Дагестанец бьет будду. Дагестанский спортсмен осквернил статую будды в калмыкии. Осквернение памятника было, утверждают очевидцы

4 апреля 2020

В Элисте разразился крупный скандал, связанный с хулиганством 22-летнего члена сборной Дагестана по вольной борьбе Саида Османова. Вместе с командой он прибыл в главный город Калмыкии для участия в соревнованиях. В ночь на 3 апреля он отправился знакомиться с городом и, в процессе,

осквернил статую Будды: сначала справил на нее нужду, а затем эффектно пробил в нос металлическому божеству йоко гери (прямой удар ногой в карате. — «Газета.Ru»). .

Этот поступок молодого спортсмена не остался без внимания. Вскоре после надругательства над буддистской святыней несколько десятков элистинцев пришли в гостиницу, где остановилась дагестанская команда, чтобы поинтересоваться, почему в качестве туалета и боксерского мешка Османов выбрал именно изображение Будды. Свою беседу с борцом прибывшие жители города снимали на мобильные телефоны, а потом — выложили ее в интернет. Разговор с хулиганом шел в присутствии работников полиции, которые вели себя нейтрально и собравшимся не мешали.

«Я не знал, что это памятник, я не знал, что…» — пытался что-то сказать спортсмен в свое оправдание. «Как не знал?!» — взрывается возмущенным криком толпа собравшихся элистинцев. Вскоре их речь стала непечатной, и они в резкой форме потребовали от Саида извиниться за неуважение к божеству и встать на колени, чтобы публика поверила в искренность его раскаяния. Немного подумав, Османов выполнил пожелание собравшихся. Однако

это не уберегло спортсмена от других неприятных последствий. В отношении него возбудили уголовное дело по статье «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»,

по которой молодому человеку может грозить реальный срок лишения свободы. Пока же он арестован решением элистинского суда и находится в калмыцком .

«Газета.Ru» обсудила сложившуюся ситуацию с представителями буддистского сообщества Калмыкии и других регионов России. «Будда бы, несомненно, простил бы ему это, так как по нашей религии, если ты не принимаешь зло, то оно тебя не касается и человек оставит его у себя, — рассуждает житель Элисты Батор Манджиев. — Но с точки зрения геополитического региона гостей нужно ставить на место, иначе они будут вести себя также неподобающим образом,

ведь они понимают только силу. Если бы не полиция, то толпа могла бы и убить этого парня.

В Калмыкии степи широкие, никто не найдет».

По его словам, периодически в городе случаются межэтнические конфликты, но они довольно редки.

«Два года назад был случай, к нам приехали люди из Дагестана, позволяли себе всякие вольности, оскорбляли людей, но религию не трогали. В итоге элистинцы их немного побили. А в целом в Калмыкии относятся нормально к представителям любой религии, к мусульманам в том числе. Просто вести себя нужно нормально, наглеть не надо», — сказал Манджиев.

Аналогичную точку зрения высказала и молодая элистинская домохозяйка Татьяна Батырова, которая также исповедует буддизм.

«С точки зрения буддизма не надо держать зла и надо простить Османова. Но он оскорбил наш народ, осквернил святое место.

Это неуважительный поступок, он считает, что только его Бог достоин уважения», — отметила женщина.

«Как вы думаете, если бы буддисты пришли в мечеть и совершили святотатство, что бы им мусульмане сделали? Вот и здесь так получилось. Если бы не сотрудники полиции, этому человеку могли бы сделать что-то не очень хорошее. Я лично не держу зла на этого человека, но полагаю, что точку в этой истории должен ставить суд», — рассуждает уроженец Республики Тыва Кюске Очиров.

Настоятель петербургского буддистского храма Буда Бадмаев отметил, что надо разделять буддистское учение само по себе и реакцию на него тех или иных отдельных последователей буддизма.

«В буддизме человек сам осознает, что он совершил и как должен определится со своим поведением. Буддизм очень сострадательная религия в этом отношении. Мы понимаем, что этот человек совершил, мягко говоря, глупый поступок. Естественно, реакция всех буддистов будет однозначной.

Наказывает верующий, а не религия — вот в чем вся философия. Если люди почитают что-то — то нельзя это осквернять», — сказал религиозный деятель.

По его словам, хотя буддизм и является религией любви, но отдельные люди в принципе несовершенны, в том числе несовершенны и последователи буддизма, а потому собравшаяся толпа перед гостиницей и повела себя довольно агрессивно.

«Каждый по-своему понимает святость. В принципе, должно быть взаимоуважение, а если человек нарушает законы общества, то надо сделать так, чтобы он начал понимать, что этого делать не следует. Желательно, чтобы он это понял сам и извинился — в этом задача буддизма.

Этот парень, по сути, сам себя наказал»,

— отметил Бадмаев.

Друзья Саида Османова по его социальной страничке «ВКонтакте» в беседе с «Газетой.Ru» отмежевались от него и заявили, что совершенно с ним не знакомы. Они также заявили, что не одобряют его поступок. Между тем после случившегося председатель правительства Дагестана лично прибыл в Элисту и извинился за поведение Османова.

«Мы считаем безнравственным поступок нашего земляка. От себя лично я приношу глубокие извинения нашему братскому калмыцкому народу. Отмечу, что тренер, который привез борцов на соревнования, уже уволен», — сказал чиновник. Резко негативно отозвался о поведении спортсмена и его отец.

Тем временем статуя Будды в Элисте, которую осквернил спортсмен из Дагестана, пройдет обряд очищения. Об этом заявил министр культуры и туризма Калмыкии Хонгор Эльбиков.

«Во вторник в Элисте возле статуи Будды пройдет «субботник», в котором примут участие члены буддистских центров. Монахи центрального хурула проведут ритуал очищения и омовения статуи», — сказал Эльбиков.

О подробностях первоапрельского инцидента информации в СМИ и на просторах Интернета пишут много, нам, кажется, что даже чересчур. Интерес к этому затихает, и правильно . Ничего хорошего тут нет. Но вот взгляд со стороны: оценку представителям обеих республик, полиции дают федеральные СМИ.

Соревнования отменили, а всех остальных кавказских спортсменов, целых пять команд из разных республик, от греха подальше срочно в сопровождении сотрудников правоохранительных органов вывезли за пределы Калмыкии. Благо, до границы всего пара часов.

Навстречу эвакуируемым спортсменам в Элисту уже мчался министр спорта Дагестана. Чуть позднее к соседям прибыла целая делегация из Махачкалы во главе с главой кабинета министров Абдусамадом Гамидовым. В воскресенье в конце дня вместе с руководителем Республики Калмыкия Алексеем Орловым они сделали заявление, где расставили все точки над i. А именно: дикари и негодяи встречаются в каждом народе, но их поступки не смогут поколебать многовековую дружбу калмыков и дагестанцев. У калмыцкого народа просили прощения, заверили, что виновник будет наказан по всей строгости закона. Политики стояли на фоне государственных флагов и статуи Будды. Видео моментально разместили в Интернете, именно там и кипели основные страсти.

В тот же день пресс-служба главы Дагестана Рамазана Абдулатипова распространила информацию о том, что родители молодого человека также принесли свои извинения жителям соседней республики, тренер команды уволен, а министр спорта получил выговор. У каждого из народов нашей страны есть свои обычаи примирения, когда сторона, нанесшая оскорбление, пытается загладить вину и показать непреднамеренность своего поступка, желание его загладить. Такого рода обычаи существуют на Кавказе даже для прекращения кровной мести. Сотни лет народная мудрость помогала родам и целым народам сохранять мир и согласие. В данном случае мы наблюдали некую современную версию древнего обычая, где была сохранена суть.

Инцидент, грозивший обострением межнациональной и межконфессиональной ситуации на юге страны, можно считать исчерпанным. Хотя не стоит исключать возможности того, что ситуацию попробуют «накрутить». Только вот козырей для такой накрутки маловато. И прежде всего, потому, что местные власти, пожалуй, впервые за последние годы продемонстрировали грамотное поведение антикризисных менеджеров. Они не стали скрывать сам факт конфликта — взвешенная информация оперативно появлялась на официальных новостных ресурсах Калмыкии, а не только в соцсетях. Когда проблема признается открыто, к ней сложнее приплетать небылицы под видом того, что «власти скрывают правду».

Когда стало понятно, что ситуации усиленно пытаются придать этноконфессиональные очертания — якобы дагестанцы намеренно хотели оскорбить калмыков, потому что сами мусульмане и не уважают буддизм, глава Дагестана очень оперативно прислал своих представителей с высоким статусом для официальных извинений. Это серьезно отличается от поведения дагестанских политиков в 2011 году, когда они всячески отрицали вину борца Расула Мирзаева в гибели человека в Москве и требовали его срочной экстрадиции в республику, так как в регионе совершения преступления суд будет к обвиняемому, якобы, несправедлив именно из-за этнической принадлежности. В данном случае подозреваемый в преступлении остается в г. Элисте, и речь о том, чтобы перевести его в СИЗО Дагестана, не идет.

То, что организаторы турнира нашли в себе смелость отменить его из-за оскорбительного инцидента и очень оперативно вывезли остальных кавказских участников за пределы региона, тоже очень правильный шаг.

При том накале страстей, который был ночью у гостиницы, на соревнования наверняка пришли бы не только зрители из числа поклонников вольной борьбы.

Словом, на сей раз частное преступление не удалось раздуть до масштабов второго Пугачева или Бирюлева. И это очень радует. Это реальная победа. Значит, при совместной работе властей и журналистов можно грамотно выходить из сложных ситуаций. Насколько сработала в данном случае система мониторинга межнациональной ситуации ФАДН России и какова его роль в урегулировании конкретно этой ситуации, пока неясно. На сайте агентства его позиция по данному инциденту на момент публикации никак не отражена, а источник «НацАкцента» в ведомстве заявил, что от официальных комментариев пока воздержится.

Возможно, ситуация в Элисте станет одним из кейсов для создаваемого в ФАДН России ситуационного центра, который, как предполагают его создатели, будет позволять «в режиме реального времени получать информацию о формирующихся конфликтных ситуациях и обеспечивать реализацию мероприятий, направленных на предотвращение эскалации конфликтов».

Житель Дагестана, осквернивший статую Будды в Калмыкии, взят под стражу на два месяца. Оскверненная статуя во вторник пройдет обряд очищения. В Калмыкии и Дагестане надеются, что после извинений официальных представителей Дагестана инцидент не перерастет в межнациональное противостояние. Часть экспертов считает избыточным и арест, и само уголовное дело, возбужденное после инцидента по факту оскорбления чувств верующих: с их точки зрения, эта правовая конструкция, появившаяся в УК РФ вскоре после акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя, сама по себе не до конца проработана и заранее ослабляет позицию обвиняемого.


Дагестанец, который в ночь на 2 апреля осквернил статую Будды в столице Калмыкии Элисте, зафиксировал свои действия на видео и транслировал его в социальной сети интернет, арестован на два месяца. Элистинский городской суд санкционировал арест подозреваемого в рамках уголовного дела по ч. 2 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний). Нарушителю может грозить лишение свободы на срок до трех лет.

Инцидент с осквернением статуи вызвал в Калмыкии возмущение, но пока не перерос в межнациональное противостояние. Уже в ночь на субботу жители Элисты добились извинений у гостиницы, где остановились спортсмены, приехавшие на турнир по вольной борьбе: сам виновник инцидента вынужден был просить прощения на коленях. При этом часть жителей Элисты сетуют на провокационные неточности, допущенные журналистами и блогерами в освещении событий. К виртуальной дискуссии охотно подключились пользователи из других буддистских регионов России — Бурятии и Тувы, которые в основном одобряют жесткую реакцию элистинцев, немедленно потребовавших извинений от гостя. С другой стороны, тувинская журналистка Саяна Монгуш «смущена и огорчена» готовностью к ответной агрессии и напоминает как о «сомнительном подвиге» о сожжении мусульманской молельной комнаты близ Элисты в июле 2014 года. «Подвиг — сохранять рассудок в условиях непрекращающихся приглашений повоевать»,- считает госпожа Монгуш. В свою очередь, большинство дагестанских комментаторов осудило поступок земляка, хотя много было и высказываний, осуждающих бездействие полиции, которая, по мнению пользователей, допустила унижение спортсмена со стороны толпы. Наиболее радикально настроенные пользователи в контексте бездействия властей также вспомнили о поджоге молельной комнаты в 2014 году, а также об осквернении в 2006 году мечети в поселке Прикумский на границе Калмыкии с Дагестаном и Ставропольским краем, куда подбросили свиную голову.

На официальных дагестанских ресурсах об инциденте в Элисте не было никакой информации вплоть до понедельника (опубликованное в воскресенье заявление председателя дагестанского Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями также было удалено с сайта республиканского информагентства).

В понедельник “Ъ” получил комментарий у представителя правительства Дагестана в Калмыкии Магомед-Расула Умалатова. По его словам, в Калмыкии живут и работают более 20 тыс. уроженцев Дагестана: большинство из них занято в животноводстве, а горожане, как правило, пытаются развивать свой бизнес либо устраиваются на работу в правоохранительные органы. Господин Умалатов заявил “Ъ”, что каких-либо жалоб от дагестанцев, живущих в этой республике, к нему после конфликта в Элисте не поступало: «Мне звонят и местные дагестанцы, и земляки из Дагестана, и все как один осуждают поступок этого негодяя».

Глава Калмыкии Алексей Орлов сообщил, что свои извинения народу Калмыкии принес и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, который направил в Элисту председателя правительства республики Абдусамада Гамидова. Тот в присутствии Алексея Орлова и представителей СМИ сделал официальное заявление: «Наши народы всегда жили по-добрососедски. Тысячи дагестанцев мирно проживают рядом с калмыцким народом. Живут вместе, трудятся, уважая религиозные и духовные ценности нашего братского народа. Поэтому хотели принести глубокие извинения. Поступки некоторых молодых людей позорят нашу республику в целом. Заверим, что этот факт не останется безнаказанным». По словам господина Гамидова, уже уволен тренер сборной, который привез дагестанскую команду на соревнования в Элисту.

Между тем уже в воскресном заявлении председателя Дагкомрелигии Магомеда Абдурахманова содержалось резкое осуждение «крайне неблаговидного поступка дагестанского спортсмена, выразившегося в оскорблении религиозных чувств жителей Калмыкии, где он находился в гостях»: «Нельзя и невозможно оправдать элементарное пренебрежение нормами совместного проживания в единой стране, где проживают представители самых разных культур и убеждений, ни возрастом, ни незнанием. Однако не следует негативное отношение к поступку одного человека переносить на всю республику, где испокон веков мирно сосуществуют многие народности с разными культурными традициями и религиозными взглядами». Председатель комитета предложил приглашать в спортзалы представителей муфтията Дагестана, чтобы они читали спортсменам лекции о веротерпимости.

Утром 4 апреля было наконец опубликовано и заявление управления пресс-службы и информации администрации главы и правительства Дагестана «в связи с событиями в Элисте»: «Данный инцидент подвергся безоговорочному осуждению со стороны дагестанцев. Невежество, бескультурье, крайне низкий уровень воспитания некоторых молодых людей, к сожалению, влекут за собой действия, не имеющие никакого оправдания. Уже состоялся телефонный разговор на уровне руководителей Дагестана и Республики Калмыкия. В Элисте побывала правительственная делегация во главе с председателем правительства Дагестана Абдусамадом Гамидовым. Соответствующая работа ведется по линии правоохранительных органов, свои извинения принесли родители молодого человека… Случившееся не останется без должного реагирования».

Опрошенные “Ъ” эксперты полагают, что извинениями можно было и ограничиться. Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Павел Чиков с квалификацией поступка дагестанского борца на нынешней стадии не согласен: «Без выяснения мотива обвиняемого невозможно утверждать о факте оскорбления, тут должен быть прямой умысел. Показывал он растяжку или оскорблял буддистов — это нужно устанавливать»,- сказал он корреспонденту “Ъ”. По мнению члена СПЧ, заключение обвиняемого под стражу в данном случае — «явно чрезмерная и необоснованная реакция». «Сама криминализация оскорбления чувств верующих выглядит избыточной, а теперь за нее еще и лишают свободы»,- заявил господин Чиков. Исламский активист из Дагестана Али Чаринский считает, что конфликт был исчерпан, уже когда оскорбивший буддистов борец стоял на коленях и извинялся: «Если он этим уберег друзей от мордобоя, то все верно сделал. И то, что так оперативно все пресекли, тоже верно. Надеюсь только, что ответных реакций со стороны калмыков в адрес мусульман не будет, вот это будет опасно».

Статуя Будды, подвергшаяся осквернению, во вторник пройдет обряд очищения, сообщил журналистам министр культуры и туризма Хонгор Эльбиков.

Юлия Рыбина, Махачкала; Бадма Бюрчиев, Элиста; Григорий Туманов

Вкратце. В мирную Элисту нагрянули молодые дагестанцы-борцухи. «Расшалившихся» дагов представляете? Задирали, домогались, глумились над буддийскими святынями и т. д. Самый бравый борцуха помочился на статую Будды в центре города и ударил статую Будды ногой в нос, от изобилия интеллекта выложив «подвиг» в соцсети…
Дагестанские онижедети явно не видели доселе калмыков и не понимали, что такое калмык в ярости — в праведной ярости. Элиста вскипела моментально.

В центре Элисты произошел конфликт между местными жителями и дагестанцами. Поводом для него стало поведение одного из гостей, прибывших на турнир по вольной борьбе имени Городовикова. Инцидент произошел в ночь на субботу, 2 апреля. Очевидец происшествия рассказал корреспонденту «Российской газеты», что молодой человек, гуляя по городу, совершил акт вандализма. 22-летний спортсмен в свободное от соревнований время вместе с товарищами по команде зашел в буддистский храм, справил там нужду и ударил ногой в нос статую Будды. Своим поступком он поделился в социальных сетях. Поведение спортсмена спровоцировало массовые беспорядки. Жители Элисты, увидевшие этот ролик, приехали в гостиницу, где остановился спортсмен, и тому пришлось извиниться. Поведение борца вызвало настоящее возмущение местных жителей, которые заставили его встать на колени. Дальнейшее развитие конфликта пресекла прибывшая к месту происшествия полиция. Из-за этого инцидента турнир по вольной борьбе пришлось отменить. Зачинщик конфликта был задержан и доставлен в отделение полиции. (Lenta.ru)

совершил акт вандализма по отношению к статуе Будды. Более того, борец выложил видеозапись случившегося в Интернет. Жители Элисты, увидевшие этот ролик, приехали в гостиницу, где остановился спортсмен, вытащили его на улицу, поставили на колени и заставили публично извиниться. Спортсмен произнес слова извинения, но тут же изобразил неприличный жест. Дальнейшее развитие конфликта пресекла прибывшая к месту происшествия полиция. Сейчас дагестанский спортсмен задержан, а соревнования отменены из-за случившегося. Кстати, любопытная деталь: команда, в которой состоял задержанный спортсмен, не была официально заявлена в борцовском турнире и прибыла в Калмыкию по собственной инициативе. Разбирательство случившегося продолжается. В Калмыкию уже выехали министр спорта и премьер-министр Дагестана. (Kalmykia-online.ru)

виной конфликта между дагестанцами и калмыками стала видеотрансляция в известной социальной сети Periscopе, которая велась гостями в момент экскурсии по степной столице. На данный момент видеозапись изъята из общего пользования. Судя из обсуждений в интерне, спортсмены нелестно отзывались о памятниках архитектуры с религиозным значением. (Riakalm.ru)

Дагестанский спортсмен задержан, его скандальная видеозапись удалена из Интернета. Остальные дагестанские и чеченские спортсмены из пяти команд в сопровождении сотрудников полиции срочно покинули регион. (Nazaccent.ru)

«Не дали порвать) я из Элисты, у нас тут обычно уже лет 5-10 как все относительно спокойно, поэтому этот случай на слуху сейчас у всех. Хотел уточнить, что на памятник он помочился не в храме, там бы его охранники сразу скрутили и скандал был бы громче, а на улице, недалеко от Пагоды в самом центре города. Наша молодежь весьма организована, и реакция не заставила себя ждать. Гостиниц у нас немного и как узнали об этом нахальстве собрались и поехали чтобы наказать наглеца. По рассказам вместе с полицией, ФСБ, нашими пацанами и дагами было около 100-200 человек. Для мегаполиса такие собрания людей не остаются не замеченными, а для нашей маленькой Элисты в одном месте — это Овер дохуя народу) говорят, что тренер поставил его на колени и заставил извиняться, а этот мудила еще что то огрызался. Вообщем если бы не полиция, был бы эпичный Мега махач, и я уверен, что наши пацаны за такое дело отбили бы желание дагестанцам приезжать в Калмыкию на очень долгое время. И кстати, хочу заметить, что я пишу пацаны, а не конкретно «калмыки» потому что навешать пиздюлей этому кретину, я уверен, хотели не только калмыки(у нас многонациональная республика), и дело тут было бы даже не в религии, а просто в неуважении к твоему дому. А неуважение будь ты калмык, русский или чеченец в любом случае вызовет ответную реакцию. И этот даг выбрал не лучшее место где показывать свою » крутизну») потомки Чингисхана — не лучший вариант, за счёт кого можно было бы самоутвердиться). З.Ы: сам русский, с уважением отношусь ко всем, но свое отношение к данной ситуации высказал выше. «
«Надеюсь его накажут. Но в Дагестан ему дорога закрыта, ибо в Дагестане его накажут в стократ сильнее, после того как из-за него лично пришлось извиняться второму лицу республики. «

09:38 — REGNUM Реакция дагестанцев на события, произошедшие в Элисте 1 апреля, первоначально сводилась к осуждению действий дагестанского спортсмена, предположительно осквернившего статую Будды. Но после того как события в Элисте обросли новыми подробностями, из Дагестана стали звучать требования беспристрастного расследования инцидента.

Парад извинений

Напомним, 1 апреля произошел резонансный случай, который стал главной темой в Дагестане в последние десять дней. Поехавший на турнир по вольной борьбе в Элисту спортсмен из Дагестана Саид Османов был задержан за осквернение статуи Будды в центре города. Против него возбуждено уголовное дело. Но перед задержанием толпа возмущенных граждан заставила его извиниться и встать на колени перед статуей.

Когда в СМИ и соцсетях появилась информация о том, что дагестанец осквернил статую Будды, руководство Дагестана отреагировало мгновенно. Уже 2 апреля, через несколько часов после произошедшего, в Элисту срочно выехал председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов и от имени всех жителей республики принес извинения калмыкскому народу. Гамидов заявил, что уже отстранен от работы тренер борца. Вслед за Гамидовым 4 апреля официальные извинения от имени дагестанцев принес и глава республики Рамазан Абдулатипов , при этом сообщив, что объявлен выговор министру физкультуры и спорта Дагестана Магомеду Магомедову за ненадлежащую воспитательную работу со спортсменами. А 6 апреля на расширенной коллегии Минспорта Дагестана с участием председателя правительства Абдусамада Гамидова, представителей правоохранительных органов и духовенства вновь осуждали поступок Саида Османова и говорили о необходимости не допускать ухудшения отношений между братскими народами.

Хотя на высшем уровне единогласно осуждали действия борца, дагестанские тренеры, чью работу раскритиковали власти и общественность, заявляли, что дело было не совсем так, как это было описано в федеральных СМИ. Первым высказался Анвар Магомедгаджиев — тренер спортивного клуба имени Гамида Гамидова, где тренируется Османов.

Как пишет газета «Новое дело», на коллегии министерства он заявил, что спортсмен хоть и виноват, но не совершал всего, что ему вменяют. Там же прозвучали мнения, что не стоило извиняться от имени всех дагестанцев за поступок одного человека. На это председатель правительства ответил, что в Калмыкии проживают 25 тысяч дагестанцев и что через территорию республики ежедневно транзитом проезжает большое количество дагестанцев. Гамидов подчеркнул, что извинения были сделаны, чтобы не допустить межнациональный конфликт.

Мысль о том, что извинения должны были быть принесены не от всех дагестанцев, а от конкретных виновных, высказывали и другие. Так, журналист Тимур Джафаров на своей странице в Facebook пишет: «Я не понимаю, почему извиняются «от лица дагестанского народа». Это значит и от меня лично… Я никого не оскорблял. Или у нас принцип коллективной ответственности?».

Кто ответит за самосуд?

На оценку случившегося дагестанским общественным мнением повлияли версии, высказанные друзьями и родственниками Саида Османова. По их словам, спортсмен не заходил в храм и не осквернял статую, а имела место только нецензурная брань, причем спортсмен и его товарищи не знали, что памятник является статуей Будды и калмыки ему поклоняются.

Дагестанская газета «Новое дело» провела собственное расследование произошедшего. По данным издания, изображенный на распространенном в сети фото молодой человек, коснувшийся ногой лица статуи, не является Саидом Османовым. Во всяком случае, как утверждает газета, фото, о котором идет речь, было опубликовано как минимум четыре месяца назад, задолго до этих событий. Кроме того, изображенное на фото происходит внутри помещения, а статуя Будды, с которой был связан скандальный инцидент, находится в парке.

Издание также обращает внимание на то, что на самом деле над Саидом Османовым был осуществлен самосуд с попустительства полицейских. Это заметно на видео, где Османов стоит на коленях перед толпой, его дергают люди в гражданском, а сотрудники полиции в форме просто стоят на месте. На официальный запрос редакции, будут ли предприняты меры в отношении полицейских за бездействие в этом эпизоде, МВД Калмыкии не ответило, утверждает «Новое дело».

После того, как стали известны все эти обстоятельства, в Дагестане стали раздаваться призывы судить спортсмена по закону, не идя на поводу у общественного мнения. С просьбой способствовать справедливой оценке действий спортсмена к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке обратился депутат Госдумы из Дагестана Умахан Умаханов . В письме генпрокурору он пишет, что фактически над виновником данного инцидента был совершен коллективный самосуд с моральным унижением достоинства гражданина.

«Считаю, что наше общее федеральное законодательство должно быть беспристрастным и одинаково должно применяться ко всем участникам названного конфликта. Не может остаться без правовой оценки бездействие сотрудников правоохранительных органов, позволивших толпе беспрепятственно унижать человеческое достоинство гражданина РФ. Правовую оценку должны получить все те, кто принял участие в коллективном самосуде над гражданином…», — говорится в письме.

Непростое прошлое

Некоторые дагестанские комментаторы утверждают, что руководство республики, активно отреагировавшее на случившееся 1 апреля, не проявляло должной активности в связи с другими событиями в Калмыкии. Так, в сети было много напоминаний о том, как в 2014 году в Элисте неизвестные кинули бутылку с зажигательной смесью в мусульманскую молельную комнату, и о том, что несколько десятков лет мусульмане Калмыкии не получали разрешения от властей на строительство мечети в Элисте. Дагестанцы вспоминают и инцидент, который произошел в 2001 году, когда был совершен акт хулиганства в мечети поселка Прикумский. Храм был закрыт после этого случая. В 2005 году в селе Садовое была разрушена практически построенная мечеть.

На отношения между двумя республиками влияют и споры вокруг 100 тысяч гектаров земли в Лаганском районе Калмыкии, которыми пользуются дагестанцы. В Калмыкии дагестанские хозяйства появились в 1954 году, когда калмыки находились в сибирской ссылке. Для 19 горных хозяйств Дагестана в Калмыкии были выделены земли отгонного животноводства. С 1957 году Калмыцкая АССР была восстановлена, но взаимоотношения республики с арендаторами земель — дагестанскими хозяйствами не были оформлены. Оформлять договоры с арендаторами земель стали лишь в начале 2000-х годов. Аренду пастбищ на территории Калмыкии продлевали межправительственными договорами и соглашениями между двумя республиками.

В 2011 году руководство Калмыкии решило вернуть республике «отгонные» земли, но дагестанское руководство настаивало на сохранении в силе правительственных актов, согласно которым, земля эта передавалась на бессрочное пользование горным хозяйствам. Бывший в то время президентом Дагестана Магомедсалам Магомедов в письме главе Калмыкии Алексею Орлову писал о постановлениях Совета министров СССР и Совета министров РСФСР от 1954 и 1955 годов, согласно которым сезонные пастбища госфонда переданы Дагестану в бессрочное пользование.

В итоге дагестанские хозяйства остались на территории Калмыкии. В 2012 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Калмыкия. Соглашением продлевается аренда «лаганских» земель. Однако руководство Калмыкии всячески отрекается от этого, заявляя, что в соглашении нет пункта о землях.

Чиновники Калмыкии периодически обращают внимание на нарушения дагестанцами так называемого «принципа отгонности», утверждая, что скот на пастбищах содержится круглый год, тогда как разрешено его держать там только с октября по май. На этих территориях также нельзя возводить стационарные капитальные строения, однако и этот запрет игнорируется дагестанскими животноводами, утверждают в Элисте.