ТРИ СЕКУНДЫ, ПЕРЕВЕРНУВШИЕ МИР
Это был матч века. Сборная СССР сотворила настоящее чудо. За три секунды (!) до финальной сирены уступала американской «дрим-тим» одно очко. Мяч в руках у Едешко. По невероятной траектории через всю площадку он запускает его к чужому кольцу точно на Александра Белова, и тот бросает его аккуратно в корзину. Победа! Три секунды перевернули баскетбольную историю.
Иван Едешко стал главным консультантом картины, снятый по тем событиям.
Поначалу опасался, что на экране получится какая-то самодеятельность, — сказал он корреспонденту «СВ». — В массовке не совсем профессиональные баскетболисты, хоть и умеющие играть. Артисты, с мячом вообще на «вы». Непонятные поначалу задумки режиссера и оператора — все это наводило на размышления о конечном результате. Но когда я увидел, насколько серьезно работает группа, как тщательно даже к самому, казалось, мелкому штриху подходят исполнители главных ролей, прежде всего, конечно, Володя Машков, воссоздавший образ главного тренера Владимира Кондрашина, и Андрей Смоляков, сыгравший его помощника Сергея Башкина, понял, что за картину можно не волноваться. Лучший фильм о спорте, снятый у нас в последние годы.
РАССЛАБИЛИСЬ ПО ПОЛНОЙ
— К вашим подсказкам прислушивались?
Когда как. С одними замечаниями соглашались и вносили поправки, с другими — нет, стояли насмерть. «Иван Иваныч, у нас художественное кино, а не документальная хроника. Какие-то моменты, понятные только вам, как профессионалу, необходимо смягчать, делать их проще для зрителя», — убеждал меня режиссер. Я кивал. Но скепсис в душе все равно оставался: ну-ну, поглядим, что вы накрутите в итоге. На предпоказе смотрел фильм с особенным пристрастием. В каждой сцене выискивал, к чему бы прицепиться, мол, полная ерунда, нелепая выдумка. Не нашел. И судьбы спортсменов, и таможня, где ребят ловили на контрабанде, и КГБ, и коммунистический аппарат показаны достоверно. По-настоящему. И главное — сам баскетбол! Чуть-чуть какие-то моменты, возможно, приукрашены, но ради популяризации игры допустимо. Уверен, после просмотра мальчишки обязательно пойдут записываться в секции.
Если вспомнить настоящий Мюнхен-1972, почему именно вас Владимир Кондрашин выпустил тогда на подачу, ставшую «золотой»?
Наверное, верил в меня. Три секунды до сирены, уступаем очко, хотя всю игру вели в счете, — конечно, ребята были в упадке. Но Кондрашин не сдавался: «Поезд еще не ушел. У нас вагон времени. Едешко — на подачу, Белов — под кольцо. Работаем!» Он, как никто, умел встряхнуть, завести игроков, при этом даже в самых пиковых ситуациях я никогда не слышал от Кондрашина ни одного матерного слова. Для советского тренера — это редкость.
Триумф сборной СССР перевернул баскетбольный мир: обыграть непобедимых американцев не удавалось еще никому?
Думаю, они нас все-таки недооценили немного. Плюс — в нашей команде вышли настоящие бойцы. Литовец, грузин, украинец, русский, белорус, казахстанец.
Практически весь Советский Союз. Но были действительно одной командой. Бились за Родину, а не за деньги. Совершенно иная мотивация. После игры мы даже не сознавали в полной мере, какое дело сотворили. Американцы еще подали протест, посчитав, что Саша Белов забил победный мяч, когда время матча уже истекло. Мы почти всю ночь сидели в раздевалке, ждали, что решат арбитры. Вдруг назначат переигровку? И только под утро стало известно, что протест американцев отклонен. Ну тут уж, сами понимаете, мы расслабились по полной.
СПАСЕНИЕ — В ИГРЕ
— Судьба автора «золотого» мяча Александра Белова сложилась трагично.
Он умер в 26 лет. Саркома сердца. Очень редкая болезнь. У него это было наследственное — отец тоже умер от саркомы. Кстати, врачи потом говорили, что спорт спасал Сашу, иначе он ушел бы раньше намного. Целеустремленность, желание, талант — это все про него. На публике он — главная звезда: лучший в ленинградском «Спартаке», лучший в Европе, в мире. После Олимпиады даже в Америке появились его фан-клубы. С небольшим для баскетбола ростом, всего два метра, Саша обладал феноменальной прыгучестью. Великолепно читал игру на любой позиции. Точно бросал с разных дистанций. Думаю, он знал о своем диагнозе. Но популярность, радость игры глушили мысли о болезни. Его одним из первых советских игроков позвали в НБА. По политическим мотивам уехать было невозможно.
— Вас тоже звали за океан. Жалеете, что не поиграли в сильнейшей лиге мира?
В Америке я был раз сорок. Объездил там почти все штаты. Забирался в такую глушь, где местные жители даже понятия не имели, как выглядят русские, и очень удивлялись, что мы на них похожи, оказывается. А про НБА не жалею нисколько. Тогда был другой мир, другая обстановка. Честность. Порядочность. Друзья. Отношения между людьми. Клуб ЦСКА был для нас настоящей семьей. Песни. Застолья. Все игроки дружили. Это потом уже, когда пошли деньги, все разбились тут же на группировки. А тогда мы испытывали радость от любых мелочей. Но понять меня может только тот, кто жил
в то время.
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
«Врачи хотели отрезать мне руку»
— Премиальные за победу в Мюнхене получили?
Само собой. По три тысячи рублей каждому, плюс — возможность купить без очереди «Жигули». Маме я привез оттуда шикарную шубу. Соседки в Гродно ахнули от зависти: «Откуда такое богатство, Викентьевна?» «Сын подарил», — отвечала мама с гордостью. Ведь это она руку мне спасла, иначе какой там баскетбол. Мальчишкой упал неудачно — сложнейший перелом. Врачи хотели ампутировать. Не дала: «Что хотите делайте, товарищи доктора, но отнимать сыну руку не дам». Хирург Виктор Ничипорук рискнул и сотворил чудо. Кости срослись, но рука практически не работала. Мама наливала ведро горячей воды, я опускал туда больную руку и начинал потихоньку ее сгибать-разгибать. Выл от боли, плакал, но терпел, потому что надо. Постепенно рука пришла в норму. Ребята в команде меня потом подкалывали: «Тебе легко забрасывать мячи в корзину, у тебя рука, как крюк». Она, и правда, немножко кривая. А ведь мог остаться инвалидом, если бы не мама. Вообще скажу, что именно благодаря родителям — жесткости отца Ивана Александровича и доброте мамы Анны Викентьевны — наша с братьями судьба не свернула на кривую дорожку. Район в Занеманской части Гродно, где мы росли, был страшно блатной, типа московской Марьиной Рощи тогда. Почти в каждой семье кто-нибудь да сидел. Мы тоже были шпаной, дрались, хулиганили, но вовремя одумались. Спорт, безусловно, помог — он здорово дисциплинирует. Выгоняет дурь из головы.
— Слышал, что когда-то вас приглашали петь в церковном хоре, правда?
Едешко улыбнулся. Глубоко вдохнул. И через мгновенье задребезжали, показалось, в комнате стекла от раскатистой волны тягучего, увесистого баса, каким батюшки обычно голосят с амвона.
Нравится? — озорно прищурился Едешко, закончив богатырскую арию.
Пробовал — не колются. Я же не Шаляпин. Голос-то есть — слуха нет. Надо было учиться, заниматься с педагогом по вокалу. Но я к тому времени прикипел к баскетболу, решил не размениваться и правильно сделал, по-моему…
Иван Едешко родился в 1945 году в селе Стецки Гродненской области. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Выступал за команды «Спартак» (Минск), ЦСКА (Москва), СКА (Киев). Олимпийский чемпион 1972 года, чемпион мира 1974 года, двукратный чемпион Европы, восьмикратный чемпион СССР. В 1982 году тренировал сборную команду Советского Союза, выигравшую чемпионат мира.
Ваня! Едешко! — кричит Иван Иванович, и к нему подходит Кузьма Сапрыкин , исполнитель роли Ивана Едешко в фильме. И вот теперь настоящий Едешко своим именем в жизни называет Едешко киношного. А еще к нам заглянул Александр Ряполов, сыгравший Алжана Жармухамедова .
«Наступили на линзу»
Иван Иванович, сейчас много спорят о том, похож ли Гаранджин в исполнении Машкова на настоящего Владимира Петровича Кондрашина? Вам как показалось?
Иван Едешко: — Создать образ Кондрашина сложно. Он был сам в себе, гений, тренер от бога. У него было трудное детство, он блокаду пережил. И это все в нем копилось. И все это передать очень непросто. Но Машков это сделал блестяще. Его герой — психолог, любит ребят, любит семью, заботится обо всех, рискуя собой, рискуя всем. Ну и, естественно, он любил баскетболистов. Я пришел в сборную в 1970 году, мы стали чемпионами Универсиады, потом чемпионами Европы , а потом олимпийскими чемпионами. Затем — чемпионами мира. То есть практически все звания мы завоевали с Кондрашиным . И Кондрашина сняли с должности, когда мы заняли 3-е место на Олимпиаде в 1976 году. За третье место! Сейчас за такой результат дают звания, награды, машины…
Александр, в фильме есть момент, когда у вашего героя, Алжана Жармухамедова, выпадает линза. Это ведь отчасти реальная история?
Александр Ряполов: — Я человек с абсолютным зрением и никогда в жизни не носил линзы. И в фильме это был первый опыт — мне еще изменили цвет глаз в фильме, сделав карими. Не всегда было удобно, глаза воспалялись… У гримера всегда были под рукой специальные капли для меня. У Алжана Жармухамедова действительно зрение плохое. Линз в Мюнхене у него еще не было. Ему их чуть ли не первому в стране сделали из оргстекла в 1973 году. И во время одной из игр линза выпала, на нее кто-то наступил, и потом эта линза серьезно испортила Алжану Мусурбековичу зрение, пришлось делать операцию.
Кузьма, вы человек довольно высокого роста, но все-таки не гигант. Но в фильме вы смотритесь выше! Чудеса кино?
Кузьма Сапрыкин: — Наверное, можно уже раскрыть некоторые секреты. Мы снимались в таких больших кожаных ботинках на огромных, сантиметров по 10, каблуках. Мы такими крутыми были! И рядом, под нами, ходит маленький такой Машков…
А. Р.: — Важно было показать, что баскетболисты — это титаны, исполины, люди, которые намного больше, чем обычные люди. И это удалось.
Про три секунды
Владимир Гомельский в своей книге пишет, что вам, Иван Иванович, удалось сделать пас, потому что ваш оппонент шагнул назад, неправильно поняв указание судьи. Это стало решающим моментом?
И. Е.: — Эти три секунды действительно были очень сложные. При любом раскладе проигрышная ситуация. И над нами в этот момент был Господ (Иван Едешко говорит именно «Господ», и это звучит так весомо, что мы не решились поправлять слово в тексте. — Ред.).
Когда я стоял с мячом за лицевой линией, игрок подошел ко мне и мешал руками отдать передачу. Тогда судья показал ему, что вот есть как бы стена и туда нельзя переносить руки. Он не понял и совсем отошел. И тогда у меня появилось пространство отдать хороший пас.
По мне, было 35 процентов вероятности его отдать. Еще меньше шансов поймать этот мяч было у Александра Белова. Мяч летит с силой, а он находился в окружении двух американцев. И еще нужно было справиться с волнением и забить… Это Господ.
— Что вы чувствовали, когда стояли с мячом за три секунды до сирены?
И. Е.: — Рассказать правду? Сначала все мы были в какой-то агонии… Проигрывать матч, в котором мы постоянно вели в счете… Но потом Кондрашин четко поставил задачу. Надо сделать так, так и так. И когда у меня в руках оказался мяч, все это ушло — и агония, и мысли, а был только вот этот момент.
— 45 лет прошло с того матча, а героями, о которых говорит вся страна, вы стали только сейчас. Не обидно?
И. Е.: — Нисколько не обидно, потому что популярность была уже тогда. Мы сразу это не поняли, где-то через полгода оценили, какое большое дело сделали. Как ни странно, мы были более популярны в Испании , в Италии , в Израиле … Сожалею я только об одном: мы не подхватили тогда успех нашего баскетбола, чтобы открыть школы, интернаты, сделать что-то для этого вида спорта.
Отпраздновали по-русски
Владимир Машков рассказывал, что он смотрел этот матч вместе со своим отцом. И помнит, как они вместе со всем домом радовались… А как вы провели эти два дня после победы?
— А сцена на таможне, где вас киношного ловят на перевозке чемодана мохера. Вы правда вяжете?
И. Е.: — Нет, не вяжу (смеется). Но мохер возил для друзей. Там как-то раз в три года менялось, что нужно везти. То мохер, то болонью , то пластинки… Одну легкоатлетку проверяли, а у нее была набита сумка мохером. Настолько плотно, что, когда таможенник попросил ее открыть, оттуда веер до потолка! Ей говорят: так, чья это сумка? Она говорит: не моя. А внизу лежит майка с ее номером… Были разные периоды жизни, когда мы все что-то возили. Что-то нужно было купить домой, жене и ребенку. Ну и какой-то маленький бизнес сделать… Все это было.
— От американцев ждали провокаций во время турне по США?
И. Е. : — Когда мы играли в Америке , там вообще русских не видели и не слышали о нас ничего. В одном городе вместо нашего гимна включили «Боже, царя храни»… Русский для них был такой: ушанка, фуфайка, ППШ, валенки, рычащее лицо. Железный занавес. И мы точно так же относились к американцам.
— Александр, вы же не профессиональный актер?
А. Р.: — Нет, я играл в баскетбол, и меня совершенно случайно увидел режиссер фильма, предложил попробоваться на роль Жармухамедова. Теперь вот мне ежедневно пишут тысячи людей! Спрашивают совета, как им заняться баскетболом, что для этого нужно… И пишут не только баскетболисты, а вообще спортсмены. Говорят, что благодаря этому фильму они были смотивированы, они понимают, что им нужно в десять, в сто раз больше трудиться, чтобы добиться успеха. Многие родители пишут, что их дети попросились в баскетбол теперь. И это замечательно! Мы надеемся, что будет какая-то волна… И интерес к баскетболу наконец-то возрастет.
ПОСЛЕ ПОБЕДЫ
Сборная СССР — олимпийские чемпионы Мюнхена 1972 года
Анатолий Поливода (№ 4) , «Строитель» (Киев ), род. в 1947 г. После окончания игровой карьеры работал тренером, преподавал. Сейчас пенсионер, живет в Миргороде , Полтавская область, Украина . Имеет двух дочерей.
Сергей Коваленко (№ 12) , «Строитель» (Киев), ЦСКА , 1947 — 2004, после завершения карьеры тренировал, потом был владельцем фирмы по продаже стройматериалов. Его сыграл Иван Орлов .
Модестас Паулаускас (№ 5) , «Жальгирис» (Каунас ), род. в 1945 г., капитан сборной СССР (1969 — 1974), тренер профессиональных клубов, сейчас работает с детьми. Женат, сын играл за дубль ЦСКА. В фильме роль Паулаускаса сыграл Джеймс Тратас.
Зураб Саканделидзе (№ 6) , «Динамо» (Тбилиси ), 1945 — 2004. После завершения карьеры работал тренером. Его роль исполнил Иракли Микава.
Михаил Коркия (№ 11) , «Динамо» (Тбилиси), 1948 — 2004. Работал тренером, занимался бизнесом, был совладельцем футбольного клуба «Торпедо » (Кутаиси ). Умер через месяц после смерти Саканделидзе . Его роль в фильме исполнил Отар Лордкипанидзе .
Алжан Жармухамедов (№ 7) , ЦСКА (Москва ), род. в 1944 г. Воспитанник СКА (Ташкент ), во время работы на заводе лишился фаланг двух пальцев. После завершения карьеры игрока работал тренером. В фильме Жармухамедова сыграл Александр Ряполов.
Сергей Белов (№ 10) , ЦСКА (Москва), 1944 — 2013. Один из лучших баскетболистов XX века, знаменитый тренер, был президентом Российской федерации баскетбола, главным тренером сборной России . Зажигал огонь Олимпийских игр 1980 года. Первый неамериканец, вошедший в баскетбольный Зал славы (США ). Его роль в фильме исполнил Кирилл Зайцев .
Иван Едешко (№ 9) , ЦСКА (Москва), род. в 1945 г. Автор той самой знаменитой передачи, после которой Александр Белов забил победный мяч. Заслуженный тренер СССР и России. В фильме Ивана Ивановича сыграл Кузьма Сапрыкин.
Александр Болошев (№ 8) , «Динамо» (Москва), 1947 — 2010. После окончания игровой карьеры тренировал, работал замгендиректора БК «Химки ». Эту роль исполнил Егор Климович.
Геннадий Вольнов (№ 13) , ЦСКА, «Динамо» (Москва), 1939 — 2008. После окончания карьеры преподавал.
Иван Дворный (№ 9) , «Уралмаш » (Свердловск ), 1952 — 2015. Прервал карьеру из-за судебного приговора. Продолжил играть, но на прежний уровень не вышел. Занимался пчеловодством. Работал слесарем, потом в пожарной части. В 2012 — 2015 гг. — президент Федерации баскетбола Омской области.
Александр Белов (№ 14) , «Спартак» (Ленинград ), 1951 — 1978. Один из самых выдающихся баскетболистов в истории СССР. Автор победного броска в финале Олимпиады-1972. В фильме его роль исполнил Иван Колесников .
«Движение вверх»: где правда, а где вымысел?.
Иван Едешко в истории советского и мирового баскетбола — настоящая легенда. Помните, знаменитый финал Олимпиады 1972 года? Именно Едешко за три секунды до конца матча, отдал шикарный пас Александру Белову, который решил исход противостояния с американцами точным броском.
Иван, как и большинство советских детей, с раннего детства занимался спортом. Спорт был доступен, и позволял всесторонне развиваться. Спорт, с которого начал Иван, и который ему нравился — бокс. Однажды, мальчика, заметил детский тренер Анатолией Марцинкевич. Анатолий обратил внимание на рослого Ивана, и предложил ему заниматься баскетболом. Тренер был настоящим фанатом своего дело, и смог привить такую же любовь к баскетболу Ивану. Едешко не раз говорил, что ему очень сильно повезло с тренером. Марцинкевич научил молодого парня азам обращения с мячом, пониманию игры.
В дальнейшем с Иваном работал Яков Фруман. Три года Едешко изнурял себя продолжительными тренировками в зале. За это время он вытянулся на 15 сантиметров.
Карьера Едешко началась в 1963 году. Иван был разносторонним, результативным и крепким баскетболистом. На парня обратили внимание в Минске. Главная республиканская команда по баскетболу называлась «Спартак»(позже была переименована во «РТИ) и выступала во второй союзной лиге.
Большое влияние на развитие баскетболиста оказал тренер Иван Панин. Панин обратил внимание на игровые особенности Ивана, и попробовал больше ставить его в защиту. Результат был отличным. Разносторонний баскетболист, совершенно по новому раскрылся на этой позиции. Рослый защитник, под своим кольцом — это дефицит того времени.
На площадке Иван Едешко был мозгом команды, ее креативом. Он создавал опасные моменты для партнеров из ничего, выводил их на такие ударные позиции, откуда промазать было невозможно. Баскетболисту нравилось вести игру. Иван не только обладал хорошим пасом, но и отлично бросал. В нужный момент мог взять игру на себя, и обвести несколько соперников.
Та сумасшедшая, грамотная, взросла игра сулила игроку одно — переход в «ЦСКА» так и случилось.
В «ЦСКА» Едешко оказался по приглашению Гомельского. В новом клубе Ивану пришлось перестраиваться. В Армейском клубе все и всегда слушали Гомельского. Нужно было безукоризненно выполнять все указания наставника. Иван замечательно вписался в схему, став частью механизма большой машины для побед.
Гомельский требовал простоты и остроты, запрещал Ивану бросать в кольцо. Тренеру нужны были простые, но эффективные передачи. Уже спустя годы, Гомельский признавал, что зря ограничивал креативный талант Ивана, и не позволял ему рискованных, авантюрных действий.
Из «ЦСКА» игроку была открыта дорога в сборную СССР.
Сборная СССР серьезно готовилась к Олимпиаде 1972 года под руководством тренера Кондрашина. С ним Едешко был знаком еще со студенческой сборной. Тренер минимально ограничивал техничного игрока на площадке, Едешко оправдывал доверие и радовал наставника классными передачами и бросками. Теплые отношения они пронесли через жизнь. Уже, будучи тренером Едешко всегда правильно воспринимал даже самую сильную критику Кондрашина.
Олимпиаду 1972 года в Мюнхене Иван провел здорово, как и вся команда. На этом турнире, Едешко было суждено войти в историю, стать настоящей легендой.
В финале сборная СССР встречалась с американцами. Американская команда в баскетболе была непобедима. Последние три секунды матча переигрывали три раза, виной тому технические ошибки с табло. И вот, сборная СССР проигрывает в 1 очко, впереди три секунды.
Иван Едешко вводит мяч в игру точным пасом на Александра Белова, тот убирает двоих опекунов легким финтом и кладет мяч в корзину. Это было невероятно! Пас Ивана Едешко в финале Олимпиады 1972 года в Мюнхене навсегда вошел в историю!
В фильме «Движение вверх» Ивана Едешко сыграл актер Кузьма Сапрыкин. Выше фото из фильма.
Еще в 1970 году Иван получил образование по специальности «тренер-преподаватель». Спустя десять лет началась тренерская карьера. Он работал с «ЦСКА», со сборными различных возрастов и даже в Африке, в Гвинее. В 1993 году под руководством Ивана «ЦСКА» выигрывает первый чемпионат России по баскетболу. Позже была командировка в Ливан, и работа в Иркутске.
Дочь Ивана Едешко — Едешко Наталия Ивановна мастер спорта по теннису. Работает тренером.
Иван обожает природу. Ему нравится ездить на дачу, путешествовать. Любимый писатель баскетболиста — Джек Лондон. Нравится джаз, а так же фильмы с Высоцким, Мироновым и Леоновым.
«Едешко обожаю. Есть люди-вампиры, а Ваня — наоборот. Доброта! Обаяние! Позитив!»
Баскетболист Иван Едешко оставил большой след в истории мирового спорта. На площадке он был неповторим, а история финала Олимпиады 1972 года в Мюнхене сделала Ивана Едешко настоящей легендой и героем СССР.
Иван Дворный родился 5 января 1952 года в деревне Ясная Поляна, Омская область. Спортом, легкой атлетикой, начал заниматься в старших классах школы. На областных соревнованиях проявил себя и попал на заметку к спортивным специалистам, предложившим ему выбор между борьбой и баскетболом. Иван выбрал баскетбол и переехал в город Омск. С 1966 года занимался баскетболом в детско-юношеской спортивной школе у Заслуженного тренера Виктора Николаевича Промина.
За баскетбольный клуб «Уралмаш» стал выступать в 1969 году, под руководством тренера Александра Канделя. Затем, по приглашению Владимира Петровича Кондрашина, переехал в город Санкт-Петербург играть за «Спартак».
В 1972 году, после назначения Владимира Кондрашина на должность Главного тренера сборной СССР, Дворный вошел в состав сборной. Вместе с командой в следующем году поехал на XX летние Олимпийские игры в немецкий город Мюнхен, где завоевал титул Олимпийского Чемпиона. После Олимпиады еще год успешно играл за клуб «Спартак».
Через год после триумфа на Олимпиаде, в 1973 году, баскетбольная сборная отправилась в двухмесячное турне по Америке. Сыграв больше десятка матчей на разных турнирах, команда вернулась домой. С собой игроки везли вещи родственникам и на перепродажу. В аэропорту «Шереметьево» на таможне все эти вещи описали. Решили устроить показательный процесс и выбор пал на Ивана Дворного. Баскетболиста осудили на 3 года. При содействии Владимира Кондрашина его освободили досрочно и перевели в поселок Нурма, Ленинградская область.
Ивану Васильевичу в 1976 году разрешили играть, в команду взял «Спартак-Приморье» города Владивосток, Приморский край. Команда при нем играла очень неплохо, а сам спортсмен часто набирал по 20 очков за игру. Через два года перешел в Московский клуб «Динамо», однако долго в клубе не задержался. Ранее становился серебряным призером Чемпионата СССР, обладателем европейского Кубка обладателей кубков, серебряным призером Спартакиады народов СССР, победителем Первого всемирного баскетбольного фестиваля в Республике Перу и турнира памяти Ю.А. Гагарина.
В 1980 году Дворный вернулся домой, в свою деревню, занялся пчеловодством. Через какое-то время перебрался в город Омск, устроился слесарем в локомотивное депо «Московка». В депо отработал 14 лет и еще 6 лет в пожарной части. Одновременно играл за омские команды «Шинник» и «Локомотив».
По совету друга в ноябре 2001 года уехал на постоянное место жительства в город Балтимор, США. Затем вернулся на Родину, проживал в городе Омск. Позднее издали повесть «Блок-шот» Владилена Леха, посвященную драматичной судьбе олимпийского Чемпиона.
Президентом Федерации баскетбола Омской области Дворного назначили в феврале 2012 года. В октябре того же года вошел в состав тренерского штаба баскетбольного клуба «1716» в должности тренера-консультанта.
Дворный Иван Васильевич скончался 22 сентября 2015 года от рака легких. Похоронен в городе Омск на Ново-Южном кладбище.
За заслуги в спортивной деятельности Иван Васильевич удостоен звания «Заслуженный мастер спорта СССР».
3 секунды, которые потрясли мир — так будут говорить про этот матч. 45 лет назад сборная СССР в финале мюнхенской Олимпиды победила непобедимых: сборную США. Что это было и почему не повторяется такое никогда, рассказывает «АиФ» легендарный баскетболист Иван Едешко.
Дмитрий Гранцев, «АиФ»: Иван Иванович, существует миф, что на Олимпиаде в Мюнхене перед командой поставили план: к пятидесятилетию СССР выиграть 50 золотых медалей. Было такое?
Иван Едешко: У нас же тогда было плановое хозяйство, планы делались и на выступления спортсменов. Плюс Олимпиада в Германии, сами понимаете. Перед Играми нас возили к монументу «Родина-мать», водили на встречи с волгоградскими рабочими, в Мавзолей, в ЦК ВЛКСМ. И везде звучали речи о фашизме: «Вы едете в страну, откуда пошла эта коричневая чума. Надо проявлять максимальную осторожность, возможны провокации». На самом деле в Германии к нам отнеслись очень дружелюбно. Более того, когда среди немцев провели опрос на тему того, какая команда им наиболее симпатична, они на 1 место поставили японцев как самых улыбчивых, а нас определили на 2. Не знаю, возможно, таким образом они хотели как-то загладить вину перед нашей страной…
Короче, медальный план сборная в Мюнхене выполнила, а наше баскетбольное золото стало пятидесятой медалью СССР, притом что на баскетболистов в принципе большую ставку не делали: нам запланировали серебро. В общем, если нас недооценивали даже советские спортивные функционеры, что там говорить про американцев! Те считали, что победа у них в кармане… Потом многие американские специалисты упрекали руководство своей сборной, говоря: «Мы же предупреждали, что советская сборная будет очень сильной командой!» А мы ведь и были командой. Никто не думал о личной статистике: только о победе. И, знаете, когда у одного из американцев спросили, как они вообще могли уступить, тот ответил: «Я только сейчас понял, что такое коммунизм».
Слева — американские игроки Макмиллен (№ 13) и Хендерсон (№ 6) преждевременно начинают празднование победы. Справа: Александр Белов (№ 14) опускает в корзину победный мяч сборной СССР. На паркете лежит Джеймс Форбс (№ 10). Фото: Commons.wikimedia.org / Рич Кларксон
— Удивились, когда команда США решила бойкотировать церемонию награждения и отказалась принимать серебряные награды? Они ведь по сей день хранятся в сейфе в Швейцарии.
— А чему тут удивляться?! Американцы ведь считают себя нацией «номер один», существуют только их интересы, вокруг которых должен вращаться весь остальной мир. Скажем, старт финального матча в 1972 планировался в Германии на 22:00, но американцы смогли перенести его на более позднее время. Просто потому, что так было удобнее показывать баскетбол зрителям в США. Это было явное нарушение правил проведения Игр, но никто помещать им не смог. И не надо заглядывать так далеко, — в 1972 год — чтобы получить представление об американцах. 2017 год — и всё то же самое: мы будем делать, как нам удобно и выгодно, а вы подстраивайтесь под нас. Но всё-таки тогда в Мюнхене они получили небольшой удар по самолюбию.
Церемония награждения на ОИ в Мюнхене. «Серебряная» ступень пьедестала пустует: американские спортсмены не вышли на награждение. На третьей ступени — сборная Кубы. Фото: Commons.wikimedia.org
— В интервью вы как-то сказали, что Господь помог в том финале. И это слова советского человека?
— Был эпизод накануне финала. Вечером я вышел погулять по олимпийской деревне и встретил американок, которые распространяли Библию. Разговорились. Я спрашиваю: «Вам кто дороже: родители или Бог?» Они: «Бог». Тогда я решил связать веру с патриотизмом, зная менталитет американцев, и задал вопрос: «Выбирайте: я поверю в Бога, но мы выиграем у США, или я не поверю в Бога, зато США возьмут золото». Они мне: «Пусть Америка проиграет, но поверьте в Бога». И всучили Библию, причём на русском языке. Я тогда спрятал её. Какая может быть Библия у члена сборной СССР… Но потом я долго размышлял над этим матчем. Такое стечение обстоятельств! И фол Саканделидзе , и решение Кондрашина выпустить меня на площадку, и мой бросок Сашке Белову , и то, как он поймал мяч… Без Господа тут точно не обошлось! (Счёт был 49:50 в пользу американцев, когда до конца матча оставалось 3 секунды. Едешко отдал идеальный пас через всю площадку Белову , а тот уложил мяч в корзину. Итог — 51:50 в пользу СССР. — Ред.)
— Как такой пас мог отдать баскетболист, про которого шутят: «У Едешко рука кривая»?
— Вот, посмотрите, рука у меня действительно кривая. Лет в 8 я упал с забора и сильно повредил локоть, суставы раздроблены были. В больнице руку вообще хотели отрезать. Матушка, узнав об этом, подняла такой шум, что главрач сказал: «Лично займусь Едешко, попробуем спасти». Спасли, но рука после операций вообще не разгибалась. Мама тогда придумала упражнение: наливала в бидон воды, бросала туда десятикилограммовую гирю и заставляла его поднимать-опускать. Только так — через боль, терпение — руку я и разработал. Хотя надо уточнить: это была левая рука, а пас Белову я отдавал правой. (Улыбается).
— Сейчас обладатель олимпийской золотой медали получает 4 млн руб., даже призёрам выделяются прекрасные автомобили, губернаторы дарят квартиры чемпионам… А вам за Мюнхен сколько заплатили?
— В Германии каждый получил 300 марок, а по возвращению в Союз выдали ещё 3 тыс. рублей за вычетом подоходного. Плюс разрешили за свои деньги купить «Жигули» вне очереди. «Волга» досталась только Александру Белову (отметим, что на подобную награду мог рассчитывать и Сергей Белов, который принёс в том матче — 20 очков команде СССР — Ред.). Тогда на всю сборную с 50 золотыми медалями было выделено всего пять «Волг»!
— В конце года выходит в прокат художественный фильм по вашим «трём секундам». Вы консультировали съёмочную группу?
— Да, я консультировал этот фильм. Причём над ним работала та же съёмочная группа, что и над хоккейной «Легендой № 17». Картину снимали на основе книги воспоминаний Сергея Белова «Движение вверх». И форма, и кроссовки, и даже бутылки с водой сделаны по точным копиям того времени. Этот фильм — драма о том, какой прессинг в семидесятые годы испытывали игроки и тренеры от чиновников и спортивных бонз. Главную роль — Кондрашина — играет Владимир Машков . И в том, что этот фильм будет бомбой, я совершенно уверен.
— Бывает, что груз славы оказывается слишком тяжёлым для спортсмена, потому и уходят из жизни рано…
— Бывает… Вот Саканделидзе и Коркия . Они же в Грузии кумирами были! Надо понимать, что это за страна: каждый мечтает устроить пышное застолье с олимпийскими чемпионами. А ребята не могли никому отказать, стали свадебными генералами. Зураб и Миша не дожили до 60 лет: ушли с интервалом в 13 дней. Я был у них на кладбище. Многих уже похоронить пришлось. Остальные? Дружим с Алжаном Жармухомедовым , созваниваемся с нашим капитаном Модестасом Паулаускасом : у него проблемы со спиной, поэтому он не выезжает из Литвы. Анатолий Поливода живёт в Миргороде (Полтавская обл. — Ред.). В диалог он вступает неохотно, и с ним у меня общения почти нет.
— Кондрашина игроки звали Батюшкой, Гомельского — Папой. Теперь так тренеров не зовут?
— Они, конечно, были разные. Если Кондрашин — тренер от Бога, то Гомельский — от жизни. Петрович (Кондрашин. — Ред.) любил игроков, при этом никогда не выбивал для них жильё, стипендии и т. д., хотя и был вхож к Владимиру Промыслову (председателю исполкома Моссовета. — Ред.). Александр Яковлевич же решал любой вопрос с ходу: обеспечить баскетболистов квартирами, машинами, поездками, формой — нет проблем. Это был человек неуёмной энергии. Такой, знаете ли, новый русский еврей. (Улыбается.) Казалось, у него всё схвачено. Будь то ЦК партии или журналисты — со всеми находил общий язык. Но была у Кондрашина и Гомельского общая черта: оба беззаветно любили баскетбол. Такой преданной любви я у современных тренеров не вижу. Сейчас это больше о том, что я могу поиметь с этого дела, чем о том, что я могу дать баскетболу. Может быть, поэтому и квалификация сегодняшних специалистов ниже. С другой стороны, что мы хотим от тренера, который в региональной спортивной школе получает гроши: 15-20 тыс.? Естественно, он не может полностью отдаваться баскетболу, потому что должен думать, где бы ещё заработать. И это печально.
— Если бы были деньги, то наш баскетбол мог бы вернуться на былые позиции?
— Понятно, что без денег в спорте никуда. Я хорошо помню девяностые, когда люди по полгода не получали зарплату. Игроки уезжали в Польшу, Венгрию, Люксембург — куда угодно, лишь бы только платили. Я тоже не выдержал, отправился работать в Ливан. Но сами по себе деньги никак не связаны с результатом. Более того, большие суммы часто меняют человеческую психологию не в лучшую сторону. Патриотизм, амбиции, профессиональное отношение к делу за доллары не купишь, как и любовь. В моё время всё это рождалось у ребят во дворах. Надеть майку сборной — это мечта с детства. А сейчас молодёжь попряталась от мира, мечты ищут в электронных гаджетах, очень мало простого человеческого общения, мало интереса к прошлому. И моё мнение: все те прошлые великие победы нашего советского спорта надо хотя бы немножечко знать и беречь. Очень обидно, когда о них забывают.
— Вы вообще могли себе представить, что сборная России по баскетболу не отберётся на Олимпиаду, как это случилось в Рио?
— Такое мне и в страшном сне присниться не могло! О чём говорить, мы же на прошлый чемпионат Европы не попали! То, что происходило с нашим баскетболом последнее время, — это вообще абсурд! Такое унижение. Федерацию фактически разграбили, долгов на 280 млн рублей, сборная стала проигрывать таким командам, которых раньше просто выносили с площадки, не заметив. Сейчас, с приходом Кириленко (глава Российской федерации баскетбола. — Ред.), финансовые дела пошли на поправку. Под его имя пошли деньги, и основной долг закрыт. И теперь эти свободные финансы можно будет пустить на успешную работу федерации.
— А что насчёт сборной? Она выздоравливает?
— Мне кажется, что у нас прекрасные игроки, каждый со своей изюминкой. Но проблема в том, что они не раскрываются на своих местах. И я уверен, что, окажись ребята в других сборных, они бы были там лидерами. Конечно, прогрессу нашей национальной команды отчасти мешает и «легионерский вопрос». Клубы хотят быстрого результата, выпускают на площадки иностранцев, а русские сидят на скамейке запасных. Как тут набраться опыта? Но всё-таки в том, что касается сборной, настроение у меня оптимистичное. Думаю, нам вполне по силам показать что-то достойное на этом чемпионате Европы.
Иван Едешко. Фото: АиФ