Как набирают дыханием в даосской школе. Восемь упражнений. Диафрагма и дыхание

1 января 2020

Дыхательная гимнастика имеет в Китае древние корни. В известном даосском сочинении «Баопу-цзы» (начало IV в.) ученый даос Гэ Хун писал, что с помощью дыхательных упражнений можно «исцелить все болезни, оградить себя от змей и тигров, находиться под водой и ходить по воде, избавиться от голода и жажды и продлить свою жизнь».

В «Истории поздней Хань», в биографии Ван Чжэня, есть даже такая запись: «Ван Чжэню было почти сто лет, но лицо его лоснилось; он был похож на пятидесятилетнего. Мог выполнять упражнения утробного дыхания и утробного питания. «Утробное дыхание» означает внутреннюю циркуляцию дыхания в статической позе сидя; «утробное питание» означает сглатывание образовавшейся во рту слюны.

Среди многих способов дыхания даосов наибольшей известностью пользовался способ «Утробное дыхание». Свое название этот способ получил потому, что стремился воспроизвести дыхание плода в утробе матери. Даосы учили, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем практикующим дао рекомендовалось овладеть утробным дыханием, т. е. дышать как плод в материнском чреве. Даосы считали этот способ дыхания основой жизни, полагали, что с его помощью можно достичь состояния зародыша, изгнать старость, «возвратиться к истоку, вернуться к основе», а это означало по их мнению означало достижение бессмертия.

История возникновения

«Утробное дыхание» было открыто в начале эпохи Тан. В даосских сочинениях оно определялось как внутреннее дыхание, то, которое использует внутренний воздух, находящийся в теле человека изначально. Что касается внешнего дыхания, то оно использует воздух внешний.

Когда даосы обратили внимание на циркуляцию воздуха в теле человека, дыхание было подразделено на внешнее и внутреннее. По представлениям даосов того времени, внутренней воздух выходил из «поля киновари», из области печени и диафрагмы. Этот внутренний воздух, содержавшийся в теле каждого отдельного человека, назывался еще «изначальным воздухом» (юань ци). Даосы полагали, что «изначальный воздух» в человеке соответствует изначальному воздуху Неба и Земли, что человек получает этот изначальный воздух Неба и Земли при своем рождении, что этот воздух становится его «духом» (шэнь) и его телом (син), что человек получает изначально единый воздух, который становится также его слюной и эссенцией (т.е. семенем). Кроме того, полагали даосы, изначальный воздух Неба и Земли в макрокосме возникает на севере, принадлежит стихии воды, соотносится с триграммой кань, доминирует в северных районах и, в частности, в районе горы Хэн, Пика севера. «Изначальный воздух» человека, т.е. микрокосма, возникает в почках, соответствующим стихии воды, триграмме кань и северу. Он является источником жизненного воздуха, движущегося между почками. Он — основа пяти внутренних органов, корень всех двенадцати каналов, ворота вдоха и выдоха, источник «трех плавильщиков» («трех обогревателей» или «горящих областей»). Этот воздух — корень человека, поэтому если корень уничтожить, все органы и каналы поведут себя как ветви и листья, которые засыхают с гибелью корня.

Поскольку «изначальный воздух» представлялся даосам жизненным корнем, его надлежало бережно сохранять, тем более что количество его, как считалось, весьма ограниченно, всего шесть цуней. Потеря одного цуня «изначального воздуха», считали даосы, уменьшает жизнь человека на тридцать лет, сохранение же всех шести цуней обеспечивает вечную жизнь. Поэтому предписывалось овладеть правилами дыхания, чтобы «изначальный воздух» не выходил наружу через нос и рот, а постоянно заполнял собой «поле киновари» и циркулировал по всему телу, не смешиваясь с внешним воздухом.

Теория и практика циркуляции внутреннего воздуха разрабатывалась даосами периода Тан и Сун. Они представляли себе механизм циркуляции следующим образом: поскольку движение внутреннего и внешнего воздуха скоординированы, то, когда внешний воздух поднимается для выдоха, внутренний, содержащийся в нижнем «поле киновари» также поднимается вверх; когда же внешний воздух опускается после вдоха, внутренний воздух тоже опускается и возвращается в «поле киновари». Циркуляция внутреннего воздуха, как полагали даосы, проходила в два такта: во-первых, поглощения воздуха и, во-вторых, собственно циркуляции этого воздуха. Даосские сочинения описывают лишь один способ поглощения воздуха и два способа циркуляции.

Что такое Утробное дыхание?

В сочинении Гэ Хуна «Баопу-цзы» говорится, что практикуя циркуляцию воздуха, следует вдыхать носом и затем закрывать, запирать воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдыхать ртом. Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось. При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое. По мере овладения этой практикой следовало увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно было, привести к омоложению старых.
Для получения эффекта необходимо заниматься по 30 — 50 мин каждый день. Естественно, начинать надо минут с пяти и постепенно довести время до вышеуказанного.

Как осуществлять дыхание?

Дыхание осуществляется преимущественно при помощи движений животом, втягивая и выпячивая его. При прямом брюшном дыхании на вдохе передняя стенка живота выпячивается вперед, живот как бы надувается. Диафрагма при этом опускается вниз, создавая вакуум в легких и увеличивая объем вдыхаемого воздуха. На выдохе живот втягивается, диафрагма поднимается.

В какой позиции выполнять дыхание?

Лучше всего выполнять Утробное дыхание в позе Лотоса. Скрестите обе лодыжки и расположите каждую пятку на колене противоположной ноги так, чтобы подошвы обеих ног смотрели вверх. (По мере привыкания к позе старайтесь помещать пятки все ближе к тазу.) Затем следует положить правую кисть на левую, ладонями вверх, соединив большие пальцы, и опустить кисти на стопы напротив живота. Это лучшее положение для практики.

Если вам не можете сидеть в лотосе, лучше начинать с обычной позиции со скрещенными ногами. Икры пересекаются так, что пятки находятся под серединой каждого бедра. Тело выпрямлено, плечи расслаблены, локти естественно опущены вниз, ладони легко положены на колени либо сложены перед животом как в позиции Лотоса.

Почему лучше заниматься «внутренним достижением» в Лотоса? В этом тоже есть свой смысл. Послушник, сидящий в такой позе, имитирует положение эмбриона в утробе матери, и полностью запечатывает жизненные точки тела, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «Утробного дыхания» и открыть в животе так называемое «десятое отверстие» — точку обмена «внутренней энергии» даоса и «небесной энергии» космоса. Другое важное назначение этой позы состоит в том, что она способствует осознанию послушником энергетических каналов в своем теле.

Соответственно, победа над старостью, возврат к «младенческому» и даже «эмбриональному» состоянию, являются главной целью даосского совершенствования. Хотя процесс старения неизбежен и человек не может весь целиком снова стать младенцем, есть возможность восстановить некоторые свойства младенческого состояния, например — полную систему энергетических каналов, какой она бывает у новорожденных. Эти каналы нельзя различить ни обычным глазом, ни какими-либо научными приборами. Увидеть их могут лишь те, кто пережил опыт «внутреннего достижения». Такая способность позволяет послушнику Дао не только поддерживать здоровье, но и восстанавливать молодость.

Как практиковать Утробное дыхание?

Глаза лучше закрыть. Воздух следует вдыхать через ноздри медленно животом, настолько плавно, что не должно быть слышно никакого шума, и вдох надо прекратить, когда грудная клетка начинает расширяться. Затем дыхание следует задержать как можно дольше, по крайней мере, на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 120 (в идеале потом 120 ударов пульса). После этого необходимо выдохнуть воздух через рот полностью и так плавно, чтобы лебединое перо, подвешенное перед лицом, не шевельнулось. Затем опять следуют вдох, задержка, выдох и т.д.

Теоретическая цель этого процесса состоит в том, чтобы вернуться к дыханию плода в утробе матери, при котором зародыш непрерывно растет, ничего не теряя. Идеалом была бы задержка дыхания на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 1000, так как воздух восстанавливает и оживляет организм человека.

Воздух должен быть живым, а не мертвым. Желательно выполнять его на свежем воздухе или предварительно проветрить помещение. Это упражнение необходимо выполнять между полночью и полднем. В этот период воздух живой – Ян. Между полднем и полночью – Инь.

Тот, кто выполняет дыхательное упражнение данного типа, должен быть вегетарианцем. Помимо обновления организма, как говорят древние мудрецы, это дыхание способствует отвлечению мыслей и, как следствие, хорошей концентрации ума. Оно приносит здоровье и полное умиротворение.

Срок пребывания в этой жизни у каждого из нас, к сожалению весьма ограничен. Необратимые процессы старения у среднестатистического человека начинаются в возрасте около 40 лет. Примерно в этом возрасте большинство людей начинают уделять пристальное внимание своему здоровью. Особенно очевидно это становится, когда наблюдаешь за жизнью звезд шоу бизнеса. До лет 35 — 40 они живут как хотят! Многие из них употребляют алкоголь и даже наркотики, а вот с этого возраста всё резко меняется. Йога, медитация, … Они готовы на всё, чтобы продлить свою жизнь и молодость.

А на что вы готовы пойти ради молодости и бодрости духа?

Пластические операции — это дорого и противоестественно. Есть способы куда продуктивнее. Один из них — китайская дыхательная гимнастика. О ней мы и поговорим сегодня более подробно.

Мудрецы Востока

Восток — дело тонкое… Точнее, восток — место особенное. В этой части Земли живут люди, склад ума которых сильно отличается от Западного человека. Мудрецы японии и китая передают мудрость и знания о работе с собственным физическим воплощением и духом на протяжении 7000 лет из поколения в поколение.

Китайские мудрецы уверены, что весь мир — это необъятный океан, сплетенных друг с другом энергий. И что из таких переплетений состоит всё вокруг: моря, океаны, трава, земля, деревья, животные, птицы и, конечно, сам человек. Энергию внутри человеческого тела они называют Ци или Чи и именно с ней учат работать такие практики как цигун и цзяньфэй.

Эти системы лежат в основе секретов китайских долгожителей. Они призваны научить человека будить эту энергию внутри себя, учиться управлять ей, накапливать её и жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.

И вы тоже можете приобщиться к древнему знанию и обрести здоровье, молодость и долголетие, в каком бы состоянии вы не находились прямо сейчас!

Для чего это нужно?

Наша современная жизнь бьёт ключом и протекает на очень высоких скоростях! Не всегда нервная система выдерживает этот темп. А там где страдают нервы, страдает и весь организм. Наполненные мудростью предков дыхательные практики востока помогут вам:

  • Восстановить баланс в теле и уме, очистить сознание от всякого рода забот и мусора. Следовательно укрепить свою нервную систему, обрести спокойствие и жизненную стойкость.
  • Улучшить метаболизм и тканевый газообмен, что также способствует приобретению рельефа и стройности.
  • Улучшить иммунитет.
  • Снять усталость и получить прилив сил и бодрости.
  • Простимулировать работу абсолютно всех органов и систем.

Тренируя дыхание, вы в целом приведете организм в более бодрое состояние и подготовите его к физическим нагрузкам. Мало кто знает, но сразу начинать жестко заниматься спортом для похудения или с целью улучшения здоровья не стоит. Это может наоборот навредить неподготовленным мышцам и органам. Комплексы на дыхание как раз существуют, чтобы вставая на тропу здорового образа жизни, вы подготовились к нагрузкам и уже подкопили энергию.
Энергия Ци и техника, которая её будит

Цигун дословно переводится, как работа с энергией Ци. Сама техника базируется на знаниях об энергетике человека и его энергетических центрах таких, как:

  • голова
  • грудь
  • живот

Сама по себе практика берёт истоки из даосской культуры и имеет в своем центре комплекс гармоничного сочетания физических движений с правильными вдохами и выдохами. Именно правильными!

Большинство людей и не подозревают, что дыхание их уже давно перестало быть глубоким. Для нас это такой естественный процесс, на который мы просто не обращаем внимание, не подозревая что дышать глубоко, используя не только легкие, но и задействуя при этом диафрагму — это и есть то, что необходимо нам для долголетия.

В системе Цигун существует три вида дыхания. “ Дыхание огня” — оно используется в быстрых динамичных комплексах. Как его выполнять подробно объясняется вот в этом видео.

Глубокий и размеренный вдох-выдох используется в упражнениях на очищение ума и расслабление. Ну и самый распространённый вид — это глубокое дыхание с помощью диафрагмы. Его необходимо освоить каждому желающему. Это очень просто: для этого во время вдоха ваш живот должен надуваться, как воздушный шарик и сдуваться во время выдоха.

Сам комплекс повторяйте за ведущим в этом видео. Так всего 15 минут в день значительно приблизят вас к заветной цели — блестящему здоровью!

Для тех, кто хочет похудеть

Многие хотят похудеть, но мало кто догадывается, что стройность — это не только правильное питание и физические тренировки. В большей степени это правильная работа всех внутренних органов и обменных процессов. Ведь если в проблемных местах скапливается жир — это значит, что у вас нарушился метаболизм. Мудрецы востока и на это имеют своё решение.

Посмотрите на китайцев, японцев и азиатов — они все поголовно очень стройные!

Конечно, это связано и с рационом их питания, в котором в основном преобладают рис и морепродукты, но также и с использованием древних даосских знаний, которые со временем оформились в технику цзяньфэй.

Уже не терпиться приступить к похудению с помощью цзяньфэй?!

Вот — видео. Приступайте и наслаждайтесь быстрыми результатами!

Целебные звуки

Для тех, кто хочет пройти курс экспресс — омоложения в Китае придумали систему — шесть оздоровительных звуков. Согласно ей выполняются специальные движения телом, при которых нужно произносить шесть специальных звуков, каждый из которых обладает своим особым смыслом.

1. “Хэ” — звук ответственный за правильную работу сердца и тонкого кишечника. Применятся для того, чтобы прийти в четкое спокойное состояние сознания и ума.

2. “Сюй” — звук, с помощью которого очищается печень и желчный пузырь. Китайцы убеждены, что злость человека скапливается именно в печени. С помощью целебного звука вы как-бы выдавливаете из печени всю злость, заново обретая равновесие и глубокий здоровый сон.

3. “Чуй” — звук, который освобождает мочевой пузырь и почки от всех неприятных застойных процессов. Если верить мудрым азиатам, канал почек в человеческом теле ответственен за счастье. Значит чем лучше работают ваши почки, тем более счастливый вы человек!

4. “Ху” — способствует выведению токсинов из селезёнки и желудка.

5. “Сы” — это правильная работа лёгких.

6. “Си” — очищает каналы от диафрагмы до горла, от пупка до диафрагмы и ниже пупка.

Чтобы лучше разобраться — что к чему, смотрите это видео.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и реально поможет многим из вас повысить жизненный тонус и стать чуточку гармоничнее!

Медитативное дыхание.

Первый и важнейший шаг на пути к эффективной медитации — это правильное дыхание. В китайской медитации используются два базовых метода дыхания — даосский и буддийский.

Д аосское, или обратное дыхание, служит для подготовки ци к циркуляции, и поэтому правильности его выполнения придается огромное значение. В даосском дыхании «обратным» по отношению к «нормальному» является движение нижней части живота. На вдохе она НЕ РАСШИРЯЕТСЯ, а ВТЯГИВАЕТСЯ, а на выдохе — соответственно, наоборот.

Никогда не задерживайте и не форсируйте дыхание! Вдыхайте медленно через нос, плавно и легко, втягивая и поднимая нижнюю часть живота. Когда легкие наполнятся, начинайте мягко выдыхать.

Вдох считается иньским процессом, а выдох — янским. Вдох и выдох должны образовывать подобие символа Инь — Ян, плавно переходя друг в друга в текучем циклическом движении. На выдохе медленно, без усилий выталкивайте Даньтянь и всю нижнюю часть, живота вниз и вперед («во вне»). Область Данътяня — место, где генерируется и накапливается ци перед началом малой циркуляции. Поэтому мышцы вокруг Данътяня нужно тренировать, чтобы они могли в должной степени обеспечивать дыхательные движения живота. Поначалу выпячивание нижней части живота при выдохе может казаться трудным, но с практикой мышцы научатся растягиваться больше и больше, позволяя вытягивать всю нижнюю часть живота от пупка до лобковой кости. Не форсируйте этот процесс, но работайте настойчиво и регулярно.

Даосское дыхание — глубокое: не в том смысле, что оно тяжелое, а в том, что легкие при нем задействуются почти на полную мощность. Часто люди, выполняя тяжелую физическую работу, дышат тяжело, но не глубоко. Глубокое дыхание заставляет внутренние органы вибрировать в ритме дыхания, что стимулирует их деятельность и укрепляет их. Но этого не происходит, если дыхание не глубокое, даже при самых напряженных гимнастических упражнениях: они укрепляют лишь мышцы, принося мало пользы жизненно важным органам.

В буддийской методике движения нижней части живота противоположны даосским, то есть на вдохе живот выпячивается, а на выдохе — втягивается. Такой вид дыхания называется также «нормальным». Так дышат, например, певцы.

Оба метода используют один и тот же принцип генерирования энергии ци. Различие между ними — лишь в координации движений живота с дыханием. Многие медитирующие практикуют и даосский, и буддийский методы, легко переключаясь с одного на другой.

Медитация и циркуляция ци.

Научившись правильно дышать по вышеописанным методам, можно приступать к медитации и осваивать циркуляцию ци. Первый шаг — достижение спокойствия ума при концентрации на глубоком дыхании. Требуется войти в как бы умиротворённое состояние и оставаться в нем до тех пор, пока выпячивание и втягивание Даньтяня не начнет происходить без сознательного усилия и внимание не перестанет блуждать.

С достижением контроля над мышцами живота дыхание становится как бы мехами, раздувающими огонь ци в печи Даньтяня. Весь процесс генерирования и накопления ци в Даныпяне называется «дыханием нижнего уровня», а простые вдохи — выдохи в легких — «дыханием верхнего уровня». Первая система ставит целью накопление ци как энергии, а вторая — ци как воздуха. Избыточная ци в Даныпяне вызывает у большинства людей подергивание и ощущение тепла в области живота. «Мехи» (глубокое дыхание), таким образом, вызывают огонь (накопление ци) в районе Даньтяня. Когда это происходит, ци уже готова вырваться из Дянътяня и отправиться в другую полость. Чтобы быть уверенным в том, что накопленная ци пойдет в нужную полость, надо принять правильную позу (со скрещенными ногами). Когда ци готова вырваться из Даньтяня, нельзя позволить ей уйти в ноги. Если же ноги правильно скрещены, поток ци частично перекрывается. Дело в том, что, направившись вниз, ци может застрять в некоторых полостях. Для начинающего ученика это опасно, поскольку он еще не имеет опыта контроля над ци. Эта остаточная ци в полостях позднее будет влиять на циркуляцию в ногах и даже, в исключительных случаях, может вызвать паралич.

Когда ци входит в нежелательный канал и вызывает какие — то проблемы, это называется цзоу хо, или «утечка огня». Поэтому, осваивая круговорот ци, всегда держите ноги скрещенными. Ноги можно не скрещивать только тогда, когда малая циркуляция уже полностью освоена и вы начинаете пробовать большую.

Чтобы правильно начать малую циркуляцию, ци должна направиться в полость Вэйлюй, расположенную в копчике.

Итак, ци идет из Даньтяня вниз через промежность, называемую «Морским дном» (Хайди), в копчик. По пути к Вэйлюй ци проходит и через другие полости, но Вэйлюй проявляет наибольшую сопротивляемость: здесь поток ци блокируется костью.

Во время медитации разум должен сознательно вести ци по ее круговому руслу. Без сознательного руководства циркуляция ци не будет последовательной и плавной. Иногда случается, что ци проходит из Даньтяня в Вэйлюй без сознательного усилия, но для дальнейшего продвижения активное командование со стороны разума необходимо. Начиная с Даньтяня, разум остается спокойным и полностью сосредоточенным только на проведении ци через Вэйлюй. Этот процесс никогда нельзя «подталкивать» силой. Просто сосредоточьтесь на следующей полости, и пусть ци сама дойдет туда. Расслабление помогает лишь локальной циркуляции. Для более длинных круговоротов совершенно необходимо волевое сосредоточение.

Секрет ввода ци в Вэйлюй заключается в том, что нужно мягко сжать анусна вдохе. Это называется биган («закрывание ануса»). На выдохе же анус расслабляется и ци направляется разумом в Вэйлюй. Это сунган («расслаблениеануса»). Такая координация необходима всегда, даже после освоения малой циркуляции.

Из Вэйлюй ци идет вверх вдоль позвоночника к следующему из главныхпрепятствий — Цзяцзи. Она расположена на спине, прямо позади сердца, между остистыми отростками шестого и седьмого грудных позвонков. Когда ци доходит сюда, сердце начинает биться быстрее, что может помешать сосредоточению.

Последнее из главных препятствий на позвоночнике — Юйчжэнь, или Наоху. Эта полость находится в основании черепа, на конце затылочной кости. Здесь канал отчасти перекрывается костью. Если энергия не пройдет через эту точку плавно, она может войти в другие каналы на голове или в мозг. В этом случае возможны головные боли или лихорадочные, бредовые мысли.

Когда ци входит в голову, ощущение циркуляции ци становится иным, чем в спине. Поскольку слой мускулатуры на голове очень тонок, ощущения сокращения мышц здесь не будет. Будет зуд, может быть щекотно, словно по голове ползают насекомые, и это ощущение пройдет через макушку головык лицу.

Рассмотренные три главные полости в китайской медитации называются «Тремя воротами», или сань гуань.

После прохждения точки Юйчжэнь разум ведет ци через макушку головы вниз, через срединную линию лица и груди, обратно в Даньтянь, где цикл начинается снова. Обычно достижение малой циркуляции требует трех медитаций в день на протяжении как минимум 90 дней. На большую же циркуляцию иногда тратятся годы.

Пока что мы совсем мало внимания уделяли дыханию в процессе управляемого круговорота ци. Теперь же сообщаем, что циклическое движение энергии должно быть точно скоординировано с процессом глубокого дыха ния (рис.1). На этом рисунке показана базовая схема даосской медитации, в которой один полный круг малой циркуляции происходит за время двух вдохов — выдохов. В таблице 1 перечислены названия важнейших точек и даны их буквенные обозначения, используемые в рис. 1, 2 и 3.

Сначала, во время первого вдоха, создание ведет ци из носа в Даньтянь. Затем вы выдыхаете и ведете ци из Даньтяня в Вэйлюй. Снова вдох — и ци ведется вверх к точке на уровне плеч, называемой Шанбэй или Дачжуй (см. табл.1). Наконец, вы выдыхаете и ведете ци через голову в нос, завершая цикл. Итого один круговорот ци за два дыхания.

Когда этот двухдыхательный цикл освоен, можно приступать к циклу «однодыхательному». Он является базовым в боевом цигун. Однодыхательный цикл показан на рис. 2. Ци ведется до копчика на выдохе и затем до
носа на вдохе.

Иногда новички говорят, что они не чувствуют потока ци или чувствуют, что ци остановилась в одной точке. Ответ в обоих случаях будет один: продолжайте выполнение цикла. Поначалу поток ци будет больше воображаемым, чем реальным, но при упорной практике он станет сильнее и ощутимее. Помните, что поток ци существует всегда, иначе вы бы не жили. Поскольку ци следует за мыслью, движение внимания будет вызывать соответствующее движение ци по каналам и постепенно удалит все препятствия.

Опытные ученики могут пробовать обратить поток ци в малой циркуляции, то есть сделать так, чтобы энергия шла вверх по груди и вниз по спине. В обратной циркуляции этапы движения ци таковы:

Вдох — из Дяньтяня в нос;

Выдох — через голову в Шанбэй;

Вдох — в копчик (Вэйлюй);

Выдох — возвращение в Дянътянь.

Однодыхательный цикл следует тому же принципу. Обратная циркуляция помогает лечить болезни и прочищать труднопроходимые при обычной циркуляции места.

К однодыхательным циклам относится также буддийская система циркуляции ци (рис. 3). Медитирующий буддист вдыхает и ведет ци из носа вниз, через промежность в копчик. Затем он выдыхает и ведет ци вверх вдоль позвоночника, через голову в нос. Буддисты также могут менять направление

Точка

Даосское название

Название в акупунктуре

Месторасположение

Дяньтянь

Цихай

Полтора дюйма ниже пупка

Хайди

Хуэйинь

Основание таза

Вэйлюй

Чанцян

Линтай

На позвоночнике на уровне сердца

Шанбэй

Дачжуй

Верхняя часть спины

Юйчжэнь

Наоху

Основание черепа

Тянълингай

Байхуэй

Суляо

Дуци

Шэньцюэ

Таблица №1

циркуляции. Следует помнить, что в буддийском методе Даньтянь расширяется (т. е. живот выпячивается) на вдохе и сжимается на выдохе.

Есть и другие методы медитации, в которых Даньтянь не задействуется как источник ци. Роль такового могут играть солнечное сплетение, центр лба и другие точки; иногда ци генерируется без координации с дыханием.

Совет начинающим.

Человек, подходящий к медитации серьезно, на первых порах не должен пытаться заниматься циркуляцией ци. Ваша начальная цель — натренировать мышцы вокруг Даньтяня для естественного и легкого даосского дыхания. Это достигается предварительной практикой обратного дыхания. Когда мышцы адекватно натренированы и сознание в достаточной степени успокоено — только тогда можно переходить к циркуляции.

Здравствуйте, уважаемые. Вам хочется жить долго и оставаться в добром здравии, и вы хотите знать секреты активного долголетия? Но без усилий, просто так, долгая, здоровая жизнь не дается. Тогда упражнения долголетия и здоровья будут для вас как раз в тему. В этой статье вы найдете не одну, а сразу три гимнастики долгожителей — китайскую, тибетскую и даосскую.

Китайская дыхательная гимнастика

Первый секрет долголетия от китайских долгожителей — дыхательная гимнастика — простая и доступная для выполнения. В этом вы сейчас сами убедитесь. Важная составляющая жизни китайцев – дыхательная гимнастика.

Выполняйте 3 упражнения, чтобы почувствовать бодрость и прилив сил. Она также полезна для похудения.

1. «Волна»

Убирает чувство голода. Можно выполнять сидя или лежа.

Выполнение: при вдохе втянуть живот, грудь приподнять, дыхание задержать на пять секунд. При выдохе выпячивайте живот, опустите грудь. За один подход делайте 50 вдохов-выдохов.

2 . «Лотос»

Устраняет усталость, нормализует обмен веществ. Принять позу «сидящего Будды» или сидя на стуле, не опираясь на его спинку.

Первые 5 минут дышите медленно. Затем 5 минут дышите, как всегда дышите. Потом, в течение 10 минут дышите как всегда, очищайте мысли от негатива. Можно делать трижды в день.

3. «Лягушка»

Присядьте на стул, ноги установите на ширине плеч, локти положите на колени. Левая рука сжата в кулак, правая ее обхватывает, голова упирается в кулак.

Расслабьтесь, глаза закройте, сознание очистите. На вдохе пресс напрягите, а на выдохе — расслабьте. Выполняйте 15 минут, можно трижды в сутки.

Противопоказания : , период после операции, внутренние кровотечения.

Польза:

  • идет массаж внутренних органов,
  • кровообращение улучшается,
  • улучшается обмен веществ,
  • появляется отличный цвет лица,
  • приходит бодрость, прилив сил.

Зарядка тибетских монахов

Удивительные превращения происходят с человеком, когда он всего 5 минут выполняет тибетскую гимнастику ежедневно. Ее еще называют гормональной, так как она помогает содержать наши эндокринные железы в молодом состоянии, примерно в 25- 30 летнем возрасте. Ее лучше делать рано, в 5 или 6 утра.

  1. Растирание рук. Проснувшись, в течение 10 секунд растирайте руки, чтобы они стали горячими. Обратите внимание — если ладони станут горячими и сухими, то организм имеет хорошую энергетику. Если ладони теплые, то ваше биополе снижено. Если же ладони влажные и холодные, то организм дает серьезные сбои. Как раз этот комплекс поможет «убежать» от многих недугов.
  2. Проработка ушей. Надавить ладонями на уши, пальцы на затылке, сделать 30 массирующих движений. Массаж не прекращайте, даже если почувствуете боль. Затяжные воспаления уха пройдут, улучшится слух. За 6 месяцев практики вы избавитесь от всех ушных заболеваний.
  3. Массаж лба. Левую ладонь положите на правую ладонь, потом обе кладете на лоб, начинайте потирать лоб от виска к виску тоже 30 раз. Этот прием оздоровит носовые пазухи, улучшит работу гипофиза.
  4. Пальминг. Положите на глаза горячие ладони, надавите на «яблоки»: 1 секунда — одно движение, а надо сделать 30 надавливаний. Затем подержите ладони еще 30 секунд, а при плохом зрении, то 2 минуты. Вы увидите, как зрение начнет улучшаться.
  5. Подтяжка лица. Сожмите кулак, а большой палец заведите за ухо, 30 раз с силой проводим кулачками от подбородка к ушам.
  6. Массаж темени. Кладем под шею валик, из рук делаем кольцо так, чтобы правая рука была снизу, левая – сверху. Не прикасаясь к голове, аркой из рук делаем 30 движений: ото лба к затылку, «зависаем» над темечком, «порхаем» 30 раз от уха к уху. Это упражнение приведет давление в норму, сделает подвижными плечевые суставчики, избавит от боли в плечах.
  7. Массаж щитовидки. Правая рука кладется на щитовидку, на нее левая. Не касаясь железы, тридцать раз проводим от нее до пупка, на расстоянии 5 см от туловища. На 30-ый раз обе руки кладем на живот.
  8. Массаж живота. Делаем 30 круговых движений по животу. При помощи массажа нормализуется деятельность кишечника, пропадают хронические запоры.
  9. Встряхивание. Руки и ноги поднять вверх, ладони и ступни параллельно полу. Вращаем руки в запястьях, а ноги в стопе, затем делаем встряхивание, чтобы кровь лучше бежала по капиллярам. Считаем до 30, а можно больше.
  10. Растирание стоп. Растираем сначала одну стопу, затем другую. Если найдете на стопах болезненную точку, то помассируйте ее подольше. Уделите особое внимание центру стопы.

Делая эту оздоровительную гимнастику, вы прибавите себе 20 лет жизни. После комплекса выпейте стакан теплой воды, чтобы омыть стенки кишечника. Его можно назвать зарядкой для ленивых, ведь особого напряжение здесь нет.

Поблагодарите Высшие силы за Милость, которая явилась к вам в виде этого комплекса!

Даосская гимнастика возвращения молодости

Вы хотите быть активными и молодыми? Тогда начинайте выполнять зарядку для активных людей, но заметивших ослабление полового влечения — а это может случиться в самом расцвете сил, то есть в 35-40 лет. Если заметили угасание, то вам поможет даосская гимнастика, разработанная мастерами Востока.

Один из ее создателей утверждает, что даже через 2 недели регулярных занятий, от вас уйдут половые расстройства, болезни сердца, суставов, позвоночника.

1. Упражнение «возвращение весны»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, отвлечься от всех мыслей.

Начать вдох через нос, приподнимаясь при этом на пяточки и расправляя грудь. В дальнейшем можно дышать и носом, и ртом.

При вдохе нижняя часть живота начинает выпячиваться, чтобы вдохнуть больше воздуха. При выдохе живот втянуть, колени согнуть, опуститься на пятки. Надо выполнить 16 раз.

2. Встряхивание

Если сможете, то задержите дыхание на одну минуту. Затем встряхнитесь всем телом.

Расслабьтесь, оставляя колени слегка согнутыми. Потом начинайте трясти всем телом, увеличивая амплитуду колебаний (трястись должны все части тела, даже зубы).

При потряхивании слегка согнуть пальцы, и вытягивать их до ощущения легкого изнеможения. Потряхивание проводится в течение 1 минуты. За это время человек совершает примерно 146 колебания.

3. Вращение плечами

Колени слегка согните, мышцы расслабьте, рот приоткройте. Руки свободно опущены. Далее делайте круговые движения левым плечом: сначала вперед, потом вверх, назад и вниз, а правым плечом делаете также, только в другую сторону: сначала назад, вниз, потом вперед и вверх, руки тоже вовлекаются во вращение.

Выполнить по 16 раз. Внутренние органы вбирают свежий воздух и отдают отработанный. Возможно, будет тошнота и отрыжка.

Уважаемые читатели, если вы освоите комплексы упражнений долголетия, то напишите в комментариях ваши впечатления.

В китайском цигун существуют два базовых метода дыхательной практики. Это, так называемое, естественное (буддийское) дыхание и парадоксальное (даосское) дыхание . Главное и фундаментальное различие между ними состоит в том, что если в естественном (буддийском) типе дыхания во время вдоха живот, наполняется и выпячивается, а во время выдоха втягивается; то при парадоксальном (даосском) дыхании – наоборот, во время вдоха живот втягивается, а во время выдоха – выпячивается.

Во всех руководствах по цигун излагаются оба метода дыхания и китайские мастера дыхательного цигун могут свободно переходить от одного метода к другому. Поскольку сравнительный анализ этих двух методов очень важен с практической точки зрения, рассмотрим каждый из них более подробно и обстоятельно.

Даосское парадоксальное дыхание основано на интенсивном применении Мула-бандхи при полном отсутствии Уддийана-бандхи. Мула-бандха – это исключительно сильная по своему воздействию техника сублимации сексуальной энергии, основанная на периодическом чередовании втягивания и расслабления нижней части живота (лобковой зоны), половой сферы, а также ануса и промежности. В случае китайского парадоксального дыхания втягивание и сжатие этих зон происходит во время вдоха, а их расслабление, сопровождающееся расширением нижней части живота, – во время выдоха. Существенно важным является качественное расслабление вышеуказанных зон во время выдоха.

Эффект воздействия поистине уникален. Этот вид дыхания также можно назвать прокачивающим дыханием , поскольку оно снимает сексуальный перегруз и направляет сексуальную энергию цзин вверх по позвоночнику. Прокачивающее даосское дыхание – прекрасный метод для периодов длительного полового воздержания, а также для тех, кто практикует сексуальную йогу, будь то тантрический (индийский) её вариант или даосский (китайский).

Переход с буддийского естественного дыхания на парадоксальное даосское немедленно и весьма очевидным образом приводит к возрастанию способности самоконтроля во время сексуального общения. Практика даосского дыхания весьма сильно благоприятствует устранению преждевременной эякуляции у мужчин, а женщинам помогает легко и успешно практиковать циркуляцию энергии по микрокосмической орбите во время полового акта. Кроме того, регулярная практика даосского парадоксального дыхания обеспечивает здоровое состояние всей мочеполовой сферы, а также излечивает такие заболевания как аденома простаты и фибромиома матки, делая излишним оперативное вмешательство. Мула-бандха работает по принципу, который я называю «грязная губка в проточной воде». Если мы будем ритмично сжимать и отпускать эту грязную губку, то в скором времени вся грязь удалится, промоется, и губка вновь станет чистой. В этом заключаются великие достоинства метода даосского парадоксального дыхания, которое также можно назвать «Мула-бандха Пранаяма».

Здесь я должен сделать определённые пояснения. Дело в том, что я использую термин Мула-бандха несколько вольно. На самом деле, в парадоксальном дыхании используются три различные техники. Это:

1) Ваджроли мудра , при которой женщины сжимают влагалище, а мужчины втягивают половой орган и мошонку.

2) Мула-бандха , при которой женщины сжимают шейку матки, а мужчины – зону промежности (между мошонкой и анусом).

3) Ашвини-мудра , при которой сжимается анус (сфинктер заднего прохода).

Для удобства я буду использовать только один из этих технических терминов – Мула-бандха , имея при этом в виду все три вышеуказанные техники вместе взятые. Таким образом, для меня Мула-бандха – это сочетание всех трёх сублимационных техник, общее понятие, охватывающее и Ваджроли-мудру, и собственно Мула-бандху, и Ашвини-мудру. Поскольку все три задействованные зоны сжатия находятся в одном регионе, эта вольность, на мой взгляд, вполне оправдана, так как позволяет избежать излишней терминологической загромождённости.

Итак, даосское парадоксальное дыхание полноценно задействует Мула-бандху (втягивание нижней части живота, половой сферы, ануса и промежности), но при этом, к сожалению, исключает Уддийана-бандху – втягивание средней части живота, включая область пупа и Дань-Тяня. В этом заключается главный недостаток этого метода дыхания. В даосском дыхании на вдохе живот втягивается, а на выдохе – выпячивается. При таком режиме дыхания выполнение Уддийана-бандхи делается невозможным. Между тем, эта техника исключительно важна и рассматривается в Хатха-йоге как один из наиболее эффективных и ценных методов. В Хатха-йога Прадипике по поводу этой бандхи сказано следующее:

«Пупок прижми к позвоночнику. Такова Уддийана-бандха – тот лев, что одолеет слона по имени смерть » (Глава II, 56).

«Уддийана проста, коль учителем дана. Поступающий так, даже если стар, вновь становится молодым » (Глава II, 57).

«Прижми к спине всё, что выше и ниже пупка. Одолеешь смерть за полгода. Сомнений нет ». (Глава II, 58).

«Из всех бандх Уддийана – наилучшая. Утвердись в ней – и освобождение придёт само собой » (Глава II, 59).

«Нет ничего лучше трёх бандх. Все мастера практикуют их непременно, ибо известны три, как самые главные из всех техник Хатха-йоги » (Глава II, 75).

Как видим, самые главные техники классической Хатха-йоги – это три бандхи (три замка): Джаландхара-бандха (шейный замок), Уддийана-бандха (втягивание средней части живота) и Мула-бандха (втягивание низа живота и половой сферы). Конечно, сами по себе три базовые бандхи мало практикуются. Как правило, они выполняются не как отдельные упражнения, а как технические элементы, входящие в состав йогического дыхания – Пранаямы.

Хотя в индийской йоге Уддийана-бандха считается наиболее важной из трёх бандх, с этим можно поспорить. На мой взгляд, по своей важности Мула-бандха ничуть не уступает Уддийана-бандхе. Спорить о том, какая бандха более значима – всё равно, что спорить, какая физиологическая система важнее – мочеполовая или пищеварительная. Конечно же, такого рода дискуссии не имеют никакого смысла.

В естественном (буддийском) типе дыхания, несомненно пришедшем в Китай из Индии, на вдохе живот наполняется и выпячивается, а на выдохе – втягивается. Такая дыхательная техника очень удобна для практики Уддийана-бандхи – втягивания средней части живота (зона пупа, а также выше и ниже этой зоны) во время выдоха.

Что же именно даёт Уддийана-бандха? Перечислю её главные достоинства, её уникальный вклад в практику дыхательного цигун:

а) полноценный массаж всех внутренних органов, расположенных в брюшной полости. Особенно благотворное влияние оказывает Уддийана-бандха на всю систему пищеварения: на желудок, кишечник, на печень и почки. При этом происходят весьма сильные энергетические процессы, ибо Уддийана-бандха работает как мощный энергетический насос. Однако сильное воздействие осуществляется даже на чисто физиологическом уровне. Здесь я позволю себе ещё раз вернуться к метафоре грязной губки. Представим себе эту губку, которую мы поместили в проточную воду. Сжимаем-отпускаем, снова сжимаем, снова отпускаем. Губка быстро и эффективно освобождается от заполнившей её грязи. Нечто подобное происходит и во время дыхательной практики с использованием Уддийана-бандхи. Стимулируется кровообращение, ликвидируются застойные явления, спайки, рассасываются доброкачественные опухоли и так далее. Всё это можно реализовать только посредством естественного (буддийского) дыхания, основанного на применении Уддийана-бандхи. Без этой бандхи осуществить столь амплитудное и столь выраженное воздействие на брюшную полость и содержащиеся в ней внутренние органы – принципиально невозможно.

б) С точки зрения энергетической (прана, ци) Уддийана-бандха представляет собою самый мощный энергетический насос, энергетическую помпу, резко усиливающую как циркуляцию энергии внутри нашего тела, так и энергообмен с окружающей средой.

Уддийана-бандха (и об этом чётко говорится в классических текстах Хатха-йоги) активизирует энергопоток через поясничный отдел позвоночника. Таким образом, она оказывает благотворное воздействие как на этот отдел позвоночника, так и на всю поясничную зону. Это очень легко увидеть, если у вас там имеются проблемы (радикулит, тяжесть и боли в пояснице, «усталость» спины). Достаточно в повседневной жизни держать живот слегка подтянутым (даже без полноценной Уддийана-бандхи), как вскоре поясница начинает согреваться, а боль и усталость постепенно растворяются.

В даосском парадоксальном дыхании Уддийана-бандха отсутствует и это очень часто приводит к болям в пояснице. Если практиковать парадоксальное дыхание сидя в Сиддхасане и в достаточных объёмах (по 30-50 минут дважды в день), то при отсутствии специальных упражнений для снятия перегруза с области поясницы, в конечном итоге можно заполучить тяжёлый приступ радикулита .

Наконец, отсутствие Уддийана-бандхи приводит к появлению у тех, кто практикует парадоксальное дыхание, специфического даосского животика. Интересно, что при этом на животе очень хорошо видна разделительная линия между «нижней территорией» живота, относящейся к сфере воздействия Мула-бандхи, и «средней территорией» живота (область пупа и Дань-Тяня), относящейся к сфере воздействия Уддийана-бандхи. Ниже этой демаркационной линии живот подтянут, жировые отложения отсутствуют, а вот выше – начинается всё это безобразие. Как видим, даосское пузо – вовсе не достоинство, не свидетельство изобилия жизненной энергии, накопившейся в области живота, а всего лишь малоприятное следствие практики даосского дыхания, не уравновешенной совершенно необходимыми дополнительными упражнениями для брюшного пресса.

Тем не менее, бояться даосского парадоксального дыхания не нужно. Во избежание возможных обострений (болей в пояснице и появления даосского животика) вполне достаточно ежедневно выполнять небольшой комплекс из следующих 4-х упражнений:

1. Крокодил, ноги расставлены.

2. Крокодил, ноги сомкнуты.

4. Вращение поясничного отдела позвоночника, сидя в Сейдза.

Все эти упражнения приведены в главе «Практика для даосского круга». Если не лениться и ежедневно выполнять этот небольшой, но очень полезный комплекс упражнений – никаких проблем не будет.

Таким образом, каждая из рассмотренных двух бандх имеет свои достоинства и свои недостатки. Мула-бандха обеспечивает такое воздействие, которое невозможно получить посредством Уддийана-бандхи. И наоборот, то, что даёт Уддийана-бандха – не может дать практика Мула-бандхи.