Мост из положения лёжа. Урок «Кувырки назад и вперед, длинный кувырок вперед (м). «Мост» и поворот в упор на одно колено (д)»

2 января 2020

«Помощь на воде» — Беда на воде. Назовите последовательность оказания первой помощи при утоплении. Что нужно сделать в первую очередь после извлечения пострадавшего из воды? Вода оказывает на человека самое благоприятное воздействие. В тёплую летнюю погоду купание доставляет большое удовольствие. Вопросы и задания: Если не удалось помочь человеку, надо срочно позвать на помощь взрослых.

«Первая медицинская помощь» — Наложение шины. При задержке мочи — катетеризация мочевого пузыря. Виды ран. Повязки при переломах. Колотые Резаные Рубленые Ушибленные Огнестрельные. Квалифицированная помощь оказывается в отдельном медицинском батальоне и отдельном медицинском отряде. Раны, проникающие в полость (брюшная, грудная, черепно-мозговая), называются проникающими.

«Первая помощь при ожогах» — Введение. Принять холодный или прохладный душ. Прилипшую одежду отрезать вокруг, нельзя отрывать от ожога. 1. Понятие. Электротермический ожог. Виды ожогов Первая помощь при ожогах ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Виды ожогов. Солнечный ожог. Отрывать прилипшую одежду. 2. Первая помощь при ожогах. ТЕРМИЧЕСКИЙ ОЖОГ Признаки и симптомы ожогах: Боль Покраснение кожи — 1 степень.

«Первая помощь на производстве» — Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве Инструкция разработана в соответствии с программой курса «Основы медицинских знаний», рекомендованного Министерством Образования РФ, и «Курса медицинской подготовки спасателей», одобренного Медицинским управлением МЧС России.

«Мосты Кёнигсберга» — Пальмбургский мост. Зелёный мост. Построен в 1322-1323 году. Пальмбургский мост стал стратегически важным объектом. В 1945 году советские войска с боями пробивались к Кенигсбергу. Мост капитально отремонтирован в 1937-1938 годах. Мост соединил пригород Форштадт и остров Ломзе. Медовый мост. Леонард Эйлер (1707-1783).

«Помощь детям» — Отмена решений об устройстве детей в семьи. Динамика выявления детей, оставшихся без попечения родителей, с 1993 по 2010 гг.

Техника выполнения. Из упора присев, руки несколько впе­реди — тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь

руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий мо­мент за счет плотной группировки; в момент касания опоры ло­патками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, пере­вернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор при­сев (рис. 81).

Последовательность обучения.

    Кувырок вперед.

    Из упора присев перекат назад в группировке с последую­щей опорой руками за головой.

    Из упора присев кувырок назад в группировке в упор при­сев.

Типичные ошибки.

    Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону. кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).

    Разгибание ног в момент постановки рук и переворачива­ния через голову.

    Неплотная группировка.

    Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент перево­рачивания через голову.

    Медленное переворачивание.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.

Кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках

Эта связка состоит из разученных ранее элементов. Поэтому необ­ходимо предварительно повторить их отдельно, а затем соединить. Требования к технике выполнения, страховке и помощи те же.

Из упора присев кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках — перекатом вперед лечь и «мост» — опуститься в по-

ложение лежа на спине — сесть, руки в стороны — опираясь слева поворот в упор присев — кувырок вперед в упор присев — прыжок вверх прогибаясь и о. с.

V класс

В этом классе идет совершенствование кувырков вперед и на­зад, стойки на лопатках.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока

1. Кувырок вперед, правая скрестно перед левой

и поворот кругом в упор присев — 2,5 балла.

    Кувырок назад _ 3,0 балла.

    Перекатом назад стойка на лопатках — 3,0 балла.

    Перекатом вперед упор присев и о. с. — 1,5 балла.

VI класс

Учащиеся данного класса должны научиться выполнять «мост» из положения стоя с помощью, совершенствовать ку­вырки вперед и ранее изученные элементы.

Из стойки ноги врозь наклоном назад «мост» с помощью

Техника выполнения. Выполняется из стойки ноги врозь, ру­ки вверх. Наклоняясь назад, подать таз вперед и медленно опус­титься в положение «мост». При опускании голову наклонить назад до отказа (рис. 82).

Последовательность обучения.

    Выполнить «мост» из положения лежа на спине.

    Из и. п., стоя спиной к гимнастической стенке на расстоя­нии полушага, наклон назад с захватом руками за рейку.

    То же на большем расстоянии и, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической стенки, опуститься как можно ниже. Помогать стоя сбоку, поддерживая под лопатки при опус­кании и поднимании туловища.

4. «Мост» наклоном назад с поддержкой стоя лицом друг к другу. Типичные ошибки.

1. При наклоне туловища назад и опускании в «мост» голова не полностью отведена назад.

2. В положении «мост» типичные ошибки описаны выше. Страховка и помощь. Страховку осуществлять стоя сбоку,

поддерживая одной рукой под лопатки, другой под поясницу. Упражнение выполняют со страховкой до полного освоения.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для мальчиков

1. Из стойки ноги врозь, руки вверх, наклоном

назад «мост» с помощью — 3,0 балла.

    Лечь и, поднимая туловище, упор сидя сзади, перекатом назад стойка на лопатках (держать) — 1,5 балла.

    Перекатом вперед упор присев — 1,5 балла.

    Кувырок назад в упор присев — 2,0 балла.

    Кувырок вперед и прыжок вверх прогибаясь- 2,0 балла.

Комбинация для совершенствования и контрольного урока для девочек

    Два кувырка вперед и, выпрямляясь, руки вверх- 2,0 балла.

    Опуститься в «мост» — 3,5 балла.

    Лечь и стойка на лопатках — 2,0 балла.

    Перекат вперед в упор присев и прыжок

прогибаясь ноги врозь — 2,5 балла.

Стойка на лопатках. В простейшем варианте выполняется из упора присев. Последовательность выполнения: перекат на­зад, в момент касания лопатками пола разгруппироваться, поставить локти на пол на ширину плеч, кистями упереться в поясницу, выпрямиться так, чтобы спина и ноги составляли одну линию. Более трудный вариант – стойка на лопатках, ру­ки на полу. В этом случае стойка удерживается за счет ак­тивного давления руками (ладони повернуты вниз) на пол, сильного напряжения мышц спины и ягодиц.

Обучая перекату назад в стойку на лопатках, следует од­новременно формировать и правильную технику обратных действий – перекат из стойки в упор присев. Если стойка выполняется с опорой руками под спину, то перекат вперед начинается с движения рук, которые выносятся в стороны, тело падает прямым. Как только тело отклонится от вертикали примерно на угол 45°, нужно быстро сгруппироваться. При этом руки широким движением захватывают голени ближе к голеностопам и прижимают пятками к ягодицам, плечи и голова выводятся вперед. Рекомендуемая техника переката эффектна, создает красивый рисунок движений.

Стойка на голове не является сложный элементом, если достаточна общая и специальная физическая подготовка – уровень развития мышц шеи, плечевого пояса и спины. При разучивании данного упражнения надо быть максимально осторожным. Не рекомендуется форсировать освоение стой­ки, так как при смещении тяжести тела на голову (наиболее распространенная ошибка) возможно серьезное повреждение шейной части позвоночника, в особенности у ребят, имеющих большую массу тела.

При первых попытках не следует долго задерживаться в стойке: достаточно ее обозначить илидержать не более двух секунд. Удерживать всеми силами в стоике на голове падаю­щего ученика нельзя, помощь должна быть минимальной. Главное – выявить причину падения, указать на основные условия равновесия в стойке. Как и в стойке на лопатках, Тело встойке на голове должно быть прямым, без прогиба в поясничной части спины.

Последовательность разучивания:

– из упора присев толчком поднять обе ноги и, оставляя их согнутыми и прижимая к груди, распределить вес тела равно­мерно между руками и головой (расстояние между опорными точками должно быть одинаковым). Обозначить позу и вер­нуться В исходное положение;

– то же, что и предыдущее упражнение, но принятую позу держать;

– из стойки на голове, ноги согнуты, сохраняя равновесие, медленно выпрямить их и обозначить стойку;

– стойка на голове толчком ног с помощью и самостоятельно;

– стойка на голове, силой группируясь и согнувшись. После­довательность действий при выполнении стойки на голове силой согнувшись из упора присев: опереться головой о мат, выпрямить ноги в коленях, скользя носками по полу, силой стойка на голове согнувшись и, сохраняя равновесие, разогнуться.

Стойка на руках выполняется различными способами: ма­хом, толчком, силой. Самый простой способ – махом одной и толчком другой ноги. С него и надо начинать обучение стойки на руках. Но вначале необходимо создать у обучающихся представление о положении тела в стойке. Для этого предлагается следующее задание: обучаемый принимает положение упора лежа на полу (тело прямое, спина слегка округлая, мыш­цы ягодиц сокращены); справа и слева от него лицом друг к другу встают помощники, подхватывают обучаемого одной рукой под голень, другой под бедро (ближе к тазу) и поднимают в стойку на руках. Задача обучаемого – на протяжении всего задания сохранить мышцы задней поверхности тела напряженными, руки прямыми. Стойку помогают удерживать помощники, которые затем и опускают обучаемого в упор лежа.

Следующее упражнение, которое также помогает вырабо­тать правильное представление о стойке на руках и которое можно выполнить самостоятельно, – это стойка с опорой но­гами о стену. Обычно его выполняют из исходного положения, стоя лицом к стене. Вариант стойки на руках, когда учащийся опирается ногами (пятками) о стену, формирует неправиль­ную технику. В этом случае непроизвольно образуется прогиб в поясничной части спины, который затрудняет сохранение равновесия в стойке и нетипичен для современной техники.

Это упражнение рекомендуется выполнять в другом вари­анте: из исходного положения, стоя спиной к стене, на рассто­янии полушага от нее наклониться вперед, опереться руками о пол и, переступая ногами по стене, одновременно переме­щая поочередно руки к стене, принять положение стойки, ко­торая будет не совсем вертикальной, но без прогиба. Такая стойка особенно хорошо помогает почувствовать напряжение мышц рук и спины, которые обеспечивают сохранение равно­весия.

Основным движением при выполнении стойки на руках махом одной толчком другой является мах ногой. Обучают ему с помощью следующих упражнений:

– встать у гимнастической.стенки па расстоянии шага, взять­ся за рейку на уровне груди и выполнять подряд несколько махов назад попеременно левой и правой ногой.Следить, что­бы нога не сгибалась в колене;

– в упоре стоя на коленях, махи назад поочередно левой и правой ногой;

– то же, что и предыдущее упражнение, но мах выше головы энергичней, так, чтобы за счет маха выпрямлялась в колене, другая нога до положения стоя на носке;

– исходное положение – основная стойка, руки вперед-вверх, толчковая нога впереди. Широкий выпад вперед, наклоняясь, поставить руки на расстоянии шага от толчковой ноги и сде­лать энергичное движение маховой ногой назад до вертикали, толчковая нога выпрямляется в колене, но остается внизу;

– то же, что и предыдущее упражнение, но сделать все слит­но и, активно выпрямляя толчковую ногу, присоединить ее кмаховой. Последняя, дойдя до вертикали, затормаживается на линии туловища. Это упражнение выполняется со страхов­кой и помощью. Страхующий стоит со стороны маховой ноги сзади-сбоку и подхватывает учащегося одной рукой под бок, а другой под плечо в момент постановки рук на пол.

По мере освоения стойки помощь ослабляется. Поддержка оказывается за ноги: голень и носки.

Стойка на руках толчком двух ног. Выполняется из упора присев: поставить прямые руки на пол примерно на расстоя­нии полушага от носков ног; подавая плечи вперед, оттолк­нуться ногами (не разгибая их полностью), поднять таз вверх, ноги согнуть к груди и обозначив стойку с согнутыми ногами, разогнуться в вертикальное положение.

Основное подводящее упражнение для стойки толчком – полустойка. Выполняется это упражнение из упора присев: оттолкнувшись ногами, плечи подать вперед слегка сгибая руки в локтях и, удерживая ноги согнутыми, опереться коле­нями о локти. Руки и спина при этом должны быть макси­мально напряжены. Принятую позу удерживать до 5–6 сек. Полустойку следует выполнять как можно чаще. Вначале воблегченных условиях: у стены, с помощью. Затем самостоя­тельно, приобретая навык балансирования в полустойке. На­учившись удерживать полустойку, можно переходить к выполнению стойки. Разгибание рук и ног при выходе в стойку должно быть плавным. В стойке на руках необходимо полно­стью выпрямляться, потянувшись носками вверх.

Мост. Один из элементов, который характеризует гибкость человека. Мост можно выполнять из различных исходных по­ложений. Безопаснее и легче всего из положения лежа на спи­не: ноги и руки согнуты и разведены на ширину плеч, руки опи­раются ладонями за плечами пальцами вперед. Выпрямляя ноги и руки, принять дугообразное максимально прогнутое положение тела. Признаки правильного моста: ноги в коленях выпрямлены (допускается лишь небольшое сгибание), пятки прижаты к полу, плечи над кистями рук, голова отведена назад.

Как видим, для того, чтобы выполнить хороший, крутой мост, нужна гибкость не только позвоночного столба, но и вплечевых и локтевых суставах. Поэтому при тренировке гиб­кости для моста необходимо применять упражнения, увеличивающие подвижность в суставах плечевого пояса.

Основными подводящими упражнениями при разучива­нии моста (их можно использовать и для развития гибко­сти) являются следующие:

1. лежа на животе максимально прогнуться, голову на­клонить назад, руки – вверх-назад. Держать позу не менее 4–5 сек.

2. стоя на коленях, руки вверху, наклоном назад коснуть­ся пальцами пола. Повторить 5–6 раз за один подход.

3. кольцо в упоре лежа до касания ногами головы.

4. лечь на спину и принять исходное положение для мо­ста. Разогнуться в тазобедренных суставах до положения прогнувшись животом е опорой на лопатки. Выполнить за­дание 3–4 раза подряд.

5. то же с последующим разгибанием рук и ног, наклоняя голову назад. Оказывать помощь.

6. мост с помощью. Соблюдать последовательность раз­гибания: вначале – в тазобедренных суставах, затем – в лок­тевых, плечевых и коленных.

Однако для успешного выполнения моста одной гибкости недостаточно. Необходим также определенный – лучше опти­мальный – уровень развития силы мышц, на которые падает основная нагрузка при выполнении моста. В первую очередь следует тренировать мышцы задней поверхности голени, бедра, большие ягодичные, спины, рук, сгибатели кисти и пальцев.

После того как освоен мост из положения лежа на спине, можно приступать к разучиванию моста из стойки ноги врозь наклоном назад. Главное здесь – уменьшить фактор «риска» при выполнении упражнения, помочь ученику побороть бо­язнь при наклоне назад и опускании в мост. Это достигается с помощью ряда подводящих упражнений и надежной стра­ховкой.

1. Из стойки ноги врозь, руки вверху, наклоны вперед и назад. Наклон вперед – до касания грудью бедер, притягивая себя к ним руками. При наклоне назад руки активно отводить назад и стараться увидеть пол за спиной.

2. Из стойки ноги врозь, носки развернуты, руки вверху, спиной кгимнастической стенке на расстоянии шага, наклониться назад до рейки гимнастической стенки: опуститься по рейкам гимнастической стенки на пол и подняться обратно.

При выполнении всех заданий, возвращаясь в исходное положение, оставлять голову наклоненной назад. Руки опускать в последнюю очередь после полного выпрямления.

3. Из стойки ноги врозь носки развернуты в стороны, руки вверху, выводя таз и бедра вперед и наклоняясь назад, опу­ститься мягко на колени, голову и руки оставить сзади.

4. Тоже но в момент наибольшего сгибания ног быстро отвести руки и голову назад и выполнить мост, не опускаясь на колени.

5. Выполнить предыдущее задание с меньшим сгибанием ног в коленях. Оказывать помощь.

6. Мост наклоном назад, не отрывая пяток от пола, с по­мощью.

Одновременно с опусканием в мост наклоном назад нужно обучать вставанию с моста.

Подводящие упражнения:

1. Покачивание вперед и назад в положении, «мост». При этом вес тела последовательно передается на руки (нажиманием ступнями ног на пол) и на ноги (нажиманием руками на пол).

2. То же, но отталкиваясь руками опуститься – на колени, руки вверху, голова наклонена назад.

3. Из стойки ноги врозь наклоном назад мост на горку матов. Обратные действия: выводя таз и бедра вперед, пере­давая вес тела на ноги оттолкнуться руками и выполнить подъем.

4.Вставания с места с помощью. Последовательность движений: перевести вес тела на руки (передавая вес тела, на ноги,оттолкнуться руками и встать. Следить, чтобы руки и голова были отведены назад до полного выпрямления.

Во всех рассмотренных выше упражнениях преобладают наклоны назад с индивидуально предельной амплитудой. Дли­тельное и частое выполнение упражнений такого типа, моста может привести к нарушению осанки, нежелательному переразгибанию в поясничной части, позвоночника. Поэтому на каждом занятии наклоны назад и мост необходимо чередовать, с наклонами вперед, перекатами, кувырками, стойками с пря­мым телом, с силовыми упражнениями, укрепляющими мышечно-связочный аппарат и предупреждающими перерастяжения и деформации суставных структур.

Большое внимание, которое уделено, различным способам обучения мосту, объясняется тем, что мост является подводя­щим упражнением к выполнению медленных и темповых пе­реворотов вперед и назад.

акробатических упражнений.

Упражнения в балансировании.

Равновесия. Равновесие — это статическое положение, при котором исполнитель стоит на одной ноге.

Технически правильно выполнение характеризуется точностью принятия заданной позы и прочностью ее фиксации без колебаний не менее 2-3 секунд.

Согнув ногу — тело вертикально; опора на всю ступню выпрямленной ноги, свободная нога согнута и приподнята вперед. Высокое равновесие — тело вертикально, Свободная нога отведена назад до горизонтального положения. Равновесие « Ласточка» — тело наклонено вперед в прогнутом положении, свободная нога поднята не ниже уровня плеч. Шпагаты. Шпагат — сед с предельно разведенными ногами.

Технически правильное исполнение шпагатов характеризуется легкостью и точностью принятия заданной позы без дополнительных покачиваний, колебаний, с касанием опоры всей длиной ног.

Выполнение шпагатов увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, что делает движения гимнастов более свободными, легкими, красивыми, а также предохраняет от возможных травм.

Шпагат левый (правый) — указывается нога, находящаяся спереди, туловище прямо, разрешается опора на руку (руки). При выполнении шпагата с наклоном вперед (назад) требуется указание: с наклоном, с наклоном назад. Полушпагат «улитка» — сед на пятке, находящейся спереди согнутой ноги, другая сзади, туловище вертикально. Прямой шпагат — сед с предельно разведенными врозь ногами (в стороны), туловище вертикально, руки в стороны.

Мосты. Мостдугообразное, максимально прогнутое положение исполнителя с опорой на ноги и руки спиной вниз.

Способы выполнения: Пригибанием из положения лежа на спине с опорой на согнутые ноги и руки; Наклоном назад из стойки врозь, руки вверху; Поворотом на 180 градусов из упора на руках; Разгибом из упора лежа на лопатках.

При технически правильно и исполнении ноги и руки на ширине плеч, ноги выпрямлены, опора на всю ступню и ладонь, вес тела переведен на руки. Мост на коленях — мост с опорой на голени и руки. Мост на предплечьях — мост с опорой на ноги и предплечья.

Упоры. Упор — это вертикальное или горизонтальное статическое положение занимающегося с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры.

Технически правильное исполнение характеризуется точностью принятия заданной позы и прочностью ее фиксации не менее 3-х секунд. Систематическое выполнение упоров способствует развитию силы рук и туловища, облегчает занимающимся освоение стоек на руках и целого ряда парных и групповых упражнений.

Упор согнув ноги — тело вертикально, ноги согнуты и приближены к груди, руки выпрямлены. Упор углом — то же, ноги выпрямлены и образуют с туловищем прямой угол, ноги горизонтально полу или чуть выше.

Стойки. Стойки — статическое вертикальное положение, при котором исполнитель находится вверх ногами: на лопатках, голове, предплечьях, руках.

Технически правильное исполнение характеризуется точностью принятия заданной позы (выход в стойку) и прочностью ее фиксации не менее 3-х секунд.

Систематическое выполнение различных стоек тренирует вестибулярный аппарат и сердечно — сосудистую систему, укрепляет мышцы рук, шеи и туловища, подводит к выполнению целого ряда парных и групповых упражнений.

Стойка на лопатках — стойка с опорой на лопатки, затылок, локти и с поддержкой руками под спину. Стойка на лопатках, руки на полу — то же, но без поддержки руками о спину. Стойка на голове — тело прямое с опорой на руки и голову. Стойка на руках — тело прямое с опорой на кисти.

Вращательные упражнения.

Перекаты. Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.

Многократное выполнение разнообразных перекатов является действенным средством тренировки вестибулярного аппарата, развития гибкости, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Перекат из стойки на лопатках выполняется вращением вперед в группировке в положение упора присев.

Разновидности перекатов: В сед согнув ноги; согнувшись; ноги врозь; На одну — на одну ногу с последующим шагом вперед другой; В упор стоя согнувшись ноги врозь с опорой на руки; В упор стоя согнувшись ноги врозь то же, но ноги вместе; С поворотом в шпагат — то же, что и в упор стоя согнувшись ноги врозь с последующим поворотом направо (налево) шпагат правой (левой). Перекат, прогнувшись выполняется движением, вперед прогнувшись из упора лежа с последовательным касанием опоры бедрами, животом, грудью, с опорой руками у груди. Перекат прогнувшись с коленей — — то же, но из стойки на коленях. Перекат назад прогнувшись из стойки на груди последовательный перекат назад в упор лежа. Кувырки. Кувырок — вращательное движение тела через голову вперед или назад с последовательным касанием опоры.

Технически правильное выполнение кувырков характеризуется мягкостью переката-вращения и точностью принятых положений. Умение выполнять кувырки с очень быстрым (резким) захватом ног в группировку способствует освоению техники выполнения различных сальто.

Кувырок из упора присев толчком ног с опорой затылком и шеей перекат в группировке до упора присев. Разновидности: в сед согнув ноги, в сед, в сед ноги врозь, на одну ногу, в стойку на лопатках. Длинный кувырок — то же, но с более далекой постановкой рук вперед (без прыжка и фазы полета).

Перевороты колесом. Переворот колесом — вращение тела вперед, назад или в сторону через стойку на руках с последовательной и равномерной опорой каждой рукой и ногой.

Переворот в сторону (колесо) — переворот влево (вправо) с последовательной опорой руками и ногами через стойку ноги врозь.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

1. Группировка.

Техника выполнения. Группировка-ухо согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены).

Последовательность обучения.

1.Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в

а б в

группировке в приседе, обращая внимание на умение округлять спину.

2.Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться. З. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться.

4.Из положения, лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя.

Типичные ошибки.

1 .Откинутая назад голова.

2.Ноги вместе, не разведены.

3.Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).

Страховка. В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным детям.

2. «Ванька-встанька».

Техника выполнения. Перекаты — это движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову.

Последовательность обучения:

1.Из положения группировки, сидя перекат назад — вперед на спине.

2.Из положения группировки, сидя перекат назади перекатом вперед вернуться в и. п.

З. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.

4.Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед.

5.Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе.

6.Их упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.

Требования к выполнению. Наиболее сложным из приведенных перекатов является перекат из

упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно давать из

и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает

возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и

плотность группировки.

3.Кувырок вперед.

Техника выполнения. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 25-35см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачивая через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Закапчивая кувырок, принять упор присев. Последовательность обучения. 1.Группировка из различных и. п.

2. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.

3. Из упора присев, кувырок вперед в сед в группировке.

4. Из упора присев назад и перекатом вперед упор присев.

5. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.

Типичные ошибки. 1 .Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).

2.Отсутствие отталкивания ногами.

3.Недостаточная группировка

4.Неправильное положение рук.

5.Опора руками сзади при переходе в упор присев.

Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного

исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным детям. При этом партнер, стоя на одном

колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивая мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.

4.Кувырок назад в группировке.

Техника выполнения. Из упора присев, руки несколько впереди — тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев. Последовательность обучения.

1.Кувырок вперед.

2.Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.

З. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор присев.

Типичные ошибки. 1 .Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей,

непараллельная постановка кистей и локтей).

2.Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову.

3.Неплотная группировка.

4.Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания через голову.

5.Медленное переворачивание.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при

необходимости, подтолкнуть под спину.

5. «Самолет».

И. п. — лежа на животе, прямые ноги соединены вместе, носки вытянуты, прямые руки вытянуты

Техника выполнения. Одновременно приподнять от пола голову, грудь, прямые ноги и руки. В

этом положении переводить руки в стороны, назад, вперед. Ноги разъединять, соединять и

поочередно поднимать.

Страховка. Одной рукой поддержать ребенка под грудью, другой — под коленями или потянуть за

носки, вытягивая и выпрямляя ноги.

6. «Колечко».

И. п. — лежа на животе, упор руками в пол около груди.

Техника выполнения. Выпрямляя руки в локтях, поднять вверх голову и грудь. Затем согнуть ноги в коленях и стараться носками дотянуться до головы, образуя кольцо. Для облегчения выполнения данного упражнения ноги ребенка раздвигают в коленях на удобную для него ширину. Постепенно дети соединяют ноги и выполняют упражнение с соединенными ногами. Страховка. Одной рукой поддержать ребенка под грудь, другой — ноги около носков, не применяя физических усилий.

7. «Корзинка».

И. п. — лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища.

Техника выполнения. Согнуть ноги в коленях. Руками захватить носки с внешней стороны и

тянуть ноги вверх с одновременно подтягиванием вверх головы и всего туловища. Для облегчения

выполнения упражнения, как и в «колечке», можно сначала предложить детям разъединить ноги, но далее постепенно учить их выполнять упражнение с соединенными ногами. Страховка. Помочь детям захватить руками носки и потянуть ноги вверх.

8. «Ласточка» с колена или кошка хвостик подняла.

И. п. — упор на руках и коленях.

Техника выполнения. Одновременно поднять одну прямую ногу с вытянутым носком и голову, а

спину прогнуть вниз, сохраняя равновесие.

Усложнение. Поднятую ногу согнуть в колене и стараться носком дотянуться до головы.

Страховка. Помочь ребенку вытянуть ногу вверх прогнуть спину вниз. При усложнении

направить согнутую ногу к голове.

9.Стойка на лопатках («Березка»).

И. п. — лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Техника выполнения.

1. Поднять прямые ноги над головой, опираясь на руки и на лопатки.

2. Стараться приподнять таз от пола, как бы опираясь на руки и на лопатки.

3. Сгибая руки в локтях, подставить кисти под поясницу чуть ниже пояса (пальцы рук направлены внутрь, навстречу друг другу), а ноги выпрямлять вверх с вытянутыми носками на одной линии с тазом. Опора на лопатки, голову и локти. Опустить руки, затем медленно ноги, т. е. вернуться в и. п.

Усложнения.

1.0дну ногу согнуть в колене и носком согнутой ноги коснуться колена прямой ноги.

2.Выполнять различные движения ногами и достать коленями до носа, плеч и мата.

З. Из положения «березка» перевернуться через голову, подставив руки к плечам для опоры, и

перейти на полушпагат, или на два колена, или на ступни ног.

Страховка. Помогать, детям поднимать прямые ноги, не сгибая в коленях, и удерживать

вертикально. Помогать приподнимать таз от мата и удерживать вертикально на одной линии с

ногами, при этом вытягивать носки ног. Помогать правильно, ставить руки на таз ниже пояса, не

давая им расслабиться в местах сгибания. Учить плавно и медленно выходить из стойки в и. п.

Типичные ошибки.

1.Сгибание в тазобедренных суставах;

2.Тело отклонено от вертикальной плоскости;

3 Широко разведены локти.

10. «Птичка».

И. п. — лежа на животе, упор на ладони в пол около груди.

Техника выполнения. Выпрямляя руки, высоко поднять грудь, а голову тянуть к спине, ноги держать вместе, носки вытянуть. Усложнение. Одну ногу поднять или согнуть к голове. Страховка. Поддержка ребенка под грудью. Помочь соединить и выпрямить носки.

П. Переворот в сторону («Колесо»).

Из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед — вверх, ноги на ширине плеч. Сгибая левую руку, наклониться вперед, опереться ею на расстоянии шага от левой ноги. Махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90 градусов выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире). Пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу.

DIV_ADBLOCK192″>

разводит ноги врозь, а страхующий поддерживает со стороны спины захватом около коленей.

2.Из стойки на руках ноги врозь, опускание на ноги. Сначала помогать, как в предыдущем

упражнении, затем быстро переместить поочередно руки: одну на поясницу (в сторону опускания,

а другую под плечо, помогая опуститься на ноги — в стойку ноги врозь, руки в стороны это

упражнение помогает освоению второй половины переворота).

3. Махом одной и толчком другой стойка на руках ноги врозь с поворотом (это упражнение
связано с освоением первой половины переворота). После выхода в стойку помощь оказывать, как
в упражнении №1.

4.Махом одной и толчком другой переворот в сторону.

Типичные ошибки.

1.Руки и ноги не ставятся на одной линии.

2. Переворот выполняется не через стойку на руках.

3.Голова не откланяется назад, и ребенок не контролирует постановку рук.

4. Переворот выполняется не через стойку на руках, т. е. тело проходит не вертикально плоскости,
а сбоку.

Страховка. Поддерживать ребенка за пояс. Помогать в перевороте.

12. Из положения, лежа на спине «мост».

Техника выполнения. Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову вперед, медленно опуститься на спину в и. п. При выполнении стремиться полностью, разогнуть ноги и перевести массу тела на руки. Последовательность обучения.

1 .Предварительно размять мышцы спины и плечевого пояса (наклоны туловища вперед, назад, в

стороны, вращения туловищем, круги и рывковые движения руками).

2.Освоить и. п. и наклон головы назад, стоя ноги врозь у гимнастической стенки, опираясь на нее.

З. Из положения, лежа на спине выполнить «мост» с помощью.

4.Из положения, лежа на спине выполнить «мост» самостоятельно.

Типичные ошибки.

1 .Ноги в коленях согнуты, ступни на носках.

2.Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей.

З. Руки и ноги широко расставлены.

4.Голова наклонена вперед.

Страховка. Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.

13. Из стойки ноги врозь наклоном назад «мост» из положения стоя.

Техника выполнения. Выполняется из стойки ноги врозь, руки вверх. Наклоняясь назад, подать таз вперед и медленно опуститься в положение «мост». При опускании голову наклонить назад до

Последовательность обучения.

1.Выполнить «мост» из положения, лежа на спине.

2.Из и. п., стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии полушпагата, наклон назад с

захватом руками за рейку.

З. То же на большом расстоянии и, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической

стенки, опуститься как можно ниже. Помогать стоя сбоку, поддерживая под лопатки при

опускании и понимании туловища.

4. «Мост» наклоном назад с поддержкой стоя лицом друг к другу.

Типичные ошибки. При наклоне туловища назад и опускании в «мост» голова не полностью

отведена назад.

Страховка и помощь. Страховку осуществлять стоя сбоку, поддерживая одной рукой под

лопатки, другой под поясницу. Упражнение выполняют со страховкой до полного освоения.

14. Кувырок назад в полу шпагат.

Техника выполнения. Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу — полушпагат.

Последовательность обучения.

1 .Из упора присев кувырок назад в упор присев.

2.Из упора присев кувырок назад в упор, стоя на коленях.

З. Из упора присев кувырок назад в упор, стоя на одном колене, другую назад.

4.Из упора стоя на коленях, опираясь руками о пол, выдвигая вперед левое (правое) колено и

отводя назад другую ногу, коснуться тазом пятки левой (правой) ноги; выпрямиться, руки в

стороны, смотреть вперед.

5.Из упора стоя на одном колене, другую назад, опуская одну ногу и отодвигая, выпрямиться,

скользя руками по полу, и принять полушпагат.

6.Из упора присев кувырок назад в полушпагат.

Типичные ошибки.

1.Резкое опускание согнутых и прямой ноги.

2.Сгибание ноги, отведенной назад.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.

15. Равновесие на одной ноге, руки в стороны.

Техника выполнения. Равновесие — это положение, в котором ребенок стоит на одной ноге,

наклонившись вперед, подняв др. ногу назад до отказа и руки в стороны.

Для принятия равновесия из о. с. отвести одну ногу максимально назад и несколько прогнуться.

Сохраняя такое положение, сделать наклон вперед.

Последовательность обучения.

1.Стоя лицом у гимнастической махи одной ногой назад.

2.Равновесие, стоя боком у гимнастической стенки.

3.Равновесие самостоятельно. Удерживать равновесие следует по 3-4с, а для совершенствования

до 10с, выполнять равновесие с закрытыми глазами.

4.Равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед.

Типичные ошибки.

1 .При наклоне туловища вперед нога опускается.

2.Не полностью выпрямлена опорная нога.

Страховка и помощь. Стоя сбоку со стороны отводимой назад ноги, одной рукой помогать под

плечо, другой под бедро, постепенно помощь уменьшать, держа только за одну руку.

16 «Кольцо» (стоя).

И. п. — о. с. Сначала с опорой у гимнастической стенки или просто около стены, постепенно

переходя на самостоятельное выполнение.

Техника выполнения. Принять положение о. с: одной рукой держаться за опору выше головы,

одну руку вытянуть. Другой рукой захватить сзади одноименную согнутую назад в колене ногу за

стопу, носок вытянуть вверх. Захватив стопу, поднимать ее вытянутой рукой вверх — назад, при

этом грудь выгибается, голова отклоняется назад. Удерживая равновесие, стараться освободить

опорную руку, поднимая ее выше головы.

Страховка. Помочь ребенку захватить рукой ногу, которая находится сзади. Сохраняя

равновесие, помочь поднять ногу. Помочь сохранять равновесие в кольце в положении стоя сбоку

без опоры, поддерживая ребенка одной рукой под грудью, а другой — под коленом.

17. «Лебедь» или Выпад. И. п. — о. с.

Техника выполнения. Одну ногу выставить вперед на 2-3 шага и начать приседать, сгибая ногу в колене и перенося нам нее вес тела. При этом другая нога прямая, стоит с опорой на всю ступню с развернутым носком в сторону или прямо. Положение рук разное: на выставленной ноге, в стороны, вверх, одна рука направлена вверх, другая — вниз, обе руки направлены назад за спину.

а б в г

Усложнение. Выпад с пригибанием туловища назад, (а). Выпад назад — выставленные ноги назад (б); Выпад с наклоном — соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с наклоном (в); Глубокий выпад — выпад с максимальным разведением ног (г).

Страховка. Помочь детям ставить ноги на одной линии. Придерживать спину ребенка ладонью, чтобы он смог сохранить равновесие с пригибанием туловища чуть назад.

18. «Улитка» или Полушпагат.

И. п. — стоя на двух коленях.

Техника выполнения. Одну ногу вытянуть назад и садиться на пятку другой ноги. Ноги должны

быть на одной линии. Обязательно плотно сесть пятку.

Положение рук разное: на поясе, в стороны, вверх, за головой, одна вверху, а другая внизу, обе

назад и достают до выпрямленной ноги.

«Улитка» в домике. Из положения полушпагат ногу согнуть в колене и поднять вверх к голове.

При этом положении руки опускаются на пол для опоры (носки вытянуты).

19. Шпагат (прямо) И. п. — о. с.

Техника выполнения. Медленно расставить прямые ноги в стороны, носки вытянуты, колени

а б

выпрямлены. Когда ноги будут расставлены шире плеч, понадобиться опора на 2-х руках. Обе руки поставить на пол перед собой и продолжать расставлять ноги в стороны настолько, насколько это возможно.

(Полный шпагат — это раздвинутые прямые ноги на одной линии).

Страховка. Желательно, чтобы ребенок произвольно сам садился на шпагат. Но следует помочь ему выпрямлять колени и носки. Можно предлагать детям делать «пружинку» — как бы поднимаясь и опускаясь.

20. Стойка на руках махом одной и толчком другой.

Техника выполнении. Стоя на маховой ноге, толчковую вперед на носок, руки вверху ладонями

вперед, поставить прямые руки на пол на ширине плеч и махом одной, толчком другой выйти в

стойку на руках. В стойке ноги соединить, смотреть на пол, немного наклонив голову назад.

Последовательность обучения.

1.Стойка на руках махом одной и толчком другой с помощью.

2.Стоя на расстоянии двух шагов от стенки, шагом толчковой ноги и махом другой стойка на

DIV_ADBLOCK198″>

Мосты и шпагаты. Мост из положения лежа на спине. Мост опусканием. Полушпагат («улитка»). Шпагат правой (левой). Шпагат ноги врозь с наклоном вперед («шнур»).

Вольное упражнение.

I. И. п. — основная стойка.

1. Руки вперед; 2. Руки вверх; 3. Руки в стороны; 4. Руки вниз; 5. Шаг влево, правая на

носке, левую руку в сторону, поворот головы налево; 6. Приставить правую, правую руку

в сторону, смотреть прямо; 7. Мах левой ногой вперед, руки вперед ладонями книзу

(касаясь ладони); 8. Приставить левую, руки в стороны.

П. 1 .Шагом вправо стойка ноги врозь, руки вверх и хлопок; 2. Дугами наружу руки вниз и

хлопок о бедра; 3. Наклон вперед, ладонями коснуться пола (кисти рядом); 4. Выпрямиться,

руки в стороны; 5. Поворот направо, сгибая правую, руки вперед (левая дугой книзу); 6.

Приставить левую в стойку на носках, руки вниз; 7. Упор присев; 8. Прыжок прогнувшись с

поворотом налево кругом, руки вниз.

III . 1.Упор присев; 2. Упор лежа; 3. Правую ногу назад; 4. Упор лежа; 5. Левую ногу назад;

6.Упор лежа; 7.Упор присев; 8.Прыжком поворот направо в стойку ноги врозь, руки вниз.

Упражнение разучивается по частям (Рис. 2).

DIV_ADBLOCK199″>

Раскачивания в висе на перекладине, висы различным хватом: снизу, сверху, разноименным хватом, вис на одной руке поочередно, небольшое размахивание; наскоки в упор из виса стоя на горке матов.

Упражнения на гимнастических снарядах. Мальчики (второй год обучения)

Акробатические упражнения.

Группировки.

Перекаты.

Кувырки. Кувырок вперед из упора присев с мостика («с горки»), кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед скрестно в сед прямыми ногами.

Стойки и перевороты. Стоика на лопатках («берёзка») с согнутыми и прямыми ногами, переворот в сторону («колесо»).

Мосты и шпагаты. Мост из положения лежа на спине. Мост опусканием. Мост с двух колен («верблюд »). Полушпагат («улитка). Полушпагат с наклоном и прогнувшись. Шпагат правой (левой). Шпагат ноги врозь с наклоном вперед («шнур»).

Вольное упражнение. Соединение нескольких элементов в сочетании с музыкой. I. И. п. -основная стойка. 1. Руки вперед; 2. Руки вверх; 3. Руки в стороны; 4. Руки вниз; 5. Шаг влево, правая на носке, левую руку в сторону, поворот головы налево; 6. Приставить правую, правую руку в сторону, смотреть прямо; 7. Мах левой ногой вперед, руки вперед ладонями книзу (касаясь ладони); 8. Приставить левую, руки в стороны.

II. 1.Шагом вправо стойка ноги врозь, руки вверх и хлопок; 2. Дугами наружу руки вниз и хлопок о бедра; 3. Наклон вперед, ладонями коснуться пола (кисти рядом); 4. Выпрямиться, руки в стороны; 5. Поворот направо, сгибая правую, руки вперед (левая дугой книзу); 6. Приставить левую в стойку на носках, руки вниз; 7. Упор присев; 8. Прыжок, прогнувшись с поворотом налево кругом, руки вниз.

III . 1.Упор присев; 2. Упор лежа; 3. Правую ногу назад; 4. Упор лежа; 5. Левую ногу назад; 6. Упор лежа; 7. Упор присев; 8. Прыжком поворот направо в стойку ноги врозь, руки вниз. Упражнение разучивается по частям (Рис. 2).

Лазанье (канат или шест). Лазанье на высоту 2-3 метра с прыжка по наклонному и

горизонтальному канату в вис зацепом пятками или под коленками;

Прыжки.

Упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнение и низкой перекладине.

Мальчики (третий год обучения). Акробатические упражнения.

Группировки. В приседе, сидя, лежа на спине.

Перекаты. Перекаты в группировке (назад — вперед) из положения сидя и из упора присев («Ванька-встанька»). Перекат из стойки на лопатках в упор присев. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках.

Кувырки. Кувырок вперед из упора присев с мостика («с горки»), кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед скрестно и в сед прямыми ногами. Кувырок назад. Два, три кувырка вперед. Кувырок назад в полушпагат.

Стойки и перевороты. Стоика на лопатках («берёзка») с согнутыми и прямыми ногами. Стойка на голове с согнутыми и прямыми ногами, (из упора присев толчком двумя). Стойка на руках с помощью и опорой ногами о стенку («веселый клоун). Стойка на руках (самостоятельно). Переворот в сторону («колесо»).

Мосты и шпагаты. Мост из положения, лежа на спине. Мост из положения стоя. Мост опусканием. Мост с двух колен («верблюд»). Полушпагат («улитка), Полушпагат с наклоном и прогнувшись. Шпагат правой (левой). Шпагат ноги врозь с наклоном вперед («шнур»).

Вольное упражнение. Соединение нескольких элементов в сочетании с музыкой.

На основе элементов исходной базовой подготовки первого года обучения оставляются простейшие комбинации на гимнастических снарядах.

Вольные упражнения

Исходное положение — основная стойка.

I. 1-2. Подняться на носки, руки дугами вперед — вверх — в стороны.3-4. Кувырок назад в
группировке.5-6. Перекатом назад-стойка на лопатках.7-8. Держать.

II . 1-2. Лечь на спину, руки вверх.3-4. Мост нош врозь.5-6. Лечь на спину, руки вверх.7-8,
Поворот налево на 180°.

III . 1-2. Дугами через стороны, руки вниз, упор лежа на согнутых руках.3. Упор лежа.4-5. Сед
на пятках с наклоном вперед. 6. Кувырок вперед в упор присев.

7-8. Прыжок вверх прогнувшись, приземление.

Лазанье (канат или шест). Лазанье на высоту 2-3 метра с прыжка по наклонному и горизонтальному канату в вис зацепом пятками или под коленками;

Прыжки. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, с высоты, прыжки на горку матов, прыжки с разбега на канат в вис.

Упражнения на гимнастических снарядах. Упражнение и низкой перекладине. Раскачивания в висе на перекладине, висы различным хватом: снизу, сверху, разноименным хватом, вис на одной руке поочередно, небольшое размахивание; наскоки в упор из виса стоя на горке матов; имитация махов вперед-назад с помощью преподавателя методом проводки;

Девочки (первый год бучения)

Акробатические упражнения.

Группировки. В приседе, сидя, лежа на спине.

Перекаты. Перекаты в группировке (назад — вперед) из положения, сидя и из упора присев («Ванька-встанька»). Перекат из стойки на лопатках в упор присев. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках.

Кувырки. Кувырок вперед из упора присев с мостика («с горки»), кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед скрестно в сед прямыми ногами. Кувырок назад с мостика («колобок катится с горки»).