутационные потери, и 22 февраля пресс-служба клуба, вероятно, согласовав позицию с самим Митрофановым, выпустила поясняющийтекст, который вы на сайт.
Корреспондент сайт связался с Анисимовым, чтобыузнать, как он отнесся к объяснениям клуба.
– «Прикрылся детьми», «звездная болезнь» и «нарушениерегламента», – повторяет Анисимов. – Даже немного смешно. По-моему, когда СашаКержаков и Андрей Аршавин уходили, не было такого шума, сколько из-за моего какбы ухода.
Что касается регламента: друзья, во-первых, нигде незаписано правило, что дети работников мероприятий не могут их посещать. Онипомешали проведению матча? Помешали работникам УЕФА? Кстати, сидели они именнос нашими ребятами, которые обслуживают матчи УЕФА – в соседнем помещении, не вдикторской кабине. Выглядит так, будто я оправдываюсь – я совершенно не хочуоправдываться, я констатирую факт. Если я что-то нарушил – есть же на этотслучай служба безопасности. Что, детей до матча никто не видел? Почему ихпропустили через три кордона, если это нарушение? Я всегда, на протяжении всейжизни своего сына, его проводил, и не было никаких вопросов! Мало того, на этомматче с «Валенсией» стюарды на входе даже позвонили и спросили: «Можно пройтиАнисимову с детьми?» Видимо, им ответили, что можно.
– Еще цитата: «если бы желание Анисимовапровести детей было озвучено заранее, клуб, без сомнения, удовлетворил бызапрос».
– А раньше я как проходил? Зачем мне спрашивать? Мне даже вголову не приходило – летом мой ребенок сидел на свободных местах на трибуне,не раз сидел в детском секторе. Я не раз проводил на матчи детей из беднейшихсемей, которые не могут себе позволить прийти на стадион по билету. Не разпроводил детей из детдомов. Только чтобы этот несчастный ребенок побывал наматче.
Что касается звездной болезни – это смешно. Я понимаю, втеатре я еще мог бы заболеть звездной болезнью, а в футболе уже сколько лет нехочу выходить на церемонии к полю – меня часто просят, я отказываюсь. Пустьсчитают, что звездная болезнь. Вот пункт о непрофессионализ ме для менязагадка. Что это значит? Мой непрофессионализ м как диктора? Друзья,скажите об этом раньше. Почему нужно в середине второго тайма врываться ихамским образом вырывать меня из-за рабочего стола?
– В «Зените» утверждают, что никто вас невырывал – что вы сами систематически покидаете рабочее место.
– Как правило, протокольную часть я зачитываю из дикторскойбудки. В ней действительно никто не имеет права находиться, хотя заходят всекому не лень, между прочим. Сам матч я веду с трибуны, с кольца «Петровского»,даже если очень холодно. Потому что я как болельщик «Зенита» хочу слышатьдыхание стадиона и вместе с ним гнать команду вперед. Это все знают. Напротяжении последних пяти-семи лет я матч веду со стадиона. «Гол! Гол! Гол!» якричу с верхнего кольца «Петровского», дохожу до фанатских трибун, почти додевятого сектора (части центральной трибуны напротив комментаторских кабин, –прим. ред.). Никогда не было вопросов. Там же, где чай, кофе для прессы, мыпостоянно встречались с Максимом Львовичем (Митрофановым, – прим. ред.),здоровались, беседовали. Куда я уходил? Что я нарушил? Это для меня загадка.
– Кроме того, вас обвинили всистематических нарушениях режима. Не уточняя, что имеется в виду.
– Предполагаю, речь об алкоголе? О ведении матча валкогольном опьянении? Кстати, хочу поблагодарить главу пресс-службы ДмитрияЦиммермана, что в комментарии про звездную болезнь, непрофессионализ м ичто я прикрываюсь детьми, этот пункт изъяли. Он был накануне в реплике ЖанныДембо (заместителя гендиректора «Зенита» по связям с общественностью, – прим.ред.). Это настолько смешно! Мне звонят знакомые и говорят: «Костя! Почему ты снами отказываешься выпивать? Все мы про тебя поняли. Оказывается, ты пьешьтолько на «Петровском»!» Вместе хохотали над этим.
Самое главное: они говорят – я прикрываюсь детьми. Я неприкрываюсь, я рассказываю, как было, констатирую факт. Если не ошибаюсь, вэтих числах, в ноябре, у Максима Львовича родился ребенок. Мне потом объясняли:«Вот Максим Львович и перенервничал, эмоционально себя повел, Костя, не обращайвнимания». Я никем не прикрываюсь. Любой отец на моем месте ответил бы то жесамое: нельзя так по-хамски себя вести, мы все-таки культурные люди.
Хотите уволить – увольте до матча. Пригласите, поговорите.Можно много версий придумать. Но не сваливать на детей. А теперь «Зенит» меняобвиняет, что я прикрываюсь детьми. Мне бы сказали заранее – я бы купил имбилеты, и они бы сидели у меня на трибуне. Никаких проблем. Дело не в детях. Ямогу понять, что предшествовало страшному, необъяснимому поведению МаксимаЛьвовича Митрофанова.
– То есть, это лишь повод, а причинавашего отстранения не связана с этой историей?
– По большому счету, думаю, что так. Боюсь, мне ещепридется рассказать чуть больше, если продолжатся нападки. Чтобы моя семья жиласпокойно, а все, кто меня уважают и любят – или не любят – узнали, как делообстоит на самом деле. Это связано уже непосредственно с моей работой диктора.А то, что написано в заявлении пресс-службы – такая чепуха! Еще раз спасибо,что хотя бы убрали из текста «систематическое нарушение режима». Но мнекажется, продолжение следует.
– Вы же понимаете, что у них из-за васпроблемы. Им надо как-то оправдывать руководство.
– Отлично понимаю, но не я это начал. Я позвонил толькоЖанне Дембо две недели назад попросить сделать мне договор, чтобы расставитьточки над i, попрощаться, и все. Мне говорят: у тебя договор до 1 декабря. Яотвечаю, что нет – до 1 июня. Мне сказали, что они не делают уведомления обувольнении, хотя в договоре написано: за три дня до матча.
После этого звонка и началось. Все начали писать обо мне,звонить – газеты, телевидение, с «Матч ТВ» позвонили. Это не я шум поднял. Всяистория случилась 24 ноября. Я уж и забыл о ней. Алексей Петров (главапресс-службы «Петровского», который теперь будет выполнять функции диктора, –прим. ред.) меня подменял и до этого. Он замечательно работает, у негозамечательный голос, и мне он не раз помогал и подсказывал ударения, например.Этот выбор только приветствую и желаю ему удачи.
Ни разу не было, чтобы я сорвал матч или не пришел на матч,не предупредив. Всегда была связь с Алексеем Петровым, с Владимиром Литвиновым(управляющим директором «Петровского», – прим. ред.) и даже Максимом ЛьвовичемМитрофановым. Всегда все решалось в рабочем режиме. Я столько временипроработал диктором, что мне уже предлагают книгу написать – 14 сезоноввсе-таки.
– Вы ведь работаете дольше, чем всенынешнее зенитовское руководство – приходили при гендиректоре Илье Черкасове?
– Да. Брали меня совершенно другие люди. Черкасов, потомПоваренкин… Начинал я вообще, когда Мутко еще руководил клубом. Он как разуходил – меня брали Мутко и Черкасов. Потом пришел Максим Львович, и у меня допоры, до времени были с ним абсолютно нормальные отношения, пока он не доросуже до такого положения, когда достучаться до него невозможно. Кроме парыпросьб насчет повышения заработной платы я больше ничего не просил, никуда невылезал, никаких статей про себя не заказывал – такая вот звездная болезнь.
Я не оправдываюсь, только констатирую факт, что так нельзяобращаться с человеком, кто бы это ни был. Что ж, директору все дозволено?Махать руками, ногами, кричать, шуметь, выгонять? У меня была надежда напримирение… Вдруг, думаю, бывает, повздорили. Но штука в чем: какой генеральныйдиректор признает, что был неправ? Когда и где такое бывало? Что поделать –буду теперь кричать «гол», когда по телевизору «Зенит» показывают.
– Вернуться не надеетесь? На новыйстадион – там, говорят, акустика будет потрясающая.
– При этом руководстве – нет. Я не хочу с ними иметь ничегообщего. С этими ребятами больше играть в футбол не буду. Еще раз: все бы прошлогладко, никто бы и не заметил моего увольнения – матчей-то до конца сезонаосталось… У меня большущая работа в театре, юбилей грядет в мае – «Зенит»,видите, меня уже поздравил с наступающим пятидесятилетием. Первый подарокполучил.
– Не все болельщики знают, что выдиктором только подрабатываете, а вообще профессиональный актер с огромнымстажем. Какие у вас ближайшие спектакли?
– «Мадам Бовари», «Сон в летнюю ночь», «Деревья умираютстоя», «Жизнь Ильи Ильича» – я играю большие интересные роли, работаю винтереснейшем театре, которому отдал около 30 лет. В этом году театр празднует80-летие, 22 мая у меня юбилей, и для меня делают замечательный спектакль«Шерлок Холмс».
Стадион «Петровский» потерял голос. Известный диктор — актер Константин Анисимов за 14 лет работы без преувеличения стал настоящим символом арены. Все это время ему удавалось совмещать съемки в кино, игру в театре и работу комментатором.
Болельщики говорят, что не представляют матчи петербургской команды без его голоса. Но Константин Анисимов не падает духом, говорит, что место для футбола в его жизни будет всегда. Анисимов официального уведомления о расторжении контракта еще не получал.
Артем Шарипов, корреспондент: «На новый стадион «Зенит» переедет с другим голосом. Константин Анисмов так и останется в истории диктором стадиона «Петровский». Знаменитый актер больше не работает в клубе. «Зенит» разорвал с ним отношения. И все. Знаменитый голос затих, но скандал, связанный с увольнением, никак не утихает».
— «Зенит»! «Зенит»! Молодец, Константин Анисимов, актер «БалтДома». Как он работает на стадионе, а!
Комментатор Орлов хвалит последнюю дикторскую экспрессию Константина Анисимова. В ноябрьский лигочемпионовский вечер жарко не только на поле. Над полем тоже разгораются страсти. На 66-й минуте матча голос «Петровского» неожиданно выталкивают в коридор арены.
Константин Анисимов, актер: «Сзади, со спины. Я даже не видел со спины, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно со мной». «Ты больше не работаешь». Все».
Крест на любимом деле поставили из-за сына и его друга, которых Константин Анисимов провел в помещение рядом с комментаторской, тоже священное, как заявили в клубе, место. Актер нарушил правила аккредитации.
Дмитрий Циммерман, руководитель пресс-службы ФК «Зенит»: «Эти дети нарушали спокойствие и рабочую атмосферу. За это он был отстранен. Вернее, договор с ним был не был продлен, он работал в клубе на договоре».
Константин Анисимов, актер: «Какой бы ни был человек, нельзя так втаптывать, уничтожать, во время работы, когда трансляция. А если б я был не в себе, а если б мне плохо стало?»
Переход в «Зенит» из стана заклятых соперников «Динамо» — Жиркова и Кокорина — вызвал меньше эмоций, чем уход Анисимова. В главной футбольной программе России в первый чемпионский сезон отметили, что с него в Петербурге начинается футбол.
Следующий сезон стал бы юбилейным. Анисимов проработал 14 сезонов, объявлял состав в Манчестере в победном финале Кубка УЕФА и в Монако, когда взяли Суперкубок Европы. Коллега по сцене — народный артист Иван Краско написал в Законодательное собрание и Валентине Матвиенко в Совет Федерации с просьбой заступиться за знаменитого диктора.
Иван Краско, народный артист России: «Когда Костя кричит: «Гоооол!!!», я радуюсь вместе с ним, думаю, молодец, он сжигает стадион! Он зажигает весь стадион».
Выражаясь языком испанского футбола, «Эль скандаль» привлек трибуны: болельщики составили петицию с требованием вернуть актера на игры команды.
Максим Бигонь, болельщик: «По-другому не могли никак отреагировать. Все недовольны, все хотят, чтобы его вернули. У кого ни спрашивал, все против и считают, что это просто оскорбительно для болельщика убрать Анисимова с его должности».
Мало кто верит, что «Зенит» пойдет на попятную. Руководство самого богатого и успешного клуба страны принимает такие решение обычно взвешенно. Команда с большими европейскими амбициями — это прежде всего бизнес, не склонный к излишним сантиментам.
Алексей Игонин, бывший капитан ФК «Зенит»: «Со стороны футбольного клуба «Зенит» это бизнес. Наверное, нельзя нарушать некие правила, и их устанавливает не только клуб. Напрямую это было высказано, я знал об этом до того, как это было описано в СМИ. Мне кажется, что здесь все логично, и тот шум, который происходит вокруг этой ситуации, только помешал примирению, которое возможно было бы на начальном стадии».
Анисимову уже подыскали замену. Новым старым голосом «Зенита» станет Алексей Петров.
Алексей Петров, руководитель медиаслужбы стадиона «Петровский»: «Для меня это не новость. Я был диктором стадиона «Петровский» с 97-го по 2002 годы и приходилось мне и Костю несколько раз заменять. Это не новый вызов судьбы».
Анисимов олицетворяет эпоху, когда «Зенит» был романтичным и доморощенным клубом. А его уход может быть символом того, что клуб окончательно перестал быть прежним. И только количество болельщиков на трибунах покажет правильность этих перемен, которые, к слову, принесли команде первую звезду за пять чемпионств.
Актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов восстановлен в должности голоса «Зенита». С нового сезона он снова будет диктором на домашних матчах сине-бело-голубых.
Сайт телеканала «Санкт-Петербург» публикует интервью Анисимова, данное нашим корреспондентам через три месяца после увольнения.
Константин Анисимов, диктор, «голос» стадиона «Петровский»: «24 ноября матч «Зенит» — «Валенсия», Лига чемпионов. Прекрасная игра, первый тайм. 1:0 мы выигрываем. Я радуюсь, как всегда кричу: «Гол! Гол!», стадион кричит имя игрока, который забил. Перерыв, второй тайм. Сразу оговорюсь, со мной на стадионе были дети: мой сын и его друг, которые не находились в дикторской рубке».
Второй тайм игры. Я думаю, минута 20-я. Я заканчиваю объявление о замене. Я думаю, что, скорее всего, о замене. И в этот момент сзади, со спины. Я даже не видел, кто это, за ухо меня кто-то хватает. Я вначале подумал, что это сын. Думаю, что за шутки, потом становится больно, выворачивается ухо. Я хватаюсь за руку, некая возня и визг человека. Я и по голосу даже не узнал: «Ты что себе позволяешь?!» И я оказываюсь в коридоре, где кабины. Я опешил, когда перед своими глазами увидел директора футбольного клуба «Зенит». Клуба, который родился в культурной столице, Санкт-Петербурге.
Гендиректор мне сказал: «Это с тобой дети?» Я говорю: «Да, конечно, со мной. Ты больше не работаешь. Все.
Последние 20 минут матча наступили. И как я их провел, я даже не помню. По-всякому можно уволить человека. Но вот так вот трусливо, подойти со спины. Я не знал, что делать. Никто не знал.
Мне все казалось, что пройдет сейчас день, два, три. И может Максим Львович или кто-то от него позвонят. Но никто не звонил.
И это была середина января, после Нового года. Я думаю, ну, может сейчас все это утихнет и слава богу. И вдруг один из звонков поступает: Кость, тебя увольняют за прогул. Я говорю: какой прогул? Кость, ну, тебя же не было 3 декабря на матче с «Уфой», не было на молодежном составе «Зенита», не было на «Зените-2». Я говорю: так мне Максим Львович сказал. Мне что значит сказал, а договор у тебя до какого числа? Я говорю: до 1 июня.
Они тебя сейчас уберут за статью за прогул. Я задумался, стал звонить по юристам.
Я жду уведомления. Официально запросил по электронной почте. Мне из клуба пока никто не звонил. Все ближе и ближе матч Кубка России. Вообще я не очень хочу возвращаться на стадион при этом руководстве».
Ребята, друзья, господа, Санкт-Петербург! Так не поступают. Какой бы ни был человек, нельзя его так втаптывать, уничтожать. Вышвыривать во время работы на стадионе, когда трансляция идет на все мировые. А если б я был немножко не в себе, я бы стал орать в микрофон. А если бы мне плохо стало после этого. Ну, нельзя так».
Я не жалуюсь, не ною. Я просто вынужден отстаивать свою интеллигентность, порядочность, честь и достоинство.
И последнее, что я хочу сказать. «Зенит», прекратите со мной воевать. Я отдал вам 14 лет жизни, а вы так со мной поступаете. Все равно вы выиграете, а я проиграю. Мне важно отстоять свою честь и достоинство. Чтоб люди знали правду.
Друзья-болельщики, я вас всех очень люблю. Но я прошу вас перестаньте писать письма. Все равно мы с вами ничего не добьемся. Давайте лучше направим всю свою энергию, в том числе и мою, на то, чтобы команда доиграла в этом сезоне на хорошем уровне… Меня наверняка не будет на стадионе. Покричите «гол-гол».
С голосом Константина Анисимова, актера театра «Балтийский дом», у болельщиков «Зенита» связано очень много приятных воспоминаний. И чемпионские титулы, и победа в Кубке УЕФА, Суперкубке Европы. Для многих он стал своим за те годы, что звучал его голос на стадионе «Петровский». Это и фирменное «Гол, гол, гол, гол! Халк, Халк, Халк, Халк», и объявление замен. В конце прошлого года внезапно голос Анисимова пропал. Корреспондент «Р-Спорт» Тарас Барабаш созвонился с голосом «Зенита», чтобы узнать, что произошло.
Честно говоря, после того матча («Зенит» — «Валенсия»), мне очень хотелось все рассказать, на сегодняшний день столько грязи вылито на меня, столько передернуто. Говорилось о том, что я систематически в неадекватном, нетрезвом состоянии прихожу на матчи. Слышал легенды о том, что с того матча я был отправлен домой, потому что был в нетрезвом состоянии. Хотя можно совершенно спокойно проверить, что я довел матч до конца. Последние 15 минут этого матча мне дались с болью в груди, с обидой. С большим нервным потрясением.
— Что произошло?
Произошел инцидент во время второго тайма 24 ноября матча «Зенит» — «Валенсия». Причиной резкому эмоциональному выпаду внезапно стал приход моего ребенка и его товарища на этот матч. В грубой манере, очень нервной, эмоциональной, я был выдернут из-за рабочего столика с микрофоном в руках. И все это происходило непосредственно во время моей работы. Подставьте себя: я актер, играю на сцене. Что бы ни случилось, как бы кто себя не вел, но я не могу представить, чтобы худрук театра вышел на сцену, вытащил меня с нее, сделал мне внушение о том, что я больше не работаю. А за кулисами при этом находятся мои собственные дети. Как я дальше должен был вести эти 15-20 минут матча? «Зенит» забил второй мяч, я радовался и радовал людей своим голосом. Потом я попрощался, поздравил болельщиков с выходом в 1/8 финала. У меня опустошение. Может нравиться человек, может не нравиться. Кому-то, может, безумно нравится моя работа, есть люди, которых я раздражаю. Но это я, это моя жизнь. Другой тоже будет кому-то нравиться, кому-то нет. Но таким образом увольнять, из-за рабочего стола выдирать человека в момент работы, это просто недопустимо. Это своеволие. Слов нет.
— Обижены на клуб, на Митрофанова?
Никакой обиды за себя нет, есть обида за ребенка, который стал невольным свидетелем. Слава богу, что его не было в дикторской. А меня ведь обвиняют в том, что дети были в дикторской. Их там не было. Они в соседней комнате сидели, смотрели матч. Один из мальчишек вышел в коридор, на эту беду по коридору шел Максим Львович Митрофанов. Есть другая версия: кто-то сказал, что Анисимов провел детей. Но я на стадион Сережу и других детей всегда проводил. Взрослым брал аккредитацию, детей проводил на трибуны на свободные места или в свободные помещения. Мой сын Сергей выходил с командой, выводил игроков на поле, он был на корпоративных праздниках ФК «Зенит», как приглашенный. У меня есть его фотография с Лучано Спаллетти на пресс-конференции, а туда точно не мог быть допущен просто ребенок. И никогда никаких вопросов не возникало. Та же фотография была сделана в присутствии Жанны Дембо. Я вырос за кулисами театра, но это же не значит, что я выхожу на сцену и мешаю проведению спектакля. Что, эти дети в микрофон кричали? Или вышли на поле? Чем они могли помешать? Это абсолютно нормально, если ребенок приходит к родителю, у которого есть интересная работа. Почему дети игроков бегают, дети руководства ходит по коридору, а тут кому-то не понравилось, что у меня ребенок на стадионе.
Я за 14 лет пропустил 10 матчей примерно. Раньше составлялось расписание: театр согласовывал его с ФК «Зенит». Благодарен театру
«Балтийский дом», в этом году будет 30 лет моей работы там. Если меня попросить назвать два самых ярких события прошедшего года, это увольнение из «Зенита» и то, что мой сын стал чемпионом города по плаванию среди детей 2005 года.
Я не жалуюсь, не жалею. Люблю команду, люблю наш город, игроков. Я навсегда останусь с «Зенитом», но с теми, кто сейчас руководит ФК «Зенит» на улице Добролюбова дом 16…наши путь разошлись. Нельзя так, не по-человечески, не имея совести, обращаться с любым человеком. Тем более с тем, кто отдал душу, и кучу нервов для того, чтобы наша команда были в лидерах мирового футбола.
Но в последнее время календарь верстается не на весь сезон. Были сложности с этим, учитывая вашу работу в театре?
Было так, что в июле я узнавал, что будет в августе. Театр ставил спектакль, я узнаю, что у меня матч. Конечно, никоим образом я не мог отменить спектакль. Договаривался о замене в театре. Но возникали еще кубковые матчи. Конечно, иногда футбольные матчи совпадали с расписанием в театре. Но я всегда заранее предупреждал Алексея Петрова, руководителя пресс-службы стадиона. Бывало и такое, что меня по видеосвязи соединяли с Митрофановым, он меня спрашивал, «почему». Я рассказывал о расписании, после чего слышал: «Ладно, Костя, но на Лиге чемпионов то ты будешь? Что делать, артист, иди работай».
— За что могли быть уволены?
Что касается договора: за неявку на матч, если я не предупреждаю пресс-службу, за пьянство или неадекватное поведение. За замечание по оговоркам. На самом деле нарушений с моей стороны не было, иначе мне бы высказали. Режим я не нарушал, на базе клуба я был раз 10 за 14 лет. Не был в раздевалке за все эти годы, не брал автографов, не выпрашивал ничего. Вел себя корректно, как мне кажется. Приходил, делал свою работу ради команды «Зенит», ради болельщиков. Сейчас начинают говорить, что я прогуливаю систематически — это бред. У меня договор до 1 июня, я до сих пор не получил никакого уведомления о том, что я уволен. Я просил: Жанна Дембо сказала да, Максим Львович подтвердил. Только где бумага? Получается, на днях я должен идти на матч и вести его? Получается так. Если у меня не будет уведомления, значит, я беру видеокамеру и иду на стадион на свое рабочее место. Очень надеюсь, что делать этого не придется, получу уведомление. С этим руководством я работать не смогу.
— Как вы общались с Митрофановым?
25 числа должно быть уведомление. В договоре написано, что я должен быть уведомлен за 3 дня в письменном виде. Получается так, что матч с «Уфой» я уже прогулял, они говорят, что я прогулял. Мне же после матча с «Валенсией» пришла смс. Цитата Митрофанова: Заменить Анисимова на ближайших матчах команды «Зенит». Это было 24 ноября.
Представитель пресс-службы «Зенита» сообщил «Р-Спорт»: «Константин Анисимов находился у нас на срочном договоре. Было принято решение отказаться от его услуг за систематическое нарушение регламентов и режима. Он никогда не являлся нашим штатным сотрудником».
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 43-й тур
«ЗЕНИТ» — «СПАРТАК» — 2:3
Встречу между «Зенитом» и «Спартаком» корреспондент «СЭ» смотрел в компании Константина Анисимова — диктора питерской арены, без которого немыслима ни один домашний матч сине-бело-голубых.
Александр ЯКОБСОН
из Санкт-Петербурга
На арену Анисимов (в повседневной жизни — актер театра «Балтийский дом») приезжает за два часа до стартового свистка, чтобы провести всю необходимую подготовительную работу: проверить звучание колонок и микрофон, изучить составы, разобраться с правильным произношением фамилий футболистов, а также заранее прочитать тексты, которые слышат зрители.
Никаких особых примет перед игрой у меня нет. За исключением, пожалуй, одной, — рассказывает Анисимов. — Когда еду на стадион, всегда заезжаю в театр, чтобы выпить чашечку кофе и перекинуться парой слов с коллегами. Хотя есть и еще одна традиция — на самые важные поединки надеваю шарфик, который привез из Манчестера с победного финала Кубка УЕФА.
В этом году Анисимов отметит десятилетний юбилей спортивной деятельности — вместе с клубом с берегов Невы он с 2002 года.
Первый матч в качестве диктора провел на тогда еще новой арене «Коломяги-Спорт», где в те времена проходили игры зенитовской молодежки, — вспоминает голос «Петровского». — А как волновался во время дебюта на встрече основного состава — словами не передать! «Зенит» как раз возглавил Властимил Петржела. Протоколы еще заполнялись от руки и не было распечатанных версий, поэтому часто приходилось буквально расшифровывать фамилии игроков. Затем стало немного проще — где-то на четвертой игре придумал определенную схему, которую почти не меняю до сих пор.
После этой фразы Анисимов ненадолго отлучился, чтобы решить технические вопросы и сделать первые объявления по стадиону, а затем мы вновь перешли к беседе. Забегая вперед, отмечу: в дикторской Константин Алексеевич находился в основном до стартового свистка, а после него — в основном на ногах.
На многих стадионах дикторы берут на себя роль комментаторов, — продолжает Анисимов. — Считаю, это не совсем правильным, потому что не хочу мешать болельщикам смотреть футбол. Да и роли, в конце концов, у комментатора и диктора совершенно разные.
Справедливости ради стоит отметить, что с пониманием игры у Анисимова все в порядке, ведь долгое время он занимался футболом и даже провел несколько тренировок в питерском клубе. Но, как сейчас принято говорить, просмотр успехом не увенчался.
Занимался спортом номер один до девятого класса, — рассказывает Анисимов. — Играл на позиции центрального нападающего за разные заводские команды — и многие надо мной подшучивали. Ведь скорость набирал не очень быстро, но если разгонялся, то остановить было уже крайне сложно. (Смеется. ) Потом пришлось делать выбор — либо спорт, либо артистическая карьера. Так как я из театральной семье, то выбрал именно эту стезю. Впрочем, с футболом никогда не рвал и при каждом удобном случае выходил на поле. Правда, в лихие 90-е, когда страна была в полной разрухе и не было ни театра, ни футбола, внимания мячу уделял меньше, но за «Зенитом» следил всегда. Очень переживал из-за вылета в первый дивизион, радовался каждому успеху любимой команды.
Минут за десять до начала встречи болельщики прослушали стартовые составы — знакомый каждому завсегдатаю «Петровского» голос Анисимова стал таким же символом Петербурга, как и «Зенит», Ростральные колонны, Петропавловская крепость и Эрмитаж. Буквально за мгновение до стартового свистка диктор проводит перекличку всех секторов.
Не помню, когда появилась подобная идея, — говорит Анисимов. — Точно помню, что получилось это спонтанно — увидел, что зрители отвечают взаимностью и традиция сохранилась в дальнейшем. У меня есть несколько правил. К примеру, никогда не объявляю, что команда забила автогол. Это и без того горе для коллектива и конкретного футболиста, так что считаю объявлять фамилию провинившегося неправильно. Ведь на трибунах сидят родственники и друзья, поэтому этот момент может их сильно расстроить. Вообще, крайне не люблю делать объявления о различных дисциплинарных моментах и прочих неприятных вещах. Ведь наши болельщики — самые лучшие. Да я и сам такой же лишь волею судеб ставший диктором. Распорядись судьба иначе, то просто приходил бы на стадион, чтобы также орать как они. (Смеется .)
Когда матч начался и были объявлены фамилии арбитров, Анисимов выходит с микрофоном на верхний ярус стадиона, где с сигаретой и чашечкой кофе продолжает смотреть действо, разворачивающееся на поле. В какой-то момент диктору становится не до курения с употреблением ароматного напитка, давая волю эмоциям.
Эх, Рома, отдал бы Кержакову и тогда бы точно забили, — раздосадованно говорит диктор, когда на 14-й минуте матча Широков попал в перекладину, создав первый опасный эпизоды игре. — Нужно использовать свои моменты, тогда и результат будет. Ведь очень хочется отметить чемпионство с хорошим настроением. Тем более, победой над таким принципиальным соперником, как «Спартак».
Вскоре Кержаков открывает счет, забив свой 100-й мяч в чемпионатах России за «Зенит». И герой нашего репортажа сливается в экстазе вместе со всем стадионом:
Многие спрашивают меня, почему так кричу «Г-о-о-о-л», когда «Зенит» забивает. Ответ на этот вопрос прост: как уже говорил, я — болельщик и не в силах сдерживать эмоции. Поэтому и не могу работать в дикторской, ведь очень важно чувствовать пульс трибун. Очень люблю эту атмосферу. Да и вообще считаю, что счастливый человек, ведь занимаюсь любимым делом — играю в театре и работаю на «Петровском». И, кстати говоря, мне это никак не мешает. Да было одно время, когда играл в пятичасовом спектакле «Гамлет». Появлялся в нем в первом и третьем действии и между ними успевал съездить на футбол и вернуться обратно. Даже еще время оставалось, чтобы дух перевести. Сейчас же никаких проблем нет — «Зенит» заранее присылает график матчей и мое руководство ставит на спектакли в удобные дни. Разве что в марте-феврале бывают накладки, но они не критичны.
А в это время «Спартак» выравнивает игру: футболисты в красных майках все чаще (и опаснее) приближаются к штрафной Малафеева.
Что-то наши немного сбавили обороты, — Анисимов быстро подмечает перемены, происходящие на газоне. — Наверное, хотят сыграть на удержание счета, но к добру это не приведет.
Как в воду глядел диктор: москвичи сумели не только отыграться, но вырвать победу в меньшинстве в упорном матче, немного смазав местной публике впечатление от чествования четвертого золота в истории «Зенита».
Всегда должен быть в хорошем настроении, несмотря ни на что, — только улыбнулся Анисимов, когда стало ясно, что в этой встрече добиться успеха сине-бело-голубым не суждено. — Конечно, очень обидное поражение, но ничего не поделаешь. В конце концов, проиграв сегодняшнюю битву, «Зенит» выиграл войну и стал первым. А это самое главное!