Структура современного Олимпийского движения
Олимпийское движение – это деятельность национальных и международных спортивных организаций, которая направлена на проведение Олимпийских игр и развитие спорта.
Структура Олимпийского движения
· Международный олимпийский комитет (МОК)
· Национальные олимпийские комитеты (НОК)
· Международные федерации по видам спорта
· Национальные федерации по видам спорта
Наиболее существенное значение как орган управления Международным спортивным движением имеет Международный Олимпийский комитет (МОК).
Благодаря тому, что он обладает всеми правилами на Олимпийские игры, его юриспруденция распространяется на любительский спорт вообще.
В своей практической деятельности МОК руководствуется Олимпийской хартией, (уставом) содержащий официальные правила, а также разъяснения и инструкции.
МОК был учрежден в 1894 г. на Международном конгрессе в Париже по инициативе французского просветителя и педагога Пьера де Кубертена. Организация МОКа связана с возрождением Олимпийских игр. МОК принял Олимпийскую хартию, определил ее цели и задачи. В 1951г. МОК признал НОК СССР.
Высшим органом МОК является общее собрание его членов – сессия, созываемая не реже одного раза в год. В год проведения Олимпийских игр, сессия проводится дважды. На сессии решаются все вопросы, имеющие отношение к олимпийскому движению. Резолюция, кроме касающихся изменения Олимпийской Хартии, принимаются простым большинством голосов. Для ее изменения необходимо 2/3 голосов. В неотложных случаях возможно голосование по почте. Внесение предложений в повестку сессии за пять месяцев до ее начала может делаться членами МОК, представителями национальных Олимпийских комитетов и руководством международных спортивных объединений по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр.
Атрибутами олимпийского движения являются:
· олимпийский символ (пять переплетенных колец — голубое, черное, красное, желтое, зеленое, символизирующие объединение пяти континентов);
· девиз «Быстрее, выше, сильнее»;
· эмблема (состоит из олимпийского символа и девиза);
· олимпийский флаг (белое полотнище с олимпийским символом в центре).
Международному олимпийскому комитету принадлежит право выбора города для проведения Олимпийских игр.
Комплектация МОК происходит путем избрания им своих членов, которые он признает полезным для олимпийского движения при условии, если они говорят по английским или по французским и проживают в стране, национальный олимпийский комитет признан комитетом. Члены Международного олимпийского комитета является его представителями в своих странах, а не делегатами своей страны. Такой порядок комплектации комитета является препятствием для демократизации движения, так как в МОК (1983г.) насчитывалось 89 членов (18 стран имеют не по одному, а по два члена).
В период между сессиями руководство олимпийским движением осуществляет исполком МОК. Состав исполкома МОК — 11 человек и в том числе президент (в настоящее время – Жак Роге), три вице-президенты и члены исполкома — представители нескольких стран, избираются сроком на 8 лет с правом последующего переизбрания на 4 года. Члены МОК избираются без ограничения срока, по достижению 72 – летнего возраста, должны выйти в отставку. Исполнительный комитет МОК руководит его работой между сессиями.
В Международном олимпийском комитете создаются комиссии, вырабатывающие рекомендации по вопросам олимпийского движения, деятельности комитета. Комиссии могут быть временными и постоянными. Последние могут быть смешенными, то есть с представительством не только от комитета, но и национальных и международных федераций. Среди комиссий: комиссия по допуску спортсменов на олимпийские игры, культурная комиссия, (ведает культурными аспектами движения игр), финансовая комиссия (ведает бюджетом, учитывает поступления в фонд «Олимпийской солидарности» и др.
Источники финансирования МОК складываются из отчислений части средств, полученных за телетрансляцию с Олимпийских игр, из средств от подписки на бюллетень МОК, от годовых взносов членов МОК примерно 60 американских долларов за одного члена). Все расходы по организации и проведению Олимпийских игр несет город, где они проводятся. Для проведения Олимпийских игр, в городе создается организационный комитет; деятельность, связанную с организацией олимпийских соревнований. МОК утверждает программу Олимпийских игр и сроки их проведения. МОК признает 26 МСФ. Для признания вида спорта Олимпийским, необходимо, чтобы он имел распространение не менее чем в 40 странах, на трех континентах для мужчин, и в 25 странах на двух континентах для женщин.
Расходы, связанные с участием спортсменов в Олимпийских играх, несут НОК (размещение, питание, транспорт и др.).
Резиденция МОК находится в г. Лозани (Швейцария), где имеется его библиотека, музей, архив.
Среди центров управления в Международном спортивном движении возрастающее значение приобретает Генеральная ассамблея национальных олимпийских комитетов, образованная в 1965 году, в результате стремления демократических сил обеспечить возрастание вклада комитета в осуществление целей Международного спортивного движения.
Заседание ассамблеи проводится раз в два года. Между заседаниями действует совет. Он состоит из президента, генерального секретаря и члена избираемых на 4 года. При ассамблеи создаются рабочие группы по усилению роли национальных олимпийских комитетов в Олимпийском движении, по уставу, по изучению проблем спортсменов международного класса.
В Международном спортивном движении пользуется авторитетом и Генеральная ассоциация международных спортивных федераций. Ее создание, избирается исполком из 7 членов. Президент, генеральный секретарь и казначей, все входят в состав исполкома автоматически. Бюджет (ФИБА) состоит из вступительных взносов, ежегодных взносов, взносов за удостоверения международных судей и игроков, заявленных взносов за участие в мероприятиях (ФИБА), отчислений от матчей, штрафов, телетрансляций, дотации, пожертвований и прочих поступлений.
Введение 2
Цели и задачи Мок 2
Общие положения МОК 3
Система выборов членов МОК 3
Организация, состав и структура МОК 5
Организация МОК 5
Комиссии МОК 7
Количество членов МОК (по периодам, континентам и странам) 8
Олимпийская хартия 10
Заключение 10
Международный олимпийский Комитет (МОК) — является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, с неограниченным сроком действия, в форме ассоциации со статусом юридического лица, признанной Швейцарским федеральном Советом в соответствии с договором, вступившем в силу 1 ноября 2000 года.
Штаб квартира МОК находится в Лозанне (Швейцария), Олимпийская столица.
Задачей МОК является выполнение миссии, роли и обязанностей, изложенных в Олимпийской хартии.
Решения МОК являются окончательными. Любой спорный вопрос, касающийся применения или объяснения Олимпийской Хартии, может решаться исключительно Исполкомом МОК и, в некоторых случаях, в судебном порядке в Суде спортивного арбитража (САС).
Для выполнения своей миссии и своей роли, МОК может создавать, приобретать или контролировать каким-либо образом другие юридические организации, такие как фонды или корпорации.
Сессия Международного олимпийского Комитета (МОК) — является верховной властью олимпийского движения. Под верховной властью МОК олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и других лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом.
В соответствии с Олимпийской хартией МОК призван:
поощрять координацию, организацию и развитие спорта, и спортивных организаций;
сотрудничать с компетентными общественными и частными организациями и властями в стремлении поставить спорт на службу человечеству;
обеспечивать регулярное проведение Олимпийских игр;
бороться с любыми формами дискриминации в олимпийском движении;
способствовать соблюдению спортивной этики;
посвящать свои усилия тому, чтобы дух честной игры преобладал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них;
руководить борьбой с допингом в спорте;
принимать меры, цель которых — недопущение возникновения угрозы здоровью спортсменов;
противостоять любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте;
поддерживать Международную олимпийскую академию (МОА);
поддерживать другие учреждения, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию.
Международный олимпийский комитет выбирает и избирает своих членов из числа лиц, обладающих соответствующей квалификацией. Они должны быть гражданами страны, где постоянно проживают или где сконцентрированы их интересы, и где существует признанный НОК. Кроме того, они должны владеть хотя бы одним из языков, используемых на сессиях МОК — французский или английский.
В торжественной обстановке новые члены МОК подтверждают свое согласие выполнять возложенные на них обязанности словами клятвы: «Удостаиваясь чести стать членом Международного олимпийского комитета и представлять в нем мою страну, … и заявляя, что сознаю ответственность этого звания, я обязуюсь служить олимпийскому движению в полную меру своих возможностей, соблюдать и заставлять соблюдать все положения Олимпийской хартии и решения МОК, которые я принимаю безоговорочно, оставаться свободным от всякого политического или коммерческого влияния, как и от всех соображений расового и религиозного порядка, и защищать при всех обстоятельствах интересы МОК и олимпийского движения».
Обычно от страны избирается один член МОК. Однако от стран, где проводились Игры Олимпиады или зимние Олимпийские игры могут быть избраны два члена МОК. В соответствии с уставом МОК сам выбирает новых членов «среди наиболее достойных любителей спорта». Принцип самопополнения должен обеспечивать МОК полную независимость. Подобную структуру имел также Международный комитет Красного Креста. Примерами для организационной структуры послужили структуры католической церкви, ордена мальтийских рыцарей и Французской академии.
Члены МОК являются его представителями в своих странах, а не делегатами этих стран. Они не могут принимать от правительств, организаций или частных лиц никаких поручений, которые бы связывали их или препятствовали свободе их действий, независимости при голосовании. Пьер де Кубертен утверждал, что таким образом олимпийская идея будет защищена от нажима со стороны государственного аппарата, а национальные интересы будут подчинены общим принципиальным установкам.
Система выборов членов МОК подвергается резкой критике со стороны многих НОК, МСФ и других организаций, представителей которых нет в МОК. Острые суждения по этому вопросу высказывали и отдельные государственные деятели. Например, в свое время президент Финляндии Урхо Кекконен высказал свои критические суждения в адрес МОК: «МОК является слишком суверенным в вопросах своей деятельности и не подлежит никакому контролю. Его решения являются окончательными и не подлежат обжалованию. Я знаю многих членов этого могучего, исключительного органа. Эти люди повсеместно уважаемые и заслуживающие уважения. Но они не могут быть владыками в демократическом обществе, так как их власть не может распространяться на общественный орган… Не думаю, что это будет оговором, ибо это правда, что вследствие долголетнего срока полномочий, без какого-то контроля со стороны, члены МОК оторвались от реалий спорта и увязли в собственных правах и ритуалах». Еще более категоричен был Фидель Кастро, который в 1985 году сказал: «Олимпийское движение возникло в эпоху колониализма. Многие из его методов, стиль, концепции укоренились в устарелых идеях колониальной эпохи, а мы на деле уже не являемся колониями, у нас уже нет необходимости, чтобы графы, маркизы или миллионеры советовали нам, что делать в области спорта… Олимпийское движение следует перестроить, преобразовать, поскольку дела так не могут идти дальше.
Есть небольшие европейские страны, у которых почти нет спортсменов, а у них два представителя в Международном олимпийском комитете, в то время как другие страны, с большим спортивным весом не имеют ни одного представителя в Комитете. Комитет — не представительный орган отдельных стран, а олигархическое, самодержавное учреждение, которое существует само по себе, и именно оно назначает своих представителей в странах мира».
В конце 70-х годов развернулась оживленная дискуссия, когда М. Эрцог, Франция, предложил от кооптации перейти к избранию членов МОК, а также включить в его состав женщин. Последнее предложение М. Эрцога было принято, но кооптация членов МОК осталась.
Среди многих руководителей олимпийского движения бытует мнение, что жизнеспособность его в течение 100 лет объясняется во многом элитарной структурой МОК и кооптацией его членов. И хотя такая позиция затушевывает идеалы, приемлемые для представителей разных социально-экономических и политических систем, наций, классов, рас и вероисповеданий, она представляется достаточно убедительной и подтвержденной практическими результатами работы МОК.
Следует отметить и еще один факт: на 1 января 1995 года из 100 членов МОК 32 человека одновременно являлись Президентами Национальных олимпийских комитетов, 5 — Президентами континентальных ассоциаций, 10 — Президентами международных федераций, как правило наиболее авторитетных и крупных. Естественно, что совмещение многими членами МОК постов в различных ветвях международной олимпийской системы является одним из факторов, обеспечивающих координацию действий различных элементов системы олимпийского спорта, единство и монолитность современного олимпийского движения.
Начиная с 2003 года члены МОК могут выбираться на 8 лет с возможностью переизбрания. Но стать членом МОК теперь окажется очень трудно. Создана так называемая Комиссия по номинациям, а проще говоря, своего рода отдел кадров, куда должны поступать представления от международных федераций, национальных олимпийских комитетов, их объединений или от действующих членов МОК. Эта комиссия сразу же запрашивает у кандидатов документы, касающиеся его профессионального и материального положения, и готовит досье для представления в исполком МОК. Исполком тоже изучает документы и лишь затем предлагает сессии МОК принять или не принять того или иного кандидата. При этом все первичные заявки должны поступить в Комиссию по номинациям не позже, чем за три месяца до очередной сессии, и, кроме того, на одну вакансию может быть несколько претендентов.
Что касается действующих атлетов, то их будут выбирать прямо во время Олимпийских игр обитатели Олимпийской деревни. Во время летних Игр четыре спортсмена, набравшие наибольшее число голосов, станут членами МОК на 8 лет, а ещё четверо (опять-таки согласно набранным голосам) — на 4 года. На зимних Играх соответственно будут выбраны два атлета на 8 лет и два — на 4.
Ещё три члена МОК в этой категории будут названы дополнительно по представлению исполкома МОК, чтобы иметь разумное соотношение представительства по континентам, видам спорта и т.д. Действующими атлетами отныне считаются те, кто либо участвует в Олимпийских играх, либо принимал участие в них не раньше чем за четыре года до этого. Первые такие выборы прошли в Сиднее.
Что же касается действующиех членов МОК, то необходимо заметить, что возрастной лимит и некоторые другие новые ограничения касаются их не в полной мере. Для тех, кто уже является членом МОК, возрастной лимит остался на уровне 80 лет, и с 11 декабря как бы только начался отсчет первого восьмилетнего срока. А в связи с тем, что за один раз всех не переизбрать, решено, что процедура переизбрания в 2007 году пройдет одна треть из них, в 2008-м — вторая и в 2009-м — третья. Кто в какую группу попадает, решит жеребьевка.
Как уже было отмечено, в будущем влияние президента МОК будет резко ограничено. В частности, президентов будут избирать только на восемь лет — с возможностью переизбраться ещё один раз на четыре года. Кроме того, президент МОК не сможет оказывать большого влияния на выборы новых членов МОК. Для сравнения: из нынешних 113 членов МОК 95 были избраны при Самаранче. Можно ли сомневаться, что фактически он определял, кого, когда и где принять в члены МОК?
При этом ни в коей мере нельзя бросить тень на ту выдающуюся роль, которую Самаранч сыграл и играет в развитии международного Олимпийского движения, в повышении значимости Олимпийских игр и престижности членства в МОК.
Реформы затронули и структуру исполкома МОК. Сейчас в него входит 15 человек: президент, четыре вице-президента и десять членов исполкома. На все вакансии претенденты должны подать заявку как минимум за три месяца до выборов, а повторно избираться в исполком можно лишь через четыре года после окончания срока действующих полномочий. Без этого перерыва возможен лишь переход из членов исполкома в вице-президенты.
Новая структура МОК выглядит следующим образом: 15 человек должны предсталять международные спортивные федерации или их объединения, 15 — национальные олимпийские комитеты или их региональные ассоциации, 15 — действующие атлеты и 70 — так называемые индивидуальные члены. При этом в стране не может быть более одного члена МОК из последней категории, а возрастной лимит для всех членов МОК установлен от 18 до 70 лет.
Международный олимпийский комитет (МОК) — высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на международном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения актуальных проблем физического воспитания и спорта. На МОК была возложена организация современных Олимпийских игр. В состав МОК были избраны представители Аргентины, Бельгии, Богемии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России, США, Франции и Швеции; первые члены МОК стали организаторами НОК в своих странах. Уставный документ МОК — Олимпийская хартия (в 1972-1978 называлась «Олимпийские правила»). В обязанности МОК входит регулярное проведение ОИ и ЗОИ, их постоянное совершенствование, руководство развитием олимпийского спорта во всем мире. МОК принимает решения о признании НОК и МСФ (на 18 марта 2005 признаны 202 НОК, 35 международных федераций по летним олимпийским видам спорта, 7 федераций по зимним олимпийским видам спорта, 29 федераций по видам спорта, не входящим в современную олимпийскую программу); определяет программу ОИ и ЗОИ, является высшей инстанцией при решении всех вопросов, связанных с их организацией и проведением (во время Игр право технического контроля за проведением соревнований передаёт мсждународным федерациям по видам спорта); выбирает из городов, выдвинувших свои кандидатуры на проведение ОИ или ЗОИ, олимпийский город (решение принимается не позднее чем за 6 лет до этих Игр на сессии МОК); учреждает и присуждает олимпийские награды.
Высшей организацией в решении проблем Олимпийского движения является МОК. Штаб-квартира МОК расположена в Лозанне (Швейцария). Постоянно действующим органом МОК является Исполком, решающий текущие проблемы. Важнейшие вопросы решаются на конгрессах и сессиях МОК. Задачами МОК является проведение Олимпийских игр, их постоянное совершенствование, координация действий НОКов, принятие решения о их признании, определение программ Олимпийских игр, взаимодействие с международными спортивными Федерациями. Во время Игр он передает международным спортивным Федерациям право технического контроля за проведением соревнований по соответствующим видам спорта. Важную роль сегодня играет спортивный арбитражный суд (САС), который разрешает все спорные вопросы во время Игр. Спортивный арбитражный суд с 1994 года юридически полностью не зависит от МОК. Он действует под эгидой Международного арбитражного совета. В пропаганде идей Олимпизма, Олимпийского движения все большую роль играет Международная Олимпийская Академия, функционирующая под патронажем МОК, и Олимпийские Академии стран, входящих в Олимпийское движение. В пропаганде идей Олимпизма участвуют и новые его организационные формы — Олимпийские музеи. 23 июня 1993 года в Лозанне, где расположена штаб-квартира МОК, был открыт Олимпийский музей, который в 1995 году по итогам конкурса занял первое место на Европейском континенте. Ему был вручен приз «Лучший музей года в Европе». Олимпийский музей в Лозанне — не только «храм истории», но и действующий информационно-пропагандистский центр, объединяющий прошлое и настоящее Олимпийских игр. В этом музее созданы прекрасные условия для посетителей всех возрастов. Большое внимание уделяется искусству, особенно организации художественных выставок, уровень которых всегда достаточно высок и которые органично вписываются в общую концепцию музея. В нем рационально использованы самые последние достижения научно-технического прогресса.
В укреплении Олимпийского движения с каждым годом усиливается роль признанной МОК в 1968 году Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов (АНОК), которая регулярно проводит Генеральные ассамблеи, направленные на укрепление дружбы между спортсменами различных стран. Одной из её функций является защита интересов малых стран. Таких стран, входящих в Олимпийское движение, 45. Самая маленькая из них — Мауру, остров в Тихом океане с населением 10000 человек, самая большая — Свазиленд, с населением 860000 человек. На генеральной Ассамблее АНОК в Атланте (1994 г.) за ними закреплено право посылать на Олимпийские игры по 6 спортсменов, не взирая на квалификационные стандарты, устанавливаемые отдельными международными спортивными Федерациями. Квалификационные стандарты необходимы, чтобы удержать число участников Олимпиад в пределах около 10000 человек.
Третьей важной организационной формой Олимпийского движения является Генеральная Ассамблея международных спортивных Федераций (ГАИСФ), которая функционирует с 1967 г. Основные цели этой организации: содействие укреплению международного авторитета и независимости международных спортивных объединений по видам спорта, установление более тесных контактов между спортивными Федерациями и МОК, внесение в МОК и другие международные спортивные объединения предложений по улучшению проведения и организации международных спортивных форумов. Сегодня Олимпийское движение в целом, НОКи — в частности, не могут существовать и эффективно функционировать без спонсорства — взаимовыгодного сотрудничества с крупными фирмами, основанного на контрактах. Вхождение МОК в рыночные отношения кроме спонсорства включает также продажу телевизионных прав и проведение маркетинговых программ. Первые Олимпийские старты, которые были показаны по телевизору, были Игры в Берлине (1936 г.), их зрительская аудитория была ограниченной. Первая коммерческая сделка по продаже прав на телетрансляцию Игр была заключена на зимней Олимпиаде в Скво — Велли (США) в 1960 году и расценивалась в 5 тыс. долларов. Заключена она была с телекомпанией Си-Би-Эс. В этом же году эта телекомпания купила права на показ летних Игр в Риме за 394 тыс. долларов. В 1995 году был подписан контракт на показ Игр в Сиднее и Солт-Лейк-Сити с суммарной стоимостью в 1 миллиард 270 миллионов долларов США. В итоге выигрывают все. Половина полученной суммы за показ Олимпиады в Сиднее получили организаторы Игр. Остальные средства будут затрачены на развитие Международного Олимпийского движения, помощь национальным олимпийским комитетам и международным спортивным Федерациям. Выиграли и болельщики спорта — 3,7 миллиарда зрителей из 220 стран смогли на экранах телевизоров следить за ходом спортивных баталий. Коммерческая деятельность МОК и других организаций, входящих в Олимпийское движение, направлена не на обогащение отдельных лиц, а на развитие спорта, помощь НОКам, Международным Федерациям, отдельным спортсменам.
В существуют постоянные и на время создаваемые комиссии и рабочие группы, которые изучают порученные им вопросы и выносят их на рассмотрение Исполкома с последующим утверждением сессией МОК. Комиссии назначаются Президентом МОК. Некоторые комиссии существуют много лет, другие формируются для решения какого-либо локального вопроса, комиссии иногда сливают друг с другом или разделяют на две-три, некоторые упраздняют совсем, появляются новые и т. д. По состоянию на 18.03.2005 в МОК работают следующие комиссии:
Некоторые комиссии, выполнив свою миссию, закрывались или преобразовывались в другие. Например, с 1971 по 1987 существовала Комиссия по техническому телевидению. Комиссия по ревизии Олимпийской хартии существовала в 1984-1990 (в 1982-1993 и 1989-1990 это была Рабочая группа). Комиссия по Греции работала в 1981-1982. В 1981 существовала Комиссия по изучению вопросов, связанных со штаб-квартирой МОК и Олимпийским музеем. В 1989-1992 успешно работала Комиссия «Апартеид и олимпизм». В 1983-1987 работала Комиссия по радио, а в 1983-1988 Комиссия по СМИ. В разные годы существовали различные рабочие группы и подкомиссии. Например, Подкомиссия по защите Олимпийских игр (1982-1983), рабочая группа «Защита и независимость спорта» (1982-1983), рабочая группа «Арбитражная комиссия» (1982-1983), рабочая группа «Помощь НОК для участия в Играх» (1982-1983), Комитет по изучению и оценке подготовки к Олимпийским играм (1985-1988).
Первый период — 1894-1924 годы
Всего представители 45 стран, из них:
2 страны с Австралии и Океании – Австралия, Новая Зеландия;
3 страны с Африки – Египет, Эквадор, Южная Африка;
5 стран с Азии – Индия, Китай, Персия (Иран), Япония;
9 стран с Америки – Аргентина, Бразилия, Канада, Куба, Мексика, Перу, США, Уругвай, Чили;
26 стран с Европы – Австрия, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия/Югославия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Югославия.
Всего избранных членов МОК – 132 человека, из них в первом составе – 15 человек из 12 стран (Аргентина, Бельгия, Богемия / Чехословакия, Великобритания, Венгрия, Греция, Италия, Новая Зеландия, Россия, США, Франция, Швеция).
Второй период — 1925-1951 годы
Всего представители 9 стран, из них:
1 страна с Австралии и Океании – Филиппины;
1 страна с Азия – Пакистан;
1 страна с Америки – Гватемала;
6 стран с Европы – Исландия, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, СССР, Эстония.
Всего избранных членов МОК 94 человека.
Третий период — 1952-1993 годы
Всего представители 39, из них:
3 страны с Австралии и Океании – Индонезия, Малайзия, Самоа;
18 стран с Африки – Алжир, Камерун, Кения, Конго, Кот-д’Ивуар, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигерия, Свазиленд, Сенегал, Судан, Того, Тунис, Уганда, Эфиопия;
9 стран с Азии – Иран, Китайский Тайпей, Корея, КНДР, Кувейт, Ливан, Монголия, Саудовская Аравия, Таиланд;
6 стран с Америки – Венесуэла, Доминиканская Республика, Колумбия, Панама, Пуэрто-Рико, Ямайка;
3 страны с Европы – ГДР, Ирландия, Словакия.
Всего избранных членов МОК 165 человек.
Четвертый период с 1994 года (по состоянию на 2005 год)
Всего представители 10, из них:
1 страна с Австралии и Океании – Фиджи;
3 страны с Африки – Гвинея, Зимбабве, ЮАР;
1 страна с Азии – Израиль;
1 страна с Америки – Барбадос;
4 страны с Европы – Россия, Украина, Чехия, Хорватия. Всего избранных членов МОК 96 человек.
Всего, за все время существования МОК (по состоянию на 2005 год) членами МОК было 487 человек из 103 стран мира, из них:
Австралия и Океания – 7 стран;
Азия — 16 стран;
Америка — 17 стран;
Африка — 24 страны;
Европа — 39 страны.
Во второй половине 19 в., благодаря созданию первых международных федераций (гимнастов, 1881, гребцов, 1892, конькобежцев, 1892) и проведению мировых чемпионатов и международных встреч, спорт становится одним из важнейших элементов межгосударственного общения, способствующих сближению народов.
Инициативу Кубертена на учредительном конгрессе в Париже (1894) поддержали представители 12 стран. Был создан руководящий орган олимпийского движения Международный олимпийский комитет (МОК) и утверждена разработанная бароном Олимпийская хартия свод правил и положений МОК.
Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:
Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности
Олимпизма.
Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета
Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно:
Международного Олимпийского движения,
Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов,
Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.
Мок — является самой главной составляющей в Олимпийской хартии. Он регулирует все и контролирует все олимпийские организации, а так же юридические организации, фонды и корпорации. Любые организации, которые желаю принадлежать олимпийскому движению, принимаются только МОКом, в соответствии с олимпийской хартией. Также МОК, несет ответственность за честное развитие спорта и честные проведения соревнований.
Мок сам избирает своих членов, имеет свою систему и структуру, для поддержания функционирования своей организации. Имеет свои ответственные комиссии, как для поощрения спортсменов, так и для контроля за открытостью соревнований и т.д.
Олимпийская хартия является основным регулятором олимпийских организаций, можно сказать, что она как бы устав Олимпийского движения. Она определяет основные права и обязанности главных органов олимпийского комитета.
В первом варианте Олимпийской хартии говорилось, что МОК должен возглавлять представитель страны, в которой организуются Олимпийские игры. Поэтому первым президентом МОК был избран грек Деметриус Викелас.
Он был известным поэтом. На Конгрессе 1894 г. в Париже Викелас представлял Национальный гимнастический союз. Первый президент многое сделал для успеха I Олимпийских игр. После их окончания он ушел со своего поста, вернувшись в мир литературы.
В 1896 г. пост президента МОК занял основатель Олимпийских игр современности Пьер де Кубертен. Кубертеном же была разработана Олимпийская хартия — свод основных правил и положений МОК.
Пьер де Кубертен занимал президентский пост по 1925 г. Под его руководством были подготовлены и проведены Олимпиады 1896-1924 гг. Он автор олимпийских ритуалов, эмблемы, текста клятвы участников Олимпийских игр. За «Оду спорту», которую Кубертен представил под псевдонимом на конкурсе искусств во время Олимпийских игр1912 г., он был удостоен золотой медали. В оде девять глав, и последняя называется «О, спорт! Ты — мир!». Эти слова давно уже стали афоризмом.
До последних своих дней Пьер де Кубертен оставался Почетным президентом МОК. По желанию Кубертена его сердце захоронено в Олимпии — в той местности в Греции, что дала название рожденному им движению.
С 1925 по 1934 гг. президентом МОК был граф Анри де Байе-Латур (Бельгия). В молодости он активно занимался спортом. В 1906 г. основал Национальный Олимпийский комитет (НОК) Бельгии. После окончания первой мировой войны выступил с предложением провести Олимпийские игры 1920 г. в его стране, в Антверпене.
А. Байе-Латур оставался президентом МОК до конца своей жизни.
Четвертым президентом МОК стал в 1943 г. Юханес Зигфрид Эдстрем (Швеция), по образованию инженер-электрик. В студенческие годы он был рекордсменом своей страны в беге на короткие дистанции. В начале XX века стал одним из руководителей шведского спортивного движения, активно участвовал в подготовке Игр V Олимпиады 1912 года в Стокгольме. По инициативе Эдстрема в том же году была основана Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ), самая массовая ныне из спортивных федераций мира. Он оставил свой пост главы МОК в 1952 г. Умер в 1964 г. в возрасте 94 лет.
В 1952-1972 гг. Международным Олимпийским Комитетом руководил Эвери Брендедж (США). Он был участником Игр 1912 г., на которых занял 5-е место в легкоатлетическом пятиборье, много раз становился чемпионом США. Брендедж — один из наиболее видных деятелей международного спортивного движения, награжден орденами многих стран: он был первым человеком, награжденным Золотым знаком Олимпийского ордена (1975 г.).
С 1972 по 1980 гг. президентский пост в МОК занимал известный журналист лорд Майкл Килланин (Ирландия). Он был обозревателем ведущих английский газет. В годы второй мировой войны служил офицером в Британских Вооруженных Силах, затем посвятил себя деятельности в национальном и международном олимпийском движении.
Седьмым президентом стал Хуан Антонио Самаранч. Он родился в 1920 г. в Барселоне. В семидесятые годы был послом Испании в СССР. Очень многое сделал для сохранения и развития олимпийского движения, когда оно оказалось под угрозой распада из-за последней «холодной войны». В Московских Играх 1980 г. отказались участвовать национальные олимпийские комитеты США и ряда других стран. Бойкот повторился на следующих летних Играх, в 1984 году, проводившихся в Лос-Анджелесе (США), в которых не участвовали спортсмены СССР и некоторых других стран. Авторитет и энергия Хуана Антонио Самаранча позволили провести с почти полным представительством Олимпийские игры 1988 г. в Сеуле (Южная Корея). Олимпийские игры на его родине в Барселоне в 1992 г., по всеобщему мнению, были лучшими за всю историю спорта, грандиозным фестивалем молодежи 172 стран мира. Успешно прошли и XXVI Олимпийские игры 1996 г. в Атланте (США).
На 112-й сессии МОК, проходившей в Москве, в июле 2001 года, Х.А. Самаранч был избран Почётным пожизненным президентом МОК и награждён высшей наградой МОК – золотым Олимпийским орденом.
Олимпийский музей в Лозанне теперь будет называться Музеем Самаранча.
Испанский маркиз Хуан Антонио Самаранч, который был избран президентом МОК в Москве в 1980 году, и занимавший этот пост 21 год, останется в памяти любителей спорта всего земного шара как человек, сделавший всё, чтобы авторитет Олимпизма был поднят на небывалую высоту. Его вклад не менее значим, чем роль Пьера де Кубертена.
На этой же сессии 16 июля 2001 года был избран новый, восьмой президент Международного Олимпийского комитета – бельгиец, участник трёх Олимпийских игр, чемпион мира по парусному спорту Жак Рогге.
В своём первом публичном выступлении в качестве президента МОК Жак Рогге сказал, что приоритетами для него станут консолидация наследства, оставленного Самаранчем, и обновление МОК в соответствии с переменами в обществе. Он также пообещал защищать олимпийское движение от допинга, коррупции и насилия.
25 октября 1892 г. во время празднования пятилетия Союза французских обществ атлетических видов спорта в большом амфитеатре парижской Сорбонны Пьер де Кубертен впервые официально заявил, что приступает к непосредственной реализации проекта возрождения Олимпийских игр «на принципах, соответствующих потребностям сегодняшнего дня». Он убедил этот авторитетный Союз создать международный форум для организации Олимпийских игр, а также выработки общих требований к их участникам. Подготовка такого мирового форума была поручена трем комиссарам, в число которых был включен и Пьер де Кубертен. Весной 1893 г. он разослал письма во многие страны мира, в которых писал: «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые бы соответствовали запросам современного общества, сделает возможность встречи представителей всех народов мира через каждые четыре года. Мы надеемся, что эти мирные и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».
Международный атлетический конгресс открылся 16 июня 1894 г., а спустя неделю, приняв решение о возрождении Олимпийских игр, делегаты конгресса сформировали постоянно действующий комитет, который должен был организовать и провести Игры. Так был создан МОК. Кубертен был избран его генеральным секретарем, а представитель Греции Викелас Деметриус — президентом. 10 апреля 1896 г. В. Деметриус подал в отставку, а Пьер де Кубертен был избран Президентом МОК. Конгресс утвердил Олимпийскую хартию, в которой устанавливалось, что Олимпийские игры «… объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам…» Конгресс принял решение проводить Олимпийские игры один раз в четыре года, установил, что их целью является «укрепление братства и мира между народами». Первые Олимпийские игры было решено провести в 1896 году в столице Греции Афинах.
В августе 1994 года в Париже состоялся XII олимпийский Конгресс столетия, который получил название «Конгресс единства».
Два года проводилась напряженная работа и вот наступила знаменательная дата мирового спорта — 6 апреля 1896 г. на Мраморном стадионе Греческой столицы в присутствии 80 тысяч зрителей было провоглашено открытие первых Олимпийских игр современности. На игры в Афины приехало 295 атлетов из 13 государств. Соревнования включали в себя девять видов спорта. Спортсмены из 10 стран стали чемпионами, наиболее успешно выступили атлеты США.
Очень важно, что с первых игр члены МОК делали все возможное, чтобы возродить не только комплекс соревнований, но и в духе Олимпийской хартии возродить Олимпизм как синтез спорта, культуры и искусства, высокой духовности и нравственности. Их чрезвычайно интересовали морально-этические, социально-педагогические и воспитательные аспекты Олимпизма. Они были страстными пропагандистами спорта, физической культуры и идей Олимпизма. В этих целях было установлено, чтобы Игры проводились в разных городах и на разных континентах. Так, ровно через 1500 лет Олимпийские игры были восстановлены.
С тех пор прошло свыше 100 лет. За это время 24 раза зажигался огонь летних Олимпийских игр (в период мировых войн три Олимпиады не проводились). Чаще всего Игры проводились на европейском континенте — 14, 6 — в городах Америки, 2 — в Азии и 2 — в Австралии.
С 1924 г. проводятся зимние Олимпийские игры, которые имеют свою нумерацию. Но понятие «Олимпиада» сохранено только для летних Игр.
Место проведения Олимпийских игр выбирают демократическим путем МОК. Право их организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр не свыше 16 дней (зимних Игр — не свыше 10 дней). Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг, утвержденные МОК по предложению Кубертена в 1913 году. Эмблема — пять переплетенных колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов, которые символизируют 5 объединенных в Олимпийском движении континентов. Девиз Олимпийского движения — Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее). Флаг — белое полотно с олимпийскими кольцами.
За сто лет сложился ритуал проведения Игр: зажжение Олимпийского огня на церемонии открытия (огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в город-организатор олимпийских игр); произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой прово-дятся Игры, олимпийской клятвы от имени всех участников Игр; произнесение от имени судей клятвы о беспрестрастном судействе; вручение победителям и призерам соревнований медалей; поднятие государственного флага страны и исполнение национального гимна в честь победителей. С 1932 г. организатор Олимпийских игр строит так называемую олимпийскую деревню для участников Игр. Согласно Олимпийской хартии, игры являются соревнованием между отдельными спортсменами, а не между национальными командами. Однако с 1908 г. получил распространение так называемой неофициальный общекомандный зачет — определение места, занятого командами, по количеству полученных медалей. При этом приоритет в установлении командного места отводится золотым медалям, а при их равенстве — серебряным и бронзовым наградам.
С развитием Олимпийского движения всё больше стран включаются в его орбиту. На Играх в Сиднее участвовали команды 199 государств. Всё более обогащается и спортивная программа. Почти на каждой Олимпиаде в её программе появляются новые виды спорта, соответственно увеличивается и число разыгрываемых Олимпийских наград. Вспомним — на играх в Афинах было вручено 43 золотых медалей, а в Сиднее разыгрывались уже 300 комплектов Олимпийских наград. Увеличилось число разыгрываемых медалей и за счет включения, начиная со вторых Олимпийских игр, в олимпийские старты женщин. Всего за прошедшие сто лет в Олимпийских играх приняли участие около 140 с половиной тысяч спортсменов.
Сегодня Олимпийские игры превратились в крупнейший спортивный праздник планеты. В своём функционировании они опираются на принятую в 1894 году «Олимпийскую хартию» своеобразный устав, определяющий цели, содержание и характер движения, а также условия празднования Олимпийских игр. В этом документе дается четкое определение Олимпизма:
«Олимпизм» — это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера и уважении всеобщих основных этических принципов.
Цель олимпизма — повсеместно поставить спорт на службу гармоничному развитию человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о соблюдении человеческого достоинства. Для достижения этой цели олимпийское движение участвует — самостоятельно или во взаимодействии с другими организациями и в рамках имеющихся у него возможностей — в деятельности по защите мира».
Польские исследователи Г. Млодзиковский и Е. Новицкая, 1986 год, отмечают, что за период 1894-1985 годы в МОК избиралось 355 человек из 87 стран мира. По доступным биографическим источникам ими установлена профессиональная принадлежность 288 членов МОК 79,7%. Среди 148 членов — 52,8%, получивших профессию после учебы, 57 профессиональных военных, 45 юристов, 17 инженеров и архитекторов, 16 учителей, из них 5 учителей физического воспитания, и 18 врачей. Все они достигли довольно высоких профессиональных высот и работали в различных организациях.
Самой многочисленной профессиональной группой оказалась группа промышленников, коммерсантов и банкиров — 86 человек, 24,2%. Остальные группы — это профессиональные политики — 78 человек, 20,5%, дипломаты — 29 человек, 8,1%, писатели — 19 человек, 6,7%, учителя — 17 человек, 6,0%, служащие — 16 человек, 5,7%, а также журналисты и публицисты — 8 человек, 2,8%.
О высоком общественном статусе членов МОК свидетельствуют данные по группе государственных деятелей и дипломатов. Почти 80% из них занимали самые высокие посты. Членами МОК были 5 монархов, 25 министров, 8 премьеров, 4 президента республик, 1 фельдмаршал, 1 маршал авиации, 1 вице-адмирал и 25 генералов.
Некоторая закономерность в кадровой политике, направленной на обеспечение МОК максимума независимости, прослеживается в доминировании в его составе представителей свободных профессий — 161 человек.
В первые 50 лет деятельности МОК большое внимание обращалось при избрании его членов на аристократическое происхождение. Присутствие аристократов должно было обеспечивать Комитету высокую общественную позицию и создавать, говоря образным языком барона Пьера де Кубертена, «его золотое обрамление». Однако по мере достижения и укрепления международного авторитета МОК начал отходить от политики продвижения аристократии, заменяя ее представителями высшей и средней буржуазии. Следует отметить, что самоизбрание не было специфичным только для МОК. Оно вошло в кадровую политику многих Национальных олимпийских комитетов, получивших право рекомендовать кандидатов в члены МОК.
На 104-й сессии МОК, состоявшейся 15-18 июля 1995 года в Будапеште, большинством голосов: 74 — за, 10 — против, 2 — воздержались, принято решение поднять возрастной ценз для членов Международного олимпийского комитета до 80 лет. По ранее принятому положению член МОК уходил в отставку по достижении 75-летнего возраста до 1995 года. С период с 1969 года по 1985 год действовало положение, согласно которому член МОК, вошедший в его состав после 1965 года, обязан был уйти в отставку по достижении 72-летнего возраста, то теперь, как видим, возрастной ценз поднят до 75 лет. По мнению немецких специалистов журнала НОК ФРГ «Олимпишес фойер», «это решение в наши дни столь же непонятно, как и 20 лет назад». Из 94 членов МОК, по состоянию на 1 июля 1992 года, в возрасте от 34 до 50 лет было 15 человек, от 51 до 60 — 23, от 61 до 70 — 29 и старше 70 — 27 человек, т.е. в возрасте от 61 года и старше было свыше 60% членов МОК. Средний возраст членов МОК составлял — 62,7 года.
Несомненно, отрадным фактом 80-х годов является включение в состав МОК 7 женщин Пирйо Хаггман (Финляндия), Флор Исава Фонсека (Венесуэла), Мари Эдисон Глен-Ханг (Великобритания), принцесса Нора фон Лихтенштейн (Лихтенштейн), Анита Дефранц (США), Кэрол Анна Летерен (Канада), принцесса Анна (Великобритания). Кроме Норы фон Лихтенштейн, все остальные женщины — члены МОК были участницами Олимпийских игр. В дальнейшем, в МОК «женский вопрос» был урегулирован. На 112-й сессии МОК, состоявшейся 13-16 июля 2001 года в Москве, кандидатом на пост Президента Международного олимпийского комитета выставлялась Анита де Франц — 49-летняя американка, Первый вице-президент и второй человек в Международном олимпийском комитете.
Вот уже более 30 лет в международном олимпийском движении идет острейшая дискуссия по поводу системы выборов членов МОК. Как отмечалось выше, МОК сам избирает своих членов, находя их достойными для предложенной деятельности.
На 108-й сессии МОК, проходившей 17-18 марта 1999 года, в Лозанне, и на последующих сессиях МОК, рассматривались вопросы системы выборов новых членов МОК.
На 1 января 1994 года МОК признавал 195 НОК и 31 МСФ по олимпийским видам спорта. В то же время среди членов МОК были представлены только 79 стран — 40%, и 7 МСФ — 23%.
По состоянию на 1 января 1995 года, с момента создания МОК его членами были 395 человек, в том числе 203 — из европейских стран. В настоящее время в МОК работают представители 80 государств. Некоторые имеют двух представителей.
Следует отметить, что в последние десятилетия количество членов МОК существенно увеличилось: в 40-60-х годах было 64, в 60-х — 67, в начале 90-х — 95. Увеличение количества членов МОК в основном происходило за счет представителей стран Азии и Африки. Если в 60-х годах Азия и Африка были представлены 11 членами — 16,9%, то в начале 90-х годов — 32 члена — 33,7%. Количество членов МОК из стран Европы не изменилось — 38, но в процентном соотношении существенно уменьшилось, что объясняется интенсивным вовлечением в международное олимпийское движение в последние десятилетия азиатских и африканских государств.
Тенденция к уменьшению членов МОК из государств Европы характерна для современного периода олимпийского движения. В начале века, в период 1900 -1910 годы в МОК их было более 80%. Постепенно этот процент снижался: 1920 год — 88,0%, 1930 год — 62,5%, 1940 год — 60,9%, 1950 год — 60,0%, 1980 год — 42,6%.
Ноябрь 4, 2011
Стержнем международной спортивной жизни в современном мире является Олимпийское движение, которое по праву занимает ведущее место в плеяде разнообразных социальных и культурных феноменов человеческой цивилизации. По своей массовости, традициям, масштабам, Олимпийское движение не имеет себе равных среди всех других неправительственных движений и общественных организаций. Влияние идей олимпизма в настоящее время необычайно велико, а Международный Олимпийский комитет является ныне одной из наиболее авторитетных и уважаемых спортивных организаций.
Олимпийское движение зародилось на самых ранних этапах античной цивилизации – первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. в Древней Греции. С тех пор Игры на протяжении многих столетий выполняли важнейшую роль, были главным спортивным и культурным событием в жизни различных народов.
Концепция современного олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 г. в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 г. был образован Международный Олимпийский комитет (МОК), который стал центральной управленческой и организационной структурой мирового Олимпийского движения.
Возрожденное Олимпийское движение, по замыслу П. Кубертена, должно было стать той позитивной силой, которая противостояла агрессивности, воинственности, расовой и религиозной ненависти. Олимпийские игры призваны были стать инструментом мира и сотрудничества между народами, где победители определялись не на полях сражений, а на стадионах и спортивных трассах. В то же время П. Кубертен и его соратники предлагали не просто возродить Олимпиады в их неизменном виде, но и модернизировать Игры и Олимпийское движение в духе нового времени. Из античных Олимпиад заимствовались все позитивные принципы (честной игры, прекращения на период Игр военных действий и проч.) и аннулировались элементы дискриминации (неучастие женщин, лиц негреческого происхождения). Таким образом, Олимпийское движение изначально задумывалось его организаторами как международное общественное движение с высокими целями и идеалами – для гармонического развития человека, для соединения спорта с культурой и образованием, для создания нового образа жизни, достижения мира и культурного процветания.
Для практического воплощения в жизнь высоких целей олимпизма Кубертеном и его сподвижниками была создана специальная управленческая и организационная структура – МОК, который изначально сосредоточил в себе всю полноту верховной власти Олимпийского движения.
Необходимость создания МОК как организационной и управленческой структуры очевидна – без нее все международное Олимпийское движение становится образованием неэффективным и нежизнеспособным. Только постоянно действующий управленческий орган с соответствующими финансовыми, организационными и кадровыми ресурсами способен решать сложные задачи международного масштаба.
Но совершенно недостаточно образовать управленческий орган и наделить его соответствующими полномочиями. Необходимо, чтобы созданный комитет был органом представительным и авторитетным. А это, в свою очередь, невозможно без выборности и сменяемости его членов на демократической основе.
Для эффективной работы управленческой структуры необходимым условием является четкое определение круга ее задач и полномочий, прав и обязанностей, которые излагаются в специальном правовом документе. Для Олимпийского движения такой документ носит название Олимпийская хартия. Этот правовой акт является документом публично-правового характера, то есть предназначается он не только для внутреннего пользования Олимпийским комитетом, но доступен всем лицам, желающим ознакомиться с его содержанием.
Еще одним важнейшим принципом деятельности управленческой структуры Олимпийского движения является его независимость от политического влияния каких-либо государств и политических блоков. Очевидно, что если Олимпийское движение попадет под чье-либо политическое влияние или будет придерживаться ангажированных позиций, то оно быстро утратит свой международный авторитет и общемировое значение. То же самое можно сказать и о финансовой зависимости от каких-либо коммерческих или государственных организаций. Понимание этого факта нашло свое воплощение в Олимпийской хартии, в которой записано, что МОК «является неправительственной организацией, созданной не для привлечения прибыли». Этот пункт позволяет МОК сохранять свою политическую и коммерческую независимость.
Перечисленные выше принципы легли в основу практической деятельности МОК, который уже более столетия успешно выполняет отведенную ему роль. В частности, МОК должен следить за регулярным проведением Олимпийских игр; определять их программу и состав участников (во взаимодействии с международными спортивными федерациями и страной-организатором Игр); регистрировать олимпийские рекорды; способствовать развитию спорта во всем мире; содействовать развитию и укреплению дружбы между спортсменами всех стран и континентов, не допуская расовой, религиозной и политической дискриминации в отношении стран и отдельных лиц.
В организационном плане МОК формируется следующим образом. Общая численность комитета не должна превышать 115 членов, которыми могут быть только физические лица. Состав МОК избирается на общем собрании, именуемый Сессией. Сессии проводятся с периодичностью не менее одного раза в год. В случае необходимости Сессия МОК созывается также по инициативе Президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК (см. рис.1).
На Сессии МОК избирается Президент на срок в 8 лет с подтверждением его полномочий после четырех лет. Кроме того, Сессия избирает членов Исполкома МОК на 4-летний срок. Исполком состоит из Президента, четырех вице-президентов и десяти членов. Все члены Исполкома избираются на Сессии тайным голосованием большинством поданных за них голосов.
Членом МОК может стать любой гражданин своей страны в возрасте 18 лет и старше при условии, что его кандидатура представлена в соответствии с требованиями МОК и рассмотрена Комиссией по номинациям.
Предлагать кандидатуры для избрания в состав МОК имеют право:
Повседневные управленческие функции по обеспечению эффективного функционирования Олимпийского комитета осуществляет Исполком МОК во главе с Президентом. Полномочия и обязанности Исполкома по управлению делами МОК заключаются в том, что он:
— следит за соблюдением Олимпийской хартии;
— несет ответственность за административную работу МОК;
— утверждает внутреннюю структуру МОК и все правила внутреннего распорядка, касающиеся его организации;
— отвечает за распоряжение финансами МОК и подготавливает ежегодный отчет;
— представляет Сессии доклад по любым предлагаемым изменениям Правил и Официальных разъяснений;
— представляет Сессии МОК фамилии лиц, которых рекомендует для избрания МОК;
— следит за процедурой принятия и отбора кандидатур городов для организации Олимпийских Игр;
— определяет и назначает знаки отличия МОК;
— готовит повестки дня Сессий МОК;
— выполняет любые другие обязанности, поручаемые ему Сессией.
Президент руководит деятельностью Исполкома МОК, создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, формирует рабочие группы там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и персональный состав. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они выполнили свою миссию. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия Президента МОК. Президент является членом всех комиссий и рабочих групп по должности и имеет приоритет, когда присутствует на их заседании.
Очевидно, что эффективная работа МОК как управленческой структуры невозможна без привлечения необходимых финансовых ресурсов, которые нужны для обеспечения деятельности как самого МОК, так и для поддержки Олимпийского движения в целом.
Учитывая важность создания надежной финансовой базы для надлежащего развития Олимпийского движения, МОК разрабатывает специальные маркетинговые программы с целью привлечения денежных средств. Приоритетное значение имеют программы реализации прав трансляции Олимпийских Игр телекоммуникационным компаниям, программы работы с корпоративными спонсорами, чеканки памятных монет и медалей.
Полученные в результате реализации маркетинговых программ средства МОК перераспределяет между Национальными олимпийскими комитетами, Международными спортивными федерациями и Организационными комитетами по проведению Олимпийских Игр. На поддержание собственной деятельности МОК направляет, как правило, около 7% полученных средств.