Боевые искусства ушу. По Пути дракона. Рассказываем о буднях Шаолинь Тагоу — самой большой школы боевых искусств в мире. В бою важнее всего эффективность

11 марта 2020

Можно сказать, что китайские боевые искусства – это визитная карточка Китая. Очень многие люди во всем мире что-то знают или слышали о легендарном монастыре Шаолинь и его прославленных монахах – мастерах шаолиньского кунг-фу. В самом Китае боевые искусства (в широком смысле этого слова) тесно сопряжены с жизнью практически всех слоев населения. В любом китайском городе утром и вечером в парках можно увидеть группы людей всех возрастов и профессий, которые занимаются теми или иными практиками. Для кого-то это способ поддержать здоровье и развить физическую форму, для кого-то – возможность провести время на природе в компании близких по духу людей, кто-то тренируется ради боевого применения и самозащиты, а для кого-то китайские практики – это путь саморазвития и целая философия жизни. Безусловно, китайские боевые искусства – это намного больше, чем спорт или оздоровительная гимнастика. Это целый пласт культуры, который развивался на протяжении тысячелетий вместе с развитием Китая и его древними традициями.

Примерно с середины XX века китайские практики стали активно распространятся за пределы Поднебесной. Сейчас китайские стили ушу и тайцзицюань известны по всему миру, ими занимается огромное количество людей, во многих странах существуют школы, созданные китайскими мастерами или их учениками. Все больше и больше людей имеют возможность прикоснуться к этим удивительным знаниям, испытать на себе этот опыт и сделать свою жизнь чуточку лучше, чуточку гармоничнее. А в результате и весь мир постепенно становится лучше. Это ли не стимул для занятий? J

Китайский язык очень сложен для западного восприятия. Многие термины и выражения сложно перевести на иностранный язык, поскольку они содержат в себе глубокие смыслы понятные только в контексте китайской культуры и традиции. В боевых искусствах существует как минимум три общеизвестных термина, значения которых иногда смешиваются – ушу, кунг-фу и тайцзицюань. Давайте разберемся, что это такое.

Термин «ушу» (武术, wǔshù , дословно – «военное / боевое искусство») обычно употребляется как общее название для всех боевых искусств Китая. Можно выделить следующие направления ушу:

    • спортивное ушу (ушу-таолу) – это вид спорта, по которому проводятся соревнования различных уровней. Спортсмены соревнуются в выполнении комплексов (таолу, 套路 – набор дорожек), а также различных обязательных элементов;
    • саньда (саньшоу), дословно означает «свободные удары» (или «свободные руки») – «китайский бокс», современный вид контактного единоборства в Китае. Был разработан китайскими военными на основе различных стилей традиционного ушу, а также методов самообороны и элементов других единоборств;
    • традиционное ушу – традиционные китайские боевые искусства, которые развивались на протяжении веков, как правило, в монастырях (в частности, к традиционным относятся стили, развитые в монастыре Шаолинь, в даосских монастырях Удана и др.). Традиционные боевые искусства Китая, как правило, являются квинтэссенцией единоборства и глубокой философии.

Термин «кунг-фу» (功夫, gōngfu ) имеет в Китае более широкое значение. Слово кунг-фу (или по китайски гунфу) можно перевести как «мастерство», «упорная работа» или просто «время». То есть кунг-фу может быть в любом деле – единоборствах, кулинарии, строительстве и в чем угодно другом, если человек занимается практикой долгое время и достиг мастерства. Однако, на западе это слово, как правило, ассоциируется именно с боевыми искусствами Китая.

Тайцзицюань (太极拳, tàijíquán ) – буквально: «кулак Великого Предела», китайское боевое искусство, разновидность ушу (или кунг-фу).

В чем особенность тайцзицюань по сравнению с другими стилями традиционного кунг-фу и есть ли какие-то принципиальные различия между ними?

Тайцзицюань – это древнее боевое искусство, в основе которого лежит древнекитайская философия Инь и Ян – две противоположности, два полюса, существующие всегда в паре и никогда по отдельности, непрерывно меняющиеся и перетекающие друг в друга. Сила создается из внутреннего спокойствия и способности управлять энергией Ци. При этом акцент направлен не на атаку и нанесение ударов, а на мягкое перенаправление силы противника.

Все то же самое можно сказать и о традиционном кунг-фу, в частности, кунг-фу Шаолиня. Шаолиньское кунг-фу – это целостная система, соединяющая в себе боевое искусство и философию Чань. Эта система включает в себя не только технически сложные движения и комплексы, но также и мягкие методы внутренней работы и культивации энергии. В сущности, здесь нет разницы между внутренним и внешним. Любое внешнее проявление силы основано на внутренней работе (нэйгун). Один из основных принципов шаолиньского кунг-фу – в каждом движении есть Чань. «Чань» (禪, chán ) – центральное понятие китайского буддизма, Чань-буддизма. Дословно можно перевести как «созерцание». Однако, в китайской традиции это слово имеет намного более глубокий и объемный смысл, который практически невозможно передать словами, можно только почувствовать сердцем.

Это максимальная наполненность и пустота одновременно, это спокойствие духа и внутренняя сила. Познать Чань – это значит познать свою внутреннюю природу и научиться действовать в соответствии с ней. Шаолиньское кунг-фу – это когда боевое искусство и Чань неразделимы. «Каждый удар – это умный удар. Умный – значит внутри есть Чань». Исторически шаолиньские монахи использовали кунг-фу только в качестве защиты, им запрещено нападать первыми.

Таким образом, тайцзицюань и кунг-фу Шаолиня – это два направления традиционного ушу. Они различаются внешне, но не внутренне. Не исключено, что корни этих направлений переплетены в глубине китайской истории и имеют одно начало. И то и другое – системы саморазвития, которое происходит благодаря осознанности и внутренней работе практикующего. Победа над противником не так важна, как победа над самим собой. В изучении и тайцзи и кунг-фу основополагающую роль играет Учитель. «От сердца к сердцу» – основной метод передачи учения в традиции Шаолиня. Этот же принцип в полной мере применим и к изучению тайцзи. Найти настоящего Учителя – это необходимое условие занятий традиционными китайскими боевыми искусствами вне зависимости от выбранного направления.

29.04.2018 Олег Мироненко 1196 просмотров


Из века в век монахи Шаолиня оттачивали своё мастерство. Фото: Toby Melville/Reuters

Двигаться как ветер, быть тяжёлым, как гора и лёгким, как лебяжий пух – этому искусству обучают мастеров ушу.

Принято считать, что все виды китайских единоборств возникли на базе боевой техники, которую разработали в монастыре Шаолинь. На самом деле это не совсем так. В действительности китайское ушу разделяется на множество стилей и школ. И не все из них практиковались и изучались монахами монастыря. Своей всемирной известностью шаолиньское искусство рукопашного боя во многом обязано Голливуду, хотя и сами монахи хорошо потрудились во славу Шаолиня.

Термин «ушу» перевести с китайского на русский можно как «боевые искусства». Сегодня мир ушу расколот. Вмешалась, как всегда, Её Величество Идеология. В прошлом веке некоторые китайские коммунистические политики посчитали, что традиционное ушу – это пережиток прошлого и призвали к созданию массового ушу, принявшись осуществлять задуманное. Так появилась гимнастика ушу, никакого отношения к боевым искусствам не имеющая. Любой турист, оказавшись в Китае, не перестаёт удивляться, когда замечает, с каким усердием и прилежанием китайцы занимаются гимнастикой ушу. Стоит только пораньше проснуться и пройтись по какому-нибудь парку…

Просто ушу

Традиционное ушу – это всё-таки не гимнастика, а комплексное боевое искусство. Оно включает не только подготовку к рукопашному поединку и умение обращаться с различными видами оружия. Система подготовки во всех стилях примерно одинакова: сначала «даётся» база – азы технической и физической подготовки; далее – разучивание приёмов и проработка их практического применения; и только потом – психологический тренинг, готовящий бойца к реальным схваткам.

Большинство стилей оканчивается словом «цюань», обозначающим «кулак». Однако во многих школах кулакам отводится второстепенная роль. Тогда они могут оканчиваться на «джан» («ладонь») — например, багуачжан («ладони восьми триграмм»), или «цзяо» («стопа») – чуоцзяо («втыкающиеся стопы»).


Гимнастика ушу никакого отношения к боевым искусствам не имеет. Фото: Mohammad Ismail/Reuters


Зародилось китайское ушу приблизительно в первом тысячелетии до н.э. Тогда Китай ещё не был единым государством. Каждый мелкий князёк желал подчинить себе соседа. То и дело происходили кровопролитные стычки. Вполне очевидно, что ушу «выросло» из системы подготовки воинов. Первый её этап — воинские танцы, имитировавшие сражения. Так воины отрабатывали ряд боевых приёмов.

Китайские правители быстро разобрались, что эффективность боя (а тогда столкновения с противником происходили регулярно) возрастает многократно, если бойцы владеют не только навыками обращения с оружием, но и приёмами рукопашного боя.

Долгое время воинские и боевые искусства не разделялись, но с VI-VII веков ситуация изменилась: первые стали привилегией элиты, вторые – простого люда. В результате получился своеобразный симбиоз воинских методик, народной мистики и даосских воззрений – уникальная система ушу, включающая в себя не только воинские искусства, но и целые системы внутренней тренировки человека, психопрактики и так называемого «регулирования циркуляции внутренней энергии «ци».

Постепенно характер боевого ушу менялся. Стали появляться специалисты, превосходившие по уровню мастерства воинов-ушуистов и дворцовых спецов. Прежде всего это касалось рукопашного боя. Простолюдинам было часто не по карману дорогое оружие – вот они и оттачивали мастерство иначе, обходясь элементарным шестом или вовсе без него, то есть кулаками.


Мастерство можно оттачивать и с футбольным мячом. Фото: Toby Melville/Reuters


К концу XIX века ушу стало массовым явлением. Возникали все новые и новые школы. Многие из них больше напоминали тайные сообщества, где по крупицам собирался весь арсенал средств ведения боя, оттачивались методики, вырабатывалась тактика.

Легендарный монастырь

Что же касается древнейшей ветви ушу – шаолиньского искусства — оно зародилось в монастыре Суньшань Шаолинь в провинции Хэнань. Однажды там появился индийский проповедник буддизма Бодхидхарма (у китайцев его называли Путидамо или просто Дамо). Произошло это событие в VI веке. Первое что Дамо сделал… присел на 9 лет – медитировать в позе, которая называется бигуань, чтобы серьёзно обдумать, как помочь монахам. Когда Бодхидхарма “очнулся», он написал несколько текстов. Два из них можно назвать медицинскими справочниками. В одном («И Цзинь Цзинь») рассказывается об упражнениях, которые помогают развить физическую силу. Другой («Си Суй Цзин») повествует о медитации, дыхании и кровообращении. Скорее всего, именно Дамо «внедрил» в монашескую среду наряду с молчаливым созерцанием и практику регулярных физических упражнений. Первый комплекс ушу, который стали изучать в Шаолине, — «Восемнадцать рук архатов» (архат – последователь Будды, который достиг четвёртой ступени на пути к нирване) — также, по всей видимости, преподал Дамо. В этом трактате («Ши Ба Луо Хань Шоу») он изложил свой опыт, который получил в Индии, входя в касту кшатриев (воинов и правителей). В тексте описываются приёмы самообороны. Неизвестно, преподавал ли Дамо ушу, но в предписанные им «Четыре деяния» входило «воздаяние за зло».

Однако, стоит признать, что как целостное боевое искусство, ушу возникло в Шаолине позже. Примерно в XIII веке во время правления династии Юань. Связывают это событие с появлением в монастыре четверых монахов, специалистов по кулачному бою: Ли Соу, Бай Юнфэня, Цзюэюаня и сына Ли Соу, Дэнхуэйя. На основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки», который потом был существенно дополнен – до 170 приемов. Юнфэн разработал систему «боя пяти ступеней». Ему, кстати, приписывают изобретение и «системы пяти стилей животных», ставших основными в Шаолине. Однако исторические источники это не подтверждают – по всей видимости, их появление происходило поэтапно и растянулось на столетия. Монахи наблюдали за поведением и повадками животных, за тем, как они ведут борьбу со своими соперниками, побеждая их. Эти наблюдения и легли в основу создания боевых стилей, которые со временем и стали применяться в настоящих боях человека с человеком.

Постепенно выделялись так называемые «звериные» стили, некоторые из них развивались настолько успешно, что стали составлять целую школу — иногда в одной образовывалось стразу несколько стилей, которые заметно отличались друг от друга. Например, внутри только «змеиного» стиля существует, как минимум, пять разновидностей ведения боя: они основываются на повадках различных видов змей – от удава до кобры.

Периодически в Шаолиньский монастырь приходили бойцы со стороны, некоторые из них отличались высоким боевым мастерством — им они и делились с шаолиньскими монахами. В китайских манускриптах ранее обнаружили рассказ о 18 монахах, внёсших большой вклад в развитие техники ушу. Сегодня классическими шаолиньскими комплексами можно назвать, например, такие стили как хунцюань (кулак Хуна) и тунбицюань (кулак Туна). В пяти провинциях Китая были открыты филиалы Шаолиня. Южный Шаолинь в провинции Фуцзян по популярности даже стал превосходить Северный – его монахи участвовали во многих сражениях и местных разборках, неизменно выходя из них победителями. Именно эти монахи успешно противостояли японским пиратам и изгнали их с территории Китая. Впрочем, и северные шаолиньцы частенько оказывались в центре политических интриг и волнений. Например, принимали активное участие в свержении династии Суй. Первый император династии Тан пришёл к власти не без их помощи, за что и приказал выделить монастырю 600 акров земли. Кроме того, монахи сформировали свой отряд воинов. Он выполнял функции элитного полицейского подразделения и защищал деревни в округе от мародерствующих банд.


Современные монахи Шаолиня — это ещё и хорошие артисты. Фото: Luke MacGregor/Reuters


Однако было бы неверно думать, что ушу, преподаваемое в Шаолине, отличалось сверхсложностью. В то время в Китае существовали другие, куда более мудрёные направления боевых искусств. Другое дело, что в Шаолине делали бойца практически из любого. Монахи умели заставлять нерадивых учеников тренироваться: те чуть ли не сутками, до автоматизма повторяли одно и то же упражнение. В результате искусство ведения поединка буквально проникало в их плоть и кровь.

Из века в век монахи Шаолиня оттачивали своё мастерство. Беда пришла в 1928 году, когда по Китаю, как смерч, пронеслась великая смута – период «правления милитаристов». Территория монастыря стала ареной боя, в результате которого его просто-напросто спалили. Монахам не осталось ничего иного, как покинуть монастырь. Лишь в 1970 году Шаолинь начали восстанавливать. Великий кормчий Мао не был большим поклонником традиционного ушу, но лично вмешался в ситуацию. Он должным образом отреагировал на прибытие в Китай знаменитого японского мастера Со Досина. Миссия у того была вполне определённая – рассказать о своем «Сёриндзи-кэмпо», которое он успешно практиковал. В Китае «любезно согласились» считать это боевое искусство (одновременно являющиеся и религиозным движением) японским вариантом шаолиньского ушу. Правительство КНР почему-то прониклось – выделило большие деньги на восстановление монастыря и даже разыскало последних оставшихся в живых монахов, которые ранее обучались ушу в Шаолине.

В обновленный монастырь пригласили десяток молодых энтузиастов ушу, которые стали тренироваться в соответствии с древними канонами. Они усердно изучали старые методики, со временем обзавелись учениками. Потом многие из них разъехались по миру и стали активно пропагандировать шаолиньское ушу – «истинное гунфу Китая».

Сегодня мы наблюдаем интересную ситуацию. Ряды поклонников шаолиньского ушу разделились на два лагеря. Одни считают монахов монастыря Суньшань Шаолинь истинными последователями заветов древних мастеров. Другие, наоборот, навешивают на них ярлык «коммерсантов», которые лишь компрометируют настоящее шаолиньское ушу. А оно якобы всё ещё живо, но только не в этом монастыре, а, например, в районах Кайфэня, Мэнсяня и некоторых других местах. Их аргумент достаточно убедителен: мол, ни один уважающий себя мастер не станет драть деньги за занятие с наивного иностранца, желающего после двухнедельных тренировок заполучить сертификат о том, что он «изучал настоящее шаолиньское ушу» в Шаолине. Но как бы там ни было, сегодня монастырь живёт и процветает. Однако это тема уже другого разговора, к которому мы ещё вернёмся.

Расположение: Дэнфэн
Открытая в 1978 году школа Шаолинь Tagou боевых искусств Института занимается разработкой знания о фу Шаолинь Кунг. Ее целью является распространение стиля сердцевины ушу Шаолиня.

2. Колледж Шаолинь Epo ушу

Расположение: Дэнфэн
Хэнань Дэнфэн Шаолинь Epo ушу колледж был основан в 1977 году, и это также является одним из самых ранних профессиональных школ боевых искусств после основания Народной Республики Китая. Колледж имеет отличные условия и удобный подъезд транспорта. Это сад стилевых модернизации школ, которая обращает внимание на культуру как обучение и обучение ушу.

3. Кунгфу центр Longwu

Расположение: Шанхай
Longwu Kung Fu является одно из самых известных и популярных центров боевых искусств в Шанхан. Оборудовано с просторной подготовки, безопасности маты, деревянные манекены и широкий спектр оружия, это идеальное место для обучения студентов боевым искусствам — всех возрастов и стандартов.

4. Школа боевых искусств — Храм Шаолинь Сяолун

Расположение: Дэнфэн
Храм Шаолинь Сяолун боевых искусств. Школа была создана в 1980 году, который является не только первым всеобъемлющим школа боевых искусств сборки обучение персонала в области науки, боевых искусств и кино, но и одним из учреждений подготовки КунгФу, утвержденной Министерством образования на работу иностранных студентов.

5. Академия боевых искусств — Сыпин Шаолинь

Расположение: Хэнань
Сыпин города Шаолинь — Академии боевых искусства создана 1995 году Ши Xingkuo который был 32-й ученик монаха Шао Линь. Это единственная школа боевых искусств в провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, который открыта для иностранцев. В общем количестве здесь обучаются около 2000 иностранцев из 50 стран.

6. Чжунхуа школа боевых искусств Шаньдун Лайчжоу

Расположение: Лайчжоу
Чжунхуа боевых искусств Школы Шаньдун Лайчжоу была создана в 1992 году и выпустил более 2900 студентов. В настоящее время крупнейшей международной школой интеграции образования и обучения КунгФу.

7. Школа ушу при храме Шаолинь Харбин

Расположение: Харбин
Основанная в 1994 году, Школа ушу при храме Шаолинь Харбин расположена в живописном национальном месте, популярной туристической зоне с красивыми окружающей обстановки.

8. Школа боевых искусств Цзядин Шанхай

Расположение: Шанхай
Шанхай Цзядин школа боевых искусств вложены Шанхай Фэн Цзя дом недвижимости компании на проектирование и строительство в соответствии с династий Мин и Цин Dynasites стиль, предлагая как базовое образование но и программ боевых искусств.

9. Чэньцзягоу колледжа боевых искусств

Расположение: Хэнань
Чэньцзягоу боевых искусств колледжа является крупнейшей школы, что обеспечивает не только академическое образование, но и боевые образования на основе тайцзицюань. Чэньцзягоу боевых искусств Колледж был основан гроссмейстер Ван Сиань который является 19-м преемником поколения Чэнь Ши Тайцзи и международном уровне мастером ушу.

10 Школа ушу Шаолинь в Пекине
Месторасположение: Пекин
Пекинская школа Шаолиня и ушу имеет отличных тренеров в стиле ушу, который выпустил известных людей владеющих стилем ушу и имеют богатый опыт в теоретическом и практическом обучении.

Первые архаичные формы единоборства, появившиеся в древнем Китае, зародились в эпоху Ся, Шан и Чжоу.

Эти формы, с появлением бронзового оружия эволюционировали в технику боевого искусства, и стали применяться для тренировки войска (Цзюнь-лянь). В эпоху Чжаньго (Воюющих царств 770 до н.э. — 221 до н.э.), востребованность боевых искусств возросла, из-за непрекращающихся конфликтов между удельными князьями, которые, зачастую, держали в своей свите наставников боевых искусств. Первые письменные упоминания о формах двигательной активности, отдаленно напоминавших ушу, встречаются в древних литературных памятниках Китая. В памятнике эпохи Хань “Шицзин” (Книга песен), в “Оде о клеветниках”, встречается строка “У цюань у юн”, которая может быть переведена как: “Не владеющий искусством кулака не может быть храбрецом”. В период Тан и сунн (618-1279) формы ушу стали постепенно систематизироваться. Так, например, Сунский генерал Юэ Фэй, согласно преданию, обучал своих солдат созданному им стилю Юэцзяцюань. Другая легенда гласит, что Юэ Фэй мастерски владел техникой копья, на основе которой, впоследствии, был создан стиль Син’ицюань.

Наивысшего расцвета развитие ушу достигло во времена династий Мин и Цинн. Автор минской эпохи Ци Цзигуан оставил первое сочинение, систематизирующее различные стили и направления ушу — “Цзисяо синьшу” (новое исследование о военных искусствах), где перечислялись основные виды ушу. К тому времени были введены военные экзамены по ушу. В отличие от военного ушу, которое было сосредоточено в основном на прикладном аспекте, применимом в бою, ушу, развивавшееся вне военных кругов, в процессе эволюции, дало толчок развитию огромного количества стилей и направлений, основанных на разных принципах, и различных философских школах. С появлением огнестрельного оружия, ценность ушу как военного искусства заметно снизилась, и ушу, постепенно, превратилось в комплексную систему совершенствования личности, с глубоким философским обоснованием. Основной функцией ушу в этот период стало совершенствование индивидуального мастерства занимающегося и приведением его в соответствие с ценностными характеристиками “саньцзяо” — трех основных филосовских школ Китая — Даосизма, Буддизма и Конфуцианства. Именно в этот период появляются такие основополагающие теоретические трактаты ушу как “Цюань и шу чжэнь”, “Багуацюань сюэ”, “Тайцзицюань сюэ”, “Син’ицюань сюэ” Сунь Фуцюаня, “Чэньши тайцзицюань тушо” Чэнь Синя, “Тайцзицюань цзин” Ван Цзунъюэ и другие. В период восстания ихэтуаней ушу превратилось в мощный этноинтегрирующий фактор: для борьбы с иностранными державами, захватившими Китай и поделившими его на сферы влияния, по всей стране возникали отряды крестьян, во главе которых стояли мастера ушу. Такие группы, называвшиеся ихэцюань (кулаки согласия и справедливости) практиковали эзотерические формы ушу, с выраженным мистическим компонентом. После Синьхайской революции количество занимающихся ушу пошло на убыль, однако уже с 1928 года начался новый расцвет этого древнего искусства. В Шанхае создается “Цзин у хуэй” — Ассоциация “Боевой дух”, по всей стране создаются учебные центры ушу и начинают проводится соревнования. В 1936 году Китай направляет команду мастеров ушу для участия в показательных выступлениях на открытии Олимпиады в Берлине.

Что такое у-шу — воинское искусство, спорт, лечебная и оздоровительная гимнастика, психотренинг, философия, система? Прежде всего — это путь к совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром. Термин «у-шу» в переводе с китайского означает «боевое искусство». Само название у-шу появилось только в начале нашего века, до этого использовали термины «цинь-юн», «цзи-юн» и т.д.

Ушу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению подобной системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования.

Уже в конце второго века появилась стройная система индивидуальной подготовки воинов, носившая название уи. Этот термин использовался на протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова ушу. В уи вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с оружием (так называемые «18 боевых искусств», состоящие из умения пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия). Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу), которые выполнялись индивидуально и с партнерами.

На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и взаимно дополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к само совершенству.

В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием. Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и направлений стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и Эмэйских гор.

Условно существует деление на «внешние» и «внутренние» школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что «внешние» стили базируются на развитии физических качеств, а «внутренние» — на использовании жизненной силы (ци) и выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать «внешние» стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а «внутренние» — с равнинной, огибающей их.

Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем «внутренние» стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддийской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в любом «внешнем» стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая «внутренняя» школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.

Процесс обучения во «внутренних» и во «внешних» школах не сводился только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности. Определить, что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе Ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы в подражание животным, даже дыхательную гимнастику. Но самое главное, во все времена Ушу воспринималось как «чудесное и утонченное», как «сокровенное искусство» (мяо и сюань шу). Оно реализовывалось в «одухотворенном ударе» (шэнь цюань), даровало истинное мастерство» (чжэнь гунфу), «благую мощь» (дэ). Несложно заметить, что все это как бы некий священный «от Неба данный характер» Ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: «упражняться в достижении мастерства» (лянь гун), в противоположность спортивным секциям, где просто «тренируются». Все это лишь подтверждает связь традиции Ушу с духовными и религиозными системами.

Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы «праформу» японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом — даже в таком чисто японском виде боевых искусств, как каратэ, в первое время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая.

Если японские боевые искусств распространялись в мире по «официальной» линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны прежде всего через общины китайцев — эмигрантов. Именно от них Запад узнал о китайском Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, — гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых «стилей» и «школ». Большинство из них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией.

О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало стремительно расти число залов для занятия кунфу.

Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ — «еще лучше», как писали о нем западные журналы типа «Inside Kungfu» и «Karate». Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название «китайский бокс», а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер вообще писал о китайском карате.

Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно тогда стали выходить первые, пусть недостаточно профессиональные, но познавательные работы по истории и духовной традиции Ушу, потеснившие бульварную литературу о «смертельных касаниях и энергетических ударах». Так постепенно становилось ясно, что Ушу — явление более высокого порядка, нежели просто боевая практика.

С созданием в 1949 году Китайской Народной республики в развитии ушу наступает настоящий перелом: ушу признается официальным видом спорта и включается в программу Всекитайских соревнований. В 1958 году создается Всекитайская ассоциация ушу, перед которой ставится задача разработки правил и соревновательного стандарта для спортивных школ и секций ушу. По всей стране создаются “вечерние спортивные школы ушу” (ею ушу сюэсяо), в институтах физической культуры открываются отделения ушу, в спартакиаду народов КНР ушу включается обязательным видом программы.

В 1979 году Государственный комитет по физической культуре и спорту КНР поручает группе специалистов провести работу по составлению энциклопедии школ и разновидностей ушу. Эта работа, длившаяся почти 6 лет позволила зафиксировать на видеопленку около 500 различных стилей ушу, составить реестр мастеров традиционных видов ушу и издать “Большой энциклопедический словарь китайского ушу”, где перечислены все зафиксированные на настоящий момент виды ушу.

В 1986 году при Всекитайской ассоциации ушу создан “Институт изучения ушу КНР” (Чжунго ушу яньцзю юань) в задачу которого входит разработка, подготовка и издание учебно-методических материалов по ушу, подготовка тренерско-преподавательских кадров, совершенствование правил соревнований.

Создание в 1991 году Международной федерации ушу и включение ушу (таолу) в программу Олимпийских игр 2008 года открывает в истории этого вида спорта новую страницу.

Крупнейшая в Старом Свете и известная на весь мир школа ушу Глеба Музрукова находится в обычной с виду пятиэтажке на юго-западе Москвы. Руководитель школы, начинавший когда-то популяризацию ушу в России с подпольной секции, на заре 90-х вложил в ее создание и развитие едва ли не все имевшиеся у него тогда личные средства. Теперь сюда приезжают тренироваться спортсмены со всего света, а школа исправно выпускает чемпионов мира. В 2004 году сюда приезжал легендарный Джеки Чан, а уж российских высокопоставленных гостей, побывавших здесь в разные времена, вообще не счесть.

Главный человек российского ушу принимает нас в просторном кабинете, стены которого увешаны китайскими гравюрами и заставлены стеллажами книг, написанных виднейшими китайскими мастерами.

У нас уже много лет держится мода на все восточное, в том числе и на единоборства. Информации о них много, даже с избытком, может, поэтому мало кто в ней толком разбирается. Расскажите, что такое ушу и откуда оно взялось.

Ушу — явление многогранное. Оно включает в себя и техники рукопашного боя, и начатки медицинских знаний, и искусство каллиграфии, и основы философии Китая… И, как всякое ремесло, переросшее в искусство, оно является попыткой определения места индивидуума в мире. Но эта сторона ушу развивалась, по большому счету, только с начала XIX века, а зарождалось оно исключительно как боевое искусство: людям просто надо было отбиваться от врагов, разбойников и прочих обидчиков. О философии тогда говорили, мягко говоря, мало.

«Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде»

В общем, сначала били, а потом уже стали задумываться, что хорошо бы при этом еще обессмертить душу и постичь окружающий мир. Времена меняются, и с ними меняется ушу. Понятно, что сегодня уже никто не будет, как легендарный мастер Ма, ходить по восемь часов в день вокруг угольной кучи, пытаясь осознать свое место во Вселенной. Традиция эволюционировала, и теперь люди занимаются ушу в основном для здоровья, стремясь поддержать подвижность и гибкость суставов. Культивируется ушу и как вид спорта, где оно делится на два основных направления: саньшоу, то есть полноконтактные поединки, и таолу — бесконтактные комплексы упражнений.

То есть философская составляющая ушу появилась сравнительно недавно?

Носителем философии является конкретный человек, а не боевое искусство в целом. Мы не можем сказать, что вот был стиль маши-тунбэйуи, все последователи которого придерживались какой-то определенной философии. Кто-то тренировался, чтобы научиться себя защищать, а кто-то во время занятий медитировал. Это как с пистолетом: можно ли утверждать, что пистолет — это только орудие убийства или только средство защиты? Все зависит от того, у кого он в руках. Поэтому говорить о какой-то определенной философии ушу трудно. Философия с тем же успехом может быть и в бас­кетболе, если игрок применяет дзен-медитацию для успокоения перед матчем. Но это же не значит, что баскетбол — это искусство, связанное с дзен-буддизмом.

Я уже 4 года веду еженедельную передачу «Путь Дракона» на канале «Спорт». И каждую неделю получаю письма. Из 100 вопросов, которые мне задают, 80 знаете о чем? «А какое боевое искусство сильнее?» Да никакое! Плохой каратист проиграет хорошему боксеру. А хороший тхэквондист как следует надает плохому дзюдоисту. И все они, вероятно, проиграют Александру Карелину.

Многоликое единоборство

А когда зародилось ушу?

Это сложный вопрос. Слово «ушу» в действительности объединяет около 500 различных направлений единоборств. Еще три тысячи лет назад в древнекитайских источниках были первые упоминания об играх, имитировавших схватки разных животных и мифического великана Чию с огромным рогом на голове. Древние китайцы надевали маски с рогами, бодались, играли. Китайские историки говорят, что ушу пошло отсюда. Но понятно, что ритуальные пляски, имитирующие бои мифических героев и животных, — это еще не боевое искусство.

Скорее можно говорить о зарождении чего-то похожего на ушу в эпохи Весны и Осени (VIII–V вв. до н. э.) и Сражающихся царств (V–III вв. до н. э.). Просто в силу того что это было время постоянных междоусобных войн. Вражда способствовала бурному развитию военного дела, в том числе и боевых искусств.

Прежде всего началось развитие холодного оружия — мечей, а также палок, булав и прочего. А поскольку Китай — страна очень интенсивной культуры, то что бы там ни зарождалось, будь то письменность или медицина, оно сразу получало теоретическую базу. Письменность породила каллиграфию, и написание иероглифов наполнилось художественным смыслом: один начал символизировать полет феникса, другой — что-то еще. Медицина стала восприниматься как приведение человека в соответствие с пульсацией Вселенной, устранение энергетического дисбаланса. И так происходило с абсолютно любым явлением. Даже традиционная сучжоусская вышивка шелком в Китае несет философский компонент — хотя бы потому, что вышивать полотно зачастую начинал прадед, а заканчивал после его смерти правнук. А когда, начиная работу, знаешь, что плоды своих трудов тебе увидеть не суждено, поневоле будешь воспринимать то, что ты делаешь, философски. С одной стороны, для тебя это некое абстрактное измерение, с другой — очень приземленное и конкретное. Это совершенно по-китайски.

Это неправда. Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Ушу — это вообще-то современное название. Раньше его называли уи, гунфу, цзюньлянь. Цзюньлянь — это военная тренировка. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде.

Откуда взялось убеждение, что ушу — это прежде всего монахи, Шаолинь и тому подобное? Просто в те далекие и жес­токие времена альтернативные направления ушу могли выжить только в монастырях. Кроме того, монахи не имели права носить оружие — буддистский монах не должен был проливать кровь. Поэтому у себя в монастырях они развивали навыки самозащиты без применения оружия, учились биться голыми руками или посохом. В этом и заключается роль монастырей в развитии ушу.

«Ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, — самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии»

Но ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, — самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии. И это совершенно разные вещи.

Исторически в Китае ушу не было каким-то элитарным искусством. С ним так или иначе соприкасались практически все китайцы — от простых крестьян, составлявших абсолютное большинство населения, до людей, оказавшихся в различных социальных изолятах вроде армии или монастыря. Были в истории Китая и периоды, особенно наглядно демонстрирующие массовость и народность ушу. Яркий пример — восстание ихэтуаней или «боксеров». Тогда все от мала до велика занимались ушу: крестьяне, ремесленники, торговцы. Националистические силы, опираясь на самые широкие слои населения, сопротивлялись иностранной интервенции: Китай в то время был оккупирован аж восемью государствами. И ушу тогда было мощным этноинтегрирующим фактором.

Как же тогда можно говорить о каких-то школах ушу, если его практиковали в каждой деревне?

Да никак нельзя. Школа — это мастер. Сколько мастеров, столько и школ. А учитывая, что ханьских китайцев никогда не было меньше нескольких сотен тысяч человек и жили они на огромной территории, можете себе представить, сколько там было разных школ.

До смешного доходит, когда люди находятся в плену этих стереотипов. Я встречал таких, которые заявляли: «Мы исповедуем стиль традиционного шаолиньского кулака учителя Ши Янгуя». Выражается это в том, что при ударе рукой они как-то странно загибают средний палец. Я спрашиваю: «Ты чего так палец оттопыриваешь?» — «Мой учитель так его держал!» Я посмотрел видеозапись и понял: у учителя просто не было одной фаланги на среднем пальце, и он не мог нормально сжать кулак. Вот вам и «стиль традиционного шаолиньского кулака»! И так сплошь и рядом. Нет одинаковых людей. Один высокий, другой низкий. У одного учителя нет фаланги на правой руке, у другого артроз левого бед­ра, и он может драться только руками. Вот вам и разные школы!

Да и люди в ушу разные приходят. Кто-то посмотрел фильм с Джеки Чаном и подумал: «Ну все, я — монах».

«За какие-то пять лет, прошедшие с момента снятия полного запрета на восточные единоборства, мы стали к началу 90-х годов одним из лидеров мирового ушу. И остаемся им по сей день»

Пошел обрил голову, купил костюм, надел тапочки и пришел в зал тренироваться. У меня в школе была такая бригада «монахов». Особенно забавно это наблюдать, уже побывав в Шаолине и посмотрев, как там все устроено. Вот Шаолиньский монастырь, святая святых, куда уж традиционнее, казалось бы. И что? Ученики там ходят с мобильными телефонами, в кроссовках Adidas. Вы скажете: и это — монахи? А все, времена изменились, и ушу изменилось вместе с ними. Монастырь теперь заточен под туристов, зарабатывает на них деньги, и монахов там уже, считай, не осталось.

В бою важнее всего эффективность

Действительно ли ушу — это основа всех остальных восточных единоборств: карате, дзюдо, айкидо?

Исторически это так. Например, вот иероглиф? — «тан». Это название древней китайской династии. И вот иероглиф?, «шоу» — рука. «Таншоу», «танская рука» — традиционное китайское боевое искусство. «Таншоу» — так это читается по-китайски. А по-японски те же самые иероглифы читаются «карате». А по-корейски — «тансу». Короче говоря, это одно и то же. В 1926 году японцы взяли и сказали, что не могут использовать иероглиф, означающий название китайской династии. И поменяли его на другой иероглиф — ?, «ку», по-русски «пустой». В японском языке это омофоны — оба иероглифа читаются «кара». Так китайская «танская рука», ??, «таншоу», стала японской «пустой рукой», ??, карате. Но на японском острове Окинава, 400 лет бывшем протекторатом Китая, до сих пор пишут??. А вообще… мой Учитель — основатель советского карате Алексей Штурмин говорит, что карате — это упрощенное ушу.

А что происходило с ушу в период культурной революции Мао Цзэдуна, когда огромные пласты китайской традиции оказались под запретом?

На ушу обрушились сильные гонения. Искусство было объявлено «феодальным пережитком». Мой учитель У Бинь (тренер легендарного Джета Ли) был сослан на 12 лет в «Школу 7 мая» — так назывались деревни, куда отправляли интеллигенцию «на перевоспитание». Жили там в деревянных бараках. Кровать — два кирпича, на них доска, а под голову еще один кирпич вместо подушки. Утром подъем, пение революционных песен, чтение цитатника Мао, потом до вечера работы в поле. Так что учителям ушу жилось тогда непросто. Но эпоха культурной революции закончилась, и в начале 1980-х сняли фильм «Шаолиньский монастырь», принятый публикой на ура. Потом восстановили и сам монастырь, почти полвека пролежавший в руинах.

«Ну кому может понравиться, что мы выигрываем подчистую все чемпионаты? С последнего привезли 28 золотых медалей. В общекомандном зачете следом за нами — сборная Италии, у которой три золота»

Но еще раз повторяю: разговоры о пятитысячелетней истории искусства ушу — не более чем мистификация. Это как у нас сейчас модно рассуждать о древнем русском искусстве рукопашного боя. Но о каком искусстве идет речь? Приемов-то вообще никаких не было! А традиция — кстати, довольно мужественная — была такая: становились двое мужиков, брались за плечи, а потом по очереди размахивались и били друг другу в ухо. Кто выдержит — тот и победитель. Вот и весь кулачный бой. Другая форма боевого искусства была у лесных разбойников: там были хоть какие-то приемы, но тоже не больно хитрые. А накрутят ведь неизвестно чего: былины, Илья Муромец… Ну да, былины. Например, про Василия-пьяницу. Выпил человек ведро водки, вышел в поле, натянул тетиву, саданул куда-то в небо и попал Тугарину Змеевичу в глаз. Или тот же Илья Муромец. Просидел 33 года сиднем на печи, на 34-й к нему калики перехожие зашли и говорят: «Илюш, ну ты чего, нормальный ты человек? Ну сколько сидеть-то можно?» Встал Илья Муромец и пошел совершать подвиги…

Но в Китае-то, наверное, поизящнее все было?

Тут надо помнить, что рафинированность всегда идет в ущерб функциональности и эффективности. В таолу, например, очень много того, что в бою не нужно. Вообще в реальном бою нужно не так-то много ударов. Один из самых эффективных — это low kick. А бить ногой в голову нет совершенно никакой необходимости ни в тхэквондо, ни в карате, ни в ушу. Но это красиво, зрелищно, необычно, хотя и совершенно не эффективно. Так что люди, которые тренируются для показательных выступлений с постановочными комплексами и схватками, не являются хорошими бойцами. Но чтобы сделать из них хороших бойцов, грамотному тренеру понадобится около месяца. А чтобы сделать хорошего бойца из человека, который всего этого не может, понадобится в лучшем случае два-три года. Таолу — это девять из десяти ступеней до уровня мастера боевого единоборства. Примерно так же, как со стрельбой в 9-м управлении КГБ: там людей учили стрелять на вспышки, прыгая на батуте в полной темноте. Можно не сомневаться, что когда подготовленному таким образом стрелку надо будет застрелить человека, он его застрелит.

Наперекор запретам

А как ушу оказалось в России?

Первым русским, посетившим Шаолинь в 1908 году, был академик Василий Михайлович Алексеев. Он потом написал книгу «В старом Китае», там есть такие строки: «Доехали до Монастыря молодого леса. Очень интересно изображение танцующих и боксирующих монахов». И фотография. Но Алексеев в тонкости упражнений «боксирующих монахов» углубляться не стал — поехал дальше.

В СССР, как известно, восточные единоборства были под запретом. К тому же страна была закрытая, и идеи извне в нее проникали с трудом. Но где-то в начале 1980-х годов наш известный тренер Гусейн Магомаев уже преподавал один из видов ушу — тайцзицюань, которому его научил один уйгур. В Союзе на территории Киргизии и Казахстана были китайские деревни, где жили дунгане — китайцы, говорящие по-китайски, но пишущие русскими буквами. Что-то пошло от них. Но в основном энтузиасты подпольно занимались по книгам, привезенным с Запада.

В 1985 году я как раз устроился работать в Институт Дальнего Востока (ИДВ) РАН СССР. Началась перестройка. И вот волею судеб мне в руки попала изданная в Пекине тамошним Институтом физкультуры книжка с базовыми упражнениями ушу. Мы с друзьями стали по этой книжке заниматься. Открыли подпольную секцию. И так получилось, что к нам пришел заниматься сын советника Горбачева — академика Абела Аганбегяна. Я подумал: а ведь это — шанс легализовать ушу в Союзе.

Сын Аганбегяна устроил нам аудиенцию у своего отца. Тот нас послушал и говорит: «Но карате же запрещено!» Я ему: «А я и не предлагаю карате. Я предлагаю культивировать китайскую гимнастику ушу как элемент советско-китайского культурного обмена». Это был хитрый ход с моей стороны — тогда советское руководство как раз начало искать точки сближения с КНР. И Аганбегян согласился: только, говорит, давайте без спаррингов, кулаков и всего такого. Я, конечно, не возражал — важно было принципиально сломать запрет. Аганбегян говорит: «Пишите письмо на имя Горбачева». Я написал, оно через Аганбегяна пошло наверх, и все завертелось.

Хотя, конечно, по тем временам это было очень опасно. Была же статья 219 УК РСФСР, прямо запрещающая занятия карате. Когда я открыл первую секцию при ИДВ, в газете «Труд» появилась статья на целый разворот под заголовком «Карате под маской ушу». Ко мне пришли из Прокуратуры СССР и из ОБХСС, и спас меня тогда только случай. Вскоре я создал Федерацию ушу СССР. Наша первая школа при ИДВ называлась Центр изучения оздоровительных систем Дальнего Востока. Естественно, все, кто подпольно занимался карате, хлынули туда. Так все и началось.

В 1989 году мне удалось съездить на полтора месяца в Китай. Приняли нас радушно, отвезли в пекинскую школу ушу, представили тренеру. Я и семь бывших со мной учеников прошли там подготовку, получили дипломы инструкторов по ушу, вернулись в Союз и начали преподавать уже более-менее системно и профессионально.

Китайцы как раз в то время начали создавать Международную федерацию ушу. В 1991 году под ее эгидой прошел первый чемпионат мира. Мы к нему подошли уже с полноценной командой и заняли шестое место. Сейчас Международная федерация ушу объединяет более 100 стран, а мы входим в тройку сильнейших: Китай, Вьетнам и Россия. То есть даже Гонконг с Макао позади нас. Хотя выступают за эти команды те же самые китайцы.

Занимались мы на Херсонской улице в Москве, в здании школы легкой атлетики, 13 лет находившемся в состоянии ремонта. Я ушел из института, потому что совмещать его с тренировками стало невозможно. Тогда время было такое — появился шанс заработать много денег, купить квартиру, машину. Большинство так и делали. А я свои первые деньги — 7 тысяч рублей — вложил в школу. И машины у меня не было до 93-го года, пока я не купил себе «Оку». Потом пришла комиссия и удивилась: «Как это так — школа больше десяти лет ремонтируется, из пяти этажей сдан один, и там дети занимаются?» В результате меня сделали директором всей школы. У нас появился постоянный зал, мы положили там ковер, нарисовали шаолиньскую фреску, сделали душевые, и к нам стали приходить ученики. Занятия были бесплатными. Вот из этих детей и выросли наши первые чемпионы мира.

Так за какие-то пять лет, прошедшие с момента снятия полного запрета на восточные единоборства, мы стали к началу 90-х годов одним из лидеров мирового ушу. И остаемся им по сей день. Когда мы регулярно стали привозить медали с международных чемпионатов, на школу обратило внимание государство. И сейчас мы не бедствуем: тренер получает у нас официальную зарплату более 90 тысяч рублей.

Теперь с китайцами мы в состоянии соревноваться на равных. Наши ребята их побеждают. В пекинской школе ушу, куда мы ездили за своими первыми сертификатами в 1989 году, вырос абсолютный чемпион Китая Хэ Цзиньдэ. Для старого поколения наших спортсменов, выигрывавших в 92-м году чемпионат Европы, он был просто богом. А в прошлом году его победил на чемпионате мира в Пекине простой 16-летний паренек Стасик Галкин из совхоза «Московский». Вот так: пришел в школу лет в 10 и через шесть лет победил самого Хэ Цзиньдэ.

Кость в горле у европейцев

Но ведь в Россию ушу пришло позже, чем в большинство стран мира. Чем можно объяснить такие успехи?

У нас сложилась своя тренерская школа. Если почти во всем мире пошли по пути приглашения китайских специалистов, то я начал воспитывать своих, российских тренеров. И сейчас у нас есть тренеры такого уровня — например, заслуженный тренер России Татьяна Куприянова — что, скажем, национальная сборная Казахстана перестала ездить в Китай и в прошлом году подписала контракт с нами: они теперь будут тренироваться в Москве. Здесь же, у нас, тренируется спортсмен из сборной команды Англии, приезжают финны, итальянцы.

У нас и школы свои успели сложиться. Сильнейшая в стране школа мужского саньшоу — дагестанская. Она дала сборной удивительных ребят. Например, Муслим Салихов, завоевавший в профессиональных боях титул «короля китайского саньда» (свободных поединков в полный контакт), — первый в истории некитайский чемпион. В Китае его на улицах узнают. Еще бы, высадил всех китайских профессионалов!

Или Джанхуват Белетов, недавно награжденный в Кремле национальной премией «Золотой пояс» в номинации «За волю к победе». Парень в 1/8 финала чемпионата мира сломал руку. Ему наложили гипс. А он ночью его разгрыз, снял, пришел на четвертьфинал и победил. А потом победил в полуфинале и в финале. Со сломанной рукой выиграл три схватки и стал чемпионом мира! Победил китайца, иранца и египтянина — самых сильных спортсменов — одной рукой, левой.

И девушки у нас очень сильные. К примеру, чемпионка мира Даша Тарасова. Девчонка получила тяжелейшие травмы — разрывы связок мениска, отслоение хряща. Врачи ей сказали: «Какое ушу, ты ходить-то будешь с трудом». И что же? Через полгода она выигрывает чемпионат Европы, а вскоре — чемпионат мира в Пекине.

У нас вообще нормальная национальная сборная. В том смысле, что, к примеру, национальные сборные США, Канады, Аргентины, Малайзии, Индонезии, Сингапура состоят сплошь из этнических китайцев. Они наряду со сборными Китая, Гонконга, Тайваня (тоже все, естественно, китайцы), а также Вьетнама и Японии и есть наши основные конкуренты. На олимпийский турнир в Пекине российские спортсмены полностью выбрали всю национальную квоту — восемь мест. В действительности прошли десять человек, но двоих нам самим пришлось убрать. А из остальных европейцев квалифицировались только двое: итальянская спортсменка Сю Хуйхуй из китайской провинции Сычуань и англичанин Ричард Дивайн, который тренируется в России.

Естественно, мы европейцам как кость в горле. Ну кому может понравиться, что мы выигрываем подчистую все чемпионаты? С последнего привезли 28 золотых медалей. В общекомандном зачете следом за нами — сборная Италии, у которой три золота. Мы уже дошли до того, что иногда в ряде категорий не выставляем совсем уж сильных спортсменов.

Потрясающий коэффициент полезного действия! Годовой бюджет Федерации ушу Ирана, которую возглавляет один из министров, — что-то около $10 млн. А бюджет Федерации ушу России — $60 тыс. и еще 1 млн рублей в год. Выживаем и конкурируем на международном уровне только за счет нашей школы, которую финансирует правительство Москвы. С учетом этих московских денег мы уже не уступаем иранцам. У меня один фонд заработной платы в месяц равен десяти годовым бюджетам Федерации ушу России.

Не возникало желания попробовать себя на тренерской работе за границей? Чтобы хоть было с кем соревноваться…

А с какой стати? Мне страна платит хорошую зарплату — я и готовлю для нее чемпионов. Зачем мне заграничные пироги? За границей отдыхать хорошо… А работать надо дома! Так что пусть растят своих Музруковых…

Фото: из личного архива Г. Музрукова, Rapho/Eyedea/East News

Музруков Глеб Николаевич. Родился 16 ноября 1961 года. Окончил МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Владеет пятью иностранными языками, в том числе китайским. Президент Федерации ушу России, государственный тренер сборных команд России по восточным единоборствам, заслуженный тренер России.

Член президиума и ответственный секретарь Российского союза боевых искусств.

Заместитель председателя технического комитета Международной федерации ушу (IWUF). Кавалер ордена EWUF «За развитие ушу в Европе». Автор и ведущий телепередачи «Путь Дракона».