Слово ньяса означает «прикладывать». В процессе этого обряда кончики пальцев рук и ладонь правой руки прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр.
Ньясы очень часто используются в тантрических ритуалах, а кроме этого — перед некоторыми пранаямами. Посредством совершения ньяс садхака активирует (или призывает) определенные энергии в своем теле. Существует множество ньяс, они различаются в зависимости от характера и глубины поклонения. Например, Риши-ньяса, Кара-ньяса, Анга-ньяса, Варна-ньяса, Пада-ньяса, Дашататтва-ньяса, Матрика-ньяса и другие. Кроме того, есть различные порядки выполнения ньяс: Сришти-крама-ньяса (ньяса в порядке создания), Стхити-крама-ньяса (ньяса в порядке сохранения), Самхара-ньяса (ньяса в порядке разрушения), а также ньясы бывают внешние — бахья-ньясы, и внутренние — антар-ньясы.
Bертикально, вдоль сушумны, расположены важные центры жизненной силы, включая ноги. Эти центры активируются через риши-ньясу, и она, как правило, совершается первой из ньяс. Риши-ньяса включает в себя основные характеристики мантры:
Риши — мудрец, который открыл данную мантру, пробудил ее силу. Поскольку этот Риши есть основной изначальный Гуру данной мантры, его ньясу следует выполнять на голове.
Чханда — полностью в целом все механизмы (буквы) мантры, ее метрический размер. Буквы слов составляют чханду и произносятся ртом. Следовательно, ньяса чханды совершается на рту.
Девата — Божество мантры, прана-шакти или жизненный принцип, пробуждающий, направляющий и контролирующий всю активность мантры в организме. Девата расположен в сердце и поэтому его ньяса совершается на сердце.
Биджа — квинтэссенция, которая проливает свет на энергию мантры называется биджа (семя), поэтому эта ньяса совершается на репродуктивных органах (промежность).
Шакти — элемент, с помощью которого Биджа становится мантрой; эта ньяса совершается на ногах.
Килака — то, что сохраняет или поддерживает равновесие мантры; ньяса совершается в пупке. Иногда этот элемент отсутсвует.
Винийога — руководство к реализации мантры в целом, объясняющее все вышеуказанные элементы. Кроме того, в винийоге указываются плоды мантры (результаты мантра-садханы). Считается, что без знания винийоги мантра-садхана не принесет положенных результатов. Ньяса этого элемента совершается на все тело в завершение Риши-ньясы.
Кара-ньяса — ньяса рук, в ней активизируются центры на кончиках пальцев и на ладони. Есть разные варианты исполнения кара-ньясы. Например, поочередно с мантрами соединяются пальцы, затем тыльные и внешние стороны ладоней. Некоторые садхаки сначала просто касаются большого пальца внешней стороной фаланги указательного пальца и произносят соответствующую мантру, а потом большим пальцем ксаются всех остальных; в конце соединяются тыльные стороны ладоней, а пальцы обеих ладоней сцепливаются. В некоторых вариантах в конце делаются просто хлопки, сначалa пальцами правой ладони — по внутренней стороне левой и наоборот.
Считается, что на пальцах расположены Дэвата-питхи и этими жестами садхака их соединяет.
Вот мантры, произносимые в кара-ньясе (обычно перед ними добавляются биджи или части основной мантры, а также Пранава — Ом):
aṅguṣṭābhyāṃ namaḥ — соединяя большие пальцы
tarjanībhyāṃ namaḥ — соединяя указательные пальцы
madhyamābhyāṃ namaḥ — соединяя средние пальцы
anāmikābhyāṃ namaḥ — сединяя безымянные пальцы
kaniṣṭhikābyāṃ namaḥ — соединяя мизинцы
karatala karapṛṣṭhābhyāṃ namaḥ — соединяя ладони (с двух сторон)
Хридая-ньяса, или анга-ньяса — ньяса частей тела. Хридая-ньяса начинается с сердца и, в основном, активизирует верхние центры. Эта ньяса делается после того, как садхака настроил свой ум и тело на то или иное Божество. Хридая-ньяса даёт возможность энергии Божества проявиться в высшей степени пространства и реальности, где совершается пуджa. «Хри» — сердце, «дайя» — милость, сострадание, самопожертвование.
Ньяса выполняется следующим образом:
— правой рукой в положении джняна-мудры следует коснуться кончиками двух пальцев центра груди с мaтрой «hṛdayāya namaḥ»;
Внутренней стороной ладони правой руки коснуться лба с мантрой «śirase svāhā». При этом большой палец загнут во внутрь ладони;
Большим пальцем правой руки коснуться макушки головы с мантрой «śikhāyai vaśaṭ», остальные пальцы руки coгнуты в кулак.
С мантрой «kavacāya huṃ» коснуться оснований рук (чуть ниже плечей) пальцами перекрещенныx рук. Основная деталь, которую многие не учитывают при выполнении этой ньясы — левая рука должна находиться поверх правой, eсли это шактийское Божество, a если шайвовское — то наоборот.
Коснуться пальцами трех глаз: левого — безымянным, правого — указательным, третьего глаза — средним, с мантрой «netratrayāya vauṣaṭ». Этим жестом открываются энергии трех шакти Шивы: левый глаз — Кали, правый — Сарасвати, третий — Тpипурасундари, ее также отождествляют с Лакшми, она же — Тригунатмика шакти.
Cделать круговое движение вокруг головы правой рукой, при этом большой палец касается безымянного и мизинца, a средний и указательный — вытянуты. После чего указательным и средним пальцами правой ладони произвести удар три раза по раскрытой левой ладони с мантрой «astrāya phaṭ». Круговое движение распределяет энергию в энергоструктуре тела, нанося удар мы активизируем ряд центров в ладонях, связанныx с божествами планет (грах). Кроме того, это движение есть также ограждение десяти сторон пространства, находящихся вокруг садхаки, над ним и под ним от негатива и притягивание положительных влияний.
В ньясе задействованы: сердце, голова, волосы, кожа, три глаза, ладонь. Эти ньясы защищают от негативных внедрений при практикe поклонения. Обычно во всех ньясах, перед основными мантрами, добавляются биджа-мантры того Божества, с которым эти ньясы связаны.
В Ньяса йоге тоже нет никаких различий в подходе мужчины и женщины.
Ньяса йога вообще очень сложная наука и она требует очень серьёзной подготовки.
Нужно развить чувствительность и в этом плане женщины преуспевают, им ближе Ньяса йога. Не то, что у женщин больше чувствительность, но за эти столетия мужчина больше развивал разум, логику, а женщины больше шли по пути чувств – вот что получилось, хотя, по идее, все должно быть гармонично. И мужчина должен был развивать свои чувства, и женщина свой разум и логику. Получился перекос. Получилась ошибка, и в течение многих жизней женщины больше склонны через чувства воспринимать мир, мужчины – через логику. Поэтому некоторые йоги женщинам легче даются. Какие-то йоги проще для мужчин. Но это не правило, а грубая ошибка, которая имела место быть.
По идее и для мужчин и для женщин – все йоги: и чувствительные, и которые требуют работы разума. Поэтому, в нашей школе йоги традиции Анандасвами считается, что такие йоги, как йога Влюбленности – для всех. По идее, йога Влюбленности ближе для женщин (женщина любит эмоции, сверхсостояния), но у нас в школе традиции Анандасвами считается, что такие йоги должны преподавать и открывать другим, мужчины. А вот йоги, которые касаются логики, разума: Аксиоматика, Джнана йога, Раджа йога — должны преподавать женщины. Это нужно для того, чтобы не было перекосов.
Потому что мужчине проще уйти в рассуждение, в теорию, в философствование, женщине легче уйти в эмоции, влюбленность, любовь рассказывать, но это были перекосы и эти перекосы нужно как-то «сгармонизировать», поэтому в нашей школе йоги традиции Анандасвами считается, что по идее должно быть так. Чтобы женщина уравновесила свою крайность логикой, и чтоб мужчина уравновесил свою крайность чувствами.
Бхакти йога.
В Бхакти йоге женщина больше воспринимает Вселенную как мужчину, как брата, как отца, как мужа, как друга. Мужчина больше воспринимает Вселенную, как мать, как любовницу, т.е. как женский аспект. Только в этом различие по восприятию. А по методам, по техникам различий нет.
Несколько слов о медитации. Если какие-то техники, то, конечно, они как для мужчин, так и для женщин. Но, бывают такие периоды, когда женщине нужно сконцентрироваться на женском аспекте и, к примеру, медитировать на свою внутреннюю Энергию, а мужчине – сконцентрироваться на Сознании, или наоборот, женщине сконцентрироваться на внутреннем мужчине, а мужчине сконцентрироваться и медитировать на внутреннюю женщину.
Вопросы.
Вопрос: Почему произошел перекос в сторону мужчин?
Виктория: Мы начали это тематическое занятие с того, что в стародавние времена женщины и мужчины были на одном уровне в социальном и духовном плане. К сожалению, произошел, как говорит йога, перекос и виноваты в этом мужчины. Мужчины ушли в логику, так утверждает йога. Мужчины ушли в философствование, оторвались немножко от земли, оторвались от материального, ушли в пещеры, в диспуты, в рассуждения и для них как бы логика стала чем-то сверх, стали молиться на разум, как говорит йога.
И как следствие этого перестали рождаться женщины-йогини. Они оказались не у дел, перестали быть кому-то нужными. Мужчины стали разочаровываться в женщинах, потому что перестали рождаться женщины-йогини, стали приходить менее развитые души в тела женщин, женщины стали ревнивыми, завистливыми, появилась вот эта поговорка «Все бабы дуры». Что-то типа того, что женщины – это что-то низшее, что-то нелогичное, что-то эмоциональное, не стоящее никакого внимания. Так вот, для продолжения рода, для наслаждения – да, но диспуты вести – «разве женщина может это сделать?» Произошла роковая ошибка, и пошел перекос, что женщины пошли в чувства, им ничего другого не оставалось. А мужчины продолжали развивать логику, развивать разум, превратились в «сухарей». Произошло страшное разделение Энергии и Сознания.
Ведь все техники, все практики, если вы почитаете, в основном для мужчин. Для того, чтобы они опомнились, практиковали как следует йогу, развили разум до такого уровня, чтобы поняли, что разум это не все, не цель, чтоб отчасти вышли в сверхлогику и осознали, что сделали ошибку. Поэтому те или иные техники в основном давались для мужчин, чтоб они быстрее опомнились, осознали свою ошибку и рано или поздно перекос был сгармонизирован. Хотя, это длится очень долгое время. По этой причине не сохранились практики для женщин, потому что они больше нужны для мужчин. По сути дела, все началось с мужчин, и потом, так как мужчины главенствовали во всех сферах жизни, то практики для женщин просто не записывались, так как раньше передавались из уст в уста. Когда остались на духовной ниве одни мужчины – они записывали тексты для себя, а записывать что-то для женщин было некому – женщин-йогинь уже не было. Поэтому практик для женщин сохранилось очень мало.
Мужчины, пришло время, вы отчасти опомнились, и в наш мир начали приходить женщины-йогини, и в скором времени (в ближайшем столетии, тысячелетии, мы выйдем вновь на уровень так называемого Золотого Века). Женщины, которые приходят в этот мир, уже тянутся к духовным знаниям, уже чувствуют внутри себя огромный потенциал, задумываются об этом. Это показатель того, что женщина не то что необычна, а пришла с какой-то своей миссией, пришла с какой-то своей целью, т.е. это уже йогиня. Задача таких йогинь раскрыться, раскрыть свой потенциал, переоткрыть многие практики йоги, записать их, и, конечно, помочь мужчинам раскрыться. Но, и мужчины должны помочь таким женщинам-йогиням раскрыться, потому что женщины-йогини, попадая в наш мир, мир стереотипов, шаблонов, программ, путаются, им очень сложно раскрыться, потому что они внутри, как цветок: ранимые, чувствительные, а этот мир злой, жестокий, он склонен не раскрывать женщину, а, наоборот, ее закрывать. Здесь большая роль отводится для мужчин, которые должны взять на себя эту миссию – раскрыть женщин-йогинь. Уже стали рождаться такие мужчины, которые на женщин смотрят не свысока, а на равных, иногда даже снизу вверх. Это очень хорошо, что такие мужчины появляются. Если такие мужчины есть, значит будут приходить женщины-йогини в этот мир, потому что они будут знать, что есть такие мужчины, которые их раскроют. Если раскроется женщина-йогиня, она будет помогать другим мужчинам. И, как скалолазы, будем друг друга вытаскивать. Рано или поздно мы полностью раскроем потенциал друг друга и пойдем в прекрасное светлое будущее.
Вопрос: А как мужчина может помочь женщине раскрыться?
Виктория: Если у вас есть партнерша, партнер, муж, жена и есть Джнана (знание), то вам это сделать гораздо проще. Видеть в своей женщине Абсолют, учиться терпению по отношению к женщине, не порабощать ее, а раскрывать, делать ее счастливой, свободной, независимой даже от себя. Мужчина раскрывает женщину, делает что-то для нее так, чтобы она от него зависела: подарки ей покупает, внимание оказывает, но чтобы она была его. Вместо того, чтобы раскрывать ее и она становилась абсолютно свободной, мужчина прикладывает усилия и делает все, чтобы она зависела от него, т.е. для себя лично. Конечно, в таком случае женщина не раскрывается, она становится зависимой от мужчины ментально, эмоционально, финансово. Поэтому делаем все от себя зависящее, чтобы она была счастлива.
Вопрос: Как определить раскрывается женщина или нет?
Виктория: Женщина день ото дня становится все краше, все свободней, все интересней, а не пугливей. Если вы не забиваете женщину, это вы сразу это увидите: открытая женщина, которая не боится что-то сказать, не боится выразить свое мнение, не боится быть такой, какая она есть. Или женщина пугливая, которая живет по каким-то стереотипам. Можно проследить, увидеть, заметить раскрывается женщина, или она становится несвободной рядом с вами. Если она страдает, ей плохо, она ревнует вас, это может значить, что мужчина себя так ведет по отношению к женщине, что она цепляется за него. Может мужчине надо как-то по другому себя проявить по отношению к женщине, попытаться по другому как-то к ней относиться, чтобы у женщины не было этой реакции «схватить», «ревновать». Здесь работа должна быть обоюдной. Если работать будет только мужчина, а женщина: «Да, я – Богиня, падай ниц, молись, я же Богиня! Делай все для меня!» — это крайность, глупость, т.е. женщина в свою очередь тоже должна раскрывать мужчину и тоже делать его счастливей день ото дня, свободней день ото дня во всех аспектах жизни. И финансово, и интеллектуально, и духовно. Нельзя сказать, что мужчина важнее или что женщина важнее. Мы равновелики по отношению к друг другу.
И мужчина должен работать в поте лица, чтобы раскрыть свою женщину, и женщина должна работать в поте лица, чтобы раскрыть своего мужчину. Если происходит такая ситуация, когда один партнер в отношениях работает над собой, работает над тем, чтобы раскрыть другого партнера, а другой человек не прикладывает никаких усилий, не интересуется ничем и ему все равно, то человек, который делает эти шаги навстречу, он развивает в себе терпимость – колоссальное терпение .
Вопрос: Почему один партнер работает над отношениями, а другой нет?
Виктория: Скорее всего, такая ситуация кармическая. Возможно в прошлых жизнях была обратная ситуация, когда вы не обращали внимание на духовную работу над собой и другая сторона делала все от себя зависящее, а вы были к этому безразличны. И вот повторяется ситуация. Если это происходит, то причину нужно искать в себе. Причиной всего являетесь вы. Если это происходит – это отражение каких-то ваших прошлых деяний.
Наберитесь терпения и продолжайте работать над собой, над своим партнером и ни в коем случаи не заставляйте страдать этого человека. Даже если вы занимаетесь йогой, а ваш партнер не занимается, это не причина, чтоб его бросать, чтобы он страдал. Нужно сделать все от себя зависящее, чтобы этот человек был счастлив. Даже если вы хотите разойтись, то нужно расходиться мирно, по-доброму. В Тантра йоге, вообще, предписывается найти замену для своего мужа, для своей жены, причем, достойную, чтобы все были счастливы. Если в Триаде есть страдания, то это уже не Триада. Малейшее страдание, ревность, зависть, злость, еще какие-то негативные эмоции – если они есть, это уже не Триада. В Триаде, Тантра йоге все счастливы. Если не счастливы, если кто-то страдает, значит что-то идет не так, значит что-то вы сделали не так или сделали не все от себя зависящее.
Механизм Защиты Продолжения Рода (МЗПР) особенно у молодых девушек, работает таким образом, что если у мужчины будут помимо нее еще партнерши, то возникает дикая ревность. Если это есть, то это уже не Триада. Если женщина любит своего мужчину, погружается в него на все 100% и позволяет ему практиковать, но знает, что эти практики они не носят какой-то маргинальный пошлый характер, т.е. эти практики только для того, чтобы приблизиться к Абсолюту и чтобы отношения с мужем\женой были еще сильнее. Если женщина с радостью отдает мужчину для практик другими женщинами, то это Тантра – все счастливы: и одна, и вторая, и третья, и пятая, и десятая. Если есть хоть малейшее страдание, то это уже не Тантра.
Мифы на эту тему «Йога для женщин»
Миф 1. Перевернутые позы нельзя делать во время менструации. Расхожее утверждение, что «ни в коем случаи! Сделаешь даже секундочку – все, месячные прекратятся» — вот такой миф. Очень часто его слышу. Зачем это запугивание, я не понимаю. Возможно, это писали люди, у которых мало Праны, которые, скорее всего, уже в возрасте, у которых болезненные месячные, и они свой сугубо личный опыт переносят на остальных. Это пишут так категорично, что складывается мнение, что если на секундочку в этот период поднять ноги — все! Все прекратится – гормональный сбой, одни проблемы, болезни.
Йога очень мягкая наука и категоричностей в ней очень мало. Категоричность – Первый, Второй, Третий принципы йоги. Не причинять вреда живым существам, Здравый смысл, Отказ от страданий и помощь всем живым существам. Все! Если вы молодая, у вас много сил, энергии, вы бегаете, прыгаете, делаете перевернутую позу – и вам хорошо, никакого дискомфорта, никакой боли – делайте!
Вопрос в том, что если вам плохо, у вас болит живот, у вас нет сил – в таком случае не надо. Это сильные техники. Нужно сделать что-то мягкое. Примите позу шавасаны (позу трупа) если вам так плохо. Во всем должен быть здравый смысл. Поэтому это миф, который мы должны развеять. Женщины в период менструации могут делать перевернутые позы, если это им гармонично. Если они чувствуют себя, слышат свое тело, слышат свои потребности, что именно в этот момент надо сделать перевернутую позу – делайте. Если вы почувствуете, что «нет, не надо», то и не нужно делать. Это касается и упражнений на пресс. Если вы в полном порядке, то сделайте упражнение на пресс, но не перенапрягаясь – здравый смысл. Надеюсь, что мы развеяли этот миф. Если не верите – проверьте!
В йоге, это описывается в древних трактатах, йогиня настолько сильно контролировала свое тело, в том числе приход и уход месячных, и если женщина-йогиня не захотела иметь месячные в этом месяце, то это не происходило, потом волеизъявляла и этот процесс возобновлялся. Это очень высокий уровень. Это уже владение гормональной сферой, более тонкой. Мы даже внешние мышцы не можем контролировать, не говоря уже о внутренних, а это какие-то более тонкие: кровеносная система, гормональная, это высочайший уровень, когда женщина владеет этим мастерством.
Миф 2. «Ответственность – это только мужское качество, это только для мужчин. Женщине нужно избавляться от ответственности. Женщина должна больше отпускать ситуацию, плыть по течению, не бегать, не прыгать, не шевелить лапками, а вот как оно пойдет, так оно пускай и идет».
26.09.2015
Ньяса (санскр. прикладывать) – это вспомогательное ритуальное действие, в процессе которого пальцы правой руки, сложенные в определенные кистевые мудры, прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр.
Ньясы очень часто используются в тантрических ритуалах, а кроме этого – перед некоторыми пранаямами. Посредством совершения ньяс садхака активирует (или призывает) определенные энергии в своем теле.
Существует множество ньяс, они различаются в зависимости от характера и глубины поклонения. В индийской тантре ньяса чаще используется в качестве авеши (процесса нисхождения Божества в тело практикующего). Ньяса при этом может быть не просто отдельной частью ритуала пуджи или джапы, она может быть включена в стотры (молитвенные тексты), кавачу (защитные тексты) и др. Что делает схему пуджи не всегда однотипной.
Почему ньясы в индийской тантре можно соотнести с авешей? Потому что большинство пудж составлены так, чтобы произвести реализацию нисходящей силы, милости (ануграха) того или иного Божества. А ньяса означает «установление», то есть в теле локализируется энергия конкретного Божества. Эта сила передается сквозь мантру, по сути, мантра и рассматривается как само Божество.
Тело, иными словами, должно стать индикатором того или иного божественного аспекта, так, что его шакти проникает как в само тело, делая его храмом, так и распространяется в окружающее пространство, которое задействовано во время пуджи. При рецитации вини-йоги перечисляют сначала Риши мантры, потом метрический размер, далее – имя деваты, биджу (семенной слог мантры), шакти мантры, килаку (раскрываемая сущность мантры). При этом все, что связано с данной мантрой, распределяется по телу с помощью первой риши-ньясы (сверху вниз). Риши, который услышал мантру, соотносится с областью головы, метрический размер – с органом речи (вы касаетесь рта); девата – касаетесь сердца, так как Божество присутствует в сердце как форма Атмана и т.д. Происходит нисхождение силы и ее установление в нем. При этом, в других ньясах, таких как кара-ньяса, анга, матрика и прочих, по частям тела могут распределяться биджи данной мантры или сама мантра. Здесь все зависит от конкретной школы и садханы.
Ньяса – это вспомогательное средство, которое предшествует другим процессам, связанным с внутренней трансформацией. Далее пробуждается Кула-кундалини и проходит сквозь чакры и грантхи. При этом в тантре не нужно делать, к примеру, множество асан, пранаям, для пробуждения Кундалини, если они и есть, то самые общие, как часть ритуала. Ньяса в данном случае играет роль формирования нужной среды на уровне тела и ума, для того, чтобы эта среда позволяла раскрыться Кундалини. Если в хатха-йоге для очищения каналов и тела используются шат-кармы, асаны, пранаямы, то в тантре это диг-бандхана, авахана, ньяса, джапа и др.
Три самые важные из ньяс:
Вертикально вдоль сушумны расположены важные центры жизненной силы, включая ноги, эти центры мы «включаем» через риши-ньясу.
B некоторых школаx добавляют центры на руках, они задействуются кара-ньясой, и также вы касаетесь во время хридайя-ньясы этих мест на руках.
Хридайя-ньяса начинается с сердца, эта ньяса делается после того, как вы настроили свой ум и тело на то или иное Божество. Она активизирует в основном верхние центры. Хридайя-ньяса даёт возможность энергии Божества проявиться в высшей степени пространства и реальности, где совершается пуджa. «Хри» – сердце, «дайя» – милость, сострадание, самопожертвование.
Основная деталь, которую многие не учитывают при выполнении этой ньясы, – во время чтения мантры «Кавачайя хум», левая рука лежит поверх правой если это шактийское Божество, a если шайвовское, то наоборот.
В хридайя-ньясе, вы правой рукой в положении джняна-мудры касаетесь кончиками двух пальцев центра груди с мaнтрой «Ом хридайяия намаха», потом внутренней стороной ладони всего лица – «Ом ширасе сваха». При этом большой палец правой руки загнут во внутрь ладони. Далее, касаетесь макушки головы большим пальцем, а остальные пальцы coгнуты в кулак, с мантрой «Ом шикхайяия ваушат». С мантрой «Ом кавачайя хум» касаетесь основания рук пальцами перекрещенных рук. Потом касаетесь трех глаз, левого – безымянным пальцем, правого – указательным, третьего глаза – средним, с мантрой «Ом нетратрайяия ваушат». Далее, делаете круговое движение вокруг головы правой рукой, при этом большой палец касается безымянного и мизинца, a средний и указательный вытянуты. После чего, указательным и средним пальцами правой ладони делаете удар три раза по раскрытой левой ладони, с мантрой «Aстрайя пхат».
Круговое движение распределяет энергию в энергоструктуре, нанося удар мы активизируем ряд центров в ладонях, связанныx с божествами планет (грах). В ньясе задействованы: сердце, голова, волосы, кожа, три глаза, ладонь.
Эти ньясы защищают от негативных внедрений при практикe поклонения. Голова связана с Брахманом, если у человека негативные мысли, то он находится под влиянием асуров, мысли направленные на Бога – ведут к дхарме. Круговое движение и мантра «астрая пхат» – это ограждение себя от негатива и притягивание положительных влияний. «Нетратраяя» – когда вы касаетесь трех глаз, вы этим жестом открываете энергии трех шакти Шивы: левый глаз – Кали, правый – Сарасвати, третий – Тpипурасундари, её также отождествляют с Лакшми, она же Тригунатмика шакти. «Кавачая Хум» означает привлечение того аспекта шакти, которому вы поклоняетесь.
Еще обычно во всех ньясах перед основными мантрами приставляются биджа-мантры того божества, с которым эти ньясы связаны.
Ещё существуют другие варианты исполнения ньяс. Например, в кара-ньясе пальцы можно соединять поочередно с мантрами. Некоторые садхаки сначала просто касаются большого пальца внешней стороной фаланги указательного пальца, произнося мантру «..ангуштабхьям…», потом большим пальцем касаются всех остальных. В конце с мантрой «…каратала караприштабхьям намаха» вы соединяете тыльные стороны ладоней, а пальцы обеих ладоней сцепливаете.
В некоторых вариантах в конце делаются просто хлопки, сначала пальцами правой ладони по внутренней стороне левой и наоборот. Дело в том, что на пальцах расположены Девата-питхи и вы их этими жестами соединяете. В Хридайя-ньясе, когда вы проводите круг вокруг головы, это также ещё и ограждение десяти сторон пространства – находящихся вокруг вас, над и под вами.
Если ньясы ведут к очищению ума и это можно назвать йога-нидрой, вероятно, это связано ещё и с процессами авеши?
Очевидно, что авеша связана также с тем, что можно назвать йога-нидрой, так как авеша подразумевает транс. Ньяса, в данном случае, подготавливает тело, как, впрочем, и не только она.
Ньяса сторон света произносится стоя или нужно поворачиваться по сторонам мысленно?
Интересная ньяса, включающая в себя также сокрализацию пространства, превращая его в храм того или иного Божества и «диг-бандханы» (ограждение своего тонкого тела от деструктивных внедрений, вибраций в духовном смысле, в виде бхутов, претов и т.п.)
Существует масса разновидностей ньяс или «диг-бандханы». В этой ньясе выполняется всё в положении сидя, но не ментально; вставать, вращаясь, тоже не нужно. Ладони располагаются на уровне головы в жесте «намасте» и указывают поочерёдно на стороны света, начиная с востока с одновременной рецитацией соответствующих мантр. В завершении этой ньясы, руки указывают вверх в сторону зенита (также сложенные в жесте «намасте») и после – вниз (надир). Во время всех поворотов кисти все время остаются сложенными вместе. Такие вот интересные особенности в этой ньясе, как, пожалуй, и сама ньяса, специально для пуджи из текста «Дургарчана паддхати».
Какова последовательность касаний в Риши-ньясе?
Сначала голова, она связана с Риши-мантры, так как голова – это место восприятия. Риши – это провидцы, они услышали (восприняли) Веды и мантры.
Следующее место – рот, связан с метрическим размером мантры, или ритмом с которым мантра произносится, рот – это источник речи.
Потом – набхи (центр), который в мантре является килакой, то, что позволяет силу мантры и Деваты собрать в центре вашей энергоструктуры.
Следующее место – гухья (тайное место) или гениталии, связано с биджей, через гениталии выходит семенная жидкость при половом соитии. Биджа, как мантра, и как семенная жидкость «вирья», имеет определенную связь, кстати, это дает возможность понять истинное значение как тантрических, так и йогических практик. Шакти находится в ногах, так как ноги подобны корням дерева, т.е. корни развиваются из семени. И далее то, что объединяет все эти элементы воедино.
Как выполнять касание на всё тело вместе?
Нужно обвести правой рукой по дуге – вокруг снизу вверх вдоль тела, и потом вниз, затем обратно, повторяя мантру.
По материалам форума dharmanathi.ru
Теги:
Старт
Курс самоучитель йоги 242.Ньяса йога. Йога прикосновений.Йога массажа .
Ориентировочное время прохождения курса: 72 часа чистого времени, за 12 дней.
Друзья! Меня зовут Виктория Бегунова. Я являюсь Генеральным Куратором всех Йога Курсов. Над этим курсом работает дружная команда кураторов университета, каждый из них отвечает за свое направление работы. Внизу вы найдете информацию и контакты кураторов.
Для решения всех вопросов, пожалуйста, без стеснения обращайтесь к ним самым настойчивым образом.
Друзья! Последовательно пройдите шаг за шагом этот курс.
Название семинара: Семинар. Ньяса Йога.
Дата: 2009.27.12.
Где: Международный Открытый Йога Университет
Краткое описание:
Посвящение в йоге
Напоминаю, что в йоге есть понятие «посвящение». И требуется физическое присутствие человека для получения этого толчка. Это вещь неочевидная и понимается только по прошествию лет. Поэтому, подобные мероприятия – это как некий толчок. Конечно же, все записи будут выложены в интернете, печататься и приносить свою пользу. Но необходимо также непосредственное присутствие на таких мероприятиях. По книжкам и теоретически йога не изучается. Необходимо присутствие высшей линии передачи. Тем более, если речь идет о таких йогах, как Ньяса йога.
Способность осязать
У всех нас есть способность – осязать. Когда к нам кто-то прикасается, мы ощущаем на себе эти прикосновения. Они иногда сопровождают нас всю жизнь (соприкосновения от нашей одежды), они стираются и превращаются в общий фон.
Но есть более яркие моменты тактильных ощущений, когда кто-то внезапно до нас дотронулся. Если мы проанализируем всю свою жизнь, не смотря на то, что мы не обращаем внимание на тактильные ощущения, они окажутся крайне важны в нашей жизни. Строго говоря, это один из мощных каналов взаимодействия с окружающим миром.
Если же мы понаблюдаем в обычной жизни за поведением людей, мы видим, как люди и животные в обычной жизни ласкают друг друга. К примеру, за котятами, маленькими собачками или детьми. Или если понаблюдаете за естественной реакцией мужчины или женщины, которые видят маленького ребенка, они хотят его погладить, за ушком почесать, обнять, поиграть. Это не контролируемые позывы. Рука сама тянется к коту, чтобы его погладить. Или к собаке, которая к нам подбежала и уткнулась носом. К ребенку, который с нами играет или к человеку, которого мы давно не видели, мы прижимаем его к себе. Мы делаем это бессознательно, не отдавая себе в этом отчет.
Нам иногда хочется, чтобы нас поласкали, особенно когда нам плохо. Хочется уткнуться в жилетку, поплакать, и станет легче. Причем, не важно, это может быть очень сильный и самодостаточный человек, контролирующий себя, умеющий держать себя в руках. Но все равно приятно, когда тебя любят, обнимают, когда рядом человек, которому ты доверяешь.
Связь прикосновения и доверия
Прикосновение и доверие – это вещи очень близко связанные. Если нет доверия, то нет и прикосновения. Если нет доверия, то эти прикосновения вызывают у нас скорее внутреннюю зажатость и подозрительность, чем чувство расслабленности. И наоборот, если же мы доверяем, раскрываемся и чувствуем прикосновение, то они имеют целительную силу для нас.
Тактильный аспект взаимодействия очень сильный. Допустим, вы ехали в метро в своих мыслях, и вдруг вас кто-то толкнул. Вы ощутили этот толчок и моментально внутри вас просыпаются неконтролируемые позывы гнева, негодования, злости, позывы ответить обидчику. Порывы ярости зарождаются из самых наших глубинных структур. Человек, может быть, случайно нам на ногу наступил, а мы в ответ триадой всех мыслей, что мы думаем о нем (иногда в нецензурной форме).
Есть составляющая нашей жизни, которая пронизывает все вокруг и имеет сильный доступ к нашему внутреннему миру, к нашему умонастроению, состоянию, которая может изменить модус нашего настроения.
К примеру, мужчина поругался с женой. Но жена подошла, обняла, погладила. И мужской принципиальный гнев уходит на второй план, и философские идеи отступают на второй план, такой человек находит консенсус или общее пространство для разрешения тех или иных споров.
Канал тактильного взаимодействия присутствует 24 часа в сутки, 365 дней в году. Но у нас также есть другой сильный фактор – это наш разум. Он оттягивает на себя наше внимание и затмевает этот канал ощущений. Мы уходим в свои мысли, воспоминания, ожидания и тем самым тактильные ощущения уходят на второй план, мы их не видим. Мы живем в своих мыслях, переживаниях, эмпириях. И действительно, эволюция показала, что если мы развиваем разум, то мы доминируем. Более умное живое существо побеждает над более глупым. Человек побеждает над всеми животными. Эволюция заставляет нас развивать разум. Тот, кто развил разум – победил, тот, кто не развил – тот находится в подчиненном состоянии. Мы где-то цепляемся за разум и концентрируемся на нем. Все наше внимание перемещается от наших тактильных ощущений на уровень разума. То же касается других органов чувств. Если вы волнуетесь, то вы забываете о том, что видите, слышите, осязаете, обоняете. Т.е. разум оттягивает на себя значительную часть нашего сознания, наших ощущений. В результате, мы все меньше уделяем внимания тактильному ощущению. В результате, рождается дисбаланс, и на человека сваливается огромное количество зажатостей, дисфункций, стрессов и т.д. Потому что разум не дает нам такого ощущения доверия, как наши тактильные ощущения.
Проблема наших дней — отсутствие тактильных ощущений
Из книги в книгу ходит легенда, что в Древнем Риме был император, который дал распоряжение, чтобы маленьких детей, детей рабов, не ласкали. Их одевали, обували, смотрели за ними, но без ласки. Не знаю, на сколько это правда, но в легенде говорится, что значительная часть детишек умерла. Другая часть, которая выросла, превратилась в садистски склонных индивидов, склонных мучить других, получающих удовольствие от чужих страданий и нечувствительных к страданиям других. Эта байка достаточно хорошо передает смысл. Если отсутствует тактильное восприятие или тактильный канал ощущений, то идет очень серьезная деформация психики, и разум отрывается от гармоничного восприятия мира и склонен находить компенсацию в каких-то проявлениях, которые обычному человеку кажутся маниакальными и зверскими. Мы не можем нормально жить и развиваться, если нет тактильных ощущений. Как только наблюдается отсутствие тактильных ощущений, идет перекос психики.
Большая проблема наших дней – это беспризорные дети. Их одевают, обувают, но у них нет мамы и папы, которые бы их обняли и поласкали, потискали, повертели, покрутили. В результате, эти дети растут несчастными. Они склонны убегать из детских домов и становится беспризорниками. В результате, из таких детей вырастают люди, которые пополняют ряды криминала. То же самое и в неблагополучных семьях, где мама и папа алкоголики.
Отсутствие тактильных ощущений в детстве формирует в ребенке внутреннюю зажатость, которую он компенсирует какими-то внешними проявлениями и какими-то проявлениями в виде боли для других людей. Т.е. недополучив тактильного ощущения, эти дети стараются компенсировать отсутствие в мире этих тактильных ощущений, но не понимают грани и склонны к насилию, иногда отвратительному и неприятному.
Если человека не кормить витамином С, то наблюдается цинга: выпадают все волосы и зубы, человек болеет и может умереть. Точно также, если человек в своем детстве не дополучает тактильных ощущений, он начинает болеть огромным букетом психических заболеваний, переходящих в соматические. В результате, мы имеем полчище людей неуравновешенных, склонных к садизму.
Это очень большой перекос, который плодит огромное количество проблем для всего человечества. И источник здесь один – отсутствие тактильного канала восприятия. Или по-другому, нехватка доверия к Вселенной, и желание разрушить эту Вселенную, к которой нет доверия. Такие люди склонны к суициду, к многочисленным перекосам психики. Потому что недостаток этих ощущений настолько сильно бьет по самым глубинным уровням нашей нервной организации, что, как следствие, наблюдается попытка хоть как-то прекратить наличие этого тактильного голода.
Ньяса буквально означает прикладывать. В процессе данного обряда кончики пальцев рук и ладонь правой руки прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр.
Ньяса обычно используется в тантрических ритуалах и перед некоторыми пранаямами в практике . Посредством совершения ньяса садхака активирует (или призывает) определенные энергии в своем теле. Существует достаточное количество ньяса, которые различаются в зависимости от характера и цели поклонения. К примеру, это, Риши-ньяса, Кара-ньяса, Анга-ньяса, Варна-ньяса, Пада-ньяса, Дашататтва-ньяса, Матрика-ньяса и другие. Также существуют различные вариации выполнения ньяс: Сришти-крама-ньяса (ньяса в порядке создания), Стхити-крама-ньяса (ньяса в порядке сохранения), Самхара-ньяса (ньяса в порядке разрушения), а также ньясы бывают внешние — бахья-ньясы, и внутренние — антар-ньясы.
Основные ньясы:
Риши — это мудрец, который открыл данную мантру, пробудил ее силу. Поскольку этот Риши является основной изначальный Гуру данной мантры, его ньясу следует выполнять на голове.
Чханда — все инструменты (буквы) мантры, ее метрический размер. Буквы слов составляют чханду и произносятся ртом. Следовательно, ньяса чханды совершается на рту.
Девата — Божество мантры, прана-шакти или жизненный принцип, пробуждающий, направляющий и контролирующий всю активность мантры в организме. Девата расположен в сердце и поэтому ньяса совершается на сердце.
Биджа — квинтэссенция, которая проливает свет на энергию мантры называется биджа (семя), поэтому эта ньяса совершается на репродуктивных органах (промежность).
Шакти — энергия, элемент, с помощью которого Биджа становится мантрой; эта ньяса совершается на ногах.
Килака — это то, что сохраняет или поддерживает равновесие мантры; ньяса совершается в пупке. Бывает, что этот элемент отсутсвует.
Винийога — руководство к реализации мантры в целом, объясняющее все вышеуказанные элементы. Кроме того, в винийоге указываются плоды мантры (результаты мантра-садханы). Считается, что без знания винийоги мантра-садхана не принесет положенных результатов. Ньяса этого элемента совершается на все тело в завершение Риши-ньясы.
a~NguShTAbhyAM namaH — соединяя большие пальцы
tarjanIbhyAM namaH — соединяя указательные пальцы
madhyamAbhyAM namaH — соединяя средние пальцы
anAmikAbhyAM namaH — сединяя безымянные пальцы
kaniShThikAbyAM namaH — соединяя мизинцы
karatala karapR^iShThAbhyAM namaH — соединяя ладони (с двух сторон)
Ньяса должна выполняться следующим образом:
— правой рукой в положении джняна-мудры следует коснуться кончиками двух пальцев центра груди с мaтрой «hRidayAya namaH»;
— внутренней стороной ладони правой руки коснуться лба с мантрой «shirase svAhA». При этом большой палец загнут во внутрь ладони;
— большим пальцем правой руки коснуться макушки головы с мантрой «shikhAyai vashaT», остальные пальцы руки coгнуты в кулак.
— с мантрой «kavacAya huM» коснуться оснований рук (чуть ниже плечей) пальцами перекрещенныx рук. Основная деталь, которую многие не учитывают при выполнении этой ньясы — левая рука должна находиться поверх правой, eсли это шактийское Божество, a если шайвовское — то наоборот.
— коснуться пальцами трех глаз: левого — безымянным, правого — указательным, третьего глаза — средним, с мантрой «netratrayAya vauShaT». Этим жестом открываются энергии трех шакти Шивы: левый глаз — Кали, правый — Сарасвати, третий — Тpипурасундари, ее также отождествляют с Лакшми, она же — Тригунатмика шакти.
— cделать круговое движение вокруг головы правой рукой, при этом большой палец касается безымянного и мизинца, a средний и указательный — вытянуты. После чего указательным и средним пальцами правой ладони произвести удар три раза по раскрытой левой ладони с мантрой «astrAya phaT». Круговое движение распределяет энергию в энергоструктуре тела, нанося удар мы активизируем ряд центров в ладонях, связанныx с божествами планет (грах). Кроме того, это движение есть также ограждение десяти сторон пространства, находящихся вокруг садхаки, над ним и под ним от негатива и притягивание положительных влияний.
В ньясе задействованы: сердце, голова, волосы, кожа, три глаза, ладонь. Эти ньясы защищают от негативных внедрений при практикe поклонения. Как правило, во всех ньясах, перед основными мантрами, добавляются биджа-мантры того Божества, с которым эти ньясы связаны.