Разминка — подготовительная часть любого тренировочного процесса, которая включает в себя выполнение специальных упражнений непосредственно перед основной частью тренировочного комплекса. Основной целью разминки является достижение оптимального уровня возбудимости ЦНС, мобилизация физиологических функций организма перед предстоящей нагрузкой.
Иногда подвергается сомнению необходимость динамической разминки в структуре йоговского комплекса. На наш взгляд, разминка не только необходима, но и имеет свои особенности.
Многие асаны подразумевают достаточно сложные суставные вращения, необходимые для принятия позы и поэтому разминка обязательно должна включать в себя суставную гимнастику .
Во –первых, при активных суставных движениях происходит нормализация количества синовиальной жидкости, выполняющей полости суставов: при исходном недостаточном ее количестве стимулируется ее образование и выделение в полость сустава синовиальной мембраной, при избытке (что может иметь место при воспалительных процессах) -всасывание обратно в кровяное или лимфатическое русло. Кроме того, изменяется ее вязкость и электролитный состав. Это существенно облегчает дальнейшую работу в асанах, предотвращает возможную болезненность и, следовательно, невозможность выполнения многих поз.
Во – вторых, суставной аппарат помимо собственных связок включает в себя и сухожилия мышц, проходящие через сустав или прикрепляющиеся к его капсуле. Таким образом, сустав «координирует» действие группы мышц, сухожилия которых участвуют в образовании сустава. Группа носит название функциональной и объединяет мышцы, выполняющие конкретный двигательный акт (в группу входит основная мышца, синергисты, антагонисты и вспомогательные мышцы).
При задействовании в разминке всех крупных суставов, происходит координация взаимоотношений и движений различных функциональных групп мышц и частей организма. Это является одной из задач, которую «выполняют» асаны. И поэтому суставную гимнастику можно считать неотъемлемой частью основного комплекса, предваряющей более глубокую проработку межмышечных взаимоотношений в асанах.
В –третьих, суставные поверхности и суставные связки являются обширным рецепторным полем , включающим в себя более 4 видов рецепторов, которые расположены в капсуле сустава, в толще связок сустава, а также в сухожилиях мышц, проходящих через сустав или прикрепляющихся к его капсуле.
Рассмотрим основные виды суставных рецепторов. Один из видов — окончания Гольджи, чувствительны к изменениям величины суставного угла; другой — тельца Руффини, – к скорости изменений. При этом окончания Руффини чувствительны и к активности мышц, изменяющих напряжение капсулы сустава. Окончания Фатер- Паччини чувствительны к изменению напряжения суставной капсулы от ее натягивания и движений. Отличием окончаний Фатер- Паччини от рецепторов Гольджи и Руффини, является то, что первые дают быстрый ответ, который длится, пока меняется напряжение суставной капсулы и прекращается не позже, чем через 1 секунду. Вторые являются «медленными» рецепторами, период адаптации которых длится в течение 0.5 -1 минуты.
Отсюда следует необходимость выполнения разминки одного сустава как минимум 1 -2 минуты.
В- третьих, при выполнении суставной гимнастики усиливается крово- и лимфообращение, повышается местная температура, более интенсивно протекает обмен веществ, что способствует повышению эластичности связок, сухожилий и фасций мышц прикрепленных к суставу. Это дает возможность «растянуть» сухожилия (в связи с этим понятна рекомендация выполнять суставную гимнастику с натяжением, с определенным усилием ) и, как следствие, «раскрыть» мышцу для дальнейшей работы в асане . Именно плотность и упругость соединительнотканных элементов мышечной ткани, служащих своеобразным каркасом, зачастую не позволяет растянуть и интенсивно проработать необходимую мышцу.
Разминка подразумевает подготовку мышечной ткани. Известно, что в покое мышцы получают около 15% минутного объема крови (МОК). При динамической мышечной работе данные показатели увеличиваются и могут достигать 88 % МОК, в первую очередь за счет раскрытия «резервных» капилляров мышечной ткани. Объемная скорость кровотока увеличивается при этом с 4 мл/мин на 100 г мышечной ткани до 100-150 мл/ мин, то есть в 20 -25 раз (O. Wade, I.M. Bishop, 1962; J. Schemer, 1973, Дубровский В. И., 1982 и др.). Кровоток усиливается в начале нагрузки, и достигает стабильного уровня к 3 минуте, в зависимости от интенсивности нагрузки и исходного состояния здоровья.
Усиленный кровоток приводит к повышению температуры мышечной ткани с 34, 8 С до 38,5 С. Рост температуры, в свою очередь, уменьшает сродство гемоглобина к кислороду, способствует его (кислорода) высвобождению из химических связей. И при том, что скорость кровотока увеличится в 20 раз, аэробный обмен в мышцах может увеличиться в 100 раз за счет повышения утилизации кислорода с 20-25% до 80%.
К повышению температуры чувствительны некоторые стадии гликолиза и гликогенолиза,- окислительных процессов, обеспечивающих работающую мышцу энергией. Следовательно, при повышении температуры будет увеличиваться скорость окислительных процессов и снабжение мышцы энергией.
Таким образом, предварительная динамическая нагрузка способствует максимально эффективному кровоснабжению мышц, что способствует глубокой проработке мышечной ткани в асанах, без перехода на анаэробное энергообсепечение . Это предотвращает образование молочной кислоты и возникновение «крепатуры».
Воздействие динамической разминки на кардиореспираторную систему сводится к повышению показателей внешнего дыхания, частоты сердечных сокращений, ударного объема сердца, минутного объема крови, артериального давления и стабилизации данных показателей на новом уровне.
Для наиболее гармоничного и полного врабатывания организма в занятие, желательно вовлечение в работу более 2/3 всей мускулатуры тела . Поэтому разминка должна включать общие упражнения для равномерной проработки основных групп мышц . При желании подготовить какую –либо зону более тщательно, к ней могут быть добавлены специальные упражнения .
Отсюда можно примерно просчитать длительность грамотной разминки – для проработки крупных суставов и основных групп мышц, повышения и стабилизации кардиореспираторных показателей понадобится по меньшей мере 15- 20 минут . Длительность динамической нагрузки при этом будет зависеть от тренированности организма: чем более тренирован человек, тем меньше времени требуется на врабатывание в основной режим.
Все вышеперечисленные процессы влияют и на состояние нервной системы , способствуя достижению оптимальной возбудимости.
Критерий правильности и достаточности выполненной разминки для здорового человека- ощущение тепла, жара во всем теле, появление пота. Это свидетельствует о переходе обмена веществ на новый уровень; потоотделение способствует установлению необходимого уровня терморегуляции и лучшему обеспечению выделительных функций. Перечисленные эффекты коррелируют с описанными в трактатах по йоге признаками стимуляции эфирного тела.
Для сохранения достигнутого во время разминки состояния интервал отдыха перед последующим основным комплексом не должен превышать 10 — 15 минут.
Итак, основные правила разминки:
1. Разминка должна задействовать не менее 2/3 общей мышечной массы и длиться не менее 15 – 20 минут
2. Разминка должна иметь общую и специальную части (при необходимости проработать конкретную зону)
3. Обязательной частью разминки является суставная гимнастика, с проработкой всех крупных суставов
4. Проработка суставов должна проходить с дополнительным натяжением
5. Длительность проработки одного сустава должна быть не менее 1 минуты
6. Критерием правильности выполнения разминки является ощущение тепла, жара в теле, появление потоотделения
7. Время перехода от разминки к основному комплексу не должно превышать 10 – 15 минут.
Желание улучшить свое здоровье – основная причина, по которой люди обращаются к йоге.
Рассмотрим с научной (физиологической) точки зрения ключевые аспекты и механизмы влияния йоги на здоровье человека:
Очистительные процедуры (шаткармы), используются в обязательном порядке при практике йоги на всех этапах совершенствования. При работе с физическим телом – проводится тщательная очистка всего организма от шлаков и токсинов, чистится кишечник, пазухи носа, язык, проделываются специальные упражнения для глаз и дыхательной системы. При работе с сознанием – устраняются все негативные мысли и эмоции, очищается сфера подсознания от накопленного годами негатива, создается настрой на безупречность в делах и поступках. Такая практика внутреннего и внешнего очищения очень быстро начинает оказывать мощную поддержку иммунной системе и облегчает дальнейшие шаги по оздоровлению тела и сознания.
Практика асан в статическом и динамическом режимах влияет на организм человека в соответствии с фундаментальными физиологическими закономерностями, активизируя абсолютно все функциональные системы. Функциональное состояние организма и здоровье — тесно взаимосвязанные процессы. Показателем состояния здоровья организма является не только отсутствие патологических нарушений, но и уровень развития адаптационных изменений, возникающих благодаря систематическому приспособлению к повышенным запросам и, со своей стороны, являющихся фактором зашиты от чрезвычайных напряжений. Благоприятные эффекты физических нагрузок в йоге реализуются через активацию метаболизма в процессе адаптации к практике асан. В процессе адаптации происходят изменения во всех органах и системах, так или иначе причастных управлению и к обеспечению энергией работающих мышц:
— оптимально тренируется опорно-двигательный аппарат,
— укрепляются сердце и сосуды,
— раскрываются резервы кардиореспираторной системы,
— совершенствуется вегетативная нервная регуляция,
— гормональная и нервная системы начинают работать более гармонично и слаженно.
В результате, у практикующих даже начальные стадии хатха-йоги, появляется новое качество психосоматического баланса, когда начинают исчезать болезни, бывшие следствием негативного психоэмоционального состояния и зашлакованности организма. Параллельно этому решаются задачи укрепления мышц, увеличения их эластичности и выносливости, улучшения гибкости позвоночника. А это — основа хорошего самочувствия, высокой работоспособности и, в конечном счете, отличного настроения и оптимистичного настроя, которые и создают ощущение здоровья.
Наш организм — целостная система. Высокая работоспособность, хорошее самочувствие, отсутствие болезней — возможно только в том случае, если ни в одной клетке организма, органе или системе нет участков, где поврежден генетический код, нарушена иннервация или снабжение кислородом, гормонами, аминокислотами и т.п., а сами клетки в целом имеют высокие резервные возможности на случай «непредвиденных обстоятельств». Однако те или иные повреждения и отклонения от нормальной работы в разных отделах организма возникают постоянно. Это связано, прежде всего, с реакцией организма на стрессовые ситуации повседневной жизни, учебы и работы. Организм в ответ на стрессовую ситуацию реагирует активацией симпатоадреналовой системы, что ведет к выбросу в кровь гормонов стресса, которые должны стимулировать организм на активные действия (борьбу за выживание или спасание бегством). Если ни того, ни другого не происходит и человек, никакой двигательной активностью не отреагировал на стрессовый фактор, то у него в организме эти самые гормоны стресса разрушают мембраны тех органов, которые были ослаблены вследствие генетических особенностей, плохой экологии, травм или образа жизни. На выходе мы, как правило, получаем заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, вегетативные нервные расстройства или заболевания опорно-двигательного аппарата.
История йоги в индийской культуре насчитывает тысячелетия. Уже в доарийской Индии (примерно 2500 — 1800 гг. до н.э.) находят первые изображения йогов. После вторжения ариев в Северную Индию около 1000 г. до н.э. в долине реки Ганг сформировалась индо-арийская культура. Еще до периода ее первого расцвета, около 500-100 г. до н.э., были записаны Веды (Гимны «знания»). Это древнейшие из дошедших до нашего времени письменных памятников индоевропейских языков (Риг-веда, около 1000 г. до н.э.). Несколько более поздним временем датируются Упанишады, философские комментарии к Ведам. Из запечатленного в них богатства мысли с течением времени сформировались шесть великих брахманических даршан (философских систем): Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя.
Таким образом, йога как одна из философских школ дошла до нас из последней трети 1-го тысячелетия до н.э., будучи тесно связанной с философией санкхьи, одной из древнейших философских систем Индии. Надо сказать, что понятие философии в древней Индии помимо теоретического осмысления мира включало в себя также и своеобразный способ жизни (Mylius 1983). Причем если философия cанкхьи имела своим предметом именно рационально-теоретическое истолкование мировых проблем, то йога скорее являлась практической системой самопознания. Однако в конечном итоге йога должна была привести к тем же результатам, что и рационалистическая философия cанкхьи.
Обе системы опираются на одну космологию и исходят из типично брахманического морально-каузального миропорядка, согласно которому каждый поступок, каждое действие (карма) помимо своего естественного значения имеет еще один смысл, который не зависимо от пространства и времени, но только исходя из взаимосвязи обстоятельств может естественным образом вызывать новые обстоятельства и оказывать на них влияние. Эти воздействия могут реализоваться только в следующей жизни, после нового рождения. Тем самым в данную космологию входит учение о «переселении душ», «колесе перерождений». Каждый поступок человека имеет своим следствием некоторое стечение обстоятельств, вытекающих из принципа моральной ответственности, и таким образом, чтобы получить по возможности менее печальное перерождение, а также уменьшить или полностью исключить страдание уже в настоящей жизни, необходимо правильное понимание причинно-следственных связей и правильный образ жизни — что и дает обращение к йоге.
Мировой порядок в дуалистической и атеистической философии cанкхьи объясняется посредством сведения всего существующего в мире к двум принципам:
Эта духовная сущность отделена от материального мира событий глубокой и непреодолимой пропастью, что относится и к человеку , в котором ядро его собственного существа противостоит протекающим в нем объективным процессам как отчужденная и безучастная сущность. Причиной этого является то, что мышление (читта) в человеке (с лингвистической точки зрения неясно, насколько адекватен перевод «читта» словом «мышление») есть продукт пракрити и, соответственно, связано с объектами восприятия, то есть воспринимает форму этих объектов, изменяя тем самым свой собственный гештальт (eigene Gestalt). Так возникает ложное отождествление души с объектами. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужно найти средство для сознательной остановки ложного отождествления души с объектами (Chattopadhyaya 1978). И это средство — йога.
Посредством йоги устраняется наше невежество (авидья) относительно сущности пуруши и пракрити и тем самым достигается избавление от страдания. Избавление от страданий в данном случае означает полученное путем познания определенное состояние (просветление), которое аннулирует ведущее к страданиям действие Кармы и высвобождает душу из круга перерождений. Отличие от европейских представлений о путях избавления, вероятно, состоит в том, что этот путь реализуется прежде всего через самопознание, и при этом не обязательны какие-либо ритуальные действия с персонифицированным божеством («атеистическая религия»?).
В строго атеистической системе санкхьи освобождение приносят рациональное знание и добродетельный образ жизни, тогда как в йоге освобождение реализуется посредством медитаций и самопознания, причем для йоги, в отличие от санкхьи, характерна некоторая теистическая составляющая, которая, по-видимому, психологически облегчает реализацию освобождения (см. гл.2). Впрочем, индологам эта теистическая составляющая представляется искусственной (Frauwallner 1953, Glasenapp 1949). Теизм не соответствует мировоззрению санкхьи и в отношении йоги может рассматриваться как чуждый элемент. С точки зрения философского содержания в йоге нет ничего принципиально нового по сравнению с философией санкхьи. Йога лишь только привносит углубленное понимание психологии и механизма процесса освобождения. Так что вряд ли правомерно рассматривать йогу в качестве самостоятельной философской системы, но точнее будет считать ее практикой теории санкхьи (Frauwallner 1953, Chattopadhyaya 1978). Психологический механизм освобождающего просветления рассматривается на основе «мистической физиологии» (см.1.3).
Эта йога, ориентированная на путь практического самопознания, нашла свои классические формулировки в «Йога-сутре» Патанджали (примерно 200 г.до н.э.). Сутры представляют собой изречения, носящие характер аксиоматических утверждений, которые в известной степени образуют квинтэссенцию учения. Каждая из шести брахманических даршан располагает своими фундаментальными, сформулированными в виде аксиом сутрами. Что касается «Йога-сутры», то она состоит из четырех книг:
В первой книге разъясняется так называемая йога подчинения (см. гл. 5), во второй и третьей книгах — классический восьмиричный путь. Наконец, четвертая книга излагает философские и эзотерические аспекты йоги. Без комментария непосвященному смысл этих изречений неясен, так как в древней Индии все виды философии считались «тайными учениями», для более полного понимания которых требуется еще множество передаваемой исключительно устно дополнительной информации (Mylius 1983). Сформулировано также нечто такое, что может быть понято только через собственный опыт. Наконец, для правильного понимания необходимо предварительное знакомство с космологией санкхьи. Первым и важнейшим комментарием к «Йога-сутре» является «Йога-бхашья», написанная Вьясой.
Как и все брахманические системы, школа йоги в последующее время также была снабжена весьма подробными комментариями и дополнениями. Далее, уже в раннем средневековье обнаруживаются некоторые существенные изменения в отношении методики, и возникает великое множество подвидов и вариантов йоги. Многочисленные школы йоги различаются по особенностям техники исполнения упражнений , по подходам к проблеме духовного и физического самосовершенствования и, соответственно, по объектам сосредоточения.
Таблица 1. Некоторые из известных форм йоги
Формы йоги | Исходный объект духовного самосовершенствования, соответственно, предмет упражнений по концентрации (Evans-Wentz 1937) |
Хатха-йога | Функции тела, дыхание |
Мантра-йога | Звучание слогов или слов |
Янтра-йога | Геометрические фигуры |
Карма-йога | Поступки и бескорыстная деятельность |
Крия-йога | Физическое и духовное очищение |
Тантра-йога | Психические эксперименты |
Джнана-йога | Знание, познание |
Лайя-йога | Сила воли |
Бхакти-йога | Божественная любовь, самоотдача |
Кундалини-йога | Эзотерические представления |
В Европе популярность приобрела хатха-йога, которая дословно означает «йога Солнца и Луны» (точнее, «Соединение солнечного и лунного дыханий»- Evans-Wentz 1937) и часто переводится как «йога владения телом», хотя, разумеется, сюда относятся и духовные практики. Важнейшие классические тексты по хатха-йоге — это Хатхайогапрадипика, Шивасамхита и Гхерандасамхита, которые появились в 11-17 вв.н.э. (Kucharski 1977). Основателями хатха-йоги считаются Горакшанатх и Матсиендранатх.
Йога была перенесена и в другие страны, особенно в Восточной Азии, где, в частности, сформировались свои собственные школы йоги. (Evans-Wentz 1937), более того, возникли новые формы культуры, как например, дзен в Японии (см. 5.1). На протяжении столетий в Азии, и особенно в Индии, йога остается живой практикой, ее и сегодня можно найти в своих традиционных формах (Brunton 1937, Vivekananda 1937, Ananda 1980).
В нынешнем столетии эта современная и актуальная для нас йога получила распространение в Европе и Америке, что привело к возникновению целого ряда ее европеизированных форм под девизами типа: «Йога и христианство», «Йога и спорт», «Йога и медицина». Изобилие форм, вмешательство европейских культов и философских идей породили то многообразие экзотических сект, в котором уже с трудом узнается «йога сама по себе».
При анализе всего того многообразия подвидов йоги, с которым нам сегодня приходится сталкиваться повсюду в мире, выясняется, равно как и при рассмотрении иных традиционных индийских школ, что ядром и методологической основой йоги всегда будет известный восьмиступенчатый путь. Первые пять ступеней (анга) именуются крия-йога (практическая йога), а ступени с шестой по восьмую — раджа-йога (царственная йога). Специфическое расширение какой-либо одной из первых пяти ступеней или, равным образом, только части из них породило множество подвидов йоги.
Классический восьмичленный путь в принципе излагается во второй и третьей книгах «Йога-сутры» Патанджали. Поскольку мы даем самое сжатое изложение, то здесь будут процитированы только посвященные этой теме сутры:
II/29 Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и Самадхи — восемь ступеней йоги .
II/30 Не-убийство, правдивость, не-воровство, воздержание и не-алчность называются Ямой (Буквальный перевод «Яма» означает: дисциплина, заповедь). II/31 Эти заповеди, не ограниченные временем, местом, обстоятельствами и кастовыми законами, являются великим обетом.
II/32 Внутреннее и внешнее очищение, удовлетворенность, умервщление плоти, учеба и служение Богу — это Нияма. (Нияма буквально означает: самодисциплина; вместо умервщления плоти часто используется понятие «аскеза»).
II/46 Неподвижная и удобная поза есть асана. (Первоначально асаной могли называться только позы сидя, так как во времена Патанджали множество других поз еще было неизвестно).
II/49 Затем следует овладение движениями вдоха и выдоха (Пранаяма) . II/53 Ум становится способным к Дхаране . (Пранаяма буквально означает: «обуздание праны» или «управление энергией». Под праной подразумевается жизненная энергия, — см.гл.4. — которая поступает посредством дыхания и регулируется им. На основе этого дается вольный перевод пранаямы термином «регуляция дыхания»).
II/54 Отстранение органов чувств (Пратьяхара) достигается через отключение их от собственных объектов и одновременного принятия ими природы ума (читты). II/55 В результате — полнейшее овладение органами чувств. (Психологически точный перевод термина «пратьяхара»: «Отсутствие связи органов чувств с объектами их сферы восприятия»).
III/1 Дхарана — удержание мышления на определенном предмете. (Дхарана зачастую просто именуется «концентрацией» или «фиксацией мышления»).
III/2 Если это (Дхарана) образует непрерывный поток познания, то это Дхиана. (Дхиана означает именно: размышление, представление, анализ и часто переводится термином «медитация». О смысле этого перевода см.гл.5.)
III/3 Если это (Дхиана), оставив любые формы, отражает только смысл, то это — Самадхи. (Правильный перевод Самадхи настолько спорен, что для этого используют даже противоречащие друг другу определения, см.гл.5).
III/4 Эти три в применении к одному единственному предмету есть самияма. III/5 По достижении этого возгорается свет познания. III/12 Направленность читты на какой-либо предмет достигнута тогда , когда прошлое и настоящее впечатления одинаковы.
Остальные не цитируемые здесь сутры поясняют и дополняют уже сказанное и носят более философско-дидактический характер.
Еще и сегодня классическая восьмиступенчатая йога практикуется в Индии в этой полной форме, но при этом обучают также тем или иным вариантам. Более того, значительно возросло как количество, так и распространенность вышеупомянутых разновидностей йоги. Далее, стало обычным выбирать из системы отдельные элементы или группы упражнений и применять их в качестве лечебных средств в медицинской практике. Во многих финансируемых государством клиниках и институтах йоги существуют методики йоготерапии различных групп заболеваний, которые отчасти опираются на клинический опыт (см.гл.6). Кроме того, с профилактическими и гигиеническими целями йога включается в программы занятий школ и спортивных заведений.
Современная европейская литература по йоге, состоящая в основном из практических рекомендаций и попыток интерпретации, также содержит более или менее проработанные элементы системы классической йоги. К сожалению, под влиянием сектантских течений и интересов коммерции зачастую происходит вытеснение еще сохранившегося, пусть и в неполном виде, изначального содержания йоги в сомнительную область поверхностных спекуляций. В медицинской практике йога как система не применяется, хотя существует множество приложений, прежде всего в области психотерапии и физиотерапии.
Рис.1. Древнеиндийская схема тонкого тела с семью чакрами и тремя основными нади: Ида (синего цвета), Пингала (красного цвета) и Сушумна (прямая). Символическое содержание чакр передано количеством лепестков лотоса.
Для того, чтобы понять традиционное объяснение тех или иных йогических действий, необходимо иметь представление о древнеиндийской «мистической физиологии», согласно которой тело человека организовано по следующим структурно-функциональным принципам (см. рис.1):
Тело человека пронизывает система нади, число которых около 70000. Нади — это каналы, по которым течет жизненная энергия (прана), снабжающая все ткани. Имеется три главных по значению канала, которые располагаются по средней линии туловища сверху вниз: Ида, Пингала и Сушумна. Ида расположена слева, Пингала справа, Сушумна — по центру. Ида и Пингала часто изображаются в виде каналов, закрученных правым винтом друг относительно друга (рис. 1). По этим двум каналам прана в виде «жизненного тока» течет вниз (Ида) и вверх (Пингала). Средний канал в норме не функционирует. Но по нему может подниматься вверх змеиная сила Кундалини, которая покоится на нижнем полюсе тела. Кундалини — это скрытая, в обычном состоянии спящая энергия, которая представляется в виде свернувшейся змеи.
Йога ведет, помимо прочего, к пробуждению этой змеиной силы , которая далее может подниматься вверх по среднему каналу Сушумна через семь ступеней, или чакр (см. ниже). Эти семь чакр (букв.: «Колеса» или «Вихри») являются по этим представлениям энергетическими центрами, имеющими отношение к духовным процессам, так что их можно было бы назвать центрами психической активности (Kucharski 1982). Активизируются они посредством направления на них внимания. Концентративные медитации в тантра- и кундалини-йоге предназначены для этой активации. Подъем кундалини должен сопровождаться интенсивными ощущениями в области той чакры, которая соответственно задействована. Так постепенно достигается духовное совершенство. И когда кундалини оказывается в последней чакре, достигается совершенное просветление.
Согласно этому древнеиндийскому учению каждый человек обладает такими чакрами и может их активизировать. В состоянии активности они начинают вращаться (поэтому «Колесо»). Учение о чакрах взаимосвязано также с космологией, каждой чакре соответствуют определенные цвета, формы и звуки, значение которых, в свою очередь, связано с санскритским алфавитом и т.д. (Полное и точное описание см.: Avalon 1958).
Эта древнеиндийская схема человеческого тела не имеет каких-либо анатомических соответствий; как нади, так и чакры не обнаруживаются где-либо в теле как морфологические структуры. Сведение их, что можно встретить во многих статьях по йоге, к нервным сплетениям, железам, «вегетативным центрам» и т.д. лишено всяких оснований. Если же всерьез принять эту схему «тонкого тела» как результат эмпирического самопознания, то ее истолкование возможно только с физиологической точки зрения (см.гл.4).
Если проигнорировать все те культурно-исторические формы и интерпретации, в которые модифицировалась или была включена йога, то с естественнонаучных позиций в итоге остается некоторое, существующее в независимости от какой-либо интерпретации, эмпирическое знание, в котором йога предстает как метод самодисциплины. В физиологическом смысле речь идет об определенной системе обучения методам сознательного управления и регуляции моторной, сенсорной, вегетативной и психической деятельности. При этом идет сознательное воздействие на соматические и психические функции, совпадающее с сознательным «самоузнаванием», «переживанием» функции.
Пер. с нем. — СПб., 1999. — 160 с.
Книга содержит вводные сведения по самой йоге, однако основное внимание в ней уделено физиологическим процессам, лежащим в основе упражнений йогической практики.
Это касается физиологических механизмов поддержания позы и мышечного тонуса, энергетических сдвигов, сердечно-сосудистой, дыхательной и и эндокринной систем, обменных процессов. Значительное внимание уделено также деятельности различных звеньев нервной системы.
Формат: doc / zip
Размер: 1 ,52 Мб
/ Download файл
Формат: pdf / zip
Размер: 3 ,43 Мб
/ Download файл
Формат: chm / zip
Размер: 1,55 Мб
/ Download файл
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Определение понятия йоги
1.2. Построение классической йоги
1.3. Традиционное представление о человеческом теле
1.4. Йога и физиология
2. ЯМА и НИЯМА
2.1. Предписания ямы и ниямы
2.2. Очистительные процедуры йоги
2.3. Диета йоги
3. АСАНА (ПОЗА)
3.1.Определение и классификация асан.
3.2. Механически обусловленные воздействия асан на внутренние органы
3.3.Воздействия на кровообращение
3.4. Функционально-энергетические аспекты асан
3.5. Биомеханические аспекты асан
3.6. Соматосенсорные воздействия асан
3.7. Сенсомоторные аспекты асан
4. ПРАНАЯМА
4.1.Теории праны
4.2.Техники пранаямы
4.3. Формы дыхания и параметры пранаям
4.4. Энергетический обмен в пранаяме
4.5. Эффекты пранаямы в кровообращении
4.6. Роль дыхания в организме человека
5. МЕДИТАЦИЯ
5.1.Понятие медитации
5.2. Техники медитации
5.3. Физиологические воздействия медитации
5.4. Психофизиологическое значение медитации
6. ЙОГА И ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ
6.1.Значение регулярных занятий йогой
6.2.Сенсомоторная система
6.3. Вегетативная система
6.4. Психические адаптации
6.5. Изучение особых способностей
6.6. Йоготерапия
6.7. Противопоказания
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
8. ГЛОССАРИЙ
Библиография
комплекс упражнение физиология йога
Согласно учению йогов наше тело живет за счет “положительных” и “отрицательных” токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно говорить об отличном здоровье (речь идет, видимо, о равновесии процессов ассимиляции и диссимиляции в обмене веществ). На языке древней символики “положительный” ток обозначался словом “ха” (Солнце), а “отрицательный” — словом “тха” (Луна). Слиянием этих двух слов и получено слово “хатха”, смысл которого символизирует единство противоположностей. Как считает В. Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение хатха-йоги характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.
Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В. С. Фарфель констатирует: “…мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны — статичные упражнения йогов — хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии”. В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного — духа (“тренированное тело способствует тренировке ума”).
Общеизвестно, что многие функции нашего организма регулируются сознанием. Мы ходим, бегаем, останавливаемся, садимся, берем ложку, жуем твердую пищу, проглатываем жидкую, открываем и закрываем глаза и т. п. — все эти действия можем начать и прервать по собственному желанию. Но в состоянии ли мы одним ишь волевым усилием ускорить либо замедлить биение сердца? Способны ли повлиять на работу желудка и перистальтику кишечника? Можем ли мы управлять функционированием желез внутренней секреции? Как считает М. С. Тартаковский (1986), на эти вопросы ответить следует положительно. Небольшая специальная тренировка — и можно ускорять или замедлять ритм сердца. Вспомним кислый вкус лимона, влажную от сока поверхность разреза — и во рту набегает слюна. Не очень сложно вызвать непроизвольную реакцию у другого человека, например, заставить его покраснеть, т. е. спровоцировать резкое расширение мельчайших кровеносных сосудов. При беспричинных или неадекватных страхах или бессоннице, когда возбуждено правое, “эмоциональное” полушарие мозга, иногда бывает достаточно проанализировать рассудительно свои эмоции, т. е. “подключить” левое “логическое” полушарие, чтобы успокоиться. Раздражительному человеку можно посоветовать в момент эмоционального всплеска несколько задержать дыхание, причем на выдохе. Избыток углекислоты сосредотачивает работу мозга на дыхательном центре и вспышка гнева гаснет.
Незначительные траты энергии резко отличают хатха-йогу от европейской атлетики. Расслаблению уделяется больше внимания, чем напряжению мышц. Не случайно в некоторых исследованиях полушутя отмечается, что “йога — это гимнастика для лентяев”. Однако сами йоги ставят это себе в заслугу. “…Мышечное развитие отнюдь не тождественно здоровью… Все движения выполняются медленно и плавно… Основная цель — в усилении циркуляции крови и притоке кислорода. Это достигается при посредстве движений позвоночника и различных сочленений, при глубоком дыхании, но без интенсивной работы мышц” (Косамби Д., 1968). Другое мнение высказано Е. А. Крапивиной (1991), которая считает, что европейская физическая культура, уходящая корнями в классическую Элладу, куда естественнее и ближе к природе, чем йога. Упражнения на гибкость тела и силу отдельных мышц (а таковы основные асаны) широко практикуются в европейской атлетике при отборе новичков в спортивные секции.
Давно замечено, что некоторые достаточно дискомфортные положения тела стимулируют внутренние силы организма, вызывают ответную сопротивляемость. Дело в том, что при таких позах происходят “зажимы” в организме, спирает дыхание, отчасти перекрываются крупнейшие кровеносные сосуды, а в ряде случаев и лимфоток. Этим “жизненным сокам” приходится преодолевать значительные препятствия на своем пути, и сосуды при этом как бы упражняются. Регулирующие их миниатюрные мышцы, совершая дополнительную активную работу, требуют больше кислорода, питательных веществ. Своеобразное упражнение без движения, в чем-то подобное изометрической гимнастике. Отдельные участки тела работают при этом в экстремальных условиях. Давление крови в тех или иных местах повышается из-за “перетяжек”. Она стремиться растечься по прилегающим мелким сосудам, капиллярам. Активнее включаются в работу не только главные лимфатические русла, но и межтканевые, межклеточные промежутки. Отсюда и ощущение тепла в данных зонах.
Стесненные условия способствуют и тренировке дыхательной системы. Для поддержания жизнедеятельности наш организм непрерывно расходует энергию, которую получает при распаде сложных высокомолекулярных органических соединений на соединения с более простой структурой и меньшей молекулярной массой. Различные органические соединения, вступающие в химическое взаимодействие с кислородом воздуха, сгорают до более простых продуктов, и высвобождают энергию, необходимую для поддержания жизненных функций организма. Конечные продукты этого сгорания, наибольшую долю которых составляет двуокись углерода, непрерывно выделяются в окружающую среду. Таким образом, в течение всей жизни организм, постоянно контактируя с окружающей средой, постоянно поглощает кислород и выделяет двуокись углерода. Дыхательный процесс состоит из трех этапов: внешнего (легочного) дыхания, транспортировки кислорода из легких к тканям через кислород и внутреннего (тканевого) дыхания. При внешнем дыхании осуществляется обмен газами между кровью в легочных капиллярах и атмосферным воздухом (в альвеолах). Транспорт газов — перенос через кровь кислорода из легких к тканям и двуокиси углерода от тканей в легкие и внутреннее дыхание, включающее в себя все окислительные процессы. При нормальном дыхании диафрагма смещается приблизительно на 1 см. При дыхании по системе йогов это смещение достигает 7-13 см. Сравнение обычного дыхания с дыхательными упражнениями йогов показывает, что:
Для правильного дыхания по системе йогов существенное значение имеет хорошая проходимость полости носа и отсутствие патологических изменений на ее слизистой. Целью йогов является оказание при помощи ритмического дыхания косвенного воздействия на тканевое дыхание, чтобы повысить до максимума биоэнергетическую эффективность обмена веществ. Прямым следствием этого является замедление дыхания в результате более экономичного и избирательного потребления кислорода.
В целом же в физиологическом аспекте хатха-йога дает следующие результаты:
Физиология йоги изучает влияние техник хатха-йоги на физиологические составляющие человека.
С каждым днем в мире все больше увеличивается интерес к изучению хатха-йоги. В основе системы хатха-йога лежат разнообразные техники работы с телом – асана (положение тела, форма, позиция) и пранаяма (дыхательные практики и задержки дыхания), основной целью которых является специфическое воздействие на организм человека. Одна из целей системы хатха-йога – совершенное здоровье и увеличение продолжительности жизни человека, посредством комплексного воздействия на органы и системы организма.
Физиология йоги исследовать вопросы подобного типа:
Более подробную информацию и некоторые исследования по физиологии йоги вы можете увидеть в соответствующем разделе .
Наиболее корректно рассматривать влияние методов хатха-йоги на 3-х планах. Как пример говорил один из величайших учителей современности Свами Сатьянда Сарасвати: “Йога-асана дейсвует на 3 плана человека: физический, психологический и духовный”
Влияние на физиологию:
Мышцы и суставы, нервная и эндокринная, дыхательная и выделительная системы, а также система кровообращения скоординированы таким образом, чтобы поддерживать и облегчать функционирование друг друга. Асаны увеличивают адаптивные функции организма, делают тело сильным и гибким. Поддерживают тело в оптимальном состоянии, способствуют выздоровлению больных органов и омоложению организма в целом.
На психику:
Асаны делают разум сильным, способным преодолевать боль и несчастья. Они развивают решительность, сосредоточенность и уверенность. В ходе регулярной практики асан уравновешенность становится нормальным состоянием разума. Все проблемы мира, все тревоги и печали вы сможете встретить с абсолютным спокойствием. Ум успокаивается, краски жизни становятся более светлыми, а трудности превращаются в средство достижения совершенного психического здоровья. Практика асан пробуждает спящие энергии, которые вызывают у окружающих чувство доверия и стремления к человеку, излучающего их. Происходит расширение сознания, человек способен увидеть себя и окружающий мир.
Йога – асана и духовность:
Асаны являются третьей ступенью восьмиступенного пути Раджа-йоги, и в данном аспекте, асаны подготавливают тело и ум к более высоким практикам йоги, а именно: к пратьяхаре — отвлечению органов чувств от объектов, дхаране — сосредоточению, дхьяне — медитации и самадхи — достижению космического сознания. Классические тексты по хатха-йоге:«Хатха-Йога Прадипика» и «Гхеранда-Самхита». И хотя асаны сами по себе не могут дать духовного просветления, они, тем не менее, являются важной частью духовного пути. Некоторые люди полагают, что асаны — это всего лишь физические упражнения, не имеющие никакой связи с духовным развитием. Это совершенно неверная точка зрения. Для тех, кто стремится пробудить и развить свои психические способности, асаны являются почти неизбежной необходимостью!
Т.е в физиологическом аспекте речь идет о рассмотрении методов йоги на организм человека и развитии сознательного управления и регуляции моторной, сенсорной, вегетативной и другой физиологической деятельности, т. е. сознательное воздействие на соматические и психические функции.
Тело человека насчитывает около 200 сегментов поперечно-полосатой мускулатуры, каждый из которых окружен фасцией, переходящей в сухожилие и прикрепляющееся к кости. Кроме того, в местах сочленения костей – суставах, находятся связки, образующие суставные сумки.
Каждый такой сегмент имеет рецепторы, через которые ЦНС получает соответствующую информацию о силе и характере раздражения (возбуждения). Непосредственная локализация этого раздражения – кора головного мозга.
Таким образом, стимулируя определенные группы мышц, используя статический и динамический режим работы, а также растягивание и расслабление мышц, при помощи двигательных действий и поз, возможным становится опосредованное воздействие на ЦНС.
Стимуляция определенных зон коры головного мозга (кортико-висцеральное взаимодействие), оказывает воздействие на мыслительный процесс и связанные с ним чувства и эмоции. Психическая деятельность, в свою очередь, воздействует как на скелетную так и на гладко-мышечную мускулатуру внутренних органов.
Кроме того, определенные положения тела воздействуют на эндокринную систему, что так же проявляется в соответствующих реакциях организма. Использование различных средств и методов работы с опорно-двигательным аппаратом, позволяет достигать необходимых функциональных реакций и состояний организма человека, для выполнения или решения им соответствующих задач.
Говоря языком физиологии, происходит воздействие на функциональное состояние ЦНС, то есть на психические и физиологические функции организма. Используя эти знания и возможности, человек может корректировать различные дисфункции своего организма.
Такой процесс самопознания позволяет вывести человеческое существо на новую ступень эволюционно значимых изменений и, как следствие, более высокий уровень реализации личности. Однако практическое достижение этих изменений, как например коррекция позвоночника или избавление от хронического стресса, требует специальных знаний и должно реализовываться постепенно. Первое время необходимо практиковать под наблюдением квалифицированного специалиста, который сможет отслеживать правильность выполнения и адаптировать комплексы персональной практики под изменение состояния организма.
Традиционно считается, что асаны хатха-йоги могут практиковаться в любом возрасте, вплоть до глубокой старости. Последователи системы сумели чисто эмпирически, путем обобщения векового опыта, открыть основную общебиологическую закономерность: правильно подобранная и дозированная функциональная нагрузка, при регулярном систематическом повторении в виде упражнений, формирует и совершенствует организм, его ткани, органы и системы.
Занятия хатха-йогой способствуют приобретению навыка глубокого расслабления, что так же благотворно влияет на эмоциональную сферу, со временем формируя стрессоустойчивость. Тренировка психоэмоциональной устойчивости дает человеку возможность даже сознательно снижать болевой синдром.