Какое расстояние может преодолеть человек, оттолкнувшись от земли один раз? Если это один шаг — то в среднем меньше метров. Если же разбежаться и оттолкнуться посильнее, можно сделать прыжок метра на четыре-пять. Поэтому представьте себе наше удивление, когда в редакции появился скромный, уже немолодой человек и заявил, что он может от одного толчка ноги перенестись на 50 м, да еще с грузом в 30 кг. В руках у посетителя была какая-то странная тележка. Мы, понятно, усомнились.
А усомнившись, потребовали доказательств.
Ну что ж, пожалуйста,- сказал нам хозяин странной тележки. — Пойдемте на улицу. Здесь, на асфальте, мы убедились в том, что нас не обманывают.
При ближайшем рассмотрении «тележка» оказалась переделанным детским самокатом. Наш гость, инженер Сергей Станиславович Лундовский, сумел превратить его о необычное транспортное средство для взрослых.
Как же удалось «овзрослить» самокат как ? В чем суть его переделки? Прежде всего в максимально допустимом понижении платформы, на которой стоит «водитель». Дорожный просвет переделанного самоката в нагруженном состоянии всего-навсего 30 мм. Но этого, как показала практика, вполне достаточно для езды не только по гладкому асфальту, но и по загородным тропинкам. Задевая днищем за неровности дороги, самокат просто проскальзывает вперед. А если встретится препятствие побольше, водитель может помочь своей машине, дернув руль вверх и приподняв таким образом переднее колесо.
Снижение платформы понизило центр тяжести машины, что благоприятно отразилось на ее устойчивости и позволило легко доставать до земли «толчковой» ногой, совершенно не сгибая в колене опорную ногу. А благодаря этому водитель утомляется намного меньше, чем при пользовании самокатом со стандартной (высокой) платформой.
Машина изготовлена на базе детского спортроллера «Орлик» (стоимость 14 рублей). Как показано на рисунке, перья вилки, идущие к заднему колесу, и передняя часть роллера отрезаны. Из стального уголка 20X20X5 мм изготовлена новая платформа по размеру ботинка; на чертеже ее длина — 320 мм, которая является наивыгоднейшей. Передняя часть заводского спортроллера соединяется с платформой приваренным к трубе хомутом и четырьмя болтами М8. Под лапки хомута подкладывается пластина толщиной порядка 20 мм, с помощью которой может быть найден наклон платформы, наиболее удобный для водителя.
Длина рулевой трубки должна быть увеличена с таким расчетом, чтобы водителю было удобно управлять машиной, не сгибаясь.
Вилка заднего колеса изготовляется из такого же уголка, как и сама платформа.
В качестве багажника, который лучше всего расположить над передним колесом, использована штампованная багажная рамка от велосипеда. Она крепится к головке рулевой колонки и к передней оси. Ставить багажник сзади нельзя, так как груз затрудняет движение толчковой ноги.
Начинать обучение езде на роллере следует на ровной, не имеющей уклонов асфальтовой площадке. Основное внимание уделяется отработке длинного и сильного, но не резкого толчка ногой, а также освоению движения пр инерции. Руль при этом должен быть совершенно неподвижным, в противном случае (за счет возросшего сопротивления) скорость быстро падает.
На тренировках быстро определяется, какая нога является наиболее работоспособной в качестве опорной и какая в качестве толчковой.
С. ЛУНДОВСКИЙ, инженер
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.
Самокат, это конечно не , но позволяет очень сильно экономить силы на перемещении, особенно если использовать его постоянно.
Самодельный самокат прост в изготовлении, его стоимость минимальна, а выгода для здоровья организма просто неоценима! Ведь известно, что постоянные равномерные нагрузки укрепляют сердечную мышцу и повышают общий тонус организма. Самокат собранный своими руками очень сильно помогает поднять выносливость, если, конечно, его использовать ежедневно.
Деревянный самокат для поездок на работу. Самокат был сделан из фанеры 10 мм и мебельного щита 28 мм, последний пошел на опорную площадку.
Передняя вилка самоката взята стандартная от велосипеда (колесо 20 дюймов), заднее колесо меньшего диаметра (12 дюймов).
Самокат собран своими руками, в качестве крепежа использованы саморезы и мебельные уголки, кроме жтого все детали проклеены клеем ПВА.
За лето 2012 на самодельном самокате было пройдено больше 600 км.
К этому описанию стоит добавить, что такой самодельный самокат гораздо лучше покупного. Я не видел нормального самоката на пневматических шинах по приемлемой цене. Даже самокаты имеющие 2 подвеса (под каждое колесо) из Декатлона не позволяют ездить по траве или проселочной дороге, да и при езде по тротуарной плитке или выщербленному асфальту на проезжей части весьма сильно «стучат» и вибрируют, от чего очень быстро надоедает ехать.
Велосипедные колеса используемые в самодельном самокате позволяют избежать подобной тряски, а большой диаметр колес помогает на бездорожье. К тому же, вы сами можете спроектировать клиренс вашего самоката, если будете ездить по проселку – делайте его побольше!
При правильном изготовлении и последующей обработки лаком (желательно водостойким – например яхтенным) самодельный самокат будет служить вам долгие года!
Еще статьи для самодельщиков .
Сегодня на рынке есть достаточно большое количество заводских электросамокатов и выбрать можно на любой вкус и кошелёк.
Но любой товар как известно рассчитан под усреднённого покупателя.
Один складной и лёгкий, но медленно едет и не стартует с места.
Второй прекрасно стартует и разгоняется, но слишком тяжёл.
Что делать, если хочется самокат именно под свои запросы?
Варианта два – либо брать заводской и дорабатывать, либо собирать аппарат самому с нуля.
Оба варианта имеют право на жизнь и каким путём пойти – личный выбор каждого.
Я же постараюсь обрисовать каким образом комплектуется набор элементов для самостоятельной сборки.
Главный элемент собираемого самоката это «база».
Базы самокатов условно делятся на подвиды:
Микро – с колёсами до 8 дюймов,
Мини – колёса 8-10 дюймов,
Миди – 12-16 дюймовые,
Макси – от 20 дюймов и больше.
Немного особняком стоят самокаты с широкой, не велосипедной резиной. Рино, Эво, Скрузер и их клоны тоже числятся самокатами, хотя по мощности двигателей и внешнему виду они явно ближе к мотороллерам и скутерам.
Итак база, именно от неё следует начинать плясать.
От выбора базы зависят итоговые ходовые качества электросамоката.
На что в первую очередь следует обратить внимание?
Размерность колёс, литые или надувные, наличие подвески, место для удобного расположения акб и ширина дропаутов для установки мотор-колеса.
Если в вашем городе зеркальный асфальт который каждый вечер моют шампунем то 5.5 дюймов вам вполне подойдёт.
Если плитка и трещины в асфальте — 8 дюймов это минимум и очень желательна пневматика.
Если ваш асфальт последние лет 10 не знал ремонта – ниже 12 дюймов даже и не смотрите.
Хотите ехать на скорости 40 с хвостиком и не бояться полететь кубарем на неожиданной ямке? От 16 дюймов и выше.
Подвеска частично снижает удары от неровности на маленьких колёсах, но правило «колесо может переехать препятствие не выше половины своего диаметра» никуда не денется.
Расположение акб. Варианты – в деке, в рулевой стойке, на руле в сумке или кейсе, на багажнике, в рюкзаке.
Некоторые самокаты имеют полость в деке, которая позволяет использовать её для упаковки туда сборки аккумуляторов.
Плюсы – низкий центр тяжести, внешний вид. Минусы – бывает необходима дополнительная защита акб от ударов о выступы дорожного полотна.
В рулевой стойке можно расположить акб, если она состоит из нескольких труб и между ними есть свободное пространcтво. Плюсы – акб ощутимо не влияет на развесовку самоката, при изготовлении облицовки самокат не боится падений. Минусы – трудоёмкость работ.
Также некоторые самокаты имеют крепления для бутылки на рулевой стойке, куда можно прикрутить кейс или акб в «бутылке». Плюсы – простота монтажа, легкосъёмность. Минусы – мешает при езде, при падении можно отломить крепления.
На руле в кейсе можно расположить акб. Плюсы – простота монтажа, легкосъёмность. Минусы – ухудшение развесовки, более ощутимые удары в переднее колесо. При падении есть вероятность разбить корпус.
На руле в сумке как правило делаются акб для маленьких и складных самокатов. Сумка для фототехники достаточная для небольшого акб и не привлекает к себе внимания. Плюсы – простота монтажа, Минусы – риск повреждения акб при падении.
Аккумулятор на багажнике сзади – популярное решение первых электровелосипедов. Для самокатов малоактуально, за счет отсутствия багажника на большинстве из них. Плюсы – простота монтажа, легкосъёмность. Минусы – изменение развесовки, ощутимые удары в заднее колесо.
Также возможно и катание с аккумулятором в рюкзаке и проводом с разъёмом на сам самокат. Плюсы – возможность утеплить акб для использования в зимний период. Облегчение самоката, за счёт чего ощутимо повышается манёвренность и раположенность к активному катанию с прыжками. Минусы – заболевания позвоночника от постоянной нагрузки (зависит от веса акб), изменение развесовки на сторону мотор-колеса.
Ширина дропаутов.
Это расстояние между посадочными местами в передней или задней вилке самоката.
Для моделей микро и мини стандарт мотор-колёс 45 или 65 мм. Для того что больше — 100 мм.
Велосипедные мк под переднее колесо как раз также имеют стандарт 100мм.
Бывают мк 110, с тормозным диском, но реже.
135мм это уже велосипедный размер заднего колеса, под шестерни с одной стороны.
Электрическая часть электросамоката довольно проста, 4 пункта – аккумулятор, контроллер, мотор и органы управления.
Раньше аккумуляторы ставились свинцовые, тяжёлые, с низким ресурсом 300-400 циклов и малыми токами заряда-разряда.
Современные электросамокаты ездят на разновидностях литиевых акб – литий-ион, литий-полимер, литий-железофосфат.
Рассмотрим разницу в них.
Литий-полимерные (LiPo) акб имеют выгодную стоимость, высокие токи заряда и разряда, ресурс в 500-800 циклов.
Литий-ион (LiIon) – 500-1000 циклов, малый вес, зависимость от температуры.
Вообще ионок есть три подвида, в зависимости от типа химии. У одних выше ёмкость, но больше внутреннее сопротивление, другие высокотоковые, но ёмкостью не блещут.
Требуют защиты от механических повреждений при применении на самокатах.Бывали случаи возгорания ионок от ударов при падении.
Литий-железофосфат (LiFePo4) – Примерно вдвое тяжелее ионок, дороже. Выдают и принимают большие токи, ресурс 2000 циклов.
Не пожароопасен, довольно стоек к механическим деформациям. Можно разряжать при минусовых температурах.
Привод колеса самоката от внешнего мотора ремнём или цепью еще встречается, но уже явно проигрывает позиции мотор-колёсам.
Мотор-колесо лучший выбор мотора для самосборного электросамоката.
Они бывают двух типов – редукторные и прямого привода. Разберем разницу, плюсы и минусы каждого типа.
Редукторные мк.
Легче чем мк прямого привода той-же мощности, лучше кпд на малых скоростях. Отличный накат, за счёт наличия фривила, что очень полезно при использовании самоката на ножной тяге. Есть изнашивающиеся детали – шестерни, когда-нибудь они потребуют замены. Шум — редуктор подвывает при работе. Невозможность рекуперативного торможения. Немного лучший потенциал форсирования, за счет больших оборотов вращения.
Прямой привод (DD).
Тяжелее редукторников, накат хуже из-за зубцового эффекта. Изнашивающихся деталей кроме подшипников в таких мк нет. Малошумные, а при использовании синусного контроллера могут быть вообще бесшумными. Имеют возможность использовать торможение рекуперацией. Оправдывают себя при использовании самоката в местности с большими перепадами высот и как средство экономии тормозных колодок. При установке мк на мини и микро самокаты бывает что рекуперация – единственный адекватный тормоз на борту.
Контроллер.
Контроллер это мозги нашего самоката, от его выбора будет зависеть тяга в горки, способ старта и динамика разгона. Выбор контроллера должен быть сделан по параметрам мотора. Например мотор-колесо имеет параметры: 48V 350W, что это значит?
Номинальное напряжение мотор-колеса 48 вольт. Никто не запрещает подавать на него меньше, но при этом будет ниже его мощность. Никто не запрещает подавать на него больше, но при этом важно не перегреть мк вкачиваемой мощностью.
Это номинальная мощность данного мк. Как показывает практика номинальную мощность можно форсировать в 1.5-2 раза у DD и в 2-2.5 у редукторников. Для выбора контроллера переведём ватты в амперы – 350/48= 7.3 ампера. На 7.3 ампера оно конечно ехать будет, но довольно печально, поэтому форсируем его до 12-15 ампер для прямого привода и 15-18 для редукторника. На эти токи нам и будет нужно искать контроллер под такое мк.
Органы управления.
1 – выключатель питания.
Силовое питание как правило подключено на контроллер напрямую и не разрывается при простое. Выключатель питания отключает слаботочную часть контроллера, подающую напряжение на схему управления. Так как токи там небольшие можно использовать практически любую подходящую кнопку с фиксацией.
2 — Газулька.
Представляет собой ручку газа мотоциклетного типа, или половинчатую или курок газа. Я настойчиво рекомендую выбирать именно курок, так как его легко отпустить в экстренной ситуации, а ручку человек инстинктивно обхватывает плотнее, чтобы удержаться. Имеет по меньшей мере три провода – плюс 5 вольт, земля и выходной сигнал.
3 – Тормозные ручки.
На электросамокаты устанавливаются тормозные ручки с встроенными концевиками, для отключения мотора при нажатии тормоза. Если контроллер имеет активированный режим торможения рекуперацией – он также будет включаться при нажатии любой тормозной ручки. Бывают с встроенными кнопками, с герконами и с датчиками холла. Подключение – масса, выходной сигнал. Для датчиков холла дополнительно подключается + 5 вольт. Иногда для того чтобы не менять штатные ручки устанавливаются отдельные модули с герконами или датчиками холла. Крепятся они на трос, или на корпус ручек.
Итак мы разобрались с общим устройством электрики.
Рассмотрим примеры сборки.
В данном проекте использована база Yedoo Ox,
ячейки акб литий-железофосфат
и мк прямого привода, диаметром 12 дюймов.
Акб разделён на два пака и размещён в деке и в рулевой стойке.
Контроллер закреплён под рулевой стойкой, там он не мешает и всегда обдувается воздушным потоком.
Привод – задний, это удобное решение для подъёма в горки. Акб снизу защищен пластиной алюкобонда 4мм.
Итоговые характиристики самоката:
Вес 18.5 кг.
Акб 16S3P, 52 вольта 9 ампер-час.
Фотография электросамоката своими руками из готового набора
Самокат с электроприводом – игрушка, которая интересна не только детям, но и взрослым. Она дает свободу передвижения по дорогам с любым покрытием, доставляя массу удовольствий от езды. Конечно, рассматривать этот девайс в качестве основного средства передвижения, не стоит, но прокатиться на нем, получив массу удовольствия, кто-то откажется едва ли. Моделей электросамокатов для детей и взрослых в торговой сети достаточно, поэтому каждый может выбрать его по своему предпочтению. Если же «руки на месте», возможно, вам захочется электросамокат своими руками . Это вполне посильная работа, результат которой доставит удовольствия вдвое больше, чем при покупке готового транспортного средства.
Вряд ли захочется мастерить электрический самокат для взрослого. Но, для ребенка такая игрушка будет верхом мечтаний.
Мотор для самоката сегодня не проблема приобрести, но, если шуроповерт, то моторчика его будет достаточно. Затем необходимо определиться с предпочтительным вариантом вращающего момента: с помощью двух шестерен, цепи или специальной насадки (фрикционная передача). Подойдет и вариант прямого вращения, т. е. использования гибкого тросика, от спидометра авто, например. Дорогостоящий вариант мотор-колесо чаще отпадает сразу.
Попутно решить нужно вопрос о том, какое колесо нужно вращать? Для самоката не столь критично, какое из колес – переднее или заднее будет вращаться, но второй вариант, кажется более правильным, поскольку на заднее колесо можно установить тормоз.
Для конструкции вполне достаточно 14В, значит, можно выбрать конфигурацию 4S1P: разобрав болгарку и аккумуляторную дрель. Сняв с дрели все, получим мотор с редуктором, а удалив корпус с болгарки, будете иметь ось с ротором и с коническими шестернями редуктор. Осью самокатного колеса будет ось ротора, а та часть, куда насаживается диск, будет подключаться к мотору. Сделав эти манипуляции, можно считать, что пол самоката готово. Серьезной проблемой является – аккумулятор. Вряд ли здесь подойдет тяжелый свинцовый, поэтому нужно отправляться в магазин радиодеталей за литиевым аккумулятором (прекрасно подойдет аккумулятор от электрического вертолета LiPoly ). Закрепить его можно на руле, где часто устанавливают корзины для небольших вещей. Нет необходимости придумывать регулятор скорости, поскольку им становится штатная кнопка регулятора оборотов.
Еще немного поколдовав, можно получить то, ради чего было разобрана большая часть инструмента в доме.
Имея техническое образование, я рискнул «создать» электросамокат для своего сынишки. Не скажу, что все у меня прошло «как по маслу», поскольку повозиться пришлось. Но, в итоге, игрушка готова и уже испытана в действии, что вызывает у меня заслуженное чувство гордости.
Николай Чередниченко, житель Иваново