27 апреля на карьере в поселке Анискинское недалеко от Москвы по Щелковскому шоссе проходили Чемпионат России по категории Д1 и Кубок России по категории Д2 по Джип Триалу.
Что такое соревнования по Джип Триалу? Это гул моторов, летящие во все стороны комья земли и море адреналина!
Д1 — оригинал — машина не должна быть измена, кроме изменений в целях безопасности.
Д2 — стандарт — серийный автомобиль с небольшими заранее разрешенными модификациями.
На первом этапе были открыты две секции — первая и вторая. Надо пройти сначала одну, потом другую.
Несколько слов о самих соревнованиях. Цель — прохождение трассы за минимальное время через определенные ворота. В случае, если не попадаешь в заранее отведенный временной лимит, а также сносишь ворота, задеваешь их, попадаешь в них задом или просто сдаешь задом — штрафные очки.
И если машины можно было готовить по минимуму, то сам участник должен быть экипирован в соответствии с требованиями, которые специально прописаны.
Соревнования проходили на территории песчаного заброшенного карьера, который хорошо просматривался со всех сторон.
Причем обе секции можно было видеть одновременно, поэтому поначалу было трудно определить, где наиболее интересные моменты.
Пятидверному Гелику здесь приходилось, наверное, тяжелее всего из-за своих габаритов, чего не скажешь о трехдверных машинах.
На протяжении всех соревнований ведущий азартно комментировал, что происходит, как развиваются события.
Поэтому, даже не зная досконально правил, можно было понять, что происходит.
Оторваться было невозможно.
Джиперы успешно предолевали препятствия,
хотя у зрителей часто захватывало дух.
Как потом выяснилось — эти препятствия — просто ерунда по сравнению с тем, что их ждало на трассе двух других секций.
В процессе соревнований участники на месте осуществляли ремонт и сразу же отправлялись на очередной этап.
После заезда — обсуждение, что получилось хорошо, что — не очень.
Вот и трасса третьей и четвертой секции. Если встать на точку старта — становится жутко.
Градусов 45, не иначе. Причем эти два нижних дерева надо обойти не слева, а справа — там ворота.
Итак, кто же первым распечатает (это чисто джиперский термин) трассу? Ага, вот экипаж из Твери.
Как сказал ведущий, они уже держали в руках Кубок России.
Вслед за ними стали подтягиваться и остальные команды. Самые трудные — четвертые ворота. Вот и первый экипаж, который попал в капкан.
Самим им уже не выбраться. Помощь спешит.
Привязали трос, дернули — порядок.
Следующие участники — ветераны гонок.
И тот же капкан.
Здесь уже так просто не дернешь — нужна специальная техника, которая дежурит рядом. Привязали за ковш, подняли в воздух —
отлично, теперь он выберется сам (если, конечно же, не перевернется на бок).
Этот экипаж не прошел между деревьев. Но еще не все потеряно.
Здесь ребята не рассчитали, и прямо со старта с горы влетели в березу.
Береза выстояла.
Вторая попытка экипажа — ветерана.
Невероятно — он прошел весь маршрут.
«Вот это трасса — как раз для Кубка России, те, что были до этого, это так, просто прокатиться,» — говорит пилот.
Мало кому удалось полностью преодолеть эти препятствия от начала до конца…
Но, несмотря на это, соревнования были были потрясающими. Гонщики и зрители были в восторге и получили свою долю адреналина!
Спасибо всем, кто принимал участие в этих соревнованиях!
18-19 июля в Тверской области прошли соревнования по Джип-триалу: Финал Кубка РАФ Центральной Зоны России по джип-триалу и 2-й этап спортивной серии Формула-Триал.
Что такое центральная (или центровая?) зона к сожалению не знаю, слышал о центральном федеральном округе… Для понимания сообщу, что спортсмены были из Москвы, Твери, Ярославля, Ногинска и Вязников. И в результате победители данного соревнования попадают в кубок России, где и будут бороться за него с спортсменами из… других зон.. не центровых… окраинных, судя по всему.
Триал проходил на полигоне клуба авто-мото экстрима «Камекс». Полигон представляет собой несколько искусственных глиняных горок-оврагов, где с переменным успехом резвились участники. У клуба «Камекс» большие планы по расширению полигона, но пока участникам соревнования были доступны три секции, в которых и завязалась основная борьба. Кроме того, бороться приходилось с тучами слепней, и запасами холодного пива в холодильнике небольшого походного кафе;)
В оба соревнования заявилось 17 участников… Состав довольно пестрый — от новичков, до многократных чемпионов России. Различались они ценой триальных аппаратов. На одном полюсе можно увидеть полноуправляемых монстров зарубежного производства стоимостью более 50 000 евро, на другом — обычную ВАЗовскую Ниву. Чем отличались участники Кубка от участников Серии — непрофессионалу вообще не понять;)
К сожалению, Джип-триал пока не получил в России должного развития. И cпортсменов и зрителей на подобных соревнованиях бывает немного. А цифры диктуют и соответствующую подготовку трассы. В полузаброшенной деревне Тверской области любителей спорта нашлось всего несколько человек…
Но, так или иначе, участники были вполне довольны состоявшимся соревнованием. Пресса — получившимися фотографиями. Немногочисленные группы поддержки — ассортиментом кафе. Трассы были интересными, выступления спортсменов — динамичными.
Однако! Надо сказать, что наша команда в этом году будет участвовать в ТРЕТИЙ раз на Чемпионате Европы по Джип-триалу. Больших успехов команда пока не добилась, но русские, как известно, весьма долго запрягают… Зато потом…!
Ну а мы предлагаем вам небольшой фоторепортаж с первого дня соревнований. Для тех, кто впервые видит подобное поясняем — машина должна пройти через все ворота, в определенном порядке, не коснувшись и не сбив ни одной вешки. При этом необходимо уложиться в контрольное время — 3-4 минуты.
Боевая Нива Андрея Егорова. Кузов держится только на наклейках;)
Алексей Луцкий и Юрий Самодуров.
Jeep Wrangler Кирилла Волоцкого-Глинского
Директор клуба «Камекс» Дмитрий Ситников.Обладатель Кубка России по джип-триалу 2007 года.
Сергей Ананов
«Последний раз предупреждаю! Никакого пьянства!»
Шоу начинается. Последние напутствия участникам
Одни участники внимательно слушают…
Другие напоследок подкрепляются
Представитель центральной прессы
Павел Смирнов на Mitsubishi Pajero
Родион Казак на «Тигре»
Гриша Малеев. Танцы…?
Экипаж Кирилла Волоцкого-Глинского и Павла Сорокина
Нива из города Вязники Владимирской области
«Слышь, нам там направо надо было….»
Триальная горка. Вся в палках. Палки называются вешками
Сам Виталий Семенов! Чемпион РФ по джип-триалу 2003 г., участник чемпионата Европы-2006, -2007, -2008, капитан сборной России на чемпионате Европы-2009, член оргкомитета серии Формула-Триал и прочая и прочая…
В секции выступает Юрий Самодуров на полноуправляемом «Dream Spider»
Алексей Луцкий
Ворота штурмует Андрей Егоров
У них там весело!
Мышонок вильнул хвостом и скрылся за горизонтом
Кирилл Волоцкой-Глинский
Диджей-комментатор ведет себя очень неосторожно!
«Куда ехать-то?»
И этим тоже смешно…
Скалолаз — НЕ болотоход!
Белорусский эвакуатор работает
Прототипом соревнований джип триал являются известные в Америке состязания рок-кроулинг и трак-триал. Именно американцы первыми испытали свои внедорожники на горных склонах и испробовали езду на тяжелых грузовиках по болотистой местности, а также насыпям из камней и деревьев.
В нашей стране джип-триал начал набирать популярность в 1999-2000 годах. И уже в 2003 году джип-триал был признан Российской автомобильной федерацией официальным видом спорта. Тогда же был проведен первый чемпионат России по джип-триалу.
Джиперская компания начала формироваться в Москве и Санкт-Петербурге и поначалу состояла всего из нескольких сотен человек. Со временем движение набирало популярность и на сегодняшний день фан-клубы любителей внедорожников есть в Твери и Брянске, Сочи и Владивостоке, и постоянно притягивют в свои ряды все больше и больше сторонников.
Помимо соревнований, проводимых в нашей стране, состязания джип триал проходят и в Европе.
Так, каждое лето проходит чемпионат Европы по джип триалу, который носит название EuroTrial.
Джип-триал (jeep trial) — это автомобильное соревнование, которое проводится на закрытой трассе, оборудованной искусственными препятствиями или имеющей естественные природные преграды. Трасса должна находиться на сильно пересеченной местности и разделяться на зачетные секции.
Главным соревновательным принципом таких соревнований является безошибочное прохождение препятствий, выделенных находящимися на трассе курсовыми воротами, показав при этом минимальное время, не превышающее установленный лимит времени.
Ворота устанавливаются в определенном положении, и преодолевать их необходимо лишь в определенном направлении, так, чтобы номер ворот оказался слева по ходу движения. Непосредственно ворота, как правило, обозначаются двумя вешками, на которых крепится табличка с номером ворот. Все ворота устанавливаются по порядковому номеру, и проходить их необходимо по порядку. Так, участник не имеет права сначала проехать вторые ворота, а потом первые и так далее.
За каждую ошибку участнику присуждают штрафные очки. Среди ошибок чаще встречаются пропущенные ворота, прохождение трассы с опозданием по времени, сбитые ворота, касание вешки ворот, либо неявка на трассу.
Под разные классы спортивных автомобилей в джип-триале подготавливают различные трассы. К каждому классу действуют определенные правила и требования. Как правило, перед началом состязаний проводится технический осмотр транспорта, по результатам которого подтверждается, переопределяется или, если автомобиль участвует впервые, определяется его класс.
Существует 5 классов автомобилей, имеющих право принимать участие в джип триале:
1. Оригинал (Original) — оригинальные (стандартные) автомобили. В этом классе может попробовать принять участие практически каждый обладатель внедорожника. Стандартным классом является автомобиль в том состоянии, в котором он вышел в продажу с конвейера разработчиков. Аксессуары и специальное оснащение, которые могут быть оборудованы на заводе-изготовителе, разрешены, если нет соответствующего ограничения. Автомобили давнего года выпуска могут быть обновлены до состояния моделей нового поколения. Здесь действуют ограничения максимального размера покрышек, который должен составлять не больше 825 х 275 мм, а также по максимальной глубине протектора в 16 мм.
2. Стандарт (Standart) — серийные внедорожники, для которых установлено:
Кроме того, разрешается усовершенствование двигателя, но не допускается установка дополнительных элементов, таких как установка наддува или турбонаддува, а также нитро системы.
Также не разрешается замена типа привода, но допустимы любые блокировки дифференциалов.
3. Модифайт (Modified) — модифицированные серийные автомобили. Разрешается глубокий тюнинг оригинала внедорожника, к примеру установка новых мостов, но того же типа, установка различных блокировок и т.д.
4. Промодифайт (Promodified) — кардинально измененный стандартный автомобиль. Допускается тюнинг любого рода, вплоть то изменения рамы, двигателя. Разрешено и оснащение раздельными тормозами.
Однако автомобиль не должен отличаться от серийного, установка управляемого заднего моста на нем запрещена.
5. Прототип (Prototypes) — особым образом собранные внедорожники с управляемым задним мостом. Такие автомобили способны не только преодолевать всевозможные сложные препятствия, но и дают возможность участнику выбирать нужную высоту подвески, а также осуществлять управление задними колесами. Одним словом, в джип триале этот класс является самым зрелищным.
В целом автомобиль не доводят до очень больших размеров. Объясняется это тем, что установлено ограничение по весу машины, обычно это не более 3,5 тонн. Ну, а кроме того, слишком громоздкий автомобиль для джип триала невыгоден, поскольку при прохождении трассы он должен помещаться в габариты курсовых ворот.
Среди основных правил, по которым необходимо проходить трассу на джип триале можно выделить следующие основные моменты:
Одним словом, в джип-триале больше важна точность прохождения трассы и мастерство водителя, нежели скорость движения. А более занимательным и зрелищным, по нашему мнению, будет просмотр по соревнованиям джип триал видео.
Джип-триал – соревнования внедорожников, проходящие на специальной трассе, где участники соревнуются на скорость в прохождении дистанции. Прототипом такого популярного на сегодняшний день вида спорта стал американский трак-триал. Именно они первыми начали соревноваться, носясь по лесам, горам и болтам на тяжеловесных грузовиках.
В Россию этот вид спорта пришел примерно в конце 20го века. Поначалу он не был столь популярен и собирал всего-навсего пару сотен человек со всей страны. Лишь в 2003 году джип соревнования был официально признан спортом. Именно тогда и прошли первые соревнования, привлекшие тысячи людей, интересующихся автостроением. Со временем этот спорт обрел теперешнюю популярность и стал привлекать толпы народу.
В этом году соревнование «Джип триал 2013» уже наделало шуму – оно стало одним из самых известных соревнований по триалу 2013 года в мире и собрало несколько десятков тысяч зрителей, тем самым прославив такое мероприятие.
Кроме Российских соревнований проходят различные соревнования и в Европе. В том числе каждое лето проводится чемпионат Европы, который именуется EuroTrial.
Проводятся соревнования на специальных трассах. Как правило, трасса являет собой закрытый участок, разделенный на специальные зачетные участки, предназначенные для фиксации позиций участвующих команд. Участки разделяются воротами, прохождение, которых является обязательным условием. Пересечь ворота можно только с определенной стороны и только в определенном порядке. В зависимости от сложности соревнований, количество ворот может варьироваться от нескольких штук до десятков.
Трассы могут быть двух типов:
1. Природная трасса – простой участок пересеченной местности с минимумом изменений, призванный показать мастерство гонщиков в реальной обстановке на бездорожье. Это может быть лес, болото, горы или комбинированные участки.
2. Искусственные — трассы, созданные для показных выступлений. Чаще всего это земляная дорога с равномерно расположенными препятствиями, по бокам, которой установлены трибуны, предназначенные для размещения зрителей, следящих за соревнованиями.
Такие соревнования также разделяются на классы, соответствующие тем или иным машинам. Триал-классов всего пять:
1. Оригинал (Original) –класс, основным требованием, которого является наличие внедорожника без каких-либо наворотов. В идеале – машина в том же состоянии, что и была выпущена с конвейера на заводе, однако разрешается модифицировать машину соответственно более новым версиям, выпущенным этой же фирмой. Участвовать тут может практически каждый желающий. Существуют также некоторые ограничения, призванные сделать игру более захватывающей и честной. Размер покрышек машины ограничен 825 х 275 мм с целью предотвращения аварий, пожаров, поломок двигателей и прочих неожиданностей. Причиной этому – недостаточная мощность заводских двигателей так, как правила запрещают их модификацию. Глубина протектора ограничена в максимальные 16 мм.
2. Стандарт (Standart) – по сути это тот же оригинал, но с некоторыми изменениями. В этом классе разрешены следующие модификации:
3. Модифайт (Modified) – разрешены практически любые модификации, но обязательным условием является соблюдение типа прежней системы. Так, вы можете, например, поставить мосты от другой машины, но их тип должен соответствовать вашему стандартному мосту и. т. д.
4. Промодифайт (Promodified) – тут у участников полная свобода мысли. Разрешены все модификации, включая полную замену рамы, двигателя, тормозной системы и прочего. Единственное, запрещенное в этом классе – управляемый задний мост.
5. Прототип (Prototypes) – самый зрелищный тип соревнований. В классе прототип разрешены абсолютно все модификации, доступные вам. Разрешена даже установка заднего управляемого моста, позволяющего преодолевать любые препятствия на пути.
Отметим, что все машины проходят осмотр на соответствие требованиям перед тем, как попасть в один из классов триальных соревнований.
Трасса — легче, правила — мягче
За последние пять лет соревнования по джип-триалу прошли непростой путь: несложные грунтовые дороги сменились специально построенными, на бетонных блоках, трассами. Однако это не очень нравится самим спортсменам, которые начали покидать официальные серии, и гонки стали возвращаться на естественный рельеф. В этом году несколько организаторов объединились, чтобы провести серию «Формула триала»
Автомобили для победы на трассах из бетонных блоков и на грунте должны быть разными. Такие примочки, как подъем каждого колеса в отдельности, на крутых откосах практически не нужны — гораздо важнее высокие сцепные свойства шин, малый радиус поворота и низкий центр тяжести. Кроме того, грунтовый триал не «убивает» трансмиссию, что позволяет участвовать в гонках почти стандартным машинам. Поэтому большая часть автомобилей была заявлена в стандартных классах Д-1 и Д-2. Напомним, что в классификации машин джип-триала чем больше номер класса, тем меньше конструкция автомобиля напоминает стандартную. Как правило, в Д-5 выступают прототипы свободной конструкции.
Горы и впадины
Для джип-триала важен перепад высот — ворота, через которые нужно проехать, располагаются в складках рельефа. Чем круче склон, тем сложнее на него взобраться. Кроме крутизны склонов, важно, чтобы передвижения триаломобилей не разрушали их, иначе первый и последний поедут совсем по разным трассам. Смысл триала — в грамотном, без ошибок, прохождении всех ворот, обозначенных вешками, причем в заданном направлении. Лично для меня процесс разметки ворот и установки вешек всегда был похож на шаманский ритуал — ходит по склону человек с рейкой, то тут воткнет ее в грунт, то там. Отойдет, полюбуется, вытащит, передвинет на десяток сантиметров и вновь воткнет. А когда соревнования начнутся, оказывается, что проехать через такие ворота можно только по очень непростой и непредсказуемой траектории — просто «в лоб» это сделать нереально.
На полигоне CAMEX имеется все необходимое для постройки грунтовых трасс — рукотворная гора с крутыми склонами и несколько карьеров со сложным рельефом. В них располагались три секции, работающие одновременно, — участники сами выбирали, где меньше очереди, и должны были проехать их в произвольном порядке.
Состав участников весьма разнороден — от новичков, для которых это соревнование стало первым в жизни, до чемпионов России. Как правило, неофиты участвуют в стандартном классе Д-1, однако и среди опытных участников есть любители стандартных классов.
В классе прототипов Д-5 собираются бывалые спортсмены. Кто-то, например, Юрий Самодуров, представивший купленный за границей автомобиль Dream Spider, заказывает машину у европейских строителей, а кто-то строит трофимобиль сам. Сергей Ананов несколько лет выступает на прототипах собственной постройки, и в целом машина после доводки выходит на конкурентоспособный уровень. Многие приехали тренироваться перед «Евротриалом» в Германию — «Формула триала» оказалась последним соревнованием перед важным событием в жизни этой дисциплины. Не секрет, что, как и в любом виде спорта, для победы важны тренировки. У российской команды «накат» гораздо меньше, чем у ее европейских соперников, — соревнований по триалу к западу от границы России гораздо больше, чем у нас. Если россияне тренируются от силы раз в месяц, то иностранцы имеют возможность каждую неделю сражаться с реальными противниками на различных триальных трассах.
Машины бывают разные
Один из самых харизматичных участников джип-триала, Андрей Егоров, традиционно выступает на видавшей виды «Ниве». Автомобильчик подвергается постоянному ребильдингу, однако он с трудом может соперничать с моделями иностранного производства — спасает в основном мастерство пилота. На трассе машина передвигалась с незакрывающимися дверями — их держал руками штурман.
Сергей Щетинин пытался преодолеть сложные ворота через трофический участок — топкую глину. Это ему не удалось — вытаскивать Mercedes из глубокой ямы пришлось тракторуэвакуатору.
Любимица публики — оранжевая «Тигра» Владимира и Родиона Казаков из Твери — также всегда привлекает внимание болельщиков благодаря характерной раскраске машины и гордо торчащему «трубой» тигриному хвосту. Кстати, болельщиков было достаточно — кроме тверских и московских любителей триала, команду поддержки привезли спортсмены из Ярославля.
Традиционный для соревнований CAMEX комментатор непрерывно рассказывал о ходе гонки — в ее правилах есть немало тонкостей, подчас не понятных болельщикам. Например, штрафуется задний ход, есть отличия между попыткой штурма ворот и их взятием — разница в количестве штрафных очков. Уже несколько лет в нашей стране соревнования проходят по так называемым европейским правилам, отличающимся от тех, по которым раньше гонялись в России. Новые правила проще и нагляднее.
А между заездами участники отдыхали в кафе — инфраструктура мероприятия развивается, можно поесть, попробовать холодные напитки и посидеть в теньке, наблюдая за выступлениями соперников.
Уже два прошедших этапа — первый в Вязниках и второй в Твери — показали, что новая серия привлекает большое число и спортсменов, и болельщиков. Ведь если понятен ход гонки, есть на что посмотреть и соревнование проходит недалеко от города, то и зрителей приезжает немало. Без них гонщикам, как и артистам, выступать грустно и неинтересно.
«Формуле триала» — быть!
Джип-триал как дисциплина автоспорта с появлением новой серии обрел «второе дыхание». Теперь есть надежда, что, как это было пять — семь лет назад, на соревнования будут приезжать многие десятки машин участников и тысячи болельщиков, ведь триал — один из самых зрелищных видов автомобильного спорта.
Сезон «Формулы триала» не закончен — впереди нас ждут еще три этапа. Как и на первых двух, надеемся, что на каждом из них появятся новые лица, которые со временем, наверное, начнут пробовать свои силы в официальных сериях.
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН