Самый безумный подвиг. Плавания вито дюма

6 марта 2020

Введение

Русский кулачный бой берет свое начало в древних традициях народа. Исторически так сложилось, что Россия во все времена сражалась против иноземных захватчиков. Не обходились без боя и народные гулянья в праздники. За долгие века в русском кулачном бое наработались определенные приемы. В различной местности они отличались друг от друга, имели характерные особенности. На Руси сформировалось несколько направлений кулачного боя. Наиболее известными из них являются буза и скобарь. В настоящее время они представляют известные школы русского кулачного боя. На основе традиционных приемов русского кулачного боя разработаны многие современные школы. Например, это относится к Радогоре, основная техника которой заключается в кулачных приемах. Русские кулачные традиции наряду с восточными единоборствами вошли в современные школы рукопашного боя, которые широко используются для самозащиты при нападении и при подготовке сотрудников силовых структур.

Русский кулачный бой имеет продолжение и в спорте. Многие современные школы кулачного и рукопашного боя развиваются в спортивном направлении, регулярно проводят соревнования, занимаются под готовкой молодых спортсменов.

Приемы русского кулачного боя можно использовать для самозащиты в уличной драке. При внезапном нападении проще всего воспользоваться приемами, построенными на естественных движениях тела. Они возникают рефлекторно и поэтому комплементарны атаке противника. Однако в любом рукопашном бою, даже уличном кулачном, не достаточно только следовать действиям нападающего. Важно уметь сориентироваться в обстановке и перехитрить противника. Для этого необходимо применить определенную тактику.

В спорте бойцы намеренно выходят на площадку и вступают в рукопашный бой. Они показывают свое профессиональное мастерство, силу, ловкость, красивые отработанные движения. За таким зрелищем c удовольствием наблюдают зрители и болельщики. В обычной жизни без необходимости защищаться от нападения отсутствует и необходимость в бое. Проще и целесообразнее предотвратить драку, чем рисковать своими здоровьем и жизнью. Это относится к любому человеку, вне зависимости от уровня физической и боевой подготовки.

Для предотвращения конфликтов, которые могут привести к драке на улице, не стоит отвечать на провокации. Часто уличные столкновения начинаются c какого-либо вопроса или обращения к прохожему. В такой ситуации противник больше желает зацепить, унизить, запугать жертву словами. При намерении покалечить или убить, он бы перешел к действию без слов. Если в этой ситуации сохранить выдержку и спокойствие, а также внутреннюю готовность дать отпор, то противник теряет самоуверенность, и сам начинает чувствовать страх. В такой ситуации драки можно избежать.

В уличной драке не стоит использовать оружие, даже если оно у вас имеется c собой. Во-первых, нет никакой уверенности, что оно не окажется в руках противника, который применит его против вас. Во-вторых, если его используете по назначению вы, то, возможно, превысите пределы необходимой самообороны и тем самым нарушите закон. Демонстрация оружия может остановить мелких хулиганов, но, если на вас напал закоренелый преступник, его это не остановит. Особенно в том случае, если он заметит страх и отсутствие уверенности, применить ли оружие. Именно поэтому навыки кулачного или иного рукопашного боя являются лучшим средством самозащиты при уличном нападении.

Сложность уличной драки заключается в том, что начинается она внезапно, без подготовки, поэтому умение быстро реагировать на ситуацию, концентрироваться, а также навыки владения телом помогут постоять за себя. Одновременно нужно принять боевой настрой – забыть о страхе, о боли. Это помогает лучше думать в уличном бою и выиграть его.

В любой системе рукопашного боя большое значение уделяется психологической подготовке бойцов. Она помогает принять правильный настрой и использовать в бою различную тактику.

На основе русского кулачного боя возникли различные современные школы рукопашного и, непосредственно, кулачного боя. Многие из них известны не только в России, но и во всем мире. Некоторые в большей степени ориентированы на бои в условиях военных действий, другие преследуют своей целью не только обучение боевым приемам, но и сохранение традиций. В любом случае русский кулачный бой продолжает жить и не теряет своей актуальности. В России ежегодно проводятся чемпионаты по различным видам русской борьбы. В некоторых соревнованиях участвуют даже дети, подростки и женщины. Таким образом, русские кулачные традиции способствуют развитию спорта и приобщению к нему людей различных категорий. Не стоит забывать и о роли навыков кулачного боя для самообороны. Владеть простыми приемами самозащиты необходимо каждому.

Глава 1История русского кулачного боя

Теория атаки и защиты

Русские кулачные бои берут свое начало в языческой Руси. Нельзя точно узнать дату и даже век их зарождения, однако летописец Нестор упоминает кулачные бои в «Повести временных лет» (1048 г.), осуждая участников подобных побоищ. В связи с этим отдельные историки выдвигают гипотезу о зарождении этого «развлечения» в IX веке или гораздо раньше. Подтвердить или опровергнуть такие предположения пока невозможно.

Несмотря на отрицательное отношение к этой традиции христианской церкви, устоявшейся на Руси с X века, кулачные бои продолжали существовать, как и многие другие русские обычаи, связывая язычество с христианством.

О развитии кулачных боев с первого упоминания в летописи до настоящего времени сохранилось достаточно свидетельств, чтобы судить о том, какие изменения претерпела эта состязательная игра.

Западные историки, изучающие спорт, иногда утверждают, что кулачные бои существовали только в античности, а позднее появились на Британских островах в XIII веке. Подобные заключения неверны, ведь достоверно известно, что кулачные бои на Руси существовали задолго до XIII века.

Кроме того, изображения кулачных боев найдены в иероглифах и росписях древних цивилизаций: Древнего Египта, Вавилона, Эгейской культуры. На них можно увидеть воинов, бьющихся между собой именно на кулаках.

Несмотря на разнообразие видов русских кулачных боев, уникальность их в состязании с привлечением большого числа людей одновременно. Эта забава и в наши дни ассоциируется скорее с большими игрищами, нежели со спортивным поединком: большое число людей может соревноваться командами или каждый сам за себя.

Следующей страницей развития кулачных боев уже можно назвать Древнюю Грецию, где имелись описания самих боев и легенды, связанные с их божественным происхождением. В античности кулачные бои считались эстетически приятным видом физических упражнений, пригодным только для сильных и смелых мужчин. Уже тогда в кулачных боях участвовали известные личности: поэты, писатели, ученые и даже государственные деятели. Известно, что Пифагор участвовал в Олимпийских играх и практиковал этот вид спорта.

В древних цивилизациях бои проводились на голых кулаках или с кожаными бинтами на кистях (прототип перчаток). Русский кулачный бой также ведут в рукавицах, которые смягчают удары, хотя это правило было распространено не сразу.

Виды русского кулачного боя

Кулачные бои издревле делились на несколько видов по количеству участников и обширности сообществ, выходящих друг на друга.

Многим знакомы выражения «улица на улицу», «слобода на слободу», «деревня на деревню». Все они связаны с историей кулачных боев. Кроме того, существовали и бои-поединки («один на один», «сам на сам») нескольких разновидностей. Среди массовых боев наиболее популярны «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Стенка на стенку

Стенка на стенку (стеношный бой) – самый зрелищный и наиболее известный вид массовых кулачных боев, которые проводились по праздникам или для решения каких-то вопросов между жителями разных улиц, работниками различных профессий и т. д.

Каждая сторона вставала в стенку (сплошную линию из людей), которая могла состоять из нескольких рядов, лицом к другой стенке и по команде старалась побороть противника: заставить отступать, обратить в бегство, проредить стенку или заставить сдаться. Проигрывала та команда, которая отступала за пределы обозначенной для боя территории или стенка которой «рвалась» в одном или нескольких местах. Возможен был и другой вариант определения победителей и проигравших. Бой продолжался, пока одна из сторон не сдастся (например, когда выведена из строя большая часть бойцов). Тогда после каждого отступления, во время небольшого перерыва, «отстающие» меняли участников, тактику и постановку в стенке, а затем вновь выступали против своих соперников, пока какая-то стенка не одерживала окончательную победу. Последний описанный вариант был более жестоким, часто приводящим к тяжелым травмам и даже смертям участников, особенно до введения смягчающих игру правил. Однако именно такие игры давали закалку и готовили к настоящим сражениям.

Атаку вели с применением разных военных приемов: свиньей (клином), с заменой бойцов первого ряда на бойцов последнего и т. д.

Иностранные дипломаты уже с XVI века отмечали пользу стеношных кулачных боев для формирования выносливости и силы русских воинов. В стенках участвовали все, от юношей до пожилых мужчин. При этом бой мог проходить в три этапа: сначала, с обеих сторон схлестывались подростки; затем к схватке присоединялись неженатые юноши; наконец, в бой вступали взрослые мужчины. Этапы могли продолжаться вместе или идти по очереди, один после окончания другого.

Сегодня этот вид кулачных боев является наиболее распространенным, его можно увидеть не только в клубах по исторической реконструкции или этнических поселениях, но и во время народных гуляний, больших праздников, свадеб, после зрелищных спортивных мероприятий в качестве дополнительного развлечения, тренировки и показа физических способностей. А вот спорные вопросы путем кулачной стеношной борьбы в наши дни уже не решают: подобные состязания «стенка на стенку» напоминают скорее бои без правил.

Сам на сам

Сам на сам (один на один) – кулачный поединок, самый почитаемый на Руси вид кулачных боев. Два соперника сходились друг с другом, чтобы решить, кто из них прав, или просто помериться силой.

Кулачные поединки бывали организованными и стихийными. В первом случае бой могли назначить заранее, за несколько дней, или на тот же день, но с участием организатора, который выполнял функцию судьи. Стихийные бои проводились, как правило, на ярмарках, во время народных гуляний, реже – в повседневных ситуациях.

Русский бой «сам на сам» очень походил на традиционный английский бокс с голыми руками, популярный примерно в то же время. Однако на Руси несколько раньше были установлены смягчающие правила: не бить лежачего, не использовать металлические предметы и т. д. В Англии подобные запреты появились только в 1743 г.

Интересен вид кулачного поединка под названием «удар на удар». В этом варианте участники наносили друг другу удары по очереди. Кому бить первому, определяли по жребию или взаимному согласию (более сильный мог уступить право первого удара сопернику, если считал его слабее себя). Такие кулачные бои имели характер развлечений и практически не использовались для выяснения отношений. При этом нередки были случаи, когда весь бой заканчивался после первого удара: соперник не мог встать из-за тяжелой травмы или по причине скоропостижной кончины. Поэтому бой «удар на удар» включал в себя более строгие правила, чем обычное противостояние «сам на сам». Принимающему удар нельзя было защищаться (разрешалось только прикрывать обращенными к противнику ладонями уши и виски), но и нападающий, к примеру, не должен был бить в висок. Оба участника стояли на месте и не уклонялись от ударов.

Еще одна разновидность кулачных поединков – охотницкие бои. Участники этих боев часто боролись в рукавицах с нашитыми на них металлическими бляхами. Уходы от ударов запрещались, как и удары ногами. Можно было подсекать соперника, но в основном бой велся в открытых стойках, без блоков и уклонов. Главным преимуществом, помимо быстрой реакции, в таком бое была физическая сила и выносливость, способность устоять на ногах и вытерпеть боль.

Иногда кулачные бои принимали более серьезный оборот, становясь вариантом законного суда: проигравший считался виноватой стороной, будь он ответчиком или истцом. Такой суд назывался «поле» и просуществовал вплоть до смерти Ивана IV (Грозного) в 1584 году. Поединок-поле мог происходить как непосредственно между истцом и ответчиком в тяжбе, так и между их представителями – договорными бойцами. К «полю» прибегали, как правило, только тогда, когда вынести приговор было сложно.

Бои «сам на сам», проходившие ради забавы, а не для выяснения отношений, начинались с объятий и целования: соперники показывали, что между ними нет личной вражды, и бой идет только «на интерес».

Что такое русские боевые искусства? Кто их изучает? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Русь славилась могучими витязями. В древности славяне занимались различными воинскими искусствами. Сегодня известны боевые практики, которые ранее были доступны лишь специальным службам. Вы слышали когда-нибудь о ратоборцах? Это люди, побеждающие не врагов, а вражду. Они не выигрывают войн, они их прекращают.

Крепь

УНИБОКС

Если вам нравится русский рукопашный бой, изучите его досконально. А что такое УНИБОКС? Это Боевая Универсальная Система — уникальный комплекс занятий, навыков и умений, а также способ их накопления, распространения и применения в рамках заданий, связанных с подготовкой человека к безупречной боевой или любой иной экстремальной активности. Специалист, изучивший методы УНИБОКС, является личностью с гармонично развитой конструкцией таких психофизических свойств, которые гарантируют оперативную реализацию кадровых функций, позволяют порядочно увеличить выносливость, сохранить увеличить «кадровое долголетие».

Кроме того, в результате особой подготовки боец приобретает дар, с помощью которого может развиваться в дальнейшем самостоятельно, усваивая новый, безупречный опыт.

«Белояр»

Концепция «Белояр» появилась в результате слияния учений выдающихся умов русской психиатрии — Бехтерева, Выгодского, Лурии, Сеченова — и древних родовых навыков славян. Все теоретические выкладки в науке этих известных людей базируются на простом правиле, которое ведали наши пращуры и растолковывали его в своих былинах и сказаниях: «Каждый помысл завершается перемещением, и каждое движение завершается думой».

Бехтерев доказал в своих работах, что внутренние противоречия человека в своей базовой стадии появляются именно в этой цепочке: перемещение-мысль и мысль-перемещение. Развитие разногласий на конечной ступени приводит к большим расстройствам психики, алкоголизации, наркомании, садизму, проституции и так далее.

Система «Белояр» направлена на ликвидацию внутренних противоречий через целостное движение. Она состоит из трёх этапов. Здесь в первую очередь с помощью несложных упражнений проводится плодотворная терапия недугов опорно-двигательного аппарата и позвоночника. На данной стадии соединяются разные виды занятий в единую систему природного движения, отрабатываются точные и плавные переходы.

Новичок учится формировать цель, а затем достигать её, не обращая внимания на давление окружающей среды. В славянских легендах боевые искусства не упоминаются. Историки Запада решили, что в России нет таких знаний. Произвольный ответ на проявление враждебности со стороны у каждого народа превращается в танец. Любая национальная пляска представляет собой боевую форму пластического движения.

Если пластику соединить с точным пониманием работы костного аппарата и мышц, то получится идеальный боевой стиль движения. Таким стилем владела Россия («Коня на скаку остановит…»). Плясовые русичей — самый лучший вид природного перемещения. На этой основе специалисты изучают русский национальный танец и используют его элементы в единоборствах с полным логическим подтверждением каждого шага.

«Сибирский Вьюн»

Что собой представляет школа русского боевого искусства «Сибирский Вьюн»? Основными аспектами её деятельности являются культурный, духовный, историко-философский, национальный разделы. В этой школе можно открыть внутриличностный потенциал человека, изучить пластику — культуру движения, динамику, координацию, пространственно-временное восприятие.

В этом заведении можно оздоровить организм, костно-мышечную систему, пройти , изучить аспекты боевого русского искусства, которые делятся на кулачный бой и рукопашный. Кулачным боем называют состязательную культуру Руси — мужскую традицию. Здесь идёт освоение практики сражения на короткой дистанции, ударной техники ног и рук, способов защиты от ударов конечностями, манеры перемещений.

Рукопашным боем называют практическую боевую борьбу (поведенческая модель), состоящую из множества совокупных элементов — ударной и бросковой техники, различных технических наработок, освоения путей передвижения на разных дистанциях, выведения человека из равновесия (как психического, так и физического), психофизики, акробатики, биомеханики, психологических аспектов взаимодействия людей, тактики, стратегии и многого другого.

Существуют также иные славянские стили: «СПРУТ», «Боевой пляс», «Чёрная рысь», «ШАТУН», «ГРОМ».

Федерация

В 1991 году, 10 декабря, было создано Общероссийское общественное формирование «Федерация Русского боевого искусства». Его основными целями деятельности являются:

  • утверждение здорового образа жизни;
  • многогранное развитие человека;
  • создание условий для занятий боевым русским искусством;
  • вырабатывание потребности в физической и нравственной модернизации;
  • координирование профессионально-прикладной подготовки;
  • профилактика заболеваний, правонарушений и вредных привычек.

В рамках учреждения создана конструкция РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), которую разработал Александр Иванович Ретюнских, имеющий научное обоснование в виде докторской диссертации и защищённых кандидатских.

В 1995 году система РОСС была запатентована. Она является подвидом русского стиля рукопашной битвы, наряду с учениями Рябко и Кадочникова, и делится на системы «Воин» и «Спецназ», имеет множество международных центров.

Её характерной особенностью, как и остальных подвидов русской школы, является отсутствие такого понятия, как приём. Система построена на технике действий с учётом биомеханических признаков человека и базируется на основных движениях, варианты использования которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.

Упоминания о кулачном бое, без подробностей, есть в Повести временных лет. Можно утверждать, что в средневековой Руси кулачный бой был не просто потехой, а важным элементом воинского воспитания. История не сохранила ни стилей, ни имён великих бойцов, чему в немалой степени способствовали позиция РПЦ и правящего класса. Кулачный бой был густо «замешан» на языческих традициях. Например, ещё в XIX веке перед состязанием бойцы исполняли «ломание», имитирующее движения медведя (который был предметом культа на селе на протяжении веков). Функционально «ломание» можно сравнить, с большой долей натяжки, с уай-кру из тайского бокса – это танец-разминка, своего рода медитация в движении.

Первые дошедшие до нас сведения о попытке запретить кулачный бой относятся к 1274 году, когда митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, постановивший: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Во времена Фёдора Иоанновича (1584-1598) не зафиксирован ни один эпизод кулачного боя. XVII век стал временем настоящих гонений на «кулачки», чему способствовали бесконечные народные бунты, в которых участвовали кулачные бойцы. Застигнутых при кулачном поединке били батогами, штрафовали, а «рецидивистов» ссылали в пограничные земли. А вот Пётр I, напротив, поощрял кулачный бой. Он даже издал указ в 1727 году, регулирующий правила боёв. Богат на запреты и XIX век, но масленичные кулачные бои стали частью народной культуры, и церкви пришлось смириться с таким положением вещей.

В средние века кулачный бой на Руси был и вариантом ордалии – Божьего суда – когда победитель поединка считался правым, а проигравший – виновным.

Вырождению кулачного боя способствовало и создание массовых армий, вооружённых огнестрелом, когда личная выучка каждого бойца была не столь критична, как в сече на холодном оружии.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои. После установления советской власти кулачный бой рассматривался как пережиток царского режима и постепенно уходит из жизни, вытесненный, например, боксом и самбо.

Кулачный бой продержался в уголовных кругах до пятидесятых годов, но потом вошло в обиход пускать ножи или огнестрел и боевое искусство окончательно кануло в Лету.

13 декабря 1931 года из французского порта Аркашон вышел в океан шлюп. Событие это не представляло бы особого интереса, если бы не то обстоятельство, что на палубе двенадцатиметровой яхты находился лишь один человек. Через двенадцать лет ему было суждено войти в плеяду великих мореплавателей-одиночек.

Вито Дюма родился в 1900 году в Буэнос-Айресе. Родители Дюма были выходцами из Франции. Никто из его предков не был связан с морем. Сам Дюма много времени проводил на воде. Он с детства увлекался спортивным плаванием, а затем ходил под парусами в заливе Ла-Плата. Интересовала его и морская навигация, и о ней он прочел немало книг. Тяжелые материальные условия заставили его в четырнадцать лет пойти работать. Дюма занимался в Академии изобразительных искусств, но отсутствие средств не позволило завершить учебу. Хотя финансовая сторона жизни Дюма складывалась неблагоприятно, он не бросал спорта, посвящая свободное время любимым занятиям — плаванию и парусному спорту. На 23-м году жизни Дюма добивается большого успеха. Он за двадцать пять часов пересекает вплавь залив Ла-Плата. Этот рекорд привлекает внимание к талантливому пловцу и открывает перед Дюма новые возможности, а слава о его успехах достигает Европы.

В 1931 году Дюма выходит победителем в проводившихся в Париже международных соревнованиях по плаванию. После соревнований он решает вернуться в Аргентину на яхте. Дюма купил старую (построенную в 1912 году) спортивную яхту. длиной 12,5 метра и шириной 2,2 метра, которая, хотя и была спортивным судном с большими кормовым и носовым свесами, все же не вполне подходила для плавания по океану. Вопреки советам опытных моряков и опасениям друзей Дюма, дав яхте новое имя и проведя необходимую подготовку, отправился в путь. Первый переход его далекого рейса, ведущего от Аркашона через Бискайский залив до Виго в Испании, занял девять дней, за которые яхта прошла 500 миль. Этот путь показал мореплавателю, насколько трудно управлять в одиночку такой большой яхтой. Но отступать было поздно.

Тысячемильный путь до Канарских островов преодолел при переменных ветрах за шестнадцать дней. В Л ас-Пальмас Дюма прибыл 11 января 1932 года. Во время двухнедельной остановки моряк тщательно подготовил яхту к трудному океанскому переходу к берегам Южной Америки (трасса рейса приведена на стр. 139).

27 января яхта Дюма вышла из порта. Перед мореплавателем простиралось свыше 4000 миль пути по безбрежному океану. Но Дюма был полон веры в себя и свою яхту. Вскоре контуры Канарских островов растаяли за кормой… Пологие волны и сильные ветры подгоняли яхту, шедшую с большой скоростью. миновал острова Зеленого Мыса и двинулся на юг. Даже тропические штили были не в состоянии надолго задержать яхту. Войдя в южное полушарие, Дюма берет курс на юго-запад и приближается к Американскому континенту.

13 марта, после сорока пяти дней плавания, преодолев 4200 миль, подошел к Риу-Гранди. Атлантический океан покорен! Одинокий моряк победоносно вошел в круг знаменитых мореходов. Его с почетом принимают в морских и спортивных клубах, а местная пресса расточает в его адрес восторженные похвалы.

Следующий отрезок пути — небольшой прыжок па трассе в 400 миль от Риу-Гранди до Монтевидео. Подхваченный Бразильским течением, проходит этот путь за неполные четыре дня. После двухдневной стоянки яхта отправляется в последний этап большого пути, через Ла-Плату к Буэнос-Айресу, домой. На оставшиеся 140 миль уходит два дня, и 13 апреля, после четырехмесячного плавания, прибывает в порт.

За семьдесят шесть дней яхта, управляемая Дюма, успешно преодолевает 6270 миль пути.

Лучшие дня

Это путешествие в одиночку через океан принесло Дюма славу. В течение многих дней ему пришлось рассказывать о перенесенных трудностях и приключениях и отвечать на многочисленные и разнообразные вопросы. Однако наступает день, когда нужпо снова окунуться в прозу действительности. И все же во время обычной каждодневной работы и забот о куске хлеба Дюма не покидают мысли об океанах, через которые он жаждет повести свою яхту по кругосветной трассе.

Работая сверх сил и урезая себя во всем, Дюма сумел в течение трех лет скопить сумму, достаточную для постройки небольшого, но способного противостоять стихии судна. В 1934 году он уже приступает к постройке яхты. В проектирование и постройку судна Дюма вкладывает и свои силы. Наконец яхта, ставшая впоследствии известной всем морякам мира, построена и спущена на воду. Дюма, изнуренный трехлетней тяжелой работой и годом, ушедшим па постройку яхты, не может нарадоваться. Он много времени проводит на, совершенствуясь в мореходном искусстве и убеждаясь в надежности нового судна.

К сожалению, когда почти все было готово, судьбе было угодно поломать его планы. Семейные обстоятельства вынуждают Дюма сделать в 1938 году то, что раньше представилось бы ему невероятным. Он продает яхту. На полученные от продажи деньги Дюма приобретает трактор, сельскохозяйственный инвентарь, скот и приобщается к фермерскому труду.

Аргентинский яхтсмен французского происхождения Вито Дюма четырежды поражал мир своими дальними одиночными рейсами, пройдя в них в общей сложности 51000 миль. В 1932 году Дюма проплыл через Северную и Южную Атлантику по маршруту Аркашон (Франция) — Буэнос-Айрес. В 1942-43 гг. он обогнул земной шар через «ревущие сороковые».

В 1945-47 гг. совершил круг по водам Северной Атлантики, начатый и замкнутый в Буэнос-Айресе. Наконец, в 1955 году Дюма прошёл маршрутом от Буэнос-Айреса до Нью-Йорка. При этом, величайшим его подвигом, безусловно, считается безумная кругосветка через «ревущие сороковые».

Начало пути. Атлантика

Вито Дюма родился 26 сентября 1900 года. Никто из его предков не был связан с морем, сам он с детских лет привык работать на гасиенде, но всегда мечтал о дальних плаваниях на яхтах. О том, какой должна быть яхта для кругосветного путешествия, он начал размышлять во время трансатлантического перехода от Аркашона до Буэнос-Айреса. Дюма обдумал каждую мелочь, каждую деталь: чугунный киль, парусное вооружение, такелаж, переборки, внутреннее оборудование кокпита и корпуса.

Вито хотел обойти вокруг света через сороковые широты южного полушария, прозванные за свой неукротимый нрав «ревущими», и для этого была нужна особенная яхта. Названный «Лег II» кораблик он заказал на одной из верфей Буэнос-Айреса. Дюма уже готов был отправиться в тщательно спланированное плавание, как вдруг умер его отец. Нужно было работать на гасиенде, поддерживать мать, и Вито решил остаться. В 1938 году, чтобы купить новый трактор, ему даже пришлось продать яхту.

Шло время. Началась Вторая Мировая война, но она грохотала где-то далеко от Аргентины, где с её ужасами были знакомы лишь по газетам да кинохронике. Мечта о кругосветке не покидала Вито Дюма, но финансы его были не в лучшем состоянии. И тогда друзья решили выкупить «Лег II» у нового владельца. Они же оплатили его ремонт, медикаменты, тёплую одежду, провизию.

И вот 1 июля 1942 года Дюма на отремонтированной яхте отплыл из Буэнос-Айреса. На переходе до Монтевидео его успела потрепать сильная буря, но это было лишь началом трудностей.

На второй вечер после выхода из Монтевидео Вито обнаружил, что в каюте вода. Ремонт был сделан некачественно, и корпус дал течь. Мало того, сломался насос, так что заборную воду пришлось вычерпывать ведром, а съестные припасы спешно перемещать повыше от пола каюты. Наконец-то щель в корпусе удалось обнаружить, и аргентинский яхтсмен законопатил её с помощью свинцовых белил, несколько раз попав молотком по и без того израненным рукам. 5 июля у Дюма начинает сильно болеть правая рука: сильно распухают запястье и предплечье.

Трижды он сделал себе противовоспалительный укол, но болезнь прогрессировала. Вито впадал в беспамятство. Градусник показывал сорок, а руку раздирала невыносимая боль. Глубоко верующий человек, он вознёс молитву святой Терезе де Лизье и почти сразу потерял сознание. Прошло двенадцать часов небытия. Проснувшись, Дюма чувствует, что рука почти не болит, и видит на предплечье отверстие восьми сантиметров в диаметре, через которое вытекает гной. Два часа утра 12 июля. Мореплаватель-одиночка спасён.

Война, да и вообще существование цивилизации, напомнили о себе лишь 14 августа, когда, отдыхая в каюте, Вито услышал за бортом рёв мощной сирены. То было огромное бразильское судно. Его капитан согласился при заходе в ближайший порт дать радиограмму аргентинскому консулу в Кейптауне, где Дюма планировал сделать первую остановку. Через одиннадцать дней яхтсмен встретил английский эсминец и подводную лодку. Вечером того же дня, 25 августа 1942 года, Вито Дюма вошёл в Кейптаунский порт.

Всю ночь матросы в порту чествовали Дюма. Наутро — он даже не успел снять старые брюки и куртку с дырявыми локтями — появилась свора журналистов. Он отвёл свой кораблик в укромный уголок порта, но его нашли и там. Ему приходили сотни писем и телеграмм из Буэнос-Айреса, Монтевидео и других городов. В одном из писем некая одинокая внучка голландских моряков приглашала отважного морехода на свою виллу близ Кейптауна. У очаровательной блондинки, пока ремонтировалась яхта, Дюма провёл две недели. А потом — снова в путь.

Холодные воды Индийского

14 сентября в 13:00 Вито Дюма покинул Кейптаунский порт. Новые друзья, рабочие, служащие, моряки, собравшись на молу, приветствовали его. Море было спокойным, даже сверх меры. По иронии судьбы мореплаватель бурных широт застрял на пятьдесят часов в окрестностях Кейптауна из-за затишья. Стальные громадины военных кораблей по ночам проходили мимо крошечной яхты с потушенными огнями. Во время войны зажигать ходовые огни запрещено, и только шум машин предупреждал Вито об опасности. Но вот задул попутный ветер, и земля исчезла за горизонтом. 17 сентября Дюма записывает в судовом журнале: «Благодаря буре «Лег II» покрыл за двадцать четыре часа сто пятьдесят три мили. Превосходно!»

Скоро вновь начинаются неприятности — заклёпки носового резервуара для пресной воды не выдержали тряски и лопнули, более половины запасов вылилось. Вскоре Дюма чудом избежал встречи с тремя смерчами — те прошли в каких-нибудь 500 метрах за кормой его судёнышка. Бурный восточный ветер гнал яхту вперёд: 100, 130, 150 миль в сутки. Момент относительной передышки возникал как правило на заре.

Тогда Вито готовил себе большую чашку горячего какао, заедал её финиками и галетами с большим количеством сливочного масла. Остальное время он ел шоколад и витамины А и С, чтобы избежать цинги. Двенадцать дней скоростной гонки в бурю, и даже такой крепыш как Дюма почувствовал, что он на пределе сил. Пришлось подняться на несколько градусов к северу. И вот солнце показалось из-за туч, столбик термометра поднялся до двадцати. Можно было отоспаться, приготовить себе рис по-индийски, картофельное пюре, понаблюдать за дорадой, которая охотится на мелкую рыбёшку.

Отдохнув несколько дней, Дюма вновь спускается в холодный величественный ад «ревущих сороковых». На открытом воздухе температура не превышает четырёх-пяти градусов. В каюте около двенадцати. Никакого источника тепла, негде высушить одежду, обогреть заледеневшие руки и ноги. Каждый вечер Вито выпивает стакан рома или водки, словно то обычная вода. Где-то на тёплом севере за яхтой увязался маленький буревестник — «капский голубь». Каждый вечер он наносил свой визит, и Вито ждал его с надеждой и нетерпением. Всякий раз он бросал птице кусочки галет. Появляется ещё одна пичужка размером поменьше. Она быстро кружит то на одном, то на другом крыле.

Вдруг, словно в приступе головокружения, касается воды и, перебирая крохотными лапками, как бы бежит по гребню волны. И так целыми днями. Откуда эта птичка, когда и где она отдыхает? Моряки издавна зовут её «птичкой апостола Петра», поскольку она ходит по воде. А однажды, в один из немногих дней затишья, Дюма обнаружил, что на борту есть ещё один обитатель — муха. Уставший от одиночества человек положил на ладонь крупинку сахара, и зловредное насекомое уселось туда, почистило лапки и принялось за трапезу.

Следующую остановку Дюма планировал в Веллингтоне. Туда он добрался на пределе сил. От цинги не спасали уже и витамины. Дёсны болели настолько, что невозможно было разжевать даже галету. От штормовки остались одни лохмотья. К рейду Веллингтона он подошёл 26 декабря. Шесть раз Дюма пытался войти в порт, но каждый раз северный ветер и вызванное им встречное течение отбрасывали «Лег II» в открытое море. Обессиленный яхтсмен рухнул на палубу. Войти в порт ему удалось лишь на следующий день.

Вито снова стал героем дня. Целый месяц он отсыпался на своей яхте, в неуютной крохотной каюте. Но не раз обедал в кают-компаниях английских и американских кораблей, заходивших в порт. Англосаксы говорили о нём: «Безумец, но сколько отваги!» Газеты писали о нём, девушки останавливали на улице и просили автограф, за две бутылки виски, распитые вместе с ним, американские матросы полностью отремонтировали «Лег II».

Круг замыкается

30 января 1943 года заваленный подарками Вито Дюма вновь вышел в море. Цинга прошла, он вновь был в превосходной физической форме. При отплытии он задел за цементный столб, и «Лег II» вновь начал протекать. Дюма не злится и даже не удивляется. В конце концов, нормально, если судно, плывущее вокруг света по «ревущим сороковым», пропускает воду. Надо её откачивать. Нет, вычерпывать. Дюма писал, что предпочитал вычерпывать воду, даже имея исправный трюмный насос. Что ж, у каждого своё хобби!

15 февраля, расхаживая по палубе, Дюма провалился в люк, словно прохожий, не заметивший открытой решётки под ногами. В результате падения начались постоянные боли в боку, и до конца путешествия Вито не мог ни полностью разогнуться, ни сделать глубокий вдох. Почти два месяца. 10 апреля Дюма добрался до чилийского порта Вальпараисо. Тот встретил его густым туманом с видимостью всего 30 метров. Двое суток парусник провёл в полном безветрии. Земля словно не желала принимать на слишком долгое время покинувшего её человека.

Впереди было ещё одно испытание — мыс Горн. Его предстояло обогнуть с запада на восток, что проще, чем в обратном направлении, поскольку зимой дуют попутные ветры, но они гонят вас пинками в зад и дубинками по шее, поливая тоннами ледяной воды. Пятидесятые широты мыса Горн столь же непримиримы, сколь и «ревущие сороковые». Несколько часов сумрачного дня со свинцовыми тучами, скрывающими горизонт, а потом бесконечная ночь, когда столбик термометра падает до пятнадцати-двадцати ниже ноля. И в этом мрачном хаосе снуют льдины, оторвавшиеся от антарктических айсбергов.

Но Вито Дюма выдержал и это испытание. Он обогнул ужасный мыс в двадцатых числах июня, когда зима в Южном полушарии в самом разгаре.

7 июля 1943 года Дюма прибыл в Мар-дель-Плата, аргентинский порт в южной части устья Рио-де-ла-Платы. Он покинул свою страну год и девять дней назад; его невероятное путешествие по «ревущим сороковым» наконец-то завершилось.

Виктор БУМАГИН

НА ГЛАВНУЮ